малый размер – большие возможности – Основные средства
Р. Разумовский
Если верить зарубежной статистике третья часть всех работ в строительстве, на производстве и в некоторых других сферах деятельности выполняется вручную. Для России эти данные не верны, так как здесь доля ручного труда примерно равна 50%. Возможно, поэтому в последние годы так велик интерес к малогабаритной технике, которая в некоторых случаях столь же незаменима, как и крупногабаритное оборудование.
Почти все компании, производящие строительные машины, сегодня выпускают ту или иную мини-технику. А некоторые производители анонсируют о, воистину, масштабных планах развития этого сегмента оборудования. Например, компания Case заявила, что ее цель – стать ведущим европейским поставщиком малогабаритного оборудования. И этот план она готова осуществить уже в 2003 г. Такую уверенность придает этому известному производителю образование в 1999 г. фирмы CNH, возникшей в результате слияния компаний Case и New Holland. Новоявленная компания сразу стала третьим по величине производителем строительного оборудования в мире.
В настоящее время Case представляет достойный модельный ряд мини-экскаваторов из семи машин массой от 1 450 до 4 520 кг, оснащенных двигателями 13,5 – 30,6 кВт. Глубина копания этих механизмов от 2 360 до 3 800 мм. У экскаваторов Case есть свои достоинства. Например, гусеничный ход с изменяемой колеей. При работе в стесненных условиях это очень удобно. Наличие двух скоростей вращения поворотной платформы и уменьшенный радиус ее движения также создают при работе дополнительные удобства.
Даже «загнанный в угол» мини-экскаватор Case успешно справляется с работой |
Производством мини-экскаваторов занялся и такой гигант строительной техники, как американская компания Caterpillar, создавшая новую производственную линию с нуля. Ведь до недавнего времени этот производитель специализировался на выпуске больших механизмов, а данным решением сделал очередной шаг по дальнейшему укреплению своих позиций. Исследуя современный рынок землеройной техники, специалисты компании Caterpillar обнаружили, что за последние 10 лет ежегодный прирост продаж мини-экскаваторов составляет примерно 11%. Вот на чем было основано решение о создании нового производства.
Мини-экскаваторы Caterpillar создаются на базе нового отделения Building Construction Products, базирующегося в Клейтоне, штат Северная Каролина. Сейчас выпускаются четыре модели гидравлических мини-экскаваторов, различные погрузчики и большое количество сменного рабочего оборудования. При разработке новых машин компания получила 25 патентов, а самой значительной новацией является принципиально новая система охлаждения двигателей.
Некоторые земляные работы не требуют участия больших машин |
Первые сорок лет с момента создания компании JCB (Великобритания) ее продукция была большой, массивной, мощной, производительной. Только в 1989 г. руководство компании решило включить в свой – и без того широкий ассортимент – мини-технику. Модели получились настолько маленькими, что их можно перевозить в на прицепе легкового автомобиля. Первым был выпущен мини-экскаватор модели 801. Его успех на рынке землеройной техники превзошел все ожидания. С тех пор английская компания ежегодно увеличивает объемы производства мини-техники.
Сегодня в серию мини-экскаваторов JCB входят модели: 8015, 8015-2, 8016, 8017, 8018, 802 Super, 803 Plus&Super, 804 Super, 8052. Самый маленький из них – JCB 8016. А недавно JCB вовсе начала производить игрушечные экскаваторы и тракторы. Менеджеры говорят, что хотят с детства приучать будущих строителей к своей технике.
Достаточно сильную позицию в сфере производства мини-экскаваторов заняла шведская компания Volvo. Несколько лет назад она приобрела французскую фирму Pel-job Group, а спустя некоторое время прикупила и немецкую компанию Zettelmeyer. Среди других крупных производителей, прежде всего, следует упомянуть Melroe (торговая марка Bobcat) – дочернее предприятие американской компании Ingersoll-Rand и фирму Kubota (Япония).
Среди больших механизмов Caterpillar появились такие «малыши» с большими возможностями |
Оба эти предприятия занимают сильные позиции в производстве мини-экскаваторов. В список крупнейших можно также занести известных производителей строительного оборудования, две немецкие компании – Gehl и O&K, две японские – Komatsu и Kobe Steel Limited (торговая марка Kobelco) и южнокорейскую Daewoo. Все они включили мини-экскаваторы в номенклатуру своей продукции, каждый изготовитель, стремится сделать этот сегмент оборудования более привлекательным, активно совершенствует конструкцию своих механизмов за счет улучшения технических характеристик и дизайна. Разработчики также расширяют номенклатуру сменных рабочих органов, повышают уровень комфорта оператора в кабине, всячески стремясь облегчить условия его труда и безопасности при производстве работ.
Специалисты признают, что сегодня на рынке мини-экскаваторов лидируют японские компании. Первый универсальный экскаватор-планировщик Komatsu появился еще в 1970 г. За последующие годы выпущено 57 моделей миниатюрных дорожно-строительных машин. Все разработки появлялись в соответствии с запросами рынка. Так же возникла и серия мини-экскаваторов. Ширина этих «малюток» не превышает 800 мм, а высота – 1 500 мм, такая машина способна проехать практически в любую дверь здания. При полном повороте ни одна часть корпуса не выходит за первоначальные габариты, т.е. механизм можно поставить в узком проходе, и свободно работать, не опасаясь ударов о стенку.
Некоторые мини-экскаваторы выглядят игрушками, например, как эта модель Komatsu PC02 (ширина 690 мм, высота 1 150 мм, вес 475 кг) |
Melroe, прежде всего, известен своими мини-погрузчиками Bobcat. Однако, есть у него и другая, не менее интересная техника – ряд мини-экскаваторов: Х-320, Х-325, Х-331 и Х-335. В этом классе машин компания производит одни из самых мощных механизмов с усилием отрыва ковша 14 840 – 36 540 Н. Масса мини-экскаваторов Bobcat в зависимости от модели и комплектации 1 442 – 3 422 кг. Наибольшая глубина копания 2 200 – 3 514 мм. Экскаваторы комплектуются двигателями Kubota или Perkins мощностью 10,1 – 35 кВт, резиновыми или стальными гусеницами, кабиной или козырьком.
Компания Gehl International не так давно занимается выпуском небольших строительных машин. Более 120 лет она специализировалась на сельскохозяйственном машиностроении, но в 1986 г. открыла для себя рынок легкого строительного оборудования. Возможности компании в этой области оказались достаточными, чтобы к 1991 г. она заявила о себе на международном уровне. Сегодня Gehl успешно развивает дилерскую сеть в Европе, на Среднем Востоке, в Латинской и Южной Америке, Тихоокеанском регионе и активно обновляет номенклатуру выпускаемой продукции.
Gehl International выпускает несколько серий гусеничных мини-экскаваторов, которые производит в Японии и Италии. Машины GEHLMAX IHI в стандартной модификации (серия J) и с «нулевым радиусом разворота платформы» (серия JX). В таких конструкциях укороченная задняя часть корпуса машины при повороте не выходит за ширину гусениц.
Один из самых маленьких экскаваторов Fiat-Hitachi Fh32.2 выглядит как большой |
Серия экскаваторов Compact Line, выпущенная компанией Fiat-Hitachi состоит из 6 моделей. Несмотря на малые габариты, эти механизмы способны выполнять достаточно трудоемкую работу. Все модели оснащены четырехтактными дизельными двигателями Kubota. На самые компактные модели Fh25.2 и Fh32.2 установлены трехцилиндровые D1105-KA с рабочим объемом 1 123 см
Как и большинство других производителей, Fiat-Hitachi выполняет свою технику в нескольких вариантах: с кабиной, оборудованной часами, радио и обогревателем, или просто с навесом. У мини-экскаваторов этой компании много отличительных особенностей, об одной из которых следует упомянуть особо – движением машины, работой отвала, подъемом и поворотом стрелы управляет гидравлическая система OHS (Optimal Hydraulic System).
Еще одно преимущество мини-экскаватора – никаких проблем с транспортировкой |
Мини-экскаваторы не обязательно просты по своей конструкции. Современные модели высокотехнологичны и сложны, тем не менее, легки в управлении и обслуживании. А, ко всему прочему, они сравнительно дешевы. Все эти факторы привлекают покупателя, в результате этот сегмент оборудования становится самым покупаемым. Однако, все это за рубежом, у нас ситуация иная.
За рубежом мини-экскаваторы более распространены в жилищно-коммунальном и сельскохозяйственном секторе. В России данный вид техники встречается только на строительных объектах крупных компаний, для исполнения либо совсем простых, но трудоемких функций, либо, наоборот, для решения нештатных задач.
Среди всех конструкций мини-экскаваторов наибольший интерес вызывают машины с «нулевым радиусом поворота платформы». Такие механизмы могут работать в самых стесненных условиях. Все конструктивные части новых машин размещены компактно и без свесов, а выступающее экскавационное оборудование складывается и занимает минимальный объем.
Среди разработчиков и производителей машин с «нулевым радиусом поворота платформы» превалируют японские производители. В этом сегменте уверенно себя чувствуют Kubota, Yanmar, Kobelco, Komatsu. Среди европейских продуцентов похожие конструкции выпускают уже упомянутая Gehl International и компания Case.
По функциональным возможностям мини-экскаватор мало чем уступает своему великорослому собрату |
Мини-экскаваторы занимают самый большой сектор в области малогабаритной техники. За рубежом большая доля таких машин поступает в распоряжение лизинговых компаний. Поэтому уровень продаж мини-экскаваторов в отдельных странах может также служить показателем развития рынка лизинговых услуг.
Если рассуждать об отличительных особенностях современного мини-экскаватора, то здесь главным показателем является не его компактность, и даже не малая стоимость. При всей своей миниатюрности, мини-экскаваторы последних моделей выпускаются в полном функциональном исполнении, подобно полноразмерным машинам. Более того, они сложнее, имеют полноповоротную платформу, а также стрелу с ковшом, наделенную большой степенью поворотной свободы, как у экскаваторов-погрузчиков.
Обычно мини-экскаваторы оснащены гусеничным ходовым оборудованием с резиновыми или металлическими гусеницами. Почти у всех этих механизмов джойстиковое управление, а усиленная звукоизоляция кабины и моторного отсека делает их практически бесшумными. Все мини-экскаваторы оснащены кабинами с увеличенной площадью остекления. В наиболее компактных машинах кабина порой отсутствует вовсе, а над рабочим местом оператора, в лучшем случае, располагается навес.
Землеройные механизмы мини-экскаватора обычно оснащены автоматическими гидросистемами подстройки под рабочие нагрузки, а также дополнительным гидроконтуром с быстроразъемными муфтами для подсоединения навесного оборудования: сменного ковша, гидромолота, буровой штанги и др. Для повышения устойчивости и осуществления несложных планировочных работ мини-экскаваторы оснащаются бульдозерным отвалом.
В мини-экскаваторе удачно сочетаются маневренность и проходимость, невысокое давление на грунт и небольшие размеры, значительная глубина копания и относительно большая высота выгрузки грунта. А доставка к месту работ превращается в заурядную транспортную операцию, не требующую большегрузных трейлеров. Все это делает данный класс землеройной техники все более популярным за рубежом, а в последние годы и у нас в стране.
Достоинства и недостатки мини-экскаваторов
1. Описание мини-экскаваторов.
Мини-экскаватором принято считать уменьшенную копию гусеничных экскаваторов, имеющую лишь небольшие отличия. Основные отличия это короткая поворотная платформа и резиновые гусеницы. К мини-экскаваторам обычно относят машины весом от 0,8 до 8 тонн. Но некоторые производители расширяют диапазон класса мини-экскаваторов. Они относят к нему как легкие машины от 0,5 до 0,8 тонн (к примеру, Kobelco SK 005 массой 0,5 тонн, мощностью двигателя 3,4 кВт, объемом ковша 0,01 м3), так и тяжелые модели весом от 8 до 12 тонн (к примеру, Volvo ECR 88Plus массой 8,7 т, мощность 41,9 кВт, объем ковша 0,26 м3).
Таким образом, понятно, что мини-экскаваторы принципиально ничем кроме размера от остальных гусеничных экскаваторов не отличаются и границы класса достаточно условны. Поэтому в этой статье под мини-экскаваторами мы условимся понимать все машины массой до 12 тонн, которые производители считают таковыми.
Какого либо разграничения по типам внутри класса мини-экскаваторов также не существует. Производители предлагают ряд моделей отличающихся лишь размером, а соответственно производительностью и ценой. Конструкции мини-экскаваторов разных производителей то же отличаются незначительно. Все современные мини-экскаваторы оснащаются двухскоростной автоматической коробкой передач. Есть некоторые непринципиальные отличия в органах управления, конструкциях экскаваторного оборудования противовеса и шасси.
Достоинствами мини-экскаваторов можно считать их малый размер и простоту в управлении. Это дает возможность использовать эти машины в труднодоступных местах, где использование другой техники невозможно и единственной альтернативой является ручной труд. Гусеничное шасси дает мини-экскаваторам высокую проходимость, хорошую устойчивость и маленькое давление на грунт. Так же к достоинствам следует отнести невысокую цену (от 20 до 100 тысяч долларов) и экономичность.
Недостатки мини-экскаваторов, как ни странно, вытекают из их достоинств. Главный недостаток это низкая скорость передвижения (2-5 км/ч), которая обусловлена гусеничным шасси и ограничивает использование мини-экскаваторов в аварийных службах. Недостаток мобильности так же не позволяет использовать некоторые виды навесного оборудования. К примеру, траншеекопатель и погрузочный ковш малоэффективны при малой скорости движения машины. Другой недостаток — маленькая глубина копания и небольшое усилие на кромке ковша — следствие маленьких размеров мини-экскаваторов. Но следует помнить, что любые строительные машины имеют свои ограничения и никто не проводит все строительные работы с помощью одних мини-экскаваторов. Для больших объемов земляных работ используют экскаваторы большего размера.
2. История создания.
Первый мини-экскаватор был сконструирован японской компанией Yanmar в 1968 году. Серийный выпуск Yanmar начала в уже в 1971 году. Первые мини-экскаваторы оснащались металлическими гусеницами и большой поворотной платформой, затрудняющей работу машины в стесненных условиях. В 1979 году мини-экскаваторы Yanmar получили резиновые гусеницы, а в 1994 году была создана машина с нулевым радиусом поворота рабочей платформой. Такой мини-экскаватор при вращении платформы не выступаем за габариты шасси, поэтому может работать стоя вплотную к препятствию. Появление мини-экскаваторов с нулевым радиусом поворота послужило толчком для успеха машин этого класса на мировом рынке. Мини-экскаваторы стали родоначальниками всей мини-техники. Сейчас на мировом рынке широко представлены так же мини-бульдозеры и мини-погрузчики.
У истоков создания мини-экскаваторов стояла также японская компания Kubota. Эта компания создала свой первый мини-экскаватор в 1974 году и в настоящий момент является одним из мировых лидеров в производстве мини-экскаваторов.
3. Применение мини-экскаваторов.
Из описания мини-экскаваторов понятно, что они предназначены для относительно небольшого объема экскавационных работ, которые должны быть выполнены в стесненных условиях. Мини-экскаваторы могут работать на оживленных улицах и автомобильных дорогах без прекращения движения транспорта. Поэтому мини-экскаваторы используют в городских хозяйствах службы водоснабжения и газовики для прокладки труб, связисты и энергетики для прокладки кабелей, дорожные службы для установки оград и дорожных знаков, озеленители для благоустройства дворов и посадки деревьев, аварийно-спасательные службы в экстренных случаях (возможна даже работа с помощью радиоуправления), строители для набольшего объема работ (например, устройство фундаментов для загородных домов), археологи для раскопок. Известны так же случаи использования мини-экскаваторов для реконструкции и сноса зданий методом работы их на межэтажных перекрытиях (работы по демонтажу гостиницы Россия в г. Москва).
Для каждого специфического вида работ на мини-экскаватор устанавливается необходимое рабочее оборудование. Для копания, планировки, прокладки труб и кабелей устанавливается ковш оптимальной ширины, а после укладки кабеля возможно использование гидравлической вибротрамбовки, для установки оград, дорожных знаков используется ямобур, аварийно спасательным службами археологам будут полезны гидравлические ножницы и грейферные захваты, а для разборки и реконструкции зданий пригодится еще и гидромолот. Все современные мини-экскаваторы оснащены гидравлическим приводом и способны работать со всеми вышеперечисленными типами навесного оборудования. Необходимо только грамотно его подобрать и установить.
При выборе изготовителя мини-экскаватора следует уделять особое внимание наличию моделей с нулевым радиусом поворота платформы, а также таким характеристикам как минимальный радиус разворота при движении вперед и назад. В остальном разница касается только базовых комплектаций. Входит ли в неё быстросъемный механизм для удобства смены навесного оборудования, бысторазъемные соединения для сохранения в чистоте и предотвращения потери гидравлического масла, дополнительные фары на кабину для работы в темное время суток. Производители мини-экскаваторов, которые сами не производят двигатели, устанавливают двигатели Mitsubishi, Yanmar, Kubota,Isuzu. Марку и характеристики (прежде всего ремонтопригодность, экономичность и соответствие экологическим нормам) двигателя следует учитывать при выборе производителя.
Выбор конкретной модели мини-экскаватора зависит от объема работ и предполагаемых условий работы. Для примера, приведу технические характеристики модельного ряда мини-экскаваторов наиболее популярных марок.
Мини-экскаваторы Bobcat оснащаются дизельными двигателями Kubota за исключением самых тяжелых моделей 442 и 444, на которых установлен двигатель Deutz. Модели 430 и 435 имеют нулевой радиус поворота платформы, а модели 430 и 435 FT (fast track) отличаются от базовых увеличенной скоростью передвижения. Модели 331, 430 и 435 могут оснащаться удлиненной рукоятью для увеличения глубины копания. Гидроразводки для навесного оборудования в базовой комплектации нет.
Мини-экскаваторы Hitachi оснащаются двигателями Isuzu (ZX-16,25), Kubota (ZX-30,35,40) и Yanmar (остальные модели). Модели с индексом U-2 имеют нулевой радиус поворота рабочей платформы. Все модели могут оснащаться удлиненной рукоятью. Гидроразводки для навесного оборудования в базовой комплектации нет, но есть гидрораспределитель для ее подключения.
Мини-экскаваторы Takeuchi оснащаются двигателями Yanmar. Модели с индексом FR имеют нулевой радиус поворота рабочей платформы. Все модели могут оснащаться удлиненной, а также телескопической рукоятью. Гидроразводка для навесного оборудования есть в базовой комплектации (одна линия). Компания Takeuchi производит еще две модели экскаваторов, которые, по сути, мини-экскаваторами не являются. Экскаватор TB 175W колесный, а экскаватор TB 1140, весит более 14 тонн.
Все мини-экскаваторы Kubota оснащаются дизельными двигателями собственного производства. Модели U35-3, КХ61-3, КХ71-3, КХ91-3, КХ101-3,КХ-121-3, КХ-161-3 могут оснащаться удлиненной рукоятью для увеличения глубины копания. Гидроразводка для навесного оборудования есть в базовой комплектации (одна линия). Мини-экскаваторы Kubota отличаются повышенной безопасностью для оператора, экологичностью и большим усилием копания.
4. Мировой рынок мини-экскаваторов.
Успешно начав в 1971 году серийное производство и продажу мини-экскаваторов в Японии, в 1979 году компания Yanmar вышла на мировой рынок. Но в этот период продажи в Европе и Америке были совсем не значительные. Изменение ситуации началось в 1994 году, когда появились модели с нулевым радиусом поворота платформы. С тех пор продажи мини-экскаваторов в Европе и Америке начали неуклонно расти. Настоящий бум продаж мини-экскаваторов пришелся на 1999-2005 год. Ниже приведен график продаж мини-экскаваторов в США и Европе.
Следует отметить, что в Европе в 2005 году было продано 52 086 мини-экскаваторов, что составляло более 30% всей проданной строительной техники (163 791 единица) и в четыре раза превысило продажи экскаваторов погрузчиков (12 436 штук).
В нижеследующей диаграмме показана структура продаж мини-экскаваторов на мировом рынке в 2005 году в процентах от общего объема.
Поскольку мини-экскаваторы продавались успешно, многие Европейские бренды начали производство подобных машин. К тому же мини-экскаваторы легко можно было скопировать. В Европе лидерство в этом сегменте рынка принадлежит компании JCB. В настоящее время производством мини-экскаваторов занимается около ста компаний по всему миру.
Вкратце охарактеризую Китайский рынок. Лидеры по производству мини-экскаваторов в Китае компании Yuchai и Sunward, примерно 40% их продукции идет на экспорт. Про остальных производителей информации мало.
На территории постсоветского пространства мини-экскаваторы пытается производить Киевский завод АТЕК. Модель экскаватора называется АТЕК-711А, но за все время было продано не более 10 машин. В России «ЧТЗ-Уралтрак» планирует начать массовое производство мини-экскаваторов. Модель называется ЭО-112 и пока выставляется на специализированных выставках.
Рынок мини-экскаваторов в России и стран СНГ пока развит слабо. В промежутке с 2004 по 2006 год в Россию официально было импортировании всего 250 мини-экскаваторов. Продажи мини-экскаваторов небольшие из-за низкой стоимости ручного труда и большого количества экскаваторов на базе тракторов МТЗ и ЮМЗ, которые могут выполнять большую часть работ, для которых в Европе используют мини-экскаваторы. Ситуация отличается лишь в крупных городах, где ручной труд дороже и важна высокая скорость и качество выполнения работ. Так же в крупных городах есть специфические задачи, для решения которых необходимы мини-экскаваторы. К примеру, строительство подземных объектов и разборка отслуживших свое зданий. Схожая ситуация была в США 15 лет назад. Рынок мини-экскаваторов в России, безусловно, будет развиваться, но вряд ли темп его развития будет таким же высоким как в Европе и США.
Статья «Преимущества и недостатки мини-экскаваторов»
В классе мини-экскаваторов нет каких-либо жестких разграничений по типам. Обычно компании-производители предлагают различные по размерам модели, которые, понятно, отличны лишь по стоимости и производительности. Конструктивно машины разных производителей также различаются мало. Все представленные на рынке модели имеют 2 скорости движения «вперед – назад». Противовес, шасси, экскаваторное оборудование, органы управления имеют незначительные конструктивные отличия.
Среди основных преимуществ мини-экскаваторов их маневренность, компактность и легкость в управлении. Они могут работать в любых труднодоступных местах, где использование других видов спецтехники невозможно, и единственным выходом является ручной труд. Мини-экскаваторы оснащены гусеничным шасси, которое позволяет им иметь устойчивость, превосходную проходимость с минимальным давлением на грунт. Помимо этого данный вид спецтехники имеет выгодную цену, которая будет колебаться в пределах 35-80 тысяч евро. Он экономичен и не требует сложного и затратного обслуживания.
Минусы мини-экскаваторов являются прямым следствием их преимуществ. Оснащенность гусеничным шасси существенно снижает скорость движения, которая здесь будет 3-6 км/ч. Именно поэтому этот вид спецтехники редко применяют аварийные службы. Низкая мобильность делает невозможным и применение некоторого навесного оборудования. К примеру, пользоваться траншеекопателем или погрузочным ковшом ввиду небольшой скорости передвижения здесь будет бесполезно. Компактные размеры мини-экскаваторов также имеют свои малоприятные следствия. Это небольшая глубина копания и маленькое усилие на кромке ковша. Однако строительные задачи всегда осуществляются с использованием различного оборудования, и любые машины имеют свои ограничения. Значительные по масштабу земляные работы производятся при помощи различной по параметрам и характеристикам спецтехники, поэтому недостатки мини-экскаваторов вряд ли можно рассматривать всерьез.
НО! Вышеуказанная конструктивная схожесть миниэкскаваторов-конкурентов лишь теоретическая! Просто попробуйте посидеть в кабине мини-экскаватора Yanmar и Вы почувствуете разницу! Буквально пару минут на базе официального дилера, который предложит Вам модели разного тоннажа. К примеру в кабине Yanmar ViO57 вы заметите, насколько комфортно будет оператору: отличная эргономика, современный дизайн, удобное расположение органов управления (джойстиков, педалей, панели), радио, печка и кондиционер – поверьте, для оператора это немаловажно! В послушности и управлении экскаваторам Yanmar нет равных – машина выполняет «указания оператора» посредством джойстиков моментально, без пауз и рывков. Благодаря своей устойчивости и стабильности в работе, Вы не отвлекаетесь, а только повышаете производительность труда. Патентованная системе «закрытого контура насосов», когда в автоматическом режиме поток гидравлики уходит туда, где он действительно нужен. К примеру, если не хватает вырывного усилия на цилиндре рукояти, то дополнительный поток приходит от насоса, отвечающего за поворот платформы и не задействованного в данный момент времени. Тем самым, такая комбинация «помощи» насосов позволяет значительно повысить производительность техники, без переплаты за более мощную, габаритную, а следовательно дорогую модель. Также хочется отметить, что все на гидравлике, электрики – минимум. Профи поймут!
История создания
Такой «полезный» вид спецтехники, как мини-экскаваторы, впервые появился в 1968 году. Он был изобретен японской компанией Yanmar, а серийное производство было запущено уже в 1971 году. Недостатком первых моделей, оснащенных металлическими гусеницами, была большая поворотная платформа, которая делала невозможной работу в стесненных условиях. С 1979 года спецтехника стала выпускаться с резиновыми гусеницами. С 1994 года машины стали иметь нулевой радиус поворота. Это нововведение привело к популярности мини-экскаваторов на мировом рынке. При вращении платформы спецтехника не выступает за шасси, что дает возможность работать находясь вплотную к препятствию. От мини-экскаваторов пошла и вся остальная компактная спецтехника. Сегодня в продаже имеются и мини-погрузчики, и мини-бульдозеры.
Среди компаний, которые стояли у истоков производства мини-экскаваторов, можно назвать и японскую Kubota. Свои первые машины она выпустила еще в 1974 году. Сегодня это один из лидеров данного сегмента на мировом рынке.
Применение мини-экскаваторов
Как понятно из вышесказанного, мини-экскаваторы – отличный вариант спецтехники для осуществления небольшого объема работ в стесненных условиях. Их можно применять на оживленных улицах и дорогах без прекращения движения транспорта. Мини-экскаваторы часто используются различными хозяйственными службами. Например, аварийно-спасательные службы выбирают их в экстренных ситуациях (сегодня в продаже имеются даже радиоуправляемые модели), газовики и службы, занимающиеся водоснабжением, применяют их для прокладки труб, специалисты по благоустройству территории для создания ландшафтного дизайна и озеленения, связисты и энергетики для прокладки кабелей, дорожные службы для монтажа дорожных знаков и оград. Помимо этого мини-экскаваторы широко применяются строителями, если необходим сравнительно небольшой объем экскаваторных работ, например, при закладке фундамента для загородного дома, и археологами для проведения раскопок. В редких случаях этот вид спецтехники используется для сноса зданий и в ходе реконструкционных работ.
Любой из современных экскаваторов будет обязательно оснащен гидравлическим приводом. Это делает возможным использование любого навесного оборудования, подходящего для разных видов работ. Сегодня в продаже имеется широкий выбор такого оборудования. Например, при реконструкционных работах не обойтись без гидромолота, при археологических раскопках и аварийно-спасательных работах без грейферных захватов и гидравлических ножниц, при установке дорожных знаков и оград без ямобура. Ковш необходимых параметров нужен для копания траншей, планировки и прокладки трубопроводов и кабелей. После того, как эти работы будут осуществлены, можно использовать гидравлическую вибротрамбовку.
При выборе оптимальной модели мини-экскаватора стоит ориентироваться на те условия, где будет использовано оборудование. Однако есть универсальные для любой ситуации критерии. Например, важно выбирать модель с нулевым радиусом поворота платформы. Также необходимо, чтобы радиус разворота при движении вперед и назад был минимальным. Это даст удобство при работе на небольшой площади и в труднодоступных местах. Как уже говорилось в самом начале статьи, по своим техническим характеристикам мини-экскаваторы от разных производителей практически ничем не отличаются. Основная разница здесь будет в базовой комплектации. Спецтехника может быть оснащена, например, кабиной для работы ночью, быстросъемными соединениями, которые предназначены для сохранения оборудования в чистоте и предотвращения потери гидравлического масла, быстросъемным механизмом, который облегчает установку требуемого в той или иной ситуации навесного оборудования, дополнительными фарами.
TB28FR | 305 мм — 1 фут. | 1560 мм — 5.1 фут. | 780 мм — 2.6 фут. | 1880 мм — 6.2 фут. | ||
TB23R | 2450 мм — 8 фут. | 265 мм — 0.87 фут. | 1400 мм — 4.6 фут. | 500 мм — 1.6 фут. | 820 мм — 2.7 фут. | 1430 мм — 4.7 фут. |
TB235 | 2450 мм — 8 фут. | 300 мм — 0.98 фут. | 1630 мм — 5.3 фут. | 1395 мм — 4.6 фут. | 1655 мм — 5.4 фут. | |
TB228 | 300 мм — 0.98 фут. | 1450 мм — 4.8 фут. | 1285 мм — 4.2 фут. | 1440 мм — 4.7 фут. | ||
TB219 | 205 мм — 0.67 фут. | 1370 мм — 4.5 фут. | 1140 мм — 3.7 фут. | 1525 мм — 5 фут. | ||
TB138FR | 2566.4 мм — 8.4 фут. | 292.6 мм — 0.96 фут. | 1743.5 мм — 5.7 фут. | 966.2 мм — 3.2 фут. | 1652 мм — 5.4 фут. | |
TB135 | 2438.4 мм — 8 фут. | 294.7 мм — 0.97 фут. | 1624.6 мм — 5.3 фут. | 1396 мм — 4.6 фут. | 1652 мм — 5.4 фут. | |
TB125 | 2438.4 мм — 8 фут. | 299.7 мм — 0.98 фут. | 1447.8 мм — 4.8 фут. | 304.8 мм — 1 фут. | 1295.4 мм — 4.3 фут. | 1493.5 мм — 4.9 фут. |
TB108 | 2109.2 мм — 6.9 фут. | 160 мм — 0.53 фут. | 739.1 мм — 2.4 фут. | 800.1 мм — 2.6 фут. | 899.2 мм — 3 фут. | |
TB035 | 2414 мм — 7.9 фут. | 304.8 мм — 1 фут. | 1625.6 мм — 5.3 фут. | 1423.4 мм — 4.7 фут. | 1600.2 мм — 5.3 фут. | |
TB025 | 2414 мм — 7.9 фут. | 304.8 мм — 1 фут. | 1447.8 мм — 4.8 фут. | 1295.4 мм — 4.3 фут. | 1396 мм — 4.6 фут. | |
TB016 | 2286 мм — 7.5 фут. | 205.7 мм — 0.68 фут. | 1127.8 мм — 3.7 фут. | 944.9 мм — 3.1 фут. | ||
TB015 | 2310.4 мм — 7.6 фут. | 176.8 мм — 0.58 фут. | 969.3 мм — 3.2 фут. | 1091.2 мм — 3.6 фут. | 1016 мм — 3.3 фут. | |
TB014 | 2286 мм — 7.5 фут. | 221 мм — 0.73 фут. | 3709.4 мм — 12.2 фут. | 1087.1 мм — 3.6 фут. | 1016 мм — 3.3 фут. | |
TB007 | 2033 мм — 6.7 фут. | 160 мм — 0.53 фут. | 739.1 мм — 2.4 фут. | 764.5 мм — 2.5 фут. | 901.7 мм — 3 фут. |
Мини экскаваторы – малые габариты и большие преимущества
В России в строительстве ручной труд занимает почти 50%, поэтому есть интерес к малогабаритной технике. Большая часть сектора рынка такой техники – за мини-экскаваторами.
Маленький экскаватор отличается от своих более крупных собратьев:
- миниатюрностью;
- высокой маневренностью;
- малым давлением на почву;
- сравнительно небольшой стоимостью.
А вот по устройству они сложнее, так как у них степень свободы поворота платформы и стрелы больше. Первой выпустила мини-экскаваторы Япония.
Область применения:
- Мини экскаватор, рабта внутри зданияПромышленное строительство. Компактная техника используется: на благоустройстве, подведении дополнительных сетей, устранении недоделок, работе в подвалах. Но особенно эффективны они при работе на свайных полях. Некоторые модели японских мини-экскаваторов имеют ширину всего 0,7 м и идеально работают между сваями и фундаментными блоками.
- Слом и реконструкция зданий. Самый маленький из семейства мини-экскаваторов может проехать через проем 70х150 см. А при сломе и реконструкции объектов решающее преимущество за малым весом, который позволит даже небольшому крану переместить его в нужное место, куда никаких проездов нет.
- Маленькие дворики – «колодцы». Для них подойдут модели, у которых все шланги гидравлики спрятаны внутри конструкции, а поворотная платформа при работе вписана в габариты гусениц.
- Ландшафтный дизайн. Создание дворцово-парковых ансамблей, закладку скверов, парков, патио, рокариев, благоустройство приусадебных участков –легко сделать мини-экскаватором. Большой набор рабочего инструмента позволит работать производительно и творчески.
- Маленький экскаватор за работойКоттеджное домостроение. Мини-экскаваторы в резиновых гусеницах максимально сохранят природную красоту участка. Они не только аккуратно выкопают ямы под фундамент, пруд, бассейн, но и проложат траншеи под сети, дренаж и выполнят другие работы.
- Прокладка и обслуживание инженерных сетей. Для них нужны траншеи разных размеров и протяженности. Но особая трудность в местах их прокладки. Мини-экскаватор с набором рабочего оборудования легко решит эти задачи.
- Реставрация. Резиновые гусениц; послушная гидравлическая система; двигатели, не создающие вибрации, вредного выхлопа и шума – позволяют бережно относиться к объекту.
- Благоустройство. Маленький вес, высокая маневренность, наличие бульдозерного отвала, ковшей, гидромолота, гидробура, почти бесшумный двигатель позволяют успешно работать мини-экскаваторам на узеньких тротуарах, под окнами многоэтажек и коттеджей, не раздражая жильцов.
Перевезти маленький экскавтаор относительно недорого, подойдет эвакуатор или низкорамный самопогрузчик. Доставка такой спецтехники, как правило, организуется силами арендодателя, но оплачивается арендатором.
Удачи в строительстве !
Мини экскаватор на строительстве коттеджа
аренда миниэкскаватора маленький экскаватор челябинск миниэкскаватор миниэкскаватор челябинск
9NX-2 | 2081.8 мм — 6.8 фут. | 691.9 мм — 2.3 фут. | 405.4 мм — 1.3 фут. | |
35NXE-2 | 2462.8 мм — 8.1 фут. | 1828.8 мм — 6 фут. | 557.8 мм — 1.8 фут. | 838.2 мм — 2.8 фут. |
35NX-2 | 2462.8 мм — 8.1 фут. | 1524 мм — 5 фут. | 557.8 мм — 1.8 фут. | 838.2 мм — 2.8 фут. |
35N-2 | 2337.8 мм — 7.7 фут. | 1548.4 мм — 5.1 фут. | 329.2 мм — 1.1 фут. | 1271 мм — 4.2 фут. |
30NX-2 | 2490.2 мм — 8.2 фут. | 1548.4 мм — 5.1 фут. | 557.8 мм — 1.8 фут. | 786.4 мм — 2.6 фут. |
28N-2 | 2310.4 мм — 7.6 фут. | 1548.4 мм — 5.1 фут. | 304.8 мм — 1 фут. | 1271 мм — 4.2 фут. |
25NX-2 | 2462.8 мм — 8.1 фут. | 1548.4 мм — 5.1 фут. | 557.8 мм — 1.8 фут. | 774.2 мм — 2.5 фут. |
15NX-2 | 2286 мм — 7.5 фут. | 978.4 мм — 3.2 фут. | 457.2 мм — 1.5 фут. | 661.4 мм — 2.2 фут. |
Лучший мини-экскаватор: ТОП 3
Экскаватор это всегда отличный помощник в решении сложных задач в строительной, коммунальной и промышленной сферах, поэтому спрос на такую продукцию всегда существует. Но полноценный большой экскаватор стоит немалых денег, и поэтому некоторые ограничиваются специальными мини-экскаваторами с отличными характеристиками и выполнения определенного спектра работ.
Мини-экскаватор это небольшая техника с весом от 500 до 6 000 кг, наличием гусеничной ходовой и возможностью копать на глубине до 2,5 метров. Небольшие габариты и отличный тяговитый двигатель позволяют перевозить экскаватор на различные места, некоторые модели перевозят даже прицепом. Компактность техники делает управление маневренным, поэтому проходимость в различных узких и сложных местах на высоком уровне. К основным преимуществам такой техники можно отнести:
- Небольшой расход топлива;
- Ковш различной ширины от 30 см до 1 метра;
- Тихая работа и совместимость с различным навесным оборудованием;
- Высокие эксплуатационные характеристики, увеличивают возможности мини-экскаватора.
Сфера применения
Большинство представленных моделей идеально совместимы с навесным оборудованием для выполнения тех или иных задач, поэтому сфера применения небольшого экскаватора огромна.
- Копка траншей под водопровод, кабель;
- Рытье бассейнов, небольших прудов;
- Исправление неровностей;
- Разрушение твердых материалов — камня, бетона, асфальта.
Лучшие модели
Ассортимент мини-экскаваторов уже представлен более 10 производителями и множеством моделей, каждая из которых имеет интересные характеристики и поможет произвести ту или иную работу. Важную роль играет для мини экскаватора размеры, ведь они показывают насколько техника мощная и производительная. В числе наиболее популярных брендов можно выделить: Volvo, Bobcat, Isuzu, Yanmar, Komatsu, Скорпион. Предлагаем три наиболее интересные модели.
Прицепной мини-экскаватор Скорпион
Это одна из самых простых и легких моделей, экскаватор предназначается для рытья небольших траншей (под кабель или для искусственного пруда). Прицепные мини-экскаваторы это отдельная категория, техника не в состоянии самостоятельно передвигаться по земле и поэтому транспортируется до места назначению автомобилем. Автомобиль выполняет роль буксира, на экскаваторе присутствует два либо четыре колеса. Также конструкция предполагает небольшой ковш, которым проводиться рытье траншей. Обязательно каждая прицепная модель имеет опору, с помощью которой проводиться сцепка экскаватора с поверхностью.
Экскаватор Скорпион создается в Волгограде, отечественная техника идеально адаптирована под наши условия и представлена по вполне доступной стоимости. Отличается небольшими размерами, перевозить можно легковым автомобилем. Вес модели Скорпион составляет 650 кг, при этом есть возможность вскапывать землю на глубину до 2,5 метров. Используется ковш шириной от 16 до 45 см, поэтому трудностей с рытьем возникнуть не должно. Ширина самого экскаватора составила 2,07 м, для оператора создано вполне комфортное рабочее место. Появилась возможность погружать на высоте до 2,2 метра, а для длительной работы был увеличен объем топливного бака — до 22,5 литров.
Kubota U25-3
Данный представитель мини-экскаваторов считается более серьезной моделью современного типа с множеством интересных решений. Производитель изначально создавал модель под использование в небольших пространствах, поэтому Kubota U25-3 получил скромные габариты с длиной 4 100 мм и 1 500 мм шириной. Итоговый вес составил 2 470 кг, что все равно относит данную технику к классу мини-экскаваторов. Техника стандартно комплектуется ковшом с объемом 0,08 куб.м, ширина ковша с наличием бокового зуба составила 50 см, без него 45 см. Такой ковш отлично справляется с рытьем траншей и выравнивания различных поверхностей, максимальная глубина копания — 2820 кг. Техника неплохо сочетается с разным навесным оборудованием и поэтому имеет достойную производительность.
Инженеры создают каждую деталь в соответствии с международными нормами, поэтому в эксплуатации техника отличная и прослужит долгие годы. В основе Kubota U25-3 лежит дизельный двигатель E-TVC с водяным охлаждением, имеет номинальную мощность 21 лошадиные силы и вращение на 2 400 об/мин. Устанавливается 3 цилиндра, поэтому тяга и прикладываемое усилие на высоком уровне. Для длительной работы установлен большой топливный бак на 28 литров.
- Максимальная безопасность — для погрузки и разгрузки экскаватора предусмотрена система гидравлического согласования, поэтому движение будет прямым и равномерным
- Экономный двигатель — фирменный мотор компании получил трехвихревую систему сгорания топлива, благодаря чему мощность выдается на 100%, уменьшается вибрация, а расход топлива один из лучших среди мини-экскаваторов.
- Рабочее место — в модели Kubota U25-3 предусмотрена крыша и защита оператора, поэтому можно не бояться опрокидывания или попадания камней. Внутри кабина удобная и оборудована современным комфортабельным сиденьем.
Мини-экскаватор МКСМ-800
Отечественная модель с неплохой популярностью, производит Курганский завод. Техника отличается большим набором функций, компактными габаритами и доступной стоимостью. Конструкторы смогли создать экскаватор, который прост в обслуживании и доступен для ремонта, запчасти имеются в наличии. Зачастую используют мини-погрузчик в сельском хозяйстве, строительстве, погрузке или разгрузке, рытья траншей и водопроводов. Показывает идеальную эффективность в местах, где стандартный большой экскаватор помочь не может. Маневренный, мощный и доступный.
Расшифровывается название МКСМ как «Многоцелевая Коммунально-Строительная Машина». Цифра 800 в названии описывает возможную грузоподъемность в килограммах. Сегодня технику можно использовать с более 10 наименованиями навесного оборудования, поэтому МКСМ-800 выручит в наиболее особых случаях.
Управлять техникой можно с кабины оператора, которая надежно защищена от опрокидывания и попадания камней. Обзор с кабины оператора отличный, поэтому в работе экскаватор очень удобен. Управление происходит при помощи двух джойстиков, имеющих механический либо электрический привод. Модель МКСМ-800 считается основной, также предлагаются модификации 800Н, 800К, 800А и 800А-1. В стандартном исполнении модель МКСМ-800 оборудована дизельным мотором с мощностью 46,2 лошадиные силы и наличием 3 цилиндров. Охлаждение жидкостное, поэтому работать с техникой можно долгое время. Дизельный мотор имеет обозначение Cummins A2100. Вне зависимости от модификации экскаватор имеет фиксированную ширину ковша в 173 см и максимальную высоту разгрузки в 2,4 метра. Управление в начальной модификации механическое, модель МКСМ-800А предлагается с электрическим управлением.
Другие мини-погрузчики
Также стоит выделить следующие неплохие модели, заслужившие положительные отзывы от российских владельцев:
- Doosan DX55WA — колесная модель мини-экскаватора, подходит для копания траншей, карьеров, выгрузки и загрузки сыпучих материалов. Одна из самых универсальных моделей, имеет двигатель мощностью 54,7 лошадиные силы, 4 цилиндра и объем 3,3 литра. Пневматические колеса разрешают движение по дорогам общего пользования.
Yanmar SV08 — начальная модель в линейке с весом всего 1 035 кг, получила длину 3 метра и фирменный двигатель с минимальным шумом. Производиться во Франции и поэтому качество на достойном уровне. Техника получила раздвижные гусеницы и бульдозерный отвал с уширителями.
Видео