Большая медведица 1 класс окружающий мир – Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему: План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: "Что у нас над головой?"

  • Home
  • Разное
  • Большая медведица 1 класс окружающий мир – Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему: План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Что у нас над головой?»

Содержание

Готовый научный дневник для 1 класса по окружающему миру

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса.

Научный дневник для первого класса рассчитан на целый год. Его заполнение начинают с осени, ведут зимой и весной, и заканчивают летом. Об этом следует помнить, и не забывать последовательно выполнять задания дневника.

Заполнение научного дневника следует начать с обложки. Обложку нужно подписать. В нужном месте написать свое имя и фамилию, например Смирнова Юлия. Ниже указать дату начала заполнения дневника. Пусть это будет 9 сентября.

Заполнение страницы 2.

Задание 1.

Вместе с кем-нибудь из взрослых найди на вечернем небе ковш Большой Медведицы осенью, зимой, весной и летом. Обрати внимание, как он расположен на небе. Нарисуй его. С помощью взрослых записывай день и месяц каждого наблюдения.

Выполнение:

Созвездие Большой Медведицы является одним из самых узнаваемых на ночном небе. По форме оно напоминает ковш. Но следует помнить, что в разное время года это созвездие расположено на небе по-разному. Оно, вместе со всеми другими звездами, описывает круг вокруг Полярной звезды, указывающий на северный полюс, земную ось.

Начнем рисовать изображение ковша с осени.

В ноябре ковш Большой Медведицы расположен горизонтально, параллельно линии горизонта.

В феврале ковш Большой медведицы поднимется ручкой вниз, вращаясь против часовой стрелки.

В мае ковш Большой медведицы окажется уже перевернутым.

В августе ручка ковша будет смотреть вверх.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса ковш Большой МедведицыИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса ковш Большой Медведицы

Заполнение страницы 3.

Задание 2.

Луна не всегда видна на небе полностью. Нередко мы видим только её часть. Ту, которая в этот момент освещена Солнцем.

Понаблюдай за Луной в течение месяца (один раз в неделю). Нарисуй, как будет выглядеть Луна. С помощью взрослых запиши число и месяц каждого наблюдения

Выполнение:
В течение месяца, раз в неделю наблюдаем за Луной и зарисовываем в дневнике ту форму, которую мы видим.

Начать наблюдение следует через два — три дня после новолуния, когда в небе покажется крохотный серп Луны. Рожки серпа будут развернуты влево, Луна растет.

Через неделю Луна также будет расти, но форма серпа будет почти круглой.

Еще через неделю Луна будет убывать, она будет почти круглой, но с правой стороны будет заметна небольшая неровность.

И в последнюю неделю серп снова станет узким, но его рожки будут развернуты вправо. Луна убывает.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса наблюдение за ЛунойИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса наблюдение за Луной

Заполнение страниц 4-5.

Задание 3.

Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. В каждое время года веди наблюдения в течение одной недели. Результаты наблюдений заноси в таблицы. С помощью взрослых записывай число и месяц каждого наблюдения.

Выполнение:

Выполнение этого задания рассчитано на целый год. В каждое время года следует выбрать неделю для наблюдений за погодой и аккуратно заполнять графы таблицы.

Сначала заполним таблицу, относящуюся к осени. Можно выбрать, например, вторую неделю октября. Условными значками показываем, какая погода была в тот или иной день. Ставим дату наблюдения.

Для осени характерно чередование пасмурных и дождливых дней, но возможны и отдельные ясные и солнечные дни.

Обратим внимание на значок показывающий ветер. Слабый ветер есть почти всегда, но нас будет интересовать действительно ветряная погода. Как правило, она случается в дни перехода от ясной погоды к дождливой и наоборот.

Далее ждем зиму и выбираем для наблюдений вторую неделю января. Заполняем таблицу аналогично.

Для зимы

характерна ясная и морозная погода, частые снегопады. Дожди зимой крайне редкое явление.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса наблюдение за погодой осенью и зимойИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса наблюдение за погодой осенью и зимой

Теперь переворачиваем страницу и ждем весны. Для наблюдений можно выбрать вторую неделю апреля. В это время года обычно стоят ясные и солнечные дни, иногда может пойти дождь, а небо оказаться затянуто тучами.

И остается сделать последние наблюдения

летом. Для них выберем вторую неделю июля. Это самое жаркое время года, когда дождей почти не бывает, небо ясное и солнечное.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса наблюдение за погодой летом и веснойИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса наблюдение за погодой летом и весной

Заполнение страницы 6.

Задание 4.

Проделай опыты с магнитом, чтобы установить, какие предметы он притягивает, а какие нет. Обведи предметы, которые магнит притягивает.

Выполнение:

На рисунке мы видим множество самых разных предметов, сделанных из разных материалов. Следует запомнить, что магнит притягивает только те предметы, которые изготовлены из железа. Стекло, пластик, ластик, дерево притягиваться магнитом не будут.

Обратим внимание, что ложки чаще всего тоже не притягиваются магнитом, так изготавливаются из нержавеющей стали, которая является сложным сплавом, не обладающим магнитными свойствами.

Некоторые предметы на рисунке мне идентифицировать не удалось, но вот какие предметы должны притягиваться магнитом:

Металлическая кнопка, ключ, гирька, маленькие гвоздики, скрепка, булавка, большой гвоздь, шуруп. Обведем их карандашом.

Иногда обводят кисточку, потому что на ней есть металлическая юбочка, но она может быть сделана из алюминиевого сплава, который не притягивается.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Опыты с магнитом

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Опыты с магнитом

Заполнение страницы 7.

Задание 5.

Выбери дерево возле своего дома и наблюдай за ним в течение года. Каким оно будет осенью зимой, весной, летом? Нарисуй его. С помощью взрослых запиши название дерева, число и месяц, когда сделан каждый рисунок.

Выполнение:

Для рисунка можно выбрать любое дерево, например яблоню.

В октябре

с яблони облетают все листья, и мы рисуем голые ветки и упавшие на землю листья.

В январе яблоня засыпана снегом. Снег лежит на голых ветвях.

В апреле яблоня начинает цвести, листьев еще почти нет, но сами ветви усыпаны красивыми нежно-розовыми или белыми цветами.

В августе яблоня стоит с зеленой листов и почти спелыми плодами — яблоками.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Наблюдение за деревомИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Наблюдение за деревом

Заполнение страницы 8.

Задание 6.

Если у тебя дома есть какое-нибудь животное (например, кошка, собака, хомячок, попугайчик), понаблюдай за его поведением. С помощью взрослых запиши, что это за животное, какая у него кличка. Нарисуй своё животное или сделай его фотографию и наклей её в тетрадь. Старайся запоминать и вместе со взрослыми записывать всё интересное, что увидишь.

Выполнение:

Записываем название вашего домашнего животного, например это Кошка. Ниже записываем ее кличку, пусть это будет Мурка.

В пустом прямоугольнике рисуем портрет кошки, или вклеиваем ее фотографию.

Ниже описываем ее привычки, любопытные наблюдения за ее поведением. Пишем, все, что кажется нам интересным, умилительным, забавным. Описывать внешний вид животного не надо. Для этого есть фотография.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Домашнее животное

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Домашнее животное

Заполнение страницы 9.

Задание 7.

Посчитай и запиши в квадратиках, сколько ненужных предметов (мусора) появляется в вашем доме в течение дня.

Коробку из-под молока можно превратить в кормушку для птиц. А что ещё можно сделать из ненужных предметов, чтобы не выбрасывать их? Сделай это и нарисуй.

Выполнение:

Потратим один день на то, чтобы подсчитать какой мусор и в каком количестве образуется у вас дома. Это могут быть пластиковые бутылки от молока или газировки, упаковки из-под йогурта, стеклянные и жестяные банки.

Ставим в квадратиках цифры.

Из ненужных предметов, мусора, можно сделать много забавных и полезных поделок. Рассмотрим два варианта.

Вариант 1.

Ваза из сгоревшей лампочки. Для ее изготовления нам потребуется старая сгоревшая лампочка, кусочек картона и клей.

Аккуратно, с помощью родителей, делаем отверстие в цоколе лампочки. Лампочку приклеиваем на подставку, кусочек картона, и наливаем внутрь воду. Опускаем в воду цветок, и оригинальная и необычная ваза готова.

Вариант 2.

Пенал для карандашей из пластиковой бутылки. Нам потребуется две пластиковые бутылки, и старая молния.

Бутылки разрезаем пополам, верхнюю часть выбрасываем. К нижним частям с помощью родителей пришиваем молнию. Помещаем внутрь карандаши или ручки, и застегиваем молнию. Пенал готов.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Сортировка мусораИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Сортировка мусора

Заполнение страницы 10.

Задание 8.

Вместе со взрослыми принесите домой в стаканчиках немного снега с улицы и из глубины парка или леса. Когда снег растает, посмотри, где он больше загрязнён. Объясни почему. Нарисуй, как выглядит снеговая вода в каждом из стаканчиков.

Выполнение:

Наберем в два стакана снег, один наберем в парке, второй на улице прямо возле дома. Занесем стаканы со снегом домой и дадим снегу растаять. Мы увидим, что талая вода в стакане из парка окажется чистой, прозрачной, а талая вода в стакане с улицы будет мутной, серой, грязной.

В снеге, который лежит на улице, накапливаются мелкие частицы грязи от выхлопов автомобилей, дыма, сажи и прочих загрязнителей. Поэтому вода, получившаяся из такого снега, тоже оказывается грязной.

В снеге из парка таких частиц нет, поэтому вода из этого снега будет почти чистой.

Зарисуем увиденную картину.

Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Опыты со снегомИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Опыты со снегом

Задание 9.

Вместе со взрослыми весной обследуйте ближайший парк или лес, чтобы узнать, какой мусор там накопился за зиму. Составь список выброшенных предметов, которые вы увидели.

Уберите мусор на каком-нибудь из участков леса или парка (например, на поляне, тропинке).

Выполнение:

Весной прогуляйтесь в ближайший парк, и посмотрите, сколько мусора накопилось там за зимние месяцы. Запищите в дневник то, что вы увидели. Это могут быть различные бутылки, банки, обертки, пакеты, коробки и прочий мусор.

Соберите найденный мусор в специальный пакет, и выбросите его в специальный мусорный бак. Сделайте свой парк немного более чистым!

Заполнение страницы 11.

Задание 10.

Почистив зубы, закрась квадратик. Утром закрашивай квадратик жёлтым карандашом, вечером — синим.

Выполнение:

Это самое простое задание научного дневника. Одну неделю, чистив зубы утром и вечером, не забывайте закрашивать нужный квадратик на странице.Инструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Чистка зубовИнструкция по заполнению научного дневника для 1 класса. Чистка зубов

Теперь вы знаете, как правильно заполнить научный дневник.

okrmyr.ru

Ковш Большой Медведицы осенью — Любительская астрономия для начинающих

Рубрика: Астрономия для чайников Опубликовано 26.10.2019   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 4 мин   ·   Просмотры:

Post Views: 4 893

Для того, чтобы ориентироваться на звездном небе, нужно хорошо знать основные созвездия и звезды. Это ни для кого не секрет. Также не является тайной тот факт, что самая главная фигура на звездном небе России (и соседних стран) — ковш Большой Медведицы или просто Большой ковш. Главным этот рисунок считается не потому, что он самый яркий или бросающийся в глаза, а потому что его можно наблюдать на небе круглый год и поэтому очень удобно использовать в качестве ориентира для поиска других звезд и созвездий. Давайте посмотрим, как выглядит ковш Большой Медведицы осенью, а потом попробуем с его помощью найти несколько интересных звезд.

Как выглядит ковш Большой Медведицы осенью?

Осенью по вечерам Большой ковш находится в северной стороне неба невысоко над горизонтом. При этом положение ковша почти параллельно горизонту. Именно таким его обычно изображают в детских книжках.

Найти ковш Большой Медведицы в октябре или в ноябре очень просто. Выйдя на улицу ранним вечером, посмотрите на северо-запад, правее того места, где догорает заря. Поздним вечером посмотрите в направлении на север. Если небо не загораживают высокие дома, то вы сразу же увидите ковш.

Ковш Большой Медведицы осенью ранним вечером. Рисунок: Stellarium

Правда, в больших городах небо бывает нередко сильно засвеченным уличными фонарями. Поэтому ковш может теряться на ярком фоне. Тогда необходимо найти место, защищенное от прямого света фонарей. Например, отойти за угол дома, выйти в парк или на берег реки. Гораздо хуже, если над городом висит смог. Мелкие капельки влаги хорошо отражают свет фонарей, делая цвет неба рыжим. На таком небе видны только самые-самые яркие звезды и увидеть ковш будет очень трудно.

Вид Большого ковша на засвеченном небе Москвы или Петербурга. Рисунок: Stellarium

В состав Большого ковша входит семь звезд. Вот их имена (от ковша к ручке): Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алиот, Мицар, Бенетнаш. Все они примерно одинаковые по яркости, за исключением звезды Мегрец, центральной звезды ковша, к которой «крепится» ручка — она заметно более тусклая, чем остальные. Необычные для нашего слуха имена звезд достались нам от арабских астрономов, которые бережно сохранили античные знания и пронесли их через темные средние века.

Ковш Большой Медведицы вечером, ночью и утром

Если вечерами Большой ковш находится на северо-западе и на севере в обычном положении, то к полуночи он начинает подниматься на ручке, как бы вставая на дыбы. Вот так ковш выглядит в конце октября в полночь.

Ковш Большой Медведицы осенними ночами. Рисунок: Stellarium

Поздней ночью положение ковша кардинально меняется по сравнению с вечерним. Теперь он находится на северо-востоке и стоит почти вертикально на ручке!

Наконец, в предрассветный час, утром, ковш находится очень высоко над горизонтом в полуперевернутом положении.

Ковш Большой Медведицы на утреннем небе осенью. Рисунок: Stellarium

Если еще раз внимательно посмотреть на рисунки, то можно догадаться, что ковш движется по дуге окружности. С чем связано такое изменение положения фигуры? Конечно, с вращением Земли вокруг своей оси! (Мы этого вращения не замечаем, потому что находимся на Земле и увлекаемся в этом движении вместе с планетой. Зато видим, как вращаются все звезды — с востока на запад.)

Земля совершает один оборот за 23 часа и 56 минут — ровно столько времени требуется ковшу, чтобы совершить один круг по небу.

Как ориентироваться с помощью ковша Большой Медведицы?

Давайте попробуем найти несколько звезд с помощью Большого ковша.

Прежде всего посмотрите на ручку ковша. Она изломана посередине. Если ранним вечером осенью продлить линию ручки дальше, она укажет на яркую звезду, находящуюся низко над горизонтом. Вполне вероятно, она будет сильно мерцать и даже переливаться разными цветам. Это Арктур, главная звезда Волопаса и одна из ярчайших звезд ночного неба. В октябре и ноябре Арктур наблюдается всего пару часов после захода Солнца на северо-западе и утром, перед восходом, на северо-востоке.

