Как покрасить ткань свеклой в домашних условиях: Настоящий хенд-мейд или красим ткани собственными руками. – Натуральное крашение ткани. Красный цвет

  • Home
  • В домашних условиях
  • Как покрасить ткань свеклой в домашних условиях: Настоящий хенд-мейд или красим ткани собственными руками. – Натуральное крашение ткани. Красный цвет

Настоящий хенд-мейд или красим ткани собственными руками.

 Если платье красит, то его надо носить вовсю! Раз стирка, два стирка и прекрасный сарафан из красивого лилового оттенка превращается в бледно-розовый. Увы, но даже самые дорогие красители обесцвечиваются с течением времени. Ну и как же сохранить наше любимое платье?  Знания, как покрасить ткань, могут потребоваться для того, чтобы изменить цвет одежды, восстановить изношенные вещи, придать любимой скатерти новый оттенок и в других случаях. Во многих городах работают специализированные химчистки и мастерские, где предлагают услуги по окрашиванию ткани. Но это можно сделать и самостоятельно в домашних условиях. Выбор красящего вещества зависит от вида ткани и её состояния, от насыщенности требуемого цвета и других факторов. Применяя специальные красители, нужно строго соблюдать все инструкции. Можно воспользоваться и натуральными природными средствами, но здесь тоже требуется осторожность

Повторная окраска, честно говоря обойдется в немалую сумму. Итак, настоящий хенд-мейд или как покрасить вещи без химических средств.
_007

В настоящее время в моде экологичность и натуральность. Поэтому многих интересует вопрос о том, как покрасить ткань натуральными красителями. Природные красящие вещества, не содержащие химических добавок, не позволяют придать ткани яркие цвета, но зато они безвредны для человека и стоят намного дешевле. В качестве краски для ткани можно использовать чернику и ежевику, апельсины и лимоны, свеклу и лук, краснокочанную капусту и шпинат, кофе и чай.

Оттенок перекрашиваемого материала зависит от времени нахождения его в воде. Свекла и черника дают красные и розовые оттенки. Цедра лимона и апельсина придаст одежде жёлтый цвет. Чай и кофе окрасят ткань в различные оттенки от светло-бежевого до темно-коричневого.

Окраска ткани кофе.

Многие любители побаловать себя утром чашечкой кофе задают вопрос о том, как покрасить ткань кофе. Сделать это очень просто. Для окраски ткани подойдёт натуральный молотый кофе. Возьмите кастрюлю или таз. Налейте воду и вскипятите. Уменьшите огонь и засыпьте туда кофе (100 г кофейного порошка на 2 литра воды). Как поднимется пена, снимите кастрюлю с огня. Раствор процедите. После этого его снова надо довести до кипения. Опустите в воду ткань и кипятите 15 минут, помешивая для равномерного окрашивания. Затем осторожно достаньте ткань и остудите. Аккуратно расправьте и повесьте на верёвку сушиться.

6479ea20c323ffceff64410da6320070
Краснокочанная капуста, лимоны, апельсины, свекла, лук, ежевика, черника и шпинат смогут покрасить ваши вещи во все цвета радуги.

При работе с натуральными красителями важно помнить о том, что главное — экспериментировать. В зависимости от того, какое количество ингредиентов вы возьмете, и сколько времени вы будете держать ткань в воде — цвет будет отличаться.

Чтобы покрасить ткань в розовый или красный цвет, используйте свеклу и чернику. Пигменты, которые в них содержатся, могут придать ткани очень красивый пыльный розовый цвет.

Для получения голубого и фиолетового оттенков используйте краснокочанную капусту и ежевику. Чтобы получить медный и горчичный цвета, используйте обычную луковую шелуху. А в в желтый цвет покрасит ткань  лимонные и апельсиновые шкурки. Цедра придает ткани мягкий желтый цвет. Чтобы покрасить ткань в мягкий зеленый цвет, попробуйте использовать шпинат. На самом деле со шпинатом получается не очень хорошо, так что для зеленого цвета можно взять обычную зеленку.

gabardin

Что делать дальше?

Чтобы сделать красящее вещество, порежьте ингредиенты и положите их в кастрюлю с вдвое большим количеством воды. Доведите до кипения и оставьте на час. Для более насыщенного цвета оставьте кастрюлю на ночь. Затем процедите жидкость. Когда вы опустите ткань в раствор, она не должна в нём плавать как в компоте. Очень красивый цвет получается из свеклы. Вода превращается в рубиновую прямо на глазах. Луковая шелуха красит отлично (вспомните, как бабушка красила яйца на Пасху). После того как все ингредиенты поставлены на плиту, нужно подготовить к покраске ткань.

До покраски нужно сделать фиксирующий раствор, который поможет ткани удерживать красящий пигмент Если красите ягодами, используйте солевой раствор: к 8 стаканам воды добавьте полчашки соли, положите ткань и около часа кипятите на медленном огне.

Если красите овощами, используйте уксусный раствор: к одной части уксуса добавьте четыре части воды, положите ткань в раствор и также держите на медленном огне на протяжении часа После этого выньте ткань и прополосните холодной водой. Вот теперь она готова к покраске. Опустите ткань в красящий раствор и оставьте на некоторое время. Чем дольше вы держите ее в красителе — тем насыщеннее будет цвет. Главное, чтобы результат оправдал все ваши ожидания.

Окрашивание натуральными красителями | Журнал Ярмарки Мастеров

Для тех, кто интересуется растительными красителями

предлагаю фрагмент книги Ребеки Деснос.

Автор — веган и выпустила уже несколько

книг по органическому окрашиванию.

Некоторые ее идеи могут быть полезны даже людям

далеким от вегенства. Если Вам будет интересно,

то пишите в отзывах. Опубликую продолжение.

Прелесть растительного окрашивания состоит в том, что существует множество способов получения цвета на полотне или пряже. Нет какого-то одного определенного «правильного» способа. В этой книге я расскажу о своих собственных способах создания стойких цветов.

Большинство растений производят разные виды цветов, но при этом, какие-то из них делают лучшие красители, другие хуже.

Окрашивание натуральными красителями, фото № 1

В этой книге я покажу как сделать красители из некоторых опробованных известных растений, но при этом прикольно поэкспериментировать и с другими растениями, где результат еще неизвестен. Мне нравится комбинировать эти два подхода: использовать мои любимые известные растения для получения испытанных красителей (особенно, когда я окрашиваю на продажу) продолжая при этом исследовать новые растения. Каждый раз, когда я экспериментирую с новым растением, я неизбежно узнаю что-то новое, поэтому в любом случае я получаю результат.

