Сказочный домик (МК+шаблон) | Страна Мастеров
Доброго всем времени суток!!!
Вот только-только довырезала домик, и совсем нет терпения — хочется вам его показать…
Даже не дождалась, пока клей засохнет, так что «извиняйте», но клей кое-где виден на фото…
Первый раз вырезала настоящим макетным ножом — радости просто нет предела!!!!
Альбина, ещё раз хочется поблагодарить за него!!! Ну и отчитаться, конечно!!!
Ножичек замечательный — вырезать им — просто сказка!!!
Идейка вырезать такой домик пришла давно, я ещё в прошлой части своих «вырезалок» говорила, как я с пользой провела время в поезде — так вот эта задумка ещё с тех пор (кстати, ещё не все идеи реализованы : ) )… Так что для себя я поняла — нигде так не придумывается, как в дороге! Скучно мне не было…
Домик небольшой — 12 см в высоту.
Вот детали поближе — черепичная крыша…
Это — «лицо» домика
Это «донышко»
А это…это… короче, это фото «просто так» — мне понравилось, как здесь тень падает — мне сразу кажется, что домик сказочный…
Ну и как всегда, немножко о процессе…
Рисунок чаще всего делаю в на листочке в клетку, мне так удобнее…
Потом через копировальную бумагу обвожу контуры рисунка, затем сканирую.
Потом оооооочень сложный этап!!!
Нужно убедить мужа, что редактирование моей отсканированной картинки гораздо интереснее трансляции футбольного матча по телевизору, а лежать на диване и вовсе вредно для ЕГО здоровья!!!
Потом, пока муж не опомнился… его «под белы рученьки»… и за компьютер!!! А пока он занят нужным (мне) делом, бегом на кухню, готовить «вкусности»… чтобы «сделав дело», муж отвлёкся… и забыл… что матч-то уже кончился….
Итак, самый трудный этап позади!!!
Распечатала шаблон на цветной бумаге для пастели….
Начала вырезать с самых мелких деталей…
Вырезала все детали и опомнилась — дверцы-то нет…негоже через окна в дом входить…
Прямо на схеме стёрла ластиком пропечатанные линии и нарисовала карандашом дверцу…
Прямые линии вырезала по металлической линейке
Деталь для донышка сначала не рисовала — думала сделать простой квадратик…
размером — по основанию домика…
…но не удержалась, и опять прямо на детальке нарисовала простенький узорчик
Вот так получилось — симметрию и «одинаковость» особенно не соблюдала, подумала, что несущественно..
Уголочки у основания заранее пробиговала ручкой с непишущим стержнем по линии сгиба
Затем приклеила «стены» домика.
Конечно, можно было изначально сделать 1 такую большую деталь — меньше линий склейки…
Почти готов домик…
Приклеиваю крышу (сразу скажу — стены было клеить полегче)
Вот в сборе все инструменты и материалы, которые мне понадобились
Вот сам шаблон, который здОрово экономит бумагу, но трудиться заставляет.
Чуть ниже добавила основание …
Скачать отредактированные и более четкие шаблоны домика можно на сайте Картонкино.ru http://kartonkino.ru/gotovimsya-k-novomu-godu/skazochnyiy-domik-iz-bumag…
Можно я домик ещё разок, напоследок, покажу?
Вот решилась еще дополнить фотографиями запись… Все предыдущие делала «поздно ночем» при искусственном освещении, а вот сегодня сделала «дневные» фото…на фоне окна
Вот наконец-то добавила «низ» — основание для домика.
Только вот расположение оставила на бумаге «посреди» листа. С этим попозже исправлюсь…муж вчера успел только детальку с дверцей к основному шаблону добавить, а про эту деталь забыл… что её подредактировать надо.
Обрезать-то картинку и я могу, но так не сохранятся пропорции относительно основных деталей.
Сказочный домик из бумаги своими руками. МК и схемы для вырезания
Здравствуйте, друзья!
Сейчас середина ноября, и самые предусмотрительные рукодельницы и рукодельники уже вовсю готовятся к встрече Нового года: делают своими руками подарки впрок или пока только коллекционируют идеи, чтобы на предпраздничном финише развернуться вовсю в бурном творческом порыве. Одной из таких идей, которая поможет создать то особенное новогоднее настроение, за которое мы так любим главный праздник года, с вами готова поделиться замечательная мастерица Ольга Качуровская. С удовольствием представляю вам её сказочный домик, вырезанный из бумаги.
