Что делать, чтобы металл долго не ржавел? Почему ржавчина поражает металлы?
Любые металлы рано или поздно начнут ржаветь. Насколько быстро это произойдет, зависит от условий эксплуатации и способов защиты от коррозии, которые были к ним применены. Почему коррозия неизбежна и как ее замедлить – расскажем в этой статье.
Почему появляется ржавчина?
Изначально в природе металлы добываются не в чистом виде, а в виде химических соединений: карбонатов, оксидов, сульфидов, гидроксидов. Это соединения металлов с углеродом, кислородом, серой, водой и прочим.
Если бы металлы были изначально чистыми, ржавчина была бы им не страшна. Но, таких металлов раз, два и обчелся. Это всем известные: золото, серебро, платина. Такие металлы не стремятся к созданию соединений, поэтому практически не взаимодействуют с окружающей средой, она не имеет на них большого влияния.
Что такое нержавеющая сталь и правда ли она не ржавеет? Нержавеющая сталь, к сожалению, тоже ржавеет, но делает это гораздо медленнее, чем железо. Потому что нержавеющая сталь представляет собой сплав железа и хрома. Из-за связи с хромом, железо не так активно стремиться взаимодействовать с окружающей средой, поэтому процесс коррозии идет медленнее. |
Большинство добытых «не чистых» металлов плавят, очищают, восстанавливают и делают чистыми. Однако полученные чистые металлы остаются не устойчивыми, далекими от природного состояния. Они стремятся снова стать соединениями, вступить в реакцию с окружающей средой.
Взаимодействуя с воздухом, металл образует оксид, а с влагой – гидроксид. Процесс образования оксида или гидроксида является естественным для железа. Мы же называем этот процесс коррозией, а его результат — ржавчиной.
Как происходит процесс коррозии?
Металлы вынуждены постоянно взаимодействовать с окружающей средой, а значит, коррозия неизбежна. Если железо полностью оградить от воздуха и влаги, содержать в абсолютном вакууме, то оно не будет ржаветь. Но и толку от него не будет.
Людям интересен металл в первую очередь, как прочный материал, из которого изготавливают множество конструкций, объектов инфраструктуры, зданий, изделий и необходимых человеку предметов. То есть все то, что постоянно соприкасается с окружающей средой. При условии наличия воды и кислорода на протяжении достаточного количества времени железо полностью превращается в ржавчину, другими словами, разрушается до основания.
К счастью процесс коррозии не происходит мгновенно. Здания и самолеты не разваливаются от ржавчины моментально, как и другие железные бытовые предметы. К тому же люди постоянно изобретают новые способы максимально замедлить процесс коррозии.
Способы защиты от коррозии
В первую очередь для защиты металлов от коррозии стали создавать различные сплавы металлов. Кроме вышеуказанного хрома, в состав добавляли никель, молибден, титан, ниобий, серу, фосфор и т. д. Добавление в сплавы дополнительных элементов, ответственных за определенные свойства получаемых сплавов, называется легированием. Этот способ применяют до сих пор, но гораздо реже, так как он сложный, дорогостоящий и не всегда применим.
Гораздо проще наносить на уже существующие металлы различные покрытия, которые создают барьер между поверхностью металла и окружающей средой, тем самым замедляя процесс коррозии. Изначально в качестве покрытий применяли обычные краски, но такой барьер служил недолго и не выдерживал сложных условий эксплуатации.
В ходе множества проведенных исследований, ученые выяснили, что максимально замедлить процесс коррозии можно, если покрыть коррозирующий металл тонким слоем другого металла, который коррозирует очень медленно. Так железо стали покрывать оловом, хромом, никелем, медью. В итоге, был найден оптимальный металл, покрывать которым было удобно, не дорого и эффективно – это цинк. Именно цинк коррозирует в 3 раза медленнее большинства металлов, а если наносить его правильным способом, то практически полностью останавливает коррозию на 25-50 лет.
Есть вопросы по выбору состава? Обращайтесь в представительство в вашем городе:
в Санкт-Петербурге: +7 (812) 603-41-53, +7 (921) 927-58-47
в других городах: 8 (800) 707-53-17
e-mail: [email protected]
что сделать чтобы металл не ржавел
покрасить хамерайтом
смотря в какой среде…. есть лаки, краски… куда надо-то и какой металл?
если днище то карозийкой покрой в любом авто сервисе
Поставь электро -химичискую зашиту как на судах, будут ржаветь пятаки, а не машина.
обработать ортофосфорной кислотой помыть раствором соды и грунтовкой покрасить
Если декоративная деталь можно электролизом омеднить.
Как обработать металлический водосток, чтобы не ржавел со временем
Чтобы защитить крышу от скопления влаги при осадках, на кровле всегда предусмотрена водосточная система. Она подразумевает постоянный контакт с водой и отводят ее в то место, где влага не будет разрушать элементы дома. Но находясь под постоянным воздействием воды, сам водосток может портиться, особенно, если он сделан из металла. Металлический водосток – это самый популярный его тип, и чтобы он дольше оставался в рабочем состоянии, ему нужна определенная защита.
Способы защиты водостока от ржавчины
Никто не использует для системы водоотведения обычные металлические трубы. Всегда стараются подобрать оцинкованный металл, который, по заявлению производителя, может не ржаветь десятки лет. На деле такого не происходит, поэтому трубы обрабатывают дополнительно. В качестве защиты выступают химические составы, которые делятся на 2 группы:
- Кислоты – чаще всего выбирают ортофосфорную. Она способна удалить уже образовавшуюся ржавчину и защитить участок от дальнейшего ее распространения. Использовать кислоту несложно – сначала трубу надо очистить от листьев, пыли сухой тряпкой. Затем при помощи кисточки нанести средство и оставить его на полчаса. За это время кислота растворит имеющуюся ржавчину, затем участок надо будет протереть, очистить заново. Важно помнить, что все манипуляции надо выполнять в защитных перчатках;
- Преобразователи ржавчины – в этой группе есть несколько подтипов, но принцип действия един. Состав наносится на пораженный участок тонким слоем, а затем этот слой можно удалить или оставить. Работать с этими материалами надо обязательно в респираторе, т.к. составы содержат токсичные пары.
Помимо промышленных средств есть и несколько народных рецептов. Они подходят в тех случаях, когда купить спецсостав нет возможности или есть аллергия на химические составы. Доступные борцы со ржавчиной:
- Кока-кола – в составе напитка столько щелочи, что он способен растворить ржавчину. Достаточно обработать водосток и оставить на сутки;
- Смесь керосина и парафина – состав разводится в соотношении 10:1. Раствор после смешения должен постоять около суток, а затем его нужно нанести на металл. Через 12 часов можно будет очищать;
- Силит-крем – используется для удаления бытовой ржавчины с кранов, стен, но хорошо справляется и с водосточными трубами.
Промышленные составы хороши тем, что помимо очищения они способны создать и защитную пленку на поверхности.
( Пока оценок нет )
Как предохранить железо от ржавчины
Для того чтобы железо предохранить от ржавчины нужно сначала поверхность металла предварительно хорошо вычистить. Затем рекомендуется использовать по выбору следующие средства :
1) Нужно покрывать наше железо веществами, которые хорошо впитывают кислоты и воду или их связывают.
К примеру, для того чтобы предохранить от коррозии паровые котлы на судах, в воду рекомендуется добавить раствор, состоящий из окиси цинка в едком натрии или же твердую углекислую окись цинка. Кроме этого специально останавливают паровые котлы, чтобы их наполнить раствором соды или известковым молоком, это придает больший эффект для предохранения железа от коррозии. Также в хорошо просушенные котлы помещают с помощью топки хлористый калий, при этом куски хлористого калия, которые мы поместили в котел, должны быть небольшие, примерно с орех и ненужно забывать одновременно с этим прекращать доступ воздуха в котел.
В туннелях же, чтобы предохранить железо от ржавчины, применяют известковый щебень или железные части покрывают известняковым молоком. С помощью этих веществ достигается обезвреживание весьма вредного элемента, который образует ржавчину. Гайки в туннелях также дважды покрывают дегтем.
2) Покрытие металлов производится после предварительного вытравления в кислоте и моментального высушивания в горячем состоянии. Сначала предметы покрывают гальванопластическим способом в специальной металлической ванне или погружают в расправленный металл.
Наиболее лучшими металлами для предохранения железа от коррозии являются :
— Свинец. Он предохраняет от серной и соляной кислоты. Листы, сделанные из свинца, применяют и покрывают крыши газовых, а также химических заводов и т.п.
— Никель и медь (гальваническая) предохраняют только при лишь значительной и большой толщине слоя.
— Олово. Предохраняет незначительно и только до тех пор, пока нигде не обнажено железо.
— Цинк. Лучший предохранитель, его также используют и в морской соленой воде, потому что на поверхности железа при цинковой ванне образуется сплав железа с цинком. В свободной продаже оцинкованное железо встречается под названием гальванизированного железа.
3) Отличным веществом предохранения от коррозии может послужить портландский цемент, он способен также вбирать в себя уже имеющийся на поверхности железа ржавчину, что делает его одним из лучших средств от коррозии. Также цемент является хорошим средством для крупных отливок и больших сооружений из железа. Для этого вам нужно мелко просеять цемент, развести его в воде и нанести нашу смесь на металлические поверхности кисточкой. Этот процесс нужно повторять от четырех до пяти раз пока не затвердеет последний слой. Для тех металлических поверхностей, которые подвержены воздействию воды, мельчайший цемент нужно замешивать на снятом молоке.
4) Эмалировка. Для этого нужно сначала высушить и вытравить поверхность чугунной отливки. Затем следует покрыть порошкообразной грунтовкой (кварц, полевой шпат, глина и бура). Потом наша поверхность обжигается до отекания и покрывается эмалью (силикат с окисью олова), нужно также нагреть нашу поверхность, чтобы полностью расплавить эмаль.
5) Покрыть смоляными маслами, например каучуковым маслом или антиоксидом (это такой слабый раствор гуттаперчи в бензине).
6) Смола, асфальт и деготь в безводном состоянии являются хорошим средством для покрытия чугунных труб, при этом трубы и смола предварительно нагреваются.
7) Целлулоид и резина прекрасно подойдут для покрытия винтов, колец, гвоздей, пряжек и т.п. Части эти не подвергаются воздействию кислот, воздуха и воды. Покрывать судовые валы также рекомендуется твердой резиной, а части машин на морских судах покрывают раствором целлулоида.
8) Можно также покрыть поверхность железа и масляными красками. Для этого можно взять, к примеру, жидкое льняное вареное масло, смешать наше масло с охрой, графитом или свинцовым суриком. Загрунтовать это смесью и перейти собственно к окраски. Раствор, который мы будем использовать при окраски, также состоит из чистого вареного льняного масла со свинцовыми белилами, цинковой, пылью, графитом, а также с добавкой мгла. Чтобы не образовались пузыри при окрашивании, нужно пройти нашу поверхность вторым слоям, но только тогда когда первый слой уже окончательно затвердел.
Все эти методы могут помочь сберечь ваши металлоконструкции, трубы б/у от коррозии, что в свою очередь увеличит срок их службы.
Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!Теги: Как предохранить железо от ржавчины
Как обработать немного ржавый металл чтобы он не ржавел дальше? Зачистить его, затем грунтовка и сверху мовиль нормально?
Не знаю, найдёшь ли. . «Кольчуга» называется. . Хрень редкостная… =)).. Ради эксперимента обработали ею металлическую линейку, на которой был чуть ли не миллиметровый налёт ржавчины. . Почернела вся, шкала не читается. . Но и не ржавеет, зараза, хотя больше года висит на открытом воздухе, возле моря. . В состав входит ортофосфорная кислота и соединения цинка. . А если исходить из тех, что пользовал сам, то это гель с преобразователем ржавчины, американский, и краска, 3 в одном — преобразователь, грунтовка и эмаль. . Последней просто тупо красишь, предварительно очистив от пластовой ржавчины. . Мелкая, в виде налёта, даже приветствуется. . А вот «Мовилем» обрабатывать можно после того, как убедишься, что процесс коррозии остановлен и после качественного обезжиривания. . Иначе можно словить привет от ржавчины с обратной стороны детали.. =)).. Вместо «Мовиля» лучше применять состав, который после контакта с воздухом превращается в резинообразную субстанцию. . Продаётся в аэрозольной упаковке. . Классная вещь для днища, закрылков и закрытых полостей, типа порогов..
ну вот ты и сам ответил на свой вопрос
Зачисть немного, потом преобразователем ржавчины намочи, через несколько часов вытри насухо и мовилем.
зачистить, обработать какой-нибудь хренью, типа восстановителя ( нейтрализатора) ржавчины, вымыть, высушить, а уж потом всё остальное. Шпаклёвка, грунтовка, окраска. А ещё есть какая то хрень, дорогая правда, помазал и забыл. Сейчас всякого добра хватает.
мовиль — для скрытых полостей.. . как ты в них зачистишь?
Если уверен, что зачистишь начисто, то перед грунтовкой ОЧЕНЬ не помешает щелочная обезжировка, совмещённая с пассивацией. Правда в розничной продаже я таких средств не встречал. Простейшие обезжириватели: лабомид и каустическая сода. Пассиватор, например нитрит натрия, альтакс. Кстати, насчёт восстановителей ржавчины. У нас в лаборатории исследовали воздействие на горячекатанный металл всяких восстановителей-преобразователей, которые можно купить в магазине (бытовых) . Коротко — эффект крайне херовенький, и для оцинкованного металла не подходят. Хорош только один нейтральный преобразователь производства США, он на танинах, но опять же в продаже его нет.
Cпроси здесь <a rel=»nofollow» href=»http://www.niikor.ru/show.html?id=8&eid=mnu&lng=rus» target=»_blank»>http://www.niikor.ru/show.html?id=8&eid=mnu&lng=rus</a>