В этой книге мы будем красить с помощью полного спектра красителей, что значит, что они были получены, как из свежих растений, так и из засушенных. Я покажу вам как использовать цветовой потенциал растений, которые произрастают в дикой природе, в саду, которые можно найти на кухне в виде фруктов и овощей. Их множество вокруг нас, и они ждут своего часа.

Метод окрашивания, представленный в этой книге, называется погружным. Это что-то типа заваривания чая из растений, который процеживают.

Разные виды растительных красителей:

  1. Субстантивные (прямые), такие как шкурки граната, косточки авокадо, чай, которые содержат танин, который действует как морилка и помогает красителю связываться с тканью

Подкатегорией в данном виде красителей можно выделить кубовые красители, которые включают в себя индиго и резеду. Они требуют специального реагента, снижающего количество кислорода чтобы краситель мог раствориться в воде, которая в свою очередь дает возможность красителю закрепиться на волокне. Они будут рассмотрены в рамках этой книги.

2. Протравные (не прямые) — полученные из цветов и ягод и требующих присутствия морилки, связывающей их с волокном. Без морилки они не будут держаться на ткани долго.

Разные виды волокон

Они бывают протеиновые – животного происхождения и целлюлозные растительного происхождения.

  1. Целлюлозные волокна, такие как хлопок, лен, конопля, бамбук и т. д, происходящие из растений требуют присутствия морилки чтобы связываться с растительными красителями. Без оной, окрашивание будет тусклым и краситель быстро смоется.
  2. Протеиновые волокна, такие как шерсть, шелк или волокна, содержащие сою, имеют естественное сродство с растительными красителями и охотно вбирают цвет. В целом можно было бы сказать, что они не требуют морилки. Протеиновые волокна имеют животное происхождение за исключением соевых волокон.

Морилка (протрава)

Связующее вещество между красителем и волокном. Целлюлозные волокна требуют присутствия морилки для успешного окрашивания. Основное вещество, используемое в данное книге в качестве морилки – соевое молоко. Растительные волокна, замоченные в соевом молоке, вбирают в себя соевый протеин, который изменяет свойства растительных волокон таким образом, что они становятся идентичны животным. Растительные волокна, подвергнутые предварительной обработке в соевом молоке, приобретают свойства животных волокон и лучше держат краску. Протравленные в морилке ткани вбирают больше красящего вещества, и дают более глубокие цвета и лучшую цветостойкость. Соевый протеин укрепляет связь между красителем и тканью.

Многие красители содержат натуральные морилки, такие как танин. Используя комбинацию соевой и танинных морилок, мы можем достичь наиболее стойких натуральных цветов.

Почему я не использую квасцы?

Квасцы — это популярная морилка и известны как наименее токсичные соли металлов.

Несмотря на то, что квасцы применяются в медицине и косметологии, при использовании их в окрашивании надо надевать респиратор, дабы не вдыхать кислотные пары. С тех пор, как я стала использовать соевое молоко в качестве морилки, я убедилась, что цветостойкость стала лучше и необходимость в использовании квасцов отпала.

Эта книга расказывает об окрашивании растительных волокон растительными красителями, используя растительные морилки.

Те прямые красители, которые содержат свои собственные натуральные морилки в виде танина, все же требуют замачивания в соевом молоке дабы усилить поглощение ими красителя.

Это замачивание помогает вырабатывать более глубокие цвета и тем самым помогает расширить спектр цветов.

Ярким примером может служить окрашивание шелухой красного лука, который дает зеленый цвет без замачивания и темно коричневый после предварительного замачивания.

Палитра цветов

На фото вы можете увидеть диапазон цветов, полученных из некоторых растений, описанных в этой книге. Конкретно такие цвета не факт, что вы получите, ибо результат зависит от того в каких условиях эти растения произрастали, а также от присутствия всевозможных минеральных солей, растворенных в воде.

Прямые красители, которые содержат танин, получаются более стойкими и помечены звездочкой в списке ниже.

Окрашивание натуральными красителями, фото № 2

  1. *Косточки авокадо
  2. *Шкурки авокадо
  3. Цветы гибискуса (кислотно-модифицированные)
  4. Ягоды магонии (кислотно-модифицированные)
  5. Ягоды магонии не кислотно-модифицированные
  6. *Крапива
  7. Цветы гибискуса не кислотно-модифицированные
  8. Морковная ботва
  9. Нарциссы
  10. *Шкурки граната
  11. *Шелуха красного лука без сои
  12. *Шелуха красного лука с соей
  13. *Шишки ольхи
  14. *Черный чай
  15. Мята
  16. Лавровый лист
  17. *Листья эвкалипта
  18. *Ольховые бруньки
  19. *Ройбош
  20. *Розмарин
  21. *Листья лаванды

А что с зеленым и синим?

Мы не будем описывать работу с кубовыми красителями, типа индиго и резеды, чтобы получить синий цвет. Работать с кубовыми красителями легко в домашних условиях и вы можете выбрать либо перекрасить желтые цвета для того чтобы получить цветостойкий зеленый, либо получить зеленый из шелухи лука и менее стойкий зеленый из ботвы моркови. Диапазон серо-голубых может быть получен из ягод, содержащих пигмент антоциана (Антоцианы — окрашенные растительные гликозиды, содержащие в качестве агликона антоцианидины. Например виноград, черника, смородина и бузина) Розовые можно получать из этих ягод, путем увеличения уровня кислотности.

Мой подход к растительному окрашиванию

В этой главе я набросаю эскизно 4 ключевых принципа, которым я следую, когда крашу.

1. Замачивание в соевом молоке

Волокна животного происхождения, типа шерсти и шелка имеют сродство с растительными красителями.

Когда растительные волокна замачивают в соевом молоке, они покрываются соевым протеином и приобретают свойства протеиновых волокон. Хлопок, замоченный в соевом молоке, тоже получает свойства шерсти и окрашивается лучше, чем не замоченный.

Соевые бобы содержат 40% протеина, который в свою очередь содержит вещество, которое действует как связывающий агент. Соя имеет способность связывать натуральные красители с тканью чрезвычайно прочно, особенно если оставить замоченным в соевом молоке полотно или пряжу на длительное время.

Протравка в сое – это старинный способ, который используется на протяжении веков во многих культурах. Возможно, наиболее известный такой способ — это японская трафаретная печать Катадзомэ. Метод заключается в том, что рисовая паста, состоящая из рисовых отрубей и рисовой муки, наносится на ткань через бумажный трафарет. Потом трафарет убирается и пасту оставляют высыхать. Потом ткань пропитывается жидкостью из соевых бобов. Когда ткань высыхает, то она прокрашивается при помощи кисти красителем. В конце паста смывается, а на ткани остаётся трафаретный рисунок цвета, который имела неокрашенная ткань. Области вокруг рисунка хорошо впитывают краску. Даже шелк, который красят японцы лучше прокрашивается благодаря сое.

Протеин из других источников начиная от растительного, полученного из риса или желудей, заканчивая животным молоком и яичными белками, также помогает для связывания волокна и красителя.

2. Использование посуды в качестве морилки

Если мы решили, что допустимо использование для протравки солей алюминия, то есть квасцов, то почему бы не использовать сами металлы для этих целей? Просто используя алюминиевую посуду, мы получим похожий по степени действия эффект, но без использования порошков. Раз уж нам необходимо использовать определённую подходящую нам металлическую посуду для окрашивания, то пусть это будет алюминий, ибо нержавейка в реакцию не вступает.

Чем дольше краситель остается в кастрюле, тем сильнее будет выражено влияние металла. Я всегда использую для крашения алюминиевую посуду. Крашу очень долго и медленно, чтоб получить максимум от этого использования.

Частички красителя охотно взаимодействуют с алюминием на стенках кастрюли. Вы сами это видите, когда пытаетесь отмыть ее губкой после каждого крашения. Это свойство алюминия для нас является преимуществом, ибо он работает морилкой.

Для очищения стенок кастрюли от прилипшего красителя можно использовать сами природные красители. Например, я обнаружила, что что после окрашивания красителями богатыми танином можно очистить посуду, прокипятив в ней немного высушенных цветов гибискуса.

Алюминиевая посуда помогает сделать ярче некоторые цвета. В моей практике алюминий помог мне выявить совсем новые оттенки, например непостижимый пурпурный из розмарина и некоторые оттенки серого из крапивы, когда как в других условиях из нее получается зеленый или желтый.

Железная и медная посуда также может давать определенные эффекты. Железо делает цвета темнее, а медь усиливает желтый. Это весьма увлекательно – использовать кастрюли из разных материалов и видеть, как получаются разные оттенки из одних растений.

3. Использование богатых танином красителей

Танины, или дубильные вещества, это химические соединения натурального происхождения. Их можно обнаружить в семенах, листьях, коре и фруктах. Танины обычно желтые или коричневые по цвету и горькие на вкус. Их много в виноградных косточках и в виноделии они ответственны за горчинку в некоторых винах. Также танин встречается в чае в разных количествах, и когда его очень много, то чувствуется горечь.

Танины чрезвычайно полезны в окрашивании, поскольку они обладают способностью помогающей закреплять краситель на ткани, действуя как морилка. Некоторые танины бесцветные, например содержащиеся в чернильных орешках (цецидиях) на листьях дуба, светлые, содержащиеся в шкурках граната и могут быть нанесены на ткань для повышения цветостойкости других красителей, наносимых позже.

Фактически, ткани растительного происхождения можно окрашивать танинными красителям без протравливания в соевом молоке. Но, добавление в такой процесс окрашивания еще и протравку соей несомненно создает более глубокие оттенки.

Окрашивание натуральными красителями, фото № 3

Красители, содержащие высокий уровень танина, создают более стойкие и долговечные цвета, что является неотъемлемым условием, если вы продаете крашенные ткани, но это также не отменяет возможность экспериментировать с менее стойкими красителями. Лично я стараюсь не заморачиваться исключительно на цветостойкости чтобы это не отпугнуло от экспериментов с растениями, не содержащими танинов в случаях, когда цвета тускнеют. Это прикольно находить все новые растения, особенно когда ты красишь для себя. Все, что касается цветостойкости будет описано в пункте 9.

4. Время

Чем больше времени мы тратим на весь процесс окрашивания, тем более стойкие цвета мы получаем. Стоит подчеркнуть, что «время» не равно «усилиям». Большинство процессов, описанных в этой книге, не требуют каких-либо значительных усилий, но при этом требуют достаточно много времени. Процесс нужно только настроить, оставить на время и изредка проверять.

Как правило, у меня одновременно ведется несколько проектов на разных стадиях, где мне не приходится предпринимать много действий. К примеру, у меня может быть одновременно замочена пряжа в соевом молоке, кастрюля на плите, в стадии нагрева или того же замачивания, куча ткани в шкафу в ожидании споласкивания после замачивания или стирки после окрашивания.

Имеет смысл накапливать некоторое количество ткани, обработанной соей для внезапно появившейся мысли, чтоб можно было ее сразу реализовать. После протравки в сое желательно продержать ткань минимум неделю до окрашивания, а лучше еще дольше. Чем дольше соевый протеин взаимодействует с тканью, тем лучше.

Приготовление посуды для окрашивания также занимает немало времени и редко когда удается это сделать за один день. Красителю требуется время чтобы полностью выделиться из растений, ткани требуется время чтоб этот краситель абсорбировать и самому красителю нужно время чтобы закрепиться. Как правило, чем больше времени тратиться на каждый из шагов, тем лучше будет результат.

Растительное окрашивание весьма длительный процесс и именно этот аспект мне нравится больше всего, это как противоядие от лихорадочного темпа жизни. Процесс доставляет удовольствие не меньше, чем конечный результат и я смакую каждый момент. По моему мнению природные цвета намного превосходят искусственные, так что потраченного времени не жаль.

Окрашивание натуральными красителями, фото № 4

Спасибо за внимание.

Красим ткань натуральными красителями в домашних условиях

Автор: Лилия Волкова

Работая над образом новой куклы, я столкнулась с тем, что очень сложно бывает подобрать однотонную ткань нужного цвета.

Покопавшись в разных магазинах, прогулявшись по просторам интернета, меня вдруг осенило — а не покрасить ли ткань самой?! И вот тут началось самое интересное, никогда бы не подумала, что красить ткань и разные тряпочки может быть так увлекательно и затягивать в процесс с головой. Ведь в процессе никогда не можешь знать с совершенной точностью, какой оттенок получится в итоге. Цвет получается неравномерным, в зависимости от того, как легла ткань — где-то ярче, где-то бледнее, где-то пятнышки от попавшей ягоды. Но это делает результат ещё красивее, натуралистичнее, оригинальнее, от такой ткани веет теплом и природой. Плюс разная ткань окрашивается по-разному, время выдержки в растворе тоже влияет на интенсивность оттенка, ну и что-то ещё мистически-загадочное тоже влияет:)

В интернете можно найти много информации про то, как покрасить ткань различными корешками, соцветиями, корой деревьев, травой. Но на практике, очень сложно бывает их отыскать, да ещё и ранней весной. Поэтому я поделюсь с вами самыми простыми рецептами, ингредиенты все я нашла в продуктовом магазине.

Следует оговориться, что красила я только натуральные ткани белого цвета — лён и хлопок.

Больше всего мне понравилось красить ягодами, они дают наиболее интенсивные цвета. Овощи дают более бледные цвета, держать в растворе нужно подольше.

Итак, по порядку.

1. Фиолетовый цвет — это ягоды черники, можно добавить клюкву.

2. Оранжевый цвет — яркий, тёплый цвет даёт окрашивание в куркуме, можно заменить порошком карри.

3. Розовый цвет — ягоды вишни и клюквы. Если добавить к вишне или клюкве сок свеклы, то получится немного другой оттенок розового. Можно использовать только сок свеклы — она даёт чуть грязноватый оттенок розового. Всё зависит от вашей фантазии и возможностей.

4. Голубой цвет — у меня он получился из краснокачанной капусты.

5. И зелёный цвет — он получился из шпината, правда, хотелось бы поярче, но для этого надо пробовать другие красители.

Теперь скажу о самой рецептуре и пропорциях. Я всё всегда делаю «на глаз», ничего не отмеряю. Кладу ягоды, немного толку их для большего выделения сока. Если это свекла, то тру её на тёрке. И заливаю горячей водой. Если порошок карри или куркума, то просто насыпаю в воду. Соответственно, чем больше красящего элемента по отношению к воде, тем ярче цвет. Для закрепления цвета добавляю ложку-две столового уксуса. Погружаю ткань. И оставляю на несколько часов, периодически помешиваю.

Вот и весь секрет:) Надеюсь, вам пригодится.

П.С.: таким образом окрашенные ткани и особенно марлю так же красиво использовать для фотографирования, для фона и так далее.

Как я красила ткань «Вишневый зефир».



Поделиться:


Это занятие очень веселое и, хотя занимает время, зато почти не требует денег.

что может покрасить ткань во все цвета радуги:

Краснокочанная капуста, лимоны, апельсины, свекла, лук, ежевика, черника и шпинат.

При работе с натуральными красителями важно помнить о том, что главное — экспериментировать. В зависимости от того, какое количество ингредиентов вы возьмете, и сколько времени вы будете держать ткань в воде — цвет будет отличаться.
Чтобы покрасить ткань в розовый или красный цвет, используйте свеклу и чернику. Пигменты, которые в них содержатся, могут придать ткани очень красивый пыльный розовый цвет.


Для получения голубого и фиолетового оттенков используйте краснокочанную капусту и ежевику.


Чтобы получить медный и горчичный цвета, используйте обычную луковую шелуху.

Чтобы покрасить ткань в желтый цвет используйте лимонные и апельсиновые шкурки. Цедра придает ткани мягкий желтый цвет.


Чтобы покрасить ткань в мягкий зеленый цвет, попробуйте использовать шпинат. На самом деле со шпинатом получается не очень хорошо, так что для зеленого цвета можно взять обычную зеленку.

Что дальше:

Чтобы сделать красящее вещество, порежьте ингредиенты и положите их в кастрюлю с вдвое большим количеством воды. Доведите до кипения и оставьте на час. Для более насыщенного цвета оставьте кастрюлю на ночь. Затем перецедите жидкость (нам не нужно, чтобы ткань плавала в овощах или компоте).

Очень красивый цвет получается из свеклы. Вода превращается в рубиновую прямо на глазах!

Луковая шелуха красит отлично (вспомните, как бабушка красила яйца на Пасху).

Шпинат, как и ожидалось, нас немного подводит ((((

После того как все ингредиенты поставлены на плиту, нужно подготовить к покраске ткань.
До покраски нужно сделать фиксирующий раствор, который поможет ткани удерживать красящий пигмент.

Если красите ягодами, используйте солевой раствор: к 8 стаканам воды добавьте полчашки соли, положите ткань и около часа кипятите на медленном огне.
Если красите овощами, используйте уксусный раствор: к одной части уксуса добавьте четыре части воды, положите ткань в раствор и также держите на медленном огне на протяжении часа.
После этого выньте ткань и прополосните холодной водой. Вот теперь она готова к покраске.
Опустите ткань в красящий раствор и оставьте на некоторое время. Чем дольше вы держите ее в красителе — тем насыщеннее будет цвет.

Здесь ткань замочена в красителе ненадолго и вынута в момент, когда получен красивый красновато-розовый оттенок.

Очень красивый янтарный цвет получился из луковой шелухи.


Когда ткань подсохнет, цвета немного поблекнут, имейте это ввиду, когда вынимаете ткань из воды. Конечный результат будет бледнее.

использован материал сайта  для ознакомления с другими видами окраски ткани.

Следующий  раз  буду   красить  в  коркуме..  кари.

 

А  как  Вы  красите ткань.  Давайте  поделимся рецептами..

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет

Древность представляется многим из современных людей чем-то серым и безжизненным. Дома убогие, люди ходят в рубищах, кругом уныние и запустение. Такой же облик имеет и Древняя Русь в представлениях многих режиссеров современных фильмов. Хочется рассказать и показать, что это на самом деле было не так. Начнем с одежды.
Одежда населения Древней Руси, как и населения соседних государств, была яркой и самобытной. Найденные археологами образцы текстиля, до сих пор сохранившие свои первоначальные тона основного цвета даже после тысячи лет, проведенной в земле, говорят о том, что люди одевались в красочные, декорированные разнообразными отделками и вышивкой, одежды. Самыми популярными цветами, не характерными для природных оттенков тканей, были в древности красный, синий и пурпурный. Менее популярными, но часто используемыми являются желтый и зеленый.
Сегодня поговорим о крашении натуральных тканей в ровный и красивый желтый цвет.
Для чего это нужно?
Натуральное крашение может быть интересно для тех людей, которые создают одежду и аксессуары для себя, своей семьи и на продажу, для тех, кто ценит натуральные материалы и использует их с творчестве — при пошиве кукол, деталей интерьера, для тех, кто занимается реставрацией в научных целях или исторической реконструкцией для души. Этот цвет будет настоящим, природным. Работать с натуральными материалами приятно, интересно и к этому делу часто можно привлекать детей. Такие ткани могут стать основой для последующего экопринта.
Что можно красить?
Красить можно лен, хлопок, шерсть, шелк и другие натуральные волокна — пряжу и ткани. В зависимости от типа волокна, краска будет впитываться с большей или меньшей силой, от этого зависит и интенсивность цвета. Шерсть и шелк приобретут более яркие цвета. На ровность окрашивания может влиять влажность, новизна ткани, химический состав воды, дата выпуска химикатов, опыт красильщика, особенности инструментов, время покраски, наличие или отсутствие закрепителя и другие факторы. Раствор должен быть свежим и правильно приготовленным.
Растения для крашения в желтый. Заготовка сырья

1. Кора крушины — мы её используем для окрашивания тканей и пряжи давно и успешно. Она хорошо сочетается с алюмокалиевыми квасцами или слабокислыми растворами уксусной или лимонной кислоты. Дает довольно яркие и насыщенные цвета от бледно-желтого до ярко-желтого и, в некоторых условиях, орехового цвета.
2. Трава пижмы — желтый или зеленовато-желтый на хлопке и льне. На шерсти может быть более интенсивный зеленоватый оттенок.
3. Корень конского щавеля — нужно выкапывать осенью после отмирания верхней части растения, нарубить и использовать свежим. Цвет от бледно-желтого до насыщенно-желто-зеленого, цвета яркие и очень приятные. Закрепление в кислой среде.
4. Трава череды — бледно-желтый и мягкие яичные цвета на растительных тканях и шерсти.
5. Цветы ромашки — довольно яркие и приятные оттенки желтого.
6. Цветы календулы и бархатцев дают довольно приятные желтые и оранжевые оттенки.
7. Луковая шелуха — оттенки желтого, оранжевого и коричневого в зависимости от интенсивности раствора, свойств закрепителя и времени покраски.
8. Листья березы — светло-желтый и зеленоватый.
9. Куркума и шафран дают яркие, но не всегда стойкие по времени цвета, желтый очень радостный, но требует закрепления.
10. Корень барбариса — разные оттенки желтого.
11. Кора и ветви облепихи — разные оттенки желтого.
12. Пупавка красильная с алюмокалиевыми квасцами — оттенки желтого.
13. Дрок красильный.
14. Донник желтый.
15. Льнянка.
16. Резеда.
17. Сурепка.
18. Чистотел.
Подготовительные работы перед крашением

Перед крашением следует подготовить воду — лучше мягкую или вообще истилированную. Сырье следует заготовить заранее — нарезать листья, измельчить цветы, нарубить корни. Чем мельче будет красильное сырье, тем больше красителя оно сможет отдать. В Индии и других странах, практикующих натуральное крашение в производственных масштабах, используют именно порошковые красители из растений. В соответствии с рецептом, части растений следует замочить и настоять, потомить в горячей воде или прокипятить. Техника выделения краски схожа с получениями экстрактов в народной медицине — цветы и молодые листья настаивать, стебли и плоды варить, корни кипятить. Ткань или пряжу перед покраской желательно очистить от загрязнений, если таковые имеются, не используя химических средств для стирки. Перед покраской следует замочить ткань в горячей воде. Все химические средства могут негативно повлиять на последующую окраску ткани.
Посуду лучше использовать эмалированную или из нержавейки. Оцинкованная или алюминиевая поверхность могут оказать влияние на последующий цвет ткани. Объем посуды должен заметно превышать объем мокрой ткани, чтобы раствор свободно перемещался и на ткани не образовывалось крапных заломов — при окраске могут остаться полосы, пятна и непрокрашенные светлые места. Раствор и окрашиваемые волокна следует постоянно помешивать.
Большинство красителей требуют дополнительного закрепления цвета до, во время и после крашения.
Красцы и закрепители

Протравный раствор из расчета на 100 г материала состоит из 2-3 л воды и одного из следующих веществ: около 4 гр. квасцов, 1 гр. хрома, 1 гр. медного купороса, 0,5 гр. железного купороса. Воды можно брать до 5-7 л. Чем больше воды, тем глубже протрава проникает в волокно и дает прочную окраску.
Квасцы и закрепители зависят от типа выбранной ткани и красителя.
Окрашивание шерстяных нитей крушиной

В данной публикации мы расскажем вам, как окрасить шерстяные или шелковые нити корой крушины. Кору крушины ломкой собирают весной еще до появления листьев, снимается она легко и набрать этой коры можно достаточно много за один раз, поскольку крашина растет довольно большими полянами.

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 1
Если красить вы сразу не собираетесь — сырье можно засушить и использовать позже. Крушина хорошо известна и как лекарственное растение, поэтому она вам принесет пользу и другими способами.
Если вы не сможете собрать кору в лесу — не отчаивайтесь — кору крушины можно приобрести в аптеке и стоит она совсем недорого.
Для покраски нам понадобится:
1. Шерстяные или шелковые нити или ткань, предварительно замоченные в воде на срок от 1-2 часов до суток в зависимости от плотности.
2. На каждые 100 г сухого материала 2-3 литра воды.
3. 4 гр. алюмокалиевых квасцов (их тоже можно купить в аптеке с названием «Квасцы жженые»).
4. 100-150 гр. измельченного сырья — коры крушины.
Крушину необходимо вымочить в теплой воде, ткань или нитки замочить отдельно на срок от 1-2 часов до суток, раствор крушины нагреть до 60-70 градусов и потомить от 15 минут до получаса, погрузить в него окрашиваемые материалы, выждать некоторое время — смотрите по интенсивности, добавить протраву — квасцы, довести до 80-90 градусов, дождаться необходимого цвета и извлечь волокна из раствора. Для закрепления можно прополоскать изделия в слабокислом растворе уксусной кислоты.
Обратите внимание на следующие дополнительные рекомендации:
Крашение тканей проводят при температуре 90°С в течение 15 минут для шелка, 20 минут для хлопка и 30 минут для шерсти водным экстрактом коры крушины. Экстракт получают вывариванием 200 гр. коры в 2 л воды в течение 2 ч при 85-90°С, причем кору предварительно замачивают в холодной воде на 12 ч. После крашения ткань протравливают в 1%-ных растворах солей металлов (0,1%-ных раство-рах солей железа) в течение 30 мин при 60°С, после чего тщательно промывают.
Если температура раствора будет более 90 градусов — цвет с желтого станет бурым и не таким красивым. Интенсивность цвета можно определить на глаз, но имейте в виду, что при высыхании ткань станет светлее. Кроме того, не бывает и двух одинаковых покрасок. Россыпь красителя можно поместить в мешок из марли — тогда частицы красителя не будут застревать в волокнах пряжи или ткани. Крашение крушиной хорошо выдерживает солнечный свет, но при частых стирках или использовании синтетических моющих средств быстро смывается с ткани, цвет бледнеет.
Предлагаем вам несколько образцов окрашивания в желтый цвет разных материалов, которые мы делали в разное время. Желаем приятного творчества и вам!

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 2

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 3

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 4

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 5

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 6

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 7

Натуральное крашение ткани. Желтый цвет, фото № 8

Как покрасить ткань: art_handmade — LiveJournal

Свекла и черника.
Пигменты, которые содержатся в этих продуктах, окрашивают ткань в красивый пыльный розовый цвет.
Краснокочанная капуста и ежевика.
Эти вкусные и полезные продукты дают тканевым волокнам голубой и фиолетовый оттенки, насыщенность зависит от времени держания.
100
Луковая шелуха.
Если вы красите на Пасху яйца, то знаете, что варя их в луковых очистках, вы придадите им необыкновенные горчичные и медные оттенки. А чай даст коричневые оттенки ткани.
Апельсин и лимон.
Цедра цитрусовых окрашивает ткань в желтый.
Шпинат.
Слабый зеленый цвет ткани вам обеспечен при использовании шпината. Для получения более насыщенных оттенков откройте упаковку зеленки.


Красящее вещество делается путем разрезания крупных продуктов (типа капусты или свеклы) и помещения нашей эко-краски в большую кастрюлю. Теперь необходимо довести до кипения и подождать часок-другой. Если вы любите одежду сочных, ярких оттенков — оставьте красящее средство (то есть воду в кастрюле) на ночь. После подготовки красителя, процедите его.

Пока готовили средство для крашения ткани, можно было успеть подготовить и саму материю.  Ведь нам важно, чтобы цвет не исчез после одной-двух стирок. Сделанный своими руками фиксирующий раствор поможет краске удерживать красящий пигмент.

Рецепт фиксирующего раствора:

При использовании ягод, нам нужен солевой раствор: на восемь стаканов воды идет пол стакана соли. В него надо положить ткань и кипятить все это на плите примерно один час. Если ваша эко-краска — это овощи, то тут будет лучше использовать уксусный раствор: четыре части воды и одну часть уксуса смешать, положить в раствор ткань и также целый час держать на медленном огне. После чего материю нужно прополоскать холодной водой. Так вы подготовили ткань к окрашиванию.

Теперь дело за малым: опустить ее в наши натуральные красители для ткани  и оставить там до желаемого цвета. Понятно, что чем дольше это время, тем насыщенней будет цвет. При этом учитывайте, что в мокром виде материал кажется чуть ярче, чем он станет при высыхании.

Найдено в инете

Крашение естественными красителями в домашних условиях — Полезные советы — Своими руками

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

 По богатству оттенков у природных красителей соперников не существует. Если вы вяжете или ткете гобелены, стоит научиться крашению натуральными красителями. Это поможет вам создать интересные, уникальные модели одежды и неповторимые цветовые переходы в ткачестве. Растительные красители дают такие глубокие и мягкие тона, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Окрашенные таким образом ткани не линяют при стирке, не выгорают на солнце, не вредят здоровью и не портят руки!

 Окрашивание пряжи или тканей естественными органическими красителями, которые содержатся в растениях или в некоторых видах насекомых и морских животных, уходит своими истоками в глубокую Древность. Из всего многообразия растительного мира практикой крашения с течением веков были отобраны те красильные растения, которые обеспечивали наиболее высокое качество, долговечность и красоту окраски.

 Круг природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску цвета, считавшиеся во все времена драгоценными, невелик. Лучшими по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до 19 века, и кармин, который экстрагировали из насекомых двух разных видов — червеца на территории Европы и Азии и кошенили в Южной Америке.

 Наиболее популярным растительным красителем красного цвета, не уступавшим по прочности кармину, был крапп, который извлекали из корней марены красильной.

 Самый распространенный краситель синего цвета — индиго, также отличающийся особой стойкостью окраски, был единственным в своем роде. Индиго получали из растения, произрастающего в странах с теплым климатом — Индии, Юго-Восточной Азии. Другие индигоносные растения из более северных широт не давали столь интенсивной окраски, поэтому конкурировать с индиго не могли. До конца 19 века индиго был единственным надежным синим красителем текстильных волокон.

 Из красителей других цветов излюбленными были ярко-желтые, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней барбариса.

 Такие яркие и прочные красители использовались для изготовления драгоценных тканей, потребителями которых были только знатные лица.

 Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местного сырья — корней и коры растений разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедноты.

 Естественные природные красители использовались в промышленном масштабе вплоть до 60 — 70-х годов ХIХ века. Только изобретение анилиновых красителей окончательно вытеснило старые способы крашения. Интересно, что в это время и по всему Востоку распространяются искусственные красители. Ни закон персидского правительства, запрещавший их ввоз, ни распоряжения прекратить работу на тех фабриках, где они применялись, не могли тому воспрепятствовать. Жестокое наказание — отсекать правую руку каждому красильщику, кто прибегал к химии,- скоро было предано забвению, а после первой мировой войны химические красители вошли уже в общее употребление. Однако древние методы сохраняются и в настоящее время в ковроделии и при выработке других художественных изделий ручным способом.

 Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного природного сырья: коры, корней, древесины, листьев, плодов, насекомых — путем вываривания их в воде. Исключение составляет только синий краситель индиго, который в воде не растворяется.

 Большинство красящих веществ, содержащихся в природном сырье, требует для прочного соединения с волокном обработки ткани или пряжи солями различных металлов, главным образом алюминия, меди, хрома, железа и олова. Соли этих металлов хорошо поглощаются текстильными материалами из водных растворов и при крашении, соединяясь с красителями, образуют на волокнах прочные цветные соединения разных оттенков, называемые лаками.

 Нанесение солей металлов на текстильные волокна называется в технике крашения протравливанием, а соли металлов — протравами.

 Крашение не растворимым в воде индиго имеет особую технологию и называется кубовым крашением. Сущность кубового крашения заключается в том, что индиго в щелочной ванне в присутствии восстановителей переходит в растворимую форму, называемую лейкосоединением. В светло-желтый щелочной раствор лейко-соединения — куб — погружают ткань или пряжу, которую затем развешивают на воздухе, где она превращается из желто-зеленоватой в синюю, за счет окисления лейкосоединения кислородом воздуха. При окислении лейкосоединение превращается на волокне в исходный нерастворимый краситель синего цвета — индиго.

 Зеленые тона получали в древности окрашиванием ткани или пряжи индиго в голубые или синие цвета, а затем желтым красителем, экстрагированным из растений. Таким же образом по окраске индиго получали лиловые и фиолетовые тона, окрашивая синие ткани в красный цвет.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА КРАШЕНИЯ

1. Крашение проводят в хорошо проветриваемом помещении.

2. Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища. Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительными красителями волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Далее, мы неоднократно будем обращаться к понятию — модуль ванны — М. Модулем ванны называется отношение объема красильного раствора к весу окрашиваемой ткани. Наиболее оптимальным при крашении является модуль, равный 30 или 40. Это значит, что при окрашивании или протравливании 100 г пряжи необходимо приготовить 3 или 4 литра раствора. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую в ней пряжу.

3. Желательно брать дождевую или умягченную кальцинированной содой воду.

4. Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палка должна быть чистой, гладкой.

5. Ткань или пряжу перед крашением обязательно хорошо смачивают водой.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ К КРАШЕНИЮ

 Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хорошей смачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной тщательной подготовки, дает, как говорят специалисты, «непрокрас».

 Ткани из натурального шелка-сырца перед крашением необходимо в течение получаса прокипятить в растворе детского мыла с добавлением кальцинированной соды (Na₂CO₃). На один литр воды — 3 г мыла, 0,25 г соды, М = 30. После этого шелк тщательно промывают в горячем (70’С) растворе следующего состава: 0,5 г калгона (гексаметофосфата натрия), 0,5 мл нашатырного спирта (30-процентного), 1 л воды. Затем шелк прополаскивают в теплой воде.

 Хлопчатобумажные и льняные ткани и нити также кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный или льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе: на 1 л воды 2 — 3 г стиральной соды и несколько кусочков (≈ 5 г) хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань (на 100 г материала — 3 л воды). После стирки материал прополаскивают 2 — 3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномерной окраске.

 Шерстяную пряжу сматывают в пасмы примерно по 100 г каждая и слабо перевязывают в трех-четырех местах хлопчатобумажной или льняной ниткой. Для стирки используют детское мыло, натирают его на терке или мелко настругивают в стружку, затем растворяют в небольшом количестве горячей (60 ‘С) воды. Мыльный раствор выливают в теплую воду и взбивают пену. В этой воде стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая пасмы. Чтобы шерсть не свалялась, ее не надо тереть и выкручивать. Мыльный раствор обычно меняют несколько раз, пока вода не будет чистой. Не надо делать моющий раствор слишком горячим, от этого шерсть темнеет и разрушается. Как показывает опыт, синтетические моющие средства меняют оттенок цвета, поэтому ими лучше не пользоваться. Стираную шерсть тщательно прополаскивают в проточной воде, затем добавляют немного столового (9-процентного) уксуса, чтобы промыть от мыла и затем снова прополоскать.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСИЛЬНЫХ ОТВАРОВ

 Красители можно получить из веток, листьев, плодов, кожуры, коры, корней растений. Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

 Химический состав растения и его частей во многом зависит от его возраста, роста, места произрастания, состава почвы и погодных условий в период вегетации.

 Оттенок красителя зависит также от времени сбора растений. Листья собирают 7 — 10 июня (молодые листочки дают более интенсивные оттенки чем листья зрелые) цветы — только что раскрывшиеся, кору — весной, когда она легко отделяется, корни и коренья — или до цветения растения, или осенью.

 Листья, стебли, корни, цветы, плоды. шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течение 12 часов (с вечера до утра, например). На каждые 100 г травы берут приблизительно 1 литр воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне «томят», но не кипятят. Цветы и травы «томят» 30 минут, кору, стебли скорлупу ореха, корни — 2 — 4 часа.

 Дольше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становится бурее. После экстрагирования красителя отвар сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, чтобы получить второй отвар. «Томят» травы и кору около 30 минут. Процеживают второй отвар в ту же посуду, где первый.

 Затем готовят так называемую красильную ванну то есть добавляют в полученный отвар необходимое количество умягченной воды из расчета. на 100 г ткани (пряжи) около 4 л красильного раствора (модуль ванны 40).

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ПРОТРАВ

 Как уже было отмечено, крашение тканей растительными красителями не мыслится без обработки волокна солями металлов, которая называется протравливанием.

 В качестве протрав используются традиционно применяемые в крашении соли металлов: алюмокалиевые квасцы, сернокислое железо (окисное и закисное), сернокислая медь, сернокислый цинк, хромокалиевые квасцы, хромпик (натриевый или калиевый), двухлористое олово.

 Раствор протравы делают из расчета 10 г на 1 л воды (однопроцентный). Солей железа всегда берут меньше — 1 г на 1 л. Протравливание проводится так же, как и окрашивание, при модуле М = 30. На 100 г пряжи нужно 3 л раствора протравы, 30 г соли металла растворяют в небольшом количестве горячей воды (60°С), процеживают, выливают в посуду для крашения и доводят объем раствора до 3 литров.

 Отжимать пряжу во время протравки или после нее не рекомендуется, иначе окраска будет неровной.

 Существуют и природные протравы, например, натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты, соль, уксус, березовая зола.

1. Предварительная протравка

 Готовят однопроцентный раствор протравы, в него опускают чистую мокрую пряжу и выдерживают ее при t = 60 С в течение 25 минут. Затем вынимают пряжу из раствора, дают стечь, перекладывают в отвар красителя и «томят» 30 минут при 90°С.

2. Одновременная протравка

 Приготовленный раствор протравы выливают в отвар красителя, опускают в него чистую мокрую пряжу. «Томят» 30 — 40 минут при 60°С.

3. Последующая протравка

 Сначала «томят» пряжу в отваре красителя 30 минут, затем перекладывают в приготовленный раствор протравы и выдерживают 25 минут при 60°С.

 Различные способы протравливания оказывают влияние на оттенок цвета. При предварительной протравке оттенок пряжи получается более темным, интенсивным.

 Окрашенную пряжу можно прополоскать сразу после крашения, а можно оставить пряжу в растворе до полного охлаждения и затем прополоскать в теплой воде с добавлением небольшого количества столового уксуса (1 столовая ложка на 10 л воды).

 Затем пряжу слегка отжимают и вешают на палку. В пасмы желательно продеть вторую палку, которая своей тяжестью вытягивает пряжу при просушке.

 При окраске растениями лучше, интенсивнее окрашиваются белковые волокна шелка и шерсти, слабее — хлопчатобумажные и льняные. Для окрашивания хлопка и льна в интенсивные цвета надо делать более концентрированные растворы красителя или повторять крашение несколько раз.

 Желательно всю процедуру крашения проделать для небольшой пробной пасмы. Если полученный цвет вам не подойдет, надо изменить концентрацию отвара или протравы, взять другую протраву или попробовать другой способ протравливания, или изменить температуру крашения.

 Экспериментируя с растворами разной насыщенности и разными протравами, можно получить самые разные оттенки цвета.

СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ КРАСИТЕЛЕЙ

Красящее вещество желтого цвета содержат:

 Барбарис (кора, корни, древесина), береза (листья и молодая кора), василек (стебли и листья), вереск, волчеягодник (кора), гранат (корки), дуб (кора, желуди), ель (шишки), крапива жгучая, крушина (кора и ветки в свежем виде), липа (опавшие листья), лук репчатый (шелуха), орех грецкий (скорлупа), пижма, полынь, ревень (корни), ромашка (цветы), толокнянка (целиком растение), тысячелистник, чай, череда.

Красящее вещество зеленого цвета содержат:

 Багульник, бузина (кустарниковая), вереск (листья и ягоды), зверобой, крапива жгучая, можжевельник (ягоды), полевой хвощ (стебли), тополь (кора, ветки, листья), черемуха (кора, ветки), щавель (листья).

Красящее вещество синего цвета содержат:

 Басма, вайда (листья), василек (лепестки цветов), гречиха (листья), ежевика (ягоды), лакмусник, плаун (стебли), черника (ягоды), шалфей (стебли и листья).

Красящее вещество коричневого цвета содержат:

 Вишня (ветки, листья), дуб (кора, желуди), конский щавель (корень, выкопанный осенью), крушина (сухая кора), лишайник, ольха (листья, кора), репчатый лук (шелуха), слива (ветки, листья).

Красящее вещество красного цвета содержат:

 Бузина травянистая (спелые ягоды), волчеягодник (спелые ягоды), душица (экстракты), зверобой обыкновенный (цветы)’, калган, каштановое дерево (экстракт из коры веток), клен, крушина (молодые, ветки и листья, спелые ягоды), мак (цветки), марена красильная, осина (опавшие листья), подмаренник.

Красящее вещество серого цвета содержат:

 Багульник, дуб (кора), ель (шишки), орех грецкий (скорлупа), репейник (корни).

ОКРАШИВАНИЕ ПРЯЖИ В НЕСКОЛЬКО ЦВЕТОВ

 Смотайте легко пряжу в клубки весом менее 50 г и сухими опустите клубки в раствор красителя. При этом краситель должен полностью покрывать клубки. При таком крашении нить в клубке получается с постепенным переходом тона от темного к более светлому. Пока пряжа не намокнет, она всплывает, поэтому ее следует прижать крышкой от кастрюли меньшего диаметра.

 Если пряжа темная и вы хотите получить более светлую окраску — отбелить с постепенным переходом тона, то пряжу перемотайте в пасму. Приготовьте мыльную воду. Перевесив пасму через палку, опустите часть мотка в мыльный раствор и «томите» 15 — 20 минут. Затем смените мыльную воду и, подняв выше на 5 — 10 см конец пряжи, находящийся в воде, снова выдерживайте пряжу 15 — 20 минут. Отбеливайте до тех пор, пока нить не станет нужного вам оттенка.

 Красиво выглядит вязаная вещь из разноцветной пряжи. Пряжу смотайте в пасмы по 100 г каждая и легко перевяжите хлопчатобумажной ниткой. Приготовьте раствор красителя. Смочите 1/3 пасмы и опустите в краситель. Пасму перекиньте через палку так, чтобы сухой конец не попадал в краситель. Окрасив одну часть, пряжу прополощите и высушите. Затем приготовьте раствор красителя другого цвета. Смочите 1/3 пасмы с противоположной стороны и повторите процесс крашения. Таким образом, пряжа будет иметь три цвета, считая первоначальный.

 Вы можете окрасить пряжу в любое количество цветов, уменьшая участок окраски с увеличением количества цветов. Растворы для окраски готовят из расчета веса окрашиваемой части пряжи (на 100 г пряжи 2 — 3 л раствора).

 Начните свои эксперименты, например, с пижмы. Рецептура окраски приводится для 100 г пряжи. Пижма (восемь оттенков из одного отвара!)

 Замочить 150 г пижмы в 2 литрах холодной воды на 12 часов. Довести до кипения и «томить» на слабом огне 30 — 40 минут. Процедить. Жмыхи залить небольшим количеством воды. «Томить» 15 минут. Процедить. Соединить оба отвара. Количество воды довести до 3 литров (М = 30).

 Разделить 100 г шерстяной пряжи на 8 небольших пасм. Каждую легко перевязать в 2 — 3 местах хлопчатобумажной нитью. Чистую намоченную пряжу (все 8 пасм) опустить в отвар пижмы. «Томить» 30 минут.

Затем приготовить однопроцентные растворы следующих протрав:

1. Алюмокалиевые квасцы,

2. Сернокислая медь,

3. Сернокислый цинк,

4. Двухлористое олово,

5. Хромокалиевые квасцы,

6. Бихромат калия,

7. Сернокислое железо (0,1-процентный раствор),

8. Железоаммониевые квасцы (0,1-процентный раствор).

 Одну из пасм протравить в первом из приготовленных растворов, то есть выдержать 25 минут при температуре 60°С. Следующую пасму протравить во втором растворе и т. д. Затем прополоскать (можно с добавлением уксуса для оживления цвета).

 Таким образом можно покрасить любые шелковые, шерстяные или целлюлозные ткани или пряжу.

 На цветных иллюстрациях показаны образцы, полученные таким способом крашения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *