поиск

Если ребенок не похож на других детей

9 октября 2011

Наверное, всех родителей волнует вопрос: соответствует ли развитие
их ребенка воз-растным нормам? А если нет, то как помочь «непохожему»
ребенку адаптироваться в обществе? И вообще, что означает понятие нормы
и надо ли стремиться ей соот-ветствовать?



Если ребенок не похож на других детей

НОРМАЛЬНО ЛИ ЭТО?


В семье трое детей, и каждый развивается
по-своему. Старший уже в три года хорошо рисовал, средний в полтора
года начал говорить предложениями, а младший и заговорил поздно, и к
рисованию никаких способностей не проявляет, да и вообще совсем не
похож на старших.

Постоянно сравнивая ребенка с детьми знакомых, с
возрастными нормами из различных пособий по детской психологии, с
собственными идеальными представлениями о «нормальном
ходе развития
»,
родители нередко приходят к выводу, что их ребенок в чем-то, а иногда
во многом, отличается от большинства детей. Часто встревоженные
родители за-дают подобные вопросы психологу: насколько нормально
проходит развитие ребенка и станет ли ребенок впоследствии «таким как все»?

Почему для родителей так важно, чтобы их ребенок
соответствовал каким-то нормам? Де-ло в том, что правила поведения в
обществе, программы обучения и прочее, ориентиро-ванны на некоего «среднестатистического» ребенка. И ребенку, непохожему на большинство, будет трудно «найти свое место в жизни»:
общаться с окружающими, обучаться по стандартным программам. Обычно
родители нуждаются в том, чтобы их успокоили. И психологи не устают
повторять, что развитие каждого ребенка идет своим индивидуаль-ным
путем, что существуют весьма приблизительные возрастные нормативы.
Например, не стоит забывать, что даже родные братья или сестры могут
настолько отличаться друг от друга в поведении, интересах и процессе
развития, что родителям остается только удивляться.

Из письма читательницы: «Дочери два
года, а она не говорит, она родилась на два меся-ца раньше срока,
ходить начала только в год и два месяца. Для общения с нами использу-ет
немного слов, большинство вещей называет своими словами. Что делать?
»

Естественно, что особую тревогу у мамы вызывает
то, что девочка родилась раньше срока, пошла немного позже, чем
большинство детей. Однако если и существует разница в развитии между
детьми, родившимися в срок и родившимися раньше, то она исчезает в
течение первых 3-4 лет жизни. Вообще специалисты отмечают, что
большинство тревожащих родителей проявлений раннего возраста (ребенок неуравновешен, излишне подвижен,
необщителен, упрям, рассеян, плаксив и т.д.
) не оказывают никакого влияния на дальнейшее развитие детей.




ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ


  • Понятие нормы и нормальности развития в психологии весьма условны.
    И то, что нормально для одного ребенка, совершенно не соответствует
    темпераменту и характеру другого. Помни-те, что все дети разные,
    поэтому с ними так интересно.
  • Не торопитесь переживать, если ваш ребенок не похож на окружающих
    его детей. Собирайте статистику, общаясь с родителями сверстников (в
    интернете, в детских учреждениях), и навер-няка найдете ребенка,
    похожего на вашего. Это не только успокоит, но и подскажет, как
    пра-вильно взаимодействовать со своим чадом.
  • Ищите не только негативные последствия «непохожести» вашего ребенка
    на других, но и по-зитивные. Например: один с упоением читает, другой -
    ни в какую не хочет, но зато самостоя-тельно одевается.
  • Расспросите своих родных о том, какими вы были в детстве, возможно
    вы тоже чем-то отли-чались от сверстников, но это не помешало вам
    получить образование и стать замечательными родителями.
  • Помните о разнице в возрасте – даже за один месяц ребенок может сильно продвинуться в своем развитии.
  • Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми в его
    присутствии. Наши дети очень чувствительны к невыгодному сравнению: это
    формирует неуверенность в себе.




ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ


Все успокаивающие рекомендации подходят для
родителей детей, непохожих на других в силу особенностей характера или
воспитания, рано или поздно они приспосабливаются к жизни в обществе. В
более сложных ситуациях, если у ребенка есть серьезные физические или
психологические проблемы (врожденные или приобретенные особенности),
родителям ни в коем случае не стоит ориентироваться на средние показатели нормы.



У Пети врожденная деформация
стопы, он перенес несколько операций, но все равно заметно
прихрамывает, не может бегать, ему трудно взбираться по ступеням. У
Сони диабет, она должна вовремя есть, соблюдать строгую диету и
регулярно делать себе уколы инсулин
а.


Естественно, что и Соня, и Петя испытывают определенные проблемы «вхождения»

в обычную жизнь: помимо преодоления трудностей в адаптации, общении,
обучении, которые порождает его проблема, ребенок вынужден, к
сожалению, преодолевать и насмешки, любопытство окружающих. Кроме того,
заболевание или увечье ребенка – тяжелый удар для его родителей.
Родителям сложно не только помочь ребенку адаптироваться, обеспечить
ему необходимый уход, режим, создать условия для его развития, но
психологически тяжело смириться с болезнью или дефектом ребенка.

Родители необычных детей испытывают целый спектр
чувств: шок, отчаяние, чувство ви-ны, страх, стыд. Очень
распространенная реакция - неприятие (отрицание) диагноза.
Сосредотачиваясь на недостатке и борьбе с его последствиями, родные
часто не замечают тех, качеств, которые никак не связаны с проблемой
ребенка. А ведь все специалисты отмечают, что дети с ограниченными
возможностями добрее, отзывчивее, больше ценят дружбу, сильнее
стремятся к новым впечатлениям и знаниям, чем обычные дети.

С одной стороны, компенсаторные возможности
детского организма велики, при правильном подходе, адекватном обучении,
необходимом лечении, даже устрашающие диагнозы теряют свою
актуальность. С другой стороны, опасно не замечать проблем,
подстегивать ребенка, пытаясь научить его тому, к чему он не готов,
торопить, требовать от него того, с чем он в силу своих особенностей
справиться не может. Ребенку необходимо, что-бы его любили и ценили за
его привлекательные качества.

Одна из серьезных проблем – это равнодушное, а
нередко и негативное отношение большинства в нашем обществе к
непохожим, необычным детям и их родным. Поэтому так важно не замыкаться
на своей беде, а искать понимания и помощи у людей, оказавших в такой
же ситуации.

Американский психолог Эдда Ле Шан обращается к непохожим на других детям с такими словами: «Ваша особенность – это просто одна из ваших черт, а черт этих много. Этот штрих в вашем портрете не главный, всегда есть другие».
Самое трудное и самое необходимое для таких детей, чтобы окружающие
видели в них целостную личность, а не только человека, которому
приходится иметь дело с неразрешимыми проблемами. Относясь к ре-бенку,
как к «милому человеческому существу, которому не повезло»,
родители, позволяют ему развиваться по-своему и помогают адаптироваться.

Пусть Пете никогда не стать футболистом или
атлетом, но его дефект не может помешать ему стать чемпионом школы по
шахматам. А Соню болезнь «научила»
пунктуальности и планированию.




СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:


  • Знайте, что вы не одиноки и сотни тысяч других хороших родителей
    испытывали те же чувства и решали (и решают) те же проблемы, что и вы.
    Обратитесь за помощью к специалистам и семьям, имеющим необычных детей.
    Разделите с кем-то заботу о ре-бенке.
  • Не жалейте ребенка, сравнивая его с другими – это усиливает
    ощущение неполноценно-сти. Но щадите его: не перегружайте, не требуйте
    никаких сверхдостижений. Ребенку важно почувствовать, что он чего-то
    достигает, тогда он будет готов к дальнейшим свершениям. Обучение ведет
    за собой развитие, если соответствует реальным возмож-ностям ребенка.
  • Научитесь замечать не то, что ребенку недостает, а что он может,
    умеет. Ценить малейшие достижения. Чаще хвалите и поощряйте ребенка.




Бенджамин Спок писал, что «каждый
человек имеет право на место в жизни и на образование. Например,
существует множество видов деятельности, которые лучше выполняют-ся
людьми с более низким, чем у большинства уровнем умственного развития
».

К сожалению, в нашей стране подобных возможностей для детей с
ограниченными очень мало, поэтому они особенно нуждаются в любви и
принятии со стороны родных.


РЕБЕНОК НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ


Хочется поговорить еще об одной категории детей, доставляющих немало забот педагогам
и родителям. Бывает ребенок не похож на окружающих своим восприятием мира.

Например, одаренные, творческие дети стремятся в
любое дело привнести что-то свое, забывая о каких-то там правилах. Они
обычно слишком активны, не способны заниматься рутинной работой, из
которой более чем на половину состоит обучение в общеобразовательной
школе.


Семилетний Витя очень любит
сочинять стихи. У него это неплохо получается, но «приступы»
вдохновения случаются совершенно не вовремя: на контрольной по
математике, вместо классной работы, на уроке физкультуры. Результат –
частые замечания со стороны учителей и насмешки одноклассников.

Нередко результаты деятельности одаренных детей
настолько неординарны, что совершенно не понятно, как их оценивать. К
сожалению, в большинстве случаев окружающим взрослым одаренный ребенок
может представиться абсолютно неспособным к обучению злостным
нарушителем дисциплины. Действительно, одаренные дети не способны
обучатся по стандартным программам, для развития их способностей
необходима индивидуальная программа.


Восьмилетний Лева - левша. Его
тетради по русскому языку приводят учительницу в ужас количеством
ошибок, помарок неразборчивым почерком. Он не любит рисовать, потому
что у него ничего не получается, читает медленнее всех в классе. Он
чуть ли не самый слабый ученик в классе.


Нейропсихолог Семенович А.В. в своей книге «Эти невероятные левши»
пишет: «В мире левшат читать, писать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Они так видят!»
Естественно, что выполненные ими задания могут совсем не походить на
образец, левши испытывают сложности с ориентацией в пространстве, в том
числе в пространстве собственной тетрадки, путают право-лево и
верх-низ, переворачивают на письме буквы и цифры. Левши часто неуклюжи,
у них жуткие проблемы с мелкой моторикой (они не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у них очень плохой почерк).
Не зная, что перед ними ребенок-левша, педагоги могут заподозрить
ребенка в сильное отставание в развитии. Однако, левши невероятно
способные дети, у них очень развита интуиция, прекрасная память, они
очень работоспособны. Надо только найти к ним правильный подход.

К любым детям, непохожим на остальных, следует
относиться внимательно и бережно. Не спешите ставить на них крест и
записывать в неумехи. Возможно, неудачи ребенка связаны с тем, что ему
сложно действовать в предлагаемых рамках. Задача окружающих его близких
искать приемы обучения, подходящие именно этому ребенку, позволяющие
ему добиться успеха, поверить в себя, почувствовать себя личностью.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии от сайта. Вы можете зарегистрироваться или оставить комментарий от соц.сети Вконтакте.



€нтернет-“фа