Ольга — очень творческий и разносторонний человек и с удовольствием пробует себя в самых разных жанрах: вырезании из бумаги, скрапбукинге и кардмейкинге, квиллинге, шитье, кулинарии и так далее.
Посмотрите работы Ольги в Стране мастеров или в её собственной Скрап-Мастерской.
Ольга постоянно придумывает что-то новое. Вот и этот чудный домик, можно сказать, родился буквально на ходу — схемы для его вырезания Оля набросала на бумаге во время путешествия в поезде. А как только представилась возможность, воплотила задумку в жизнь, заодно создав пошаговое описание изготовления домика для всех практикующих любителей искусства вырезания из бумаги.
Необходимые материалы и инструменты:бумага для пастели понравившегося цвета формата А4,
макетный нож (или, как его ещё называют, нож для художественных работ) и ножницы,
линейка,
инструмент для биговки (вязальная спица и т.п.),
клей для бумаги.
Распечатайте на принтере схемы для вырезания (на фотографиях представлены самые первые варианты шаблонов, они отличаются от итоговых, представленных для скачивания ниже).
На каждой из частей домика макетным ножом вырежьте узор.
Затем с помощью линейки и ножа, а также ножниц вырежьте детали домика по контуру.
Пробигуйте (продавите углублённые бороздки по линиям сгиба) участки для нанесения клея и согните их следующим образом.
Также пробигуйте и согните пополам крышу.
Приклейте стенки домика к донышку,
а затем склейте стенки друг с другом.
Заключительный этап — приклеивание крыши. Эта операция потребует высокой концентрации и аккуратности.
Но результат того стоит!
Теперь вы знаете, как сделать сказочный домик из бумаги своими руками, и сможете повторить его самостоятельно, скачав схемы для вырезания:
Как открыть pdf-файл? Инструкция.
Не удивляйтесь небольшим расхождениям между шаблонами в файле и на фотографиях. В итоговые схемы были внесены некоторые изменения, которые, как мы надеемся, придадут домику ещё больше шарма.
Надеюсь, вам понравился мастер-класс по вырезанию из бумаги от Ольги Качуровской. А впереди новые знакомства с интересными людьми, их творческими идеями и авторскими мастер-классами.
Оставляйте, пожалуйста, свои комментарии, чтобы мы могли лучше знать, что вам интересно, и какие уроки и мастер-классы для вас готовить в первую очередь 🙂
Отличного вам настроения!
И до новых встреч в КАРТОНКИНО!
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями или сохраните для себя!
Шаблоны домиков
Загрузка…Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Маленькая, но интересная коллекция шаблонов домиков для складывания.
Если ребёнок мечтает построить для своей игрушки домик, то эти шаблоны прекрасно подойдут в качестве игрушечного жилья. Распечатайте любой шаблон домика на принтере и перенесите детали на плотную бумагу или картон. Раскрасьте, согните по пунктирным линиям и склейте стороны домика.
А пока шаблоны печатаются можно разучить, с вашим малышом, новый стишок на тему домиков:
Я дом нарисую
Многоэтажный.
Конечно, он будет
Немного бумажный.
Конечно, он будет
Не очень кирпичный,
Зато – белостенный,
Зато – симпатичный.
Из этого дома наверняка
Никто никогда не прогонит щенка.
Б. Серикбаев
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома – голубой.
Заходите смело в дом!
– Приглашаете? Войдем!
Н. Голь
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
более 100 шаблонов для вырезания из бумаги
Новый год приближается, и естественно, что всем хочется как-то по-особенному, празднично украсить свои жилища. Фабричные игрушки, гирлянды, как и новогодняя мишура — стандартный набор для украшения. Несколько разнообразить оформление дома помогут новогодние трафареты из бумаги на окна – простой и веселый способ создания праздничной атмосферы.
В статье вам предлагается более 100 новогодних шаблонов украшений на окна для вырезания из бумаги. Одновременно интересным и простым является изготовление из бумаги
Вытынанки домики на окна шаблоны
Домик вытынанка из бумаги, это самое простое оконное украшение, и совсем не сложно придать рисунку эффектный вид. Можно сделать трафарет и разукрасить с помощью зубной пасты или искусственного снега
Источник фото: goodhouse.com.ua/poradi/15193-trafareti-budinochkiv-na-vikna-dlya-prikrasi-do-novogo-roku-zavantazhiti-dlya-virizannya-novorichni-trafareti-ta-vitinanki-na-viknazimovi-budinochki-v-snigu-z-truboyu-i-dimom-yalinkoyu-zametami-kazk.html
Новогодние трафареты домики на окна
Вашему вниманию предлагаются шаблоны домиков для новогоднего украшения окон. Лучше, особенно для начала, остановиться на более простых трафаретах. Они тоже, как видно на фото, выглядят достаточно эффектно и привлекательно. Разнообразят изображения трафареты животных, птичек, сказочных персонажей вроде парящей оленьей упряжки с Дедом Морозом и Снегурочкой. Снежные сугробы и елки — неотъемлемый элемент новогоднего декора. Каждый из рисунков легко можно скачать на свой компьютер, чтобы потом распечатать, раскрасить и украсить окошко.
Источник фото: kidside.ru/novogodnie-trafarety-na-okna-shablony-domikov-i-prirody/
Трафарет домик для вырезания на окно
Ожидание Нового года — это всегда ожидание чуда, оформление помещения соответствует обычно всяким волшебным ожиданиям. Трафарет домик для вырезания на окно позволит созерцать сказку через это самое окно, представьте только, выглянул в окошко и видишь сказочный домик. Все, что нужно для этого — листы белой бумаги да ножницы. При условии, конечно, наличия компьютера и интернета. Выбирайте подходящие шаблоны, скачивайте понравившиеся, распечатывайте и можете вырезать, чтобы наклеить потом на окна. Очень красиво, эффектно
Источник фото: new-year-party.ru/trafaret-domik-dlya-vyrezaniya/
Новогодние домики на окна шаблоны
Источник фото: bitbat.ru/trafarety-na-okna.html
Домики на окно из бумаги для вырезания
Разнообразие новогодних украшений просто поразительно. В интернете присутствует множество интересных шаблонов домиков, вырезалок-вытынанок. Ищите нужные вам, скачивайте, распечатывайте, впрочем, их и скачивать не обязательно, можно просто скопировать понравившиеся рисунки. Распечатав их в нужном размере, можно вырезывать трафареты. Подойдут для этого ножницы, канцелярский нож, но лучше всего иметь специальный резак по бумаге. А снежные трафареты домики в формате А4 смотрятся просто восхитительно.
Источник фото: heaclub.ru/trafarety-domikov-na-okna-dlya-ukrasheniya-k-novomu-godu-skachat-dlya-vyrezaniya-novogodnie-trafarety-i-vytynanki-na-okna-zimnie-domiki-v-snegu-s-truboj-i-dymom-elkoj-sugrobami-skazoch
Источник фото: page365.ru/trafarety-k-novomu.html
Трафареты зимних домиков
Источник фото: svoimirukamy.com/novogodnie-trafarety-dlya-ukrasheniya-okon.html
50 шаблонов новогодних домиков из бумаги на окна
Ажурный дом
21 января 2016 г.
Сейчас никого уже не удивишь типовыми многоэтажками, которые штампуются как «горячие пирожки», заполняя собой всю территорию растущих мегаполисов. Многоэтажные жилые дома, построенные из крупных блоков, прочно ассоциируются с мрачными невеселыми строениями спальных районов, которые навевают тоску. Это скучные однотипные коробки, для которых отсутствие любых украшений стало основополагающим принципом. Но могло ли градостроительство пойти по другому пути? Можно ли было соединить красоту здания с его функциональностью?
Оказывается, что можно было. Так, интересную страницу жилищной архитектуры Москвы 30-х годов составляют эксперименты с первыми постройками из крупных блоков, которые положили начало той мощной системе индустриального домостроения, без которой совершенно невозможно представить себе современную столицу.
Еще более семидесяти лет назад, в 1940–1941 годах, архитекторами Андреем Константиновичем Буровым и Борисом Николаевичем Блохиным был предпринят эксперимент по строительству жилого дома из крупных блоков. Так появился дом на Ленинградском проспекте, прозванный позднее «Ажурным».
Именно это здание может доказать, что жилой дом, построенный из типовых элементов, может быть очень даже красивым и функциональным. И хотя «Ажурный дом» так и не вошел в серию, оставшись единственным экземпляром, он показал, что и крупноблочное здание способно стать настоящим произведением искусства.
Андрей Буров хорошо разбирался как в технике, так и в искусстве. Он был настоящим гением и разносторонним специалистом. Так, он изобретал новые строительные материалы, проектировал довольно необычные дома, разрабатывал успешную систему полярных самолетов и…даже занимался исследованием лечения рака. Поэтому вполне логично, что Бурова заинтересовала новая идея строительства здания из крупных блоков, изготовлявшихся на заводе.
Чем же так интересен «Ажурный дом»? Во-первых, стены здесь были разделены на простенки и перемычки, что создавало для них своеобразный каркас. Такая система получилась довольно практичной и технически целесообразной, потому как позволила сильно сократить количество типов элементов, которые изготавливались на заводе.
«Ажурный дом», схема разрезки блоков
В тоже время стены здания членились красиво и весьма энергично. Так, перед кухнями, обращенными на уличные фасады, в этом доме были созданы хозяйственные лоджии, где можно сушить белье, чистить платье, да и просто отдыхать. При этом они были прикрыты декоративными решетками из бетона, поэтому являлись недоступными для любопытных взглядов людей. Ажурные рельефы для лоджий были выполнены по эскизам художника В. Фаворского. Чередование лоджий и окон придало дому яркую декоративность, а также и некоторую экзотичность, за которую его стали называть «аккордеоном». Этот достаточно ранний пример показал многие неисследованные возможности для индустриального строительства жилых домов, придания им особой художественной выразительности, о которой, к сожалению, в последующие годы было забыто.
«Ажурный дом» интересен также тем, что архитекторы стремились на новой основе вернуться к идее комфортного и красивого жилища в сочетании с системой общественного обслуживания. Поэтому внутренние коридоры здесь связывают квартиры шести верхних этажей с лестницами, а на первом этаже проектировался комплекс общественных помещений, которые включали в себя продовольственный магазин, кафе-ресторан, детский сад-ясли и бюро обслуживания, которое должно было выполнять заказы на доставку обедов и продуктов, уборку квартир, стирку и другие услуги. Начавшаяся война нарушила планы по благоустройству общественной части дома. Затем ее помещения были использованы для иных целей, а общий замысел остался нереализованным.
План «Ажурного дома»
«Ажурный» дом и сегодня выглядит достаточно необычно, благодаря декоративным решеткам и «разводам» на стенах, похожим на мрамор. Причем изначально ничего подобного в проекте, конечно же, не предполагалось. Дело в том, что в последний момент перед началом строительства здания, Бурову позвонили с завода и сказали, что ровного цвета блоков никак не получается добиться. Тогда архитектор быстро нашел выход, в результате которого при заливке в блоки добавили краситель.
Интересно, что дом был построен не по красной линии, а немного в глубине. Поэтому в наше время «Ажурный дом» скрывается за многочисленными ларьками и небольшим сквериком. Но сам облик дома нельзя спутать ни с одним другим зданием, благодаря все тем же бетонным декоративным орнаментам. Узоры по эскизам Фаворского являются растительными, выполненными в двух типах. Издалека они напоминают узорные наличники на деревенских домах, иней на стекле или даже мох, который также порой принимает причудливые формы. Но подойдя ближе, мы можем разглядеть, что на самом деле это переплетение цветов, которое является своеобразным «приветом» эпохи модерна, который также напоминает проект Уильяма Морриса. Наверное, английский дизайнер был бы рад увидеть подобные элементы декора в жилом здании.
«Ажурный дом» – невысокое здание, в нем всего шесть этажей. Оно имеет простую форму, типично «индустриальную». То же можно сказать и о внутреннем пространстве: огромное помещение парадного с тремя лестницами, а также просторные коридоры, напоминающие школьные, – на каждом этаже. Говорят, что по ним когда-то дети катались на велосипедах. Подъезд здесь всего один, с двумя просторными лестницами в правом и левом крыле. Лифтов тут два, до недавних пор они были механическими, как поставленными в 1940, так и работавшими до нового века. Квартиры здесь начинаются со второго этажа, на каждом – по восемнадцать квартир.
Интересно, что нигде здесь нельзя найти вычурные украшения сталинской эпохи: мозаики, лепнину или драгоценные люстры. И это легко объясняется тем, что Буров строил вовсе не дворец для избранных, а образец стандартного жилого дома для обычных советских граждан.
Однако первым делом в «Ажурный дом» все равно въехали генералы и полковники, но если бы первоначальный план реализовался, и строительство таких домов пустили на поток, то и обычные граждане смогли бы в них жить. Квартиры здесь изначально рассчитаны на проживание одной семьи, но здесь есть совмещенные санузлы и совсем крошечные кухни. Такая планировка была призвана подчеркнуть «обычность», «неэлитность» здания.
Кстати, кухни здесь сделаны маленькими специально, потому что все-таки предполагалось, что еду будут готовить в ресторане, а у себя дома жильцы ее будут только разогревать. Это сейчас выглядит странно, а в то время подобная практика широко применялась в Америке, например. К слову, Андрей Буров ездил по делам в США, откуда и привез подобную идею общественного обслуживания.
Всем радужным планам по индустриальной постройке красивых и практичных домов не суждено было сбыться. Наступила война, которая внесла свои коррективы в последующее развитие страны, в том числе и градостроительное. Во время войны в квартиры «Ажурного дома» вселили по две-три семьи, а многие идеи социального обслуживания были успешно забыты.
Когда же начались массовые домостроения, то остановились на проектах многоэтажных домов попроще. Никто уже не стал думать о красоте зданий, только об их практичности. В итоге такие излишества, как ажурные решетки, стали невостребованными. На смену же крупноблочной новаторской технологии пришла сборка из панелей.
В «Ажурном» доме в разные годы жили и знаменитости, например, до 1949 года здесь жил Константин Симонов с Валентиной Серовой. Родилась и выросла в этом доме также фигуристка Ирина Моисеева.
В «лихие» 90-е из-за небольших квартир дом не был «в почете» у разных криминальных личностей. Зато кинематографисты этот дом очень полюбили за старые лифты и нестандартную планировку. Здесь снимали фильм о Серовой и Симонове, а затем стали регулярно делать фильмы о советской жизни. Впрочем, сейчас лифты заменили на новые, автоматические, что может расстраивать деятелей кино, но не может не радовать самих жителей дома. К сожалению, пропал теперь и знаменитый «Ажурный магазин», вместо него – магазин «Магнолия». Увы, время ничто не щадит.
Вообще, «внутренности» нарядного здания далеко не так красивы, как фасад. Так, в доме уже давно текут проржавевшие трубы, а сквозь старые довольно хлипкие окна слышен несмолкающий гул Лениинградки. Здание нуждается в капитальном ремонте и одной заменой лифтов, увы, не обойтись. Жильцы, кстати, мечтают не только о ремонте, но и о том, чтобы про «Ажурный дом» не забывали и помнили как о единственном в своем роде и ценном памятнике архитектуры. В советское время все знали, где находится это нарядное здание, любой москвич мог назвать его адрес. А сейчас? Молодежь точно не слышала о нем. Да и если замечают кружевной фасад дома, то с равнодушным видом рассматривают его пару секунд, а потом идут дальше. Именно поэтому домом нужно заниматься точно так же, как и другими памятниками. Хотя, в этом случае, многим жильцам придется нести ответственность за то, что многие увеличили кухни за счет лоджий, заложив изнутри ажурные решетки кирпичной кладкой.
Рассказ об истории уникального московского дома хочется завершить словами Андрея Бурова, которые он написал в своих воспоминаниях: «По существу не может быть никакого противоречия между современной техникой и искусством. Это противоречие возникло только в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, которые пропагандировали примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру как искусство, не любили и не понимали техники».
Уже прошло более 70 лет после строительства «Ажурного дома», но подход Бурова так и остался нереализованным. Кто знает, быть может в будущем строительство жилых домов станет гармоничным синтезом искусства и техники?
Ажурный дом — Википедия
Ажу́рный дом (Дом-аккордео́н, дом Бу́рова) — памятник экспериментального жилищного строительства в стиле ар-деко, расположенный в Москве на пересечении Беговой улицы и Ленинградского проспекта. Был возведён архитекторами Андреем Буровым и Борисом Николаевичем Блохиным в 1939—1940 годах методом крупноблочного строительства. Проект разрабатывался как вариант типовой застройки, совмещающий экономичность сборного домостроения и художественную выразительность[1][2][3].
Фасад Ажурного дома, 2014 годПроект Ажурного дома стал результатом экспериментов с крупноблочным строительством архитекторов Андрея Бурова и Бориса Блохина. Он являлся продолжением серии зданий, возведённых на Большой Полянке, Велозаводской улице и Бережковской набережной. В соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы, новый комплекс должен был стать частью площади, образуемой пересечением Ленинградского проспекта и 3-го Паркового кольца. Здание разрабатывали в 1936 году как вариант типовой застройки. Каркас состоял из простенков и межоконных перемычек, что позволило сократить вариации необходимых элементов[4][1]. При этом архитекторы стремились эстетически представить элементы функционального строительства, создав выразительный декор фасадов[5][6]. По мнению историка Наталии Николаевны Броновицкой, на их стилистику повлиял дом Скакового общества, построенный бывшим учителем Бурова Иваном Жолтовским. Кроме того, облик Ажурного дома получил композиционное сходство с оформлением здания бывшего ресторана «Яр», которое также должно было стать частью проектируемой площади[7][8].
Строительство началось на месте хозяйственных построек Центрального московского ипподрома в 1939 году при участии инженеров Ю. Б. Карманова и А. И. Кучерова[2][9][10]. Здание стало одним из первых жилых домов Москвы, возведённых блочным способом с использованием двухрядной системы разрезки блоков, которая позднее стала строительным нормативом. Офактуренные заранее железобетонные блоки, достигавшие по весу трёх тонн, изготовили по универсальным шаблонам на заводе. Такая методика не требовала оштукатуривания фасадов на месте, что ускоряло строительство и позволяло вести работы круглогодично[11]. Архитекторы стремились подчеркнуть технологически новый подход, поэтому намеренно акцентировали швы, не маскируя их рустом[12][13]. Строение возвели в глубине от красной линии улицы, что позволило отделить его от проезжей части небольшим сквером[14][5].
Проект отличался от идеи жилья-коммуны, существовавшей в 1920-х годах, и больше соответствовал полугостиничному хозяйству, замысел которого Буров почерпнул во время визита в США. Задумка предусматривала развитую инфраструктуру общественного обслуживания: на первом этаже запланировали помещения для яслей и детского сада, ресторана, магазинов и бюро обслуживания жильцов. Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны устроить эти службы не успели, в дальнейшем пространство использовали под другие нужды. Так, некоторое время в здании работали «Ажурный магазин» и гастроном, подвалы переоборудовали под бомбоубежище. Изначально квартиры заселили несколькими семьями, в послевоенные годы помещения заняли высшие военные чины и их родственники. До 1949-го в здании проживали журналист и поэт Константин Симонов с женой — актрисой Валентиной Серовой, о которых в стенах дома позднее сняли сериал «Звезда эпохи». По одной из версий, перед военной командировкой Симонов написал в квартире дома стихотворение «Жди меня»[15][12][16][3]. Однако по мнению большинства искусствоведов, оно было создано уже на фронте[17]. Также некоторое время в здании проживала фигуристка Ирина Моисеева[5][13].
В послевоенные годы возникла необходимость быстрого восстановления разрушенного жилищного фонда. Вместо крупноблочных каркасов предпочтение отдали более простым панельным конструкциям, а декоративное решение Ажурного дома посчитали избыточным. По некоторым данным, в этот период главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин назвал здание «разукрашенным недорогим аккордеоном», благодаря чему и появилось второе наименование дома[18]. Аналогия была связана с выразительным убранством и чётким ритмом блоков[5][15][14].
В 2017 году главный архитектор столицы Сергей Кузнецов подтвердил, что Ажурный дом имеет архитектурную ценность и не включён в проект реновации Москвы ввиду высокой архитектурной ценности[19][20].
Ажурные решётки фасада, 2016 годИсследователи отмечают высокую художественную детализацию дома Бурова. Свою выразительность фасады получили за счёт строгого чередования монолитных деталей, окон и бетонных решёток растительного орнамента, благодаря которым здание и получило своё название[17][21]. Ажурный декор был выполнен по рисункам художника Владимира Фаворского и создавал аллюзию на архитектуру модерна. При этом рельефные элементы выполняли чисто практическую функцию, скрывая внутреннее пространство лоджий[2][22]. Второй отличительной чертой дома является оформление межоконных перемычек-пилястр, в верхней части декорированных круглыми медальонами и окрашенных под мрамор. Ряд исследователей указывает, что Буров планировал сохранить оригинальный цвет бетонных поверхностей. Но перед началом производства стало известно, что создать равномерный оттенок не получится, и архитектор решил добавить нерастворимый краситель[5][7]. Благодаря этому здание приобрело сходство с итальянским палаццо эпохи ренессанса, что необычно для московской архитектуры[23][2][1]. Горизонтальный тип конструктивных блоков представлен тягами с узором в виде листьев. С общим плоским решением фасадов контрастируют выпуклые решётки французских балконов, визуально придающие им объём[3].
Дом имеет п-образную форму и оборудован одним подъездом, выходящим в правое и левое крылья двумя лестницами. В центральной части комплекса обустроили шахту лифта. Рядом с ней на первом этаже расположили две служебные квартиры с окнами во двор, чтобы осуществлять контроль над входящими и выходящими. Из холла предусмотрели проход в магазины на первом этаже, заложенный позднее. Архитекторы стремились достичь максимальной экономичности строительства, и внутри подъездов отсутствовал типичный для сталинской архитектуры декор: мозаики и лепнина. Полы выложили метлахской плиткой и дубовым паркетом, а высота потолков превышала три метра[15][3][5].
Квартиры каждого из пяти верхних этажей связывали широкие коридоры и три лестницы, включавшие общественные пространства в повседневную жизнь людей. Предполагалось, что они станут местом взаимодействия жильцов, поэтому их общая площадь почти в два раза превышает жилую. Всего на каждом этаже оборудовали по 18 квартир уменьшенного метража, некоторые из них оснастили совмещёнными санузлами. Предполагалось, что их займут семьи простых рабочих, и такое решение подчёркивало типовой статус дома. Квартиры оснастили маленькими кухнями, потому что для жильцов должен был действовать ресторан на первом этаже. Для удешевления строительства также использовали специальные внутренние перегородки, позволявшие клеить обои без штукатурки[15][16][3].
- ↑ 1 2 3 Вострышев, 2011, с. 98.
- ↑ 1 2 3 4 Шмидт, 1997, с. 149.
- ↑ 1 2 3 4 5 Броновицкая, 2015, с. 296.
- ↑ Ажурный дом на Ленинградском проспекте (неопр.). ВАО Москва (22 апреля 2016). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Ажурный дом (неопр.). Архитектурный журнал «Berlogos» (21 января 2016). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ Марина Анциперова. «Эта архитектура экономит эмоции»: Анна Броновицкая о судьбе пятиэтажек (неопр.). Афиша Daily (2017-03-0). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Броновицкая, 2015, с. 295.
- ↑ Иконников, 1984, с. 93.
- ↑ Рогачёв, 2015.
- ↑ Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте, 27 (неопр.). Культура.РФ (2018). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ Индустриальное домостроение: от конструкции к архитектуре (неопр.). Архсовет Москвы (2 октября 2014). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Никита Аронов. Панель в ажуре (неопр.). Коммерсантъ (18 сентября 2008). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Денис Есаков. Дом Бурова на Ленинградском проспекте (неопр.). Архи.ру (21 января 2016). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Ржехина, 1984.
- ↑ 1 2 3 4 «Путешествие во времени»: Ажурный дом (неопр.). Городской информационный канал m24.ru (6 декабря 2016). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Кристина Сафонова. Я живу в Ажурном доме (неопр.). The Village (4 августа 2016). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 1 2 Юлия Ванина, Александра Галстян. А что внутри? Репортаж «Севера столицы» из Ажурного дома (неопр.). Север Столицы (2 марта 2018). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 30 самых красивых домов Москвы (неопр.). Сетевое издание «TIMEOUT» (29 мая 2018). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ Мария Перевощикова. Чем ценны пятиэтажки в Москве (неопр.). Ведомости (23 мая 2017). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ Власти Москвы запланировали снос 8 тыс. пятиэтажек (неопр.). РБК (22 февраля 2017). Дата обращения 6 ноября 2018.
- ↑ 25 удивительных зданий, о которых вы могли не знать (неопр.). Компания Афиша (24 декабря 2014). Дата обращения 6 января 2019.
- ↑ Гейдор, 2014, с. 355.
- ↑ Кто в Москве не бывал… (неопр.). Журнал «Типичная Москва» (23 марта 2016). Дата обращения 6 ноября 2018.
- Броновицкая Н. Н. Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933—1941 годов / Т. Г. Малинина, М. М. Посохин, Д. О. Швидковский. — М.: Искусство XXI век, 2015. — 320 с. — ISBN 978-5-98051-121-0.
- Вострышев М. И. Вся Москва от А до Я. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9.
- Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. — М.: Искусство XXI век, 2014. — 616 с. — ISBN 978-5-98051-113-5.
- Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М.: Московский рабочий, 1984. — 222 с.
- Ржехина О. И., Блашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А. К. Буров. — М.: Стройиздат, 1984. — 142 с.
- Рогачёв А. В. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935–1990. — Москва: Центрполиграф, 2015. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.
- Энциклопедия «Москва» / под ред. С. О. Шмидта. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 976 с.
Ажурный дом, архитектор А. К. Буров
20-е гг. XX в. ознаменовываются появлением типового строительства.
В Москве начинается новый промышленный рост после дореволюционного периода, сопровождающийся приездом сельских жителей работать на московских предприятиях. Так как перенаселение города способствует уплотнению жилищных условий, рабочие заселялись посемейно в доходных домах, которые ввиду бедности послевоенной экономики надстраивались двумя, а то и тремя этажами для увеличения площади. В то же время на окраине новые дома строились, но из низкокачественного материала. Тот период исторически известен как экспериментальный, в первую очередь это определение касалось строительных материалов: в дело шли камышит, фибролит и терразитовые штукатурки.
В 1925 г. Моссовет организовывает строительство многоэтажных домов с типовыми квартирами. «Секции Моссовета» ‒ двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры на одной лестничной клетке. Дома в строительстве уже более дорогие: кирпичные со скатными крышами. Секция типизации при Стройкоме выполняется из железобетона и шлакоблоков с плоскими крышами. В это время рождается и становится массовой идея создания общественной сети, преимущественно первый этаж отдается под общественные сектора: детские сады, прачечные, кухни и т. д. Ярым пропагандистом данной идеи был советский архитектор А. Буров, впоследствии ставший главным архитектором Киева. Задумка устроения общественных мест в жилых домах – это в том числе использование опыта поездки в Америку, где Буров увидел соединение удобств индивидуальной квартиры с полным общественным обслуживанием. Он считал, что правильно связывать архитектуру с новыми социальными задачами и потребностями.
«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.
Стоит отметить, что ближе к 30-м гг. возникает так называемый гармонизированный конструктивизм. В этом важную роль сыграл архитектор классической школы, один из основателей советского архитектурного стиля сталинский ампир И. Жолтовский. Он вернул «опустевшим» фасадам авангардных зданий ордер, который геометрически членил фасад. Такой метод назывался индустриальным, ему был присущ повтор одинаковых серийных элементов как по горизонтали, так и по вертикали. Новаторской в «Ажурном доме» была кладка стены, состоявшая из вертикальных простеночных блоков шириной от окна до окна и горизонтального ряда блоков-перемычек.
Фактически это последний шаг по направлению к панельному строительству, так как в нем были применены блоки максимального размера (более крупные невозможно было поднять). Дальше можно было только снизить толщину и вес блока, что приводит к созданию панели, но этой инженерной разработке не суждено было случиться: помешала война.
Буров при строительстве дома, по сути, сделал каркас из блоков и зрительно облегчил всю структуру дома.
Конечно, декор дома заслуживает отдельного обсуждения. В первую очередь панели выполнены из мрамора, а, во-вторых, в панелях вырезаны украшения в виде растительных орнаментов. Эти решетки выполнены по эскизам советского педагога и теоретика изобразительного искусства, профессора, академика АХ СССР, народного художника СССР и лауреата Ленинской премии В. Фаворского.
«Ажурный дом» по планам Бурова должен был стать фешенебельным домом-коммуной, где располагались продовольственный магазин, кафе-ресторан, сад-ясли и бюро обслуживания, которое выполняло заказы на доставку продуктов и обедов, уборку квартир, стирку и прочие услуги.
Однако этим планам помешало начало войны. Она же стала причиной того, что дом так и не вошел в серию, оставшись единственным экземпляром. Несмотря на то что дом Бурова строился для обычных советских граждан, первыми в него въехали высшие военные чины. Впрочем, среди известных жильцов дома были и советский прозаик К. Симонов, и актриса В. Серова. Тем не менее все квартиры в доме были призваны подчеркнуть «неэлитарность» здания: во многих были совмещенные санузлы и крошечные кухни. Последние были сделаны намеренно: предполагалось, что люди будут брать готовую еду в ресторане на первом этаже и разогревать у себя. Также жильцы могли спускаться в общественные зоны не раздеваясь: для них в доме сохранилась замурованная дверь. Метраж квартир был небольшой – 40х55х80 кв. м, высота – 3,20 кв. м.
Дом переходного типа до сих пор сохранил следующую планировку: первый этаж для общественных помещений, остальные пять – для жилых. Сегодня на первом этаже арендные площади для коммерческих компаний. В жилой ячейке дома сохранялись тесные связи. Говорит жительница дома В. Г. Киселева: «Своими поделками я украшаю коридоры. Жильцы по-разному к этому относятся: четвертый этаж равнодушен, третий очень любит, а на втором этаже много новеньких, им как-то до лампочки все это. Еще мои поделки берут на выставки ‒ недавно мне за участие в них подарили телевизор. Также у нас в подъезде много рисунков ‒ это соседка Таня делает. И фотографии есть, их нам отдало туристическое бюро, которое раньше находилось в доме. Для детей я вешаю разные игрушки и картинки со зверятами, им нравится».