Поделка из бересты в детский сад – Береста для детских поделок. Простые изделия из бересты ⋆ Детский мир

  • Home
  • Поделки
  • Поделка из бересты в детский сад – Береста для детских поделок. Простые изделия из бересты ⋆ Детский мир

Береста для детских поделок. Простые изделия из бересты ⋆ Детский мир

береста для поделокБереста может стать замечательным и оригинальным материалом для различных поделок. Из бересты можно легко сделать, например черпачок для питья воды. Прямоугольный кусок бересты надо очистить, свернуть конусом и скрепить расплющенной палочкой как показано на рисунке. А для сбора ягод и грибов нетрудно сделать берестянку или берестяную корзинку. Для этого возьмите прямоугольный кусок бересты согните его в форме коробки. В углах проделайте отверстия и свяжите верёвкой, кусочком кожи или лыком.

ковш из берестыберестяная корзина

Если вы хотите сделать маленькую корзиночку, то её боковинку придётся сшить толстыми нитками. Дно корзинки выпиливают из фанеры или дощечки и прибивают к нему боковинку деревянными или мелкими железными гвоздями или приклеивают столярным клеем. К корзинке пришейте ручку, сделанную из двух полос бересты. Ручку можно сделать из прутика, вставляя концы его в специально проделанные с боков отверстия.

Берестяной туесок

Береста при высыхания скручивается. Но если вам понадобилась ровная береста, распарьте часть скрученной бересты в горячей воде и затем разложите на ровной поверхности и положите под груз. Пусть она так и хранится. Если же вам вдруг понадобится скрученная береста, а у тебя только прямая, то проделайте обратный процесс. Прямую бересту распарьте в горячей воде, и она снова скрутится. По мере высыхания береста будет скручиваться все больше и больше.

Береста для аппликации

Также из бересты вы можете сделать чудесные аппликации. Вам нужно подобрать кусочки бересты по цвету и размеру, а также по толщине. Рисунок на аппликации не должен быть крупным, так как это может сделать вашу работу грубой и не слишком изящной. Но в то же самое время он недолжен быть и слишком мелким, потому что это в несколько раз повысит трудоёмкость изготовления аппликации.

Можно использовать следующий приём изготовления деталей для аппликации. Наклейте тонкие кусочки бересты на обычную бумагу и затем нарисуйте с обратной стороны (со стороны бумаги) те элементы и фигуры которые вы хотите приклеить на аппликацию. Теперь вам останется лишь составить рисунок и нанести на детали клей.

аппликация из бересты

На рисунке вы видите пример такой берестяной аппликации. Присмотритесь к ней повнимательней, и вы поймёте, как правильно нужно делать аппликацию используя бересту.

partnerkis.ru

Мастер -класс «Подкова из бересты» для детей 5-9 классов

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

Мастер – класс

для детей 5 – 9 классов в условиях детского дома

«Изготовление магнита — подковы из бересты»

Исполнитель:

Осипова Ольга Николаевна,

воспитатель МКУ «Детский дом №6»

«Огонёк»

Прокопьевск 2018

Содержание

Введение …………………………..3

  1. История берестяного ремесла, как одно из направлений декоративно-прикладного искусства……………………………………………………5

  2. Основная характеристика оберега, его значение для человека……………..9

  3. Практическое изготовление магнита-подковы из бересты………………… 11

Заключение……………………………………………….………………………18

Литература……………………………………… ……………………………20

Приложения…………………………………….………………………………..21

Введение

XXI век – век компьютерных технологий. Мы стали все реже читать книги, слушать классическую музыку, обращать на красоту природы, которая нас окружает. Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, но и подрастающего поколения. Детям стал больше интересен компьютер, чем занятия декоративно-прикладным творчеством. А ведь именно занятия ручным трудом обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, развивает мелкую моторику, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. Но, не смотря на компьютеризацию, предметы, созданные ручным трудом стали весьма популярны.

В процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а этот интерес и есть — зарождающее чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли патриотами своей Родины.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном мире особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. И поэтому необходимо развивать декоративно-прикладное творчество среди молодежи. Более того, в наше время различные виды творчества являются распространенными. В этом как раз может помочь декор или декоративно- прикладное искусство, потому что любой ребенок может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту.

Мы решили развивать творческие способности детей, используя такой вид декоративно-прикладного искусства, как берестяное ремесло.

Поэтому тема нашего мастер-класса: «Изготовление магнита — подковы из бересты с детьми среднего и старшего школьного возраста».

Цель:

знакомство детей среднего и старшего школьного возраста с азами обработки бересты (теоретически и практически) на примере изготовления магнита — подковы из бересты.

Задачи:

  1. Познакомить с историей берестяного ремесла, как с одним из направлений декоративно-прикладного искусства, с историей подковы- оберега.

  2. Практически освоить технику изготовления магнита — подковы из бересты.

  3. Развивать художественный вкус, через декоративное оформление магнита — оберега.

  4. Воспитывать уважение и проявление интереса к творческому ремеслу народных мастеров и умельцев по работе с берестой, а также бережное отношение к природным богатствам родного края.

1. История берестяного ремесла, как одно из направлений декоративно-прикладного искусства.

Предыстория берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами – «оберегами». С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба таинственным образом связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего «тотема», Причем, тотем — это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки — от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.

Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве народов России. Особенно широко распространялось берестяное ремесло в европейской части России: в Вологодской, Новгородской и Тверской областях.

С незапамятных времен в древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачьи челны, туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха.

В специально приготовленных коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух очень чистый. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. А самое главное – на бересте писали и рисовали различные изображения.

Береза на Руси — это и символ, и поэтический образ страны. Она и грела, и лечила, и поила, и душу человека питала.

Почки и молодые побеги березы и сегодня используют в лекарственных целях, березовым соком утоляют жажду, березовые полешки используют в каминах: они дают сильный жар. Эфирные масла, выделяемые березой, обладают мочегонным свойством и при растирании снимают боль в суставах. Деготь, получаемый при сухой перегонке, называемый древесной смолой, обладает целебными свойствами, и используется в фармакологии. Бересту использовали при строительстве жилья для защиты от холода, гнили и сырости. Берестой обшивали лодки, делали из нее поплавки и другие рыбацкие принадлежности. Берестяные грамоты, дошедшие до нас, называют берестяной почтой столетий. 

Береста — прекрасный материал для изготовления различных изделий. Он экологически чистый, влагостойкий, красивый и прочный, хорошо поддающийся обработке. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок и остается гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги, береста прекрасно сочетается в художественных поделках с другими природными материалами.

Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную, хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока.

Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных  слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым. Эта сторона у мастеров называется лицевой.

Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, — это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных  утолщений, наплывов и порезов.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что береста – природный материал, который можно использовать для изготовления различного рода предметов и поделок. В наше время изделия из бересты в большинстве случаев утратили былое практическое применение. Сейчас по назначению используются зачастую только корзины. Остальные поделки служат, в основном, в декоративных целях, в качестве украшений, и,

нередко, довольно дорогих.

И поэтому на нашем мастер-классе, мы изготовим такую поделку, как оберег, а именно – подкову-магнит. Но, в первую очередь ознакомимся с характеристикой оберега и его значением для человека.

  1. Основная характеристика оберега, его значение для человека.

Береста — это верхний слой березовой коры. Люди испокон веков знали и ценили лечебные свойства бересты. Березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате береста остается теплой, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках — и вы сразу же успокоитесь, если были чем- то взволнованы. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье.

В доме, где имеются изделия из бересты, человек дышит целебным воздухом. Береста обладает мощнейшим антигрибковым, антивирусным и бактерицидным действием.

Как гласит поверье, подкова приносит удачу, здоровье, любовь и богатство тем, у кого она есть.

Оберег – подкова очень интересный, красивый оберег. Издавна считалось, если найти подкову — на счастье! Вряд ли кому-либо повезет вдруг найти подкову в городе. Ну и, поскольку ковать настоящие подковы мы не умеем, то изготовим оберег из природных материалов, символизирующих здоровье, счастье, благополучие и достаток.

Сделаем оригинальный оберег, который может стать великолепным подарком и украшением интерьера.

Мы оформляем подкову множеством красивых элементов, каждый из которых имеет своё значение, символику. (Приложение 1).

Чем больше искренних пожеланий, тем красивее получится оберег.

Также имеет значение, где в доме и в каком положение размещена

подкова: если хочешь дом спасти, вешай над дверью, если семью обрести – над очагом, если дитя – над кроватью супругов.

Подкова, направленная ветвями вверх, олицетворяет собой чашу,

которая будет привлекать в дом богатство. Если же вы повесите подкову ветвями вниз, вся негативная энергия дома будет задерживаться на ней и стекать вниз, на землю. Обычно, таким образом, подкову вешают для защиты дома от злых сил (порчи, сглаза).

В России с давних времён принято придерживаться такой традиции: внутри дома подкова вешается ветвями вверх, а снаружи, например, над крыльцом – ветвями вниз.

Итак, перейдем к практическому изготовлению магнита-подковы из бересты.

  1. Практическое изготовление магнита-подковы из бересты.

Приступаем к работе. Нам понадобятся такие материалы и

инструменты, как:

Материалы: береста, плотный картон, клей «Титан», краска темно-коричневая акриловая.

Инструменты: ножницы средние, ножницы маникюрные, карандаши, магниты, линейки, салфетки, трафареты подковы, дыроколы фигурные, поролоновые спонжи, пинцеты.

Наш мастер-класс будет включать в себя такое методическое обеспечение занятия, как:

  1. Технологическая карта «Изготовление магнита-подковы из бересты».

  2. Презентация «Изготовление магнита-подковы из бересты».

  3. Образцы готовых изделий (магниты-подковы).

Итак, приступим к работе. Для начала вспомним технику безопасности: общие правила при работе для учащихся, технику безопасности при работе с ножницами и клеем. (Приложение 2). Все, что понадобится нам в работе, лежит у вас на столах.

hello_html_40c5caa1.jpg

Изготовление основы

Сначала нужно выбрать бересту, подойдет кусочек размером 8х8 см чистый, без повреждений и наростов. Выбранную бересту нужно очистить и разделить на слои. Лучше, чтобы получилось много слоёв не толще бумаги.

hello_html_792f1932.jpg

По шаблону обводим карандашом подкову на бересте.

hello_html_2082fdee.jpg

Вырезаем подкову из бересты и, чтобы она не скручивалась, приклеиваем её на плотный картон клеем «Титан». Прижимаем, даём подсохнуть.

hello_html_m49a19865.jpghello_html_m318e48f3.jpg

Теперь вырезаем подкову из картона. Работаем аккуратно, чтобы края картона не виднелись из-за бересты.

hello_html_m5320cfbb.jpg

С помощью поролонового спонжа и акриловой краски слегка тонируем края подковы. Работаем почти сухим спонжем.

hello_html_2064936c.jpg

С изнаночной стороны приклеиваем магнит.hello_html_m7fd967f7.jpghello_html_17ec41ea.jpg

Основа магнита готова. С лицевой и изнаночной стороны.

Изготовление декоративных элементов.

Из оставшихся тонких слоёв бересты при помощи фигурных дыроколов вырубаем декоративные элементы.

hello_html_m23ceef90.jpg

Можно самим нарисовать нужный элемент и вырезать при помощи маникюрных ножниц.hello_html_4d073bf3.jpghello_html_m19dfee42.jpg

Некоторым элементам придаем объём, продавливая их тупым концом карандаша, ручки (например, на ладони или коврике для компьютерной мышки), пинцетом или стекой.hello_html_md91410.jpghello_html_m3e389f2c.jpghello_html_8800f2e.jpg

Цветы можно сделать многослойными, вклеивая их один в другой от большего к меньшему.hello_html_m75ab765f.jpghello_html_149d0781.jpg

При желании можно затонировать края некоторых элементов.

hello_html_m2868f3c3.jpg

Сборка изделия.

На готовой основе выкладываем композицию, как на образцах, или руководствуясь собственной фантазией. Достигнув желаемого результата, приклеиваем элементы к основе на клей.

hello_html_1d7979cc.jpghello_html_cb91060.jpg

hello_html_53bd366e.jpg

Добавляем дополнительные декоративные детали: бусины, бисер, божьи коровки, стразы, прорисовываем цветными контурами для стекла. На этом этапе главное вовремя остановится и не «перегрузить» изделие.

hello_html_m59323b0.jpghello_html_4c3a4444.jpg

Оберег – подкова готов!

hello_html_6bfe7881.jpg

Заключение

В наше время проблема возрождения народных традиций, приобщение человека с детского возраста к народному творчеству особенно актуальна, так как традиции постепенно уходят в прошлое. Ведь молодая семья живет со своими уставами, взглядами, традициями такими, как требует наше современное общество. Многие взрослые не знают обычаи и национальную культуру своего народа. А старшее поколение постепенно уходит, и некому передать опыт, накопленный веками.

Таким образом, свою любовь к родным местам, к тому, чем знаменит наш родной край, традиции народов, народное творчество – вот, что мы должны передать детям.

И поэтому, благодаря мастер-классу, дети познакомились с таким понятием, как береста. Работа с берестой у детей вызывает огромный интерес, так как это экологически-чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке в детских руках, материал. Работая с ним, воспитанники очень быстро видят результат своего труда.

Изделия из бересты являются символом одной из русских традиций. На сегодняшний день многие предметы из бересты дошли до нас в своем первоначальном виде, но некоторые предметы сейчас более усовершенствованные и современные. Многие изделия, например, шкатулки из бересты широко используются в современном интерьере. А некоторые экземпляры берестяных изделий можно по праву считать настоящим произведением искусства и русских традиций.

Каждая вещь, сделанная на бересты, индивидуальна, так как здесь присутствует только ручной труд.

На мастер-классе мы изготовили оберег своими руками, а самые сильные обереги — те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», стихийных бедствий и разных напастей. В оберег человек вкладывал душу, свою любовь и тепло. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось стремление уберечь свой дом от бед и напастей.

Оригинальный магнит из бересты займет достойное место в Вашем доме. Береста обладает положительной энергетикой.

Берестяной магнит — частичка природы, отличный подарок! Поэтому данный мастер-класс имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

Литература

  1. Иванов С. В. Береста народов Сибири. Орнаменты [Текст] Материалы по изучению искусства народов Сибири АН СССР М.Л, 1954. – 286 с.

  2. Клыков С. С. Работа с берестой [Текст] Пособие для учителей. Архангельск, 1999. – 156 с.

  3. Конышева, Н. М. Секреты мастеров [Текст] / Н. М. Конышева.– LINKA – PRESS, 1997.–98 с.

  4. Финягин, В. В. Изделия из бересты [Текст] / В. В. Финягин. – М.: АСТ Астрель, 2001. – 128 с.

  5. Черныш, И. В. Поделки из природного материала [Текст] / И. В. Черныш. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 129 с.

  6. Шептули, А. Домашние обереги своими руками [Текст] / А. Шептули. — М.: Эксмо, 2010. –64 с.

  7. http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo

  8. http://verkhola.com/master-klass-rabota-s-berestoj#ixzz2rUhU4IOb

  9. http://spleteno.ru/technology/11-beresta/18-kochedyknozhrezak.html

  10. http://stranamasterov.ru/content/popular/inf/1358%2C451

Приложение 1

Символика элементов оберегов

— мешок изобилия, висящий в доме, наполняет семейную чашу богатством и достатком;
— горох, фасоль — богатство и изобилие в доме;
— разнотравье – долголетие;
— красный перец — горячая любовь, символ мужского начала;
— орех — символ умственной силы и здоровья;
— монеты — успех в делах;
— хлеб — согласие в доме;
— семечки, подсолнух — семейное счастье, гостеприимство;
— чеснок, лук — от нечистой силы;
— ягоды, дары природы – символ урожая в хозяйстве;
— вишня – символ добродетельности;
— ежевика – символ девичьей чистоты;
— ягоды шиповника – символ крепкого здоровья;
— яблоко – символ любви и радости;
— ромашка – символ любви и юности;
— цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне – дети солнца;
— лягушка – символ плодородия;
— тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала;
— морковь – оберег от негативных эмоций;
— семя – символ новой жизни;
— лапти – символизируют домашний уют, семейное счастье;
— мешковина – изобилие;
— яйцо – продолжение рода;
— кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплочённость; семьи, взаимопонимание;
— веник, направленный вниз – выметает ссоры из избы;
— веник, направленный вверх – к деньгам;
— домик – символ семьи;
— мельница – перемелется – мука будет;
— крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодых осыпали крупой;
— коса, венок – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия;
— горшочки с кашей и молоком – достаток;
— мешок – символ богатства;
— гнездо – продолжение рода;
— злаки и бобовые – символ достатка, сытости и физической силы;
— мак- исполнение желаний;
— пшено — от сглаза;
— чеснок — от нечистой силы;
— рябина и шиповник — женская красота и молодость;
— семечки подсолнуха — здоровье детей и энергия солнца;
— лавровый лист — слава и успех;
— гречка- плодородие и достаток;
— кувшин, чашка — полная чаша в доме;
— орехи и жёлуди — продление молодости;
— шишка-трудолюбие и достижение успеха;
— мешковина — изобилие и благосостояние;
— выпечка — богатство в доме;
— коса — бесконечность;
— жаворонки — деторождение и плодородие;
— фасоль- зарождение новой жизни;
— переплетение — знакомство и дружба;
— яйцо — продолжение рода.

Приложение 2

Общие правила при работе для учащихся.

  1. Работу начинай только с разрешения педагога.

  2. Инструменты используй только по назначению.

  3. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

  4. Не клади в карман инструменты.

  5. Инструменты храни только в предназначенном для этого месте.

  6. Будь внимателен. Не отвлекайся, не разговаривай на рабочем месте.

  7. Когда педагог обращается к тебе, останови работу.

  8. Во время работы содержи рабочее место в порядке и чистоте.

Правила обращения с ножницами.

  1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

  2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край крышки стола.

  3. Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

  4. Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

  5. Не держи ножницы концами вверх и не оставляй ножницы в открытом виде.

  6. Не режь ножницами на ходу.

  7. Не подходи к товарищу во время резания.

  8. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.

Техника безопасности при работе с клеем.

  1. Клей «Титан» для склеивания бересты, декоративных элементов.

  2. Клей нельзя нюхать, класть в рот, тереть испачканными руками глаза.

  3. Пользоваться при склеивании деталей только кисточкой из щетины.

  4. Испачканную при склеивании клеем  кисть класть только на специальную подставку.

  5. Не отвлекаться при работе с клеем.

  6. Не размазывать клей пальцами.

  7. После окончания работы кисточку необходимо промыть водой с хозяйственным мылом. Тогда ей можно пользоваться снова.

  8. После окончания работы промыть руки с мылом.

infourok.ru

Иванова Вера | Страна Мастеров

Предлагаю вам МК по одному из самых старинных направлений в обработке бересты — конструированию. Конструирование из бересты известно очень давно. В основном таким образом изготовляли детские игрушки-погремушки, называемые шаркунки. В каждом регионе была своя форма шаркунка.
Береста издавна известна своими специфическими свойствами: повышенной бактерицидностью, способностью притуплять болевые ощущения. На ощупь береста очень теплая. Это экологически чистый и безопасный материал, что имеет большое значение, ведь играть шаркунком будет маленький ребенок, и даже если он разгрызет его, то никакие острые или опасные предметы не попадут ему в рот и не поранят его.
Внутрь погремушки обычно клали сухой горох или мелкие камешки, извлеченные из зоба птиц, убитых на охоте.
Технология конструирования из бересты основана на свойстве бересты сворачиваться при нагревании.
Для изготовления игрушек используется свежая неслоеная береста. Наплывы и изъяны исключены. Чечевички обязательно должны быть расположены вдоль пластин. Размер пластин зависит от формы и назначения изделия. Классический размер ширины деталей – 2 сантиметра.
Принцип изготовления изделий способом конструирования.
1. Заготовить детали изделии, исходя из размеров. Расчет длины требуемой детали производится следующим образом: длина (количество кубиков, из которых состоит деталь) * 2 см * 2 стороны + 2 см на сгибы + 2 см верх детали + припуски на сборку и нижний клапан ≈ 2,5 см с каждой стороны. В зависимости от качества бересты припуск может быть различным. Если береста очень толстая, или деталь состоит из множества кубиков, надо увеличить припуски. Исходя из этого расчета длины деталей составят:
1 кубик – 2 Х 4 см
2 кубика – 2 Х 13 см
3 кубика – 2 Х 19 см
4 кубика – 2 Х 23 см
5 кубиков – 2 Х 27 см
6 кубиков – 2 Х 31 см
7 кубиков – 2 Х 35 см
8 кубиков – 2 Х 39 см
9 кубиков – 2 Х 43 см
10 кубиков – 2 Х 47 см
11 кубиков – 2 Х 51 см
12 кубиков – 2 Х 55 см
1. Проработать сгибы. На маленьких деталях, состоящих из одного кубика, прорабатываем два сгиба.
2. На всех остальных деталях прорабатываем только средние сгибы.

3. Сборка изделия. Собираем игрушку по описанию, при этом тщательно прорабатываем сгибы, обрезаем припуски на сборку, чтобы сгибы сошлись.
4. Фиксируем детали. Кладем игрушку в кипящую воду на 2-3 минуты или ставим на водяную баню
5. Пока изделие горячее, кладем в 2-3 кубика по 1-2 детали, создающей звук (сухой горох, камешки из зоба птицы).

stranamasterov.ru

План-конспект занятия по теме: «Однослойные поделки из бересты»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ТУЕСОК»

Раздел: «Однослойные поделки из бересты»

Тема занятия:  изготовление сувенира — оберега  «Берестяной ангел».

Цель: Ознакомление детей с историей развития кукол оберегов.

Склеивание и сборка деталей, декоративное оформление оберега — ангелочка. Задачи:

Воспитательные:

— Прививать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества.

— Продолжить работу по формированию эстетического восприятия окружающего мира, чувства прекрасного.

— Формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры.

Развивающие:

— Продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;

— Формировать навыки, которые будут полезны в их практической деятельности

Обучающие:

— Продолжить работу по формированию информационной культуры.

— Обучить особенностям техники работы с берестой;

Оборудование и материалы: 

Заготовки деталей оберега, очищенная береста. Карандаши, линейки, ножницы, береста, клей «момент».  Музыка народных инструментов, таких как дудочка, балалайка, гармонь.

 Наглядность:

Сувенир – оберег  ангелок, презентация «сувениры — обереги из бересты», технологические карты, включается презентация «поэтапное изготовление оберега-ангелочка схемы пооперационной последовательности работы.

Тип занятия: комбинированный

Методы обучения:

Словесный – рассказ, объяснение, беседа

Наглядный – демонстрация презентации, выставка поделок из бересты, готовый оберег – ангелок.

Практический – самостоятельная практическая работа

Ключевые понятия: работа с берестой, искусство изготовления оберегов.

Ход занятия

Психологический настрой детей. Проверка готовности к занятию.

     Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать и надеюсь, что наш урок будет очень интересным. Все ли присутствуют на сегодняшнем занятии, все ли готовы к работе? Давайте вспомним, что мы делали на прошлых занятиях?

(включается презентация «поэтапное изготовление оберега-ангелочка)

(Ответы детей)

     Мы на прошлых занятиях подготовили бересту к работе (вырезали определенного размера, очищали бересту от мха, наростов, белого налета и т. д.). Расщепляли бересту на тонкие слои разного цвета. Копировали по шаблону детали оберега на тонкую бересту и вырезали их ножницами. Прорезали узор на платьице и крылышках при помощи резцов и пробойников.

     А сегодня мы с вами произведем склеивание и сборку берестяных деталей и декоративное оформление оберега – ангелочка.

     Сегодня мы узнаем много нового и интересного о декоративно-прикладном искусстве. Поговорим о народном промысле, бересте. Об изготовлении предметов быта и украшений из бересты, об их применении.  Изучим технику работы с берестой. И темой нашего урока будет изготовление сувенира — оберега: “Берестяной ангел”.

С давних времен на Руси обереги считались символом и талисманом, который защищает от порчи и злого духа. Они олицетворяли удачу, богатство, семейное благополучие, любовь, верность, счастье…

Создавая обереги, необходимо соблюдать следующие правила.

Правило 1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

Правило 2. Никто не может заставить кого-либо изготовить оберег для себя. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

Правило 3. Самые сильные обереги — те, которые сделаны для вас вашими близкими родственниками.

Правило 4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов.

Правило 5. Во время изготовления оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер.

При соблюдении этих правил, сделанный вами оберег действительно защитит своего хозяина от множества бед и напастей.

У русских были разные обереги, но всех их объединяло то, что они были сделаны из природного материала и, значит, были тесно связаны с природой.

Вопрос к учащимся:

 — Что такое береста?

— Когда и где заготавливают бересту?

— Какие инструменты используют при этом?

— Где и как хранят бересту?

 

     Береста — это чудо-материал: красивая, пластичная, прочная, легкая, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. Об этом знали еще наши прадеды.

     Береста – доступный и хорошо поддающийся обработке материал. Перед применением, кору березы размачивают в горячей воде. При такой обработке береста хорошо расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок, а также становится гибкой и прозрачной.

     Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста сочетается с другими природными материалами.

     Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках – и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы. Очень часто приходится слышать, что при работе за компьютером, если одевать ободок из бересты, то не чувствуется усталость, а также зачастую нормализует давление.

     Изделия из бересты экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.

     А одним из самых популярных берестяных изделий в старину было очелие («о» — вокруг, «чело» — лоб) — плетеный древнерусский головной убор, который изготавливался из слоя коры березы, прилегающего к стволу дерева. Считалось, что очелие снимает головную боль, нормализует давление, защищает от порчи и дурного глаза, а также восстанавливает энергетику человека. «Главное — с добрым словом на себя надеть очелие».

Из истории.

     Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве севера России. Особенно широко было распространено берестяное ремесло на европейской территории России: в Вологодской, Новгородской и Велико – Устюгской областях.

     С незапамятных времен в древней Руси ее применяли для изготовления различных предметов быта, таких, как рыбачные челны (обласки), туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другое.

     В специально приготовленных туесах — коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.

    А самое главное – на бересте писали и рисовали различные изображения. Сохранились предметы, относящиеся к 10 – 17 векам.

   В старинной русской поговорке-загадке говорится:

рассказывает ученик:

Стоит дерево цветом зелено;

 В этом дереве четыре угодья:

 Первое – больному на здоровье,

 (банный веник)

 Второе – от тьмы свет,

 ( лучина )

 Третье – дряхлых пеленание,

 (крепление битой посуды)

 Четвертое – людям колодец.

 (сок березы)

     И все же даже в этой загадке перечислены не все дары березы. Бересту еще использовали в строительстве – изолировали строения от воды, обшивали ею лодки – берестянки, столь распространенные в северных районах.

     Художественная обработка дерева на Руси была известна еще в 9 – 10 в.в. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту у крестьян. Бересту использовали для изготовления под сельскохозяйственные продукты. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения – вот главные качества этого материала.

     Если мы будем обращаться к истории и этнографии нашей страны, то увидим, что обереги издревле наполняли наши дома светом и радостью. ОБЕРЕГИ в древние времена сопровождали жизнь людей от рождения до кончины. Первые обереги славянами делались в языческие времена, когда все люди твердо верили в то, что силы природы, способны защищать от бед и болезней, приносить здоровье и удачу. Вера наших предков в защитной силе таких привычных и простых вещей, как веник, подкова, соленое тесто находят свое отражение в оберегах.

     Такой подарок поможет хранить тепло домашнего очага, прекрасно будет смотреться в любом интерьере, где он будет установлен. Преподнося в подарок оберег, вы тем самым желаете человеку, чтобы у него уходило из дома все плохое, а хорошее только накапливалось, ведь вместе с ним вы дарите частичку своего тепла и часть нашей души вложенной в качественную работу мастеров.

     Виды декоративного оформления бересты.

     Всевозможные наборы из бересты ( кружки для кваса, других напитков, подносы, квасники) мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. На ней выжигали различные узоры и орнаменты, делали поверх изделий объемные накладки. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему. Особенно часто использовали для украшения мебели, табакерок.

     Расписная береста – один из самобытных видов народного искусства. Традиционно в росписи используют красные, желтые, реже зеленые, коричневые, голубые или синие цвета. В основном для росписи берутся растительные мотивы.

     Перед росписью поверхность берестяного изделия в выбранных для этого местах необходимо загрунтовать клеем ПВА, затем красить белилами, а после высыхания выполняется роспись и лакируется. Роспись выполняется темперой или гуашью.

     Также на Руси мастера издавна украшали берестяные изделия изящной резьбой. Пожалуй, самой замечательной считается прорезная или просечная резьба по бересте, которая до сих пор встречается на русском севере.

Практическая работа.

     Красота и художественная ценность берестяного изделия зависят во многом от техники исполнения, в которой большую роль играют навыки.

     Ребята, расскажите, что лежит перед вами на столе?

     Ответы детей.

     Лежат детали из бересты: юбочка,  кофточка с ручками, крылышки, воротничок, петелька  — подвеска и просто береста, из которой будем делать головку ангелочка. Атак же лежат инструменты и клей  «момент».

Работать будем ножницами и клеем. Давайте повторим технику безопасности.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты
  2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя, или твоего товарища
  3. Передавать ножницы следует кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями
  4. Не класть ножницы на край стола
  5. При ходьбе с ножницами в руках их следует держать острием вниз
  6. При резке не смыкайте лезвия полностью
  7. При резке по прямой линии следует всегда смотреть на концы ножниц
  8. Срезаемое всегда должно находиться справа от лезвий
  9. При резке по кривой следует смотреть на место резки, при этом  левая рука направляет лист бумаги

Техника безопасности при работе с клеем

  1. Клей ПВА для склеивания картона и ткани
  2. Клей нельзя нюхать, класть в рот, тереть испачканными руками глаза
  3. Пользоваться при склеивании деталей только кисточкой из щетины
  4. Испачканную при склеивании клеем  кисть класть только на специальную подставку
  5. Не отвлекаться при работе с клеем
  6. Не размазывать клей пальцами
  7. После окончания работы кисточку необходимо промыть водой с хозяйственным мылом. Тогда ей можно пользоваться снова  и снова
  8. После окончания работы промыть руки с мылом.

     Вспомнив о правилах безопасной работы, мы смело можем приступать к выполнению заданного в начале урока задания. Во время работы детей, просматриваем, чтобы не было ошибок.

  Первое — мы склеим юбочку в виде конуса клеем «момент»

  Второе – таким же способом склеим кофточку с ручками.

  Третье – Приклеим  крылышки к кофточке сзади.

  Четвертое – наденем на петельку – подвеску юбочку, кофточку с ручками и крылышками, воротничок.

       Все справились с заданием?  Устали пальчики?

                                                  Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,       (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,      (Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою    (Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,    (Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Практическая работа

     Отдохнули?  Теперь продолжим  работу над оберегом.

Во время работы детей, просматриваю, чтобы не было ошибок. Оказываю индивидуальную помощь.

     Нам нужно изготовить головку ангелочку. Для этого возьмем бересту и при помощи линейки и карандаша начертим длинный, но узкий треугольник. Аккуратно будем его накручивать на петельку – подвеску выше воротничка. Конец треугольника закрепим при помощи клея «момент».

После, склеивания и сборки у нас получился – ангелочек. Который является оберегом.

Вопрос ученикам:

— А вы знаете, что означает слово «оберег»?

— Оберег – это своего рода талисман или предмет, который оберегает человека от злых духов, нечистой силы и всяческих бед. Издавна считалось, что оберег должен быть безликим, так как ангел не имеет пола и мы не можем сказать мальчик он или девочка.

     Вот какую интересную информацию сегодня мы с вами узнали о бересте. О ее волшебном предназначении в нашей жизни.

Подведение итогов

     В завершении урока, проводится небольшая выставку работ учащихся из выполненных изделий — ангелочков. Оцениваем все работы. Устраиваем небольшой опрос по теме.

— Ребята, все ли справились с поставленной  целью?

— А скажите что вы чувствуете?

 — Все ли довольны результатом своего труда? (если «нет», то почему?)

 — Как вы оцениваете свою работу?

 — Какие затруднения вы испытали при работе над оберегом?

   Молодцы ребята, хорошо поработали,  все справились с целью нашего урока: научились изготавливать сувенир — оберег из бересты и вырезать на нем узоры. Как известно, самый дорогой подарок – это подарок сделанный своими руками. Этот оберег вы можете подарить и порадовать своих близких и дорогих вам людей.

      Можно считать, что поставленная перед нами цель занятия была выполнена. Все что задумали, все сделали. На следующем занятии мы с вами продолжим работу с пластовой берестой. Прошу произвести уборку своих рабочих мест.

Всем спасибо.   До свидания.

nsportal.ru

Магниты из бересты — 6

Я к вам с очередной партией магнитов из моей любимой бересты. Посчитала — 6 запись!
Рассмотрим?

Три цветочка…

Три грибочка…

Две закладки…

Две лошадки..

И две ложки…

И две кошки…

Яблоко, листочек

И брошки…

И абстракции немножко…

Ну, и расскажу подробнее. Цветы сделаны из обрезков. Бересту я практически не выбрасываю, а сразу нарезаю на детали. Закруглённые лепестки, круглая основа, бабочка, чёрный бисер залит акриловым лаком. Тонировка жёлтым цветом (подушечка).

У второго цветка всё то же самое, только бисер жёлтый, а тонировка белая.

Грибы получились совершенно случайно… Крутила-вертела кусочки, а потом сложилась картинка: два здоровеньких крепыша и один как будто червивый… С листиком, сердечком и яблоком всё понятно. Использованы вырубки листьев и цветов. На всех деталях тонировка.

Очарована этим ножом. Нарезала бумажных пёрышек, попробовала и из бересты. Слева береста потолще, не прорезалась до конца, я решила оставить так. А обрезки, которые получаются после отделения пёрышка, тоже очень красивые. Я их, конечно, использовала тоже!

Наклеила на картон — получились закладки.

А тут у нас ляМУРРРРР…
Рыженькая девочка

Ну, а это, конечно же, мужчина! Недостатки превращены в достоинства: трещины на бересте я зашнуровала. И вообще шрамы, как известно, украшают мужчину!

Тут дырочки на бересте тоже природные. Наклеила бересту на картон. Край вырезан фигурными ножницами, вырубки дырокольные, полубусины, наклейка божья коровка.

В середине — абстрактная фигурка с незабудками. Дырокольные вырубки, стразы.

Ещё раз природная тема.

Слева — единичка. Можно подарить на годовщину или на годик ребёнка. Букетик из 3 цветов, а боковая часть украшена обрезками от пёрышка. Справа само перо, не очень хорошо видно страз.

Вот они поближе.

Бабочка и овал — ножи. Овал наклеен на картон, а круглая берестяная эмблема — на бересту. Край вырезан фигурно, украшены полубусинами.
Эти 2 магнита кажутся мне не законченными, скорей всего будут изменены.

Это тоже нож. Вырезаны 2 детали и склеены. Лёгкая тонировка сиреневым, полубусины.

Ложечки с пижемской росписью.

У лошадок гривы и хвостики из обрезков от пёрышка. У маленькой, правда, хвост смешной получился, совсем уж из остатков. Похоже, она сама его с удивлением разглядывает…
Глазки готовые, шпагат, дырокольные вырубки, полубусины.

Ну, вот вроде и всё пока… 24 штуки!

stranamasterov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о