ПАЗ-3205 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 сентября 2019; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 сентября 2019; проверки требуют 9 правок.ПАЗ-3205 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ПАЗ-32053 (рестайлинг 2014 года) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Завод-изготовитель | ПАЗ → Павловский автобус) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект, г | 1982 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выпускался, гг | 1989 — настоящее время 2010 — настоящее время () | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экземпляры | более 145000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная масса, т | 7,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снаряжённая масса, т | 5,61 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Макс. скорость, км/ч | 70 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс автобуса | высокопольный малый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЭКО стандарт | Евро-0—Евро-5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мест для сидения | 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 42 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная вместимость (8 чел./м²) | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина, мм | 7000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 2500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота по крыше, мм | 2880 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 3600 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просвет, мм | 264 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество дверей для пассажиров | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формула дверей | 2 2+1 2+2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Напряжение бортовой низковольтной сети, В | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модель коробки передач |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип задней подвески | Зависимая, рессорная с амортизаторами; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип передней подвески | Зависимая, рессорная с корректирующими пружинами и амортизаторами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЗ-3205 (разг. «Па́зик») — советский и российский низкопольный автобус малого класса производства завода «Павловский автобус», является базовой и классической моделью завода с 1989 года. На автобус за всю историю производства устанавливались различные типы двигателей, среди которых наиболее распространённым является карбюраторный бензиновый двигатель ЗМЗ-5234, дизельные ММЗ-245.7 и ММЗ-245.9, Cummins ISF 3.8, ЯМЗ-5342. В настоящее время на автобусы устанавливается инжекторный двигатель ЗМЗ-5245 с возможностью работы на бензине или газе, а также дизельный ЯМЗ-5344, отвечающие требованиям экологических требований Евро-5.
Разрабатывался путём создания десятков опытных образцов в течение почти 15 лет. Основой послужил разрабатываемый в 1972—1977 годах и подготовленный к серийному производству с 1979 года, но так и не запущенный в производство автобус ПАЗ-3203[2]. Первая опытная партия автобусов для испытаний была изготовлена в 1979 году, конвейерная сборка была начата в 1984 году[3]. Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986 году. Массовый выпуск начался 1 декабря 1989 года, когда на конвейере полностью прекратили выпуск предыдущей модели ПАЗ-672М. 4 июня 2001 года на заводе отмечался выпуск 100-тысячного автобуса данной модели. В 2008 году проведена модернизация производства, что позволило проводить сертификацию для регулярного использования на загруженных маршрутах, значительно возрос ресурс службы кузова (с 5 до 10 лет), в салон устанавливаются более эффективный отопитель и более комфортные сиденья.
Выпуск исходных модификаций ПАЗ-3205 и ПАЗ-32051 прекращён с 2003 года. С 2001 года начат запуск обновлённых модификаций ПАЗ-32053 и ПАЗ-32054. Важным отличием является установка пневматической тормозной системы взамен гидравлической. В 2014 года для модификаций автобуса ПАЗ-32053, ПАЗ-32054, ПАЗ-4234 появился рестайлинг.
С вступлением в силу экологических требований Евро-5 и освоением производства заволжским моторным заводом инжекторных двигателей ЗМЗ-5245 с 2017 года начат выпуск модификаций ПАЗ-320530 и ПАЗ-320540. На этих модификациях начала осуществляться заводская установка газобаллонного оборудования для работы на сжиженном нефтяном газе или компримированном природном газе.
Модель представлена большим количеством модификаций:
- ПАЗ-3205 — исходный базовый автобус с одной автоматической дверью, карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.10 и пневмогидравлической тормозной системой. Выпускался с 1989 по 2003 год в различных модификациях:
- ПАЗ-3205-10 — автобус, предназначенный для работе на сжатом газе, опытный экземпляр которого был выпущен в 1997 году. Газовые баллоны у этой машины спрятаны под специальным кожухом на крыше, установленном на месте третьего люка. Автобус так и остался опытным.
- ПАЗ-3205-20 — грузо-пассажирский вариант автобуса ПАЗ-3205, выпускающийся в нескольких вариантах с разным объёмом грузового отсека, который расположен в задней части кузова. Количество посадочных мест — 16. Задняя аварийная дверь в таких автобусах отсутствует — её функции выполняет дверь грузового отсека в задней панели. Объём грузового отсека может варьировать от 5,3 до 15 м³.
- ПАЗ-3205-30 — автобус для инвалидов, оборудованный гидроподъёмником и креплениями для колясок. Был разработан в 1998 году и изначально носил индекс ПАЗ-3208.
- ПАЗ-3205-40 — самоходное шасси на базе узлов и агрегатов автобуса ПАЗ-3205. В 70-80-е годы XX века Советский Союз осуществлял значительные объёмы поставок самоходных шасси на базе автобуса ПАЗ-672 на Кубу, где заказчик монтировал на него свои кузова. В связи с прекращением выпуска 672-й модели планировалось продолжить поставки шасси уже на базе ПАЗ-3205. Однако изменение политической обстановки не дало этим планам осуществиться — на Кубу было отправлено лишь незначительное число шасси ПАЗ-3205-40 перед распадом СССР.
- ПАЗ-3205-50 — вариант «люкс», разработанный в начале 1990-х годов. Первые опытные автобусы имели индекс ПАЗ-3205Т. От стандартных автобусов отличается установкой мягких нерегулируемых кресел в салоне на надстройке (подиуме), наличием багажных полок над сиденьями вдоль окон и багажного отсека объёмом около 2 м³ в задней части салона.
- ПАЗ-3205-60 — северный вариант автобуса был разработан ещё в восьмидесятые годы XX века, а первый опытный образец, называвшийся тогда ПАЗ-320501, появился в 1984 году. От базовой модели он отличается улучшенной термоизоляцией, двойным остеклением, полностью отгороженной от салона кабиной водителя. Система отопления калориферная — от радиатора и 3 отопителей, подключенных к системе охлаждения двигателя.
- ПАЗ-3205-70 — изначально этот индекс был присвоен дизельному автобусу ПАЗ-3205, который появился в 1995 году. Однако вскоре его поменяли на ПАЗ-3205-07, а под индексом ПАЗ-3205-70 ныне выпускается школьный автобус. От базовой модели он отличается четырьмя ступеньками, из которых нижняя — выдвижная, сиденьями с полумягкой высокой спинкой, ремнями безопасности на каждом сиденье, кнопкой сигнала водителю возле каждого места. Также автобус оборудован полками для ранцев школьников, предусмотрено место для двух инвалидных колясок в сложенном состоянии. По периметру кузова нанесена светоотражающая полоса, а на крыше установлен мегафон.
- ПАЗ-3205-70[6] РАП — вариант школьного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст (бензин) или СААЗ мех., 5-ст(дизель).[7]
- ПАЗ-32051 — автобус с двумя автоматическими дверями для пригородных маршрутов (часто ставился на городские) и пневмогидравлической тормозной системой (расположение сидений в салоне у однодверных и двухдверных модификаций различается). Технически близок к исходной модели 3205. Выпускался с 1989 по 2003 год.
- ПАЗ-32052 — опытный с одной широкой автоматической дверью для городских маршрутов; в серию не пошёл.
- ПАЗ-32053 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов и пневматической тормозной системой с ABS, следующее поколение, сменившее ПАЗ-3205. Выпускался с 2001 по 2016 год в различных модификациях:
- ПАЗ-32053 — базовый вариант с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.
- ПАЗ-32053 РАП — вариант бензинового автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: ГАЗ мех., 4-ст [8]
- ПАЗ-32053-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5342.
- ПАЗ-32053-05 — вариант с дизельным двигателем Cummins ISF 3.8.
- ПАЗ-32053-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ 245.9.
- ПАЗ-32053-07 РАП — вариант дизельного автобуса с белорусскими комплектующими. КПП: СААЗ мех., 5-ст [9]
- ПАЗ-32053-08 — вариант с карбюраторным двигателем ЗМЗ 52342.10, отвечающим экологическим нормам Евро-4
- ПАЗ-32053-20 — грузо-пассажирский автобус для перевозки строительных бригад и оборудования.
- ПАЗ-32053-27 — грузо-пассажирский с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-50П — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов с улучшенным салоном.
- ПАЗ-32053-57 — пригородный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-60 — автобус в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-67 — северный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-32053-70 — школьный автобус.
- ПАЗ-32053-77 — школьный с дизельным двигателем ММЗ 245.7.
- ПАЗ-320538-70 — школьный в северном исполнении.
- ПАЗ-32053-80 — ритуальный автобус.
- ПАЗ-32054 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов с пневматической тормозной системой с АБС. Является заменой ПАЗ-32051. Технически схож с 32053. Выпускался также с 2001 по 2016 год.
- ПАЗ-32054 — базовый вариант с бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-5234.
- ПАЗ-32054-03 — вариант с дизельным двигателем Cummins B 3.9 140 CIV-1.
- ПАЗ-32054-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5342.
- ПАЗ-32054-05 — вариант с дизельным двигателем Cummins ISF 3.8.
- ПАЗ-32054-07 — вариант с дизельным двигателем ММЗ 245.9.
- ПАЗ-32054-08 — вариант с карбюраторным двигателем ЗМЗ 52342.10, отвечающим экологическим нормам Евро-4
- ПАЗ-320530 — автобус с одной автоматической дверью для пригородных маршрутов, соответствующий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320540 — автобус с двумя автоматическими дверями для городских маршрутов, технически схожий с 320530, соответствующий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320570 — школьный автобус, отвечающий экологическим нормам Евро-5, выпускается с 2017 года взамен устаревших модификаций.
- ПАЗ-320570-02 — вариант с инжекторным бензиновым двигателем ЗМЗ-5245.
- ПАЗ-320570-04 — вариант с дизельным двигателем ЯМЗ-5344.
- ПАЗ-3798 — изотермический фургон.
- ПАЗ-3975 — передвижная лаборатория для комплексного обследования спортсменов на местах проведения соревнований. Модель была разработана по заказу Госкомспорта СССР в 1987 году.
- ПАЗ-3206 — полноприводная модификация. Предназначен для работы в удаленной местности через труднопроходимые районы.
Технические характеристики | |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Колёсная формула | 4 × 2 |
Общее число мест | 41 |
Число мест для сидения | 25 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 19 |
Ёмкость топливного бака, л | 105 |
Тормозная система | пневматическая, двухконтурная с ABS |
Длина, мм | 7000 |
Ширина, мм | 2530 |
Высота, мм | 2880 |
База, мм | 3600 |
Полная масса, кг | 7610 |
Комплектуется двигателями | ЗМЗ-5234.10, ЯМЗ 534, ММЗ 245.7 |
Вентиляция | 3 люка в крыше, форточки на боковых окнах |
Рулевой механизм | МАЗ-64229 с гидроусилителем руля |
- Автобус ПАЗ-672. Техописание, эксплуатация и ТО — 1984. — 353 стр.
- Автобус ПАЗ-3205-07 (дв. Д-245). экспл. и обслуживание — 1999. — 146 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Техописание и эксплуатация — 1998. — 245 стр.
- Автобус ПАЗ-3205. Технология техобслуживания — 1996. — 54 стр.
- Автобус ПАЗ-32053-07. Эксплуатация и ремонт — 2000. — 320 стр.
В апреле 2013 года производитель SSM (Start Scale Models) предложил масштабные (1/43) модели автобуса ПАЗ-3205 бело-голубого цвета и ПАЗ-32051 бело-оранжевого цвета. Также модель ПАЗ-32051 в масштабе 1:48 была выпущена китайской фирмой «Технопарк». Фирма «Автотайм» подготовила к выпуску модель ПАЗ-32053 в различных исполнениях. 23 декабря 2019 года выйдет второй выпуск журнала «Наши автобусы» от фирмы Modimio — ПАЗ-3205 «Живая легенда», который, помимо журнала и модели, содержит в себе красочную наклейку с изображением автобуса. Модель высокого качества, сделана из металла и пластика, красного цвета с белой юбкой.
- В ноябре 2013 года в Подольске был установлен памятник автобусу ПАЗ-3205[10]
«Павловский автобусный завод — фотоэкскурсия» в блоге «Производство»
Оригинал статьи находится на сайте Блог Дальнобойщик http://dalnoboi-russia.blogspot.com/2011/12/paz.html
Просьба ко всем, кто хочет сделать перепост репортажа — свяжитесь на нашем сайте с его автором, Валерием Писановым.
Павловский автобусный завод является основным производителем малых автобусов в России и входит в десятку крупнейших производителей в мире. Ежегодно с конвейера предприятия сходит более десяти тысяч единиц техники.
Блог Дальнобойщик, один из первых интернет журналов, кому удалось пройти по цехам завода с фотокамерой и сделать полноценный репортаж. За организацию этой экскурсии, огромное спасибо директору департамента массовых коммуникаций ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» Ворониной Элле Александровне, а так же лично PR менеджеру Фефеловой Ольге Андреевне.
Далее 66 фотографий и один видеоролик с конвейера ПАЗа. Так что устраивайтесь поудобней, чай или кофе будут кстати.
- Завод в Павлово, берёт своё основание в 1932 году, изначально он был рассчитан на выпуск шоферского инструмента, а так же изделий кузовной арматуры для автомобилей Горьковского и Ульяновского автозаводов.
- Первый автобус на базе автомобиля ГАЗ-51, был выпущен в августе 1952 года.Следующий год станет для заводчан юбилейным. За время своего существованияпод маркой ПАЗ было выпущено более 600 тыс. машин различных моделей и модификаций.
- Наша экскурсия по заводу началась со сварочно-кузовного цеха.
- Отсюда берёт своё начало заводской конвейер.
- На стапеле сваривают каркас. Уже угадываются очертания будущего автобуса.
- На ПАЗе внедрили лучшие технологии, успешно апробированные и применяемые на западе. Ушли в прошлое огромные складские помещения. Производство комплектующих идет на два шага впереди монтажа, так называемая «сборка с колёс».
- Честно сказать меня поразила культура производства на этом предприятии. И это не пустые слова,однажды мне удалось побывать на одном из лучших оборонных заводов страны — ПАЗ на высоте.
- Возможно, будут возражения и примеры стерильных цехов западных заводов, но давайте не будем забывать, где мы и где запад.Специально для критиков — чтобы почувствовать себя в шкуре производителя работающего в России, для начала откройте хотя бы ИП. А если через пару лет вы всё ещё будете платить налоги, тогда нам будет, о чём поговорить.
- ПАЗ – градообразующее предприятие, здесь нет китайцев или таджиков. Надо отдать должное руководству предприятия, автобусы продолжают сходить под заводской маркой.
- Около пяти тысяч сотрудников трудятся на заводе и стабильно получают заработную плату.
- Каркас будущего автобуса начинает свой путь на конвейере.
- Самый массовый российский автобус, его не смог сломить даже китайский автопром
- Сварщики в Павлове, так же суровы, как и их коллеги из Челябинска.
- Все штампованные детали изготавливают здесь же, в соседнем цеху.
- Со слов начальника сварочно-кузовного цеха, сварщик – самая высокооплачиваемая рабочая специальность на заводе.
- Табличка с VIN- номером на ПАЗе.
- Готовые корпуса поступают в окрасочный цех. Проследуем за ними.
- Грунтованный корпус готовый к покраске.
- В 2009 году введен в действие окрасочный комплекс нового поколения «Айзенман».
- До введения нового оборудования, покрасочный цех был большой головной болью всех работников и руководства малярки.
- Взвесь грунта и краски висело как проклятие над всеми рабочими цеха, но теперь это в прошлом.
- Мне показалось, что в окрасочном цехе работают одни женщины.
- Свежеокрашенный автобус готов проследовать на сборочный конвейер.
- Командует отправкой милое создание.
- Следующий этап нашей экскурсии сборочный цех. Проследуем туда.
- На любом российском заводе, не обременённом регистрацией ГИБДД и ГОСТами, можно встретить удивительные транспортные средства. Местные Левши перековали мечи на орала.
- А базу ГАЗели, сократили до неприличных полутора метров.
- На сборочном конвейере собирают различные модификации автобусов марки ПАЗ.
- ПАЗ-3204 был запущен в серийное производство в январе 2009 года. Признан Лучшим автобусом года в 2009, 2010, 2011 гг.
- Обратите внимание, пассажирские сидения новой модели. И сравним со старыми «седушками», их фото будут ниже.
- Монтаж аккумуляторного блока.
- На данный момент на конвейере ПАЗа устанавливают три модели двигателя. Дизельный ММЗ, бензиновый ЗМЗ, дизельный Cummins. С 2012 – автобусы ПАЗ 3204 будут оборудоваться дизельным двигателем ЯМЗ 530.
- На фото, двигатель Cummins
- Участок подсборки мостов.
- Футорки, фотография для тех, кто в теме.
- Сидения, родом из прошлого века. Незаменимая кстати вещь, при работе под машиной.
- Жёлтый цвет, модификации школьного автобуса. Помимо прочих изменений, в нём присутствуют сидения оборудованные ремнями безопасности, стеллажи для школьных рюкзаков. Каждое место оснащено кнопкой связи с водителем, и дополнительной подножкой, которая в открытом виде стопорит движение автобуса.
- Старый, добрый «Пазик». Автобус малого класса, до настоящего времени является основной моделью завода.
- Заводское время, идёт отсчет готовой продукции. Каждый день сборочный конвейер покидает 36 новеньких автобусов.
- Участок установки двигателя в автобусы.
- Участок стыковки шасси и двигателя.
- Компьютерная диагностика и настройка двигателя.
- Вклеивание окон.
- ПАЗ-3204 — новая модель завода, призванная заменить на конвейере ветерана ПАЗ-3205.
- Стенд проверки тормозной системы.
- Новенький автобус покидает сборочный цех.
- В заключение нашей экскурсии нам показали новую, флагманскую модель заводчан ПАЗ-320412, автобус с символическим названием Вектор.
- Знакомство с ним оставило у меня только приятные впечатления. Качество сборки и исполнение на самом высоком уровне. Стало известно, что уже есть клиенты на покупку крупных партий данной модели автобуса.
- Покидал завод в полной уверенности, у ПАЗа есть будущее!
- Оригинал статьи находится на сайте Блог Дальнобойщик http://dalnoboi-russia.blogspot.com/2011/12/paz.html
Просьба ко всем, кто хочет сделать перепост репортажа — свяжитесь на нашем сайте с его автором, Валерием Писановым.
ПАЗ-672 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ПАЗ-672 ПАЗ-3201 | |
---|---|
Завод-изготовитель | ПАЗ |
Проект, г | 1957—1967 |
Выпускался, гг | 1967—1989 |
Экземпляры | 288688 |
Полная масса, т | 7,825 |
Снаряжённая масса, т | 4,535 |
Макс. скорость, км/ч | 80 |
Класс автобуса | малый |
Мест для сидения | 23 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 45 |
Длина, мм | 7150 |
Ширина, мм | 2440 |
Высота по крыше, мм | 2952 |
База, мм | 3600 |
Просвет, мм | 280 |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 4+4 |
Модель двигателя | ЗМЗ-672 |
Система питания | карбюратор |
Тип топлива | бензин |
Количество цилиндров | 8 |
Мощность, л. с. | 115 |
Крутящий момент, Н·м | 284 |
Объём, см³ | 4250 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 21 |
Тип коробки передач | механическая |
Количество передач | 4 |
Медиафайлы на Викискладе |
ПАЗ-672 — советский автобус малого класса, производившийся Павловским автобусным заводом в 1967—1989 годах. Предшественник — ПАЗ-652, преемник — ПАЗ-3205. Автобусы ПАЗ-672 были предназначены для районных и пригородных маршрутов с малым пассажиропотоком, хотя они использовались и используются в городах, зачастую в роли маршрутных такси, служебных автобусов или автокатафалков.
Разработка автобуса ПАЗ-672 началась в 1957 году. Это было дальнейшее развитие модели ПАЗ-652Б. На автобусе применён 8-цилиндровый V-образный двигатель и ходовая часть от грузовика ГАЗ-53, рулевое управление с гидроусилителем. Параллельно разрабатывался пассажирский прицеп ПАЗ-750 (серийно не выпускался). Технический проект был готов в конце 1958 года. Первый прототип, внешне мало отличавшийся от ПАЗ-652, изготовлен в ноябре 1959 года. В процессе дальнейшей работы над автобусом учитывались выявленные недостатки ПАЗ-652, а также новые наработки по грузовикам ГАЗ-52 и ГАЗ-53. В декабре 1960 года появился новый вариант ПАЗ-672. Основание кузова было использовано от ПАЗ-652Б, тормозная система получила раздельный привод на передний и задний мосты. В 1961 и 1963 годах построены три прототипа. После проведения ведомственных испытаний в конце 1963 года автобус был рекомендован в серийное производство.
В 1964 году каркас кузова был полностью переработан, его масса снизилась, увеличился размер боковых окон. Новый вариант автобуса был воплощён в металле к первомайским праздникам. Планировалось до конца года выпустить пятьсот автобусов. Но подготовка к производству сильно затянулась. И в 1965, и в 1966 годах начать производство не удалось. Первые серийные ПАЗ-672 увидели свет только в 1967 году. Тем временем разрабатывались новые модификации автобуса. Всего было построено около двух десятков опытных образцов. В июле 1966 года пять автобусов совершили автопробег по маршруту Павлово — Ереван — Павлово.
25 октября 1967 года в сборочном цехе № 2 были сварены первые два кузова серийных ПАЗ-672. Через месяц с конвейера сборочного цеха № 1 сошли четыре автобуса, а всего до конца года были сданы десять машин. В ноябре 1968 года было прекращено производство ПАЗ-652Б, и завод полностью перешёл на выпуск ПАЗ-672.
В декабре 1969 года было принято решение о модернизации автобуса. Был увеличен ресурс двигателя, повышена надёжность гидроусилителя руля и тормозов, проведена герметизация кузова. Изменения вносились постоянно. Однако на индексе автобуса это никак не сказывалось. Бытует ошибочное мнение, будто модернизированный в начале 1970-х годов автобус стал называться ПАЗ-672Б, однако модификации автобуса ПАЗ-672 с индексом «Б» согласно технической документации не существовало. С 1975 года ресурс до капремонта был увеличен до 320 тыс. км, с 1979 — до 330 тыс. км. В 1980 году на полигоне НАМИ прошёл испытания модернизированный автобус ПАЗ-672М, имевший ресурс до капремонта 350 тыс. км. Производство ПАЗ-672М началось в декабре 1982 года. До конца 1989 года было выпущено 90 645 автобусов этой модификации. Отдельно стоит упомянуть и про особенности внешней светотехники автобуса. Ещё одно ошибочное мнение заключается в том, что новые передние указатели поворота и габаритные огни, а также задние фонари квадратной формы, собранные в единую вертикальную секцию стали устанавливаться на автобусы ПАЗ-672М, то есть с 1982 года. На самом деле установка новой светотехники соответствующей правилам ЕЭК ООН осуществлялась поэтапно в 1978 году. Вначале установили задние фонари, оставив передние указатели поворота без изменений, а затем автобус оснастили новыми передними указателями поворота, совмещёнными с габаритными огнями.
Производство автобуса ПАЗ-672М прекратилось 30 ноября 1989 года, он уступил место на конвейере более современному автобусу ПАЗ-3205. Всего было выпущено 190 150 автобусов ПАЗ-672, а вместе с модификациями — 288 688.
Осмотр двигателя- Длина: 7150 мм
- Ширина: 2440 мм
- Высота: 2952 мм
- Колёсная база: 3600 мм
- Минимальный дорожный просвет: 280 мм
- Масса снаряжённого автобуса: 4535 кг
- Полная масса: 7825 кг
- Сидячих мест: 23
- Общая пассажировместимость: 45 человек (на практике перевозилось до 100 человек)
- Максимальная скорость: 80 км/ч
- Расход топлива: 20,5 л/100 км
- Двигатель: ЗМЗ-672, карбюраторный, V-образный, четырёхтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, рабочий объём 4,25 л, максимальная мощность — 115 л. с.
- Сцепление: однодисковое, сухое с гидравлическим приводом
- Коробка передач: механическая, четырёхступенчатая
- Главная передача: одинарная, гипоидная
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк и трёхгребеневый ролик
- Размер шин: 8,25-20
(в скобках указаны годы производства)
- ПАЗ-672 (1967—1982) — базовый серийный автобус.
- ПАЗ-672А (1967—1968) — прогулочно-экскурсионный (опытный), с облегчённой крышей, без бокового остекления. Построено 2 автобуса.
- ПАЗ-672Б (1973—1982) — модернизированный. Выпущено 117 286 автобусов.
- ПАЗ-672В (1970) — шасси. Представляло собой основание кузова с двигателем, радиатором, КПП и рулевым управлением.
- ПАЗ-672ВЮ (1973—1989) — шасси в тропическом исполнении. Поставлялось на Кубу, где использовалось для производства автобусов марки Giron. Изготовлено 21 100 шасси.
- ПАЗ-672Г (1983—1986) — горный. Отличался двумя топливными баками по 105 л, ремнями безопасности на каждом сиденье, гидроусилителем рулевого управления и усиленными тормозами, отсутствием задней пассажирской двери и остекления в скатах крыши. Выпущено 575 автобусов.
- ПАЗ-672Д (1972) — дизельный (опытный). Построено 2 автобуса.
- ПАЗ-672Ж (1985—1989) — газобаллонный. Разработан совместно с Рязанским заводом газовой аппаратуры. Отличался газовыми баллонами, установленными в задней части крыши. Некоторые автопредприятия самостоятельно переоборудовали автобусы под использование газового топлива.
- ПАЗ-672М (1982—1989) — модернизированный. Часть автобусов выпускалась с одной пассажирской дверью, за счёт чего было добавлено два сидячих места.
- ПАЗ-672С (1969—1989) — в северном исполнении. Отличался окнами с двойным остеклением и без форточек, отсутствием окон в скатах крыши, дополнительным отопителем салона, более мощным генератором, наличием второго аккумулятора. Выпущено 7 147 автобусов.
- ПАЗ-672Т — туристический. Отличался распашными пассажирскими дверями, мягкими сиденьями с регулируемыми по наклону спинками, откидными багажными сетками, удлинёнными рессорами. Выпускался мелкими партиями.
- ПАЗ-672ТЛ (1978—1979) — передвижная лаборатория для комплексного исследования спортсменов на двух автобусах. Изготовлено 10 комплектов.
- ПАЗ-672У (1969—1981) — экспортный. Поставлялся в европейские социалистические страны и Монголию.
- ПАЗ-672УМ (1981—1989) — модернизированный экспортный.
- ПАЗ-672УМ (олимпийская серия) (1979—1980) — автобусы для обслуживания персонала Игр Московской Олимпиады 1980 года, членов олимпийских делегаций и других нужд оргкомитета. Отличались улучшенной отделкой. Выпущено 50 автобусов.
- ПАЗ-672Ю (1970—1989) — экспортный тропический. Отличался применением коррозиостойких материалов, специальной резины и пластмасс, отсутствием остекления в скатах крыши, дополнительным бензобаком. Поставлялся в страны Африки, Юго-Восточной Азии и на Кубу.
- ПАЗ-3201 (1972—1982) — полноприводный автобус. Не имел задней двери, за счёт чего количество сидячих мест было доведено до 26 (к Олимпиаде-80 выпущена партия автобусов с двумя дверями). Предназначался для эксплуатации в условиях бездорожья.
- ПАЗ-320101 (1982—1989) — модернизированный полноприводный автобус.
- ПАЗ-320107 (1975-?) — шасси в тропическом исполнении.
- ПАЗ-3201С (1973—1989) — северный. Отличался окнами с двойным остеклением и без форточек, отсутствием окон в скатах крыши. Выпущено 6 114 автобусов.
- ПАЗ-3742 (1977—1989) — рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов. На ПАЗе выпущено 806 рефрижераторов. С 1978 года к производству подключён Бакинский завод специализированных автомобилей. В 1980 году производство полностью передано на БЗСА. Народное название этих автобусов — «пингвины» (из-за изображения пары пингвинов на задней двери рефрижератора)[1]
- ПАЗ-37421 (1977—1989) — изотермический фургон. От ПАЗ-3742 отличался отсутствием холодильной установки. На ПАЗе выпущено 254 фургона. С 1980 года выпускался на БЗСА.
- ПАЗ-3916 (1978—1979) — телевизионная аппаратная. Разработана совместно с Кировоградским заводом радиоизделий. Изготовлено 22 аппаратных.
- КТ-201 (? — 1982) — ритуальный (катафалки). Переоборудовался Арзамасским заводом коммунального машиностроения из серийного ПАЗ-672. Автобус имел заднюю дверь и специальные полозья для гроба, пассажирские сиденья располагались вдоль бортов.
- КТ-201А (1982—1989) — ритуальный на базе ПАЗ-672М.
- БакАЗ-3219 (1989—1993) — пассажирский автобус на базе БЗСА-3742, с удалённой холодильной установкой, вырезанными окнами и вмонтированными сидениями. Производился в результате переизбытка комплектующих для рефрижераторов БЗСА-3742. Также на заводе БакАЗ (новое название Бакинского завода специализированных автомобилей) выпускалась медицинская лаборатория на базе пассажирского БакАЗ-3219.
- Модельная фирма ClassicBus выпускает масштабные модели ПАЗ-672 и ПАЗ-672М в масштабе 1:43.
- Модельная фирма «Советский Автобус» («СовА») также производит модель автобуса ПАЗ-672М в нескольких исполнениях (обычный пассажирский, санитарный, милицейский), кроме того, она выпускает модель полноприводного ПАЗ-3201.
- В сентябре 2013 года модельная фирма «Советский Автобус» предложила коллекционерам модель рефрижератора ПАЗ-3742, в народе именуемого «Пингвин».
ПАЗ-3204 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ПАЗ-3204 | |
---|---|
Завод-изготовитель | Павловский автобус |
Выпускался, гг | 2006 — настоящее время |
Экземпляры | 9188+ |
Полная масса, т | 9,780 |
Снаряжённая масса, т | 6,010 |
Макс. скорость, км/ч | 95 |
Класс автобуса | высокопольный малый городской |
ЭКО стандарт | ЕURO-3 ЕURO-3,4 ГОСТ Р41.83 |
Мест для сидения | городской: 17 городской и пригородный: 21 пригородный: 25 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | городской: 53 городской и пригородный: 50 пригородный: 43 |
Длина, мм | 7600 |
Ширина, мм | 2410 |
Высота по крыше, мм | 2880 |
База, мм | 3800 |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 2+1 |
Модель двигателя | Cummins 4ISBe 185-B Cummins ISF3.8s3168 ЗМЗ 5234.10 |
Система питания | дизель карбюратор |
Тип топлива | дизельное бензин |
Количество цилиндров | 4 4 8 |
Расположение цилиндров | рядное |
Мощность, л. с. | 104,2 |
Крутящий момент, Н·м | 550 592 314 |
Объём, см³ | 4500 3760 4670 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 16,3 |
Модель коробки передач | S5-42 |
Тип коробки передач | механическая, автоматическая |
Количество передач | 5 |
Медиафайлы на Викискладе |
ПАЗ-3204 — российский высокопольный автобус малого класса, выпускающийся на объединении «Павловский автобус». Он призван заменить классическую модель ПАЗ-3205, серийно выпускаемую с 1989 года.
Впервые модель представлена в 2006 году. Представляет собой автобус, близкий по габаритам к ПАЗ-3205, но с современной отделкой и комфортабельным салоном. Мелкосерийное производство началось в 2007 году. Первый вариант с пневматической подвеской имел проблемы с надёжностью конструкции[1] и остался не очень распространённым. Всего на август 2017 года выпущено не менее 9188 экземпляров, из них не менее 224 уже списаны.
Первоначально индекс ПАЗ-3204 был присвоен полноприводному варианту автобусов серии ПАЗ-3203 (прототипам ПАЗ-3205). В 1973 году был выпущен единственный опытный образец, который успешно прошёл госиспытания и был рекомендован для серийного производства, но его настигла участь всей серии ПАЗ-3204 (образца 1973 г.).
В марте 2009 года на ПАЗе прошла модернизация модели 3204 образца 2006 года. Конструкция автобуса была несколько упрощена. С этих пор он стал обозначаться ПАЗ-320402-03, пневматическая подвеска уступила место рессорной, автобус прошёл фейслифтинг — получил новые фары и окна на резиновых уплотнителях вместо современных вклеенных. Кроме того, передняя пассажирская дверь была перенесена ближе к передней оси автобуса, был повышен уровень пола[2]. Автобус стал производиться с несколькими вариантами компоновки салона:
- городская (17 посадочных мест, общая вместимость — 53 чел.)
- городская и пригородная (21 посадочное место, общая вместимость — 50 чел.)
- пригородная (25 посадочных мест, общая вместимость — 43 чел.)
У автобуса появились модификации:
Построено данной модификации 9 автобусов, которые эксплуатируются (эксплуатировались) в Набережных Челнах, Брянске, Санкт-Петербурге и Твери
- ПАЗ-320401-01
- ПАЗ-320401-03
- ПАЗ-320402
- ПАЗ-320402-01
- ПАЗ-320402-03 — с двигателем Камминс
- ПАЗ-320402-04 — двигатель ЯМЗ-534[3]
- ПАЗ-320402-05
- ПАЗ-320402-05 (2E, 2R, 2F)
- ПАЗ-320402-05 (2F)
- ПАЗ-320402-07
- ПАЗ-320302-08 — двигатель ЗМЗ[4]
- ПАЗ-320402-14
- ПАЗ-320403-01 — на шасси Tata с ширмовыми дверями
- ПАЗ-320405-04 «Vector Next» (5P, 5S) — на шасси ГАЗ-C40R13
- ПАЗ-320412-03 — удлинённый с двигателем Cummins 185 л.с. (городской, пригородный, междугородний)
- ПАЗ-320412-05
- ПАЗ-320412-05 «Вектор»
- ПАЗ-320412-10 — удлинённый газобаллонный, двигатель Cummins ISB 5,9 G195
- ПАЗ-320412-10 «Вектор»
- ПАЗ-320412-14
- ПАЗ-320414 — с двустворчатой задней дверью
- ПАЗ-320414-14 «Вектор» (EA)
- ПАЗ-320414-04
- ПАЗ-320414-05
- ПАЗ-320435-04 «Vector Next» (NS) — на шасси ГАЗ-C40R13 с низкопольной задней секцией
- ПАЗ-320470
- ПАЗ-320470-03 — школьный, двигатель Cummins 4ISBe 185-B
- ПАЗ-320470-05 — школьный, двигатель Cummins ISF3.8s3168
- ПАЗ-320475-04 «Vector Next»
- Класс автобуса: малый и средний
- Назначение: городской с двустворчатой задней дверью
- Колёсная формула: 4 × 2
- Тип кузова: несущий вагонной компоновки
- Ресурс кузова: 8 лет
- Длина/ширина/высота: 7600 мм / 2410 мм / 2880 мм
- База: 3 800 мм
- Высота потолка в салоне: 1 980 мм
- Количество дверей: 2
- Общее число мест (в том числе посадочных): 42-60 (17-30)
- Масса снаряжённая/полная: 5055 кг / 8825 кг
- Нагрузка на переднюю/заднюю ось: 2580 кг / 6245 кг
- Ёмкость топливного бака: 105 л
- Мосты: КААЗ
- Рулевой механизм: CSA 300.92
- Вентиляция: естественная через люки в крыше и форточки на боковых окнах
- Контрольный расход топлива на 100 км при:
- 60 км/ч — 19 л
- 80км/ч — 22 л
- Максимальная скорость, не менее: 120 км/ч
- КПП: ZF мех., 5-ст.
- АКПП Allison S2000
Тормозная система[править | править код]
- Рабочая: барабанные тормозные механизмы на всех колёсах; регулировка автоматическая, ABS.
- Стояночная: тормозные механизмы и тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами на задних колёсах, управление пневматическое.
- Запасная: один из контуров рабочей тормозной системы.
Система отопления[править | править код]
4 отопителя в салоне, 1 отопитель рабочего места водителя, подогреватель, подключены к системе охлаждения двигателя.
Двигатель[править | править код]
- Cummins/ЯМЗ 534, дизельный.
- Количество и расположение цилиндров: 4R
- Нормы экологической безопасности: Euro-3
- Рабочий объём: 3,92 л
- Максимальный крутящий момент: 502 Н·м
- Мощность: 104,2 л.с. (искусственно уменьшена электроникой)
ПАЗ — это… Что такое ПАЗ?
паз — паз/ … Морфемно-орфографический словарь
Паз — углубление на поверхности камня, предназначенное для улучшения прочностных свойств кладки. Источник: ГОСТ 6133 99: Камни бетонные стеновые. Технические условия оригинал документа 3.23 паз : углубление на поверхности кам … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПАЗ — противоатомная защита Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… … Словарь сокращений и аббревиатур
ПАЗ — муж. пазок, пазик; пазища: пазина муж. узкая и длинная скважина, щель, стык, от примычки доски к доске; глубокая, несквозная борозда, желобовина, вынутая в чем, для впуска досок, притесанных брусьев. Доски забора запускаются в пазы столбов. Паз… … Толковый словарь Даля
ПАЗ — ПАЗ: ПАЗ аббревиатура от «Павловский автобусный завод» ПАЗ комплекс инженерных сооружений противоатомной защиты Система противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ) система управления технологическим процессом, которая в случае… … Википедия
Паз — Паз: Паз узкая и длинная скважина, щель, стык, от примычки доски к доске. Паз река в России, Финляндии, Норвегии См. также ПАЗ (значения) … Википедия
паз — См … Словарь синонимов
ПАЗ — (нем., от pazzen пригонять). Длинная узкая скважина, щель от примычки доски к доске; глубокая не сквозная борозда, желобок, для впуска досок, напр. доски забора впускаются в пазы столбов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
ПАЗ — ПАЗ, а, о пазе, в пазу, мн. ы, ов, муж. Щель, а также выемка, в к рую вставляется выступ другого предмета при скреплении. | прил. пазовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
паз — паз, а, предл. п. в паз у, мн. ч. ы, ов … Русский орфографический словарь
ПАЗ-3237 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2016; проверки требуют 7 правок.ПАЗ-3237 | |
---|---|
Завод-изготовитель | Павловский автобус |
Выпускался, гг | 2002 — 2014 |
Экземпляры | 854 |
Полная масса, т | 6,48 |
Макс. скорость, км/ч | 80 |
Класс автобуса | низкопольный средний |
ЭКО стандарт | ЕURO-3 |
Мест для сидения | 17 |
Номинальная вместимость (5 чел./м²) | 54 |
Длина, мм | 7885 |
Ширина, мм | 2505 |
Высота по крыше, мм | 2820 |
База, мм | 3650 |
Количество дверей для пассажиров | 2 |
Формула дверей | 1+2 |
Модель двигателя | Cummins 4ISBe 185B |
Система питания | дизель с турбонаддувом |
Тип топлива | дизельное |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | рядное |
Крутящий момент, Н·м | 636 |
Объём, см³ | 4500 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 18 |
Модель коробки передач | S5-42 2000 series |
Тип коробки передач | S5-42: механическая 2000 series: автоматическая |
Количество передач | S5-42: 5 2000 series: 6 |
Медиафайлы на Викискладе |
ПАЗ-3237 («Лужок»[1]) — российский двухдверный низкопольный автобус малого класса, с дизельным двигателем Cummins, на мостах КААЗ, дисковые тормоза, пневмопривод, АБС. Первый российский низкопольный автобус малого класса[2][3][4]. Общее число мест 54 (17 посадочных), полумягкие, раздельные сиденья с невысокими спинками, установлены на подиуме. Производится ОАО «Павловский автобус» с 2002 года. Данный автобус широко используется как на городских маршрутах, так и для заказных перевозок.
История ПАЗ-3237 тесно связана с ГУП Мосгортранс, по заказу которого автобус и был разработан[4]. В 2003 году был представлен прототип автобуса. Первый образец принципиально отличался от серийных, он был внешне унифицирован с автобусом большого класса ПАЗ-5272. Серийные автобусы получили экстерьер идентичный модели ЛиАЗ-5292 (параллельно разрабатываемого группой ГАЗ). Производство началось в 2004 году. Первая партия автобусов поступила в 9-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс» для обслуживания маршрута 12ц. На этом центральном маршруте Москвы он получил своё народное имя — «Плитка». Позже получил прозвище «Духовка», за минимум вентиляции, малую прямоугольную форму и сиденья, расположенные рядами на подиуме. Позже часть автобуса была передана в КАП (бывший 20-й автобусный парк). Экономический кризис повлиял на деятельность коммерческого автобусного парка и вскоре был ликвидирован. Все оставшиеся автобусы 2 года ржавели под открытым небом, после чего в 2011 году были распределены в некоторые автобусные парки.
В 2005 году автобус был модернизирован. Он получил прямоугольные фары, новую цветовую схему, улучшенные сиденья. С этого момента вплоть до настоящего времени заводом по заказам выпускалось 5 модификаций ПАЗ-3237, различавшихся моделями и экологическим классом применяемых двигателей Cummins: ПАЗ-3237-01, 3237-03, 3237-05, 3237-09, 3237-11. Для всех них предусматривались два типа трансмиссии (с механической коробкой Praga или «автоматом» Allison). После запуска в серийное производство автобуса модели ЛиАЗ-4292.60 ГУП «Мосгортранс» отказался от дальнейшей эксплуатации ПАЗ-3237-01. Большинство автобусов списано, но лишь небольшая часть была продана другим перевозчикам.
Наш «Пазик»: золотые страницы истории «маршрутки»
В те же годы автобусники из СССР стали покорять подиумы Старого света. Для Международного конкурса автобусов и Международного туристического ралли, проходившего в мае 1967 г. на Французской Ривьере в Ницце, изготовили туристический автобус класса люкс ПАЗ-665 «Турист», получивший первый приз президента Французской республики за самый оригинальный дизайн!
Стилистические мотивы, заложенные в ПАЗ «Турист», впоследствии возродились в автобусе ПАЗ-3205 — той самой маршрутке, на которой последние 25 лет ездит вся Россия. Руководству завода, видимо, пришелся по душе пьянящий вкус мировой славы, и через пару лет они выкатили на суд публики новый туристический концепт. На 19-й Международной неделе автобусов в той же Ницце он отхватил Большой кубок и приз «Золотая Ника». Говорят, что в этот автобус была тайно влюблена сама Бриджит Бардо, и его пытался выкупить Дюк Савье — известный организатор коктейльных вечеринок на Лазурном берегу, но советская сторона ответила отказом.
Правда, на Родине буржуазного красавца в серию не пустили. На смену хрущевской оттепели приходил брежневский застой, поэтому Отечеству нужны были другие герои: крепкие, работящие, скромные ребята, готовые постоять за себя и за свою кондукторшу Нюру. Именно таким стал ПАЗ-672 — один из самых узнаваемых автобусов Советского Союза. Его выпуск наладили в 1968 году, и, практически без изменений, он продержался на конвейере 21 год. «Пазик» стал основным общественным транспортом пригородных и межсельских маршрутов, на его плечи легло почти 80% всех перевозок.
Экономическая география
ПАЗ организовал экспорт своего хита в 30 стран дальнего зарубежья. Модель попала на дороги Европы, Азии, Латинской Америки и Африки. Причем на черный континент автобус поставлялся под именем «Тобол». Большим спросом он пользовался на пригородных маршрутах на Кубе, в Болгарии, ГДР и даже в Венгрии, где, казалось бы, должно было хватать собственных «Икарусов». Правда, в капиталистические страны ПАЗ-672 не поставлялся: планировка салона не соответствовала требованиям многих заказчиков.