Береста фото – Ремесленник Сергей Коротченя открыл единственный на Урале музей бересты "Солнечная береста". Как добраться, что посмотреть, фото. — Наш Урал

  • Home
  • Разное
  • Береста фото – Ремесленник Сергей Коротченя открыл единственный на Урале музей бересты «Солнечная береста». Как добраться, что посмотреть, фото. — Наш Урал

Картины на бересте Сергея Сурина




Роспись по бересте известна на Руси с XV века, однако сегодня этим занимаются единицы. Наверное, слишком тонка и необычна эта работа. Природа «расписывает» бересту по своему усмотрению, украшая причудливыми наплывами, завитками и сочетаниями штрихов. Не каждый может создать свое полотно, не нарушив гармонии естественного рисунка. Сюжеты работ — богатая природа, жанровые композиции, православная тематика. При взгляде на картины не оставляет ощущение чего-то родного, близкого. Это и понятно, ведь береза издавна почитается как символ России и души русского народа.

…Центр села Махоново.
Небольшой, уютный, внешне ничем не отличающийся от обычного сельского, домик. Но именно к нему знают дорогу не только местные жители, но и горожане: художники, журналисты. Почему?
Здесь живут супруги Сурины — Элла Леонидовна, мастер художественной резьбы по кости, и Сергей Иванович, художник, зани­мающийся темперной живописью на бересте

Сергей окончил Тобольский педагогический институт и мог бы стать историком-этнографом или археологом. Ещё будучи студентом, участвовал в 15 экспедициях на Полярном Урале и полуострове Ямал. Но судьба распорядилась иначе. Во время этих путешествий ему посчастливилось увидеть потрясающие работы местных ремесленников, от них он и „заразился» резьбой по кости, изготовлением сувенирных ножей, а в дальнейшем и письмом на бересте. За четыре года увлечения берестяной живописью художник создал около двухсот больших и маленьких картин на берёзовой коре.


— Все эти красивые пейзажи с реками, озёрами, часовнями, монастырями и церквушками, что на моих картинах, на самом деле существуют — я их видел своими глазами, — поясняет художник. — Для того чтобы правдиво написать, я фотографирую их с разных сторон, затем выбираю из пластин бересты такую кору с наростами, которая точно имитирует рельеф местности. Наросты дают объемные подобия скал, холмов гор, берегов рек и озёр. Поэтому такие картины всегда узнаваемы.

В России мастеров, которые работают темперой по бересте, единицы. А ведь эта удивительная краска на глянцевом берёзовом „холсте» выглядит матовой и бархатистой, такие картины дышат, они воздушны.
— Где я уже только не побывал, — показывает свою экспозицию художник. — Бегал от медведя по тундре, видел Сибирь, озера Карелии, объездил Татарстан и Казахстан. А уж часовен, церквей и монастырей повидал — от Соловков и Валаама до Переяславля-Залесского.

Прошлым летом на его персональной выставке в Соловецком мужском монастыре к художнику подошла 80-летняя старушка. Волнуясь, она попросила Сергея рассказать, где он нашёл сюжет для картины маленькая часовня, стоящая на берегу озера. Когда узнала, не смогла слёз сдержать: „Больше 40 лет назад я жила в этой часовне, и в ней родилась моя дочь…» Сегодня эта картина висит рядом с иконой в красном углу её дома на берегу Белого моря.

А сюжеты к мастеру приходят во сне. И тогда он целый день пишет без остановки — левой и правой рукой. Но больше он старается искать красоту в жизни

источник интернет

gerald-n.livejournal.com

Экологический тренд: береста в интерьере

Если бы лет десять назад при мне кто-то заговорил о невероятных изделиях из бересты, я бы, скорее всего, брезгливо сморщила нос. Березовая кора в то время вызывала ассоциации исключительно с лубочными шкатулками из сувенирных лавок. Первый звонок, обозначивший перемену моих вкусовых предпочтений, прозвенел два года назад.

Звонил питерский приятель похвастать своим последним «уловом» из поездки в Хельсинки. В череде винтажных кресел Алвара Аалто и Илмари Тапиоваара неожиданно прозвучали «крутейшие» стеновые панели из бересты, купленные… в обычном хозяйственном магазине!

Сегодня, кстати, эти панели продаются в Москве. Из Европы пришла мода на березовую кору. Причем не сама по себе, а как следствие нарастающей популярности легких, экологичных скандинавских интерьеров. Чем меньше природы за окном, тем больше хочется нам видеть ее в интерьере.

И здесь береста и всевозможные изображения деревьев стали ответом на насущный вопрос. К счастью, ларцы — не единственное, что можно сделать из бересты. Из этого материала получаются прекрасные абажуры, декоративные панно, мебельные фасады.

Берестяные панели имеют большой срок эксплуатации — 25 лет — и очень разнообразный рисунок, созданный самой природой. Если панели кажутся слишком смелым решением, стоит присмотреться к обоям и шторкам для ванной с принтом березовой рощи.

Но можно пойти дальше — использовать настоящие стволы деревьев. Они могут играть не только декоративную, но и вполне функциональную роль. Например, служить вешалкой для одежды, ножками стола, каркасом для балдахина или лестничными перилами.

Подобные элементы часто встречаются в оформлении европейских экоотелей. Главное — не уйти в излишнюю простоту и не превратить современный дом в избушку. Избежать этого помогает игра контрастов. Например, сочетание берестяной отделки стен с мебелью знаменитых дизайнеров, как в проекте французского декоратора Каролины Саркози.

Вообще я очень рада появлению этого тренда. Потому что, хотя он и пришел к нам из Скандинавии, он очень-очень русский. Может, и качество сувениров поднимется на новый уровень.

www.elledecoration.ru

Делаем туесок. Часть первая. — Журнал Александра Гурина — LiveJournal

      Сегодня наконец решили выложить подробный мастер-класс по изготовлению простого туеска. Береста у нас сегодня свежая, только что собранная, наверное, это и подтолкнуло. Давно собирались, и даже начинали выкладывать в блоге этот мастер-класс по частям, но полностью так и не выложили.  А теперь пришло время.
     Простой туесок — это основа. Основное знание. На нём базируется всё. Освоив простой туесок, можно двигаться дальше и делать туески уже украшенные. Но хоть наш туесок и простой, сделать его не так и просто. Изготовление туеска состоит из десяти различных операций, обо всех  из них мы попытаемся рассказать и показать. Сегодня я делаю всю «берестяную» работу, а Аля снимает фото и видео.
     Начинаем.

 1. Разметка и нарезка.
Первым делом нужно взять бересту. Мы взяли два листа. Тот, что посветлее — на наружный слой, тот, что  потемнее — на внутренний. Это всегда делается так — более качественная береста на внешний слой.

   Теперь разметка. Вычерчиваем два прямоугольника. Это будут заготовки наружного и внутреннего слоёв. Стенки туеска двуслойные, поэтому и заготовки нужны две. Заготвка наружного слоя  на один сантиметр длиннее.    
    Ширина обеих заготовок одинаковая. Ширина заготовок — это высота будущего туеска. Сегодня у нас ширина будет 8 сантиметров, длина 34,3 и 33,3 сантиметра. Эта длина соответствует  9 сантиметрам диаметра дна будущего изделия. Впрочем, так уж точно, до миллиметров можно размеры заготовок и не соблюдать. Всё равно последний этап, когда мы будем вытачивать на станке деревянные дно и крышку, потребует подгонки размеров деревянного дна под готовый корпус.

    При разметке соблюдаем такое правило. Длинная сторона заготовки должна располагаться вдоль полосок на бересте. Полоски заметны на каждом её листе. Потом, когда мы будем сгибать и скручивать наши заготовки, сгибать их нужно поперёк полосок. Если гнуть вдоль, то береста на месте полосок может лопнуть.

   Обычно мы рассчитываем длину заготовки таким способом. L=3.14 x D+40 + d  Если перевести это на понятный язык, то L- это длина заготовки внутреннего слоя 3.14 — это округлённое число «пи»  D-это диаметр дна, 40мм — это удвоенная ширина зубцов для «замка» и d — это диаметр пробойника. В нашем случае диаметр пробойника будет 10 миллиметров.
    Расчертили, теперь нужно вырезать обе заготовки. Режем или ножом по линейке, или большими ножницами.

А это обе заготовки, уже вырезанные и подогнанные по длине. Одна короче другой на сантиметр.

2. Расслаивание 
Теперь заготовки нужно расслоить. При расслаивании мы добиваемся нужной толщины бересты — примерно 1миллиметр. Толщина же бересты, срезанной с дерева может быть и два миллиметра, и три, и пять. С такой толстой берестой работать сложно, потому мы её и расслаиваем.
     Для расслаивания мы загоняем лезвие маленького ножичка между слоями бересты. Подцепляем.

Береста состоит из десятков тончайших слоёв, поэтому её можно расслоить практически до любой толщины.

Отрываем верхние слои. Иногда они отбрасываются и идут на растопку, иногда  из них мы делаем что-нибудь вроде парусов для корабликов или серединок для цветочков. Всё зависит от качества этих слоёв.

     На этой заготовке у нас попался небольшой  нарост. Его мы осторожно срезаем лезвием ножа. Напомню, что сперва нужно отделить все слои, а потом уже браться за чистку наростов. Иногда наросты попадаются очень большие и грубые. Счистить их бывает очень трудно, а то и невозможно. Поэтому бересту с большими наростами лучше не использовать.

3. Изготовление «замка»
Следующая операция — разметка будущих зубцов для «замка». От каждого края обеих заготовок нужно отступить 2 сантиметра и провести линию. Эта линия нужна для разметки будущих отверстий. Помните, при рассчёте длины мы прибавляли 40мм? Это и есть по 2 см с обеих сторон.

Теперь нужно перевернуть заготовки и утончить их края. Это нужно для того, чтоб зубцы лучше гнулись. Лишнюю толщину бересты срезаем ножом.

Теперь на обеих заготовках можно пробивать отверстия.

Первое отверстие пробиваем сверху, с внутренней стороны от линии. Напомню, что в моих руках пробойник диаметром 10мм. Его нужно с силой прижимать к бересте и вращать, чтобы он лучше резал бересту.

Вот наполовину пробитое отверстие.

Теперь нужно надавить пробойником на бересту рядом с этим пробитым отверстием. Если приглядитесь то на этом снимке виден еле заметный кольцевой след от пробойника вплотную к отверстию. Так мы намечаем место для следующего отверстия.

    Потом по краю этого следа пробиваем ещё одно отверстие. Затем опять намечаем, опять пробиваем.  И так до конца. Смысл этого действия в том, чтобы промежутки между отверстиями были точно такой же ширины, как и сами отверстия. Тут нужно соблюсти точность. Промежутки между отверстиями — это будущие зубцы. Если они будут шире или уже отверстий, то это  может привести к перекосу при сборке.

С противоположной стороны заготовки мы делаем то же самое, только в обратном порядке. Сначала намечаем, а потом пробиваем отверстие. Когда отверстия пробиты, нужно разметить будущие зубцы для «замка».

Потом по этой разметке будем резать. Вот зубцы уже нарезаны на обеих заготовках. «Замок»готов.

Посмотрите видео.

4. Сборка корпуса.
Теперь начинается этап сборки корпуса туеска. Перед сборкой берестяные заготовки нужно распарить в горячей воде для того, чтоб береста стала мягче.

    Теперь, когда береста распарилась, можно приступать к сборке внутреннего слоя(короткая заготовка). Нужно сцепить зубцы друг с другом. Заготовка сгибается так, чтобы жёлтая сторона бересты была внутри, а белая снаружи.
     Конечно, названия «белая» и «жёлтая» стороны бересты достаточно условны. «Жёлтая» — это та, которая была обращена внутрь ствола, когда береза росла. Настоящий цвет её может быть жёлтым, желтовато-коричневым, коричневым, она может быть в пятнышках. Но пусть уж будет «жёлтой». И «белая» сторона может быть по цвету белой, розоватой и даже немного сиреневой.
      Сворачиваем заготовку и зацепляем зубцы. Если они сделаны точно, то особых проблем это не вызовет.

     Теперь приступим к сборке  заготовки внешнего слоя (длинной). Её точно также распариваем в горячей воде. Но сгибаем в другую сторону. «Жёлтой» стороной наружу, «белой «внутрь. И если при сборке внутренней стороны зубцы оставались снаружи, то теперь они должны быть внутри.

А так выглядит уже готовый наружный слой.

Когда оба слоя собраны, их нужно вставить один в другой. Заготовку внутреннего слоя нужно взять вот таким образом, чтобы большой палец давил на зубцы. И сильно сжать.

Потом вставить внуть заготовки внешнего слоя. Причём важно, чтобы зубцы обеих заготовок находились по разные стороны. При сборке они не будут друг за друга зацепляться.

Вот слои вставлены друг в друга.

Теперь внутренний слой нужно расправить. В результате получается корпус туеска, вот такой берестяной двуслойный стаканчик. Корпус у нас собран.

5. Изготовление и установка декоративных поясков  
Теперь вырезаем две полоски. Это будут декоративные пояски. Они одновременно укрепляют и украшают наше изделие. Предварительная длина их примерно равна длине наших заготовок. Ширина в данном случае 2 сантиметра. Толщина — 1 миллиметр, то есть примерно такая же, как у заготовок корпуса. Полоски для поясков тоже нужно расслаивать.

Теперь нужно подогнать длину поясков, так, чтобы они держались на корпусе без клея, за счёт натяжки. Оборачиваем полоску вокруг корпуса.

Потом вот таким образом  делаем карандашом отметку в 3-4 мм от края полоски. Эти 3-4 мм служат для натяжки пояска.

От отметки отступаем 2см и отрезаем  полоску. Отступать нужно к концу заготовки.

Отрезаем.

Потом с каждого конца отмечаем по 1 сантиметру и проводим линию. Вот таким образом. Это будет разметка для зубцов. Для поясков делаются примерно такие же зубцы, как и для корпуса, правда с одной особенностью, о которой скажу позже.

Края поясков утончаем с белой стороны точно также, как и края заготовок корпуса.

    Теперь с помощью пробойника меньшего размера пробиваем отверстие в центре и с внутренней стороны от начерченной линии.  Я пользуюсь револьверным пробойником со сменными головками. Он пробивает отверстие диаметром 4,5 мм. 

На другом конце полоски тем же пробойником в центре намечаем, а по краям от намеченного пробиваем два отверстия. Вот таким образом намечаем, чтобы остался еле заметный кольцевой след.

А вот так пробиваем два отверстия по обеим сторонам от намеченного.

Здесь тоже важно, чтобы ширина между отверстиями точно соответствовала диаметру отверстия. Размечаем карандашом зубец. Теперь о той особенности, о которой я говорил ранее. На противоположном конце полоски ничего рамечать и никаких зубцов нарезать не нужно. Нужно просто оставить отверстие, как оно есть.

Потом делаем четыре разреза в намеченных местах, чтобы зубец у нас получился.

Дальше нужно украсить наш поясок. Для этого обрубаем одну его сторону полукруглым резцом. На этом фото хорошо виден тот конец пояска, где отверстие.

А тут на обоих поясках край уже обработан.

Потом тем же револьверным пробойником с головкой уже на 2мм пробиваем отверстие в каждом выступе.

Делаем тиснение, слегка надавливая на бересту тем же пробойником и полукруглым резцом меньшего размера.

И вот оба пояска готовы к установке на корпус.

Распариваем поясок.

Потом сильно сжимаем зубец и вставляем его в отверстие, сделанное с противоположного конца.

Проталкиваем его.

И вот концы пояска сцеплены. На этом фото хорошо видно сделанное тиснение.

Теперь можно ещё раз распарить в горячейводе и поясок, и сам корпус. Корпус сильно сжать и вставить внутрь пояска.

Потом расправить, растянуть корпус примерно так же, как мы расправляли слои при сборке самого корпуса.

Тем же образом надеть и второй поясок.

6. Пробивание отверстий под оплётку и оплётка туеска.
Теперь нужно разметить и пробить отверстия под оплётку. Оплётка свяжет все элементы туеска и не даст вывалиться дну. Размечаем линию по краю.

Затем пробойником на плоскогубцах пробиваем отверстия. Для аккуратности важно соблюдать расстояния между отверстиями. Они должны быть примерно равны диаметру самиз отверстий.

И нарезаем полоски. Полоски должны быть 4-5 миллиметров шириной. Это для диаметра отверстия  3мм. Полоски должны входить в отверстия с натяжкой. Для полосок нужно брать бересту самую качественную, без наростов. Толщина бересты для полосок — примерно 0,5 мм. Вот так, ножом по линейке  мы их и нарезаем.

Затем каждую полоску нужно заострить. Без этого невозможно будет протянуть её сквозь отверстия. На фото готовые полоски с заострёнными концами.

   Распариваем полоски в кипящей воде и, если нужно, смазываем их кремом для рук. Потом начинаем плести. Первую полоску протаскиваем сквозь отверстие и оставляем снаружи кончик примерно полтора сантиметра длиной. Если полоска высохнет, её нужно распарить снова. Береста эластична, только пока она мокрая и горячая. 

Указательным пальцем левой руки прижимаем полоску к корпусу. Это важно. За счёт этого полоски будут прилегать к корпусу плотно и не разболтаются. От этого зависит красота и надёжность будущего изделия.

Продолжаем плетение. Пальцем левой руки всё время прижимаем полос

guriny.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о