Теперь давайте возьмем две крайние звезды ковша, Дубхе и Мерак. Мысленно соединим их линией и продлим эту линию за звезду Дубхе на 5-кратное расстояние между звездами. Эта линия укажет на звезду, примерно такую же по яркости, как Дубхе и Мерак. Это Полярная звезда.

Полярная звезда знаменита не тем, что самая яркая, как думают некоторые далекие от астрономии люди, а тем, что находится рядом с небесным полюсом. Поэтому Полярная в любое время года, ночью, утром и вечером — всегда находится на одном и том же месте на небе! Все звезды вращаются вокруг нее, включая ковш Большой Медведицы, а она не сходит с места.

Наконец, еще одну интересную звезду можно найти, если взять звезды, которые образуют верх ковша, Мегрец и Дубхе, и продлить линию, соединяющую их, вправо. Линия упрется в Капеллу, яркую звезду, возглавляющую созвездие Возничего. Осенними вечерами Капелла находится невысоко на северо-востоке. Но зимой она будет располагаться почти в зените, возвышаясь над Орионом, Тельцом и другими зимними созвездиями.

Большой ковш как указатель на Полярную звезду и Капеллу. Рисунок: Stellarium

По аналогии с данными примерами ковш Большой Медведицы можно использовать и для поиска созвездий. Волопас, Лев, Кассиопея и Дракон — все эти созвездия очень легко найти, если знать положение ковша на небе.

Post Views: 4 893

skygazer.ru

Доклад Созвездие Большой медведицы сообщение (описание для детей)

Большая Медведица – одно из наиболее заметных на звездном небе созвездий. Чтобы найти его, не нужно быть астрономом. Это созвездие известно уже несколько тысячелетий. О нем знали еще до нашей эры – в Древнем Египте и Греции, Китае, Вавилоне. Есть оно и в крупном труде Птолемея, объединявшем все астрономические знания, доступные людям в то время.

В Древней Греции нахождение созвездия Большой Медведицы на звездном небе связывали с именем нимфы Каллисто. Эта нимфа, очень понравившись верховному богу Зевсу, стала матерью его сына, названного Аркадом. Прознавшая про это Гера, жена Зевса, в наказание превратила нимфу в медведицу. Медведица долго бродила по лесу, и однажды на ее пути оказался выросший Аркад, охотившийся там. Юноша не узнал мать в облике зверя и едва не застрелил медведицу, но Зевс сжалился над Каллисто. Протянув с небес руку, он поймал медведицу за хвост, подняв ее на небо. Так и возникло созвездие Большой Медведицы.

Созвездие очень легко найти на звездном небе благодаря узнаваемой форме. Большая Медведица похожа на ковш. Рядом расположены такие созвездия как Гончие Псы, Лев, Дракон. Также при помощи Большой Медведицы не трудно найти Малую, которая расположена рядом.

Всего в составе созвездия семь звезд, имеющий различное расстояние от нашей планеты и разную яркость. Звезда, находящаяся в самой верхней точке ковша, которая расположена напротив ручки, носит название Дубхе. Она на втором месте по яркости в созвездии за счет того, что видимую с Земли Дубхе на самом деле образует несколько звезд. Всего их три, и две из них по своим характеристикам близки к Солнцу. Третья звезда относится к красным гигантам и является умирающей. Со временем она может стать черной дырой.

Внизу ковша, напротив Дубхе, находится Мерак. Это очень яркая звезда, с которой не сравниться Солнце. Если через две этих звезды провести прямую линию к Малой Медведице, она упрется прямо в Полярную звезду.

Другие две звезды в ковше – это нижняя Фекда, похожая на Солнце, и верхняя Мегрец. Ручку ковша начинает Алиот, это альфа Большой Медведицы, самая яркая звезда. На всем звездном небе она тоже заметна, так как находится на 33 месте по яркости.

В центре ручки ковша расположен Мицар. Это двойная звезда. Вторая ее часть носит название Алькор. Алькор виден рядом с Мицаром, но очень неявно. Рассмотреть его можно только хорошо присмотревшись.

В самом конце ручки ковша расположена звезда Бенетнаш, которую также называют Алькаид. Это слова, взятые из арабского языка, имеющие значение «предводитель плакальщиц». Дело в том, что у арабов Большая Медведица также ассоциируется с погребальной процессией.

Вариант 2

Большая медведица считается самым крупным созвездием, находящимся в северной части неба. Большую медведицу лучше наблюдать в первой половине весны, хотя видно созвездие круглый год. Она соседствует с Драконом, Волопасом, Гончими Псами, Малым Львом, Львом, Волосами Вероники, Лосем и Жирафом.

Большая медведица считается очень старым объектом. Древние греки использовали его для навигации. Первоначально медведицу называли «Арктос», «Колесница» или «Конь на приколе». Свое современное название созвездие получила из-за греческих мифов. По одной версии созвездие – это нимфа Каллисто, которую Зевс перенес на небо в виде медведя, чтобы спасти от Геры. Согласно другой легенде Большая и Малая медведица – две нимфы, спрятанные на небосводе Зевсом от Кроноса. Она была описана Птолемеем в его «Альмагесте».

Площадь Большой медведицы составляет 1280 квадратных градусов. Из-за этого она располагается на 3 месте по размеру среди созвездий.

В Большой медведице можно увидеть более 120 объектов. 7 самых светлых звезд соединяются в форму ковша. Эти звезды: Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алиот, Мицар и Бенетнаш.

Дубхе называют альфой Большой медведицы. Означает ее имя «медведь». Дубхе относится к двойным звездам и имеет величину 1,76m. От нас звезда удалена на 123 световых года.

Бетой созвездия назвали Мерак. Она входит в звезды главной последовательности и имеет величину – 2,37m. Находится на расстоянии почти в 80 световых лет.

Фекду считают гаммой созвездия. Фекда имеет величину 2,44m и относится к звездам главной последовательности. От нас Фекда удалена на 83 световых года.

Дельтой Большой медведицы называют Мегрец. Она входит класс звезд главной последовательности и имеет величину 3,3m. Отделяет звезду от нас расстояние в 58 световых лет.

Алиот называют эпсилоном созвездия. Это самая светлая звезда в медведице с величиной 1,7m. Удаленность от Земли составляет 81 световой год.

Дзетой медведицы называют Мицар. Она является системой 2 двойных звезд с величиной 2,23m. От нас Мицар удалена на 82 световых года.

Эта созвездия представлена Бенетнашем. Она относится к звездам главной последовательности с величиной 1,8m. Расстояние от нас составляет 100 световых лет.

Кроме звезд в медведице расположены и другие объекты. В нее входят спиральные и веретенообразные галактики. Там же расположена очень крупная планетарная туманность. В созвездии были открыты 2 экзопланеты.

Картинка к сообщению Созвездие Большой медведицы

Созвездие Большой медведицы

Популярные сегодня сообщения и доклады

  • Доклад на тему Вороний глаз сообщение 2, 3 класс

    В тенистых и влажных лесах, на склонах гор и оврагов можно встретить загадочный цветок — Вороний глаз. Этот вид многолетних растений относится к семейству Мелантиевых. Всего начитывают около

  • Доклад на тему Чувства человека сообщение

    Человек обладает пятью чувствами, которые считаются основными и рядом дополнительных чувств. Если смотреть развитие психологии как отдельной области знаний, то развивается эта сфера относител

  • Доклад про Клевер

    Клевер — травянистое растение, которое может достигать 55 сантиметров высоты. Ветвистый корень хранит бактерии, которые доставляют азот в почву. Три одинаковые листика клевера соединены в одн

  • Доклад-сообщение Скрипка (2, 3, 4, 5 класс)

    Скрипка – это струнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет 4 струны (иногда 5, когда добавляют нижнюю альтовую струну), которые натянуты на гриф. Обладает высоким регистром. Дека (корпус)

  • Тундра. Животный мир и растительность доклад сообщение

    Обычному человеку наверное мало, что известно о таком климатическом поясе, как тундра. Большинство вообще считают, что это голые промерзшие земли, на которых нет ни животных, ни растений.

  • Доклад на тему Монголия сообщение

    Монголия расположена в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере, и с Китаем на юге. Государственное устройство – Монгольская народная республика, которую возглавляет президент.

doklad-i-referat.ru

Конспект урока с презентацией по окружающему миру на тему «Что у нас над головой»(1 класс)

Урок по окружающему миру

1 класс

Тема «Что у нас над головой»

Цели урока:

1)уточнить знания о дневном и ночном небе, сообщить элементарные сведения о Солнце, облаках, созвездии Большой Медведицы;

2)развивать представления о форме и размерах предметов, развивать речь, внимательность, активность, интерес к предмету;

3)воспитывать положительное отношение к учению, к урокам окружающего мира.

Планируемые результаты:

УДД:

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

  • познавательные: сравнивать, анализировать, выделять нужную информацию, делать выводы;

  • коммуникативные: принимать другую точку зрения или отстаивать свою позицию, формирование умения работать в паре;

  • личностные: формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: видеоаппаратура, ноутбуки, запись мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню», учебник, рабочие тетради. На доске: Черепаха в колпаке звездочёта, Муравьишка в беретике, похожем на облачко, солнце, облако, звезда, луна, небо дневное и небо ночное. Дополнительная литература: атлас-определитель «От Земли до неба»

Ход урока:

I.Организационный момент. (1 слайд)

— Ребята, встало солнышко давно,

заглянуло к нам оно.

На урок торопит нас —

«Окружающий мир» у нас сейчас.

Самый 1-й шаг к познанию мира – наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Сегодня мы будем работать над развитием этих качеств. И в конце урока посмотрим, кто какие открытия смог сделать

II.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.

(2 слайд)

-К нам на урок любопытный Муравьишка пришёл с вопросом: «Что у нас над головой, когда вы находитесь на улице?»

— Вы уже готовы ответить на вопрос Муравьишке? (ответы детей)

-как вы думаете, ребята, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?

Проблемный вопрос.

Вышел ранним утром Муравьишка на улицу, потянулся, улыбнулся, взглянул на небо и ахнул… Самого себя увидел. Может ли быть такое?

Самоопределение к деятельности. (3слайд)

Что вы видите, ребята, на слайде?

— Посмотрите на облака. Что можно сказать про форму облаков? Все ли облака одинаковые?

III.Открытие новых знаний.

1.-Что такое облако, как вы понимаете?

Облако — это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму, потому что образуются на разной высоте и при разной температуре. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.

(4 слайд) Одни из них напоминают большие кучи ваты. Найдите их на картинках, это кучевые облака.

Другие облака расположены слоями, найдите их — это слоистые облака.

Третьи напоминают перья, покажите их — это перистые облака.

Итог: Ребята, мог ли Муравьишка увидеть себя над головой?

А вот, ребята, посмотрите( обращаю внимание на слайд)

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез (туча)

2.Наблюдение.

(5 слайд) Поверните головы налево и посмотрите в окно. Есть ли облака на небе сегодня? Какую форму имеют облака на небе сегодня? На что они похожи? Откройте тетради, отметьте какие облака сегодня.

-смогли ли вы отметить нужные облака? Почему? ( если небо затянуто тучами, то нужно дать задание детям: понаблюдать до следующего урока за облаками и отметить те облака, какие обучающиеся увидят)

(проверка по Документкамере у 1 уч-ка)

Поднять руки над головой

Подтянуться руками вверх;

плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Поднялось над крышей

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

(Выключаю презентацию)3.Физминутка

4. Продолжение работы по теме( Обращаю внимание на доску. На доске прикреплены два неба: дневное и ночное, солнце, облако, звезда, луна)

-Муравьишка считает, что у нас над головой только Солнце и облака. А Черепаха говорит, что это не так. Кто из них прав, как вы считаете?

Посмотрите на Черепаху, что у нее на голове? Кто в таких колпаках ходит?

*Узнать сколько звезд на небе, люди пытались очень-очень давно. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звездами, так и называли звездочеты. Позднее их стали называть астрономы.

-Мы сейчас говорили с вами об облаках. А на каком небе хорошо просматриваются облака на дневном или ночном?

Поместим облако на какое небо?

Мудрая Черепаха загадывает нам загадки:

Ты весь мир обогреваешь 
Ты усталости не знаешь, 
Улыбаешься в оконце, 
И зовут тебя все … (Солнце) На каком небе?

Украшал ночную синь

Серебристый апельсин,

А прошла неделя только –

От него осталась долька. (Луна) На каком небе?

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари — Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

— Где это все можно увидеть?

Всё, что мы поместили на очное и дневное небо, это небесные тела. Всё это можно увидеть на небе.

Включаю презентацию (6 слайд)

5.Уточнение представлений о Солнце. Работа на ноутбуках

— Взглянув на Солнце, Муравьишка воскликнул: «Солнце – алый колобок». Вы с ним согласны? Почему? Открываем ноутбуки.

Посмотрите на предметы: куб, тарелка, мяч, яблоко.

С каким из них можно сравнить Солнце? (Солнце имеет форму шара. По форме оно похоже на мяч или колобок).

А какое по размеру Солнце на самом деле? (Солнце – огромный раскалённый шар. Оно во много раз больше Земли.)

— А можем ли мы долететь до Солнца? (Солнце находится далеко. До него долететь не возможно. Солнце очень горячее.)

(7 слайд) — А сейчас я вам включу отрывок из мультфильма, а вы посмотрите внимательно на Мудрую Черепаху. Почему она в тёмных очках?

Фильм (На Солнце нужно смотреть только через тёмные очки.)

6. Игра «День-ночь».

— Ребята, давайте поиграем в игру «День-ночь». Если я говорю слово «ночь», вы должны положить голову на парту и закрыть глаза. Если слово «день» — сесть красиво. Мы с Муравьишкой и черепахой посмотрим, как вы умеете играть.

7.Проблемно-поисковая работа. Знакомство с созвездием Большая медведица.

— Ребята, давайте представим, что уже ночь.

— Черепаха предлагает нам полюбоваться красотой ночного неба. (8слайд)

— Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное)

-В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары. Звезды бывают желтого, голубого, белого, оранжевого и красного цвета.

А как вы думаете

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (9слайд. Щёлкаю до изображения ковша)

(10слайд) Что вы видите на слайде? (Медведицу). А в ней наш ковш. Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медведя короткий. Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему? Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку.

Жила-была на белом свете Каллисто и её сын – охотник Аркас. Каллисто была очень красивой. Однажды злая волшебница узнала о её красоте и превратила Каллисто в медведицу. Медведица поселилась в лесу среди диких животных. Однажды сын Аркас отправился на охоту и заметил медведицу, которая его не испугалась. Аркас решил выстрелить. Но случилось чудо. Добрый волшебник схватил медведицу за хвост и поднял на небо, где превратил её в созвездие.

(11слайд)

— На небе мы наблюдаем скопления звёзд. Это созвездия. Их очень много. Ещё в древности (много-много лет назад) люди видели на небе фигуры из звёзд, которые они назвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами.

-Созвездий очень много – 88. Но не все из них яркие и заметные. На первый взгляд, названия многих созвездий кажутся странными. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже невозможно рассмотреть, о чём говорит название созвездия.

_____________________________________________________________

(Этот блок выполняется, если позволяет время на уроке, можно перенести его на следующий урок)

Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).

Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).

Работа в тетрадях. — А теперь посмотрите в тетради задание №2. Вам нужно соединить более крупные точки-звезды и у вас получится ковш. Посмотрите в учебник, где изображен этот ковш. Работайте в парах, помогая друг другу.

Самостоятельная работа.

Дети выполняют задание.

-Молодцы! Все справились с этим заданием. ______________________________________________________________

IV.Подведение итогов урока.

— Над какой темой работали на уроке?

Продолжите фразу: «Теперь я знаю, что …»

-А где можно найти дополнительные сведения о том, что вы сегодня узнали?

— Какое задание показалось самым интересным?

— Какое задание вызвало затруднение?

— Оцените свою работу. Перед вами лежат солнышко, тучка и звёздочка.

-Если вам на уроке все было понятно и очень понравилось, то поднимите солнышко.

-Если что-то вам было не понятно, то поднимите звездочку.

А если на уроке вам было много непонятно, то поднимите облачко.

Все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Черепашка и Муравьишка прощаются с вами. Спасибо за урок

infourok.ru

Большая медведица созвездие, сколько звезд и их названия, легенда, как выглядит ковш большой медведицы осенью, схема созвездия

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

Большая Медведица – созвездие, с которым школьники знакомятся во 2 классе, проходя курс «Окружающий мир».

Для детей важно научиться находить звездный «ковш» на ночном небе, ведь созвездие является ориентиром для поиска многих других небесных объектов.

Описание созвездия Большая Медведица

Ursa Major (Большая Медведица) – созвездие северного полушария, находящееся на 3 месте по величине. Распространенное название небесного объекта – Большой ковш, так как из семи главных звезд образуется фигура, похожая на ковшик с длинной ручкой.

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

На территории Восточной Европы и всей России объект наблюдается в течение всего года (исключение – осень в южных регионах России, когда созвездие находится слишком низко над горизонтом). Наилучшая видимость – в начале весны.

Большая Медведица известна человечеству с древнейших времен, значима во многих культурах. Созвездие упоминается в Библии и рассказе Гомера «Одиссея», его описание есть в трудах Птолемея.

Древние народы ассоциировали звездную фигуру с верблюдом, плугом, лодкой, серпом, корзиной. В Германии созвездие зовется Большой корзиной, в Китае – Императорская колесница, в Нидерландах – Кастрюля, в арабских странах – Могила скорбящих.

Сколько звезд в созвездии Большой Медведицы? Всего их семь, и все они в разных странах имеют интересные названия. Жители Монголии величают их Семью богами, индусы – Семью мудрецами.

В представлении американских индейцев три звезды, образующие «ручку ковша», являются тремя охотниками, преследующими медведя. Альфу и бету созвездия еще называют «указателями», ведь с помощью этих звезд несложно отыскать Полярную звезду.

Ковш Большой Медведицы осенью, зимой, весной, летом

В разные времена года положение «медведицы» неодинаковое относительно горизонта. Для лучшей ориентации стоит воспользоваться компасом.

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

Ясной весенней ночью скопление звезд находится прямо над наблюдателем. С середины апреля «ковш» начинает движение на запад. На протяжении лета созвездие постепенно идет на северо-запад, опускается. В последние августовские дни звезды можно видеть на севере, максимально низко над горизонтом.

На осеннем небе заметно, как созвездие медленно поднимается, за зимние месяцы оно, как можно видеть на нижеприведенной схеме, двигаясь на северо-восток, вновь восходит к весне максимально высоко над горизонтом.

Для быстрого нахождения созвездия следует запомнить, что летом оно находится на северо-западе, осенью – на севере, зимой – на северо-востоке, весной – прямо над наблюдателем.

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

В зависимости от времени суток меняется положение звездной фигуры относительно не только небесного свода, но и собственной оси. Нижеприведенное изображение показывает, что вечером в январе-феврале «ковш» находится на северо-востоке (на картинке справа), а его «ручка» направлена вниз.

За ночь созвездие проходит полукруг, к утру достигает северо-запада (на картинке слева), а «ручка» устремляется вверх.

В июле-августе суточные изменения противоположные. Такая же противоположность отмечается в весенние и осенние месяцы.

Для положения созвездия на небе характерно суточное изменение, конкретное для каждого сезона года.

Звезды Большой Медведицы

Отвечая на вопрос, сколько звезд в Большой Медведице, указывают 7 наиболее заметных точек. Эта семерка образует тот самый «ковш», хорошо заметный на ночном небе.

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

Но в действительности созвездие обширнее, состоит из большего числа точек. Звезды меньшей яркости образуют лапы и морду «медведицы».

В семерку главных звезд, что входят в созвездие, включены:

  1. Дубхе («медведь») – альфа созвездия, вторая по интенсивности свечения. Одна из двух указателей на Северный полюс. Красный гигант, отстоящий от Земли на 125 световых лет.
  2. Мерак (переводится как «поясница») – бета-звезда, второй указатель на Северный полюс. Объект дистанцирован от Земли примерно на 80 световых лет, по величине чуть крупнее Солнца, испускает мощный поток инфракрасного излучения.
  3. Фекда («бедро») – гамма, звезда-карлик, находящаяся на расстоянии чуть меньше 85 световых лет от нашей планеты.
  4. Мегрец (с арабского «основание») – дельта, голубой карлик, отстоящий более чем на 80 световых лет от Земли. Объект так назвали, потому что он является основанием длинного хвоста «небесного зверя».
  5. Алиот («хвост») – эпсилон, самая яркая точка созвездия, находится на 31 месте по светимости видимых на небосводе объектов (звездная величина 1,8). Белая звезда, светимость в 108 раз выше, чем у Солнца. Один из 57 используемых в навигации небесных объектов.
  6. Мицар (с арабского «пояс») – дзета-звезда, четвертая по яркости в «ковше». Звезда двойная, имеется менее яркий спутник – Алькор.
  7. Алькаид («лидер») или Бенетнаш («плачущая») – эта-звезда, третья по светимости, конец «медвежьего хвоста». Голубой карлик, дистанция – 100 световых лет от нашей планеты.

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

Общее количество объектов в созвездии – около 125.

Из них следует отметить три расположенные на одной линии пары звезд, находящиеся на короткой дистанции друг от друга:

  • Алула Бореалис (ню созвездия) и Алула Аустралис (кси),
  • Тания Бореалис (лямбда) и Тания Аустралис (мю),
  • Талита Бореалис (йота) и Талита Аустралис (каппа).

Эти три пары еще называют тремя прыжками газели, на нижеприведенной карте они находятся в нижней части звездного скопления.

На рисунке показано расположение главной семерки звезд и объектов групп Талита, Тания и Алула.

Легенда о Большой Медведице

Существует древнегреческий миф, по которому можно понять, почему созвездие Большой Медведицы так называется.

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

Каллисто, наследница царя Ликаона, была одной из самых красивых нимф, служивших Артемиде. На красавицу обратил взор Зевс. Он принял облик Артемиды и соблазнил девушку. Богиня разозлилась, заметив в купальне, что ее любимая нимфа беременна, прогнала ее. Несчастная Каллисто отправилась в горы, где родила сына Аркаса.

Но злоключения нимфы на этом не прекратились. Гера, супруга бога-соблазнителя, узнала об Аркасе – внебрачном сыне Зевса, в отместку превратила соперницу в медведицу. Став взрослым, Аркас занялся охотой. Однажды в горах он столкнулся с медведицей, но даже подумать не мог, что перед ним родная мать. Юноша хотел пустить в зверя стрелу, но его остановил Зевс.

Главный бог не допустил, чтобы сын совершил страшный поступок, но не смог разорвать данное Герой проклятье. Пожалев несчастную Каллисто, Зевс превратил ее и сына в звезды и отправил их на небо. Так на небосводе появилась Большая Медведица, а рядом сын – Малая медведица.

Как найти Большую Медведицу на небе

В умеренном поясе России «медведица» относится к незаходящим созвездиям, так как расположена вблизи Северного полюса. Найти «ковш» на небе в вечернее и ночное время несложно. Достаточно один раз увидеть звездное скопление, чтобы запомнить, как оно выглядит.

Ниже на фото можно посмотреть, как может выглядеть «ковш» в ночном небе.

Большая медведица названия и описание звезд созвездия

Живущим на широте Москвы наблюдать звездное скопление лучше всего апрельской ночью. В промежуток времени между 23 и 24 часами «ковш» будет находиться в зените. Наблюдателю останется только выстроить фигуру по точкам.

Если за окном не апрель, то искать «медведицу» следует в других зонах небосвода:

  • январь-февраль – северо-восток, угол над горизонтом 30 70°, фигура расположена вертикально,
  • март – восток, угол 50 80°, фигура почти вертикальна,
  • май – запад, 60 90°, «ковш» наклонен вниз на 60 80°,
  • июнь-июль – северо-запад, возвышение над горизонтом 40 70°, наклон фигуры вниз 20 60°,
  • август-сентябрь – северо-запад (ближе к северу), 20 50°, фигура параллельна горизонту,
  • октябрь – север, угол 20 30°, «ковш» наклонен вверх на 10 30°,
  • ноябрь-декабрь – северо-восток (ближе к северу), 20 40°, фигура наклонена вверх на 30 80°.

После знакомства с Большой Медведицей значительно расширяются возможности исследования звездного неба. Полярная звезда – первое, что можно найти, зная расположение большого «ковша». А Полярная (альфа-звезда Малой Медведицы) – главный небесный ориентир по сторонам света.

tvercult.ru

Конспект урока окружающего мира по теме «Что у нас над головой?» (1класс)

МКОУ «СОШ ИМ.П.П.ГРИЦАЯ СТ.СОЛДАТСКОЙ»

ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему: « Что у нас над головой»

Педагог: _Яковлева Н.И.

Автор учебника (программы): А. А. Плешаков

Класс (группа, возраст): 1 класс 7 лет

Тип урока (занятия): изучение нового материала.

Цель: уточнить знания детей о дневном и ночном небе

Задачи:

Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.

Научить правильно, передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.

Развивающая:  развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе.

УУД, формируемые на уроке (занятии):

Предметные: усвоить, что Солнце — огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды, различать виды облаков

   Метапредметные:  готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:целостный, социально ориентированный взгляд на мир. Наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Большой Медведицы.

Оборудование и технические средства обучения:

  1. Куб, тарелка, мяч (у учителя).

  2. Компьютер.

  3. Проектор.

  4. Экран.

  5. Конверт с загадками (у учителя).

  6. Учебник “ Окружающий мир” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику

  7. Атлас-определитель “От земли до неба”.

Наглядные пособия: Виды облаков

Ключевые слова: Солнце, Звёзды, облака, созвездие Большой Медведицы

Рабочие материалы для обучающихся (воспитанников): Учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; рабочая тетрадь на печатной основе(у каждого ученика).

Ход урока

I. Организационный момент.

1) Приветствие.

На уроке я сижу, 
Не шумлю и не кричу. 
Руку тихо поднимаю, 
Если спросят – отвечаю. 

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

Прежде чем начать урок, проверим, все ли у нас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.

II. Самоопределение к деятельности

Учитель: О чём мы говорили на прошлом уроке? (познакомились с государственными символами, говорили о малой родине(ст.Солдатской) и о народах населяющих нашу страну)

Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).

1) Беседа.

Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок.

Ребята, а что на голове у Муравьишки? (Муравьишка надел колпак). СЛАЙД 2

Кто носит такой колпак? (Звездочет).

Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить путешествие на ракете.

Учитель: К запуску ракеты приготовиться!
Далекие звезды на небе горят.

Зовут они в гости ребят и девчат.

Собраться в дорогу недолго для нас. И вот мы к полету готовы сейчас.

-Пять, четыре, три, два, один. Пуск! 

Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли.

Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если вы отгадаете одну из них, то узнаете, куда мы летим.

2) Разгадывание загадок. СЛАЙД 3-5

Кто-то утром не спеша            

Надувает желтый шар,

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

Украшал ночную синь серебристый апельсин,

 А прошла неделя только – от него осталась долька.

 (Месяц)

В чёрном небе до зари

 Тускло светят Фонари.

 Фонари — Фонарики

 Меньше, чем комарики. (Звезды)

Где находится небо и солнце (вверху т.е над головой).

Кто скажет, о чём мы будем говорить во время нашего путешествия? Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока). СЛАЙД 6

III. Изучение нового материала.

1.Что такое Солнце?

Посмотрите на солнышко и предметы у меня на столе. (Учитель показывает 3 предмета: кубик, тарелку, мяч). На что Солнышко точно не похоже? (на кубик) Остались тарелка и мяч. Поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на тарелку. А теперь поднимите те, кто считает, что похоже на мяч. Какую геометрическую фигуру имеет тарелка? (форму круга). А какую мяч? (форма шара). Какую все-таки форму имеет солнце: круга или шара? Мнения разделились, давай-те обратимся к Мудрой Черепахи.

Мудрая Черепаха Видеоролик о солнце СЛАЙД 7

хотя мы видим на небе круг, на самом деле, солнце – это шар.

— Чтобы запомнить, изготовим модель Солнца.

— Модель – это предмет, изображающий другой предмет.

— Посмотрите на парту. Как вы думаете, какой материал нам сейчас пригодится?

— Пластилин, какого цвета мы будем использовать? (желтый, оранжевый, красный)

Правильно солнце бывает жёлтого, оранжевого, а при закате солнце алого цвета, то есть красного

2.Практическая работа (дети лепят модель солнца под музыку «черепаха и львенок»)

— Поднимите модели Солнца высоко над головой.

Мудрой Черепахи понравились ваши «солнышки». Молодцы! Вы хорошо потрудились!

Чем ваша модель похожа на Солнце, а чем отличается от него.

— Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (предположения детей).

3.Просмотр отрывка из мультфильма «Лунтик. Выше солнца» СЛАЙД 8

 А можем ли мы долететь до Солнца? Почему?

Оно находится очень далеко, оно очень горячее.

Ребята, а друг Лунтика – Кузя — решил перепрыгнуть Солнце. Посмотрим — получится ли у него это сделать. Отрывок из мультфильма.

— Почему у Кузи не получилось? (Солнце находится очень далеко, до него даже долететь невозможно).

— Значит Солнце – это не просто шар, а огромный шар.

— Молодцы!

— Ребята, Муравьишка — Вопросик хочет что-то спросить у Солнышка. Что же он спрашивает?

СЛАЙД 9

Солнышко – веселышко,

Ты такое теплое!

Солнышко – веселышко,

Ты такое доброе!

Почему же,

Хоть чуть- чуть,

На себя не дашь взглянуть.

— Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

— Почему мы не можем смотреть на Солнышко? (Оно горячее, раскаленное, пылающее)

— Значит солнце не просто огромный шар, а огромный пылающий шар. Кто сможет повторить, что такое Солнце?

— Муравьишка собирается посмотреть на Солнышко, но мы должны его остановить и объяснить, почему этого делать нельзя. Почему нельзя смотреть на Солнце? (можно испортить зрение)

— Ребята, но ведь люди очень умные, и они придумали аксессуар, который позволяет, защитить наши глазки от яркого Солнца. О каком предмете я говорю?

— Наша Черепаха — Мудрая посмотрите на нее, она уже надела солнцезащитные очки. СЛАЙД 10

— К какому выводу мы пришли?

— Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.

Учитель: Наша ракета, а вместе с ней и мы продолжаем свое путешествие.

IV.Физминутка.

А сейчас мы с вами дети

Полетаем на ракете.

На носочки поднялись,

Руки вверх и потянись.

Один, два, три, четыре

Вот летит ракета ввысь!

— Отдохнули, молодцы! Наша ракета продолжает полет.

V.Продолжение работы по теме урока

1.Что такое облака?

Ребята, если мы опять посмотрим в иллюминаторы, то что же мы можем наблюдать еще на дневном небе ? (Облака облака.

— А как вы думаете, что такое облако? (предположения)

— Сейчас мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

— Кто из вас видел, что происходит с водой, когда она закипает, например, в чайнике? (превращается в пар)

— А водяной пар- это мельчайшие капельки воды.

— В окружающем нас воздухе повсюду присутствуют крошечные капельки воды, а не только над чайником. Они настолько малы, что наш глаз их не видит. Но как только воздух охлаждается, эти частицы начинают сливаться друг с другом в более крупные капельки. Так и образуются облака.

— Кто же мне может теперь сказать, из чего состоит облако? (из мельчайших капелек воды).

Облако — это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев. Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака.

Учитель: Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.

Наблюдение за облаками

СЛАЙД 11-17

— Облака бывают разные, т.к. они находятся на разной высоте от Земли и имеют разную форму. По форме и расположению облаков на небе можно предсказывать погоду.

2. Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).

Откройте тетради на с.10 и посмотрите на картинки. Найдите кучевые облака и рядом с ними закрасьте кружочек. Другие облака расположены слоями — это слоистые облака. Закрасьте рядом с ними кружочек. Третьи напоминают перья — это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают пальчиком.)

— А какие облака вы видите на доске? (Кучевые)

hello_html_673bee1a.png

Учитель: Молодцы, ребята! С работой справились.

3.Знакомство с Луной и звёздами

Разгадывание загадок. СЛАЙД 18-19

Ребята, Муравьишка Звездочет и Мудрая Черепаха приготовили загадки.

Рассыпалось ночью зерно,
Глянули утром – нет ничего.

(Звезды).

В голубой станице
Девица круглолица
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.

(Луна).

Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба

Слайды

Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).

4. Знакомство с созвездием Большой Медведицы.(работа с учебником)

Из какого ковша 
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?

Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.

Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).

Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?

Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос.(Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).

У этой медведицы длинный хвост, потому что её тянули за хвост на небо. Это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.

Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).

Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).

Сравнение ковша и созвездия Большая медведица СЛАЙД 20

5.Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова)

Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.

hello_html_2d73341d.png

Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.

VI. Рефлексия и итог урока. СЛАЙД 21-23

Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю!

Учитель: К приземлению приготовиться!
Дети: Есть приготовиться!
Учитель: Приглушить моторы!
Дети: Есть приглушить моторы!
Учитель: Разъединить контакты!
Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши).
Учитель: Отстегнуть ремни!
Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение).
Учитель и Дети: 5, 4, 3, 2, 1. (Хлопают в ладоши).
Учитель: Полёт окончен!

  • Во время путешествия вы узнали о том, что у нас над головой.

  • Что же? (Ответы детей).

  • Что нового мы сегодня узнали о Солнце?

  • Солнце- это огромный пылающий шар, находящийся от земли очень далеко. Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.

  • У вас на столах лежат пластилиновые солнышки, возьмите остренький карандаш и оцените своё настроение на уроке при помощи смайликов

Закончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Литература:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение, 2015

  3. Окружающий мир 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова/ авт.-сост. Т.Н.Максимова. – Москва: Вако, 2012

  4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач.кл. – М.: Просвещение, 2000

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Интегрированный урок в 1 классе «Что у нас над головой»

                   Интегрированный  урок по окружающему миру

                                                    1 класс

                                    Тема «Что у нас над головой»

        Цели урока:

1)уточнить знания о дневном и ночном небе, сообщить элементарные сведения о Солнце, созвездии Большой Медведицы;

2)развивать представления о форме и размерах предметов, развивать речь, внимательность, активность, интерес к предмету;

3)воспитывать положительное отношение к учению, к урокам окружающего мира.

       Планируемые результаты:

  • предметные: наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо;

познакомятся с созвездием Большой Медведицы;

УДД:

  • регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;
  • познавательные: сравнивать, анализировать, выделять нужную информацию, делать выводы;
  • коммуникативные: принимать другую точку зрения или отстаивать свою позицию, формирование умения работать в паре;
  • личностные: формирование положительной учебной мотивации.

        Оборудование: картинки  ракеты, дневного и ночного неба, Звездочет, куб, тарелка, мяч, магнитофон, кухонный ковш, учебник, рабочие тетради,  картон желтого цвета.

                                               

                                                Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

III.Самоопределение к деятельности.

IV.Работа по теме урока:

  1. наблюдение за дневным небом;
  2. игра «День – ночь»;
  3. облака, работа в тетрадях
  4. физминутка
  5. наблюдение за ночным небом
  6. созвездие  «Большая Медведица»  работа парами в тетрадях

     7) работа в парах: вырезание лучиков для Солнышка и наклеивание их на         общее Солнышко (работа выполняется под песню «Светит солнышко»).   

V.Рефлексия.

VI.Подведение итогов урока.

                                                 

                                            Ход урока:

I.Организационный момент.

— Ребята, отгадайте загадку:

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост —

Понесется до звезд.

(Ответ: Ракета)

 — Молодцы! Отгадали!

— Ребята, а как вы думаете, почему я начала урок с этой загадки?

— Наш урок сегодня будет необычный. Мы отправимся в путешествие на этой ракете. Чтобы наш полет прошел удачно, вы должны хорошо поработать, быть активными.

II.Актуализация знаний.

— Здравствуйте, ребята! А вы знаете кто я? Нет? Тогда давайте знакомиться.

 — Я Звездочет и пришел к вам в гости на урок. Вы возьмете меня в путешествие? (Да)

Учитель.

— Мы рады Вас приветствовать, дедушка Звездочет!

— Ребята, для того, чтобы наша ракета взлетела, вам нужно ответить на вопросы, которые принес в конверте Звездочет. Вопросы по теме прошлого урока. (Дети по желанию отвечают на вопросы.)

— Как называется наша страна? Какие народы живут в России?

— Чем различаются представители разных народов?

— Что у них общего?

— О каких народах своего края вы узнали у взрослых?

— Какие символы нашего государства вы знаете?

— Как выглядит наш флаг?

— Какие достопримечательности можно увидеть в Москве?

— О каких праздниках вы прочитали в школьном словарике?

 

— Молодцы! С этим заданием вы справились. Теперь наша ракета готова к полету. Сядьте красиво и прямо.

Далекие звезды на небе горят.

Зовут они в гости ребят и девчат.

Собраться в дорогу недолго для нас.

И вот мы к полету готовы сейчас.

-Пять, четыре, три, два, один. Пуск! (Звучат звуки взлета ракеты)

III. Самоопределение к деятельности.

— Ребята, теперь мы в полете. И чтобы полет прошел удачно, нам надо выполнить  задание. В конверте у Звездочета остались загадки. Отгадайте их и вы узнаете тему нашего урока.

Кто-то утром не спеша            

Надувает желтый шар,

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Светит, сверкает,

Всех согревает. (Солнце)

Украшал ночную синь серебристый апельсин,

 А прошла неделя только – от него осталась долька.

 (Месяц)

В чёрном небе до зари

 Тускло светят Фонари.

 Фонари — Фонарики

 Меньше, чем комарики. (Звезды)

— Сравните эти слова. Что у них общего и где это все можно увидеть? (Все это можно увидеть на небе.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Ответы детей)

— Чтобы проверить, правильно ли вы предположили, давайте прочитаем тему урока на с.18 учебника. («Что у нас над головой»)

IV.Работа по теме урока.

  1. Наблюдение за дневным небом. Моделирование.

— Ребята, Звездочет приготовил вам загадку.

Голубой платок,

Желтый колобок

По платку катается,

Людям улыбается.  (Небо и Солнце)

— Давайте посмотрим в иллюминаторы нашей ракеты на «Дневное небо». На доске —  Дневное небо.

— С чем в загадке сравнивается небо?  (С голубым платком)

— А Солнце? (С желтым колобком)

— Посмотрите на предметы, которые принес старичок Звездочет. (Учитель показывает куб, тарелку и мячик).

— Звездочету интересно, с какими из этих предметов мы можем сравнить Солнце? (Солнце похоже на мяч)

— Правильно, мы видим в небе Солнце, похожее на круг, на тарелку, но на самом деле Солнце имеет форму шара. Оно похоже на мяч или на колобка.

— Возьмите пластилин. Вылепите из него модель Солнца. Какого цвета пластилин вы будете использовать?

— Еще раз внимательно рассмотрите Солнце на с.18 учебника. (Учащиеся рассматривают рисунок и лепят модель Солнца.)

Мудрому Звездочету понравились ваши солнышки. Вы хорошо потрудились. Молодцы!

— Наши солнышки маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (Ответы детей.)

— Ребята. Солнце – огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли. А можем ли мы долететь до Солнца? (Ответы детей.) Солнце находится очень-очень далеко. До Солнца долететь невозможно, потому что оно очень горячее.

2) Игра «День-ночь».

— Ребята, давайте поиграем в игру «День-ночь». Если я говорю слово «ночь», вы должны положить голову на парту и закрыть глаза. Если слово «день» — сесть красиво. Мы со Звездочетом посмотрим, как вы умеете играть.

3) Облака

Учитель: Наша ракета, а вместе с ней и мы продолжаем свое путешествие.

Ребята, если мы опять посмотрим в иллюминаторы, то что же мы можем наблюдать еще на дневном небе ? (Облака). Облако — это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев. Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака. (Работа в тетрадях) Откройте тетради на с.10 и посмотрите на картинки. Найдите кучевые облака и рядом с ними закрасьте кружочек. Другие облака расположены слоями — это слоистые облака. Закрасьте рядом с ними кружочек. Третьи напоминают перья — это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают пальчиком.)

— А какие облака вы видите на доске? (Кучевые)

– Наша ракета проходит через слой облаков, выходит в открытый космос и делает остановку на планете «Отдыхай-ка».

4) Физминутка.  

– Наша ракета проходит через слой облаков и выходит в открытый космос и делает остановку на планете «Отдыхай-ка». Музыкальная физминутка.

— Отдохнули, молодцы! Наша ракета продолжает полет.

5) Наблюдение  за ночным небом.

— Ребята, давайте представим, что уже ночь. Посмотрите в иллюминаторы нашей ракеты.

— Какие небесные тела можно увидеть  ночью? ( Месяц и звезды.)

— Звездочет предлагает нам полюбоваться красотой  ночного неба. ( На доске плакат)

 — Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное и сказочное)

— Молодцы, много вы знаете!  

  6) Созвездие «Большая Медведица». Беседа, работа по учебнику. Работа в парах.

-Ещё в древности (много-много лет назад) люди видели на небе фигуры из звёзд, которые они назвали созвездиями. Многие фигуры напоминали людям животных, и эти созвездия назвали их именами.

— Ребята, Звездочет приготовил для вас вопрос.

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы)

(Если дети затрудняются, учитель предлагает найти ответ в учебнике)

— Найдите рисунок вверху на с. 19. Что вы видите? (Медведицу.)

— Обратите внимание сколько ярких звезд в созвездии? (Семь)

— Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш)

(Учитель демонстрирует кухонный ковш)

Эта Медведица живет высоко – высоко в небе. Но рассмотрите внимательно её хвост. Что-то тут не так…

-Хвост у этой медведицы длинный, а у настоящего медведя короткий.

Вы, наверное, очень хотите узнать, почему?

— У этой медведицы хвост стал таким, потому что её тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из древних сказок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а заколдованная красавица по имени Каллисто. Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом, и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её — схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.

-Как вы думаете, существуют ли другие созвездия? (Ответы детей).

-В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары.

— А теперь посмотрите в тетради задание №2. Вам нужно соединить более крупные точки-звезды и у вас получится ковш. Посмотрите в учебник, где изображен этот ковш. Работайте в парах, помогая друг другу. Когда все сделаете, то дадите сигнальный знак.

Дети выполняют задание.

-Молодцы! Все справились с этим заданием.

— Мы снова в полете.

7) работа в парах — вырезаем лучики для солнышка (когда работа готова, то пара ставит на парту руки – сигнальный знак для учителя). Потом по команде учителя приклеиваем лучики к солнышку. Задание выполняется под песню «Светит Солнышко».

— Ребята, а чем нас солнышко согревает? (Лучиками)

-И у нашего солнышка их не хватает.

— Давайте же вырежем нашему Солнышку лучики и приклеем их. Работать будете в парах, помогая друг другу. Когда работу выполните, то дадите сигнальный знак. И уже с разрешения и помощью учителя наклеим лучики к Солнышку. Работу будем выполнять под музыку.

— Молодцы! С заданием все справились. Красивое получилось у нас Солнышко?

— Наше путешествие заканчивается. Звездочет очень доволен вашей работой и предлагает вернуться домой на Землю. К приземлению приготовиться!

— Пять, четыре, три, два, один! (Дети хлопают в ладоши.)

Учитель. Полет окончен!

V.Рефлексия.

— Ребята, интересно было сегодня на уроке?

— Какие задания вам понравились больше всего?

VI. Итоги урока.

— Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

— Кто помогал нам на уроке? (Старичок Звездочет)

— Спасибо. Вам за урок. Вы очень хорошо поработали и много узнали.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *