Бросовый материал природный материал – Проект по конструированию, ручному труду на тему: Самообразование: «Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве»

  • Home
  • Разное
  • Бросовый материал природный материал – Проект по конструированию, ручному труду на тему: Самообразование: «Использование природного и бросового материала в детском художественном творчестве»

Бросовый материал в творческих руках

Методическое пособие по работе с бросовым материалом
«Игрушки на бобине от скотч
а»

Рис.1

Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии. О. Шлосс

Цели и задачи:

1. Учить детей создавать объемные композиции из бросового материала (бобина от скотча).

2. Учить детей выполнять работу быстро и аккуратно.

3. Прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами.

4. Развивать у детей художественный вкус, творческое воображение, образное мышление.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Развивать у детей фантазию, творческие способности детей.

7. Воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.

Методы и приемы:

  • Показ образца, рассматривание и последовательное обследование образца.
  • Объяснение, частичный показ способов выполнения работы, указания, напоминания, поощрения.
  • Помощь, анализ, оценка, беседа о вещах которым можно подарить вторую жизнь.

Материал: гофрированный картон (белый), упаковочная коробка с трехслойным картоном, клей ПВА, стержни для клеевого пистолета, подвижные глазки.

Инструменты: ножницы, клеевой пистолет, линейка, простой карандаш, стирательная резинка, резак, циркуль.

Рис.2

«Бросовый материал в творческих руках».

В разное время самодельные игрушки мастерили из разнообразных материалов: бумаги, картона, фольги, ваты, кусочков ткани, бусин, бисера, природных материалов, глины. Сегодня магазины предлагают покупателям множество новых материалов для поделок. Это и разнообразные бумага и картон, в том числе и гофрированный, новые и необычные виды ткани, упаковочные сетки, креповая бумага для цветов. Появились массы для лепки легкие, плавающие в воде, самозатвердивающиеся под воздействием воздуха. Термопистолет — который за несколько секунд склеивает любую поверхность особенно хорошо картон и бумагу. Различные декоративные клея с блестками, спреи, стразы, пайетки и т. д. Но кроме этих материалов есть и не менее интересный, побуждающий человеческую фантазию работать - это «бросовый материал». Игрушки и поделки из этого материала особенно популярны в современном мире.

Для нас уже не ново видеть на улицах на природе горы всевозможного мусора, бумажные коробки, пластиковые бутылки, битое стекло, целлофановые пакеты и прочий мусор. От которого страдает не только окружающая нас среда, но и мы люди. Огромные усилия и средства тратятся на изготовление всевозможных упаковочных материалов, и потом все это оказывается на свалках. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га ежегодно. По расчетам специалистов, здесь 30% составляют бумага и картон, 4% полимеры, 3% черные и цветные металлы, от 4 до 6% стекло, свыше 4% текстиль. Бумаги здесь столько, что тысячи гектаров леса могли спокойно расти, а не вырубаться для нужд целлюлозно-бумажной промышленности. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа.

Мы перестаем замечать мусор под ногами, спокойно выбрасываем его в любое место на нашем пути, дети наблюдают за нами взрослыми и повторяют в точности наши поступки, мусорят на улицы в подъездах, общественном транспорте, кинотеатрах и т.д. И когда мы наконец-то обращаем на это внимание, оказывается, что уже слишком поздно, что-то менять. Для того чтобы этого не происходило нам взрослым необходимо уже с детского сада учить детей беречь окружающую природу. И в этом нам могут помочь именно «бросовые материалы», использованные коробки, банки, бутылки, упаковки из-под сигарет, чая, зубной пасты которые можно использовать в работе с детьми на уроках труда и в кружках прикладного творчества.

Например: обычный упаковочный картон. Для упаковки крупных или тяжелых изделий используют коробки из гофрированного трехслойного или пятислойного картона, для упаковки цветов - двухслойный. Для работы с детьми лучше всего использовать картон с тремя слоями, который имеет первый и третий слой из плотной бумаги, а второй слой представляет собой бумагу наклеенную змейкой — гофру. И двухслойный, так как этот картон уже готов к употреблению. По цвету, этот картон бывает белым, всех оттенков коричневого и серого. Гофрированный слой имеет как крупную, так и мелкую гофру, что позволяет мастеру проявить свою фантазию при работе не только с цветом, но и с гофрированной фактурой. Если намочить и снять один слой бумаги, получится гофрированный слой плотного картона. При работе только с бросовый материал ограничение в цвете можно разнообразить, тем, что белый картон с мелкой гофрой легко краситься акриловой краской. В продаже в магазинах можно приобрести картон всех цветов и оттенков радуги. Самый лучший картон это тот, который имеет цветную поверхность как внутри, так и снаружи картонного листа.

Для выполнения поделки «Зайчик с морковкой» нам понадобиться из «бросового материала» - упаковочный трехслойный картон, бобина от скотча, белый двухслойный картон.

Игрушка на бобине. «Зайчик с морковкой»

Ход работы

Из упаковочного трёхслойного картона вырезать 10-13 кругов диаметром 6 см. Круги склеить между собою клеем ПВА. Толщина получившейся заготовки головы зайчика должна быть, чуть меньше толщины бобины от скотча.

Из белого гофрированного картона вырезать по два круга диаметром 8 см. и 6 см., а так же две полосы (располагая гофры горизонтально) длинной 28 см и 21 см. Ширина полос должна соответствовать ширине бобины от скотча.

Бобину освободить от остатков клейкой ленты и обклеить полосой (28 см.) и двумя заранее вырезанными кругами (8 см.) — это туловище.

Полосой размером 21 см. и двумя вырезанными кругами (6 см.) обклеить картонную заготовку для головы (рис.4/1а).

Туловище и голову склеить между собой по шву с помощью клея ПВА или термопистолетом (рис.4/1Б).

Из упаковочного трехслойного и из белого двухслойного картона вырезать «ноги» зайца - по 1 детали (рис.4 шаблон 3), склеив их между собой. Из белого картона (рис. 4 шаблон 2) вырезать лапы — 2 шт., мордочку — 1 шт. (рис.4 шаблон 5), грудку — 1шт. (рис.4 шаблон 6). Глаза (2 шт.) и нос (1 шт.) можно вырезать из бумаги, либо взять уже готовые для изготовления мягких игрушек. Хвост — вырезать полосу длиной 6 см. и шириной 0,5 см., склеить ее в спираль (рис.4 шаблон 7). Уши вырезать из белого гофрированного картона (рис.4 шаблон 4) в количестве 2 шт., а вставки в ушах (2) из бумаги, розового или жёлтого цвета. Вырезанные детали приклеить на заготовку зайца.

Оформить зайца можно по-разному: бант, галстук, шляпка. В лапы дать морковку (рис.4 шаблон 8). Украсить блестками и т. д.

  

Рис. 3

Варианты изделий на бобине от скотча.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Бросовый материал — это что такое? Определение

«Ах, если б знали из какого сора…» рождаются не только стихи, но и дизайнерские вещи для оформления интерьера, то многие удивились бы.

Что не жалко выбросить, но можно пустить в дело

Для создания оригинальных украшений и функциональных предметов применяют не только покупную дорогостоящую фурнитуру и прочие принадлежности, но и бросовый материал. Это предметы, которые человек использовал в быту, а потом выбрасывает за ненадобностью. К нему относятся использованная картонная упаковка, пластиковые и стеклянные бутылки, ячейки для яиц, отслужившие свой срок шины и детали от различных вышедших из строя механизмов. Все, что не жалко выкинуть, может в умелых руках превратиться в оригинальный предмет, который может стать украшением интерьера или подарком для дорогого человека.

Искусство создавать красоту из мусора

В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки не только уродуют облик пригородов, но и создают угрожающую экологическую обстановку. Художники всего мира создают свои творения в модной технике треш-арт («треш» в переводе с английского – «мусор»). Это возможность неравнодушным и увлеченным людям всего мира использовать повторно бросовый материал. Это течение набирает обороты с каждым годом.

бросовый материал это

Оригинальные украшения для улицы

В оформлении дачи или приусадебного участка можно с размахом использовать бросовый материал. Это и старые покрышки, из которых можно сделать и многоярусные клумбы, и яркие скульптуры. Их также используют для изготовления уличной мебели, которой не страшны капризы погоды. Старые ведра и разбитая посуда могут послужить материалом для уличных светильников и кашпо для цветов.

Вездесущие пластиковые бутылки – незаменимый материал для оформления грядок и клумб. С их помощью можно не только украсить участок и очертить границы посадок, но даже применять их в качестве устройства для полива, когда нет возможности часто посещать загородный участок. А стеклянные бутылки — это не только основа для поделок, но и дешевый строительный материал, из которого умельцы возводят беседки и другие строения.

