Поделки в начальной школе на уроках труда – Уроки труда - поделки по труду 2 класс - запись пользователя Марина (lavriki4) в сообществе Дети от шести и старше в категории Здравствуй школа (начальная 1-4 классы)

  • Home
  • Поделки
  • Поделки в начальной школе на уроках труда – Уроки труда — поделки по труду 2 класс — запись пользователя Марина (lavriki4) в сообществе Дети от шести и старше в категории Здравствуй школа (начальная 1-4 классы)

Методическая разработка по технологии (1,2,3,4 класс) по теме: Картотека поделок по технологии из различных материалов.

Инструменты для работы с бумагой.


Мое рабочее место – удобное и аккуратное.

Все, что надо, под рукой – и ничего лишнего.

Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.

Постоянно поддерживай порядок на рабочем месте.

После работы убирай всё на место.

Небольшие обрезки бумаги складывай в конверт. Они могут пригодиться.


Правила работы с ножницами.

Передавай ножницы кольцами вперед, держи их за сомкнутые лезвия.

В портфеле ножницы носи в футляре.

Когда режешь, широко раскрывай ножницы.

 Держи  ножницы всегда закрытыми.

 Работай только исправными ножницами с хорошим креплением.


Как наклеивать детали.

Клей на поверхность детали наноси равномерно (с обратной стороны) и только кисточкой.

Под деталь положи подкладной лист.

Приклеенную деталь накрой чистым листом бумаги и осторожно пригладь.

Чтобы изделие не покоробилось,   положи его под груз.


Правила работы с иглой.

Храни иглу в игольнице  и

обязательно с ниткой.

Иглу держи большим и указательным пальцами. Подталкивая её при работе средним пальцем, защищённым напёрстком.

Передавай иглу только с ниткой      ушком вперёд.

Закончив работу, сразу убери иглу в игольницу.


Инструменты и материалы          

для работы с тканью.


Как разметить детали.

Прежде чем вырезать из бумаги деталь, ее надо разметить (или нанести контур). Не всегда это можно сделать сразу на глаз. Для более точной разметки есть    и другие способы. Разметка выполняется на оборотной стороне бумаги.

Разметка сгибанием. Лист бумаги сложи вдвое, прогладь гладилкой.

Разметка по шаблону.

Разметка трафарету.

Разметка по краю листа линейкой.


Виды графических изображений деталей.

Рисунок.

Технический рисунок.

Развёртка

коробочки.

Чертёж.

Эскиз.


Элементы графической грамоты.

Сплошная основная линия определяет видимый контур детали (изделия).

Сплошная тонкая линия обозначает выносные и размерные линии.

Штрихпунктирная линия обозначает ось симметрии.

Знак Ø обозначает диаметр окружности.

Размеры указываются в миллиметрах (без надписи мм).

Знак S обозначает толщину детали (изделия).

Обозначение линии сгиба на развертках.

Условные обозначения.

Художественный труд в начальной школе. 3–4-й класс

ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ

“…два урока в неделю развили у ребенка фантазию.
Он научился владеть своими руками, перестал бояться, что у него что-нибудь не получится.
Я никогда не видела раньше таких интересных работ. На уроке труда дети узнали,
что из самого простого материала, оказывается, можно создать целое произведение искусства.
И сделать его они могут сами, своими руками”.

ОТКРЫТКА “ФИАЛКИ”

Основа открытки может быть белой или тонированной. Для изготовления цветов используется бумага синих, сиреневых, бордовых тонов. По желанию, все цветы могут быть одноцветными или разноцветными. Сначала по шаблону изготавливаются венчики цветов. Однако можно предложить изготовление венчика и из квадрата цветной бумаги складыванием по вертикали, горизонтали и диагонали. Далее ножницами закругляется верхняя часть заготовки. Потом венчик кладётся изнаночной стороной вверх на мягкую основу (резиновую, например, или на стопку тетрадей или просто на ладонь), где продавливается каждый его лепесток округлым концом карандаша или шариковой ручки. Работу нужно выполнять аккуратно, чтобы не порвать лепесток; продавливания должны быть выпуклыми, без складок и заломов. Серединку венчика можно оформить цветной бумагой или окрашенной в жёлтый цвет манкой. Для этого на листок белой бумаги или картона горкой насыпается манка, в неё добавляется гуашь и тщательно перемешивается. После высыхания и растирания комочков окрашенная манка готова к работе. Ею посыпается намазанная небольшим количеством клея серединка венчика. Необходимо отметить, что оформление серединки венчика цветной манкой выполняется в последнюю очередь, когда цветок уже приклеен к открытке. Листья фиалок изготовляются из цветной бумаги зелёного цвета по шаблону. Жилки наносятся по изнаночной стороне листка округлыми концами ножниц, шариковой ручкой с пустым стержнем или любым другим предметом, который при продавливании оставляет бороздку. Затем учащиеся составляют композицию из выполненных деталей по своему замыслу и наклеивают их на выбранную основу.

АППЛИКАЦИЯ “ ВЕТКА СИРЕНИ”

Она состоит из ветки с листочками и соцветия. Соцветие выполняется из гофрированной или папиросной бумаги белых и лиловых оттенков. Оно набирается бумажными квадратиками со стороной 5мм. Каждый квадратик кладётся на мягкую основу (можно на ладонь) и стержнем (трубочкой) от шариковой ручки продавливается его серединка. За счёт этого края квадратика поднимаются вверх.

Основой аппликации может быть бархатная бумага или цветной картон (фон необходимо подобрать). На ней карандашом прорисовывается контур соцветия сирени и мелкими квадратиками с продавленной серединкой как мозаикой заполняется (заклеивается) вся кисть.

Размещать квадратики нужно близко друг к другу. Удобнее их передвигать всё тем же стержнем шариковой ручки.

Используя тот же приём работы, можно сделать и другие цветы, у которых соцветие собрано в кисть, например, гиацинты, цветущую ветку рябины или калины.

Р/S Аналогично выполняются и многоцветные аппликации – мозаики (рисунки 3, 4 и 5).

ОРИГАМИ “В ЗИМНЕМ ЛЕСУ”

Работа состоит из 3 основных частей: ёлочки, снеговика и зайчика.

Три одинаковых детали ёлочки, выполненные симметричным вырезанием, сложенные пополам по вертикали и соединенные клеем половинками между собой, наклеиваются на подготовленную основу из картона (с наклеенным полумесяцем).

Снеговичок: деталей 4 – туловище-рубашка, голова-шапочка и 2 детали ножки-сапожки.

Туловище (приложение 1) выполняется из прямоугольника 7 см х 10 см. Отвороты делаются по меньшей стороне. Далее заготовка делится складыванием на три части – спинка и 2 одинаковые части рубашки. От середины по диагонали отгибаются отвороты воротника, а затем складываются назад пополам – получаются одновременно и ручки.

Шапочка (приложение 2) складывается из квадрата со стороной 6 см. С одного уголка нужно отогнуть бумагу (~ 1 см) по 2 сторонам – это будут отвороты на капюшоне, а верхний угол без отворотов сгибается налево – направо навстречу друг другу и кончик отгибается вниз в сторону. На белой части прорисовывается лицо снеговика.

Сапожки тоже выполняются сгибанием из прямоугольника 4х3 см.

Зайчик (приложение 3): квадрат белой бумаги со стороной 6 см складывается по диагонали, а затем ещё раз пополам – получается треугольник с неравными кончиками.

Где 2 кончика – это хвостик, его надо сложить пополам и кончик отогнуть, а где 4 кончика (их ещё надо попарно прорезать) – это мордочка с ушками, которые нужно развернуть, отогнуть, а мордочку прорисовать и приклеить к туловищу капелькой клея.

Все выполненные детали также, как и ёлочка, наклеиваются на подготовленную основу из картона.

МОЗАИКА ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ

Она может быть сюжетной и предметной. Эскиз прорисовывается на тонированной бумаге простым карандашом или переводится через копировальную бумагу. Техника выполнения аппликации сродни мозаики из бумажных кусочков. Но скорлупа требует специальной подготовки: сначала её нужно промыть тёплой водой, сняв изнутри плёнку, а затем высушить. Можно работать неокрашенной скорлупой (натуральной), а можно окрасить её гуашевыми красками и снова дать время обсохнуть. Теперь, отламывая небольшие кусочки и наклеивая их на изображение один к другому, получаем мозаичное панно, выполненное яичной скорлупой.

АППЛИКАЦИЯ “Новогодняя фантазия”

Работа выполняется скручиванием полосок из салфеточной бумаги. Полоски нарезаются шириной 10мм, произвольной длины. Скручивание начинают от середины полоски в противоположных направлениях. Получается жгутик. Всю аппликацию набирают цветными жгутиками, стараясь сделать незаметным место их соединения. Если нужен цветной жгутик, например, для ёлочки, то берут светло-зелёную и тёмно-зелёную полоски и скручивают их вместе.

КОРЗИНКА С ЦВЕТАМИ

Данное изделие состоит из 2-х частей – корзинки и цветов. Корзинка выполняется из квадрата, полученного сгибанием по диагонали стандартного листа цветной бумаги (лучше, если бумага двусторонняя, т.е. окрашенная с двух сторон.) Лишняя часть листа отрезается. Полученный квадрат складывается по диагоналям для того, чтобы найти его центр.

