Башкирский народный костюм. Роспись фартучков башкирским орнаментом
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели и задачи урока
- познакомить учащихся с орнаментами башкирского костюма
- показать связь художественной деятельности с реальной жизнью, с природными аналогами
- повышать уровень вербально-моторной памяти (по словесной инструкции)
- познакомить со свойствами фломастера, с искусством изготовления одежды; наглядно-действенного мышления (работа по наглядному образцу).
- развивать наблюдательность, любознательность.
- укреплять любовь к красоте родного края, интерес к искусству, к изучаемой теме.
Оборудование урока:
- компьютер, мультимедийная презентация;
Для учащихся:
- карточки с заданиями
- заготовки бумажных фартуков
- буклеты «Помощник»
- фломастеры
План урока
1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Проверка рабочих мест.
— Отгадывание загадок.
4. Вводная беседа о фломастерах.
а) Упражнение для кисти рук.
б) Показ узора с названием каждого.
5. Физминутка
6. Объяснение учебного материала.
Беседа о башкирском костюме.
Показ одежды башкир.
«Найди ошибки художника».
7. Физминутка
8. Показ узоров на фартучках.
9. Самостоятельная работа учеников
10. Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.
11. Домашнее задание.
— Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент, постановка задач.
Приветствие, психологическая подготовка учащихся к уроку. Слайд 2.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Сообщение темы и целей урока.
У. — Сегодня мы продолжим работу по главе «Композиция в декоративных работах».
У. — Что мы уже научились делать на прошлом уроке?
Д. — Мы научились раскрашивать пластилиновые игрушки, барышень, дымковской росписью.
У. — А сегодня мы будем говорить о башкирском национальном костюме. Наша задача познакомиться с элементами башкирского орнамента и научиться расписывать фартучки, тем самым увидеть связь художественной деятельности, с реальной жизнью. Для этого нам на уроке будут нужны помощники. Кто же они?
3. Проверка рабочих мест.
— Отгадывание загадок. Пословица «Знаешь говори — не знаешь слушай». Слайд 3.
1.
Я друзья, приятель ваш простой проворный . . . . .
В альбомах галочек ряды — мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее, тем палочки ровнее.
Д. — карандаш
2.
Чумазенькая спинка,
И совесть у меня чиста —
Помарку стерла я с листа.
Д. — ластик
3.
Почему из-под нее
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет —
Вот она его и точит.
Д. — точилка
Слайд 4.
4.
У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в пенале дремлют сладко
Ручки и карандаши
Наработаются слишком,
Залезают спать под крышку.
Д. — пенал
4. Вводная беседа о фломастерах.
У. — А еще нам на уроке понадобится вот что.
— Рядом с нами приземлился космический корабль. Слайд 5.
Вы забыли! Это портфель! Сегодня из космического корабля появятся заморские гости в прозрачных автомашинах. Смотрите какой автомобиль у наших гостей. Он по парте не хочет ездить, он летает. А вот я
Д. — Нет. На верхней части парты.
У. — Правильно, а середина оставлена для альбома. Вот заморские гости уже приземлились. Давайте рассмотрим их через прозрачные стены. Да! Они одеты намного ярче братьев карандашиков. да и в шапочках! Им наверно. холодно! Как вы думаете для чего эти шапочки?
Д. — Для того чтобы они не высохли.
У. — А как их зовут?
Д. — Фломастеры
(Голос фломастера)
— Правильно, мы — фломастеры. Здравствуйте! Мы гости издалека. Нас придумали много веков назад в одной из стран Африки. На другом материке, за морями, за горами, ну прямо как в сказке.
А пишем мы не грифелем, как карандаши, а специальной краской, которая очень плохо смывается с рук, и стереть нас почти невозможно. В докторах мы не нуждаемся, только боимся воздуха- высыхаем! Мы тоже художники и рисуем по бумаге ну очень ярко. Попробуйте нас в работе.
У. — Погоди, Фломастер, надо еще решить, что мы сегодня будем рисовать. стирать тебя нельзя, значит, надо очень хорошо подумать, чтобы не ошибиться. Для разминки мы сделаем необычную зарядку для рук.
а) Упражнение для кисти рук.
У. — У вас на партах лежат карточки с узором. Каждый узор нарисован в клеточках. Постарайтесь нарисовать, продолжить этот узор. Каждый из этих узоров имеют названия.
б) Показ узора с названием каждого. Слайд 6-7.
Птичьи головки. Солярный знак. Цветок. Рак. Рога барана. Крестообразный. Пояс из треугольников. Ёлочка. Гусиные лапки. Гребенка.
(дети продолжают рисовать в карточках.)
У. — Что же за орнамент мы учились с вами рисовать?
Д. — башкирские орнаменты
Правильно это элементы башкирского орнамента. И сегодня мы будем расписывать фартучки башкирским орнаментом.
5. Физкультминутка.
Для кистей рук. Слайд 8.
(руки на локти, кулачки сжаты)
Наши нежные цветочки
Распускают лепесточки
(раскрыть пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(шевелить пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(пальцы сжать в кулачки)
Головой качают
(вращение кистями рук)
Тихо засыпают.
6. Объяснение учебного материала.
Беседа о башкирском костюме. Слайд 9.
Башкирский национальный костюм — это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так — из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами:
выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.
— Вспомните в какой сказке девочка по имени Элиза из волокон крапивы, должна была плести рубашки для 12 братьев.
Д. — Элиза плела рубашки для братьев из волокон крапивы, в сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»
У. — Правильно в сказке «Дикие лебеди» Г Х. Андерсена.
— Также для изготовления одежды использовали шелк и бархат. Украшали одежду вышивкой, аппликацией, монетами и металлическими подвесками, цветными камнями и бисером. Женщина должна быть красивой в любой обстановке. Поэтому не только праздничная, но и повседневная одежда выглядела очень нарядной.
Показ одежды башкир. Слайд 10.
У. — Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Он состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой.
На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли ЕЛЯН или приталенную безрукавку — КАМЗУЛ.
На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь — кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.
Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок — светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ.
По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.
Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины — в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.
Рассмотрим мужской башкирский костюм. Слайд 11.
— он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан — КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты — БЕШМЕТЫ. На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки — БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.
На ноги, как и женщины надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.
— Ребята, вам понравились эти костюмы?
Д. — Да, костюмы и женский и мужской очень красивые.
«Найди ошибки художника». Слайд 12.
У. — Вы внимательно рассмотрели башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли правильно нарисовал художник?
Д. — Платок завязывался не так и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или сапожки (сарык).
7. Физминутка. Слайд 13.
Все старались, рисовали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
(поднимают руки потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей!
(дети машут руками: прогоняют тучку)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
(дети поворачивают голову влево, вправо, вниз, вверх).
Дети выполняют физминутку.
8. Показ узоров на фартучках. Слайд 14.
У. — Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края. Костюм был отражением всей природы всего мира.
У. — Сегодня мы с вами будем расписывать фартуки.
А сначала рассмотрим элементы башкирского орнамента еще раз. Основные цвета — красный, желтый, синий, зеленый.
а) зарисовка пояса из треугольников. (красный цвет)
б) гусиные лапки по низу фартука. (зеленый)
в) в центре птичью головку, по краям цветочки. (синий) внутри закрасить желтым.
9. Самостоятельная работа учеников
У. — У вас на парте лежат бумажные фартучки разной формы. Вы должны проявить фантазию, все свое творчество, применяя башкирский орнамент. расписывать эти фартучки.
(Под башкирскую мелодию ученики раскрашивают фартучки)
Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.
У. -Что нового узнали? Что понравилось?
Д. — Мы познакомились с орнаментами башкирского национального костюма, с историей изготовления одежды, красиво раскрасили фартучки. Отгадывали загадки. Понравилась башкирская мелодия.
У. — В заключении давайте отгадаем загадки об одежде. Слайд 15.
1.
Два конца па плече полощутся,
два других по земле волочатся.
Д. — Это платок.
2. На спине узор, на ноги скор.
Д. — Сарык.
3. Похож на змею, обнимает талию твою.
Д. — Пояс, ремень
Домашнее задание. Слайд 16.
Раскрасить костюмы танцоров по заготовкам.
Детям раздаются буклеты «Памятка-помощник». Приложение 1.
Дети берут их для раскрашивания.
Слайд 17.
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания вам так пригодились.
urok.1sept.ru
План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: «Башкирский национальный костюм»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 1 «Тополек» с.Железнодорожный муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы
«Башкирский национальный костюм».
Заведующая д/с: Демакина О.В
Руководитель практики: Микаева Л.Р.
Подготовила воспитатель: Гайсина Ф.Ф.
2016 г
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы на тему:
«Башкирский национальный костюм»
Задачи: 1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, орнаментом, традициями.
2. Развивать у воспитанников умение увидеть практичность, красоту национальных костюмов.
3. Способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям. Воспитывать нравственное отношение через одежду воспитывать чувство гордости за свою родину.
Дидактический материал и оборудование: картинки башкирских национальных костюмов, куклы в башкирских национальных костюмах; раскраска с башкирскими национальными элементами одежды; видеоролик с башкирским танцем; аудиозапись башкирской музыки; ноутбук, магнитная доска, посылка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изображающих людей в национальных костюмах; альбом по аппликации «Башкирский национальный костюм».
Словарная работа: камзул, елян, бишмет, салбар, тюбетейка, башмак, кулдек, камзул.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? Сегодня мы поговорим и рассмотрим башкирский национальный костюм. Но для начала я задам вам несколько несложных вопросов о нашей Родине:
- Что такое Родина?
Дети: Родина – это место, где мы родились.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хороший ответ.
- В какой республике мы живем?
Дети: В Республике Башкортостан.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы живем в Республике Башкортостан.
- Какая у нас республика?
Дети: Красивая, богатая, щедрая…
Воспитатель: Ребята, молодцы, ответили на мои вопросы.
Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. А теперь перейдем на основную тему нашего занятия «Национальный костюм башкир». Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием. (Просмотр видеоролика танца в башкирских национальных костюмах «Семь девушек»; вывешивается картинка женского и мужского национального костюма).
Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха. Поверх рубахи носили безрукавку камзул. При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани елян, бишмет. В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты чекмень. Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк .
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками.Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия(кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок- покрывало.
Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. (Детям для более углубленного познания и рассмотрения раздаются куклы, одетые в башкирскую национальную одежду).
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравился мой рассказ о национальном башкирском костюме?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я сейчас вам раздам раскраски «Национальные башкирские костюмы» и вы их раскрасите. Основными цветами национальных башкирских костюмов являются: красный, белый, синий и желтый.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы многое узнали о Башкортостане, познакомились с костюмами. Давайте ещё раз повторим названия деталей (называют). Молодцы!
nsportal.ru
Кукла в национальном Башкирском костюме
Доброго всем дня дорогие друзья!
Вот наконец-то я закончила свою замечательную куколку, над которой трудилась 4 месяца. И хочу с вами поделиться своей радостью)). Так получилось, что многое пришлось переделывать, кукла оказалась очень требовательной и все время требовала от меня новых решений. Мы с ней прошли удивительный и очень познавательный путь, я даже не подозревала , сколько интересного мне предстоит узнать, создавая мою любимицу.
Мой пост довольно длинный, но я надеюсь, будет интересным и познавательным для вас.
Сначала я хочу вас познакомить с моей куклой ее зовут Бибинур, так звали мою прабабушку, к счастью мне даже удалось ее застать, и помню я ее как большую модницу и шутницу) она могла за вечер сшить себе новое платье или камзол. Каждый раз, появляясь в новом платье на завтрак, обед и ужин.) И именно о ней я думала, создавая куклу.
Но к кукле я пришла не сразу. В самом начале пути мне хотелось просто создать тедди-долл в национальном башкирском костюме)), сделав набросок, я преступила к лепке личика, выкройкам туловища…Слепить мне хотелось именно такое личико, которое отражало бы национальные черты и особенности.
И что вы думаете, когда личико было готово моя девушка ни в какую не хотела быть “ медвежонком”, как бы я не примеряла ей медвежье туловище, она не соглашалась и буквально морщила нос)))) И в конце концов я была вынуждена с ней согласиться она действительно была рождена быть куклой)) грациозной, статной, как моя прабабушка))
Поняв, что работа намного усложнилась, на создание куклы требуется конечно же больше времени , я решила сделать башкирский костюм с полной детализацией , скажем так уменьшенную копию реального костюма, причем не осовремененного, в каких танцуют знаменитые «Семь девушек», а с элементами одежды полностью соответствующими реальной одежде древних башкир.
И вот с этого момента началось мое путешествие в прошлое, в древний мир башкир, если можно так выразиться, поиск соответствующей литературы и т.д.
Представления современного человека о народном костюме порой ограничиваются только внешним видом одежды и названиями ряда украшений или элементов декора. В свою очередь народный костюм отражает весь процесс духовного, культурного и экономического становления той народности, которую он представляет. Традиционный народный костюм это своего рода книга знаний «свиток», доступный для понимания тому, кто умеет его читать.
В своей статье, мне бы хотелось познакомить вас не только со своей новой куклой, но и со всеми особенностями национального башкирского костюма, с основными его элементами, значением и смыслом. Ведь без этого вряд ли получиться понять мою куклу. Попробуйте взглянуть на народный костюм по-другому, глазами древних людей, увидеть что-то новое, чего может быть не замечали раньше. Я хочу дать вам хотя бы малую часть того, что несет в себе башкирский народный костюм. Для описания всех особенностей, конечно же, нужна целая книга.
Начну с того, что башкирский костюм оказался для меня гораздо сложнее и осмысленнее, чем я представляла, я с большим удовольствием изучала книги и статьи о башкирском костюме. Начав с поиска выкроек для куклы, я закончила свой путь полным прочтением книг о костюме, культуре и быте башкир. В своей статье я буду уделять внимание только тем элементам башкирского костюма, которые представлены на моей кукле, так будет наглядней для вас
Со второй половины XVI до начала XIX века башкиры занимали земли от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге. Поэтому башкирский костюм отличался и менялся в зависимости от проживания людей. Моя кукла отражает костюм восточных (зауралских) и юго-восточных башкир, те края, где и прошло мое детство.
Немаловажную роль в сохранности традиций в башкирском костюме юго-восточных и зауральских башкир сыграли Уральские горы. Непроходимые леса, высокие горы являлись естественным барьером к проникновению в край представителей других народностей. В результате башкирские племена, проживающие на территории Южного Урала, развивались изолировано, в своем узком кругу без постороннего влияния. Традиционный башкирский костюм не повторяет одежду ни одного другого народа
Башкирский костюм очень богат декоративными элементами. И это неслучайно. В жизни древних людей декору отводилась особая роль в первую очередь: охранная (вышивки-обереги), обрядовая, как показателя социального статуса и т.д. Каждый элемент украшений имел свое сакральное значение. В современности необходимость в охране собственного тела от влияния «злых духов» исчезла, так как исчезла и сама вера в духов.
В мифологии прошлого же от незнания сути природных явлений возникали «злые духи», как единственная возможность объяснения происходящему. Сознание древних воспринимало опасность извне как нечто мистическое, невидимое глазу, способное проникнуть в душу человека даже через одежду. Поэтому одежду защищали декором. Самым уязвимыми в этом отношении местами считались различные разрезы, отверстия и швы, через них по представлениям древних людей могли проникнуть злые духи. Именно в украшении и декоре древние видели единственный способ обезопасить эти участки от проникновения злых духов. Поэтому неслучайно в народной одежде орнаментировались срез ворота, нагрудный вырез, низ изделия и рукав , то есть все возможные отверстия на одежде. Что можно так же увидеть в костюме моей куклы, вышивка на подоле и на камзоле выполнена тамбурным швом( самый распространенный вид вышивки в башкирском костюме).
Особенно нарядной была женская верхняя одежда. Жених дарил девушке материал, кораллы, серебряные монеты и т.д., а шили и украшали одежду в семье невесты. Свадебный костюм молодая одевала перед переездом в дом мужа. Позже эта одежда становилась праздничной, выходной. Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывались защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отганять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров.
Как и у других народов Востока, картина мира для предков башкир представлялась в трехступенчатом виде:
1) Самая высшая ступень мира – Небо, где обитает владыка Тэнгри. Там же живут Кэн(солнце) и Ай(луна). В одежде башкир эту ступень символизирует головной убор. Как, например головной убор моей куклы (Кашмау) он символизирует птицу(спереди клюв, сзади хвост, по бокам крылья). Сзади вы можете увидеть вышивку, символизирующую три фазы луны (убывающую, нарастающую, полнолуние). Головной убор полностью съемный и вышит ювелирным бисером, который имитирует коралловые бусины.
2) Средний мир – Земля и ее обитатели – человек, его помощники Тулпар (крылатый конь), звери, растения, реки, горы и т.д. В одежде этот уровень изображен на участке от верхней части спинки до подола одежды и олицетворяет красоту флоры и фауны Земли. С помощью подручных средств, вышивки, аппликации на этом уровне изображались растительность, горы и т.д . В костюме куклы можно увидеть вышивку с растительными орнаментами, символизирующую лес, цветы и т.д.
3) Подземный мир или подводный мир – мир чудовищ, водяных духов, мистической птицы Самригуш и других существ. С нижним миром связаны человеческие страхи перед темными силами, а так же представления предков о реках и озерах. В костюме куклы это ленты по подолу платья , изображающие реки. Месторасположение ленты далеко не случайно, она находится на границе между средним и нижним миром, отражая отношение народа к воде. Отношение башкир к водоемам было двояким. С одной стороны, вода – необходимый для жизни элемент, с другой – это потоп, сметающий все вокруг.
Так же символ нижнего мира – это обувь (сарык), как правило, она имеет на пятке оригинальный рисунок несколько арок, украшенных аппликационным рисунком. Во-первых, обращает на себя внимание цвет орнамента, он традиционно выполнялся красными нитками и полосками ткани, а красный во все времена выполнял защитную функцию, роль оберега. Во-вторых, эта арочная композиция напоминает вход или выход из тоннеля. «Именно так представляли люди, откуда зарождается жизнь». Мы нередко слышим истории людей, переживших клиническую смерть. Свой проход в мир иной они связывают так же с подобным туннелем. Кто знает, может быть, наши предки знали гораздо больше, чем мы сейчас, умели видеть чувствовать, слышать. А мы в нашем суетном мире эту способность утеряли.
В своем кукольном костюме (обуви) я постаралась полностью отразить все символы – арку, вышивку красными нитями. Обувь выполнена из натуральной кожи (нижняя часть) и верхняя из микромеха, украшена вышивкой и орнаментом в виде треугольников, так же характерным для башкирского костюма.
Особые «меры защиты» предпринимались в одежде молодых женщин, от которых в основном зависела численность и здоровье будущего потомства. Наши предки справедливо уделяли особое внимание здоровью девушек, от которого зависело качество генофонда и выносливость рода. Поэтому женская одежда отличается наличием большого количества декора, имеющего определенный смысл.
Так же в народном костюме существовали предметы, назначавшиеся строго по социальному или семейному статусу владельца. Скажем, в состав костюма замужней женщины входил кашмау, тогда как девушке его носить запрещалось. Таким образом, моя кукла — девушка замужняя))
Для вступающей в брак девушки пожилые женщины приносили немного кораллов или серебряных монет на кашмау. По другим местным обычаям кашмау дарил жених, но носить его женщина имела право лишь после рождения сына.
Главным украшением праздничного женского костюма восточных башкир является трапециевидный нагрудник (яга), украшенный кораллами и монетами. И полудрагоценными камнями.
Еще один элемент башкирского костюма, представленного на кукле это Камзол. Прежде всего следует отметить оригинальность формы камзола – спереди безрукавка прямого силуэта, сзади – полуприлегающего, со значительным расширением по низу. Интересно,что подобный принцип кроя присутствует в образцах исторической одежды , а именно во французском жустокорпе. Возникает вопрос, мог ли французский сюртук стать прототипом для кроя башкирского камзола? Вопрос остается открытым, однако, принимая во внимание то, что башкирские воины, названные «северными амурами», принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года и дошли до Парижа, можно предположить, что привезенные с этой войны трофеи дали начало подобному крою в безрукавках.
В нашем костюме для камзола я использовала микроплюш, который прекрасно имитирует бархат и прекрасно подходит по масштабу куклы. Камзол съемный на подкладе, расшит золотыми нитями и украшен монетами.
Все элементы одежды на кукле съемные, сшиты полностью вручную, размер куклы невелик см, поэтому шить приходилось все вручную, очень много мелких деталей. Все выкройки, которые я использовала для создания костюма, соответствуют оригиналам., только в уменьшенном виде. Описание моей куколки вы можете прочитать так же здесь, пройдя по ссылке.
http://www.livemaster.ru/item/7326661-kukly-igrushki-kukla-v-natsionalnom
Таким образом, подводя итог проделанной работы , я приглашаю вас изучать народные костюмы, это увлекательный процесс, со множеством удивительных открытий.
Нередко это становится единственным способом ознакомления с культурой своего народа, так как осознанное изучение народного наследия для человека, зачастую не представляется возможным в силу дефицита времени, занятости и других причин.
Я из многонациональной семьи, в нашей семье множество народностей это и русские и украинцы и поляки и башкиры и татары. Поэтому я продолжаю свой увлекательный путь по изучению национальныйх костюмов и приглашаю вас пройти его вместе со мной.
Надеюсь вам было интересно, до следующих встреч!
С уважением, Елизавета.
www.livemaster.ru
Урок «Башкирский национальный костюм», «Роспись фартучков башкирским орнаментом»
Организационный момент, постановка задач.Приветствие, психологическая подготовка учащихся к уроку.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Приветствие, психологическая подготовка к уроку.
слайд 2
2.
Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы продолжим работу по главе «Композиция в декоративных работах».
— Что мы уже научились делать на прошлом уроке?
— А сегодня мы будем говорить о башкирском национальном костюме. Наша задача познакомиться с элементами башкирского орнамента и научиться расписывать фартучки, тем самым увидеть связь художественной деятельности, с реальной жизнью. Для этого нам на уроке будут нужны помощники. Кто же они?
— Мы научились раскрашивать пластилиновые игрушки, барышень, дымковской росписью.
3.
Проверка рабочих мест.
Отгадывание загадок. Пословица «Знаешь говори — не знаешь слушай».
1. Я друзья, приятель ваш простой проворный . . . . .
В альбомах галочек ряды — мои упорные труды.
Чем вы со мной дружнее, тем палочки ровнее.
2. Чумазенькая спинка,
И совесть у меня чиста —
Помарку стерла я с листа.
З. Почему из-под нее
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет —
Вот она его и точит.
4. У тебя своя кроватка,
Где ты выспался в тиши.
А в пенале дремлют сладко
Ручки и карандаши
Наработаются слишком,
Залезают спать под крышку.
— карандаш
— ластик
— точилка
— пенал
слайд 3
слайд 3
(1-ый щелчок мышкой)
слайд 3
(2-ой щелчок мышкой)
слайд 4
(1-ый щелчок мышкой)
слайд 4
(2-ой щелчок мышкой)
4.
Вводная беседа о фломастерах.
— А еще нам на уроке понадобится вот что.
Рядом с нами приземлился космический корабль.
Вы забыли! Это портфель! Сегодня из космического корабля появятся заморские гости в прозрачных автомашинах. Смотрите какой автомобиль у наших гостей. Он по парте не хочет ездить, он летает. А вот я вижу: гости летят на свои посадочные полосы. Не забыли, где на прошлом уроке припарковался пенал-автомобиль?
— Правильно, а середина оставлена для альбома. Вот заморские гости уже приземлились. Давайте рассмотрим их через прозрачные стены. Да! Они одеты намного ярче братьев карандашиков. да и в шапочках! Им наверно. холодно! Как вы думаете для чего эти шапочки?
— А как их зовут?
(Голос фломастера)
— Правильно, мы — фломастеры. Здравствуйте! Мы гости издалека. Нас придумали много веков назад в одной из стран Африки. На другом материке, за морями, за горами, ну прямо как в сказке.
А пишем мы не грифелем, как карандаши, а специальной краской, которая очень плохо смывается с рук, и стереть нас почти невозможно. В докторах мы не нуждаемся, только боимся воздуха- высыхаем! Мы тоже художники и рисуем по бумаге ну очень ярко. Попробуйте нас в работе.
— Погоди, Фломастер, надо еще решить, что мы сегодня будем рисовать. стирать тебя нельзя, значит, надо очень хорошо подумать, чтобы не ошибиться. Для разминки мы сделаем необычную зарядку для рук.
а) Упражнение для кисти рук.
— У вас на партах лежат карточки с узором. Каждый узор нарисован в клеточках. Постарайтесь нарисовать, продолжить этот узор. Каждый из этих узоров имеют названия.
Карточка 1.
Карточка 2.
б) Показ узора с названием каждого.
Птичьи головки. Солярный знак. Цветок. Рак. Рога барана. Крестообразный. Пояс из треугольников. Ёлочка. Гусиные лапки. Гребенка.
— Что же за орнамент мы учились с вами рисовать?
Правильно это элементы башкирского орнамента. И сегодня мы будем расписывать фартучки башкирским орнаментом.
— Нет. На верхней части парты.
— Для того чтобы они не высохли.
— Фломастеры
-дети продолжают рисовать в карточках.
— башкирские орнаменты
слайд 5
(1-ый щелчок мышкой)
Слайд 5
(щелчок мышкой на значке звук)
Слайд 6, 7
5.
Физминутка.
Слайд 8
Для кистей рук.
(руки на локти, кулачки сжаты)
Наши нежные цветочки
Распускают лепесточки
(раскрыть пальчики)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(шевелить пальчиками)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(пальцы сжать в кулачки)
Головой качают
(вращение кистями рук)
Тихо засыпают.
дети выполняют физминутку
(щелчок мышкой на значке звук)
6.
Объяснение учебного материала.
Беседа о башкирском костюме.
— Ребята, еще на первом уроке мы говорили, что все придуманное и созданное человеком называется культурой. Жилье, одежда, посуда и многое другое были созданы благодаря фантазии и труду человека. Но это не все. В любые времена человек стремился к красоте. Строя себе жилье, человек старался сделать его красивым и снаружи и внутри. Создавая одежду, человек заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. Люди стали носить одежду еще в глубокой древности. В течении многих лет одежда постоянно менялась. И это не удивительно, ведь вместе со временем менялись условия жизни, представления людей о красоте. Но во все времена у любого народа была своя национальная одежда.
Башкирский национальный костюм — это настоящее произведение искусства. В давние времена каждая башкирская женщина была мастерицей в изготовлении одежды. Свое искусство она передавала дочерям, и так — из поколения в поколение. Материалы для одежды тоже изготовляли сами:
выделывали сукно, кожу, мех. Из волокон крапивы и конопли ткали материю.
— Вспомните в какой сказке девочка по имени Элиза из волокон крапивы, должна была плести рубашки для 12 братьев.
— Правильно в сказке «Дикие лебеди» Г Х. Андерсена.
-Также для изготовления одежды использовали шелк и бархат. Украшали одежду вышивкой, аппликацией, монетами и металлическими подвесками, цветными камнями и бисером. Женщина должна быть красивой в любой обстановке. Поэтому не только праздничная, но и повседневная одежда выглядела очень нарядной.Показ одежды башкир.
— Давайте рассмотрим башкирский женский костюм. Он состоит из длинного (до щиколотки) платья с закрытым воротничком и длинным рукавом. Платье украшали атласными лентами, узорной аппликацией, вышивкой.
На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья носили кафтан, который называли ЕЛЯН или приталенную безрукавку — КАМЗУЛ.
На ноги в любое время года надевали одну и туже обувь — кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.
Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок — светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ.
По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.
Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины — в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.
Рассмотрим мужской башкирский костюм.
— он состоит из рубахи и штанов. Поверх рубахи надевалась короткая безрукавка, называется КАМЗУЛ или кафтан – КАЗАКЕЙ или ЕЛЯН. Пожилые мужчины носили широкие и длинные синие, зелёные и красные халаты – БЕШМЕТЫ. На гололве носили тюбетейки и круглые меховые шапки – БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещелось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.
На ноги, как и женщины надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался.
— Ребята, вам понравились эти костюмы?
«Найди ошибки художника».
— Вы внимательно рассмотрели башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли правильно нарисовал художник?
— Элиза плела рубашки для братьев из волокон крапивы, в сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»
Ученики рассматривают костюмы и участвуют в обсуждении женской и мужской национальной одежды.
— Да, костюмы и женский и мужской очень красивые.
— Платок завязывался не так и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или сапожки (сарык).
Слайд 9
(щелчок мышкой на значке звук)
Слайд 10
Слайд 10 (первый щелчок мышкой)
Слайд 11
(Первый щелчок мышкой)
Слайд 12.
7.
Физминутка
Слайд 13
Все старались, рисовали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
(поднимают руки потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей!
(дети машут руками: прогоняют тучку)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
(дети поворачивают голову влево, вправо, вниз, вверх).
Дети выполняют физминутку.
8.
Показ узоров на фартучках.
— Каждая деталь башкирского национального костюма напоминает о красоте родного края. Костюм был отражением всей природы всего мира.
— Сегодня мы с вами будем расписывать фартуки.
А сначала рассмотрим элементы башкирского орнамента еще раз. Основные
цвета — красный, желтый, синий, зеленый.
а) зарисовка пояса из треугольников. (красный цвет)
б) гусиные лапки по низу фартука. (зеленый)
в) в центре птичью головку, по краям цветочки. (синий)
внутри закрасить желтым.
Слайд 14
Слайд 14
(1-ый щелчок мышкой)
9.
Самостоятельная работа учеников
— У вас на парте лежат бумажные фартучки разной формы. Вы должны проявить фантазию, все свое творчество, применяя башкирский орнамент. расписывать эти фартучки.
Под башкирскую мелодию ученики раскрашивают фартучки
Слайд 14
(щелчок мышкой на значке звук)
10
Подведение итогов. Анализ детских работ. Выставка детских работ. Самооценка.
-Что нового узнали? Что понравилось?
— В заключении давайте отгадаем загадки об одежде.
1. Два конца па плече полощутся,
два других по земле волочатся.
2. На спине узор, на ноги скор.
3. Похож на змею, обнимает талию твою.
— Мы познакомились с орнаментами башкирского национального костюма, с историей изготовления одежды, красиво раскрасили фартучки. Отгадывали загадки. Понравилась башкирская мелодия.
— Это платок.
— Сарык.
— Пояс, ремень
Слайд 15
Слайд 15
(1-ый щелчок мышкой)
(2-ой щелч.)
(3-ий щелч.)
11
Домашнее задание.
Раскрасить костюмы танцоров по заготовкам.
Детям раздаются буклеты «Памятка-помощник». Дети берут их для раскрашивания.
Слайд 16
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что знания вам так пригодились.
Слайд 17
infourok.ru
Методическая разработка занятия «Башкирский национальный костюм»
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации городского округа г.Сибай
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Разработка занятия:
«Башкирский национальный костюм»
Разработал: педагог дополнительного
Образования, руководитель объединения
«Юный чертежник»
Кумушкулова Л.А.
2011
Башкирский национальный костюм
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся в познании истории; культуры башкирского народа; показать им связи декоративно – прикладного искусства с практической графикой;
Развивать кругозор, мышление; воспитывать дружелюбие.
Оборудование: книги Г.Ф.Хакимова «Уроки черчения-уроки откровения», «Черчение-практическая графика».
План
I Организация группы.
II Башкирский народный костюм – беседа.
1. Стиль башкирского костюма – мнения учащихся о народном костюме.
2. Ювелирные украшения.
3. Книги Г.Ф.Хакимова.
III Итог занятия.
Ход занятия
I Организация группы.
II Башкирский народный костюм – беседа.
1. Стиль башкирского костюма – мнения учащихся о народном костюме.
Традиционный костюм — яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора обычно складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием.
Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды, Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.
Верхние халаты и камзолы были повседневной и праздничной одеждой в течение всего года. Их украшению уделялось большое внимание.
Народный костюм — ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла.
Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка — вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.
На одежду, головные уборы нашивали кораллы, раковины-каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты. Оригинальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накосники.
2. Ювелирные украшения.
Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески,— выполнялись в технике чекана, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы.
Наряду с сапогами и кожаными башмаками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошадиные шкуры.
Башкирский костюм чрезвычайно многообразен и богат. В основе этого лежат культурно-этнические особенности влившихся в состав башкир древних и средневековых племен и народов. Местное своеобразие проявлялось в форме женских головных уборов и украшений, в традициях декоративного оформления одежды, в характере орнамента.
Для населения горной и зауральской Башкирии была характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Шерстью и шелком выполнялись на ней узоры — «солнца», роговидные мотивы, треугольники-амулеты. В декоре использовались кораллы, бисер, перламутровые кружки, серебряные подвески. Красочны были праздничные белые чекмени. Костюм дополнял удлиненный коралловый нагрудник «селтэр». Колоритным женским убором был шлемообразный «кашмау».
В бассейне Демы и Уршака верхняя женская одежда в углах пол и на спинке украшалась обильно монетами. На полуовальный нагрудник «сакал» нашивали разнообразные серебряные бляхи, сердолик, бубенчики.
Север Башкирии славился тканой одеждой с разноцветным узором в виде розеток или полос. В музеях сохранились узорные платья, фартуки, жениховские штаны. По всему северу молодые женщины и девушки носили колпачки с бисером или жемчугом. Украшениями были бусы и серебряные ожерелья. На северо-востоке БАССР и в деревнях челябинского и курганского Зауралья головным убором женщин было красочное покрывало «кушъяулык». В старину здесь носили полотенце образные вышитые уборы «тает ар» и налобники «Харауыс». Зауральские мастерицы славились изготовлением нарядной обуви с белыми суконными голенищами, украшенными на заднике аппликацией.
Нарядные праздничные комплекты:
платья и фартуки с многоцветным тамбуром из северо-восточных районов Башкирии,— остались как свидетельство расцвета вышивального искусства в середине нашего века.
В настоящее время национальный башкирский костюм сохранился в несколько измененном виде в тех районах, где развиваются фольклорные традиции. Чаще же традиционную одежду можно увидеть’ лишь в музеях республики и за ее пределами: в хранилищах гг. Ленинграда, Свердловска, Челябинска, Оренбурга, Казани. Она становится объектом изучения с научной, художественной и практической точек зрения. Национальная специфика возрождается художниками-профессионалами всех направлений.
Традиции народного костюма живут и развиваются в фольклорных коллективах, организованных при Дворцах культуры на предприятиях городов и в районах республики. Яркозрелищные выступления Башкирского государственного ансамбля народного танца. В течение ряда десятилетий этот творческий коллектив являлся активным пропагандистом не только народного хореографического искусства, но и колоритной национальной одежды.
В художественных комбинатах республики сделано немало для выявления наиболее ценного, подлинного, для создания вещей, отвечающих духу времени.
На основе использования художественных традиций создаются образцы сувениров, бытовых вещей и современной одежды в цехах производственного объединения «Агидель». В художественном объединении «Дружба» преемственность традиций осуществляется путем привлечения искусных ткачих, вышивальщиц, вязальщиц из сельской местности. Изготовляются шерстяные варежки, чулки, теплые шарфы, шали, кофточки, пояса, цветные тюбетейки, домашняя обувь. Сотрудничество профессионалов-художников с народными мастерами плодотворно, продукция предприятия пользуется у населения большим спросом.
Новую ступень в освоении культурных традиций представляет конструирование современной одежды. Многие признаки моды наших дней берут начало в глубине столетий. Как и в крестьянском быту, на первом месте остаются соображения практичности, функциональности. И сейчас одежде свойственна многослойность, объединение элементов в органичный комплект. Используется эффект домотканных материалов. Применяется окантовка, аппликация, вышивка, бахрома. Практикуется обшивка кожей, сукном, мехом. Допустимы контрастные цветовые сочетания. Общее направление развития моды, особенно популярный недавно фолък-стилъ, открывают перед художниками безграничные возможности для отыскания в башкирском костюме характерных деталей и вариантов, способных придать моделям неповторимый колорит.
3. Книги Г.Ф. Хакимова.
III Итог занятия.
infourok.ru
Презентация «Башкирская национальная одежда»
Познакомить с особенностями национального костюма башкир. Формировать представления о декоративно – прикладном искусстве башкирского народа. Развивать эстетический и художественный вкус Привить интерес к башкирскому народному творчеству.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Башкирская национальная одежда»»
ГБУ РБ Юго-западный МЦСПСД отделение социальный приют для детей и подростков
в Альшеевском районе
Национальный костюм башкир
Презентацию подготовила
воспитатель Хисматуллина Г.М
Цели урока
- Познакомиться с особенностями национального костюма башкир.
- Формировать представления о декоративно – прикладном искусстве башкирского народа.
- Развивать эстетический и художественный вкус
- Привить интерес к башкирскому народному творчеству.
Женская одежда башкир
Женский костюм
Кушъяулык
Кашмау
Ювелирные украшения
Елян
Нагрудная повязка
Сакал, селтэр
Сарык
Камзол
Кожаные башмаки
Кульмяк
Кашмау – женский головной убор
Нагрудник ( селтэр, сакал, тушелдерек)
Фартук, передник
Мужская одежда башкир
Мужской костюм
Бурек
Рубаха
Чекмень
Кушак
Камзул
Каптырга
Елян
Тюбетейка
Ичиги
Ыштан
Сарык
Башкирский орнамент
Эти узоры чаще встречаются на камзолах, на голенищах сапог башкир,
на войлочных обшивках юрт.
Башкирский костюм в исторических фотографиях
Современный башкирский костюм
Спасибо за внимание!
multiurok.ru
БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ | Посреди России
БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, традиционная одежда башкир. Башкирский костюм формировался на протяжении более десяти веков. Впитал в себя особенности покроя и украшения одежды кочевых народов Центральной Азии и Южной Сибири. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье с оборками, украшенное тканым узором или вышивкой. Манжеты и защипы на груди появляются лишь в начале XX в. Сохранившиеся старинные платья выполнены из беленого холста, имеют боковые клинья, широкие проймы. Отложной воротник старались выполнить из фабричного ситца или сатина (более мягкой ткани), нагрудный разрез скрепляли шнурком.
Полная замена домашнего холста покупными тканями внесла коррективы и в покрой традиционной одежды. Линия шва, соединяющая юбку и верхнюю часть, перешла на талию, оборка сохраняется и развивается как декоративный элемент. Под платьем носили шаровары традиционного тюркского кроя. На платье надевали камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северных районах края были распространены расшитые фартуки. Женские приталенные камзолы были распространены по всей местности проживания башкир. Они различались лишь отделкой. Головной убор женщин прежде всего подчеркивал ее социальный статус. Девушки до замужества носили круглые шапочки, шитые и вязаные колпачки. Пожилые женщины поверх колпака или шапочки надевали платок. В зажиточных семьях носили высокие шапки из ценных мехов. Убором молодых женщин служили яркие покрывала или белые вышитые покрывала-платки.
Мужской башкирский костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие штаны. Поверх надевали камзолы и легкие халаты. Верхней демисезонной одеждой служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и халаты отделывались и орнаментировались гораздо сдержанней, чем у женщин. Зимой ходили в овчинных шубах и тулупах. Пожилые мужчины носили темные тюбетейки, молодежь – расшитые. Поверх тюбетейки надевалась дополнительно либо войлочная шляпа, либо высокая круглая меховая шапка из дорогого меха. Сапоги носили и мужчины, и женщины. Голенища сапог выполнялись из кошмы и пришивались к кожаному башмаку. Пяточки женских и детских сапог расшивали узором, богато украшали аппликацией. Летом на шерстяные онучи надевали лыковые лапти или кожаные башмаки. Состоятельные люди имели мягкие кожаные сапоги, ичиги с калошами. Валяная обувь появилась у башкир с сер. XIX в. Традиционными цветами, использовавшимися в башкирской национальной одежде, были красный, коричневый, желтый, зеленый.
Лит.: Жукова Е.Д. Костюмы народов Башкортостана // Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994; Башкирский костюм. – Уфа, 1989; Руденко С. И. Башкиры. – М.; Л., 1955. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962. Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма // Ватандаш. — № 3, 2005. Костюм татар и башкир Урала//Народное искусство Урала. Традиционный костюм, ред.-сост. А. А. Бобрихин. Екатеринбург, 2006. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
Источник: КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник
https://posredi.ru/knb_b_bash_nas_kostum.htmlКУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаНародознание и этнографиябашкиры,этнографияБАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, традиционная одежда башкир. Башкирский костюм формировался на протяжении более десяти веков. Впитал в себя особенности покроя и украшения одежды кочевых народов Центральной Азии и Южной Сибири. Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье с оборками, украшенное тканым узором или вышивкой. Манжеты и защипы на груди появляются…КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник[email protected]Посреди Россииposredi.ru