Название экибаны: Стили икебаны – Икебана: yael_shoshany — LiveJournal

  • Home
  • Разное
  • Название экибаны: Стили икебаны – Икебана: yael_shoshany — LiveJournal

Стили икебаны

Стили икебаны130105-1514-Nageire-Seika-and-Jiyuka

Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.

За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.

Татебана – самый древний и почитаемый стиль икебаны, послуживший основой для всего последующего развития этого искусства. Цветочные композиции в этом стиле широко использовалась в религиозных обрядах. Наряду с подсвечником и сосудом для благовоний их традиционно устанавливали возле статуи Будды в качестве подношения божеству и напоминания о недолговечности красоты и бренности жизни.

Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.

Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.

Нагеирэбана или нагеирэ (цветы, брошенные в воду) – стиль икебаны, возникший вstil-nageire Японии в противовес строгому стилю рикка. Его основной идеей стало естественное расположение цветов в вазе с опорой стеблей на края сосуда. Композиции нагеирэбана могли быть прямостоячими, наклонными, лежачими, свисающими и настенными. Благодаря своей демократичности, они быстро завоевали популярность у жителей Японии.

Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.

Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.

Поскольку чайные церемонии часто проходят в темное время суток, в чабане нельзя использовать цветы желтого цвета. В полумраке они становятся плохо видны.

Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.

В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.

Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.

Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.

Икебана: yael_shoshany — LiveJournal


Задолбали бесконечные перепосты кошачьих харь в соцсетях . Хочется экзотики!
Итак — ИКЕБАННА или ИКЭБАНА, ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ОРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ.


Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза — это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.

Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.


Икебана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания». Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

В идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.
Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.
Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.
Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляе

Икебана 生 花

Икебана — это японский вид искусства, занимающийся аранжировкой цветов. Икебана — это создание цветочных композиций, поэтому ее также называют искусством («путь цветов»). Вместе с кодо (ладан) и чадо (чай), кадо образует так называемые «три классических японских искусства утонченности». Икебана буквально означает «живые цветы».

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.

Икебана — не единственная форма искусства, которая фокусируется на цветах. Но, в отличие, например, от западного цветочного искусства, Икебана фокусируется не на качестве самих цветов, а на создании красивой «композиции». Так что это больше о цветочной композиции в целом, а не о самих цветах. Форма искусства существует уже почти тысячу лет и основана на буддийских ритуалах. С момента создания формы были разработаны бесчисленные различные стили, также называемые школами, каждый из которых имеет свои собственные характерные и уникальные характеристики.

Что используется в икебане?

Как говорилось ранее, Икебана — это не только сами цветы. Вот почему много разных материалов, растений и других вещей используются для цветочных композиций. В основе икебаны лежат цветы, ваза, листья, стебли и ветви. Вокруг него можно разместить мох, фрукты, опавшие листья, травы, почки или другие природные материалы. Использование материалов зависит от сезона. Летом вы видите, например, цветочные композиции с яркими цветами и фруктами и бутонами, а осенью вы видите цветочную композицию с мертвыми листьями и мхами.

Каждый цветок и лист имеют свое значение

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину. 

Каждый цветок и лист в икебане имеет свое значение. Возьмите, к примеру, цветок лотоса или бамбук. Лотос означает подлинность и чистоту, бамбук — устойчивость. Используя различные цветы в цветочной композиции, выражается множество значений и чувств для достижения определенного баланса.

В отличие от западной культуры, цвет в икебане не очень важен. В Японии важна форма, а не цвет. Подумайте о форме и размере вазы или форме определенного листа. Создание цветочной композиции также учитывает человека, который его увидит. Во время цветочной композиции вазу ставят на высоте, на которой цветочная композиция должна быть видна. Кроме того, соляная кислота или серная кислота используется во время аранжировки цветов. Таким образом, цветы хранятся хорошо.

Основной инструмент, необходимый для практики икебаны:

  • специальные икебаны ножниц
  • разные японские вазы
  • разные цветы, растения, листья или другие органические материалы

Конечно, мы уже знали, что японцы без ума от природы после просмотра всех прекрасных японских садов.

История Икебаны

Сочетание цветов и оттенков – это тоже целая наука, потому что цвет способен менять настроение человека в лучшую или худшую сторону, вызывать разные чувства и влиять на общее состояние.

Растения всегда играли важную роль в японской культуре. Растения и цветы — важная часть оригинальной японской религии, называемой синто. Считалось, что растения могут достигнуть духов предков. В настоящее время вы можете увидеть это в основном в новогодние праздники: многие японцы ставят новогоднюю икебану у своих входных дверей, чтобы приветствовать разных духов. И, конечно, период сакуры, который вызывает много эмоций у простых японцев.

Восьмое столетие.

В VI веке буддийские монахи подносили букеты цветов на алтарь божества.
Однако, только в восьмом столетии начали делать икебану. В японской поэзии также было много разговоров о цветах и ​​растениях. Причиной этого является рост буддизма в Японии. Они возлагали цветы на буддийские жертвенники. Вначале это делалось случайным образом, но с годами люди фактически начали расставлять цветы. Так были созданы первые «стили» икебаны.

В 15 х веках икебана превратилась в искусстве

Долгое время аранжировка цветов не рассматривалась как вид искусства. Это произошло в 15 х веках.

Ашикага Йошимаса, тогдашний «сёгун», был большим поклонником аранжировки цветов и признал икебану искусством. Он даже придумал несколько правил, которые люди должны были соблюдать адепты при оформлении цветов!

После этого периода развитие в области японских видов искусства набирает обороты. Повсюду были разработаны новые стили, каждый со своими характерными чертами. Самыми важными из них были рикка и нейегерабанаРикка была очень формальной и жесткой, в то время как neigerabana была более органичной и более естественной. Первоначально Икебана была на самом деле риккой, но более неформальная нейгерабана становилась все более популярной. Это в конечном итоге привело к расколу: neigerabana отделился и стал собственным видом искусства.

Кстати, Икебана была предназначена не только для художников. Нет, многие стремились овладеть этой формой цветочной композиции. Это было также очень популярно среди японских офицеров и генералов. Они видели в этом идеальный способ прояснить свои мысли во время войны.

Сегодня

Сегодня эту форму аранжировки цветов практикуют тысячи людей во всем мире. В одной только Японии существует более тысячи школ, где преподается этот вид искусства.

Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны.

Изучите искусство Икебаны

Если кто-то хочет овладеть этим видом японского искусства, ему нужно будет обучаться в одной из школ. Во главе этих школ стоит имотото или сенсей (учитель-гроссмейстер). Эта роль часто передается от родителя к ребенку. Я думаю изучить икебану на любительском уровне можно и по интернету. Это, конечно, не тот случай, когда после нескольких уроков вы сразу знаете, как это сделать. Чтобы понять это искусство, нужны годы, и даже тогда вы продолжаете развиваться.

Идея, лежащая в основе цветочной композиции

Недаром Икебана — одна из самых известных и любимых форм классического искусства Японии. Люди не просто делают это как хобби. За этим стоит гораздо более глубокая идея. В основном это создание внутреннего мира и содействие самореализации. Вы учитесь смотреть на природу по-другому, создавая маленький кусочек природы самостоятельно. Простота процесса означает, что для этого требуются годы дисциплины, понимания и практики.

Просмотры: 501

Поделиться ссылкой:

Похожее

Икебана: история возникновения и развития

Икебана (или икэбана) в переводе на русский означает «живой цветок». Это традиционное японское искусство, связанное с использованием цветов в качестве подношений божественным духам. Японцы, исповедовавшие религию синто, считали, что такие духи окружают нас повсеместно и скрываются в растениях, а также в неодушевленных предметах, например, камнях. Из-за этого к цветам в Стране восходящего солнца было принято относиться как к божествам.

Интересно, что когда Япония приняла буддизм, обряд никуда не исчез. Он трансформировался в подношения цветов Будде. Проводить такой процесс должны были монахи мужчины. Тогда же искусство икебана начало формироваться в том виде, в котором оно дошло до наших дней.

Вы также можете попробовать сделать икебану своими руками и подарить её близкому человеку. Или же выберите более традиционный вариант — недорогие букеты кустовых роз.

Становление искусства икебаны

Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.

Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.

На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.

Дальнейшее развитие

Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.

Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.

Влияние Запада

19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о которых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.

Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль. Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).

В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.

Современность

Разительные изменения ожидали искусство икебана в конце 30-х годов прошлого столетия. Именно в это время Софу Тэсигахара основал школу Согэцу.

Ранее Тэсигахара, как и его отец, был последователем идей школы Икэнобо. Но он решил пойти дальше и решился на самостоятельное творчество. Более того, совместно с другим мастерами он принимает декларацию «Новой икебаны». Этот документ, по сути, снял с искусства оковы, мешавшие ему развиваться. Пропала необходимость соблюдать строгие и местами устаревшие формы и правила.

Софу Тэсигахара стал использовать в процессе создания композиций не только живые, но и сухие растения, а также металлы, камни, веревки и другие материалы. Его последователи продолжили эту линию, и сейчас школой Согэцу управляет Аканэ Тэсигахара – его дочь.

Всего в Японии насчитывается несколько сотен школ икэбана, однако наибольшее влияние все еще имеют – Икэнобо, Охара и Согэцу.

<Японские шары дороданго

Что такое кокедама и как её сделать?>

ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ

ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ

«Есть притча о мастере чайной церемонии Сэн-
но Рикю, сад которого славился на всю Японию
цветами повилики. Взглянуть на них решил
даже сам сёгун Тоётоми Хидэёси. Придя, одна-
ко, в назначенное утро в сад, он с удивлением
обнаружил, что все цветы срезаны. Уже на-
чавший гневаться, повелитель вошел в комнату
для чайной церемонии и тут увидел икебану из
одного единственного стебля повилики. Рикю
принес в жертву все цветы своего сада, чтобы
подчеркнуть их красоту водном, самом луч-
шем.
»
Храм Роккаку-до (яп. 六角堂 ‘Rokkaku-dō’) (шестиугольный павильон), официальное название name Тёхо-дзи (яп. 頂法寺 Chōhō-ji) — буддийский храм в центральном районе Киото. Поколения руководителей школы Икенобо служили главными священниками этого храма, и храм известен как «место рождения икебаны».

Старинное изображение Роккаку-доСтаринное изображение Роккаку-до
Rokkakudo - начало культуры Ikebana в ЯпонииRokkakudo — начало культуры Ikebana в Японии
«Икебана» происходит от японского ikeru (生け る, размещать, расставлять, жизнь, рождение») и hana (花, «Цветок»). Существуют следующие переводы: «дать жизнь цветам» и «расставить цветы».

Икебана РимпаИкебана Римпа
История икебаны (живые цветы) чрезвычайно увлекательна, потому что она рассказывает нам многое о японской культуре и о том, как различные картины мышления можно увидеть в искусстве. Икебана также известной под названием кадо (华 道, «Путь цветов».
В современной Японии икебана остается популярной.
В Европе и Северной Америке цветочная композиция основана на декоративных формах, а культурный аспект и эстетические каноны не важны, как в Японии. Это не означает, что цветочная композиция не очень красива в Европе и Северной Америке. Напротив, оба стиля имеют свою естественную красоту, а индивидуализм можно ощущать больше в Европе и Северной Америке, потому что к икебане применяются определенные эстетические правила.
Икебана делает акцент на линейных если можно так выразиться уровнях, в отличие от цветочной композиции в Европе и Северной Америке, которая фокусируется на цветовых схемах сочетания цветков, количества и потрясающей красоты их самих, которые сразу же бросаются в глаза. Японская икебана включает вазу, листья, ветви и стебли, которые достигают гармонии с цветами при их компановке. Это само по себе символизирует другой образ мышления, потому что это-ваза-стебли и цветы- представляет человечество, землю и небо.

История икебаны чрезвычайно увлекательна, потому что она подчеркивает важность этой формы искусства в Японии.
В шестом веке религиозная роль икебаны имела большое значение. В этот период икебана была ритуалом в буддийских храмах. Ветви и цветы указывали на твердую веру, потому что они указывали на небо. Этот факт явно обозначил эстетический и религиозный смысл икебаны в ранний период.

«В пятнадцатом веке появился новый стиль, называемый Риккой (стоящие цветы), но в наше время эта форма искусства мало практиковалась. Рикка акцентировала внимание на природе. Икебана Римпа Здесь придавалось большое значение времени и пространству; и рикка легко вписывалась в рамки менталитета Японии того времени. Эта декоративная техника была очень популярна на церемониях и была сохранена для праздничных и церемониальных целей.
Рикка — первый стиль, с которого началась история Школы Икэнобо и соответственно вся история Искусства Икэбана.
Стиль Рикка получил свое развитие из алтарной композиции Татебана, которая ставилась в Буддийских храмах в составе Мицугусоку (подсвечник, курильница, ваза с цветами). В эпоху Муромати, благодаря мастерам школы Икэнобо, Рикка становится одним из главных украшений замков и дворцов.
Икебана стиля Рикка – это хорошо сбалансированная, сложная, объемная композиция, состоящая из девяти основных элементов, олицетворяющая красоту природного ландшафта.
Традиционная Рикка – это самый сложный стиль, который опирается на строгие законы и схемы, в котором каждый элемент должен быть выполнен из определенного материала, соответствовать сезону и располагаться в конкретном месте композиции.
Икебана резко изменилась в пятнадцатом веке из-за новшеств Асикага Ёсимаса (1436—1490). Правил в 1449—1474 гг. как восьмой сёгун Асикага. Ёсимаса покровительствовал искусствам и другим культурным мероприятиям Он произвел революцию в искусстве икебаны. Это относится к его любви к простоте. В новых домах появилась область, называемая токонома.

«Токонома (яп. 床の間) — альков или ниша в стене традиционного японского жилища, является одной из 4 основных составляющих элементов главного помещения японского аристократического дома.» Она стала важной. Причина этого заключается в том, что область токонома была областью для размещения цветочных композиций и произведений искусства, которая создала бы приятную атмосферу.
В то же время правила икебаны стали более умеренными и не столь жесткими. Поэтому икебана стала более эгалитарной, теперь люди всех классов могли создавать и видеть икебану .
В следующем столетии (17) произошла еще одна перемена в цветочной композиции в Японии, когда был введен более простой стиль. Этот стиль называется Икэбана стиля Нагэирэ (непреднамеренно, непринужденно поставленные цветы) и стал частью чайной церемонии. Как и название, цветы были устроены без каких-либо ограничений, и внешний вид естественен. Ча-бана (чайные цветы) также является еще одним названием этой концепции из-за ассоциации с японской чайной церемонией.

Школа Охара основана в 1897 году привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кензанах). Этот стиль был Создан Уншин Охара. это икебана, где материалы расположены так, как будто они складываются в плоские контейнеры с широкой поверхностью воды. Он включает в себя цветовую схему морибаны, которая выражает красоту цвета, и пейзаж Морибана, в котором представлена красота природных пейзажей.
Современная икебана применяется с 1930-х годов и далее, и этот стиль известен под именем zen’ei ikebana . В отличие от более классического стиля эта форма более выразительна и основана на влиянии новых образцов мысли, поступающих в Японию. Многие изменения икебаны также можно рассматривать по причинам, связанным с выполнением этой художественной формы, потому что в прошлом, наряду с чайной церемонией и каллиграфией, все три формы искусства были связаны с гендерными ролями и подготовкой японских женщин к будущему браку. Конечно, в современный период икебана по-прежнему остается традиционной формой искусства в Японии. Однако она соединяется с современным мышлением, и люди изучают эту форму искусства по многим причинам.

ZenZen’ei Ikebanaикебанаикебана

Конструктивную основу первых икебан составляли две основные ветки, символизирующие свети и тьму, противостояние земли и неба, инь (陰, ин) и ян (陽, ё:). Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. Для храмовых цветочных подношений, получивших название кугэ (供 花), использовали бутоны, цветы и листья лотоса, священного цветка в буддизме. Сначала растения помещали в корзинки и невысокие сосуды. Позднее стали использовать китайские бронзовые парные вазы, которые ставились по краям алтаря.

В X веке в храмах, помимо лотосов, появились и другие цветы, но сохранялась строгая регламентация формы, которую составляли три основных элемента, символизирующие Небо, Человека и Землю. Были определены и пропорции — высота главного элемента (Неба) составляла полторы высоты вазы, а два меньших элемента симметрично ставились по бокам. Появилась композиция из курильницы в центре, подсвечника со свечой и вазы с цветами по бокам, получившая название мицугусоку ( 三 три элемента.
В эпоху Хэйан (710-794) в придворной среде стали популярны цветочные соревнования, хана-авасэ (花合(わ)せ). Для них выбирали самые красивые и необычные цветы, травы, ветки деревьев, которые становились затем темами для поэтического состязания. Эти элегантные развлечения позже дали начало танабата хана-авасэ (七夕花合わせ)- состязаниям в составлении цветочных композиций вовремя фестиваля Танабата, которые проводились с конца XIII в. до конца XVI в. Эти композиции стали выставляться в храмах и святилищах для показа широкой публике.

Морибана, школа ОхараМорибана, школа Охара

Стиль Рикки, Школа ИкенобоСтиль Рикки, Школа Икенобо
Пример икэбаны, в частности школа Согецу в Японии художницы Байко.
Эти цветочные композиции больше похожи на органические скульптуры, состоящие из живых цветов, стеблей и ветвей, организующие сыпучие работы трехмерного искусства.
Стиль Рикки, Школа Икенобо
Вышеприведенный фрагмент показывает прекрасный баланс положительного и отрицательного пространства, создавая определенные фокусные точки с белыми и фиолетовыми цветами.
И в Икебане ниже, воплощена сила жизни и роста, так как цветок и лист, кажется, поднимаются вверх волнистые к небу.
Стиль Рикки, Школа Икенобо

Искусство икебаны — история и современность

Фитодизайн интерьера, получивший в последнее время широчайшее распространение, является наиболее динамично развивающимся направлением современного дизайна. Развитию флористики в большой степени способствуют определенные правила и техники создания цветочных композиций.

Искусство икебаны

Считается, что флористика берет свое начало в Японии. В Стране Восходящего Солнца умение составлять изысканные цветочные композиции считалось неотъемлемой частью культуры, искусству создания икебаны обучались не только девочки, но и мальчики.

Старинная японская легенда гласит, что когда-то давно, после сильной грозы, которая уничтожила огромное количество цветущих деревьев, древние монахи обратились к всемогущему Будде с молитвой о том, чтобы он помог возродить то, что было уничтожено стихией. К подножию статуи божества они возложили сломанные ветви цветущих деревьев. И Будда внял их мольбам – сады вскоре опять зацвели, принося радость и красоту. Именно эта легенда положила начало развитию искусства икебаны – в буддистских храмах стали устанавливать изумительно красивые асимметричные композиции, символизирующие оживление цветов.

Именно это искусство цветочной композиции получило название икебана – оживление цветов, или kado – путь цветов.

Западные страны привнесли свою нотку в искусство цветочной композиции, характеризующуюся обилием цветущих растений. Японская же икебана в свою основу ставит строгие линии ветвей и листьев. Цветы в традиционной икебане играют второстепенную роль. Ваза (подставка, контейнер, блюдо) также несет ключевую нагрузку всей композиции. Вся структура японской икебаны основывается на наиболее равновесной геометрической фигуре – треугольнике, три вершины которого символизируют землю, небо и человека.

Икебана – один из наиболее древних видов искусства, его история насчитывает более 6 веков. Само название этого искусства состоит из двух слов: “ике” – жизнь и “бана” – цветы, т.е. дословно икебана можно перевести как “живые цветы”. Начало искусству цветочной композиции было положено буддийскими ритуалами, которые считали цветы символами душ умерших людей. Статуса художественной формы, которая никак не была связана с религией, икебана достигла приблизительно к середине 15 века. Первыми преподавателями и студентами традиционно являлись священнослужители, однако среди них стали появляться и высокопоставленные члены общества. Немного позже, когда на основе традиционной школы цветочной композиции возникло большое количество различных направлений, обучение искусству икебаны стало доступным для любых уровней общества.

Влияние Буддизма

Искусство икебаны зародилось в начале 6-го столетия, приникая к зарождению в Японии буддизма. В то время возложение цветов на алтарь божества являлось обязательной частью церемонии. В Индии статую Будды осыпали лепестками цветов, а подношение цветущих ветвей производилось лишь изредка. Постепенно японская традиция украшения алтаря цветами претерпела некоторые изменения – цветущие растения стали помещать в специальные вазы. Подношение цветов божеству стало почетной обязанностью священнослужителей.

Происхождение Икенобо

Икенобо – наиболее старинная школа икебаны, которая была основана в 15-м веке священником-буддистом по имени Икенобо Сенкеи. Считается, что именно он создал течение “рикка” (постоянные цветы). Этот стиль отражает красоту природы в понимании буддистов: сюда входит семь отделений, которые представляют водопады, долины, холмы и остальные красоты природы, имеющие определенную форму. Аристократы и священнослужители развивали именно этот стиль, делая его все более утонченным, в то время как более простые люди предпочитали менее изысканный стиль, получивший название “shoka” или “seika” . В нем используются лишь три основных понятия: земля, небеса и человек, основывается он не столько на философском осмыслении произведения, сколько на естественной красоте растений.

Наиболее известная школа современности сформировалась в конце 19 века, а именно в тот момент, когда Охара Неголень отделилась от школы Икенобо. Для композиций школы Охара характерна “moribana” – то есть плоская ваза, украшенная сложенными сверху цветами. Стиль морибана часто применяет западные растения, это объясняется влиянием западной культуры на Японию, происходящим в момент открытия данной школы. Художественные движения начала 20-го века стали основой развития композиций «jiyuka». Однако в то время икебана все еще оставалась искусством элиты.

С начала 30-х годов стал возрастать интерес к искусству цветочной композиции. Открывались специальные школы, привлекающие людей любых социальных слоев. Жены американцев, живших в Японии, помогли искусству икебаны пересечь границы Японии, привлекли к нему внимание людей всего мира. Появилось новое течение – авангардная икебана, которая сделала возможным применение в цветочных композициях стали и пластика.

Сейчас в Японии известно около 3 000 школ икебаны, во всем мире их количество приблизилось к 1000. Икебаной сегодня занимаются около 15 млн молодых японских девушек и юношей.

Экибана — это… Что такое Экибана?

Икэбана. Стиль Рикка

Икэба́на (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Выставка икэбаны в метро Киото

История

Икэбана возникла в Японии в 15 веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.

Об искусстве Икэбана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако Икэбана не является ни копией, ни миниатюрой. В Икэбана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.

— Икэнобо Сэнкэй. «Истинная уточненность»

Школы

Икэбана развивается в рамках определенных школ и стилей. Наиболее известными в Японии признаются три школы: Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Первой школой развития Икэбаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине 15 века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккакудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икэбаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икэбана в стили Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара

Школа Охара основаная в 1897 году привнесла в икэбану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанах).

Согэцу

Школа Соцэгу (яп. 草月 — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году. Отличие этой школы — применение в икэбане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икэбаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро. Создал школу Софу Тэсигахара — талантливый художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Стили

  • Рикка (立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в 17 веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.
    • Рикка Сёфутай
    • Рикка Симпутай
  • Сёка (生花)
    • Сёка Сёфутай
    • Сёка Симпутай
  • Нагеирэ (投げ入れ) (другое название Хэйка) — икэбана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
  • Морибана (盛り花) — икэбана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кэндзан) или тяжелые металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо).
  • Дзиюка — свободный стиль.

Галерея

Стиль Морибана

Свободный стиль

Литература

  • Пронников В.А. — Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. — М., ‘Наука’, 1985
  • Коевенская Т., Панкратов В. — Цветочная аранжировка. — М., ‘Агропромиздат’, 1988

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о