Театр кукол. Выбор типа куклы для чайников.
Театр кукол – настоящая магия. Волшебство оживления неживой игрушки мало кого оставит равнодушным. Но эта магия имеет ряд особенностей. Важна не только то, как выглядит кукла, но и то, какая пластика ей присуща. Тот или иной тип куклы может сработать на Вашу идею, или полностью ее загубить. Так какую же куклу выбрать? Попробуем разобраться
Вертепная кукла.
на фото: Яшка и Компания спектакль «Вифлеемская звезда»
Не смотря на то, что вертепные куклы самые примитивные – именно они стали моей первой любовью. Это был Рождественское представление. Горели свечи и в маленьком домике – вертепе творилось чудо. Вертепная кукла — это кукла на единственном стержне. Ручки и ножки (если они есть) болтаются. Управляется снизу, через прорези в дне вертепа. Кукла не способна на красивые жесты. Была рождена в древнем Риме, но известность обрела благодаря христианству. Рождественские вертепы рассказывали историю царя Ирода и о Рождении Христа. Позже, кроме религиозных, появились и сатирические, лубочные представления. В современном же мире, мне кажется, такая кукла прекрасно подойдет для литературных театрализованных чтений, рассчитанных на небольшую аудиторию. Потому что, традиционно, для подобных спектаклей очень важен текст.
Петрушечная кукла, или перчаточная кукла.
на фото: Театр «Папьемашенники»
Посмотрите на то, какой гибкой и шустрой может быть Ваша кисть. Вот и петрушечные куклы, особенно сделанные по Вашей мерке, способны на многое. Заметим, правда, что исторически такие куклы использовались в комедийных и сатирических представлениях. Позже их стали использовать в спектаклях — сказках. У этого есть свои причины: пропорции кукол перчаток – это, как правило, большая голова и короткие ручки. Даже самый романтический, нежный персонаж с такими пропорциями будет выглядеть забавным. Петрушечные куклы не способны на лирический широкий жест, но за то они могут быть юркими, бойкими и живыми. Так что этот вид кукол я бы рекомендовала именно для тех спектаклей, где персонаж должен быть забавным: комедии и сказки.
Тростевая кукла.
на фото: Рязанский театр кукол «Тайна четырех кололев»
Любимая кукла театра Образцова. Управляется снизу тростями, закрепленными на руках куклы, и гапидом, (рукоятка, которая идет из головы куклы в тело, где ее держит кукольник). Может быть быстрой, а может быть плавной. Родилась эта кукла не так давно, но спектр ее использования широчайший. Кроме того, что у куклы довольно длинные руки, что делает ее жесты такими разнообразными, головку куклы так же можно механизировать. Кукла может моргать, открывать рот, шевелить ушами, вертеть и качать головой, если того требует идея спектакля, вся механизация головки управляется с гапида, так что чрезмерная механизация может усложнить работу. Такая уникальная кукла подходит для любого спектакля. Единственным ее минусом является то, что для управления такой куклой нужно два человека, или очень большая сноровка.
Марионетка.
на фото: Чехия.Народный театр марионеток.
Королева театральных кукол. Несмотря на нити, глядя на марионетку всегда создается ощущение чуда. Основных видов марионетки два. Первый управляется исключительно нитями, закрепленными на ваге (крестовине) , вторые же крепятся к ваге жестким штоком за голову, или тело, остальные же части управляются так же нитями. И у того и у того вида кукол есть свои преимущества. Выбирая марионетку для спектакля надо помнить, что, не смотря на то, что кукла может быть комичной, марионетка кукла не быстрая и, для управления профессиональной марионеткой нужен опыт. С любительской куклой все намного проще, но и она не сможет двигаться так быстро, как тростевая, или петрушечная кукла. Я бы рекомендовала марионетку для лирических произведений, или для комических номеров, где не требуются резкие движения.
Мимирующая кукла, и маппеты.
на фото: Персонажи Улицы Сезам» Берт и Ерни
Многие помнят «Маппет шоу», «Улицу Сезам». Это самые популярные примеры кукол маппетов. Кукла управляется следующим образом – одна рука кукольника у куклы в голове, управляет мимикой, вторая рука становиться одной из рук куклы, вторая же рука куклы закреплена на теле. Или же второй рукой управляются трости, закрепленные на руках куклы. Мимирующая кукла- кукла разговорная, ведь именно разнообразие мимических ужимок делает ее такой смешной. Настоящим мастером этого типа кукол является Марта Цифринович. Непременно найдите в сети видео с ее работами. Я бы рекомендовала этих кукол для спектакля, где акцент делается именно на диалогах, или монологах. Важно помнить, что из-за забавной мимики зрители могут начать смеяться даже над самыми трагическими произведениями.
Планшетная кукла
На фото: Театр кукол Образцова «Все кувырком»
Кукла открытого управления, то есть . Сейчас этот тип стал очень популярен. Он не требует особых навыков, но требует слаженности команды, так как, точно так же как и тостьевой куклой, планшетными куклами часто управляют несколько человек ( хотя есть исключения), но в отличие от тростьевых кукол, зрители видят кукловодов, которые держат куклу за рукоятки в голове и туловище, а так же за руки и ноги. Именно это делает куклу очень подвижной и живой. Правда, при недостаточной слаженности команды теряется магия «ожившей куклы», поскольку зрители видят людей, двигающих куклой. Но если кукла пластична и артистична, актеры кукловоды вскоре перестанут быть заметны зрителю. Подходит для любого жанра.
Куклы театра теней.
На фото: театр Ученый медведь. «Волшебное зеркало»
Театр теней имеет очень древнюю историю. С одной стороны он был рожден, как мистическое зрелище. Кукловодов почитали так же, как и жрецов. Но вскоре театр перекочевал в народ, спектакли начали носить сатирический характер. Куклы управляются с помощью тростей,закрепленных к подвижным частям кукол. Куклы бываюткак простыми, которые крепятся всего на одну трость, так и довольно сложными, с несколькими тростями и тяжами. Спектакли теневого театра обладают непередаваемой атмосферой тайны и волшебства. Чаще это спектакли литературные, где чтец читает текст, а куклы иллюстрируют его. Но бывают и исключения. На мой взгляд, куклы этого типа универсальны, и так же подходят для любого жанра.
Театр кукол — уникальное явление исскуства, обладающее своей неповторимой магией — магией оживления. При виде театральной куклы, оживающей в рукач актера, даже взрослые, серьезные люди превращаются в детей. Надеюсь моя заметка помогла Вам разобраться, какая кукла подойдет для Вашей задумки, или просто позабавила.
(Заглавное фото: Театр Образцова. «Необыкновенный концерт)
Уникальный кукольный мир театра С.В.Образцова
В 1931 году С.В.Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.
Актер-кукловод в спектаклях, поставленных С.В.Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа.
Творческий путь Образцова-режиссера отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936 год), «Кот в сапогах» (1937 год), «Волшебная лампа Аладдина» (1940 год), «Король-Олень» (1943 год), «Веселые медвежата» (1945 год), «Необыкновенный концерт» (1946 год), «Божественная комедия» (1961 год), «Дон Жуан» (1975 год) и многие другие.
«Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил, и, главное, единственный. Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов». Так возвышенно об Образцове говорил другой великий сказочник — Корней Иванович Чуковский.
Приглашаю вас приобщиться к волшебству кукольного театра С.В.Образцова!
Куклы спектакля «Приключения братца Кролика»
Спектакль «Буратино»
Спектакль «Старый сеньор и…»
Спектакль «Ленинградка»
Спектакль «Турандот»
«Безумный день, или женитьба Фигаро»
биография, творчество, самые известные куклы, фотографии.
Театр кукол имени Сергея Образцова появился в столице 16 сентября 1931 года. Сначала это был передвижной уличный театр: небольшой коллектив Сергея Образцова колесил по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Собственное помещение на площади Маяковского появилось у театра шесть лет спустя — в 1937 году. В 1970 году театр переехал в новое здание на Садовом кольце — в «дом на Самотеке». Архитектурный комплекс стал эталоном для всех стационарных театров кукол мира. Он имеет единственную в стране специализированную библиотеку с самым полным собранием литературы о куклах, а Музей театральных кукол — один из крупнейших в мире.
Главная достопримечательность здания театра — сказочные часы, вот уже 40 лет завораживающие не только детей, но и взрослых. Каждый час в раскрывающихся окнах появляются кукольные персонажи театра. А в полдень и в полночь можно увидеть всех жителей чудо-часов.
Куклы — полноценные сотрудники Театра имени Сергея Образцова. Мастера-кукольники создают неповторимые образы из гипса, бумаги, поролона или дерева. Актеры помогают кукле ожить.
Сергей Образцов с куклой Тяпой
Куклу Тяпу Сергей Образцов сделал еще 1928 году из папье-маше. Сергей Владимирович не расставался со своим Тяпой — кукла объехала с ним весь мир. Образцов называл его «самым старым живым ребенком в мире».
Конферансье из спектакля «Необыкновенный концерт»
Очаровательный Эдуард Апломбов — конферансье, которого в разное время играли Семен Самодур, Евгений Сперанский и Зиновий Гердт. Знаменитый шедевр мастера кукольных дел — сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт» — в 1946 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое известное в мире русское кукольное представление XX века.
Емеля из спектакля «По щучьему велению»
Смешные перчаточные куклы и золотое смеющееся солнце из спектакля «По щучьему велению», премьера которого состоялась 13 ноября 1936 года, радуют не одно поколение зрителей.
Аладдин и царевна Будур из спектакля «Волшебная лампа Аладдина»
Грациозные тростевые куклы — 75 лет на сцене театра. Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» — один из самых красивых кукольных спектаклей с восточным колоритом, золотыми дворцами и волшебством чудесных превращений.
Адам и Ева из спектакля «Божественная комедия»
Адам и Ева и лирическо-ироническая трактовка известного библейского сюжета «Божественная комедия» в репертуаре театра с 1961 года.
Благодарим Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова за предоставленные фотографии.
Самые знаменитые театры кукол в России
Содержание материала
Редакция ProDetki считает театр кукол неотъемлемой частью детства, развития и вдохновения. И для наших читателей мы решили рассказать о самых известных театрах кукол в России. Возможно, Вы уже успели их посетить.
Липецкий государственный театр кукол
Липецкий государственный театр кукол был основан в 1965 году, первым его директором стала Г. Н. Бокова. Именно она вдохнула в театр жизнь и привила детям любовь к сказке. За более чем сорокалетнюю историю на пути театра вставало множество трудностей, но коллектив с завидным упорством все преодолевал. Театр множество раз пытались закрыть из-за того, что здание было не благоустроено. В 1968 главным режиссером театра кукол стал В.В. Жуков.
Липецкий театр кукол принимает участие в большинстве российских и международных фестивалей театрального искусства и чаще всего занимает лидирующие позиции.
Липецкий государственный театр кукол / Фото взято из открытых источников
Свое собственное помещение Театр Кукол Липецка обрел лишь в 1998 году после долгих скитаний по разным сценам. Сделав капитальный ремонт, обновленный театр открыл свои двери для юных зрителей уже в 2008 году, и теперь ждет своих маленьких зрителей.
«Белоснежка и семь гномов» на сцене Липецкого театра кукол / Фото взято из открытых источников
Адрес: г. Липецк, ул. Гагарина, д. 74.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Татарский государственный театр кукол «Экият»
Кукольный театр «Экият» — это один из популярнейших театров России. Он был основан в 1934 году, и на данный момент штат работников насчитывает около сотни человек. Сегодня афиша театра кукол состоит из более чем сорока спектаклей в абсолютно разных стилях: «Гуси-лебеди», «Приключения Чебурашки»,»Су анасы» («Водяная») и многие другие.
Театр кукол «Экият» / Фото взято из открытых источников
«Экият» — это один из старейших представителей кукольных театров Татарстана. Сейчас он находится под управлением директора Розы Яппаровой и главного режиссера Ильдуса Зиннурова. Благодаря их плодотворной работе театр имеет свою известность не только в России, но и за границей.
Театр «Экият» основной своей миссией считает развитие и просветление своих маленьких зрителей через искусство.
«Буратино» на сцене театра кукол «Экият»/ Фото взято из открытых источников
Адрес: г. Казань, ул. Петербургская, 57.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Государственный кукольный театр Удмуртской Республики
Театр кукол Удмуртской Республики открыл свои двери маленьким зрителям в 1935 году, первой его постановкой стала пьеса «Вор-нахал человеком стал» Е. Сперанского.
Театру пришлось пройти множество испытаний на пути своего становления, включая и Великую Отечественную войну. Но все руководство театра и актеры неустанно трудились на радость зрителям, ежегодно пополняя свой репертуар новыми произведениями, среди которых: «Поросёнок Чок», «Медвежонок Рим-тим-тим», «Розовый фламинго», «Украденный мяч», «Голубой щенок» и многие другие.
Театр кукол Удмуртской Республики / Фото взято из открытых источников
Со дня основания Удмуртский государственный театр кукол порадовал своих маленьких зрителей более чем 300 спектаклями.
Театр кукол УР является лауреатом Государственной премии Удмуртской республики.
Удмуртский театр может похвастаться тем, что большинство артистов свободно владеют удмуртским языком, поэтому в театре часто можно увидеть постановки на произведения лучших авторов Удмуртии.
«Карлик Нос» на сцене театра кукол Удмуртской Республики / Фото взято из открытых источников
Государственный удмуртский театр кукол располагается по адресу: г. Ижевск, ул. Ломоносова, 9
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Тверской театр кукол
Тверской театр кукол был основан в трудные военные годы и начал отсчитывать свою историю с 1944 года. Второе название театра «Калининский».
С 1958 года Кукольный театр Твери является членом международной организации УНИМА.
Театр может похвастаться своей большой гастрольной географией, которая охватила большое количество городов России и не только. Важно и то, что среди коллектива Тверского кукольного театра есть огромное количество народных артистов и заслуженных деятелей искусств, среди них: А.М. Ильвовский, И.Э. Суни, В.А. Никитин, Р.Я. Готкин и другие.
Тверской театр кукол / Фото взято из открытых источников
Тверской кукольный театр за долгие годы своей работы поставил огромное количество спектаклей для детей и взрослых, такие как «Потешная сказка», «Мальчиш-Кибальчиш», «Конек-Горбунок» и многие другие. Тверской театр может похвастаться своими интересными и необычными постановками, одной из них стала старая сказка на новый лад «А почему у тебя такие большие глаза?».
«Конек Горбунок» на сцене Тверского кукольного театра / Фото взято из открытых источников
Адрес: г. Тверь, проспект Победы, дом 9.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Дагестанский театр кукол
Дагестанский государственный театр кукол совсем недавно отпраздновал свой 75-летний юбилей, что говорит о его огромном опыте и уже продолжительной истории. На данный момент художественным руководителем и директором кукольного театра является заслуженный деятель искусств Российской Федерации А. Яхьяева.
Дагестанский театр кукол гордится тем, что в коллектив все больше и больше стремится попасть молодое поколение. В свою очередь руководство театра старается передать весь свой опыт и мастерство в качестве наследия новой смене.
Дагестанский театр кукол / Фото взято из открытых источников
Дагестанский кукольный театр принимает участие во многих фестивалях и форумах театров кукол, среди них: республиканский фестиваль «Воспевшие Дагестан», «Мир и радость детям!» в Ереване (Армения), «Каспийский берег» в Астрахани, «Муравейник» в Иваново и многие другие.
Кукольный театр Дагестана радует своих зрителей не только спектаклями, но и частым проведением выставок, конкурсов, фестивалей и мастер-классов.
Праздник «Орленок» в Дагестанском театре кукол / Фото взято из открытых источников
Адрес: г. Махачкала, пр-т Гамзатова, 40.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Новосибирский областной театр кукол
Новосибирский областной кукольный театр открыл свой первый театральный сезон еще в далеком 1934 году. Новосибирский кукольный театр был основан Михаилом Кисцом и Региной Ландис. Именно они стали авторами первых постановок, лишь спустя некоторое время на стене стали позволяться постановки по произведениям мировой классики.
Уже в 1936 году Новосибирский театр кукол вырос из кукольной студии при ТЮЗе в отдельный кукольный театр.
Новосибирский областной театр кукол / Фото взято из открытых источников
В основе составления репертуара коллектив театра делает ставку на мультинациональность своих произведений, именно поэтому кукольный театр Новосибирска демонстрирует как классические постановки, так и произведения разных национальностей.
Областной кукольный театр Новосибирска принимает активное участие в международных мероприятиях, таких как фестивали, семинары, симпозиумы и часто посещает разные страны и континенты, среди них — Япония, США, Таиланд и другие.
«Колобок» на сцене театра кукол Новосибирска / Фото взято из открытых источников
На данный момент областной кукольный театр Новосибирска готов похвастаться разнообразным репертуаром, в который входит более 25 произведений.
Адрес: г. Новосибирск, ул. Ленина, 22.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Санкт-Петербургский государственный кукольный «Театр сказки»
Санкт-Петербургский государственный кукольный Театр сказки — это волшебный мир, в котором маленьких зрителей встречает Фея Театра, а в фойе летают удивительные животные.
Свой первый спектакль Кукольный «Театр сказки» Санкт-Петербурга отыграл 31 декабря 1944 года. У истоков создания театра кукол стояли 3 Ленинградские актрисы, которые вернулись с фронта и поняли, насколько детям того времени не хватало радости в жизни. Первое время Кукольный «Театр сказки» давал представления, кочуя от сцены к сцене, а уже в 1986 году Санкт-Петербургский кукольный театр сказки обрел свой дом.
«Театр сказки» / Фото взято из открытых источников
На данный момент коллектив «Театра Сказки» насчитывает 20 человек, среди них есть лауреаты и дипломанты различных театральных конкурсов и премий и даже Заслуженные деятели искусств.
Гастрольная география театра кукол города Санкт-Петербурга не ограничивается только Российской Федерацией. Государственный кукольный «Театр Сказки» Санкт-Петербурга уже успел порадовать своими спектаклями зрителей в Болгарии, Польше, Сомали, Судане, США и многих других странах.
«Театр сказки» / Фото взято из открытых источников
Адрес: г. Санкт-Петербург, Московский проспект, 121.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Брянский областной театр кукол
Брянский театр кукол открыл свои двери для зрителей 4 января 1972 года. Первым спектаклем, представленными на суд зрителям, стал «Гусёнок Дорофей».
Первым директором кукольного театра был назначен Афанасий Захарович Эстрин, а режиссером — Валерий Александрович Сахаров.
Брянский театр кукол / Фото взято из открытых источников
Брянский кукольный театр радует своих зрителей не только в России, но и за ее пределами, гастролируя по странам ближнего и дальнего зарубежья: Украина, Грузия, Германия, Болгария и другие. Кукольный театр Брянска имеет статус областного, поэтому выступает со своими пьесами во всех районных городах своей области.
Брянский областной кукольный театр может гордиться своими благотворительными постановками для детей-инвалидов и детей-сирот.
Спектакль на сцене Брянского театра кукол / Фото взято из открытых источников
Репертуар театра насчитывает большее 30 произведений, среди которых: «Слоненок», «Бука», «Трям! Здравствуйте!», «Аленький цветочек», «Кошкин дом», «Рождественский вертеп». Областной кукольный театр Брянска удивляет и радует не только малышей, в своем репертуаре театр имеет и представление для взрослых «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу».
Адрес: г. Брянск, ул. Горького, д. 20.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Театр актера и куклы «Петрушка» (Сургут)
Театр актера и куклы «Петрушка» был основан в 1991 году и долгое время не имел своего собственного помещения. Коллективу театра пришлось столкнуться с большим количеством проблем и тягот, ведь только несколько лет назад Сургутский театр актера и куклы обрел свой постоянный дом.
Коллектив театра «Петрушка» вкладывает всю душу в каждое свое представление, именно поэтому они так часто становятся лауреатами и победителями многих конкурсов и фестивалей. И все эти награды Театр куклы и актера Сургута успевал завоевывать, кочуя из зала в зал, с одной сцены на другую.
Сургутский театр актера и куклы «Петрушка» / Фото взято из открытых источников
Репертуар кукольного театра насчитывает большое количество спектаклей для детей разного возраста и взрослых, среди которых «Бука», «Путешествие на Луну», «Поросенок Чок», «Все дело в шляпе», «Кошкин дом», «Теплый хлеб», «Ваня Датский», «451 градус по Фаренгейту» и многие другие.
Сургутский театр актера и куклы «Петрушка» на данный момент является одним из самых популярных и посещаемых заведений города. Зрители очень любят их спектакли и всегда с нетерпением ждут нового представления.
Адрес: ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Сургут, пр. Ленина 47.
Более подробную информацию Вы можете узнать на их официальном сайте.
Перчаточный театр или чудеса за ширмой.
Перчаточный театр, или волшебство за ширмой.
Театр кукол возник в глубокой древности. Есть сведения о театральных мистериях в Древнем Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, играх с овеществленными богами.
Многообразие театров кукол определяется многообразием видов кукол и способом управления ими. Есть куклы-марионетки, перчаточные куклы (бибабо), тростевые и планшетные. Кроме названных, существуют и другие разновидности.
Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки относится к XVI в. Кукла, как правило, сделана из ткани. Некоторые части из глины или папье-маше.
Тростевая кукла.
Получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку, как перчатка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы имеют сгибы во всех сочленениях и могут повторять большинство жестов, свойственных человеку.
Планшетная кукла может ходить по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются, в том числе, и ногами кукловода. Такая кукла, как правило, имеет рост, приближенный к человеческому.
Кому не знаком завсегдатай ярмарок и народных гуляний – Петрушка?! Петрушка является ярким представителем куклы-бибабо или перчаточной куклы. Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие для указательного пальца, а большой и средний служат для жестикуляции руками и ногами куклы. Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: « Мама подарила мне маленькую, смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой, и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривал прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина…»
Владимир Маяковский писал:
« Не потому ли, что небо голубо,
а земля мне любовница в этой чистке,
я дарю вам стихи, веселые, как бибабо,
и острые и нужные, как зубочистки!»
Представления над ширмой всегда привлекали внимание и поднимали настроение. К тому же, такая постановка, с участием кукол бибабо, очень проста и технически доступна в любой квартире. Нужна лишь любая ширма (или ее подобие), ваша фантазия и хотя бы одна кукла-бибабо. А если их две и более, то разнообразию постановок не будет конца!
Игрушки-бибабо, или перчаточные куклы очень полезны для развития ребенка. Попадая к вам на руку, игрушка-бибабо оживает! Она становится говорящей, подвижной, эмоциональной. Такая игрушка может не только двигаться и издавать звуки, но и потрогать малыша в ответ на его прикосновение. Таким образом, он ощутит пожатие руки, поглаживание и пощипывание. Игры с такими игрушками очень эмоциональны. К тому же, такая игрушка всегда разговаривает знакомым, любимым голосом (мамы или папы) и никогда не напугает ребенка, в отличие от заводных и электронных игрушек. Имея в арсенале одну перчаточную куклу и немного фантазии, можно сделать множество прекрасных театральных постановок дома. Ребенок научится фантазировать сам, станет эмоционально открытым, научится входить в разные роли, импровизировать и экспериментировать.
Играйте со своими детьми! И пусть будет больше улыбок вокруг!
Вся информация и фотографии из интернета (находятся в открытом доступе). Благодарю авторов.
Театр кукол или о том как создавались куклы
Как все таки интересно жить с куклами!!! или творить кукол? или правильнее сказать играть в куклы? не важно!О чем это я? Театр кукол Иркутской области сделал интересный заказ на любимых героев детской сказки про Буратино. Мои любимые образы Пьеро и Мальвины и совсем незнакомый мне образ Арлекино.
Быстро сказка сказывается, да не быстро куклы собираются! Хотя тут было всего 3 недели на 3 куклы!
Работа кипела и днем и ночью и вуа-ля они явились миру и отправились в труппу театра и уже приступили к репетициям.
Кукловоды под впечатлением, руководитель доволен! Эмоции через край!
Все заметили капризность Мальвины, пока ее делала и нитки рвались постоянно и волосы спутывались и чего только не было пока работала над ее образом. И юбка не подходит и кружева нужного нет. В общем та еще королевишна получилась.
Впечатлил Пьеро! покладистый и очень теплый мальчик. Скрипку сделала ему, берет сшили, колпачок соорудили и на все он легко соглашался! Чудо просто мальчик. 90 см очарования!
С Арлекино пришлось чуть сложнее, в образ пришлось вникать и понимать его. Понимать и прислушиваться. Озорной и веселый, смешной и очень забавный мальчишка.
Заказ был большой и сложный, но очень интересный.
Все актеры театра кукол приступили к репетициям и уже 1 сентября выступят перед требовательной публикой))
фотографий намного больше, показать еще?
Хотите себе куклу Пьеро 90 см?
Театр кукол — Википедия
Куклы и актёры-кукловодыТеа́тр ку́кол — одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.
В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полуобъёмными (барельефными, горельефными) и плоскими куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами.
Среди театров кукол различают три основных типа:
- Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
- Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
- Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри (актёр-кукловод находится внутри кукол больших размеров). К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируются тени от плоских или объёмных кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки (они управляются сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами), перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла, надетая на одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временного искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём, одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временного искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Осириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными богами. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея[1]. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)
Народные кукольные театры Древнего Рима родственны древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.
Виды театров кукол[править | править код]
Кукла-марионеткаМногообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2—3 метров.
Различие в формах представлений обуславливается, чаще всего, национальными традициями страны; задачами, которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
Для искусства кукольного театра характерны: способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания и образная нарицательность. Это определяет включение в репертуар театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии — героико-патетических представлений.[1]
Вертеп[править | править код]
Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Театры кукол Северо-Восточной Азии[править | править код]
Во Вьетнаме с древних времён существует Театр кукол на воде.
- Марионетка (в том числе штоковая) — кукла, приводимая в движение актером-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек.
- Петрушечная (перчаточная) кукла — персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа.
- Кукла на вертикальном гапите — гапит закреплен вертикально, голова куклы изготавливается теми же способами, что и голова перчаточной. Точно так же надевается на руку актера до локтя, что придает кукле значительную гибкость и подвижность.
- Кукла на горизонтальном гапите — гапит закреплен горизонтально.
- Гапитно-тростевая кукла
- Кукла на тростях — получила своё название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как кукла-петрушка, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку.
- Пятачковая кукла
- Вертепная — небольшая, малоподвижная кукла рождественского мистериального театра. Часто такие куклы не имеют ни рук, ни ног, а их лица — только намечены.
- Планшетная (выводная) кукла — театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.
- Мимирующая — применяются главным образом в эстрадно-концертных номерах. Мимика у такого рода кукол бывает утрированно комическая, и даже при самом умелом обращении с такой куклой в мимике всегда будет много случайного.
- Кукла театра теней (в том числе яванская) — плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.
- Ростовая кукла
- Тантамареска — это кукла, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.
В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.
- ↑ 1 2 Театральная энциклопедия. Том 5. Главный редактор П. А. Марков М.: Советская энциклопедия, 1967 г. стр. 118—126