Потом квадрат принимает первоначальный вид. Далее углы квадрата нужно загнуть к центру, полученную фигуру перевернуть и снова углы загнуть к центру. Затем сгибание углов идёт от центра к сторонам (это будут “ножки” корзиночки). Перевернув заготовку, отогнуть углы к углам. Теперь углы заготовки нужно поднять (для удобства их сгибают пополам, донышко придерживают и поднимают боковые стороны корзиночки).

Необходимо отметит также то, что для придания корзиночке чёткой правильной формы, нужно очень хорошо проглаживать линии сгиба, иначе работа будет иметь бесформенный неряшливый вид.

Цветок состоит из стебелька – пружинки и венчика. Стебелёк выполняется из 2-х полосок цветной (зелёной) бумаги размерами 10/200.Полоски располагаются под прямым углом одна к другой и склеиваются. Далее идёт сгибание вертикальной полоски вверх-вниз, а горизонтальной – влево – вправо строго поочерёдно. Венчик выполняется из квадрата цветной бумаги со стороной 40мм. Квадрат складывается по вертикали и горизонтали (т.о. он получается сложенным вчетверо), потом полученная квадратная заготовка складывается по диагонали. Далее в ней прорисовывается верхний край лепестка ( он может быть округлым или зубчатым) и вырезается. Развернув полученную деталь, дети увидят венчик цветка. По желанию его можно сделать двойным (т.е. наклеить такую же деталь, но выполненную из квадрата с меньшей стороной) или оформить венчик по своему усмотрению. Потом венчик наклеивается на стебелёк – пружинку и помещается в корзинку. Таких цветков, приклеенных к донышку корзинки, может быть несколько: разных по форме, цвету и фактуре.

ЗАКЛАДКА “ РОЗА”

Данную работу можно изготовить из бумаги или обрезков кожи. Основой здесь является искусственная замша светлого цвета, а детали цветка выполнены из замши тёмного (чёрного или коричневого) цвета, не обязательно однотонного, можно с выработкой. Детали цветка переводятся на кальку, а затем копируются на подготовленный материал (необходимо учесть, что при копировании изображение получается зеркальным). Для удобства работы детали цветка рекомендуется пронумеровать.

Далее из них составляется аппликация и наклеивается на подготовленную основу клеем ПВА.

СОВА

Основой для эскиза является картон, т.к. любая другая бумага прогибается под тяжестью изображения.

Работу рекомендуется начинать с нижней линии хвоста. Для этого крылатку нужно воткнуть острым кончиком в пластилин, а затем вдавить её, как бы “приклеить”. Так укрепляется одна крылатка за другой во всём ряду. По желанию, ряд может иметь строго горизонтальное направление или произвольное с учётом округлостей туловища птицы.

На голове крылатки укрепляются по кругу, ряды сходятся к центру. Место соединения крылаток закрывается носом (он вылеплен из пластилина). Украшают птицу круглые двухцветные выразительные глаза (они тоже выполнены из пластилина).

На основу копируется силуэт совы, на него наносится слой пластилина толщиной 1–2мм. Далее тело птицы покрывается “ перьями ”. В роли “перьев” выступают семена (крылатки) ясеня. Из пластилина остаются вылепленными коготки совы и веточка, на которой сидит птица.

ПАННО “ОСЛИК НА ЛУГУ”, “УТЯТА ИГРАЮТ В МЯЧ”, “КОРЗИНКА С ЦВЕТАМИ”

Обе работы выполнены в стиле коллажа (комбинирования в одном изделии различных материалов, способов и приёмов обработки этих материалов).

Основой для панно является мешковина или суровое полотно. Края коврика обработаны бахромой. Для лужайки выбирается подходящая ткань, лучше шёлк с цветочным рисунком, наклеивается на кальку ( клеем намазывается бумага, а не ткань) и вырезается контур будущей полянки. Также изготавливается и ошейник ослика. Затем на бумагу переводится контур ослика, потом он покрывается клеем и на него приклеивается ткань серого цвета, например, сукно или драп. С изнаночной стороны по линиям контура производится раскрой. Затем аппликация составляется с учётом имеющихся материалов и творческих возможностей учащихся. Панно “Утята играют в мяч” создаётся аналогично. Отличие лишь заключается в деталировке шаблона, который делится на отдельные детали, и каждая деталь оформляется по желанию ученика и наличию материалов: лапки и клюв – из плёнки красного цвета, крылышко и помпон – из меха, шапочка набирается из нескольких деталей, выполненных из ткани и наклеенных друг на друга и т.д.

Только необходимо отметить, что все детали копируются на кальку, затем на неё наклеиваются выбранные материалы и по изнанке по линиям контура вырезаются. Таким образом, все детали имеют бумажную основу, что значительно облегчает вырезание и повышает качество работы.

БУКЕТ ИЗ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ

В работе находят применение следующие материалы: цветная пластиковая бутылка, крупнозернистый пенопласт и папиросная или писчая бумага (она может быть цветной или белой).

Часть работы необходимо выполнить с помощью взрослых. Бутылка превращается в вазу таким образом: у неё отрезается ножницами нижняя часть (~ 60 мм ), в донышке ребристой его части делается отверстие ( эта часть работы самая сложная и доступна только взрослым). Отверстие выполняется дрелью, в качестве насадки используется металлическая пробка от стеклянной бутылки. Отверстие можно сделать с помощью выжигательного аппарата или лобзика. Отверстие должно быть чуть больше по диаметру горлышка той же бутылки, т.к. потом него нужно вставить горлышко и снизу закрутить пробку.

Прямая часть бутылки – вазы нарезается лапшой по 2 мм. Эта работа доступна детям, хотя она достаточно трудоёмка. Получившиеся “ стебельки ” будущих цветов закручены внутрь – их нужно раскрутить наружу ножницами, придать каждому своё направление.

Из папиросной или писчей бумаги вырезаются цветочные венчики, пенопласт расщепляется на зёрна-бусинки.

Кончик “стебелька” нужно заострить ножницами, тогда на него довольно легко насаживаются бусинки и венчики в таком порядке: бусинка, двойной венчик, бусинка. Количество этих элементов на стебельке произвольное. Кончик стебелька можно закрыть бусинкой. Результат работы превосходит все ожидания.

ГОВОРЯТ ДЕТИ

“Мне очень нравится урок труда. На нём мы делаем очень много интересных поделок,
но, к сожалению, они у меня не всегда получаются. Мне очень хочется,
чтобы и мои поделки висели на стенде “Своими руками””.

План-конспект урока по технологии (1 класс) на тему: Урок ручного труда «Поделка из природного материала и пластилина фигурки «Сова».

Конспект урока

Ручного труда в 1К классе

ГБОУ Школа № 281

Учитель О.А. Павлова

Москва

2018 г.

Тема: Поделка из природного материала и пластилина фигурка «Сова».

Цель: изготовить поделку из природного материала и пластилина.

Задачи: развивать интерес к лепке, умению планировать работу; закрепить приемы лепки из пластилина; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, коррекция мыслительной деятельности; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Планируемые результаты: 

Предметные: освоить приемы работы с пластилином; организовать рабочее место для работы с пластилином;

Метапредметные:

— регулятивные: научить анализировать изделие и выполнять работу по плану;

— познавательные: исследовать свойства пластичных материалов; соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

— коммуникативные: выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них; задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы.

Личностные: видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Материалы и инструменты: шишка, пластилин, картон, ветка, влажные салфетки, доска или клеенка, стеки.

Оборудования: образец скульптуры из шишек «Сова», заготовки для объяснения.

Ход урока

  1. Орг. Момент.

Дидактическая задача: обеспечить на уроке рабочую обстановку и  психологическую подготовку обучающихся.

  1. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

— Здравствуйте ребята!

-Какой сейчас урок?

3. — Проверьте, все ли готово к уроку.

      4. А чей образ мы будем создавать сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Всю ночь летает –

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Начнем урок технологии. Посмотрите на доску. Назовите материалы, которые вы видите Как можно назвать все, что мы перечислили?

И так, сегодня мы будем работать с природными материалами.

Какие еще природные материалы вы знаете?

Сегодня мы будем делать скульптуру из шишек.

— Из чего состоит эта поделка?

— Из шишки и пластилина.

  1. 5. Актуализация знаний.

-Ребята, давайте вспомним приемы лепки.

А) Когда мы разминаем пластилин, этот прием называется…?

Б) А следующий прием, когда мы сдавливаем наши заготовки называется…?

В) А когда разминаем пластилин, скатываем и образуем колбаски?

-Приемом РАЗМИНАНИЯ.

-Приемом СДАВЛИВАНИЯ.

-РАСКАТЫВАНИЕ  колбаски.

6.Физкультминутка(музыкальная с мультипликацией на интерактивной доске).

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих)

Все птицы спят…

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками)

Совушка — сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

Дети выполняют движения по тексту.

  1. 7. Первичное усвоение новых знаний.

— Скажите, а какие приспособления нам понадобятся для того, что бы выполнить поделку не испачкав стол?

— А какие материалы нам понадобятся?

— Давайте вспомним, кого мы сегодня будем делать?

-Какие инструкции пользования при работе с пластилином

— Что еще?

— Для чего нужна стека?

— Посмотрите на изделие. Что есть у совы? Из каких частей состоит поделка?

Какого цвета возьмем пластилин?

— Для того чтобы сделать детали совы вам нужно будет выполнить разные приемы лепки, которые мы с вами уже повторили. Только слушаем, смотрим, запоминаем, ничего не трогаем.

1. Берем шишку- это туловище совы. Вы знаете, что голова сливается с туловищем. Далее лепим отдельные элементы головы.

2. Глазки. Берем белый пластилин. Делим его пополам. Один кусок разминаем. Используем прием разминания. Поместим на одну ладонь, сверху накроем второй и совершаем круговые движения, периодически поворачивая будущий шарик, пока он не станет круглым. Используем прием сдавливания. Делаем три пары шарика (1-черная, большая,2-белая, средняя,3-черная, маленькая)

3. Лапки. Берем пластилин коричневого цвета. Делим его пополам. Один кусок делим на 4 равные части. Разминаем все 4 части. Скатываем, делаем маленькие колбаски. Соединяем, одну основа лапки,3 остальные-пальцы. 4. Клювик, ушки сделайте сами из любого цвета, который посчитаете подходящим для вашей Совушки.

5.Крылья сделаем из пластилина.

— 1. При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол.

2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.

3. После работы с пластилином следует тщательно протереть руки влажными салфетками.

— Стека.

— Что бы разрезать пластилин.

— Туловище – шишка. Глазки, бровки, носик – из пластилина. Лапки – из пластилина. Ушки–из пластилина. Крылья- из пластилина.

  1. 8. Первичная проверка понимания.

— Ребята, а сейчас составьте мне план работы.

— Проверим, все ли у вас на месте, если чего-то у вас нет, попросите у своего друга, или поделитесь сами.

Дети поэтапно проговаривают план изготовления частей поделки.

1.Берем шишку- это туловище совы.

2.Делаем голову и  глазки из пластилина..

3.Делаем клювик и ушки из пластилина.

4.Делаем лапки тоже из пластилина. Катаем колбаски из пластилина

5. Делаем крылья из пластилина.

6.Сажаем нашу получившуюся скульптуру на ветку.

  1. 9. Первичное закрепление.

Практическая работа.

Проверяю, контролирую, слежу, корректирую, провожу персональных текущий инструктаж.

Разбивка пластилина на части:

Отрезание части для глаз.

Отрезание части для лапок.

Отрезание части для ушек, крыльев  и носа.

  1. 10. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Посмотрите, какие совы появились у нас в конце урока. Все они разные, у каждого свой характер.

— Что хотите сказать? Какие открытия сделали?

Урок труда «Поделки из природного материала»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Поделки из природных материалов.

Цели: — ознакомить учащихся со свойствами природных материалов, приемами и способами работы с ними;

— развивать творческие способности;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки взаимопомощи, художественный вкус.

Оборудование: различные природные материалы, инструменты, рабочие подкладочные доски, клей, образцы поделок, детские книжки, кроссворд., работа на классмейтах (просмотр презентации).

План урока

  1. Организация начала урока.

  2. Сообщение темы, цели урока.

  3. Вводная беседа. Кроссворд, анаграммы.

  4. Изучение свойств природных материалов, приемов и способов работы с ними.

  5. Инструктаж по технике безопасности.

  6. Практическая работа. Изготовление поделки.

  7. Заключительный инструктаж. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

  2. Сообщение темы, цели урока.

— Начнем урок с небольшой разминки:

Если в лес гулять пойдем,

Желудей там наберем.

А потом мы посидим,

Человечков смастерим (дети выполняют названные действия).

Можно сделать птичку,

Собачку и лисичку (учащиеся изображают животных).

Вот какой наш новый

Конструктор желудевый! (выполняют движения руками)

— Но сегодня в своей работе мы будем использовать не только желуди. Тема нашего урока “Что в природе уродилось, то и нам пригодилось”, и сегодня мы должны изготовить поделку, используя разнообразный природный материал.

3. Вводная беседа о природе родного края, её богатстве и красоте, неоценимой пользе для людей, бережном отношении к ней.

— Чтобы узнать, какой природный материал можно использовать для поделок, разгадаем кроссворд (см. слайд 2).

По горизонтали:

1. Тонкая березовая кора (береста)

  1. Лесные орехи (фундук)

  2. Растет в зеленой колючей оболочке (каштан)

  1. Покрытое оболочкой ядро плода (сливы, вишни, абрикоса) (косточка)

8. Семейство двудольных растений, таких как горох, фасоль, соя (бобовые)

  1. Соцветие кукурузы (початок)

По вертикали:

  1. Маленькая раковина беспозвоночных животных (ракушка)

  1. Бывает еловая, сосновая, кедровая (шишка)

  1. Семена липы, клена, ясеня (крылатки)

9. Чашечки, в которых растут желуди (плюски)

— На слайде 3 вы видите анаграммы, расшифровав которые мы выясним, что еще можно использовать в работе.

НЕКОРЬ (корень), ТЕВАК (ветка), ТИЛС (лист), ЕДУЖЛЬ (желудь)

— Все многообразие природных материалов представлено на слайде 4.

— Что еще не назвали? (древесные грибы, луковицы, соцветия чертополоха, репейника, семечки)

4. Изучение свойств основных природных материалов, приемов и способов работы с ними.

— Чтобы правильно использовать различные материалы в поделках, надо знать их свойства, особенности в обработке и поведение уже в готовом изделии.

Желуди и каштаны. С сырой мякотью легко поддаются резанию, сверлению, но плохо склеиваются. При высыхании делаются твердыми, хрупкими и трудными в обработке. Пересохшие желуди и каштаны можно размочить в холодной воде. Чтобы кожура при высыхании не растрескалась и не развалилась, надо покрыть поделку в местах порезов и поломок клеем. Можно покрыть её бесцветным нитролаком.

Шишки. Хорошо поддаются распиливанию и склеиванию любыми клеями. Поделки могут храниться долгие годы. При созревании и высыхании чешуйки растопыриваются. Собирать шишки надо до того, как они раскроются. Чтобы из нераскрывшейся шишки сделать раскрывшуюся, следует положить её на несколько часов в теплую печь, духовку газовой плиты или в сухое теплое место. Если раскрывшиеся высохшие шишки положить в воду и оставить до тех пор, пока чешуйки плотно прижмутся одна к другой, то шишка закроется. Чтобы шишки вновь не раскрылись, их надо покрыть жидким столярным клеем. Чтобы шишка стала согнутой: опустить в кипяток, вынуть, согнуть руками, зафиксировать изоляционной лентой, дать хорошо высохнуть, снять ленту и покрыть шишку клеем. В готовой поделке шишку необходимо покрыть с помощью кисточки клеем в прорезанных и просверленных местах.

Ракушки. Интересный, но ломкий материал. При резании крошатся и выламываются кусочками. Хорошо просверливаются сверлом и шилом. Створки ракушек хорошо склеиваются клеем.

Кора. Хорошо поддается резанию, сверлению и склеиванию любым клеем. Береста при высыхании скручивается в трубочку, сосновая кора начинает расслаиваться пластинками и легко разламывается на кусочки.

Семена-крылатки. Заготавливать надо, когда они почти совсем созрели, но ещё не утратили зеленую окраску. Поделки надо сохранять от прикосновений. Хранить семена следует в картонной коробке отдельно от других материалов. При чрезмерном высыхании делаются хрупкими и ломкими.

— При изготовлении поделок вам часто придется использовать дополнительные материалы и простейшие инструменты. Используя слайд 5, расскажите, что еще нам понадобится в работе.

5. Инструктаж по технике безопасности.

6. Практическая работа (создание поделки).

— Работать можно в парах или небольших группах. На слайдах 6 и 7 представлены образцы поделок. Разнообразие их безгранично. При работе проявите всю свою фантазию. Удачи!

В качестве наглядного пособия используются образцы поделок. Показывая их, надо обратить внимание детей на формы фигурок, положение тех или иных деталей, их крепление и сочетание.

Главным источником для детских сюжетов является литература. Поэтому следует подобрать интересные детские книжки с персонажами, которых дети смогут сделать. Можно пользоваться тематикой детских телевизионных передач. Не следует придерживаться выполнения ребятами работ по образцу, надо дать им возможность фантазировать, искать, творить по собственным замыслам.

В ходе практической работы учитель внимательно наблюдает за действами ребят, советами и рекомендациями помогает им находить правильное решение.

7. Заключительный инструктаж. Подведение итогов.

Необходимо каждой работе уделить внимание, обсудить её, подметить в ней положительные и отрицательные стороны.

8.Домашнее задание. Уборка рабочих мест.

Д.з.: провести эксперименты с шишками (раскрыть, закрыть, согнуть)

На следующих уроках или в ходе кружковой работы можно предложить детям постараться объединить все поделки и придумать сказку или интересную историю.

Использование природного материала на уроках трудового обучения в начальных классах

Огромен, богат и разнообразен растительный мир нашей страны, поэтому невозможно дать полную характеристику всем поделочным материалам, которые он предоставляет любознательному умельцу. Мало усилий составляет процесс искания местных природных материалов, надо ведь найти им полное применение на уроках трудового обучения.

Труд с использованием лесных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В жёлуде, в шишке, в головке чертополоха таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов. Во всех работах дети должны видеть значительно больше, чем просто игрушку, забавную поделку. Поиск идей, замысла будущих работ – исключительно важный этап в развитии у детей наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления.

При работе с использованием природного материла необходимо заранее произвести заготовку нужных материалов и приобрести необходимый инструмент. Необходимо учитывать последовательность перехода от простого к более сложному, от отдельных предметов, фигур к композициям. Так, проводя работу с жёлудями, шишками, орехами и т. д., для соединения отдельных частей, деталей изделий в 1 классе рекомендуется использовать пластилин, глину, в 1 классе нежелательно использовать колющий и режущий инструмент (нож, шило, сверло).

Труд с природными материалами – это творческий процесс, и нельзя требовать от учащихся механического копирования образца. Надо всячески поощрять проявление фантазии, выдумки. Одну и ту же поделку можно сделать по- разному: например, рыболова один ученик сделает весёлым и озорным, другой – опечаленным неудачником, третий – дремлющим, сидя около удочек на реке и т. д.

Выискивая и собирая материалы, необходимо заранее продумать, наметить, что из них будет создаваться на уроках труда.

Можно посоветовать заготовить следующие природные материалы: жёлуди; орехи грецкие и лесные; шишки сосновые, еловые, кедровые, пихтовые; стержни от еловых шишек, обгрызенных белками. Желательно собрать головки-соцветия чертополоха, репейника. Необходимы семена – крылатки клёна, ясеня, семена липы. В коллекции надо иметь солому, мелкие кукурузные початки; древесные грибы; мелкие сучья определённой толщины и угла изгиба; дикие и декоративные каштаны; мох, кору, бересту; глину; морские и речные ракушки.

Имея в запасе эти материалы, практически можно изготовить любые фигурки и композиции к сказкам.

Каждый из природных материалов имеет свои особенности: внешний вид, фактуру, физические свойства и т. д.

Жёлуди и каштаны

По форме жёлуди и каштаны очень удобны для изготовления из них фигурок людей, животных, различных деталей.

Хранить жёлуди и каштаны лучше в прохладном и не очень сухом помещении.

Шишки

В зависимости от формы шишки можно использовать для изготовления различных поделок, главным образом фигурок забавных лесных человечков, зверей, птиц.

Чтобы нераскрывшаяся шишка сохранила свою форму, необходимо её покрыть тонким слоем столярного клея.

Орехи

Лесные орехи являются широко распространённым, удобным и красивым поделочным материалом. Их форма и приятная окраска делают орех готовым материалом для изготовления голов человечкам.

Кедровые орехи могут пригодиться для изготовления кулачков лесных человечков.

Грецкие орехи могут быть использованы как материал для самостоятельных работ и для изготовления отдельных деталей. Хранят орехи в сухом месте.

Древесные грибы

Они растут на дереве. Древесные грибы особенно хороши для создания из них подставок под фигурки, могут быть использованы и для изготовления фигурок, например, лягушки, паука, черепахи.

Соцветия репейника и чертополоха

Головки репейника идут на изготовление шапочек или на изготовление фигурок животных. Соцветия чертополоха можно использовать для изготовления головных уборов, оригинальных голов к фигуркам. Сохранять головки этих растений лучше в нераскрывшемся состоянии, для этого их надо покрыть столярным клеем.

Литература:

Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда М. Просвещение,1971.

Конспект урока технологии «Изготовление новогодней игрушки-подвески» (1 класс)

Конспект урока по технологии (труду)

Тема: «Изготовление новогодней игрушки-подвески».

Класс: 1 класс

Цель: продолжить знакомство учащихся с приемами работы с шаблоном.

Задачи:

  • образовательная: учить детей видеть круглую форму предметов, способствовать формированию умения вырезать круги, склеивать детали, вклеивать бумажную петельку;

  • развивающая: развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес и любовь к ручному труду;

  • воспитательная: воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, аккуратность, трудолюбие, интерес к творчеству, дисциплинировать.

Оборудование к уроку:

  • материалы: цветная бумага, клей;

  • инструменты и приспособления: салфетка для клея, карандаш, ножницы;

  • наглядность: игрушка «Шар», образец, инструкционная карта, шаблоны, иллюстрации.

Ход урока.

1. Организация внимания учащихся. (Приветствие)

2. Проверка готовности рабочего места.

Ребята, проверим, всё ли у вас готово к уроку. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете, всё ли у вас лежит на партах.

Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела,
Будем клеить, мастерить –
Все должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.

Молодцы! Все готовы.

3. Актуализация знаний.

Ребята, какие работы вы выполняли на уроках труда на предыдущих занятиях?

А знаете ли вы, что такое поделка?

(Это мелкое изделие, изготовленное обычно ручным способом).

Сегодня на уроке вы будете выполнять поделку.

4. Изучение нового материала.

1)Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, чтобы узнать, какую именно поделку вы будете делать, давайте вспомним, какой сейчас месяц? (Декабрь)

-Верно. А декабрь – это начало какого времени года? (Зимы)

-Зимой мы все – и взрослые, и дети с нетерпением ждем самый веселый, самый любимый праздник в году. Какой это праздник? (Новый год)

-Узнать тему нашего урока вы сможете, выполнив задание. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

ЛАЁК => ЁЛКА

ИРГУКАШ => ИГРУШКА

— Сегодня мы будем выполнять ёлочную игрушку-подвеску.

2) Рассказ учителя.

К нам сегодня утром в класс пришло письмо от Деда Мороза. Откроем его послание:

ПИСЬМО:

ВНИМАНИЕ! РЕБЯТА, В ДЕКАБРЕ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ МОЯ МАСТЕРСКАЯ. ОБЪЯВЛЯЮ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ЕЛОЧНУЮ ИГРУШКУ! ЦЕНЮ В РАБОТЕ АККУРАТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ! СКОРО УВИДИМСЯ!

ВАШ ДЕД МОРОЗ.

-Ребята, желаете ли вы принять участие в конкурсе Деда Мороза? Мы будем делать новогоднюю игрушку-подвеску «Шар».

3)Анализ поделки.

  • Давайте посмотрим на образец подвески и подумаем, какой материал нам необходим, чтобы выполнить работу? (Нам понадобится цветная бумага.)

5. Практическая работа.

Прежде, чем приступить к выполнению работы, мы повторим технику безопасности при работе с ножницами и клеем и определим основные требования к данной работе. Именно по этим требованиям будет оценена ваша работа.

Техника безопасности при работе с ножницами:

  1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.

  2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

  3. Следи за движением лезвий во время работы.

  4. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время резания.

  5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

  6. Не оставляй ножницы в открытом виде.

  7. Храни ножницы в указанном месте.

Техника безопасности при работе с клеем:

  1. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  2. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

  3. Храни клей в закрытом тюбике, чтобы он не высыхал.

Требования к работе:

  1. Работа выполнена аккуратно.

  2. Проявление творчества.

Инструкционная карта.

2

На обратной стороне цветной бумаги, с краю, карандашом обведи по контуру шаблон. Вырежи получившийся прямоугольник.

Прикладываем шаблоны так, чтобы потратить, как можно меньше цветной бумаги.

hello_html_4a6ca46a.gif

3

Сложи прямоугольник пополам, обведи шаблон круга и вырежи его по контуру. У тебя получилось 2 детали (круга).

То же самое сделай с другим листом цветной бумаги.

hello_html_m436d3992.gif

4

Отрежь небольшую полосу цветной бумаги, сделай из нее петельку, чтобы повесить игрушку.

hello_html_m60508e3.gif

5

Сложи каждый круг пополам. Склей половину одной детали (круга) с половиной второй детали. Вклей бумажную петельку внутрь.

hello_html_m3e1db44e.jpg

6

Вторую деталь, таким же образом, соответственно склей с третьей, а третью – с первой.

Можно сделать больше деталей и склеить их, тогда игрушка получится более объемная.

hello_html_m113d4d9c.gif

7

Игрушка-подвеска готова. Оставь ее высыхать.

hello_html_ma14e24c.jpg

6. Итог урока.

  • Что такое поделка? (Мелкое изделие, изготовленное ручным способом)

  • С каким приемом мы познакомились на уроке? (Работа с шаблоном)

7. Выставка и анализ работ.

— Заканчиваем работу. Подписываем свои работы и вывешиваем на доску.

— Кто вспомнит требования к работе?

— Ребята, какие работы выполнены аккуратно и правильно?

— Эти работы выполнены на отлично, остальные – хорошо.

8. Уборка рабочих мест.

— А сейчас аккуратно уберите свои рабочие места.

-Урок окончен. Спасибо за работу.

9. Приложение.

  1. Требования к выполнению подвески.

  2. Шаблоны.

Приложение

  1. Требования к выполнению подвески

  2. Шаблоны.

Требования к выполнению

игрушки-подвески

  1. Работа выполнена аккуратно.

  2. Проявление творчества.

Шаблоны

hello_html_m3044979f.gif

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *