Экибана из – идеи, композиции, фото. Как сделать зимнюю, новогоднюю экибану из еловых веток, шишек, конфет, овощей и фруктов, елочных украшений, бисера для детского сада, школы, для праздника? Экибана из цветов и листьев своим

  • Home
  • Разное
  • Экибана из – идеи, композиции, фото. Как сделать зимнюю, новогоднюю экибану из еловых веток, шишек, конфет, овощей и фруктов, елочных украшений, бисера для детского сада, школы, для праздника? Экибана из цветов и листьев своим

Содержание

Икебана — Википедия

Икеба́на[1] или икэбана[2] (яп. 生け花 или яп. いけばな икэбана, «икэ или икэру» яп. 生ける — жизнь, «бана или хана» яп. 花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Выставка икебаны в метро Киото Создание икебаны в Ооку. Хасимото Тиканобу, 1895—1808

Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.[источник не указан 443 дня]

Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.

Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность»

Икебана — одно из искусств, входящих в программу обучения учениц гейш.

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо[править | править код]

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара[править | править код]

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов).

Согэцу[править | править код]

Школа Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.

Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.

Создал школу Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

  • Рикка (яп. 立花) — Наибольшей популярности стиль Рикка достиг в XVII веке, сейчас считается устаревшим и редко практикуется.
    • Рикка Сёфу-тай
    • Рикка Симпу-тай
  • Сёка (яп. 生花)
    • Сёка Сёфу-тай
    • Сёка Симпу-тай
  • Нагэирэ (яп. 投げ入れ; другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
  • Морибана (яп. 盛り花) — икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержаться вода. Для установки растений в посуде используются кэндзаны или тяжёлые металлические держатели с открытыми гнёздами (сиппо).
  • Дзиюка — свободный стиль.

Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана:

«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…

Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

  • Стиль морибана

  • Свободный стиль

  • Пронников В. А. Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке. — М: Наука, 1985.
  • Коевенская Т., Панкратов В. Цветочная аранжировка. — М: Агропромиздат, 1988.

основные школы, стили, принципы создания своей композиции

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Икебана

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

Будда на фоне бамбука

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Классическая икебана

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Морибана

Икебана в стиле морибана

Икебана в стиле хейка

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Икебана школы Согэцу

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Обложки старых номеров журнала «Цветоводство»Обложки старых номеров журнала «Цветоводство»

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

  • Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

    Икебаны на кухне

    Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

  • Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

    Рука с засохшим цветком

    Когда все раздражает… составь икебану!

  • Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

    Икебана с гортензиями

    От такого презента сложно отказаться

  • Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

    Русско-японский диалог

    Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

  • Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

    В школе икебаны

    Уроки икебаны

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана с маргаритками

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Правило треугольника

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

  • небо;
  • человека;
  • землю.

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

Икебана с хризантемой

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.


Искусство Икебана — как оно появилось и в чем его секрет?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Фитодизайн, флористика, декорирование интерьера – для нас это новомодные слова, однако они обозначают то, чем успешно занимаются японцы уже не один век. Предлагаем вам сегодня прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство икебана.

Статья ниже кратко, но емко расскажет, что это такое, как возник данный вид искусства и как он менялся с течением времени, перетекая из одной школы в другую. Изучив статью, вы научитесь разбираться в основных элементах и стилях икебаны, а еще узнаете красивую легенду, которая заставляет поверить в волшебство.

Содержание:
Что это такое
История возникновения
Особенности искусства
Школы
Стили
Современность
Заключение

Что это такое

Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:

  • «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
  • «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».

«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.

Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.

Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:

  • растения;
  • ветки;
  • цветы;
  • плоды;
  • листья
  • сухая трава;
  • земля;
  • песок;
  • камни;
  • стекло;
  • вода;
  • пластик – используется в наше время все чаще.

Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.

Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.

Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию. 

Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны. 

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.

Школы

Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:

Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.

Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.

Морибана

Название школы переводится как «трава и луна».

Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.

Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.

Икебана в метро Киото

Стили

Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.

Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.

Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.

По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим  представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.

Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.

  • Нагэирэ, или хэйка

Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.

Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.

Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.

В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.

Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.

Современность

В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у  представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.

Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.

Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной и вы узнали из нее много нового.

Мы будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы поучать новые интересные посты себе на почту!

 

делаем из искусственных цветов и из листьев

Экибана – это древний японский термин, который обозначает искусство составления букетов. Современные композиции чаще всего составляют из природных материалов, но можно использовать и искусственные. Экибана, сделанная по инструкции своими руками – это не только стильный и дешевый способ украсить пространство вокруг себя, но и возможность развивать свои творческие способности, бороться с усталостью и плохим настроением, который подойдет человеку любой профессии и любого возраста.

Создаем осенние экибаны своими руками для новичков в композициях

Составлять экибаны совсем не сложно, простор для фантазии здесь не ограничен, поэтому освоить эту работу сможет каждый. Однако существует несколько простых правил, которые помогут сделать композицию единым целым, и благодаря которым она будет выглядеть более живой и профессиональной.

  • В каждой экибане, независимо от размеров, нужно выделять центральный элемент (даже если похожих элементов у вас несколько). Им может быть любой цветок, листик, ветка – что угодно, в зависимости от ситуации.
  • Расположение элементов (цветов, веток и др.) должно быть под наклоном, хорошо, если у вас будут изогнутые элементы. Это добавляет композиции динамичности.
  • В композиции должна быть асимметрия. В классическом японском искусстве не симметричные линии символизируют человека, небо и землю. Чтобы обозначить небо, один элемент нужно установить перпендикулярно основе. Линию земли располагают под углом в 750, она должна быть короче линии человека (примерно ? длины). Элемент, символизирующий человека, устанавливают под углом 450 влево так, чтобы его длина была примерно равна ? линии неба.
  • Живые цветы не стоит ставить близко к окнам и отопительным приборам, но освещение должно быть хорошим.
  • Выбирать материалы в соответствии с временем года – хорошая идея, и именно так предпочитают поступать японцы, составляя композиции из природного материала.
  • Ваза-основа экибаны должна быть как можно менее заметной. Она не должна привлекать к себе много внимания, поэтому яркие расцветки и броские элементы использовать не рекомендуют.

Этот вид экибаны один из самых интересных, разнообразных и привлекательных. Несмотря на то, что осень – время увядания многих растений, выбор материалов для композиций довольно большой, а осенние листья и цветы придают работе особый шарм.

Композиции можно ставить из листьев – желтых, красных и зеленых, коры деревьев, сухих трав, каштанов, орехов  и желудей. Осенние цветы – астры, георгины, хризантемы. Можно использовать корзинки из тыквы, кожуру цитрусовых, ветки и коряги.

Для того, чтобы природный материал лучше сохранялся, можно замачивать его в растворе глицерина (2:1), затем высушивать в темном месте. Веточки деревьев, кору и сухоцветы можно обрабатывать лаком для волос, по желанию – с блестками.

Закреплять элементы можно с помощью флористических губок, песка, гипса, пенопласта и т. д.

Осенние экибаны из веток с природными материалами могут быть такими:

Как можно правильно и быстро сделать зимнюю экибану?

Зимняя флористика тесто связана с новогодними праздниками, ведь они создают неповторимую атмосферу волшебства и радости. Новогодние композиции создают в доме уют и ощущение праздника, и всегда поднимают настроение.

Главные цвета для зимних праздничных композиций – насыщенные оттенки красного, зеленого и синего, к которым добавляют дополнительные цвета – белый, серебряный или золотой.

Часто используют шишки, ветки ели или сосны, сушеные ягоды и фрукты, коричные палочки.

Вот такую композицию можно составить своими руками:

Для этого понадобится небольшая корзинка, флористическая губка, проволока, розы или шарики, листья, ветки ели, ягоды, сушеные яблоки и апельсины, елочные шарики и ножницы. Фрукты и шарики подготавливаем следующим образом.

Губку укладываем в корзину, распределяем равномерно веточки и листья с ягодами:

Затем добавляем розы.

Новогодняя композиция из цветов и веток готова. Вместо роз можно использовать елочные шарики, такой вариант смотрится не менее празднично и привлекательно.

По такому же принципу можно делать красивые и вкусные новогодние композиции из конфет и даже с мягкими игрушками, ведь это создает ощущение праздника и очень нравится детям.

Поговорим о простых весенних и летних экибанах

Весной принято делать композиции из живых побегов, веточек с молодыми листьями и цветами. Предпочтительны свежие, светлые и нежные тона.

Летом так же чаще всего используют живые травы и цветы, ведь из очень много в это время и найти подходящие не составит труда. Оригинальные пышные букеты в ярких сочных тонах устанавливают в вазы с водой.

Композиции с живыми цветами всегда красивы, но недолговечны. Поэтому для украшения интерьера их часто заменяют экибанами из искусственных цветов. Такие цветы, сделанные из различных материалов, можно приобрести в магазинах, а можно сделать своими руками.

Вот такую стильную экибану можно сделать с розами, сделанными из гофрированной бумаги своими руками:

Для работы понадобится стеклянная вазочка, ветки деревьев, скотч и краска, гофрированная бумага, ножницы, нитки и тесемка.

Ветки устанавливаем в вазу. При необходимости вазочку (или бутылку) покрасить краской. При помощи скотча можно сделать на поверхности узор, который останется не прокрашенным.

Цветы из бумаги можно сделать двумя способами. В первом случае вырезаем 2 полоски – широкую и узкую. Располагаем узкую посередине широкой и закручиваем по спирали так, чтобы широкая была снаружи. Центр трубочки должен быть плотным, а края свободными. Заготовку связываем нитками и расправляем лепестки, отгибая наружу.

Второй способ такой: вырезаем квадрат из бумаги, срезаем края, закругляя заготовку, затем вырезаем из неё спираль. Спираль сворачиваем, закручивая розочку, и фиксируем бумагу клеем.

Цветок получается таким:

Видео по теме статьи

Для всех, кто хочет почерпнуть для себя новые оригинальные идеи для творчества, мы подготовили подборку видео мастер классов по экибанам:

[media=https://www.youtube.com/watch?v=ddW-R56P1V8]

Что такое икебана и как ей научиться

Что такое икебана и почему стоит ей заниматься

Икебана — это японское искусство создания композиций из сухих и живых цветов, листьев, веток и корней.

Само название состоит из двух иероглифов: «икэ» — жизнь и «хана» — цветок. Чаще всего это переводится как «дать цветам новую жизнь» или «позволить цветам выразить себя».

Олеся Иванова

Преподаватель школы икебаны «Согэцу».

Это хобби выбирают люди творческие, увлечённые цветами, Японией и Востоком, художники. Это искусство, в котором каждый найдёт своё: кого-то привлечёт красота растений, других — Страна восходящего солнца, её культура, третьим же будет интересно самовыражение через создание композиций.

Если вы хотите научиться делать букеты своими руками, но сомневаетесь, подойдёт ли это вам, то вот несколько аргументов в пользу икебаны.

  • Композиции из цветов украсят ваш интерьер. Они особенно понравятся тем, кто любит минимализм, изящество и простоту.
  • Дорогие материалы не нужны. Вы можете использовать всё, что оказалось под рукой: засушенные цветы, листья, веточки растений. А вместо вазы — красивую банку, бокал или другой сосуд.
  • Икебана может стать замечательным подарком и альтернативой обычному букету.
  • Это искусство развивает в человеке чувство прекрасного и умение составлять гармоничные композиции из незамысловатых элементов.

Какие инструменты и материалы нужны для икебаны

Всё это можно найти в цветочных магазинах или заказать в интернете:

  • цветы, листья и веточки — живые, сухие или искусственные;
  • плошка, ваза или красивая баночка;
  • флористическая губка или кэндзан — подставка с иголками, которая будет держать растения;
  • секатор;
  • вода — для живых цветов;
  • наполнитель (при необходимости) — земля или песок;
  • для украшения можно дополнительно использовать фрукты, ягоды, камешки и другие элементы.

Как сделать свою первую икебану

YouTube-канал ТНОМЕР

Что понадобится

  • Керамическая ваза;
  • кэндзан;
  • вода;
  • секатор;
  • 3 ириса;
  • 2 веточки черничника;
  • 1 длинная веточка ивы или другого дерева;
  • 3 махровые гвоздики или очитка.

Как сделать лесную композицию

1. Возьмите основание для икебаны. Лучше всего брать сосуд из природных материалов, не слишком яркий и не вычурный. Помните, что в основе японского искусства — простота. Отлично подойдёт керамическая ваза, похожая на бетонную.

YouTube-канал ТНОМЕР

2. В Японии традиционно цветы в вазах ставят на кэндзан. Поместите его на дно сосуда. Сверху налейте воду так, чтобы она заполняла примерно половину чаши. Это обязательно для икебаны из живых растений.

YouTube-канал ТНОМЕР

3. Возьмите один ирис и подготовьте его: уберите лишние листья, подрежьте стебель секатором, если это необходимо.

YouTube-канал ТНОМЕР

4. Теперь установите ирис на иголки кэндзана. Цветок должен стоять прямо.

YouTube-канал ТНОМЕР

5. Далее точно так же расположите ещё два ириса. Не старайтесь делать это симметрично. Наоборот, в композиции должна быть асимметрия, это смотрится более естественно. В итоге выглядеть всё будет примерно так, как на картинке ниже.

YouTube-канал ТНОМЕР

6. Теперь добавьте веточки черничника. Воткните их в иголки кэндзана рядом с цветами. Секатором уберите засохшие отростки.

YouTube-канал ТНОМЕР

7. Так как ваза не плоская, а достаточно объёмная, композиции не хватает высоких элементов. Добавьте длинную веточку ивы или другого дерева. Она должна выделяться на фоне более низких растений.

YouTube-канал ТНОМЕР

8. Добавьте больше зелени: используйте для этого махровую гвоздику или очиток. Втыкайте стебли в кэндзан так, чтобы растения оказались на нижнем плане и не закрывали ирисы. Так икебана смотрится гармонично.

Подробности мастер-класса по лесной композиции в этом видео:

Какие ещё есть мастер-классы по икебане

Короткий урок по созданию цветочных композиций:

Какие ещё есть мастер-классы по икебане

Короткий урок по созданию цветочных композиций:

Техника составления икебаны с использованием флористической губки:

Мастер-класс по созданию икебаны ко Дню святого Валентина:

А здесь делают композицию со свечой и сухоцветами:

Урок по составлению композиций от мастера икебаны японской школы «Согэцу»:

Где найти полезную информацию по икебане

  • Mediasole.ru — семь простых мастер-классов по созданию японских букетов своими руками.
  • Pinterest.ru — на этом сайте всегда можно подсмотреть идеи для хендмейда, в том числе для икебаны.
  • «Ярмарка Мастеров» — в разделе «Мастер-классы» размещено несколько авторских идей и уроков по икебане.
  • Ikebana-ikenobo.ru — официальный сайт российского филиала института Икэнобо. Здесь можно узнать о выставках, посмотреть фотографии с мастер-классов и даже записаться на обучение.

Читайте также 🌿⭐🌸

Создаем экибаны. Как правильно сделать букет

Японцы – одна из наций, которая при своих высокой степени урбанизации и технического развития тонко понимает и высоко ценит природу во всех ее формах. Своей детворе с самого раннего возраста они закладывают эстетическое к ней отношение и восприятие.
Согласитесь, что японцы правы, когда утверждают, что утонченность, красочность и натуральность окружающих нас предметов способны поднять настроение, освежить эмоции, стать постоянным источником позитива.
Примером именно такого отношения является древнее японское искусство создания букетов – экибана. Многие профессиональные психологи находят подтверждения, что живая экибана или целая композиция экибаны при оформлении интерьера жилища человека способны создать красивый уют в помещении, придать уверенность в способности создавать и творить, подарить увлеченность, помочь побороть депрессию многим – от домохозяек до предпринимателей.

Создаем экибаны. Как правильно сделать букет, фото № 1


Безусловным достоинством такого занятия есть его дешевизна, а стало быть доступность для всех желающих создавать красивые экибаны. Если Вы ограничены во времени и не стеснены в средствах, то можно экибана купить уже в готовом завершенном виде. В противном случае или при желании все вполне реально делать самостоятельно – и основу для букета, и украшения, и центральные элементы в композиции.
Практические советы:
Если это экибана для интерьера, то перед созданием букета необходимо продумать, в каком помещении он будет располагаться, какое у этого помещения функциональное предназначение. Это понимание и должно стать отправной точкой концепции внешнего оформления композиции.

— Если это не сухая экибана, а из живых цветов, то она не должна быть подвержена прямому попаданию солнечных лучей или тепловому воздействию батарей отопления. Но при этом она должна быть хорошо освещена, чтобы не потеряться в интерьере.

Создаем экибаны. Как правильно сделать букет, фото № 2


— Решив вопрос размещения и освещения, можно определяться с формой будущего букета, его цветовой гаммой. Преобладающий цвет композиции может как подчеркивать основной цвет и стиль помещения, так и быть контрастным к нему.
Формат статьи не позволяет детально изложить все тонкости искусства экибаны, но о существующей отечественной ее версии с очень интересными характеристиками мы просто обязаны рассказать в заключении. Дочитавшего до этих строк мы хотим познакомить с декоративным деревцем, крона которого выполнена из живого исландского мха (цетрарии). Следите за нашими публикациями и вы узнаете об удивительных качествах этого лишайника, в том числе целебных.

Экибана своими руками для новичков из искусственных цветов и не только

Икебана (экибана) – это древнейшее японское искусство по составлению букетов. И оно очень подходит для оформления дома своими руками. В этом искусстве используются не только цветы, но и самый разнообразный природный материал: ветви, листья, коряги, шишки, сухоцвет. Готовые композиции могут украшать любую комнату в качестве напольного декора, устанавливаться в ниши, на полки, на журнальный столик.

Японские принципы экибаны

Основным принципом икебаны является — подчеркнуть красоту одного единственного цветка. То есть, в композиции может быть несколько цветков, но один из них является главным, а остальные только подчеркивают и всячески выражают его красоту.
Экибана своими руками

В композиции обязательно должна быть выражена динамика. Для этого стебли и ветви имеют определенный наклон.
Необходима и асимметрия, которая намекает на три важных элемента в образе идеального мира: землю, небо и человека.
В классической экибане небесная линия отражается установкой элемента (цветка или ветви) вверх под прямым углом. Линия человека имеет размер в три четверти от «неба» и устанавливается с уклоном влево на 45 градусов. Линия земли располагается практически в самом низу всей композиции и ее длина равняется три четверти от «человеческого» элемента. Ее тоже наклоняют в сторону, но уже направо и на 75 градусов.
Японские принципы экибаны

Когда изготавливается экибана своими руками, можно добавить в композицию дополнительные цветы и ветви, которые должны подчеркнуть красоту основных.
Почти не используются прямые ветки. Они должны быть изогнутыми, «неправильными», что придает композиции эмоций.
В Японии каждое растение в икебане что-то символизирует. Например, сосна и роза – символы вечной молодости, сакура – преданности, пион – процветания, бамбук – жизнестойкости, сосна – выносливости.

Как начать делать икебану

Прежде чем порадовать дом удивительной природной композицией для нее нужно найти место и именно оно продиктует, как должна выглядеть сама экибана.
Как начать делать экибану

Сначала найдите место, где она будет хорошо освещена или подсвечена, не будет никому мешать, а, наоборот, заполнит пустоту в интерьере. Это может быть слишком пустой угол или подоконник.
Обнаружив такое место, можно определяться с цветовой гаммой и формой будущего букета. Определите ведущий цвет в комнате и решите, какую задачу будет нести экибана: подчеркивать этот цвет или контрастировать с ним. Например, если комната имеет голубую основу, то контрастом к ней может стать композиция из желтых подсолнухов, а подчеркнут цвет интерьера темно-синие цветы.

Сооружение цветочной композиции

Для того, чтобы создать икебану своими руками можно прислушиваться к японским правилам и искать загадочную гармонию, а можно пойти и своим путем.
Сооружение цветочной композиции
В первую очередь для экибаны нужна основа – ваза. Здесь важно, чтобы ваза не была сама по себе произведением искусства. Иначе из-за нее не будет заметна природная композиция. Лучше выбрать неприметную одноцветную вазу без украшений: лепнины и позолоты. Она может быть коричневой, белой, синей или другого подходящего к интерьеру цвета, но не яркого.
Кроме вазы можно использовать и другие подставки. Это может быть корзинка, поднос, керамическая миска.
Сооружение цветочной композиции

Теперь следует выбрать материал, из которого будет сделана экибана. Если есть намерение периодически и довольно часто менять композицию, то лучше выбрать живые цветы. Если же хочется сделать предмет декора, который надолго займет свое место в интерьере, лучше предпочесть ветви, коряги, сухостой.
Один из основных принципов японской икебаны из живых цветов – сезонность. Составлять композицию лучше из тех цветов, которые в данный момент цветут в садах и на полях. Ранней весной это первоцветы, нарциссы, ландыши, позже – тюльпаны, пионы. Летом идет черед полевых цветов. Осенью нередко в экибане используются пожелтевшие и покрасневшие листья (особенно клена), обязательно хризантемы. Ну, а для того, чтобы получилась новогодняя экибана своими руками, достаточно использовать сосновую или еловую ветку, украшенную шишками.
Сооружение цветочной композиции

Составляя композицию, необходимо помнить, что икебана не терпит чрезмерности. Это не букет в европейском понимании и потому трех элементов в ней вполне достаточно.
Самый красивый и яркий цветок должен быть самым высоким. Средний цветок или ветка должен быть скромнее, а самый нижний – просто стелется, оттеняя средний цветок от вазы.
Все детали экибаны лучше надежно закрепить в необходимом положении. Это можно сделать при помощи пенопласта, пластилина, проволоки, а в плоской посудине с помощью песка или гипсового раствора.
Изготавливая икебану из цветов своими руками, лучше избегать слишком прямых веток. Общий рисунок должен быть плавным и даже немного неожиданным.
Сухостой для экибаны можно сделать и самостоятельно. Для этого нужно отобрать цветы, которые не сильно меняют свой внешний вид после того, как завянут (например, бессмертник, тысячелистник, пижма) и, собрав их в букет, повесить вниз соцветиями.
Сооружение цветочной композиции

Можно каждую комнату украсить особенной тематической экибаной. Так в спальне лучше смотрятся нежные живые сезонные цветы. В кухне, напротив, более подходящим будет сухостой и ветви. Это могут быть части стеблей овощных культур, ветви плодовых деревьев, в том числе и цветущие. В ванной можно составить «морскую» композицию, в основе которой будут раковины, привезенные с моря, а также сухой степной ковыль, камыш.
В гостиную лучше делать отдельные композиции к каждому приему гостей. Например, ко дню рождения одного из членов семьи будет уместна икебана, где центральное место займет его любимый цветок. Или цветок-символ долголетия и здоровья.
Главное в искусстве экибаны – внешняя простота, за которой скрывается большая фантазия и упорный труд.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *