поиск

Проблема детской отверженности

9 октября 2011

Детская отверженность — явление,
к сожалению, частое и трудно поправимое.


Распределение ролей:


§  Зачинщики;


§  Жертвы;


§  Преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю;


§  Нейтральные наблюдатели;


§  Защитники.


Зачинщиками  могут стать:


§  активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;


§  агрессивные дети, нашедшие для своего самоутверждения безответную жертву;


§  дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;


§   дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (результат соответствующего семейного воспитания);


§   эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;


§  в подростковом возрасте зачинщиками могут стать максималисты, дети, не желающие идти на компромисс.


Почему  добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся преследователями?


1.        «Стадное чувство».


2.        Желание заслужить расположение лидера класса.


3.        Ради развлечения.


4.        Страх оказаться в таком же положении.


5.        Собственное самоутверждение.


Кто же чаще всего становится жертвой издевательств ?


Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок:
— необычной внешности (заметные шрамы, хромота и т.д.);
— страдающий энурезом;


    — тихий и слабый, не умеющий за себя    постоять;
— неопрятно одетый;
— часто пропускающий занятия;
— неуспешный в учебе,
— которого слишком опекают родители;
— не умеющий общаться и т.д.


Возможные последствия:


Травля наносит непоправимый ущерб психике жертвы. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости, нежелания посещать школу, у ребенка могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Не менее вредно ситуация травли действует на психику преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.


Януш Корчак считал, что забота об отвергаемых детях требует большого такта: «Надо следить не только за тем, чтобы их не обижали, но чтобы и они никому не мешали». Таких детей необходимо учить правилам общения и взаимодействия.


 


 


Профилактика:


Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в школе. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю:


§  учить детей взаимодействовать друг с другом;


§  читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения;


§  пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;


§  если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.


§  избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках.


Помощь родителей:


§  Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.


§  Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать школьным требованиям.


§   Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).


§  Обеспечьте ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники.


§  Способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать его из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и останется чужим в классе.


§  Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.


Примерные темы для проведения классных часов:


Для  младших классов:


«Все мы разные»;


«Мы видим мир по-разному, но между нами много общего».


Для средних классов:


«Взаимоотношения с окружающими»;


«Самооценка и отношение окружающих».


Для старших классов:


«Толерантность»


«Толерантная личность»


Литература:


1.        Кравцова М.


     «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» «Генезис» 2004


2. Статьи Кравцовой М. в  ж-ле «Школьный психолог» № 45/2003,


      № 41/2004


3. «Воспитание толерантности»


     ж-л «Классный руководитель»


     № 4/2006


 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии от сайта. Вы можете зарегистрироваться или оставить комментарий от соц.сети Вконтакте.



€нтернет-“фа