поделки из бросового материала для детскогоВ умелых руках даже крышечки от бутылок превращаются в материал для творчества. Скучный забор из сетки рабицы или глухая стена дома превращаются в арт-объекты после оформления их мозаикой из цветных бутылочных крышечек.

Дизайнерские украшения интерьера

Можно широко применять при изготовлении «разливных» поделок бросовый материал. Это предоставляет возможность дать простор фантазии. К примеру, стеклянные бутылки интересной формы, которых теперь так много в продаже, могут обрести вторую жизнь, если из них изготовить такой нужный в хозяйстве предмет, как ваза. Из бросового материала можно сделать светильники, кашпо для комнатных цветов, панно и картины.

фото бросового материалаВ ход могут пойти не только пластик или стекло, но и скорлупа от яиц, старые газеты и журналы, скорлупки от орехов. К примеру, фисташки могут стать основой для стильной бижутерии или венка. Также можно изготовить украшения из молний от старых вещей и ключей от сломанных замков. Фото бросового материала, превращенного в шедевры, можно найти в нашей статье.изготовление поделок из бросового материалаЯичная скорлупа может также стать источником вдохновения. Ее осколки можно наклеить на картонную основу и затем раскрасить красками или приклеить салфетки в технике декупаж. Такая аппликация из бросового материала смотрится изысканно и благородно, словно старая мозаика или потрескавшаяся от времени масляная картина.

Новая жизнь прочитанных газет

Вчерашние газеты, прочитанные за ужином, могут стать основой для поделок. Техника изготовления папье-маше известна уже давно, но благодаря современным новым идеям она расширилась. Современные мастерицы объединяют ее с другими видами рукоделия, к примеру, с декупажем, и получаются потрясающие вещички. А сколько людей увлечены плетением из газетных трубочек! Умельцы изготавливают и оригинальные корзинки, и кашпо, и коробки для мелочей. А некоторые умудряются даже изготовить плетеную мебель и вазы.

Поделки с детьми

Бросовый материал – это замечательная основа для детского творчества. Малыши с удовольствием придумывают новые возможности для применения, казалось бы, ненужных предметов. Детская фантазия позволяет превратить несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки.

аппликация из бросового материалаПоделки из бросового материала для детского творчества следует подбирать с учетом особенностей развития детей. Обычно для них применяют пластиковые бутылки и крышечки от них, одноразовую посуду, втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец, пуговицы, скорлупки от орехов и многое другое. Малышам должно легко работаться с материалами: резать их, прокалывать, склеивать и выполнять другие манипуляции.бросовый материал этоИз картонных коробок, оставшихся после покупки мебели, можно изготовить настоящую кухню для маленькой хозяюшки. А для мальчика – сделать машину, на которой он будет колесить по квартире. Да мало ли что могут придумать для своих детей любящие родители. Совместное изготовление таких поделок очень сближает, а новые идеи приходят во время работы. Взрослые выполняют сложные этапы, а малышу можно доверить декоративную отделку.

Можно изготовить из ненужного картона домик или магазин, прорезав окна и дверцы. Небольшую коробку можно использовать для изготовления кукольного домика. Внутри его можно обклеить остатками обоев, из обрезков ткани вырезать шторки. Мебель также изготавливается из всего, что есть под рукой. Изготовление поделок из бросового материала — увлекательное занятие, помогающее взрослым вернуться в детство, а детям научится создавать новые вещи своими руками.

Новогодние украшения

Новый год – праздник, которого ждут все от мала до велика. К этому дню готовятся заранее, наряжая елку и квартиру, изготавливая подарки. И в преддверии этого праздника как никогда пригодится бросовый материал. Старые каталоги и журналы можно использовать при изготовлении гирлянд и фонариков. Из перегоревших лампочек получаются оригинальные елочные игрушки, которых нет больше ни у кого. Пластиковые стаканчики могут стать основой для игрушек, если их раскрасить яркими красками и добавить блеска.

ваза из бросового материалаРабота с бросовым материалом учит как взрослых, так и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения. Учит бережливости и любви к окружающей среде.

Прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, стоит приглядеться к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра. Выбросить то, что уже не нужно, можно всегда, а вот подарить вторую жизнь – это уже искусство.

Консультация по теме: «Бросовый материал — большое поле для творчества»

  «Бросовый материал – большое поле для творчества»

Упрекает меня мама:
«Не хватает в доме хлама!
У тебя в коробке
От бутылки пробки,
Фантики и нитки,
Пластинки, открытки,
Старые игрушки, 

Выбросить все нужно!».

Ну какой же это хлам?
Все сгодится в доме нам!

     Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии (О. Шлосс).

     Ручной труд с использованием нетрадиционных материалов вызывает живой интерес детей, помогает формировать творческие способности детей, развивает мелкую моторику детей. Бросовый материал  даёт огромные возможности для осуществления фантазий.    Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Для того, чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, практически каждый день мы выбрасываем в больших количествах пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, бутылочные пробки и др.

     Немного фантазии, креативного подхода, композиционного решения и с его помощью можно создавать поистине шедевральные изделия, многое  из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том, что создавая различные изделия, мы даём ему вторую жизнь бросовому, тем самым способствуем формированию экономического сознания (умение приберечь ненужные вещи для дальнейшей игровой, продуктивной деятельности), а также сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того, изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное настроение.

     Поделки из бросового материала являются очень широким полигоном для осуществления детских фантазий.

     Хотите позитивно и плодотворно провести время с ребенком? Тогда запаситесь клеем, цветной бумагой, пластилином, красками, фломастерами, ножницами и, конечно, разнообразным бросовым материалами, и за дело!

Для этого существует масса идей и предложений. Из пластиковых бутылок получаются прекрасные элементы декора: бабочки, пальмы, цветы, звёзды, вазы, шкатулки и многое другое.

    Детские поделки из бросового материала лучше создавать совместно с взрослыми, ведь для их изготовления иногда применяются острые предметы (ножницы, нож). Работая под присмотром родителя или старшего брата, сестры ребенок учится трудиться аккуратно, доделывать игрушку, подарок, сувенир до конца. Фантазия детей безгранична!

     Подключайте всех членов семьи к изготовлению поделок. Совместное с малышом творчество, существенно упростит процесс взаимопонимания между родителями и детьми, что намного облегчит воспитание ребенка.

     Развитие фантазии, воплощение мечты в реальность – это замечательный момент в становлении маленькой личности. Приучение к труду с малых лет, развитие усидчивости, развитие мелкой моторики пальцев – немаловажные факторы в качественном развитии малыша. Сознание своего участия в каком-либо процессе, труд наравне с взрослыми существенно повысят самооценку маленького человека.  

     Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Технологию изготовления изделий из бросового материала можно приравнять к декоративно-прикладному творчеству; так как в процессе работы дети знакомятся с правилами построения композиции, цветовым решением, применяют дизайнерские навыки, у них развивается эстетический вкус, чувство ритма, стиля и гармонии. Доступность, яркость, простота в применении бросового материала дает неограниченные возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации, самоутверждения.

     В результате такой работы у детей формируется такие качества как практичность, умение беречь и ценить каждую вещь и применять всё к делу. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитывается усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, бережное  и экономное отношение к материалу в процессе конструирования.

     Творите, выдумывайте, и у вас с Вашим ребенком обязательно получатся замечательные уникальные поделки, игрушки, сувениры и полезные мелочи из бросового материала!

Приятного Вам творчества!

ФОТО ВЗЯТО ДЛЯ С ИНТЕРНЕТА (ДЛЯ ПРИМЕРА)

 

 

 

 

 

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: ЗАНЯТИЕ «Что такое природный и бросовый материал?»

«Что такое природный и бросовый материал?»

Цель: Учить детей изготовлению поделок из природного и бросового материала на основе определённой схемы действий.

Задачи:

— закреплять навыки работы с различными материалами;

— развивать мелкую моторику рук;

— активизировать и обогащать словарный запас;

— учить придавать поделкам выразительность в сочетании с задуманной композицией;

— формирование творческих способностей;

— формировать бережное отношение к природе.

Материал: раздаточный – природный, бросовый материал, пластилин.

Предварительная работа:

— беседы о природе, о птицах;

— рассматривание природного и бросового материала;

— изготовление поделок из бросового материала;

— проведение дидактических игр;

— разучивание слов для пальчиковой гимнастики;

— чтение художественной литературы.

Ход НОД:

Дети входят в группу, встают полукругом.

В: Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Д: Да, мы очень любим путешествовать.

В: Скажите, как и на чем можно путешествовать?

Д: На автобусе, на такси, на лыжах.

В: Молодцы. И сегодня я предлагаю отправиться в зимний лес. Но в лесное царство может попасть только тот, кто вспомнит правила поведения в лесу.

Перед детьми находятся схемы с правилами поведения в лесу. Дети рассматривают их и комментируют.

Д: Не разорять птичьи гнезда; не разводить огонь; не ломать деревья; — не оставлять мусор; ходить по тропинкам.

В: Молодцы, ребята. Молодцы, теперь я уверена, что вы не нарушите лесной тишины, не обидите братьев наших меньших. Нам пора отправляться. Мы поедем на автобусе.

А теперь давайте распределим роли, кто будет: водителем, а  кто кондуктором. Сделаем мы это с помощью считалки.

Д: Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

Д: Тот кто выбыл из круга, тот будет водитель. Считаем еще раз, на кого покажет считалка, тот кондуктор.

 (Дети, кто исполняют роли, надевают атрибуты для водителя автобуса – кепка, для кондуктора – жилет, сумка с билетами»)

Дети занимают свои места на стульчиках в автобусе, берут билеты.  В: Вот мы с вами и оказались в лесу. Здесь много богатства! Как вы думаете, что это за богатство?

Д: Деревья, травы, ягоды, грибы, цветы, животные, насекомые.

В: Правильно! Весь лес и всё, что есть в нём – это богатство. В лесу нет ничего бесполезного, и ничего не пропадает зря.

В: Ребята, давайте прогуляемся по зимнему лесу. Что мы можем здесь увидеть?

Д: Вот птичка на веточку дерева села отдохнуть.

Дима: Посмотрите, шишки под деревом, наверно это белка орешки доставала.

Алеся: А вот еще и каштаны под деревом.

В: Ребята, какие вы наблюдательные, сколько всего смогли увидеть. А как одним словом можно назвать всё то, что мы можем найти с вами в лесу, всё то, что дарит нам природа?

Д: Природный материал.

В: Что можно сделать из природного материала?

Д: Много разных поделок.

В: Кроме природного материала, чем ещё можно воспользоваться для изготовления поделок?

Д: Бумагой, картоном, пуговицами, пластилином. Стаканчики из под йогурта, пластиковые ложки, вата и другое.

В: Правильно! Это бросовый материал. Чем отличается природный материал от бросового?

Д: Природный материал – это то, чем богата природа, а бросовый материал – отходы труда человека.

В: Давайте отправимся назад в детский сад, в нашу группу и попробуем сделать поделки из природного и бросового материала.

В: Занимайте свои места за столом. Теперь начнём творить чудеса! Предлагаю сделать человечков и медведей. Для вас я приготовила природный и бросовый материал, из которого вы будете изготавливать поделки. Перед работой нужно подготовить руки, чтобы они трудились уверенно, без устали. Для этого выполним пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки шишки.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дружно в руки шишки взяли,

Меж ладоней покатали.

Шишку сильно не сжимать,

Ведь её нельзя ломать.

Будем шишки мы катать

И ладони разминать!

В: Настя, кого ты будешь изготавливать и из какого материала?

Настя: Я буду делать девочку из пластиковой ложки. Глаза из пластилина. Волосы из ваты, прикреплю пластилином, платье из бумаги.

В: Кирилл, а ты из чего будешь делать?

Кирилл: Я буду делать медведя из шишки. Уши, лапы и мордочку из пластилина.

В: Кира, а ты кого будешь делать и из какого материала?

Кира: Я буду делать медведя из шишки. Уши из шляпки от желудя и пластилина.

В: Соня, а ты кого будешь делать?

Соня: Человечка из ложки, пластилина и бумаги.

В: Варя, расскажи, кого ты будешь делать?

Варя: Медведя из шишки, пластилина.

В: Алеся, кого ты будешь мастерить?

Алеся: Человечка из стаканчика из под йогурта, ваты и пластилина.

В: Юля, ты кого делать будешь?

Юля: Человечка из шишки, волосы из ваты, руки и ноги из пластилина.

В: Каких замечательных медведей вы сделали! А человечки очень похожи на настоящих. Вы умеете творить чудеса: превращать бросовый и природный материал в настоящие произведения искусства. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось?

Д: Красота леса, птицы. Как мы искали шишки, желуди, изготавливали поделки.

В: Ребята, я вам предлагаю дать имена своим поделкам, которые и будут героями нашей сказки.

Презентация к занятию «Природный и бросовый материал в творческих руках»

ПРИРОДНЫЙ И БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ В ТВОРЧЕСКИХ РУКАХ

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения: интегрированное занятие

Цель занятия: формирование обобщенных знаний детей о классификации природного и бросового материала, ознакомление с необычными деревьями Земли.

Задачи:

  • обучающая: познакомить обучающихся с классификацией природного и бросового материала, сформировать знания воспитанников о необычных деревьях Земли;

  • развивающая: развивать познавательную активность и творческие способности, умение работать сообща, умение самостоятельно реализовывать замысел в практическом исполнении;

  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы.

Оснащение занятия: природный и бросовый материал, цветные карандаши, клей, бумага, разрезные картинки с изображением деревьев, ножницы, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, схемы «Бросовый и природный материал», конверты с заданием.

Методы и приемы обучения: инструктаж, практическая работа, дидактические игры, работа по карточкам, педагогическая поддержка

Ход занятия

1.Организационно-подготовительный этап

Педагог: Здравствуйте ребята! Мы рады новой встрече с вами в студии «Вдохновение», где руки не знают скуки, а голова постоянно стремится узнать что-то новое и интересное. Оглянитесь вокруг. Что сегодня не так как всегда?

(Ответы детей: К нам пришли ребята из студии «Природа умелым рукам»)

Думаю, что сегодня мы вместе сможем сделать наше занятие интересным и запоминающимся. Поприветствуем друг друга доброй улыбкой

Сегодня мы познакомимся с различным природным и бросовым материалом, с необычными деревьями Земли, нарисуем их и пофантазируем, из какого бросового и природного материала их можно было бы изготовить

Тема нашего занятия «Природный и бросовый материал в творческих руках»

2.Объяснение нового материала

Педагог: Ребята, что такое мусор? (это отходы жизнедеятельности человека)

Назовите его. (Мусор- это пластиковые бутылки, одноразовая посуда, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т. д.)

(На правильные ответы детей педагог на доске вывешивает карточки с названиями бросового материала)

Практически каждый день  мы выбрасываем мусор и не задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться, несут в себе множество возможностей для творчества и называются бросовым материалом. Обратите внимание на экран (на экране представлена схема «Бросовый материал»)

Из природного материала также можно изготовить массу интересных поделок. Природный материал бывает растительного, животного и минерального происхождения.

Дидактическая игра «Угадай-ка» (детям представлены карточки с перечнем материалов природного происхождения, их задача — правильно разложить материалы по коробкам)

Обратите внимание на экран (на экране представлена схема «Природный материал»)

Отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший-

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек (Дерево)

Педагог: В растительном мире насчитываются тысячи разнообразных видов деревьев. Среди них встречаются удивительные   экземпляры, с некоторыми из них мы сейчас познакомимся:

Баньян, или, дерево-лес Оно имеет не один, а тысячи стволов. В центре находится главный ствол, от него вырастают толстые побеги, от этих побегов вниз тянутся ответвления, которые, достигнув почвы, укореняются. После этого они начинают расти в толщину и от них отходят новые побеги… Так продолжается до бесконечности. Один из самых старых баньянов растет в Индии уже больше 3 тысяч лет и состоит из 3 тысяч маленьких и 3 тысяч больших стволов высотой больше 60 метров каждый.

Педагог: «Молочное» дерево (галактодендрон). Растет в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Как вы думаете, почему оно так называется?

Местные жители употребляют сок этого растения как молоко. Из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. Употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится.
При кипячении сока на его поверхности выделяется воск, который идет на изготовление свечей и жевательной резинки. Древесина этих деревьев используется в качестве строительного материала.

Педагог: В Австралии растут бутылочные деревья, Как вы думаете, почему оно так называется? Эти деревья способны запасать воду в стволе. Они действительно похожи на бутылку и имеют два отделения. В нижней части ствола между корой и древесиной находится резервуар, вмещающий значительное количество воды. Другой резервуар помещается в средней части ствола — в нем находится большое количество сладковатого густого, как желе, сока, очень полезного и питательного. Эти деревья достигают 15 метров в высоту и 2 метра в ширину.

Педагог: Конфетное» дерево, говения. Произрастает в Японии, Восточном Китае, Корее и предгорьях Гималаев. Дерево вырастает до 10-20 м. в высоту.

Внешне оно очень похоже на липу, с большим количеством цветов, богатых нектаром. Сухие косточковые плоды вырастают на концах мясистых плодоножек. Сладкие ароматные плодоножки съедобны в необработанном виде. В засушенном виде они напоминают изюм. Из древесины говении местные жители изготавливают музыкальные инструменты и некоторые виды мебели

Педагог: На острове Сокотра у восточного побережья Африки на каменистых склонах гор можно встретить огуречное дерево. Как вы думаете, почему оно так называется?

Это растение с колючими морщинистыми листьями, шипастыми, похожими на обыкновенные огурцы плодами и толстым, сочным стволом, состоящим из мягкой беловатой клеточной ткани, которая легко режется ножом. Это единственное дерево в семействе тыквенных.

(Информация о деревьях представлена на экране)

3.Закрепление нового материала

Педагог: Ребята, давайте сыграем в такую игру. Я называю дерево, и если оно растет в нашей местности, то вы поднимаете руки, а если такого дерева в нашей местности не найти, опускаете руки вниз. Попробуем? (Береза, Ель, бутылочное дерево, огуречное дерево, сосна, кедр, конфетное дерево, лиственница, баньян, осина)

Педагог: Следующее задание «Собери картинку». (В конвертах разрезные картинки деревьев, дети собирают картинки и наклеивают на картон)

Какое дерево вы собрали? Почему оно так называется? (Дети вывешивают картинки на доску)

4.Практическая работа (Работа в группах)

Педагог:

Перед вами лежит лист бумаги, цветные карандаши, набор природного и бросового материала. Каждая группа получает задание в конверте:

Задание для первой группы

1.Нарисовать огуречное дерево, раскрасить цветными карандашами.

2.Придумать сообща из каких природных материалов (лежит перед вами на столе) можно сделать огуречное дерево.

3.Обсудить и записать на листе бумаги.

4.Презентовать свою работу (выступает 1 человек от группы)

Порядок презентации дерева:

  • Название дерева

  • Показать рисунок

  • Перечислить материалы, из которых вы планируете сделать отдельные части дерева (ствол, ветви, крона, листья)

Задание для второй группы

1.Нарисовать бутылочное дерево, раскрасить цветными карандашами.

2.Придумать сообща из каких бросовых материалов (лежат перед вами на столе) можно сделать бутылочное дерево.

3.Обсудить и записать на листе бумаги.

4.Презентовать свою работу (выступает 1 человек от группы)

5. Анализ практической работы

Педагог: Все справились с заданием. Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные деревья у вас получились

6. Обобщение изученного материала. Итог занятия

Педагог 1. Перечислите деревья, о которых вы сегодня узнали?

Перечислите бросовый материал. Назовите природный материал

В природе даже самые обычные деревья могут иметь причудливую форму (на экране представлены деревья причудливой формы)

На следующем занятии вы попробуете сделать представленные вами сегодня деревья из предложенных природных и бросовых материалов. Большое спасибо всем за работу.

Популярные работы с использованием материала «Материал бросовый»

Велосипед-кашпо (МК)

Мастер-класс, Поделка, изделие, Свит-дизайн

3474
Плетеное сердце из газетных трубочек….

Мастер-класс, Поделка, изделие

2299
Готовь сани осенью, или в гости к Деду…

Мастер-класс, Поделка, изделие

2228
Сумка из полиэтиленовых пакетов (МК)

Гардероб, Мастер-класс, Материалы и инструменты

2108
Топиарий из ватных дисков+мини МК.

Бонсай, топиарий, ёлка, Мастер-класс

2101
Кофейно-шпагатные фантазии 2

Мастер-класс, Поделка, изделие

2035
«Радости полные штаны!»

Мастер-класс, Поделка, изделие

1959
Я буду долго гнать велосипед!

Мастер-класс, Поделка, изделие

1928
Зимний домик для чайных пакетиков

Мастер-класс, Поделка, изделие

1875
Шкатулочки из бобины от скотча

Мастер-класс, Поделка, изделие

1643
Сказка для взрослых. +МК по мини-бару

Декор предметов, Мастер-класс, Поделка, изделие

1637
Розовая нежность!

Бонсай, топиарий, ёлка, Мастер-класс

1595
«Бутылка-дама» Мастер-класс.

Декор предметов, Мастер-класс

1481
Вазы напольные

Мастер-класс, Поделка, изделие

1475
Дом там, где твое сердце

Мастер-класс, Поделка, изделие

1404
Волшебная яичная скорлупа и что можно…

Мастер-класс, Поделка, изделие

1339
Подставка «Радуга» МК.

Мастер-класс, Поделка, изделие

1335
Шкатулочки из консервных банок

Мастер-класс, Поделка, изделие

1278
Барышня-шкатулка МК

Мастер-класс, Поделка, изделие

1276
ГОЛУБЬ ( Королевский, павлинохвостый)…

Ландшафтный дизайн, Мастер-класс

1262
Древний свиток с печатью из воска

Мастер-класс, Поделка, изделие, Скрапбукинг

1253
Мини-комодик в стиле шебби — мастер-…

Мастер-класс, Скрапбукинг

1196
Кому карандашница, кому шкатулка, кому…

Мастер-класс, Поделка, изделие, Скрапбукинг

1158
Ёлочка-топотушка «Снежная ночка…

Бонсай, топиарий, ёлка, Мастер-класс

1128

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала



В статье представлен опыт работы МБДОУ «Детский сад № 36» г. Арзамаса по организации конструирования из природного и бросового материала в условиях детского сада, его влиянии на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. И чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будут формироваться и развиваться у него такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь. Большая роль в этом процессе принадлежит конструированию из природного и бросового материала.

Отечественные психологи и педагоги — Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. — доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому — множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Все эти вопросы можно решить в ходе такого вида деятельности, как конструирование из природного и бросового материала.

Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.

Во время прогулок с детьми, проходя мимо дуба, остановитесь, не спешите. Земля возле дуба усыпана желудями. Ведь это не желуди! Ведь если приделать ножки и разукрасить лицо — нам улыбнётся гномик!

А вот — красавица ель, а вот сосна. А что под елкой? Шишки? Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой,— видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой — узнаете? Да это же ежик!

Задача воспитателя — воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.

Благодаря конструированию из природного и бросового материала дети попадают в удивительную страну, где можно познать радость созидания творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей.

Развитие и формирование детского конструирования происходит поэтапно, в соответствии с принципами усложнения материала, перехода от простого к сложному — при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.

Работа по конструированию с природным и бросовым материалом начинается со второй младшей группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы.

Во второй младшей группе воспитатель создает условия для знакомства детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов, безопасных для жизни и здоровья детей. Дети свободно экспериментируют с бумагой, тканью во всём их разнообразии и природным материалом.

В среднем дошкольном возрасте к конструированию из природного материала добавляется конструирование из бросового материала. В этом возрасте воспитатель ставит перед детьми следующие задачи: видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, творчески дополнять изображение деталями.

Значительно больше возможностей для творчества и конструирования из природного материала, возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Детям предоставляем возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию, количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов. Изделия дошкольников усложняются постепенно за счет увеличения количества деталей, использования различных природных материалов и приемов его обработки, объединения отдельных предметов в сюжетные композиции.

Для успешного осуществления данного вида детской деятельности важно создать необходимые условия.

Первое условие — это “Уголок удивительных вещей”, в котором хранятся разнообразный природный и бросовый материалы для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.

Второе условие — это организация образовательного процесса:

− совместная образовательная деятельность детей и воспитателя;

− самостоятельная деятельность детей;

− различные формы взаимодействия с родителями.

Третье условие — выбор содержания работы:

− Изготовление поделок из бросового материала

− Изготовление поделок из природного материала

− «Есть идея!» (изготовление поделок из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги).

Интерес к конструированию из природного материала мы поддерживаем не только грамотным проведением образовательной деятельности и индивидуальной работой с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью консультируем родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказываем о значении ручного труда в развитии личности ребенка, делимся опытом своей работы, проводим выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. Это способствует активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к художественно — творческой деятельности детей.

Поделки, созданные своими руками дошкольники используют в режиссёрских играх “Путешествие с Лесовичком”, “Приключения домовёнка Кузи”, “Удивительные Смешарики”.

Результатом совместной работы по конструированию поделок из природного и бросового материала являются тематические творческие выставки и конкурсы.

Таким образом, конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. Работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.

Литература:

  1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018
  2. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Издательство: ИД Цветной мир, 2015 г.
  3. Новикова И. В. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 192 с.
  4. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. — М.: Просвещение, 1991.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2013/02/22/khudozhestvennoe-konstruirovanie-iz-prirodnogo

Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, природный материал, ребенок, изготовление поделок, детский сад, конструирование, дошкольный возраст, младшая группа, окружающий мир, материал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *