Гриф гитары схема – Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

  • Home
  • Разное
  • Гриф гитары схема – Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Содержание

Ноты на грифе гитары — таблица для начинающих с нуля с расположением нот на ладах

На самом деле ноты для гитары для начинающих с нуля — это вовсе не обязательная тема к изучению. Но, если вы нацелены заниматься серьезно и долго и нотная грамота будет вам нужна, можно начать изучение этого материала и в самом начале обучения.

Проще всего понять где, что находится, расписав все обозначения на грифе музыкального инструмента в виде таблицы.

Таблица

Таблица расположения нот на грифе гитары приведена ниже для абсолютно всех типов шестиструнных инструментов, включая электрогитару.

Гриф с нотами

Для этой картинки нужно дать ряд пояснений, если вы новичок и еще не до конца разбираетесь в том, как записывается нотная грамота и аккорды. Для начала перечислим что обозначают буквы.

  • C — До;
  • D — Ре;
  • E — Ми;
  • F — Фа;
  • G — Соль;
  • A — Ля;
  • B — Си.

Все просто, если вы посмотрите на гриф гитары и ноты на ладах, то раскладка нот на грифе гитары зеркально меняется в соответствие с таблицей приведенной выше на традиционно известные нам нотные обозначения. То есть литера C обозначает ноту До и так далее.

При прохождении всех 12 ладов в сторону деки звук меняется и все повторяется заново, но на октаву выше. Всего гитарист обычно может оперировать 4-мя октавами для создания и воспроизведения музыки. Это справедливо для классического исполнения инструмента (6 струн). На экзотических вариантах диапазон может быть намного шире.

Для пианиста, например, при стандартной раскладке клавиатуры — это больше восьми октав на классическом фортепиано. Бывают уменьшенные пианино, но обычно это либо простые синтезаторы. либо пианино для детей.

Таблица и ноты на грифе гитары на этой картинке представлены для случая когда мы играем на шестиструнной классике или акустике в классическом строе.

Классический строй

По каким нотам настраивается гитара можно прочитать в соответствующем раздела на нашем сайте. Этому посвящена отдельная статья как настроить гитару.

По умолчанию от верха к низу (от самой тонкой до самой толстой струны) — это:

  1. Ми (E);
  2. Си (B);
  3. Соль
    (G)
    ;
  4. Ре (D);
  5. Ля (A);
  6. Ми (E).

Дополнительные знаки

Вы могли заметить на рисунке знаки «бемоль» — b и «диез» — #. Это знаки, указывающие повышение или понижение основного звука на половину тона. (Между нотами обычно 1 тон, кроме Си и До и Ми и Фа). Соответственно эти обозначения нужны для того, чтобы было понятно, что звук повысился или (если мы идем в обратную сторону) понизился в процессе движения по грифу.

Очень важны обозначения диез и бемоль будут в процессе изучения гамм.

Нотный гриф гитары

Схема нот на грифе гитары может быть представлена немного в другом виде.

Тем, кому неудобно пользоваться верхней картинкой мы предлагаем посмотреть нотный гриф гитары в раскладке всех обозначений по нотному стану с учетом октав.

Здесь изображена обычная классика и звуки расписаны до 19 лада. Для электрогитары будет то же самое, но ладов и звуков будет больше.

Нотный стан

Здесь расположение нот на грифе шестиструнной гитары для начинающих показано с октавами для каждого лада и струны на нотном стане. Кстати, тут нет обозначений полутонов. Но, если сопоставить верхний и нижний рисунок вместе, то вы поймете, что и где находится.

Если первая картинка будет нагляднее и удобнее для новичков, проходящих обучение с нуля самостоятельно, то второй вариант лучше использовать тем, кто занимается сольфеджио и берет уроки игры на гитаре, например для детей в музыкальной школе или для взрослых у преподавателя.

Уроки музыки

Чтобы быстрее освоить основы музыки, приходите к нам в FMusic! Наша музыкальная школа находится на станции метро Таганская. Запишитесь на пробный бесплатный урок!

Наши преподаватели — педагоги с высшим музыкальным образованием. Они легко и доступно объяснят основы музыки и помогут начать играть на инструменте с первого урока.

Если вы уже умеете играть, мы подберем для вас уроки таким образом, чтобы вы смогли легко перейти на следующий уровень игры и освоили техники исполнения, которые ранее были вам недоступны.

shkolamuzyki.ru

Расположение нот на грифе гитары

Расположение нот на грифе гитарыМногие начинающие гитаристы при подборе композиций сталкиваются с некоторыми задачами, одна из которых это как определить какие-либо ноты на гитарном грифе. На самом деле не так уж и сложна подобная задача. Зная расположение нот на грифе гитары можно с лёгкостью подобрать любое музыкальное произведение. Устройство гитары далеко не самое сложное, а вот ноты на грифе располагаются немного иначе, чем, например, у клавишных инструментов.

Строй гитары

Для начала необходимо запомнить строй гитары. Начиная от первой струны (тонкой) и заканчивая шестой (самой толстой), стандартный строй будет следующим:

  1. E – нота «ми» извлекается на первой открытой (не зажатой ни  на одном ладу) струне.
  2. H – на второй открытой струне извлекается нота «си».
  3. G –воспроизводит ноту «соль» не зажатая третья струна.
  4. – нота «ре» извлекается на открытой четвёртой струне.
  5. A – струна под номером пять, не зажатая – нота «ля».
  6. E – на шестой открытой струне извлекается нота «ми».

Это стандартный строй гитары, использующийся при настройке инструмента. Все ноты звучат на открытых струнах. Выучив наизусть стандартный строй гитары, отыскать любые ноты на гитарном грифе не доставит абсолютно никаких проблем.

Хроматическая гамма

Далее необходимо обратиться к хроматической гамме, к примеру, гамма «до-мажор» приведённая ниже, значительно облегчит поиск ноты на гитарном грифе:Расположение нот на грифе гитары

Отсюда следует, что каждая нота, зажатая на определённом ладу, звучит выше на полтона, чем зажатой на предыдущем ладу. К примеру:

  • Вторая не зажатая струна, как нам уже известно, это нота «си», следовательно, эта же струна будет звучать выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «си», если её зажать на пером ладу. Обращаясь к хроматической гамме «до-мажор» определяем, что эта нота будет нотой «до».
  • Эта же струна, но зажатая уже на следующем ладу, то есть на втором, звучит выше на полтона предыдущей ноты, то есть ноты «до», следовательно, это будет нота «до-диез».
  • Вторая струна, соответственно, зажатая уже на третьем ладу это нота «ре», опять же обращаясь к хроматической гамме «до-мажор».

Исходя из этого, расположение нот на грифе гитары не обязательно заучивать наизусть, что, конечно, также будет полезным. Достаточно запомнить только строй гитары и иметь представление о хроматической гамме.

Ноты каждой струны на каждом ладу

И всё-таки без этого никак: расположение нот на грифе гитары, если стоит цель стать хорошим гитаристом, знать просто необходимо наизусть. Но сидеть и заучивать их целыми днями не обязательно, можно при подборе любой музыки на гитаре заострять внимание с какой ноты начинается песня, искать её расположение на грифе, затем с какой ноты начинается припев, куплет и так далее. Со временем ноты будут запоминаться, и отсчитывать их от строя гитары по полтона уже будет не обязательно.

А вот в помощь схема грифа гитары и всех нот расположенных на нём:

Расположение нот на грифе гитары

И в качестве итога вышеизложенному, хочется добавить, что скорость запоминания нот на гитарном грифе будет зависеть только от количества часов проведённых с инструментом в руках. Практика и только практика подбора и нахождения нот на грифе оставит в памяти каждую ноту соответствующею своей струне и своему ладу.

Автор – Станислав Колесник

Предлагаю послушать замечательную композицию в стиле транс, исполненную на классической гитаре Эваном Добсоном:


Расположение нот на грифе гитары

music-education.ru

гитарный гриф

Если вас спросят: какая часть гитары самая важная? Что вы ответите? Гриф, корпус, струны, а может надпись производителя? Трудно поспорить с тем, что гитарный гриф является важнейшей частью инструмента. Именно к с ним вы находитесь в постоянном контакте, прижимая струны. От его формы зависит то, насколько вам удобно будет играть на гитаре, насколько вы сможете продемонстрировать свою технику игры, получить желаемое звучание инструмента.

F0o86lZ5PEk.jpg


Гриф представляет собой часть гитары в виде длинной деревянной рукоятки специальной формы и размера, к которой прижимаются струны для того, чтобы изменить длину их колеблющейся части и соответственно высоту извлекаемого звука.

Гитарный гриф состоит из головки, накладки, анкерного стержня, верхнего порожка, металлических ладов и пятки. Некоторые грифы имеют в центре вырез, в котором находится анкерный болт, с помощью него производится настройка кривизны грифа. Голова (перо) грифа находится в верхней его части, на ней же крепятся колки — механизм для натягивания и закрепления струн.

6.jpg

Основные характеристики гитарного грифа:

  • Материал

  • Форма

Материал грифа и его распил

Качество гитарного грифа зависит прежде всего от того материала (древесины), из которого он изготовлен. Основной корпус грифа может быть изготовлен из различных пород древесины: клён, махагони, вишня, венге, бубинга. Большинство грифов изготавливают из клена. Для изготовления грифа могут также применять композитные материалы, такие как графит или люцит. Деревянные грифы обычно покрывают сверху слоем лака для того чтобы предотвратить их искривление за счет возможного высыхания.

Немногие знают о том, что бывают несколько видов распила дерева, применяемого для изготовления грифов, а именно: радиальный (quarter sawn) и тангенциальный (flat (slab) sawn). Вид распила влияет не только внешний вид грифа, но и на его физические свойства.

При радиальном распиле плоскость разреза проходит через сердцевину ствола, такая древесина однородна по цвету и текстуре, а гриф, выполненный из такого материала очень прочный и устойчивый к внешним воздействиям. Такой гриф будет служить вам верой и правдой долгие годы, не деформируясь и поражая своей износостойкостью. Отстроив его один раз, вам почти не понадобится его подстраивать, гриф будет держать нужный угол долгое время, выдерживая большее напряжение. Что касается акустических свойств,  то при радиальном распиле грифы звучат ярче, низы более чёткие.

9.39.jpgradial1.jpg

При тангенциальном распиле плоскость разреза проходит на расстоянии от сердцевины. Гриф, изготовленный из таких досок, имеет ярко выраженную текстуру и насыщенный волнообразный рисунок годовых колец. Такие грифы менее дорогие, чем радиальные, но они более гибкие, реагируют на толщину струн, перепады температуры и влажности, их придётся чаще подстраивать.  

В качестве компромиссного решения были придуманы многослойные грифы, приближенные по звучанию к радиальным. При изготовлении таких грифов два-три куска древесины (даже различных пород) тангенциального распила склеивают между собой, позволяя добиться большей жесткости и меньшей стоимости, а также уникальности звучания.

Форма гитарного грифа.

От ширины и толщины грифа зависит то, насколько вам будет удобно брать различные аккорды и исполнять тот или иной стиль музыки. По  форме можно выделить три основных типа гитарных грифов:

  • Стандартные округлые грифы, например, отлично подойдут для исполнения классического рока и блюза, так как на них хорошо играть как аккордами, так и перебором. А вот чтобы развить серьезную динамику игры придется немало потренироваться. Такие грифы представлены в большинстве моделей GIBSON и FENDER.

  • Тонкие и широкие грифы наиболее удобны будут исполнителям быстрой и тяжелой музыки (например, тяжелого рока, хардкора, металла, гранжа, альтернативы и других). Такие грифы можно встретить,  например,  у гитар IBANEZ серии RG, JACKSON серии SOLOIST, YAMAHA .

  • Компромиссом между двумя вышеизложенными типами являются грифы с изменяющимся радиусом: ближе к головке он более круглый, к деке – более плоский. Гитарные грифы такого типа дороже обычных, поэтому их ставят только на определенные модели, например  GIBSON дал такому грифу название 60’slim taper.

5.jpg

Мы рассказали об основных формах гитарных грифов, которых на самом деле гораздо больше, и каждый из них имеет свое предназначение, оказываясь предпочтительным для того или иного музыкального жанра.

Крепление грифа

Звучание гитары зависит от способа монтажа грифа к корпусу гитары, при этом нельзя точно сказать, какой способ предпочтительней, ибо каждый из них имеет свои особенности и позволяет получить определенный нюанс в звучании инструмента.

Существует четыре вида крепления грифа: на болтах (болчёный), вклеенный, сквозной и полусквозной.

  • Крепление на болтах (Bolt-On) было изобретено ещё в 40-х годах прошлого века Лео Фендером исключительно из практических соображений. Он считал, что если гриф электрогитары поврежден, но не должно возникнуть проблем с его заменой, при этом не стоит полностью менять гитару. Сейчас такие грифы устанавливают обычно на бюджетные модели гитар.  Данный тип крепления отличается мощной атакой, четкостью нот, и острым тоном, но при этом слабым сустейном. При покупке грифа с таким типом крепления следует обратить особое внимание на плотность прилегания грифа к корпусу гитары, не должно быть никаких зазоров и люфта. Плотность прилегания обеспечивается большим количеством болтов. Электрогитары с таким типом крепления считаются универсальными, но подходят лучше всего для исполнения тяжелого рока.

болтовое.jpg

  • Вклеенный гриф (Glued/Set-In) широко используется на электрогитарах. Такой гриф устанавливают в специальную выемку и надежно закрепляют при помощи эпоксидной смолы. Данный способ соединения лучше передает акустические свойства дерева, придавая инструменту теплое звучание и хороший сустейн, при этом атака, к сожалению, страдает. Гитары с таким грифом стоят несколько дороже, но они станут отличным выбором для джазовых исполнителей, обеспечивая теплый и сглаженный звук.

вклееный.jpg

  • Сквозное крепление (Neck-Through) является самым дорогостоящим способом, обычно встречается на бас гитарах. Сквозное крепление позволяет максимально почувствовать звучание дерева, обеспечивая отличный сустейн и незначительное уменьшение резонанса на низких частотах. Гитары с таким грифом звучат очень ровно, без провалов. Отсутствие пятки на грифе позволяет легко исполнять соло. Единственным минусом такого способа крепления грифа является цена, причем как инструмента, так и его ремонта, если он вообще возможен.
  • Полусквозное крепление (Half-Through Body) некоторые производители стали применять  в конце 80-х годов прошлого века, но широкого распространения этот способ так и не получили. При данном способе крепления гриф более плотно соприкасается с корпусом, чем при болтовом соединении, а по звучанию такой инструмент приближен к гитаре со сквозным грифом.  

Накладка на гриф гитары

Немаловажную роль в конструкции грифа играет его накладка, так как именно она  первая получает вибрацию от струн, и только потом передает ее через гриф корпусу гитары. Накладка представляет собой тонкую полоску из дерева, которая клеится к лицевой стороне грифа.  Накладка может быть с ладами и без них (в безладовых бас гитарах), чаще всего на некоторых ладах имеются  врезные метки, которые могут наноситься и на торец накладки.  

Обычно накладки изготавливают из твердых пород древесины, например, палисандра, клёна, черного дерева, но можно найти и накладки из углеродного волокна.

16.jpg

Форма накладки влияет на тембр гитары и в зависимости от радиуса может быть четырех видов: плоская, коническая, цилиндрическая, смешанная.

 Изгиб накладки регулируется с помощью анкера: натяжение анкерного стержня позволит уменьшить изгиб, а ослабление — увеличить. Из-за слабого натяжения струн в классических гитарах отсутствует анкерный стержень, но небольшой изгиб накладка должна иметь. Особо стоит отметить безладовые накладки: они имеют вогнутую форму.

Анкерный стержень

Анкерный стержень (или просто анкер) — это железный стержень толщиной 4-6 мм, расположенный внутри грифа для придания ему жёсткости, а также для регуляции прогиба грифа, для этого на одном конце стрежня расположен болт. Гайка регулировки анкера может быть расположена, как и у пятки грифа, так и у его головы.

nastrojka-ankera-grifa-gitary.jpg

Анкер помогает грифу не согнуться под действием сильно натянутых струн, поэтому он присутствует в основном в гитарах с металлическими струнами.

Существуют два способа монтажа анкерного стержня:

  • С обратной стороны грифа, что довольно трудоемко в плане производства, и, соответственно, влияет на стоимость. Такой способ крепления часто можно встретить на электрогитарах FENDER.

  • Под накладку — это самый бюджетный способ, и основным его недостатком является то, что со временем анкер может оторвать накладку от грифа.

x_4b711e3f.jpg

Гитарные лады

По всей длине накладки грифа расположены металлические порожки – лады, которые помогают изменять звучание струны на один полутон и брать нужную ноту. Также под понятие «лад» попадает промежуток между двумя порожками. Как было написано выше, существуют и безладовые гитары, но играть на них аккордами значительно труднее.

gitarniy_grif_ladi.jpg

Количество ладов на различных видах и моделях гитар может варьироваться от 19 (на классической гитаре) до 27 (на электрогитаре). Гитарные лады можно тоже разбить на различные группы по некоторым признакам:

  • высота ладов, которая существенно влияет на высоту струн гитары. Низкие лады позволяют легко прижать струну прямо к накладке, но делать обычные бэнды (подтяжки) на такой гитаре непросто. С высокими ладами наоборот:  прижимать струны сложнее, но делать бэнды значительно легче.

  • ширина ладов, которая влияет на срок их службы: узкие лады изнашиваются быстрее и, соответственно, чаще требуют шлифовку или даже замену.

  • материалы, применяемые для изготовления ладов, это нержавейка, серебро и никель. Преимущества того или иного материала вы сможете понять только на своем опыте, так как сколько музыкантов, столько и мнений. Кто-то считает, что струны из нержавейки более долговечные, но зато они не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.

  • профиль и форма гитарных ладов влияют на внешний вид инструмента, удобство зажатия струны, и, конечно, на звучание инструмента.

13.jpg

Угол наклона головки грифа

Головка грифа может быть плоской, то есть не иметь угла наклона по отношению к основной плоскости грифа, и иметь наклон. На плоской головке часто устанавливают дополнительно направляющие для струн,  чтобы увеличить угол наклона струны от порожка к головке грифа, чтобы струна не вылетала из паза порожка. Такие грифы можно встретить на гитарах Stratocaster и Telecaster.

x_53d99cdd.jpg

При наклонном расположении головки грифа относительно остальной части грифа струны прочно сидят в пазах и не вылетают, и направляющие не нужны.

16 (1).jpg

Итак, мы достаточно рассмотрели гитарный гриф, его составные части и особенности звучания и эксплуатации. Выбор, как всегда, за вами! Ведь лучшая гитара – это гитара, которая звучит так, как вам нравится!

pop-music.ru

Конструкция акустической гитары: устройство грифа, корпуса

Сегодня я расскажу о конструкции гитары, о том как устроен гриф и корпус гитары, так же приведу схему устройства гитары и расскажу о материалах, из которых изготавливается та или иная её часть.

Общие сведения

Акустическая гитара разделяется на 2 основных типа:

  • Классическая
  • Эстрадная

Рис. 0 Акустическая и эстрадная гитары

Классическая гитара чаще всего используется для исполнения классических произведений, фолка, фольклёра, фламенко, бардовских и походных песен. Классическую гитару так же называют испанской гитарой, так как впервые её изготовили именно в Испании.  У классической гитары преобладает широкий гриф и нейлоновые струны.

Эстрадная гитара универсальна для всех музыкальных стилей, но лично у меня она ассоциируется с такими жанрами как блюз, фолк и кантри. Эстрадную гитару так же называют вестерн гитара или просто акустическая гитара. У эстрадной преобладают металлические струны и узкий по сравнению с классическим вариантом гриф.

Устройство акустической гитары (схема)

Как классическая, так и эстрадная гитары состоят из двух основных частей: корпуса и грифа.

Рис.1 Схема конструкции гитары

1-Гриф. 2-Головка грифа. 3-Накладка грифа. 4-Пятка грифа. 5-Колки. 6-Верхний порожек. 7-Ладовый порожек. 8-Лады. 9-Верхняя дека. 10-Нижняя дека. 11-Обечайка. 12-Резонаторное отверстие. 13-Бридж (струнодержатель). 14-Нижний порожек. 15-Кнопка. 16-Защитная накладка.

Устройство грифа гитары

Гриф состоит из головки грифа (2),  накладки грифа (3) и пятки грифа (4). На головке грифа распологаются колки (5) — механизм, который предназначен для крепления и изменения натяжения струн. Так же на головке грифа распологается верхний порожек (6), который предназначен для уменьшения коллебания струны. Обычно его изготавливают из пластмассы или кости.

Рис. 2 Верхний порожек изготовленный из кости

В накладке грифа на специальном станке делают надпилы, куда в последствии впрессовываются ладовые порожки (7). Порожки выступают над грифом гитары и разделяют его лады (8) (расстояние между двумя порожками называется ладом).  Пятка грифа вклеивается или вкручивается болтом в корпус гитары. Если пятка грифа вклеена в корпус, то расстояние между струн регулируется анкерным болтом, который проходит по всей длины грифа и расположен под накладкой.

Рис. 3 Анкер под накладкой грифа гитары

Головка анкера расположена либо в головке грифа, либо в нижней части около розетки. Крепление болтом, позволяет регулировать высоту струн.

Устройство корпуса гитары

Корпус гитары состоит из верхней деки (9) и нижней деки (10), которые  вырезаются в  форме «восьмёрки».  Они соединяются между собой стенками гитары так называемыми обечайками (11). На передней деке под струнами располагается круглое резонаторное отверстие (12), которые обычно называют розеткой. В дешёвых гитарах, которые изготовляются из низкокачественных материалов, розетку украшают  пластмассовой или бумажной наклейками, а в более дорогих гитарах, её  украшают шпонтом или перламутром.

Рис. 5 Резонаторное отверстие украшенное перламутром.

В некоторых моделях гитар есть дополнительное резонаторное отверстие, которое находится в верхней части деки и придаёт гитаре особые акустические свойства:

Рис. 6 Гитара с дополнительными резонаторами.

На верхней деке расположен так называемый бридж (струнодержатель) (13). На струнодержателе находится нижний порожек (14), который изготавливают из пластика или кости. К струнодержателю специальным кнопками (15), которые изготавливаются из пластмассы крепятся струны. На верхнюю деку наклеивают защитную накладку (16), для избежания царапин и сколов.
Так как на гитару от натяжения струн воздействуют весьма неприятные силы, её усиливают изнутри специальными рейками, которые предают прочности конструкции корпуса, но и так же влияют на звучание гитары, обогащая звук весьма ощутимыми акустическими свойствами.

Рис. 7 Рейки усиливающие гитару изнутри.

Материалы

Корпуса самых дешёвых гитар изготавливаются из самой обыкновенной фанеры, которая обладает весьма паршивым звуком, оснащаются колками, которые практически не держат строй и струнами, которые необходимо менять сразу после покупки гитары. Грифы дешёвых гитар изготавливают из прессованной фанеры и бог знает из чего ещё. Верхний и нижний порожек изготавливают из низкокачественной пластмассы, а ладовые порожки из какого-нибудь там би-металла.

Рис. 8 Корпус гитары из палисандра

Корпуса дорогих гитар изготавливаются из красного дерева, палисандра и клёна. Оснащаются хорошими колками, которые держат строй и конечно струнами, на которых приятно играть.  Грифы дорогих гитар изготавливают из бука, красного дерева и других прочных пород древесины. Верхний и нижний порожки обычно изготавливают из качественной пластмассы или кости, а ладовые порожки из качественного металла.

proguitarworld.ru

Расположение нот на грифе гитары


Что нужно знать, приступая к уроку:

Диапазон гитары составляет почти четыре октавы, но не обязательно зубрить расположение всех нот на грифе гитары, куда важнее понять принцип их расположения. Приведенное ниже схематичное изображение грифа гитары поможет Вам в этом.

Схематичное изображение грифа гитары и расположение нот на нем.

В таблице указаны только основные ноты, соответственно в пустых ячейках находятся производные от них. Октавы помечены разными цветами:

  • Малая октава — черный
  • Первая октава — синий
  • Вторая октава — зеленый
  • Третья октава — оранжевый
 струна / лад 0 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX
1 Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
 
2 Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
3 Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
 
4 Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
 
5 Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
6 Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C
  Ре
D
  Ми
E
Фа
F
  Соль
G
  Ля
A
  Си
H
До
C

Как видите, есть определенная закономерность, а начиная с двенадцатого лада ноты повторяются, только на октаву выше.

Расположение нот на нотном стане и табулатуре

Теперь посмотрим, как это выглядит на нотном стане и табулатуре:

Расположение нот на грифе гитары

Благодаря приведенным схемам Вы можете определить где на грифе гитары звучит та или иная нота, что поможет Вам в дальнейшем при определении аппликатуры.

Поделитесь ссылкой соцсетях или отправьте по почте:


Теория музыки для гитаристов:

Аппликатуры аккордов:

Интересное:

еще!..

Советы:



Gitarre.Ru © 2008 — 2019 гг.
Условия копирования и использования материалов сайта.

gitarre.ru

интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Аппликатура — расположение нот на грифе гитары, с указанием на правильное чередование пальцев левой руки при игре. Понимание грифа гитары, это уже половина успеха в освоении музыкального инструмента.

 

Аппликатура грифа

(без учета диезов и бемолей)

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Гриф гитары разделен ладами на полутона (½ тона). Для лучшей ориентации, на гриф нанесена разметка «опорных» ладов (3, 5, 7, 9 и 12), при игре в высоких позициях на электрогитаре, 12-й лад можно представить «нулевым» и тогда 15, 17, 19, 21 и 24-й лады будут соответствовать 3, 5, 7, 9 и 12-му.

 

Интервалы на грифе гитары

Напомним, что интервалы бывают: мелодические (взятые последовательно) и гармонические (взятые одновременно).По звучанию гармонические интервалы разделяются на консонансы (звучат мягко, сливаясь друг с другом) и диссонансы (звучат резко).

Совершенные консонансы: унисон, октава, квинта, чистая кварта (не всегда). Звучат чисто при игре с перегрузом.Несовершенные консонансы: большие и малые терции и секстеты. Дают грязный, «рычащий» звук при перегрузе.Диссонансы: секунда, септима, уменьшенная кварта, увеличенная квинта. Звучат резко, неустойчиво, но при умелом использовании могут внести в аккорд красивую, специфическую «переливчатость».

Необязательно каждый раз строить интервалы на грифе, достаточно запомнить их аппликатуру.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

1 — Малая секунда.  2 — Большая секунда.  3 — Малая терция.  4 — Большая терция.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

1 — Большая терция.  2 — Чистая кварта.  3 — Чистая квинта.  4 — Большая секста.  5 — Малая септима.

Система октав

Октава — интервал образующий аппликатурный каркас (1), на основе которого строятся аккорды (2), арпеджио (3) и гаммы (4).

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Система октав — основа виденья грифа гитары, позволяющая отслеживать аппликатуры аккордов, арпеджио, гаммы и их взаимосвязь.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Арпеджио

(пять вариантов, мажорных и минорных, аппликатур)

(A) — Ля мажор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.

(Am) — Ля минор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Гаммы

(пять форм аппликатур, мажора и минора)

(G) — Соль мажор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

1, 2, 3, 4 — нумерация пальцев левой руки.

(Gm) — Соль минор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация  О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Аккорды

(аппликатура, мажорных и минорных, трезвучий)

(С) — До мажор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

«|» и «¦» — баррэ.

Используя баррэ вместо нулевого порожка, можно получать любую аккордовую форму, а так же переходить в другую тональность при наследовании аппликатурной позиции.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

(Am) Ля минор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Пентатоника

Пентатоника — мощное средство джаз-, блюз- и рок-музыкантов, её уникальность состоит в том, что она вписывается во многие музыкальные ситуации и стили, подходит практически под любую гармонию. В мелодике пентатоника занимает промежуточное место между арпеджио и гаммой. Также пентатоника удобна для написания партий двух гитар, играющих одновременно, так как из неё исключены ступени способные вызвать диссонанс.

Минорная пентатоника — минорный звукоряд без 2 и 6 ступеней.

Пентатоника Ля минор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Мажорная пентатоника — мажорный лад без 4 и 7 ступеней.

Пентатоника До мажор.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Пентатоника заслуживает отдельного рассмотрения, как средство импровизации, читайте подробнее в одноименном разделе.

Определение знаков альтерации в тональности

Тональность — звуковысотное расположение лада, которое определяется положением тоники. Если тоника «До» — то тональность «До», если тоника «Ля» — тональность «Ля». Всего существует 12 мажорных и минорных тональностей (До — До# — Ре — Реb — Ми … Сиb — Си).

Определить количество знаков в мажорных и минорных тональностях можно с помощью грифа гитары.

О гитаре: теория и практика Аппликатура грифа гитары: интервалы, октавы, арпеджио, гаммы, аккорды, пентатоника и альтерация

Допустим, нужно определить, сколько диезов в А-мажоре: нота Ля на 3-й струне сверху — значит 3 диеза. Наоборот, имеется тональность с 6-ю диезами — это 6-я струна — тональность F#. Аналогично с бемолями, только отчет ведется в обратном порядке.

Для определения количества знаков альтерации в минорных тональностях, нужно определить ноты в аналогичных аппликатурах на 12 ладу для диезов и на 11 ладу для бемолей.

Для определения знаков альтерации, можно использовать квинтовый круг:

  • бемоли: фасими — ляресоль;
  • диезы: сольреля — мисифа.

about-guitar.ru

Расположение нот на гитаре: схема, как запомнить, обозначения

Сегодня речь пойдёт о расположении нот на грифе гитары. Это болезненная тема для любого гитариста, так как изучить расположение всех нот на грифе задача не из простых. Порой всё сходится к тому, чтобы понять принцип, по которому все эти ноты выстраиваются в единую музыкальную систему, а так же знание музыкальных интервалов очень поможет вам в этом деле.

Схема нот на грифе гитары

Взглянув на представленное ниже изображение, вы можете видеть расположение всех нот на грифе вышей гитары.
location-of-the-notes-on-the-fretboard

Обозначения нот

На представленном выше изображении, английскими буквами обозначены названия нот.

  • С — нота До
  • D — нота Ре
  • E — нота Ми
  • F — нота Фа
  • G — нота Соль
  • A — нота Ля
  • B — нота Си

Что касается ноты Си, то порой возникает небольшая путаница. Довольно часто нота Си обозначается буквой H. Обычно именно такое обозначение можно увидеть в бывшем советском мире. В западном, нота Си обозначается буквой B.

Далее мы разберём, что собой представляют ноты со знаками # и ♭. В теории музыки эти знаки называют «знаками альтерации».

  • — диез, который обозначает повышение ноты на пол тона. С♯ (До-диез) звучит выше на пол тона чем C (До)
  • — бемоль, который обозначает понижение на пол тона. C♭ (До-бемоль) звучит ниже на пол тона чем C (До)
  • Эногармонизмы или две ноты с разными знаками обозначают — одинаковые по высоте, но разные по написанию ноты. Нота F♯ звучит по высоте так же как и нота G♭, но записывается как F♯/G♭.

 

Как запомнить ноты на грифе гитары

Данный вопрос может являться предлогом для отдельной статьи, но я постараюсь дать вам пару полезных советов:

    • Гриф гитары разделён ладами на полутона (1/2 тона). Запомните! Между нотами E (Ми) — F (Фа) и B (Си) — С (До) всегда 1/2 тона, а между остальными нотами — тон!

location-of-the-notes-on-the-fretboard

  • Разбейте запоминание поэтапно. Начните с первой струны и выучите расположение нот (без ♯ и ♭) на ней вплоть до двенадцатого лада (после него ноты повторяются на октаву выше). Так как открытая первая струна — это нота Ми, то вы убьёте двух зайцев, так как открытая шестая струна — это тоже нота Ми. Затем выучите ноты без знаков на второй, третьей и так далее.
  • Октавы — отличный способ запоминать расположение нот. В статье интервалы на гитаре я описывал какие они хорошие и как ими пользоваться.

proguitarworld.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *