Изготовление маски — немного технологии — кому интересно.
Джамсаран — он же Бег-це (Бегче и т.д.) — бог войны. Когда люди видят подобную надпись на выставке под маской, у многих, до этих пор не имевших никакого представления о буддистской иконографии, создаётся впечатление о воинственности буддизма. Но здесь нужно понимать, что буддизм, взяв себе на службу древние добуддийские божества со всеми их кровавыми атрибутами, сделал их защитниками буддийской религии. Старая форма приобрела новое содержание. И речь идёт не о внешних врагах, а врагах внутренних, существующих в нашем сознании, наших негативных качествах, клешах.Так получилось, что я постоянно обращаюсь к образу Джамсарана, масок этого божества я наверное изготовил больше всего. Видимо, дело в особой выразительности и необычности монгольских масок этого божества, инкрустированных кораллами. Я в работе использую горох, который потом красится алой гуашью и лакируется, создавая имитацию инкрустации кораллами. Кстати, заметил, что и современные монгольские мастера поступают подобным образом.
Моя давняя мечта — сделать маску Джамсарана с натуральным кораллом. Как-то решил пройтись по магазинам и прицениться. В отделе всяких эзотерических штучек увидел чётки «из натурального коралла», и не так уж дорого, купил.
Зашёл в другой торговый центр, в отдел всяких камешков. Разглядывал разные коралловые бусы и ожерелья. Увидев мою заинтересованность, тут же подплыла продавщица. «Вот, есть такие неплохие бусики из прессованного коралла, не очень дорогие,- сказала она, — а вот новое поступление, здесь натуральный мелкий коралл. Попробуйте, подержите в руке. Чувствуете эти вибрации,это тепло, что от них исходит?» Я честно признался, что не чуствую. Она объяснила, что для этого нужен определённый психологический настрой, и что я обязательно это почуствую. Вобщем, купил я и те и другие. Ну и потом ещё в одном магазине подкупил бусиков, чтобы потихоньку насобирать на маску.
Какое-то время они лежали у меня дома в пакете. В один прекрасный момент решил на них взглянуть попристальнее. Красивый алый цвет, блеск — как раз то, что нужно. Но, чтобы убедиться в натуральности покупки, взял шило и попробовал эти бусики легонько поскрести. О результатах можно догадаться. Во всех случаях это было крашеное стекло.
Нет, бусы не пропали зря. Я их использовал в наборе тех бус, которые держат в зубах черепушки, венчающие маски гневных божеств.
Потом мне объяснили, что натуральный коралл стоит столько, что лучше сразу забыть о моём проекте. Тогда я пошёл в отдел бижутерии и там нашёл дешёвые китайские или тайваньские пластмассовые бусы замечательного алого цвета и разного размера, которые я и купил для новой маски.
На фото — разные этапы лепки модели будущей маски, к работе над которой я сейчас возвращаюсь урывками, но до лета надеюсь закончить.
01. Начальный этап. Там внутри ещё пенопластовая основа — для экономии пластилина.
02. Долго не мог уловить пропорции, что-то добавлял, отрезал, переделывал.
03.
04.
05.
06.
07.
08. Это уже более поздний вариант, который близок к тому, что нужно.
09.
10.
11. Бутылки — не для вдохновения, а для масштаба и в качестве наполнителя для экономии пластилина.
12.
13. Но возможно будут ещё какие-то изменения, например, хочется добавить ещё подбородок, сделать его пошире.
14. Между делом делаю какие-то детали для других масок. Черепки, материал — мастика папье-маше (это сейчас мой основной материал). Мастика — этакое тесто из смеси бумаги, опилок, мела и клея ПВА.
15.
16. Это уже черепки для будущего Джамсарана. Я намеренно сделал их такими кривоватыми. Ну захотелось так!
17.
18. Так делаются накладные детали. Это пламевидные усы, изображающие языки пламени, вырывающиеся изо рта бога войны. Сначала так же лепится пластилиновая модель, которая затем заливается гипсом. Получается гипсовая негативная форма, в которую вминается мастика и прямо в «мокром» виде достаётся оттуда и помещается прямо на заготовку маски.
19.
20.
21. Это уже брови в виде стилизованных языков пламени, вырывающихся и глаз Бога войны. Гипсовые формочки и извлечённые из них пластилиновых модели.
22. Уже готовые черепки для короны.
23. Между делом — атзарчик. Надо придумать ему какую-то причёску.
24. Это «кораллы» для будущей маски.
25.
26. На переднем плане — заготовка одного из прежних Джамсаранов. Нераскрашенная и даже незагрунтованная маска совсем невыразительна.
27. Заготовка, уже инкрустированная «кораллами».
28. Когда-то, когда делал первую маску Джамсарана, столкнулся с непонятной проблемой. Дело происходило в театре, где в своём художественно-декорационном цехе я обклеивал горошинами заготовку маски. Наутро заметил, что отсутствуют несколько приклеенных накануне горошин. Я их восстановил и продолжил работу. Следующим утром опять многих горошин не хватало. Так повторялось несколько раз, пока я не застал на месте преступления подлую Мышь! И эта история повторялась и с другими Джамсаранами, стоило только расслабиться. Так что подвешенная маска — это вынужденая мера предосторожности от Мыши.
29. Раскраска заготовки.
30.
31.
32. И напоследок — один из ранних Джамсаранов.
33.
Итак, модель почти готова, но здесь опять проблема. Чтобы залить её гипсом, потребуется около 20 кг. И так как модель находится у меня в комнате, можно представить, какой слой гипсовой пыли будет лежать на всех предметах после этой операции. Возможен другой вариант — простая оклейка модели бумагой. Но в этом случае пластилиновую модель просто негде хранить (таким образом у меня хранится Арслан, который занимает целый стол). Гипсовую же форму, особенно если она состоит из 2-3 частей, легко спрятать под стол.
34. Так у меня храняться гипсовые формы масок.
35.
Как поступлю — пока не знаю.
Создание маски — экскурсия в творческий процесс.
Предисловие.
Эта статья — экскурсия в мастерскую, в процесс, в этапы создания от чистого листа до воплощения.
Рассказ о том, как появляются мои работы, как и что делают руки, как из маленького эскиза, из почеркушек, заметок на полях, зыбких образов и большого желания — рождаются маски.
Часть первая — эскизная.
Всегда по разному. Иногда множество листов в карандаше, иногда два три и уже видно что и как, иногда подробный, с удовольствием прорисованный в деталях, а бывает что и вовсе не требуется эскизов, в этом случаее моё воображение удерживает законченную работу на протяжении всех этапов. Одним словом, никаких ограничений! 🙂
Эта маска просила подробный эскиз.. тонко проработанный, акварельный, детальный. Она близка к классическим немного. Необходимо было максимально грамотно решить цветовые соотношения и гармонию активных частей + композицию, весьма смелая форма — размах крыльев: около 90 см в горизонтали, однако..
После окончателтьного определения со всеми деталями, нюансами, размерами — подготовка планшета, материалов, кистей, красок, клеёв, лаков, патин, бумаги..и.т.д и т.п.
Часть вторая — скульптурная.
Трудоёмкий и очень важный этап, потому что от формы многое завит, тем более, когда эскиз подробный, чёткий, и отступать от него не хотелось бы. Необходимо слепить форму с учётом всех высот, углублений, учесть гладкости и неровности, +- просчитать на сколько увеличиться тот или иной участок. Да, тут только опыт, сын ошибок трудных…
Вот форма готова, теперь можно переходить к следующему этапу.
Часть третья — бумажно-клеевая.
Папье-маше. Самое простое, самое классическое. Итальянцы (венецианские), когда создают тираж, поступают чуть иначе, используют гипсовые формы. Я работаю без тиража, поэтому каждый раз форма и образ новые. А технология маширования всё та же, самая надёжная. Каждый кусочек бумаги наклеевается отдельно, никакой пасты, и заменителей. Мой опыт показал, что так исключается деформация в последствии, она конечно неизбежна, но минимальна.
Далее сушка. Доклейка, сушка ещё раз, уже длительная.
И теперь можно шлифовать. Это трудоёмкий процесс, и требует физических усилий, конечно. Только в ручную!
После шлифовки, на места которые требуют большей гладкости наносится шпатлёвка, сушиться и шлифуется вновь.
Теперь можно приступать к мелкой деталировке, или переходить к следующему этапу.
Часть четвёртая — грунтовая.
Пропитки и грунты — это очень важно. Под краски, в зависимости от идеи.
Нанести, просушить, шлифовка, опять грунт, сушка, шлифовка…. о, да.. столько, сколько потребуется.
Часть пятая — живописная.
Теперь живопись. Эта маска темперно-акварельная. С подробным эскизом работать удобно. Но кое-что я заменила, в процессе стало видно, что одна часть головного убора вылетает, и смотрится как-то вяло. Лишнее убрала, кое-что добавила. Гамма стала — активнее, насыщеннее. + патины под старое стёртое золото, + тонировки.
После основных тонов, деталировок, патинирования и имитаций перехожу к самой мелкой живописи и доработкам.
Часть шестая — оборотная.
Завершающий этап. И там же и шлифовка , крепления и подпись, пропитка, сушка, шлифовка, грунтовка, сушка, тонирование, сушка, шлифовка и наконец лакировка с двух сторон. Возможны сочетания лаков, в зависимости от идеи.
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ -ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ.
100% готовность. Вот она.
Ну а дальше следующая часть — эскизная…
Эта статья не является мастер классом, но я надеюсь, быть может она вдохновит вас на творческие поиски или создание работ по своим технологиям.
Эта статья моя маленькая ода выбранной профессии, возможности воплощать задуманное и счастью жить в творчестве.
p.s. К сожалению, я не смогу вести дискуссию о том «как, из чего, зачем это сделано», быть может позже, я напишу мк или у меня появиться время преподавать, но пока увы. Благодарю за понимание, коллеги.
Желаю вам творческих находок и вдохновения!
С уважением,
Надежда.
Маски. — Yvision.kz
Третьего дня обратились с просьбой изготовить латексные маски звезд Казахстана. Срок 3 недели. Прислали фотографии образцов:
Нашел сайт-источник.
Что поразило: стоимость!
299 деревянных за маску!
Как они удешевили стоимость? Что за технологии. А ведь портретное сходство поражает.
Ниже масок, видео:
И все стало на свои места.
Маска изготовлена из очень твердого глянцевого картона. Маски не из резины и не из латекса. Они не объемные, и одеваются не на всю голову, а только на лицо.
Но мозг уже был погружен в идею латексных масок.
Вот что хотелось бы рассказать:
1. Маски из «магазинов ужасов».
Классификация: по материалам изготовления и по площади закрытия тела.
Производство: промышленное (большие объемы)
Стоимость: 1 000 — 45 000 тг
Плюсы: доступная цена, прекрасный вариант для Halloween или соседку попугать.
Минусы: отсутствует мимика «актера» (если она нужна), унифицированность (на одних типах лиц повиснут, на другие с трудом налезут), раздражение на коже (если изготовленна из некачественных материалов)
- на лицо
- на голову
- голова+шея
2. Маски из «человеческой кожи» (Human Skin Masks).
Классификация: по материалам изготовления, степени проработки и по площади закрытия тела.
Материалы: силикон, латекс, протезный желатин.
Производство: промышленное, малыми тиражами, единичное.
Сроки при единичном изготовлении или малыми партиями: 7-30 дней (зависит от детализации)
Стоимость: 15 000 — 500 000 тг (при наличии уже готовой «матрицы»)
Изготовление «матрицы» — и есть самая дорогая часть производства.
Применение: кино тв производство, индустрия развлечений, модельный бизнес.
Плюсы: портретное сходство, частично работает мимика.
Минусы: Цена. Разное строение лица у людей (если сделана не под заказ, может не «лечь»)
Технология изготовления в общих чертах:
- слепок с лица того, кто будет носить маску (если нужно, чтобы маска сидела на лице как вторая кожа)
- скульптура
- отливка негативной формы («матрица»)
- отливка латексной маски
- окрашивание спец. гримом
- вклеивание бровей, усов, щетины.
Для того, чтобы маска идеально легла на лицо, требуется снять слепок этого лица.
Маски универсального размера делаются немного больше и не ложатся, как вторая кожа.
Латексные маски на лицо требуют подклейки гримерным клеем, а затем сведения гримом тона маски и кожи человека.
3. Пластический грим (Makup FX).
Классификация: по материалам изготовления, степени проработки и поставленной задаче
Материалы: силикон, латекс, протезный желатин, постижерные изделия и пр.
Производство: единичное.
Сроки: 7-45 дней (зависит от задачи и степени проработки)
Стоимость: 15 000 — 750 000 тг
Применение: кино тв производство, индустрия развлечений.
Плюсы: портретное сходство, мимика актера не сковывается, фантазия ничем, кроме бюджета, не ограничена.
Минусы: Сложная технология производства. Разовое использование.
Это пластические накладки из протезного желатина (дешевле) или латекса, пенолатекса и силикона (дороже), которые трансформирют лицо актера в другое лицо.
Процесс так же трудоемкий и длительный. Но, если выбирать модель изначально по морфологии лица схожую с тем лицом, которое желаете получить, можно обойтись лишь несколькими деталями, чтобы придать сходство.
В любом случае каждый образ делается индивидуально, это не тиражируемая продукция, потому не дешевая.
Не затронул тему «жестких» масок (Пятница 13, Хищник, Batman и пр). Крайне интересная отрасль. Оставим для будущих постов.
Хороший грим — не тонны материала на лице, а точно выверенный образ и несколько деталей.
Поменял форму носа — стал другим человеком.
artdepartment.kz
Маска, Изготовление болванки. — MaskaArt
Делаем модель из пластилина.
Пластилиновая модель должна быть чуть больше будущей маски — папье маше усядет при высыхании. Если Вы умеете лепить, то всё очень просто. А если нет, то нет. Можно снять форму с любого лица согласного на это. Есть разные способы это сделать: гипсовый слепок, с помощью бумажных салфеток и клея и т.д.
С этой формы снимите пластилиновый оттиск — набейте форму пластилином и выньте его, внесите желаемые изменения и дополнения.
Для этой модели я как заготовку использовала готовую пластиковую детскую маску. Это мне и пластилин экономило и было понятно где нос с глазами делать. Просто немного добавила к готовому и … voila.
Кстати, для меня были откровением, что пластилиновую модель можно шкурить почти как гипс 🙂
Подготовка к формованию.
Когда кончается терпение, я решаю, что это то, что я хотела. Модель кладу на оргстекло (можно на фанерку) и замазывая места касания пластилином. У меня модель пустотелая и если оставить щель, то в жидком гипсе она всплывет «как айсберг в океане» (плавало, знаю).
Теперь можно покрыть маску разделяющим чем-нибудь. Например мыльным раствором, подсолнечным маслом, раствором парафина. А можно и не покрывать, всё равно ничего не пристанет 🙂
Опалубку соединяем, замазываем стыки пластилином, устанавливаем на модель, фиксируем в углах пластилином и замазываем стыки между опалубкой и оргстеклом.Всё, можно заливать гипс.
Формование.
Гипс или алебастр(строительное название гипса)разводим в воде 1:1. В воду засыпаем гипс а не наоборот, так комков меньше, и перемешиваем.
Я заливаю гипс порциями — развожу часть заливаю, развожу следующую и заливаю. Я использую пустую внутри модель и опасаюсь того, что если залить весь требуемый объем гипса сразу, то модель всплывет и все пойдет прахом. А так, при порционной заливке, нижний слой гипса начинают схватываться и удерживает модель от всплытия. Можно подождать перед заливкой пока гипс приобретет вязкость сметаны в этом случае модель не поплывет, но резко возрастет количество пузырей в отливке.Если Ваша модель из целого куска пластилина или крепко «прибита» к основанию, то можно смело заливать весь сразу весь требуемый объем гипса. Не ждите пока гипс начнет загустевать — чем жиже гипс, тем меньше пузырей и раковин в форме.
Кстати, На эту форму ушло 2 литра воды и 2 кг алебастра.
Когда гипс начинает твердеть, я доформировываю верхнюю часть отливки ложкой, прокладываю армирующую сетку (можно простой бинт)
Доформировываю отливку …
…режем проволоку на опалубке.
Снимаем опалубку.
Окончательно формируем форму формы :).
Процесс формовки стремительный, на всё про всё минут 10-15. Но можно просто взять опалубку повыше, налить гипса побольше и не париться 🙂
Вовремя затвердевания гипс прилично-таки нагревается. В это время можно сравнительно легко извлечь модель из формы.
Если Вы не стали извлекать модель сразу, то это можно легко сделать и позже, но придется предварительно нагреть форму например в духовке или феном.
Осматриваем форму, заделываем раковины (если это требуется). Форма готова к первому использованию.
Поехали.
Первый слой папье маше выкладываем БЕЗ КЛЕЯ !, тонкой влажной бумагой(чем тоньше, тем точнее передается рельеф).
Я использую миллиметровки (Кому что нравится).
Последующие слои выкладываю на клей ПВА более плотной бумагой контрастного с предыдущим слоем цвета.
Каждый новый слой покрываю клеем и приглаживаю его, стараюсь выдавить воздушные пузыри.
Когда набрано достаточно слоев папье маше, мне нравится промазать клеем и подвернуть край внутрь маски. Маска так прочнее и почему-то меньше ведет при сушке.
Маску можно вынимать практически сразу, но она слишком сырая и плохо держит форму. Если спешите, можно сушить феном, если хотите высушить равномерно с минимальной деформацией — накройте бумагой и оствте на несколько дней.
Вынимаем.
Форму можно использовать как шаблон при досушивании — не поведет..
А дальше просохшую маску щкурим, грунтуем, шкурим, шпаклюем, шкурим, красим. Болванка готова, осталось только задекорировать.
Забыла, глаза и ноздри вырезаем потом шпаклюем и всё такое 🙂