Икебана для детей: Занимательные факты на тему: Икебана – План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей детей и составлению букетов в подготовленной группе «Икебана».

  • Home
  • Разное
  • Икебана для детей: Занимательные факты на тему: Икебана – План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей детей и составлению букетов в подготовленной группе «Икебана».

Занимательные факты на тему: Икебана

ТАТЕБАНА

Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды.

РИККА

Классическая композиция рикка воплощала в себе могущественную красоту природы, в которой отдельные ее элементы символизировали горные вершины и холмы, реки и водопады, горные селения и крупные поселки. Всего это стиль включает в себя 9 основных элементов.

РИККА СИМПУТАЙ

Цветы, ветки, листья, гармонично сочетаясь друг с другом, органично и непосредственно включаются в композицию, которая создает впечатление целостной, хорошо сбалансированной работы.

Входящие в эту композицию элементы не имеют определенных названий и образуют несколько групп, в которых выделяют главный элемент и помощников, дополняющих его свойства. 

ТЯБАНА

Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.

СЕКА СЕФУТАЙ

Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения.

В композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений. 

СЕКА СИМПУТАЙ

Основная цель композиций в стиле сека симпутай — это показать живой ритм современной жизни, в которой все связано нитями взаимной необходимости.

Благодаря живым и ярким композициям симпутай, сочетающих и противопоставляющих различные свойства растительного материала (широкое — узкое, высокое — низкое, яркое — блеклое, прямое — извилистое, и. т. п.), зритель открывает для себя и новую эстетическую пропорцию, отличную от классической пропорции 3 – 5 – 7. В целом эстетическая пропорция симпутай многогранна и связана как с вазой, так и с базовыми элементами «Сю» и «Е»: формой и размером листьев, их размерами, направлением роста веток и их причудливыми изгибами.

МОРИБАНА И НАГЭИРЭ

Для композиций морибана актуально использование низких широких вазах круглой, овальной, квадратной формы, которые крепятся при помощи специального металлического крепления — кензана, в такие вазы и ставятся растения. В композициях нагэирэ используются высокие, цилиндрические вазы, а растения крепятся с помощью различных приспособлений — расщепленных веток, крестовины и т. п.

В работах нагэирэ подчеркивается красота линий, а в композициях морибана, напротив, делается акцент на объем, цвет и массу используемых растений.

                        Нагэирэ                                                                                   Морибана

СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ

Внутренний мир растений в этом стиле выражается посредством свободной комбинации цвета, линии, массы, поверхности растений, в соответствии с идеей создателя. Свободный стиль допускает использование материалов и нерастительного происхождения, таких как, например, стекло, проволока, металл, пластик и др., играя в композиции вспомогательную роль.

Все мы много слышали про японское искусство аранжировки икебаны. Его название произошло от слов «ике» (жизнь) и «бана» (цветок). Дословно «икебана» означает «цветы, которые живут». Икебана является неотъемлемой частью духовной жизни японского народа, одной из его наиболее красивых национальных традиций, Этот вид изобразительного искусства почитается в Японии наравне с живописью, поэзией, музыкой, каллиграфией. Принято считать, что родина икебаны Япония. На самом же деле икебана берет свое происхождение из Индии. В дальнейшем это искусство распространилось в Китае, откуда и перешло в Японию вместе с китайской религией буддизмом (японцы, как известно, большей частью придерживаются синтоизма, не буддизма).

Легенда рассказывает, как однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». Как видим, Будда благосклонно отнесся к этой просьбе. С тех пор в храмах, посвященных Будде, стали появляться высокие букеты в вазах. Ветки деревьев, которые использовались в икебане, казалось, тянулись вверх, прося у бога защиты всему живому. Поэтому икебану можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков. Считается, что принц Сётоку (574—662), содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало цветочной аранжировке. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икебаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека.

Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов).   Дом Сэнму называли “хижиной у пруда” — икенобо. Этим именем через восемь столетий была названа первая школа искусства икебаны. В истории сохранились имена многих знаменитых мастеров икебаны, таких как Рюами, Соами, Ноами и др. Особое место среди них занимает выдающийся монах Икенобо Сенкей, настоятель храма Какудо под Киото.

 Но справедливости ради нужно сказать, что именно в Японии икебана перестала быть ритуалом подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам. В стране Восходящего солнца икебана стала высоким искусством. Становление икебаны в Японии как искусства началось в XV веке, ею в то время занимались главным образом священнослужители храмов и монастырей. Но постепенно икебана обрела популярность и в высших слоях общества, а со временем вошла в повседневный быт народа.

Создатель икебаны выявляет в ней не свои вкусы, и даже не собственную индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений, смысл их сочетаний и расположения. Вместе с тем, в икебане аранжировщик может выразить свое мироощущение, настроение, воплотить определенную идею.

. Издревле японцы ценили не только красоту самих цветов, но помимо этого они придавали в аранжировке цветов не меньшее значение веткам, листьям, травам. Казалось бы, несмотря на огромное разнообразие растительного материала, который возможно использовать в выборе составляющих, композиции искусства икебана отличаются лаконизмом и сдержанностью. Любой новый элемент, появляющийся в композиции, будь то лист или цветок, обязательно должен определенным образом гармонировать с другими, уже поставленными, цветами и играть свою роль в создании гармоничной картины, в основном, для композиции икебана свойственна сезонность, которая подчеркивает изменчивость и непостоянность природной красоты. Эта роль может заключаться и в красивом изгибе ветки, и в красоте цветка, и в интересном взаимодействии различных растений. Так или иначе, но все растения в композиции не должны соперничать друг с другом, а наоборот — должны подчеркивать красоту основного элемента, главной идеи, отражающей настроение, замысел создателя композиции. На протяжении более чем 500 лет истории икебана появилось множество различных стилей аранжировки цветов — этот процесс не прекращается и по сей день. Если поставить их в порядке по мере появления, то выглядеть это будет следующим образом: татебана, рикка, тябана, раннее нагэирэ, сека, современное нагэирэ и морибана, свободный стиль.

План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме: Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей детей и составлению букетов в подготовленной группе «Икебана».

Конспект интегрированного занятия по развитию творческих способностей детей и составлению букетов в подготовительной группе «Икебана».

Автор: Готовцева Лариса Евгеньевна

воспитатель ГБОУ д/сад №1989 г. Москва

Программные задачи:

1. Познакомить детей с искусством составления букетов-икебана.

2. Развивать художественный вкус.

3. Совершенствовать мелкую моторику рук, точность движения пальцев.

4. Совершенствовать трудовые умения.

5. Способствовать эмоциональному отклику на создание игровой ситуации-восстановление букета из засушенных цветов в стиле-икебана.

Материал и оборудование:

Мультимедийная система: ноутбук, проектор экран

Пластилин

Квадрат 8×8

Стека

Корзинка с флорой для составления икебаны.

Литература об искусстве составления икебан.

Аудио сопровождение

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий икебан из Интернета

Рассматривание экспозиции «Цветочная фантазия»

Описание:

Дети с воспитателе заходят в группу, здороваться с гостями. Знакомлю детей с искусством «Икебана».

Провожу искусственный рассказ с просматриванием презентации.

Икебана-это древнее искусство составления букетов. Это искусство родилось в Японии. Слово икебана в переводе с японского означает «Новая жизнь цветка»

В древние времена в Японии составлением букетов занимались только мужчины-войны (самураи) .

Перед боем они, таким образом, достигали душевного равновесия и настраивали себя на победу.

Из простеньких цветов и веточек умелые руки человека создают настоящее произведение искусств — сочетая небольшое количество цветов, веток деревьев и кустарников, декоративных трав, причудливо изогнутых корней.

При составлении икебаны большое значение имеет сосуд (ваза) -она должна быть простой и без рисунка.

Каждая веточка имеет свой смысл. Самые высокие ветки символизируют небо, более короткие — человека и наконец, самые короткие — землю.

Современные отношения между небом, землей и человеком — это мир во всем мире, где никто не ссорится друг с другом.

• Показываю, как делать икебану.

• Прежде чем приступить к изготовлению икебаны, давайте немного разомнёмся.

Гимнастика:

«Цветы»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Воспитатель предлагает детям занять свои места за столом.

Выполнение работ детьми.

Воспитатель помогает по мере надобности.

Дети с помощью воспитателя делают выставку из икебаны.

 

Вопросы к детям:

1. Ребята, вам понравилось делать икебану?

2. Каких правил, мы придерживаемся при ее составлении?

3. Вы можете сами сделать букет?

4. Что изображает твоя композиция?

5. Как композиция называет?

Конспект открытого занятия «Традиционное японское искусство

Конспект занятия: Традиционное японское искусство – Икебана.

Цель занятия: Сформировать представление у обучающихся о традиционной японской икебане и принципах её составления.

Задачи:

Развивающие: развивать творческие способности ребенка и навыки составления икебаны;

Образовательные: дать знания о традиционном японском искусстве составления икебаны.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение работать, соблюдая основные правила составления икебаны.

Наглядное пособие: технологическая карта; словарь специальных терминов.

Оборудование и материал: кинзан, секаторы, клеенка; ветки деревьев, живые цветы (хризантемы разного цвета и формы), материал для декора (лимонеум и различные листья комнатных растений).

Ход занятия

Организационный момент:

-Конничива! Ребята, как вы думаете, что и на каком языке я вам сказала?

Дети отвечают.

Я поздоровалась с вами на японском языке. Представьте, что мы в японской школе. Я — ваш учитель, Ольга Сергеевна, а вы — мои ученики. Мне будет очень приятно, если и вы меня также поприветствуете. Для этого вам нужно встать, сложить руки вот-так и сказать «Конничива». Готовы? Поздоровайтесь и с нашими гостями. Конничива! Спасибо, садитесь.

Ребята, обратите внимание на лежащие на ваших столах предметы. Как вы думаете, что из всего этого можно сделать?

Дети отвечают.

Правильно, мы с вами будем составлять традиционный Японский букет — икебану.

И тема нашего занятия звучит так: Традиционное японское искусство – Икебана.

Для начала давайте разберемся в терминах.

Икеба́на — традиционное японское искусство  создания композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.

Интерьер — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, дома, квартиры.

Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего занятия: чем мы сегодня будем заниматься? Ваши версии….

Дети отвечают

Итак, подытожим, Цель нашего занятия — знакомство с традиционным японским искусством составления букетов – икебана и изготовление икебаны, с соблюдением основных правил этого вида искусства.

Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность приобщиться к тайне японской культуры, получившей популярность во всём мире. Действительно, даже самые выдающиеся мировые дизайнеры широко используют икебану в оформлении убранства комнат, офисов, величественных залов. Но бОльшей популярностью искусство икебаны пользуется, конечно, на своей Родине – в стране восходящего солнца — Японии. Японцы не зря считают икебану своей красИвейшей традицией и национальной гордостью своего народа. Сегодня в Японии работает около двух сот различных школ икебаны.

А как вы думаете, что в переводе с японского означает слово икебана?

Слово икебана означает «живые цветы», где «ике»-жизнь, а «бана»-цветы». Первоначально такие композиции использовались для украшения храмов, а затем вошли в быт.

Первыми создавать изысканные японские композиции стали буддийские монахи и связано это с легендой.

Однажды, после особенно жестокой грозы, которая уничтожила много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев. Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода.

И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название «икебана».

В искусстве икебаны нет случайных элементов, все имеет свое значение и смысл.

Существует даже поверие, что с помощью икебаны можно повлиять на благополучие своей жизни. Главное, правильно подобрать нужные для икебаны элементы. Например, цветы декоративной капусты, хризантемы и орхидеи – символизируют, а значит, и приносят радость жизни. Сосна и роза – символизирует вечную молодость и долголетие. Сосна и родея — это сочетание олицетворяет молодость и вечность. Сосна и пион – молодость и процветание. Пион и бамбук – процветание и мир. Во всех композициях сосна и бамбук, как вечнозеленые растения, символизируют долголетие и молодость. Цветущая ветка яблони приносит в дом мир и покой.

Символичны в икебане и цвета. Например, зеленый цвет является олицетворением весны. Красный цвет — лета, белый цвет символизирует осень- время вызревания белоснежного риса. Зима ассоциируется с черным цветом и с темными глубокими водами. Символика желтого цвета в Японии связана с концом лета.

В икебане обязательна треугольная форма. Треугольник – символ единства всего земного и всего небесного. Композиция соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. Прошлое олицетворяют уже распустившиеся цветы, различные засохшие листья и стручки. Даже обычная сухая ветка в икебане словно оживает и становится частью произведения искусства. Настоящее — это цветы, которые только начинают распускаться, свежие зеленые побеги. Будущее — это набухшие почки, появившиеся ростки и бутоны.

В Японии существует очень много стилей составления икебан. Например, стиль рикка означает цветы которые стоят. Воплощает дух природы, незыблемый и величественный. Это — крупные композиции в массивных вазах.

Другой стиль называется Нагэирэ – икебана в высоких вазах с узкой горловиной. Вазы должны быть простыми, неброскими, однотонными, например бамбуковые сосуды. Цветок в такой икебане -не украшение, а живая самостоятельная часть природы.

Стиль Дзиюка- это стиль свободного выражения чувств и эмоций человека. Один из вариантов икебаны дзиюка – плавающий букет. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черенок.

Стиль сёка–олицетворяет естественую красоту природы. Сека состоит из трех основных элементов «Син»-небо, «Соэ»-человек, «Хикаэ»-земля. В котором я предлагаю, создать нашу икебану.

Ребята, сейчас я хочу предложить вам попробовать самим составить икебану! Как вы думаете у вас получится?

Дети отвечают.

Молодцы, конечно, у нас все получится!

Для составления икебаны нам понадобится: сухие ветки деревьев, хвойные ветки, живые цветы (хризантемы разного цвета и формы), материал для декора (лимонеум и различные листья комнатных растений). Кинзан – специальный сосуд для икебаны, секатор, клеенка.

Но, перед тем как приступим к работе нам нужно познакомиться с правилами техники безопасности работы с секатором и природным материалом. Инструктаж.

Перед тем как вы самостоятельно начнете составлять икебану, я хочу наглядно продемонстрировать, как это нужно делать, а затем вашей задачей будет в группах по три человека, как вы сидите за столами составить свою икебану.

Итак, для начала я закрепляю ветки в специальном сосуде — кинзан, располагая их в определённом направлении ассиметричной треугольной формой. Мы же с вами помним, из каких трех главных элементов состоит икебана? Первый, «син», самая высокая и красивая сторона – является воплощением небесного начала. Следующий компонент «хикаэ», самая короткая сторона – означает землю, место обитания рода человеческого. И, наконец, последняя составляющая- это «соэ», средняя его часть олицетворяет человека, живущего на земле под небом. Совокупность перечисленных элементов – не что иное, как основа икебаны. Закрепили ветки так, чтобы у вас получился разносторонний треугольник.

Для усиления основных элементов добавляю ветки хвойных растений и живые цветы. Их можно использовать в любом количестве, но лучше немного, и по длине они должны быть короче основных веток. Наша икебана Готова!

Ребята, вам понятны основные принципы составления икебаны? Тогда приступайте к её составлению.

У вас на столах лежит листок, где расписана последовательность и правила составления икебаны, ваша задача сделать все правильно и последовательно, а остальное украшение икебаны — это ваше творчество, ваши чувства, настроение.

(Если у детей в ходе работы возникают затруднения, даются индивидуальные пояснения).

Ребята, время составления икебан истекло, я прошу вас заканчивать. Я смотрю, у вас получились замечательные икебаны. Прошу немного рассказать, что вы использовали и что вы хотели выразить вашей икебаной?

Рефлексия.

Молодцы, ребята, сегодня вы прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание, отличную работу и творческое вдохновение. В завершении нашего занятия я каждому предлагаю выразить свои впечатления о занятии, выбрав ленточку любого цвета и украсить ею вашу икебану. Ленточка жёлтого цвета – занятие мне понравилось; синего – на занятии испытывал затруднения; красного – у меня появилось желание сделать икебану дома самостоятельно.

Дети высказывают свое мнение о занятии.

Спасибо, ребята мне было приятно с вами пообщаться. Я приглашаю вас в гости в Детский эколого-биологический центр г. Черемхово, где я работаю. Наш Центр всегда рад любознательным и творческим ребятам.

А теперь, я хочу попрощаться с вами и говорю вам «САЕ НАРА!», что в переводе с японского……?

Дети отвечают.

Словарь специальных терминов.

Икеба́на[1] или икэбана[2] (яп.生け花 или яп.いけばなикэбана, «икэ или икэру» яп.生ける — жизнь, «бана или хана» яп.花 — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки.

Интерьер – (фр. intérieur < лат. interior — внутренний, антоним экстерьер) — архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, дома, квартиры.

Кинзан – это специальный сосуд или ваза для икебаны.

Секатор – (от лат. seco — секу, режу), садовые ножницы для обрезки побегов и тонких ветвей при формировании и прореживании кроны деревьев.

КОННИЧИВА, что в переводе с японского, слово здравствуйте.

САЕ НАРА, что в переводе с японского, слово досвидание.

Конспект занятия «Составление букетов «Икебана»

Конспект занятия «Составление букетов «Икебана»

Цель: Познакомить детей с новым видом искусства «Икебана» и професией аранжировщика. Учить детей самостоятельно создавать композиции из цветов. Воспитывать уважение к людям других национальностей, их традициям и обычаям, культуру общения друг с другом. Развивать интерес детей, внимание, наблюдательность, мышление. Приобщать детей к музыкальной культуре. Обогащение и активизация словаряЯпония«пасикоко»«кимоно»«икебана».

Материал: Сухоцветы, флористическая губка, колоски, ветки разной длины, иллюстрации с изображением цветочных композиций. Аудиозапись японской музыки.

Раздаточный материал: ветки, живые цветы, сухоцветы, губка, колосья.

Ход занятия

Под японскую музыку дети входят в группу.

Я вам приоткрою оконце

В далёкий загадочный край,

В страну восходящего солнца

Названье её угадай!

Мне очень нравится ваша страна Россия. Я рада вас видеть «Пасикока». Поздоровайтесь и вы со мной также и с нашими гостями. Мы поприветствовали друг друга на японском языке. Русский народ очень гостеприимный. Ваши воспитатели сказали, что вы очень любить узнавать всё новое и интересное. Сегодня я пришла к вам в национальном японском костюме — кимоно.

Я приглашаю вас в Японию. А кто знает, почему её называют страной восходящего солнца? (ответы детей: потому что японцы первые видят восход солнца).

Есть у японцев для солнца оконца:

Утром посмотрит японец в окно —

и сразу увидит, как всходит оно!

Япония славится своими японскими садами — любимое место отдыха японцев, где они любуются растениями и украшениями (показ картинки).

Вос-ль: По-мнению японцев, красота присуща всему. Очень красив сад камней — 15 камней выложены так, что из любой точки сада виден каждый камень. В Японии живут умные и весёлые люди (фото). Но мне нравится ваша игра «Если весело живётся делай так» давайте сыграем.

Вос-ль: Мы японцы любим всё прекрасное. Чтобы в доме было уютно и красиво. Мы создаём композиции из сухоцветов и живых цветов — икебаны. Чтобы стать настоящим мастером икебаны, человек должен учиться несколько лет. Людей, владеющих искусством составления цветочных композиций называют аранжировщиками. Аранжировщик может составить букеты, передающие любое настроение. Сегодня вы будете аранжировщиками и научитесь составлять композиции из сухих растений, из цветов. Но сначала я вас познакомлю с законами аранжировки букетов. Ветки будем вставлять в подставку — специальная губка. Каждая веточка имеет глубокий смысл. Основа икебаны — треугольник. Стебли растений разной длины должны быть расположены слегка под углом один к другому по трём направлениям: самые высокие ветки символ — небо, более короткие — человека, самые короткие ветки — землю. Растение следует располагать свободно, как говорят японцы, так чтобы между цвеами могла пролететь бабочка. Каждый цветок должен быть виден. В центре композиции — яркие крупные цветы, именно они делают икебану живой и выразительной.

Икебана — это песня цветов. Которая создаёт и передаёт настроение. Поднимите руки вверх, если ветки направлены вверх, значит это икебанарассказывает о радости, веселье. Если ветки вверх и немного в сторону, икебанаговорит о спокойствии и равновесии, а если ветки направлены в сторону и немного вниз, это печаль, грусть.

Физ. Минутка под японскую музыку

 

Я приглашаю вас к творчеству.

Дети выполняют составление цветочных композиций — икебаны. Итог выполнения работы.

А теперь друзья мои, «сделай дело — гуляй смело». Мы с вами поработали, можно и отдохнуть. Подарок — разноцветные журавлики. Для японцев это священная птица. Которая символизирует счастье и радость. Прощание и фото на память.

Презентация по изобразительному искусству (ИЗО) на тему: Презентация «Икебана»

Слайд 1

«Один цветок лучше, чем сто, дает почувствовать цветочность цветка.» ( Касабата Ясунари )

Слайд 2

Икэбана

Слайд 3

Что вы знаете о икэбана? Какая страна является родиной икэбана? Что означает слово «икэбана» в переводе на русский?

Слайд 4

Икэбана-это искусство составления букета. Родиной икэбана является Япония. Слово «икэбана» в переводе означает помочь цветам проявить себя.

Слайд 5

Цель урока: Составить композицию икэбана из пресованной флористики

Слайд 6

Задачи: Развитие художественного вкуса. Воспитание бережного отношения к природе. Воспитание аккуратности в работе, трудолюбия. Побуждение интереса к искусству Японии.

Слайд 7

История рождения икэбана Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение-просьбу, поскольку оно перешло в обычай. Икэбана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания».

Слайд 8

Икэбана — порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Искусство икэбана горячо любимо народом именно за его общедоступность, за то, что оно помогает человеку даже в бедности чувствовать себя духовно богатым…

Слайд 9

В древности японцы поклонялись цветам, как живым существам. С цветами вели доверительные разговоры, как с близкими людьми. Цветы благотворили. Любимым цветам, когда обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями, мольбой просили ветер, дождь не ломать деревья. Цветок воспринимается как существо, стоящее в одном ряду с человеком, может испытать те же чувства. Цветок-единственное существо на свете, столь прекрасное, сколь и беззащитное, дает человеку радость и берет на себя его боль.

Слайд 10

Икэбано-тесно связано с живой природой и раскрывает подчас самую сокровенную ее тайну-гармонию. Являясь прекрасным средством эстетического воспитания, искусство аранжировки цветов вовлекает людей в сферу самодеятельного творчества, дает прекрасную возможность для создания более красивой, разумной и приятной жизни.

Слайд 11

В японской культуре икэбана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икэбану дарят родным и друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икэбаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икэбану готовят, чтобы отметить особые празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы. Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза — это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Лучшим способом установления контакта и является икэбана. Икебана-средство общения

Слайд 12

Сегодня икебана призвана украшать реальную жизнь и, безусловно, может располагаться в самых разнообразных интерьерах.

Слайд 13

Собираясь создать композицию, взяв в руки цветок, предназна- ченный для икэбана, мы прежде всего думаем о том, что нужно удалить. Совершенно не обязательно использовать для икэбана редкие, труднодоступные или дорогосто- ящие цветы. Любые растения хо- роши: свежие или правильно засу- шенные.

Слайд 14

Хорошо составленная композиция кажется живой, в ней ощущается дыхание жизни и завораживающая красота.

Слайд 15

Технология выполнения работы Приступая к составлению букета,набро- сайте его эскиз. Определить пропорции и силуэт будущего букета. Если ваш дом выдержан в дорогом изыскан- ном стиле, то композицию лучше вытянуть по вертикали. Горизонтальные композиции больше подходят для «деревен- ских интерьеров.

Слайд 16

Подбор материала Для составления букета годится практически все: цветы и плоды, корни и ветки, кора и камни… Именно продуманное со- четание цвета и материа- лов позволит вам придать букету то или иное наст- роение, и он вдруг напом нит о давней встрече, о забытых клятвах, о прох- ладе летнего дождя.

Слайд 17

Выбираем вазу Выбор подставки- это завершающая стадия компо- зиции. Он должен гармонировать с букетом и не на- рушать цветовой гаммы, пропорции и силуэта всей композиции. Японцы мастера утверждают, что стебель основной ветки должен быть в пол- тора раза выше вазы, в ко- торой стоит ваша компози- ция.

Слайд 18

Поставьте любой цветок в любую вазу и у вас получится некая форма.

Слайд 19

Принцип икэбана Основа всякой композиции– три ветки или три цветка. Первая ветка, самая длинная , символизирует небо. Вторая. Средняя по величине. Человека, а третья, самая маленькая, — Землю. Это- скелет букета К основным веткам по мере надобности добавляют вспомогательные цветы или ветки. Их называют «помощники», с их помощью усиливают основные элементы букета. СЕКРЕТ ЯПОНСКОГО БУКЕТА в том, что дли на основных веток не только различна, но и строго определена. Величина первой зависит от размера.

Слайд 20

Вазы , в которой собирается композиция из цветов. Вторая ветка всегда на четверть короче первой, а третья ветка всегда на четверть короче второй. «Помощники» всегда короче веток, к которым они ставятся. Можно добавлять любое количество «помощников» к любой основной ветке, к одной из них, к двум либо ко всем трем веткам. Главное. чтобы было красиво и радо-вало глаз гостя, приглашенного в дом..

Слайд 21

В ИКЭБАНЕ имеет значение и то, под каким углом устанавливаются основные ветки.

Слайд 22

Для того, чтобы устано-вить ветки нужным обра зом, используют специ- альный держатель. Держатель должен быть достаточно тяжелым и устойчивым. Его ставят на дно сосуда, а затем прикрывают цветком или листьями.

Слайд 30

А теперь проявите свою фантазию и смело приступайте к работе.

Конспект урока изобразительного искусства «Икебана»

Урок путешествие.

Тема: Икебана.

Цель: расширить знания учащихся о художественном конструировании из растений.

Задачи:

обучающие учить, составлять композиции из сухих цветов;

развивающие развивать любознательность и интерес не только к русской

природе, но и японской;

воспитывающие прилежность, чувство прекрасного.

Материалы:

для учителя: фото икебан мастеров мирового класса, детская выставка

икебан, кассета с народной японской песней «Вишня».

слова, написанные на бумаге. ГАРМОНИЯ. НОВИЗНА.

ДИНОМИЧНОСТЬ. ПРОПОРЦИЯ.

для учащихся: засушенные растения, подставка, картон, пластилин, ножницы.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа над новым материалом (рассказ учителя):

а) что обозначает слово «икебана»;

б) откуда возник этот вид искусства;

в) название школ в Японии по созданию икебан;

г) правила составления икебан;

д) схема составления икебаны.

  1. Практическая работа.

  2. Выставка.

  3. Заключительное слово учителя.

Сценарий урока

На доске мелом написано слово «Икебана». Тушью на прямоугольниках красным цветом написаны слова НОВИЗНА. ДИНАМИЧНОСТЬ. ПРОПОРЦИЯ. ГАРМОНИЯ. Под названием темы на доске японская письменность, фото японской архитектуры, слева и справа фото мужской и женской национальной одежды. Справа на доске написано название школ Согецу, Охара. Слева написан план работы.

План

  1. Закрепить пластилин к подставке.

  2. Построить первый этаж.

  3. Построить второй этаж.

  4. Построить третий этаж.

  5. Дать название композиции.

  6. Какое настроение передано в работе.

В правом углу от доски — выставка детских работ икебан. На столе учителя – глобус.

1) Встали все. Приготовились к уроку. У нас художественный труд, для этого урока нам понадобится хорошее настроение и большое желание. Садитесь, проверим порядок на рабочем месте. Перед вами картон, на картоне лежит кусочек пластилина, белый листочек прямоугольной формы. Справа находятся ножницы – опасный предмет, но мы знаем «золотое» правило: взял, отрезал, положил (хором). Соблюдая эти правила, с нами ничего не должно случиться. Слева на краю стола – дневник, пенал и лежат засушенные растения.

2) Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в далекую страну восходящего солнца – Японию. (Показываю на глобусе, где находится Япония, и где находимся мы.) Япония находится на четырех островах в Тихом океане во времени +6. Если у нас 6 часов утра, то у них 12 часов дня. (Показываю на доске указкой.) Вы видите японские храмы, мужскую и женскую японскую одежду, японскую письменность, японское слово написано по-русски – «Икебана». Это тема урока.

Икебана – японское слова и обозначает композиция из живых или засушенных цветов, веток, плодов. Икебана возникла в Японии в VI веке, т.е. этому виду искусства уже 14 веков или 1400 лет. Икебану ставят в один ряд с живописью, ваянием, музыкой, поэзией.

Произведения эти эмоциональны, выразительны, отражают мысли, чувства, настроение. Икебана со смыслом – это целый рассказ или размышление. В Японии есть школы, где готовят художников по составлению икебан: Охара и Согецу. Школа Согецу включает в композиции самые неожиданные предметы, живой и неживой материал. Школа Охара использует для композиции камни, металл, пластик, бумагу, перья, а от растений берет не только цветы и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов. Природный материал допустимо подкрашивать.

Для того чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус, умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь.

— Как вы думаете, для чего нужна икебана?

(Ребята, любое помещение преображается, становится и уютным, если в нем появляются цветы.)

Сегодня вы будете маленькими художниками, которые составят свою икебану. Что для этого надо знать?

Начнем с цветов.

— Какие цветы, растения вы знаете? Можно их показать, если они присутствуют на вашем столе.

Вспомним правила работы с икебаной.

  1. Какой формы выбрать вазу? (Ведь они бывают разные: высокие, низкие, широкие, узкие. Можно использовать подносы, венок из прутьев, миски, корзины, настенные сосуды. Все вы это приготовили дома.)

  2. Сколько использовать цветов, веток, под каким углом разместить их в вазе? Например, для чайных церемоний достаточно одного – трех цветов, поставленных в вазу. Но для этих церемоний никогда не используют желтые цветы.

В Японском традиционном жилище всегда имеется стенная ниша (полочка), где ставится икебана. Здесь же обычно висит картина или свиток с изречениями в стихах.

а) Праздничная икебана.

— Какие у нас праздники в России? (Новый год, 8-е марта, 23 февраля, 1 мая.)

В Японии, также как и нас, существуют всенародные праздники. И каждый праздник предполагает свою икебану. Так, в марте в день Девочек или день Кукол цветочные аранжировки отличаются нежностью и свежестью. В них обязательны ветки распустившего персика, который сравнивается с красотой и нежностью девочки.

Ветка дуба обозначает стойкость характера, цветы и листья ириса – знак мужественности, достоинства и чести юноши отмечается в мае – день Мальчиков.

Для новогодних композиций характерно сочетание трех цветов: красного, зеленого, белого. В них обязательно присутствуют сосновые ветки, белые хризантемы и лилии.

Свадебные композиции включают кроме цветов сосну и бамбук – олицетворяющий жизнестойкость и молодость.

В японской икебане композиция не считается законченной, если в ней не выражено течение времени.

Настоящее – выражает полураспустившиеся цветы.

Будущее – выражает бутоны, распускающиеся почки.

О прошлом – рассказывают полностью распустившиеся цветы, сухие листья.

В зависимости от времени года икебана меняется.

Назовите времена года? (Весна, осень, лето, зима.)

Лето – обилие живых цветов.

Осень – живые цветы, засушенные растения.

Зимой – сухой материал – это «кусочек лета дома».

Весной – зацветающие плодовые растения.

— Как вы думаете, ребята, какой ведущий цвет в икебане? (Золотистый.)

Художники по составлению икебан избегают ставить в вазу один белый цветок, т.к. белый цвет в Японии – цвет траура, но сочетание его с красным очень популярно, создает ощущение радости и праздничности.

— Какой у нас в России цвет траура? (Черный.)

Белый цвет – цвет нежности, невинности.

В букете должны быть новизна, динамичность, пропорциональность, гармония.

Новизна – неожиданная форма букета, необычный материал.

Под динамичностью подразумевается то, что в букете большое значение придается красоте линии. Совсем прямые ветки употребляются редко, а каждый изгиб передает какое – то действие, настроение.

Пропорция – это прежде всего соответствующие размеры трех главных элементов букета (цветы, ветви, листья).

Гармония — (греч. слово) связь, стройность, соразмерность, слияние в единое органичное целое цвета.

Трудно, скажем, сочетать в одном букете такие цвета, как красный, желтый, голубой.

Трудно, но можно.

(Показываю фотографии икебан мастеров мирового класса.)

Сейчас я покажу вам самую простую схему построения икебаны.

  1. Выбираем вазу (у меня в виде плошки).

  2. Делаем крепление для цветов (пластилин примазываем бугорком к середине). (Настоящий художник использует проволоку, пенопласт, наколки, губки камешки, клей.) Мы используем пластилин.

Теперь строим этажи в икебане.

I этаж — стебли короткие, головки у цветов темные и крупные.

II этаж – стебли цветов длинные, разной длины, головки мелкие.

III этаж — воздушный — колоски. (Вычерчиваю схему на доске).

Показываю пример: быстро примазываю пластилин

к вазе, раскачиваю его, чтобы не отвалился, показываю

как отрезать стебли наискосок. Создаю первый этаж,

второй и даю название «Карнавал». Почему? Буйство

и разнообразие ярких цветов, настроение веселое,

праздничное, задорное.

Задание: вы создаете свою икебану, необязательно

придерживаться этой схеме. Даете название своей

работе, это может быть сказочное «Снежная королева»

(из одного крупного георгина).

«Герда» из одного красного тюльпана.

Композиция из одного желтого цветка без стебля

«Колобок», «Смотрит солнышко в окошко».

Осенняя композиция из листьев и ягод: «Осенняя песня», «Осенняя сказка», «Осень золотая».

Композиция из трех цветов – «Папа, мама и я – дружная семья».

Поэтическое название «Нежность», «Раздумье», «Птица счастья», «На графских развалинах».

Ребята, задание для самостоятельной работы. План написан на доске (читаем его). На листочке написать свою фамилию, имя, класс, дать название своей работе. Чуть-чуть рассказать о своей работе, т.е. что лежит в основе композиции, для чего вы ее создали. Какое настроение передано в работе. Если знаете, назовите растения, которые использовали.

— Вопросы есть?

Приступаем к работе. Подхожу к тем ребятам, которые затрудняются закрепить пластилин, выбрать нужные цветы, выбрать нужное сочетание цветов.

В это время звучит японская песня «Вишня» в исполнении русского детского хора. В конце урока выставка детских работ. Сначала вышли девочки, затем мальчики.

Заключение.

Ребята, я думаю, что наше путешествие в Японию вам понравилось, но оно закончилось. Все были молодцы. Все справились с заданием. (Уборка рабочего места.)

Икэбана — традиционное японское искусство аранжировки цветов


Искусство икебаны (или икэбаны) пришло к нам из Японии, где аранжировка цветов имеет сакральное значение. Фактически готовая композиция воплощает в себе буддийскую модель мира. Однако мы не будем утомлять читателей экскурсами в дзен-буддизм, а поговорим о составлении икебаны в свободном стиле Дзюика.
Икебана из цветов может украсить праздничный стол или стать прекрасным подарком. Работы в свободном стиле не имеют отношения к религиозным культам, при их создании нужно руководствоваться лишь общими принципами икэбаны, о которых мы поговорим ниже.
Свободный стиль предполагает использование не только цветов, но и, например, карвинга. Например, на фото вы видите белую хризантему, вырезанную из китайской капусты.Можно использовать и синтетические материалы. Сделать оригинальную вазу для икэбаны своими руками очень просто:
1. Возьмите любую пластиковую бутылку, сделайте в ней отверстие сбоку.
2. Внутрь поместите флористическую губку «оазис», залейте её водой.
3. Оберните бутылку любой плотной бумагой или понравившимся материалом. Оригинальная горизонтальная ваза для икэбаны готова!
При составлении икебаны своими руками также пригодится флористическая лента (тайп) и кензан — специальный держатель-наколка для цветов.
Естественно, аранжировка цветов на каркасе не обходится без проволоки.

Искусство икебаны: основные принципы

Японцы говорят, что цветы в композиции должны располагаться так, чтобы бабочка могла пролететь между ними, не задев их крыльями.
При составлении икебаны важно помнить о том, что композиция и ваза должны представлять одно целое. Так как свободный стиль появился в ХХ веке и использовался в основном для украшения интерьеров, вазы для аранжировки цветов лучше использовать необычные, фантазийные.
Впрочем, можно использовать любую другую посуду, даже фужеры и солонки!
Несмотря на то, что основным принципом икэбаны является естественность, стиль Дзюика позволяет видоизменять то, что создано природой, однако композиция должна соответствовать основным философским принципам традиционного японского искусства аранжировки цветов.
Основу икебаны должны составлять три основные линии — Син, Сое и Тай. Син символизирует небо, Соэ — землю, Тай — человека. Соэ составляет 2/3 от Син, Тай — 1/3 от Соэ. На основе этих пропорций рассчитывается количество цветов и размер вазы. Помните, что лучше показать красоту одного единственного цветка, не нужно использовать сразу много растительного материала.
Икэбана всегда ассиметрична и строится на основе неравнобедренного треугольника.
Важно отметить, что японская эстетика предполагает чёткую «сезонность» композиций — каждое время года, даже каждый месяц предполагает аранжировку определённых цветов, например май — месяц ирисов, а июнь — гортензии.
Составляя икебану своими руками, очень важно помнить, что всё японское искусство основано на принципе создания настроения. Делая композицию из цветов, прежде всего старайтесь передать окружающему миру свои эмоции!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *