Инкрустация перламутром по дереву – это что? Мозаика по дереву своими руками на примере декоративно-прикладного искусства – интарсия, блочная мозаика, инкрустация и резьба по дереву.

  • Home
  • Разное
  • Инкрустация перламутром по дереву – это что? Мозаика по дереву своими руками на примере декоративно-прикладного искусства – интарсия, блочная мозаика, инкрустация и резьба по дереву.

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2

Как и обещали, продолжение мастер-класса по созданию кулона с инкрустацией.
Первую часть можно посмотреть здесь>>.

Следующий этап (13) – инкрустация изделия перламутровыми вставками. Мы вырезаем их из перламутровых раковин с помощью специального трубчатого сверла. Далее сверлим в изделии отверстия на глубину чуть меньшую толщины перламутра. И вставляем в них перламутровые кружочки на клей, подбивая очень аккуратно маленьким молоточком.

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 1

После перламутровых деталек сверлим отверстия под металлические вставки (гвоздики). Берём металлическую проволоку, кончик которой слегка окунаем в клей, и вставляем в отверстия, прижимая и одновременно откусывая с помощью маленьких бокорезов (14). После этого надо аккуратно подбить маленьким молоточком.

После того, как сделали все перламутровые и металлические вставки, счищаем лишний материал напильником, а затем обрабатываем поверхность изделия наждачной бумагой зернистостью от 120 до 400 от выступающих частей.

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 2

Настал черёд художественной подрезки (15). Наносим её рисунок карандашом, и начинаем изменять рельеф кулона круглой борфрезой. Нужный диаметр борфрезы можно подобрать на не очень нужной деревяшке. Затем нужно отшлифовать всё изделие вместе с подрезкой наждачной бумагой зернистостью от 400 до 800.

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 3

Осталось вставить перламутровые кабошоны. Мы делаем кабошон из тех же перламутровых вставок, придавая объёмную форму с помощью шлифовальных дисков на бормашинке (17).

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 4

Затем сверлим отверстие нужного диаметра и очень аккуратно вставляем в него кабошон с помощью изогнутого пинцета на клей (16), стараясь не испачкать вставку и само украшение. Теперь шлифуем наждачной бумагой зернистостью до 1200 единиц и выше (18) в зависимости от материала и желаемого блеска.

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 5Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 6

Инкрустация украшения закончена. Теперь вставляем штифт и вешаем на него держатель кулона (бейл). Штифт (или пин) можно сделать из проволоки с помощью круглогубцев. Наносим на вставляемую часть пина риски бокорезами, чтобы он крепче держался в изделии, макаем в клей и вставляем в заранее высверленное отверстие (19).

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 7

Мы наносим на обратную часть изделий термоклеймо – знак нашей мастерской (20).

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 8

В последнюю очередь пропитываем деревянное украшение специальным маслом. И вешаем на плетёный шнур ручной работы из 100% шёлка с фурнитурой из белого металла.

Мастер-класс: инкрустация по дереву «Колибри». Часть 2, фото № 9

Авторское украшение из чёрного дерева с инкрустацией готово!

Секреты тульской всечки. Урок 6: инкрустация изделия другими материалами

Кроме украшения изделия всекаемой полосочкой металла мастера-оружейники, исходя из фрагмента рисунка, делали некоторые из них( листья, лепестки, цветы и т. д.) из более светлой древесины (клён, берёза), перламутра или слоновой кости
(которая в старину применялась чаще всего).

Вставки из другого материала производятся по технологии инкрустации и интарсии древесины — с технологиями которых Вы сможете ознакомиться самостоятельно, а я Вам расскажу как, работая с речным перламутром и слоновой костью, выполняю изготовление и установку вставок.

Рисунок на заготовке состоит из 4-х элементов крыльев бабочки и бутона к которому она устремлена. Накладываю на рисунок кальку и прорисовываю на ней элементы всечки в которые в последствии буду вставлять перламутр(в своих работах я испльзую обычно речные перловицы — заготавливаю их летом на берегу реки Оки).

Бокорезами для грубой работы делю перловицы на части соответствующие размерам всталяемых элементов(естественно немного большего размера, для возможности обтачивания до истинных размеров).
Ножницами для маникюра(с загнутыми концами) вырезаю элементы из рисунка на кальке и наклеиваю их на поверхность заготовки перламутра с тыльной (неперламутровой) стороны. Если куски перловицы велики и сильно выступают за контуры приклеенного элемента — излишки убираю осторожно откусывая их бокорезами для грубой работы,

Секреты тульской всечки. Урок 6: инкрустация изделия другими материалами, фото № 1

А затем абразивными брусками обтачиваю края перловицы до контуров на кальке.

Секреты тульской всечки. Урок 6: инкрустация изделия другими материалами, фото № 2

Внимание! Работы с парламутром необходимо производить аккуратно, не прилагая больших усилий при обтачивании. 1.Речной перламутр — хрупкий материал. 2.Повержен расслаиванию при обработке. 3.Пыль от перламутра вредна для лёгких — работать желательно в респираторе.
После того как вставки готовы, беру заготовку после отделки, и в места будущих вставок прикладываю(последовательно) элементы из перламутра, обвожу их контуры кончиком иглы, снимаю перламутр, по очерченым линиям произвожу прорезание лунки как для всечки, а затем мелкой стамеской выбираю древесину внутри контуров — делаю гнездо вставки.

Секреты тульской всечки. Урок 6: инкрустация изделия другими материалами, фото № 3

Заполняю его на две трети клеем (в основном ПВА) и устанавливаю в него вставку и так далее пока не установлю все.

В том случае, если при установке вставки имеется зазор между вставкой и прорезанной ранее линией контура элемента, заполняю его смесью пылеобразных опилок древесины заготовки с клеем ПВА (Секрет № 11). Излишки смеси после 10-15 минут высыхания убираю лезвием скальпеля, а затем аккуратно промазываю эти места восковой мастикой или просто протираю шерстяной тканью, которой удалял излишки мастики с заготовки при отделке.

Изготовление и замена круглой перламуровой инкрустации: mux22 — LiveJournal

Из фендер-кастомшопа выпала точечка-маркер:

P1120390.JPG

Да, у нее была не вполне круглая форма 🙂 Впрочем, соседнюю инкрустацию уже меняли — об этом свидетельствуют следы клея и царапины на накладке. Скорее всего, выпавшая тоже не была родной.

P1120401.JPG

Подобные дела всегда начинаются с подбора материала. Сначала, конечно, я хотел использовать плоские покупные заготовки. Слева простой белый перламутр, справа — гелиотис, он же абалон. Тоже, в общем, перламутр (правда, заготовка на фото искусственная: она сделана из тончайших слоев гелиотиса, соединенных чем-то типа эпоксидки).

P1120392.JPG

Ни тот, ни другой вариант не подходит: у оригинальных инкрустаций есть очень слабый радужный оттенок. Белый перламутр по сравнению с ними слишком пресный, а гелиотис — слишком яркий. Покопался по шкафам, нашел кусочек пасмурно-белой раковины с правильным глубоким блеском:

P1120393.JPG

Перламутр я режу на той же циркулярке, на которой пилю порожки. Плоскости выводятся на гриндере. Через пять минут жужжания получается подходящий квадратик:

P1120394.JPG

Как сделать аккуратный кружок из квадрата, учитывая, что материал очень твердый и колкий? Токарной обработкой, конечно же. Правда, соответствующего станка у меня нет, поэтому я суперклеем сажаю заготовку на стержень подходящего диаметра и цепляю его в шуруповерт:

P1120395.JPG

Да, вот так все просто. Главное — сильно не давить и не торопиться.

P1120396.JPG

Во, что-то уже получается:

P1120397.JPG

Готово:

P1120398.JPG

Несмотря на примитивный метод обработки, все очень чистенько и точно:

P1120399.JPG

Подогреваю ошметки старого клея паяльником, они шкворчат и вылезают:

P1120403.JPG

Слегка подсверливаю отверстие:

P1120404.JPG

Вклеиваю новую инкрустацию на суперклей:

P1120405.JPG

Дальше все лишнее очень осторожно снимается надфилем. После него можно пройтись поперек волокон 800-й шкуркой на плоском брусочке, затем уменьшать зерно шкурки по вкусу. Я обычно дохожу где-то до 1500-й. Чтобы добиться характерного затертого блеска на свежеотшлифованной древесине, ее нужно потереть полировальной пастой. Получается вот что:

P1120406.JPG

Если знать, куда смотреть, можно увидеть незначительные следы этой дополнительной шлифовки. Весь остальной-то гриф шлифовался весь сразу, вдоль волокон.

P1120409.JPG

Но в целом все выглядит прилично.

P1120413.JPG

В конце концов, на этой гитаре есть и более странные места. Например, отверстие в колке второй струны, просверленное не по центру вала. Почему? Как? Ответа мы не узнаем никогда.

P1120414.JPG

***

Если пост помог вам, то вот как можно меня отблагодарить:
https://mux22.livejournal.com/596630.html

Интарсия и маркетри: инкрустация по дереву

Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов — дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия) очень популярна среди мастеров.

Интарсия

Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше — ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность, что позволяет получить сложное фигурное изображение.

Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте, где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.

Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева. Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.

Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) — наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой — это называется рельефная интарсия. А если они находятся с ней на одном уровне — это живописная интарсия.

Маркетри

Маркетри — это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри — менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус.

Для маркетри используют натуральный шпон — однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы — например, прокрашивание морилкой.

Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге. Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу — украшаемое изделие.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс. Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона. Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» — интарсии.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении художетсвенного паркета, оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться — можно в итоге получить настоящее произведение искусства.

Интарсия и маркетри: инкрустация по дереву, фото № 1

Интарсия и маркетри: инкрустация по дереву, фото № 2

«Страна Советов»

материалы и схема для начинающих, штрихи и узоры на изделии

Инкрустация по дереву: техникаЧасто в книжках или статьях можно увидеть слова «инкрустированный» или «инкрустация». Бывает, о мебели и разных изделиях пишут: «инкрустировано золотом» или «серебром», или «красивыми камнями». Ну и что же это означает? Разобравшись, что это такое и как сделать инкрустацию по дереву своими руками, можно выполнить удивительные шедевры.

Основная информация

Инкрустация — это один из видов мозаики, когда на деревянное основание методом врезания наносят узорчики из пластинок иного материала, в основном драгоценных металлов. Название пришло от старого слова «incrustatio», что означает «покрытие».

Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы: металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация — это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.

Материалы для работы

Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:

  • Резаки.
  • Стамески и долота разных видов.
  • Рейсмусы, сверло.
  • Специальный разметчик и циркуль.

Особенности инкрустации

Материал для выполнения орнамента:

  • Груша.
  • Бук.
  • Клен.

Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету, если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.

Этапы инкрустации по дереву металлом

Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии, между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.

Прямые линии на равномерных плоскостях предмета прорезают специальным инструментом рейсмусом, в его подвижный брусочек поставлено два резака на выбранном расстоянии.

Как делают инкрустацию ручным способом

Этим устройством с подготовленной доской одного цвета делают полосочку чуть длиннее, чем необходимо, потом, используя стамеску или ножик, отрезают до выбранной длины. Готовую полоску обрабатывают специальным клеем и вставляют в подготовленное гнездо. Чтобы сделать лепестки цветов или «пшеницу», пользуются круглым долотом. Дугу с обеих сторон обрезают, потом тонкой стамеской подбирают углубление.

Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.

Чтобы вложить округлую вставку, подготавливают парные сверла выбранного диаметра для внешнего обреза, внутренней частью делают круг на предмете, внешним — вставочку из иной древесины. Подбирают обрезанный круг стамеской малых габаритов.

Если же необходимо выложить пару блочных кругов, то сначала вставляют на клею кружок огромного диаметра. Лучше в этих кругах смазывать лишь края, чтобы проще было вынимать определенное гнездо.

Потом прорезают и вытаскивают круги меньших радиусов. Эту манипуляцию делают столько раз, сколько будет вставлено кружков, в центральную часть складывают бисер. Прилегающие части смазывают специальным клеем и добивают молоточком. Когда клеящее вещество высохнет, выступы над поверхностью подчищают напильниками и специальной бумагой. После шлифования (маленькой наждачной бумагой) поверхность предмета покрывают лаком или полируют. Вот и разобрана тема выполнения мозаики на изделиях из древесины.

Создание штрихов и узоров

В завершении работы на перламутр накладывают штрихи и узорчики, которые заканчивают образ.

Ручная работа инкрустация

Сначала их изображают обычным карандашом, а потом прорезают устройством с заточкой в форме треугольника вершинкой вниз. Уголок заточки штихеля где-то сорок пять градусов, что обусловлено хорошей прочностью перламутра.

Методы работы таким приспособлением отличаются от гравировки бормашиной, которая выполняет линии в любом направлении. Штихелем работают где-то по оси руки, а заготовку совместно с тисками переворачивают на столике таким образом, чтобы рез проходил в самом простом для человека направлении. При этом большой палец одной руки упирается в палец другой, что помогает контролировать приспособление: он не может убежать вперед и нанести настоящую царапину.

Затачивают устройство на специальном диске, вставленном в бормашину.

Первыми выполняют большие линии, создающие главный узор. Далее карандашом отмечают мелкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В конце выставляются точки электрическим инструментом (матовка, он очень похож на маленький отбойный молоточек и производит удары острием). Когда все линии и точки сделаны, докрашивают перламутр черной краской на спиртовой основе, которая может проникнуть в части срезов и впитаться в них. С плоскостей перламутра ненужный краситель убирают плотной резинкой.

Инкрустация по деревуНа этом работа над изделием практически завершена. Осталось протереть древесину льняным или каким-либо иным высыхающим маслом, и можно отнести предмет заказчику или передать на новую операцию. Ну и, в конце концов, многим стоит запомнить, что деревянная мозаика для стен своими руками подходит для оформления комнат в стиле Кантри, Прованс и считается прекрасной альтернативой обоям.

Для украшения изделий еще можно использовать технику маркетри по дереву для начинающих, она выполняется похожим способом и не требует каких-то особых навыков.

Инкрустация по дереву — этапы выполнения работы

Инкрустация — это искусство украшать создаваемые изделия. Пластины материала, с помощью которого происходит набор узора, врезают в материал – базу. Они отличаются фактурой и цветом. После всечки поверхность изделия будет гладкой.

Древнейшее искусство изначально появилось на Востоке. Позднее приобрело новые варианты применения в Древней Греции и Риме. Высокого уровня мастерства достигло в XI-XIII в. благодаря итальянским архитекторам. Постройки их белого камня украшали богатыми орнаментами.

На Руси в IX-X вв. ремесленники владели искусством инкрустирования стали.

Маркетри

Готовая работа

Материалы для работы

Сырьём для инкрустации является:

  • Мрамор. Белый, зелёный или чёрный камень служит базовой для композиции. Популярность белого мрамора более высокая. Он обладает удивительной особенностью менять оттенки в зависимости от попадающего на него света. Индийский Тадж-Махал воздвигнут из белого мрамора. Днём, когда светит солнце, он белоснежный, под лучами заходящего светила – розовый и серебристый при яркой луне.
  • Дерево. Древесина грецкого ореха отличается своей удивительной текстурой. Более твёрдой и менее податливой к всечке — древесина пород ясеня, яблони и груши, дуба, акации и клёна.
  • Металл. Как основа, например, для оружия – это сталь. Для создания орнаментов на дереве применяют листовую медь, олово, латунь, алюминий, бронзу, серебро, золото. Они удобны в изготовлении и дают красивое сочетание с древесным тоном.
  • Драгоценные камни. Здесь всё зависит от фантазии мастера.
  • Слоновая кость.
  • Перламутр.

Внимание! От выбранного сырья зависит способ декорирования и методика.

Базовые приёмы работы по созданию инкрустированных изделий:

  1. Из сырья для декора делается заготовка крупной детали. Её контур вырезается на основе и в это ”гнездо” вклеивается декор.
  2. Более сложный способ для декора с помощью узоров. По контуру наброска, нанесённого на древесину, делаются скошенные выемки, в которые затем выгоняют вставки.

Этапы создания инкрустированных предметов из древесины

  • Рисунок. От тщательного эскиза зависит качество и точность создаваемого изделия. Копируют на кальку схемы, узоры для инкрустации, например, металлом по дереву. С помощью кальки переводят набросок на поверхность деревянной заготовки.
  • В зависимости от вставки, делается всечка или выемка.
  • Нанесение клея и всечка деталей.
  • Шлифовка, выравнивание поверхности.
процесс выполнения

процесс работы

Виды инкрустации

Разнообразны виды инкрустация на деревянных предметах.

ВидыОснова изделияЭлементы вставки
ИнтарсияДеревоДерево
МаркетриДеревоШпон (деревянная щепа)
ТаушированиеМеталл, дерево, кость, рог.Мягкие драгоценные металлы.

Интарсия

В деревянную основу делается вставка деталей из другой породы дерева. Они отличаются друг от друга по цвету древесины либо одного тона и оттенка. Всё зависит от задуманного. Картинка наносится иглой по кальке с готовым контуром рисунка. Вырезаются гнездо или скошенные выемки. На клей посадить элементы. Лишнее убирается аккуратно напильником. Завершающий этап — шлифовка.

Инкрустация с использованием перламутра

Инкрустация перламутром проводится по технологии интарсии древесины.

От мастера требуется осторожность в работе с перламутром. Он хрупкий и легко слоится. Необходимо защитить лёгкие от попадания в них перламутровой пыли.

Процесс начинается с выпиливания деталей с помощью маленького лобзика и пилочек для ювелирных дел. Затем идёт подготовка гнёзд для элементов картинки. После подгонки перламутра и дерева, вставку вклеивают. Итоговый штрих — нанесение на перламутр штрихов и рисунков.

Выполненные орнаменты с перламутровыми всечками на дереве достойны восхищения.

Инкрустация с использованием

Инкрустация с перламутром

Маркетри

Техника доступная для начинающих. За основу берётся дерево, а орнамент наносится с помощью деревянного шпона разных оттенков. Из шпона складывается рисунок по принципу мозаики. Рисунок из шпонированных деталей накладывается на приготовленную деревянную основу, полируется, пропитывается маслами и лаком, при желании.

Маркетри по дереву используется для изготовления паркета, обеденной мебели, сувенирных изделий.

Техника требует от мастера терпеливости, аккуратности и эстетического вкуса.

Тауширование

В процессе интарсии по дереву можно дополнить оформление и использовать металлопроволоку. Сечение проволоки может быть различным, смотря что задумано автором. Проволоку можно вытянуть до необходимого размера сечения. Для неё прокладывают канавки, в соответствии с размерами, закапывают клей и специальным молоточком забивают проволоку.

Наряду с проволокой для узоров по дереву своими руками можно использовать жидкий металл. Главное, чтобы древесина была устойчива к его высокому температурному воздействию. Для мастера этот процесс опасен и необходимо соблюдать меры предосторожности.

Инструменты по созданию всечки металла по дереву:

  1. Резец для вырезки каналов.
  2. Твёрдые бокорезы.
  3. Молоточек 50-70 г весом.
  4. Пинцет для работы с мелкими и подкрутки металлических деталей.
  5. Напильники мелкой и грубой насечки.
  6. Плоскогубцы.
  7. Круглогубцы.
  8. Абразивные бруски.
  9. Бокорезы для выполнения грубой работы.

Тауширование использовалось в декоративной отделке стали. Таким способом делали золотую насечку на стальном белом оружии. Гладь металла с насечённым рисунком зачеканивают золотую или серебряную проволоку. В процессе шлифовки она составляет неразделимое целое с поверхностью стального изделия.

Исторический пример:

На Руси оружие и воинские доспехи украшали всечкой из золота и серебра. Из единого стального листа с декорированными серебром накладками изготавливался княжий шлем для Ярослава Всеволодовича (IX-X вв. правления).

Важно! Преимущества, которые дает инкрустация по дереву, заключаются в экологичности природных материалов, их высокой прочности. С их помощью можно создать потрясающее разнообразие декоративных элементов. Использовать во многих областях.

Историческая справка

Древние мастера использовали имитацию инкрустации по дереву. Для всечки использовали разнообразные цветные пасты, которые смешивали с клеем. Этим составом заполняли подготовленные орнаменты. Легко удавалось имитировать чёрное дерево, слоновую кость, бирюзу, малахит и другое.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается

Наверняка многие видели безумно красивые корейские шкатулки, покрытые лаком и инкрустированные перламутром. Эта тонкая работа заставляет сразу обратить на себя внимание — идеально гладкая зеркальная поверхность покрыта тончайшим узором из перламутровых пластинок. Это действительно невероятная красота!

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 1

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 2

Немного истории

Изготовление таких шкатулок — древняя культурная традиция корейских мастеров. На протяжение многих веков технология почти не изменяется, сегодня используются такие же материалы, как и тысячу лет назад. Точное время появления этой технологии неизвестно, можно предполагать, что лаковая инкрустация появилась в период государства Объединённое Силла (668-935 гг). До 14 века основное внимание в процессе уделялось качеству материала, а во времена Чосона стали развиваться лучшие декоративные традиции лаковой инкрустации.

В настоящее время лаковая инкрустация в Корее поддерживается государством как часть культуры. Большое внимание уделяется сохранению вековых технологий и процесс инкрустации тщательно хранится и соблюдается мастерами. Современные мастера в своих работах хорошо сочетают древние традиции и современный дизайн.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 3

Давайте попробуем поближе познакомиться с процессом инкрустации.

Подготовка к работе

Лак «ottchil» для знаменитых шкатулок добывается из сока лакового дерева, называемого Toxicodendron vernicifluum. Сок содержит раздражающее кожу масло урушиол, которое может вызывать сильную аллергическую реакцию. При окислении и полимеризации урушиола в соке дерева в присутствии влаги образуется твёрдый лак, используемый для производства традиционных лакированных изделий.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 4

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 5

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 6

Чтобы добыть сок для работы на дереве делают небольшой надрез, из которого начинает выделяться серовато-желтый сок. Количество сока зависит от возраста и степени «созревания» дерева. Опытные мастера точно определяют деревья, из которых можно получить хороший сок. Обычно годными становятся деревья после 10-летнего роста.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 7

При контакте с воздухом сок окисляется и сразу же полимеризуется, превращаясь в тягучую смолу. Для изготовления лака эту смолу подвергают специальной обработке и растворяют спиртом либо другими органическими растворителями.
Если необходимо изменить цвет, лак окрашивают органическими красителями. Неокрашенный, натуральный цвет лака — темно-коричневого цвета, черную окраску ему придает порошок железа, а красный — порошок оксида железа.
Правильным будет отметить, что эта технология добывания сока лакового дерева одинаково популярна во всех азиатских странах и похожие шкатулки можно увидеть как в Корее, так и в Китае и Японии.

Вот очень понятное видео про добычу сока:

Подготовка основы

После того, как лак подготовлен для работы, мастер начинает работу непосредственно с шкатулкой. Для получения идеального результата необходима идеальная поверхность. Деревянная основа будущей шкатулки подвергается многочисленным обработкам, прежде чем мастер будет доволен. Для изготовления основы шкатулки используют древесину только самого высшего качества. Шкатулку покрывают основой-лаком, высушивают, полируют и еще раз покрывают слоем лака. На промежуточных этапах все неровности замазываются специальной лаковой пастой, состоящей из смеси лака уруши и глины. Основа шкатулки снова и снова полируется, покрывается лаком и высушивается. Каждый слой лака просушивают 12-24 часа в специальной камере с высокой влажностью и температурой +30 градусов Цельсия. Именно во влажной среде лаковый слой хорошо полимеризуется, становится прозрачным и очень твердым. Во время сушки ни одна пылинка не должна попасть на лаковый слой.
В связи с этим художники-мастера уруси часто селились в отдалённых горных районах. В Японии также было принято проводить процесс высыхания лака на изделиях на плотах, выведенных в море. Там, над водой, практически не существовало пыли, что было крайне важно для появления высококачественного глянца. Лак уруши обладает особой глянцевитостью и глубиной, которые невозможно обеспечить при использовании современных искусственных лаков.

Подготовка основы может занимать длительное время — от нескольких месяцев до нескольких лет, независимо от размера шкатулки. Считается, что шкатулку можно полностью создать за 45 шагов — если мастер точно соблюдает технологию, он вполне укладывается в такой хронометраж.
Только когда в результате получается идеально ровная, гладкая с зеркальной поверхностью основа шкатулки мастер может продолжить свою работу.

Изготовление деталей

Мастер подбирает подходящие пластины перламутра.
Для инкрустации используют так называемый mother-of-pearl, то есть перламутр со стенок раковин моллюсков. Обычно для работы подходит перламутр двустворчатых моллюсков (устриц и мидий), брюхоногих моллюсков (улиток и слизней) и головоногих (кальмары и каракатицы). Перламутр должен быть радужным, переливчатым и красивым.
В корейской лаковой инкрустации обычно применяют перламутр, полученный из устриц.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 8

Считается, что у них самый красивый и качественный перламутр. Перламутр осторожно снимается с поверхности раковины и тщательно шлифуется. Попадаются как довольно крупные кусочки (до 12 см) так и совсем мелкие (до 7 мм) — все они идут в работу и применяются в различных видах инкрустации.

В Корее техники инкрустации при создании перламутрового декора делятся на два типа: Юремджиль (jureumjil, «наполняющая») и Кенемджиль (kkeuneumjil, «режущая»). Первый метод подходит для таких сюжетов как узоры с птицами и цветами. Делается это на перламутровых заготовках, которые позже можно убрать с помощью ножниц. Появление ленточной пилы в начале 20-го века значительно упростило процесс снятия заготовок, а также способствовало созданию декора еще меньшей толщины.
Второй метод, Кенемджиль, намного старше, он изобретен во времена династии Корё. Здесь мастера используют инструменты с острым металлическим окончанием, чтобы можно было отрезать тонкие крошечные полоски под названием «сангса» («фигурная нить»). Когда от перламутровых заготовок отрезано достаточное количество полосок, мастер по инкрустации накладывает их одну за другой на поверхность каркаса, чтобы сформировать образ, фигуру или пейзаж. Корейцы часто сравнивают этот трудоемкий и сложный процесс с вышивкой по шелку, поскольку мастера должны быть предельно осторожными, иметь твердую руку и обладать высоким уровнем мастерства.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 9

Каждую пластину перламутра мастер проверяет и отмечает все неровности, изменения цвета и повреждения, которые не должны попасть в готовую деталь для шкатулки.
Затем на кальку переносятся детали заранее подготовленного дизайна и пластина перламутра приклеивается к кальке с рисунком.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 10

Каждую деталь вырезают лобзиком точно по контуру. Это очень кропотливая работа, так как детали очень мелкие и одно неосторожное движение может испортить всю драгоценную перламутровую пластину.

Калька с вырезанных деталей снимается и фрагменты перламутра приклеиваются к листу бумаги, на которой изображен весь узор шкатулки. Для приклеивания на всех этапах используется специальные клей, изготовленный из плавательного пузыря рыб. Старинная поговорка гласит: «Нужно проглотить Маль (приблизительно 22 литра) рыбьего клея, для того чтобы стать хорошим мастером по перламутровой инкрустации».

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 11

Перенос деталей на основу

Когда все детали закреплены на бумаге поверхность шкатулки смазывается клеем и лист бумаги осторожно прикладывается к поверхности шкатулки, перламутровыми деталями вниз.
Далее происходит «вживление» перламутровых фрагментов в поверхность шкатулки, для этого используют нагретые на углях металлические утюжки. Температура этих утюжков должна быть определенная, чтобы не повредить поверхность шкатулки и детали узора. Мастер регулирует температуру холодной водой. Затем рабочая поверхность утюжка смазывается мылом (чтобы бумага не прилипла к металлу).
От тепла утюжков клей размягчается, можно снять лист бумаги, при этом перламутровые детальки останутся на поверхности шкатулки ровно на своем месте.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 12

Поверхность шкатулки промазывается клеем и просушивается. Излишки клея после сушки убираются теплой водой с поверхности пластин, корректируются и добавляются мелкие, хрупкие детали. Поверхность покрывается разбавленным лаком и шкатулка помещается в сушильную камеру с нужной температурой и влажностью.

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 13

После сушки поверхность протирают водой и куском древесного угля. Таким образом стирается лак с поверхности перламутровых деталей, но остается между ними. Процедура «покрытие лаком-сушка-чистка поверхности» повторяется несколько раз, пока уровень перламутровых деталей и лака между ними не сравняется.
Затем поверхность шкатулки полируется и добавляется декор цветным лаком (например, прорисовываются серединки цветов). После завершения декоративных работ поверхность снова полируется до достижения желаемого блеска.

В видео можно посмотреть весь процесс изготовления шкатулки наглядно:

А вот что получается в итоге:

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 14

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 15

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 16

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 17

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 18

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 19

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 20

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 21

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 22

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 23

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 24

Корейская лаковая миниатюра Najeon Chilgi — как это делается, фото № 25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *