Из глины предметы: «Что делают из глины?» – Яндекс.Кью – «Что делают из глины?» – Яндекс.Знатоки

  • Home
  • Разное
  • Из глины предметы: «Что делают из глины?» – Яндекс.Кью – «Что делают из глины?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Из чего что сделано стр. 108

1) Вспомни, что такое рукотворный мир.

Рукотворный мир – это все, сделанное руками человека.

2) Для изготовления каких предметов нужна древесина?

Из древесины изготавливают мебель, карандаши, линейки, сувениры, бумагу, упаковку.

На рисунке накроем изображения книги, карандашей, стула.

Металлические предметы – нож и ножницы. Из глины делают посуду и кирпичи. Из шерсти шарф и варежки.

3) Познакомьтесь по учебнику с производством различных изделий. Подготовьте сообщение классу.

Сообщение “Производство различных изделий” для 2 класса

Производство любого изделия представляет собой долгий, длительный процесс, в котором принимают участие множество людей.

Прежде всего, для производства любого изделия требуется исходное сырье. Его могут добывать разными способами, например в карьерах как глину, или вырубая леса.

Сырье проходит несколько этапов переработки, в результате которой получается заготовка изделия. Эту заготовку доводится до окончательного вида, ее красят, обрабатывают, придают красивый вид.

Только после этого готовым изделием можно пользоваться.

4) Расскажите по рисункам, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы.

Рассказ “Это все из глины” для 2 класса

Глины добывают на особых карьерах с помощью экскаваторов.

Добытая глина поступает в мастерскую, где ее замачивают и разминают. Потом гончар лепит из глины кувшин или вазу, он использует специальный вращающийся круг.

После этого полученное изделие отправляют в печь для обжига, чтобы оно стало твердым и сохранило форму.

А в заключение вазу или кувшин расписывает красками художник. Чтобы изделие стало ярким и красивым.

5) Изобразите эту производственную цепочку с помощью

модели.

Модель изготовления изделий из глины для 2 класса

6) Какие ещё материалы люди берут из неживой природы? Что изготавливают из этих материалов?

Из неживой природы люди берут руды металлов, которые превращают в прокат, сталь, в различные металлические изделия.

Также берут строительный камень, мрамор, которым украшают фасады зданий, набережные, мостовые.

Еще один материал – каменная соль. Ее добывают в солончаках и из нее делают поваренную соль, которую мы используем для приготовления пищи.

7) Папа Серёжи и Нади нарисовал картинки для многих книг. Он знает, как рождается книга, и хочет рассказать вам об этом. Но рассказать не словами, а с помощью рисунков.

Составьте по этим рисункам рассказ о том, как делают книгу.

Рассказ “Как рождается книга” для 2 класса

Рождение книги начинается на бумажном комбинате, где из древесины получают огромные рулоны бумаги. Их везут на полиграфкомбинат.

В это время писатель уже пишет свою книгу, а художник делает рисунки иллюстраций к книге.

На полиграфкомбинате наборщик набирает текст книги и печатает ее на листах, которые скрепляются переплетчиками.

Готовая книга поступает в магазины, где мы можем ее купить и почитать.

8) Изобразите эту производственную цепочку с помощью модели.

Модель изготовления книги “Как рождается книга” для 2 класса

9) Какие ещё материалы люди получают из растений? Что делают из этих материалов?

Из растений люди получают строительные материалы – доски, брус, ДВП и многие другие. Из них строят дома, проводят отделочные работы, изготавливают мебель.

Из растений делают карандаши и некоторые другие канцелярские принадлежности, например линейки.

10) Составьте с помощью рисунков рассказ о том, как делают шерстяные вещи.

Рассказ “Как делаются шерстяные вещи” для 2 класса

Производство шерстяных изделий начинается с выращивания овец. Овец стригут, собирают шерсть и из этой шерсти наматывают катушки ниток. На фабрике из этих ниток делают шерстяную ткань, которую потом красят в разные цвета, наносят красивые узоры. Из готовой ткани портной шьет вещи, которые мы носим.

11) Изобразите эту производственную цепочку с помощью модели.

Модель производственной цепочки “Как делаются шерстяные вещи” для 2 класса

 

12) Расскажите, что ещё люди получают от животных.

От животных люди получают кожу, из которой можно сшить обувь, верхнюю одежду. Также одежду шьют из шкур животных.

Из амбры кашалотов получают духи, парфюмерию.

Но главным продуктом, который человек получает от животных, является мясо и молоко.

Домашнее задание

1) Из каких материалов сделаны окружающие нас предметы?

Окружающие нас предметы сделаны из металлов, древесины, пластмассы, стекла, шерсти, ткани.

2) О каких производственных цепочках мы узнали на уроке?

Мы узнали, как получаются изделия из глины, древесины, шерсти.

Как делают шерстяные вещи — урок. Окружающий мир, 2 класс.

Шерсть дают разные животные: овцы, козы, кролики, верблюды. Она мягкая и хорошо сохраняет тепло. Поэтому шерсть используют для изготовления одежды.

 

Из шерсти вяжут варежки, шапки, шарфы, шьют пальто, платья, костюмы. А ещё из неё валяют валенки.

 

Вот как делают из шерсти платья, костюмы и пальто.

 

Стригут животных.

 

 

Затем шерсть моют и прочёсывают.

 

 

На прядильных фабриках из шерсти прядут тонкие нити.

 

 

На ткацких фабриках из нитей ткут полотно.

 

 

На швейных фабриках полотно кроят, выкроенные заготовки сшивают и получают готовые изделия.

 

Лепка и рисунок глиняной игрушки. Расписные игрушки из глины

Глина — один из тех природных материалов, которые использовались человеком с незапамятных времен. Из нее делали посуду, ритуальные предметы, музыкальные инструменты, игрушки. До наших дней сохранилось множество образцов глиняных игрушек, некоторые из них даже можно попробовать изготовить самостоятельно.

История глиняной игрушки

Первые образцы таких предметов относятся к бронзовому веку, то есть за 2 тысячи лет до нашей эры первобытные люди уже делали из глины простейшие изделия. Были найдены небольшие погремушки, топорики, посуда. Эти вещи, скорее всего, имели ритуальное предназначение. Поэтому на вопрос: кто сделал первую глиняную игрушку, можно ответить, что это, скорее всего, были жрецы древних культов. На территории славянских народов существовала древнейшая трипольская культура, представители которой создавали необыкновенно искусную по тем временам керамику.

Практически в любом жилище трипольцев, которое находят археологи, до сих пор обнаруживаются глиняные предметы, которые хорошо сохранились и дают представление о том, какая технология изготовления глиняной игрушки применялась сотни веков назад. Надо сказать, что на протяжении многих веков она практически не изменилась. Для создания прекрасных рукотворных изделий необходимы всего 2 компонента: глина и вода. Каждый из этих компонентов сегодня доступен.

Технология изготовления

Игрушки из глины, картинки которых можно увидеть в интернете, самобытны и интересны. Это и всевозможные лепные животные, игрушечные предметы, имитирующие домашнюю утварь, примитивные музыкальные инструменты. Одним из таких является традиционная глиняная свистулька. Изготавливаются такие вещицы из керамической глины, которую еще называют глиняным тестом. Материал мягок и податлив, поэтому создать из него желаемый предмет несложно даже начинающим.

эскиз глиняной игрушкиПосле изготовления предмету дают просохнуть в течение нескольких суток, а затем подвергают обжигу в печи при высокой температуре. Но стоит учитывать, что если изделие недостаточно высохло, то в печи оно лопнет. Для просушки крупных изделий может потребоваться более длительное время (неделя и больше).

Изготовление глиняной игрушки в домашних условиях несколько отличается от профессионального подхода. Дома невозможно обеспечить обжиг при температуре +400… +1000°С, которые достижимы в специальной муфельной печи.

Но это не значит, что от изготовления надо отказаться вовсе. Печи, где мастера обжигали глиняные игрушки с давних времен, — вовсе не единственный вариант для обжига. Можно использовать привычную бытовую духовку. Она не обеспечит такое же качество, как профессиональная печь, но может дать хорошую просушку изделия. В результате этого изделие станет более прочным по сравнению с тем, которое не подвергалось обжигу совсем. Глиняные игрушки своими руками получаются не такими прочными, как профессиональные, но пригодными для использования.

Создание игрушки дома

Глиняные игрушки, картинки которых есть в интернете, дают общее представление о том, как выглядят такие изделия. При их изготовлении не используют слишком тонких ажурных деталей, поскольку материал достаточно хрупок, и при давлении или ударе детали легко могут сломаться. Мелкие детали высыхают в печи быстрее, чем крупные, и эта разница может привести к образованию трещин, что недопустимо в готовом изделии.

В качестве руководства при самостоятельной лепке берут за основу мастер-класс «Глиняная игрушка», который поможет правильно построить последовательность действий и избежать ошибок. Для ориентира можно использовать любой понравившийся эскиз глиняной игрушки. В первую очередь определяются с размерами будущего изделия и подготавливают материал, из которого будет производиться лепка.

Процесс изготовления в нашем случае будет рассмотрен на примере лепки простейшей свистульки-птички.

Чтобы ее слепить, следуют приведенной инструкции:

  1. Из глиняного теста лепят шар диаметром около 4-5 см.
  2. Затем в шаре делают углубление большим пальцем правой руки, постепенно расширяя ямку до тех пор, пока в шаре не образуется полость. Стенки сферы должны получиться не тоньше 1 см.
  3. Глину с открытого края вытягивают так, чтобы фигура стала напоминать тюльпан. Затем получившееся отверстие сужают так, чтобы получить нечто похожее на полый кувшин с узким горлышком.
  4. Если в результате манипуляций отверстие закрылось, его проделывают с помощью специального шпателя или другого тонкого предмета.В результате должно получиться изделие в виде маленького кувшина, полое внутри.
  5. Чтобы свистулька могла издавать звук, в ней необходимо проделать специальное отверстие, канал, по которому будет выходить воздух. Его делают зубочисткой, протыкая изделие под углом с узкой стороны.
  6. Затем лепят отдельные детали: головку будущей птички, крылья и основание, на котором свистулька сможет стоять.
  7. Полученные детали надо прикрепить к телу птички. Перед тем как склеить глиняную игрушку, все детали промазывают кисточкой, погруженной в шликер. Шликером называют жидкий раствор глины с водой. Его консистенция должна напоминать жидкую сметану.
  8. Изделие почти готово. Можно нанести на него рельефный рисунок шпателем или разрисовать красками. Расписные игрушки из глины выглядят декоративно и привлекательно.
  9. Перед раскраской изделие обжигают в печи. Обжиг производят в течение 5-6 часов, постепенно поднимая температуру до максимально возможной.

Роспись игрушки

Глиняная игрушка своими руками, мастер-класс которой не так уж сложен, после раскрашивания наиболее полно раскрывает свою красоту и самобытность. Роспись глиняных игрушек практиковалась давно. В каждом регионе есть свои особенности раскрашивания. Существует множество видов росписи, бывает и так, что даже соседние деревни отличаются в том, какой вид используют при росписи глиняной игрушки. Чаще всего мастера старались использовать яркие простые цвета, которые подсказывала сама природа: желтый — цвет солнца, зеленый — травы, синий — неба, красный — огня и т.д.рисунок глиняной игрушки

Несмотря на то что роспись игрушек — это мастерство, которое увлеченно изучают и классифицируют искусствоведы, обучиться техникам того, как нарисовать на глине простейший узор, может каждый желающий. Роспись игрушек из глины не так уж сложна, ведь в большинстве случаев это образцы народного искусства. Детали росписи просты и не требуют особых навыков в рисовании. Можно использовать ватные палочки и гуашь или акриловые краски. Палочку окунают в краску и прикладывают к поверхности изделия.

Такая технология помогает создать узор в стиле дот-арт. Во многом он напоминает первобытные узоры, которые использовались для украшения керамики, поэтому глиняная игрушка, рисунок на которую нанесен таким образом, будет выглядеть самобытно и аутентично.

фото, виды, история создания, региональные особенности :: SYL.ru

Глиняные игрушки являются частью ремесел и жизни народа на протяжении многих веков. В России они пользовались большой популярностью как среди богатых, так и бедных слоев населения. Их изготовление всегда относилось к традиционной области народного искусства, воплощая труд мастеров, красоту, демонстрируя историю и образ жизни.

Древние глиняные поделки

Изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи находят постоянно при раскопках древних городов и захоронений. Изготовление их никогда не было основным промыслом для гончаров, а, скорее всего, происходило в перерывах между работой над бытовыми изделиями, ради забавы или для своих детей. Позднее глиняные игрушки уже становились предметом продажи и делались специально в процессе подготовки к ярмаркам.

Самые древние такие поделки находили на острове Крит, в Египте, у индейцев-ацтеков. Это были фигурки быков, повозок с круглыми колесами (которые в реальности эти племена не использовали), керамические куклы с двигающимися шарнирными руками, глиняные божки и идолы.

Древние игрушки

История русской глиняной игрушки

Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.

Русская глиняная игрушка

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.

Мифологическое и фольклорное значение

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения. Большинство популярных изделий, в числе которых свистульки и грематушки (погремушки), является звуковыми. Они применялись издавна при совершении обрядовых действий, при проведении народных праздников: вначале языческих, позднее — христианских.

Так, каждая фигурка животного является символом и несет определенный смысл:

  • баран и корова — успешное ведение хозяйства, плодородие;
  • птицы являются олицетворением душ предков, символизируют счастье и радость;
  • конь издревле считается главным оберегом;
  • медведь символизирует могущество и силу;
  • олень — оберег, который приносит изобилие;
  • козел — символ доброй силы.

Древние глиняные игрушки использовались не только для детских забав, но и как ритуальные произведения. Свистульки применяли во время древнего обряда по изгнанию злых сил и болезней во время языческого праздника под названием Свистопляска. В качестве декоративного домашнего украшения глиняные фигурки часто ставили на окна, на видные места на комоде или полках в комнате.

Глиняные игрушки

Различие игрушек по областям России

Все региональные особенности игрушек в России являются неповторимыми и уникальными: дымковскую игрушку невозможно перепутать с каргопольской или филимоновской. Каждому мастеру были присущи своя манера лепки, неординарный стиль, оригинальные формы, цвета и украшения изделий.

Также игрушки отличаются по составу глины, из которой их лепят: лучше всего лепятся фигурки из жирной глины. Каждой разновидности таких изделий свойственны свои традиционные формы и цвета, которые часто зависят от типа глины, используемой в данной местности, и ее пластических свойств.

Такие изделия позволяют заглянуть в далекое прошлое наших бабушек и дедушек, в историю русской культуры и собственное детство. Крестьянские деревенские игрушки подкупают своей рукотворностью, участливостью, иллюстрируя отцовскую опеку и ласковую материнскую заботу. Умелые руки и хороший вкус мастера-игрушечника являются достоянием данного промысла, способствуют взаимному развитию и обогащению языка и выразительностью подачи, сохраняют опыт и наработки предыдущих поколений.

Изготовление игрушек

Дымковские глиняные игрушки

Народный промысел дымковской росписи посуды и игрушек зародился в 15-м столетии в слободе Дымково недалеко от г. Вятка, откуда и пошло название. Все фигурки и росписи делаются только вручную, а потому неповторимы. Раньше раскрашивание глиняных фигурок производилось смесью сухих анилиновых красок с яйцом, уксусом или скисшим квасом.

Основные формы дымковской игрушки: глиняные изделия, полые внутри, изображающие барышень и кавалеров, лошадей и медведей, петухов и индюков и других животных. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Основные элементы росписи: геометрические фигуры, зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетка.

При нанесении узоров использовали яркие контрастные цвета: зеленый, красный, синий, желтый, голубой, малиновый, черный и белый, а также позолота. В каждой фигурке обычно использовалось около 10 цветов без полутонов и оттенков.

Дымковские игрушки

Современные мастера дымковской глиняной игрушки для раскрашивания используют гуашь с яйцом, а на фабрике росписи делают темперными красками.

По традиции каждая эпоха может идентифицироваться по определенному орнаменту, каждый из которых что-то символизирует:

  • синие волнистые полосы — вода;
  • перекрещенные полосы — колодец;
  • круг, внутри которого звездочка, — солнце и другие небесные светила и т.д.

Дымковская вятская игрушка уже многие лета считается народной скульптурой, причем каждое произведение является авторским, сделанным мастером ручной лепки и росписи, представленным в единственном экземпляре. Товарным знаком ее является яркая красочность и нарядность, которые дополнены кусочками сусального золота, что всегда производит праздничное впечатление.

Каргопольская игрушка

Название происходит от местонахождения г. Каргополь и прилегающих деревень в Архангельской области. Искусство глиняных поделок в данном регионе было почти утеряно, и только некоторое количество образцов сохранилось, благодаря У. Бабкиной. Она и стала сподвижницей, которая смогла возродить исчезнувший вид ремесла.

Отличие Каргопольской глиняной игрушки состоит в ее архаичном внешнем виде, который хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.

Сюжеты подразделяются на 2 направления:

  • старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
  • сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.

Каргопольская игрушка представляет из себя выбеленную глиняную фигурку, которая раскрашивается в различные цвета простой росписью, деталей очень мало.

Каргопольская игрушка

Основные орнаменты: геометрические фигуры, штрихи, полосы, точки, косые кресты. Цвета: черный, зеленый, охристый, коричневый, кирпично-красный и голубой, редко добавляются серебро и золото.

Филимоновская игрушка

Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.

В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.

Основные категории филимоновской игрушки:

  • люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
  • животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
  • птицы: павлин, петух, курица и утка;
  • композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.
Филимоновские игрушки

К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.

Абашевская игрушка

Название происходит от села Абашево, которое в 19-20-м вв. стало одним из ведущих центров гончарного ремесле в России. Большинство жителей его было староверами, что повлияло на религиозные мотивы в изделиях мастеров, изготовлявших «Дудки». Один из популярных мотивов — олень с золотыми рогами в форме лестницы, что в мифологии означает «путь к богу». Отличительной особенностью таких поделок является сатирический характер некоторых изделий, их пластическая выразительность, отход от натурализма. Основные мотивы: домашние животные, дуры-барыни, городовой, офицер и т.д.

Художественный промысел и изготовление глиняной игрушки возникло в Спасском уезде Пензенской области в середине 19-го в. на базе гончарного производства. Изначально вся посуда имела черный цвет, но затем абашевские мастера научились покрывать ее зеленой глазурью. Игрушки же делались в 12 хозяйствах кустарями, каждый из которых не только следовал историческим образцам, но и придумывал свои оригинальные произведения: свистульки в виде птиц и животных, а также фигуры барышень, всадников, кукол и т.д.

Начиная с 1930-х годов изделия раскрашивают масляными красками, сверху накладывали пятна бронзы и серебрянки. Особые скульптурные приемы позволяют придать изображениям животных сказочный вид.

Абашевские олени

Керамика Скопина

Промысел керамических и глиняных изделий в виде скульптур и игрушек существует в г. Скопине Рязанской области с 19-го в., благодаря близкому залеганию глины в окрестностях. Декоративную и бытовую посуду, так называемые синюшки, здесь начали изготовлять еще во времена Киевской Руси. Формы фигурок из глины отличаются простотой: это персонажи русских сказок, драконы, птица «Скопа».

Для росписи глиняных игрушек применяется цветная (желтая, зеленая) глазурь, а также обварка из нескольких составов, которые позволяют получать цвета от светло-бежевого до коричнево-красного. Используется техника получения серо-дымчатого цвета или «задымление».

Скопинская керамика

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Хлудневские игрушки

Романовская игрушка

История изготовления таких гончарных поделок берет свое начало с села Романово-Городище Липецкой области, куда переехали крестьяне вместе с боярами Романовыми. Для производства посуды белого, черного, красного и желтого цветов применяется разнообразная местная глина. Для вылепливания свистулек мастера использовали только черную глину, самую прочную и мягкую. Свистульки делаются с 2, 4 и более отверстиями для получения различных звуков.

В народе такие игрушки называют «романушками». Основной цвет — желтый, что позволяет добавить глиняной поделке легкости, а нарядный декор в виде налепов, насечек, гравировки и покраски в 2-3 цвета позволяет уравновесить округлость объемов и тяжеловесность материала.

Сюжеты романовской игрушки очень разнообразны: летящий жаворонок, мчащаяся тройка, всадники на конях, медведи, катание на санях, домашние животные и др., всего около 40. Основные действующие лица: дама и офицер. Традиционные цвета: красный, зеленый, желтый, а также черный, синий и малиновый.

Романовские игрушки

Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников. Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные стилевые особенности таких произведений искусства.

Эта простая и непростая глина

Эта простая и непростая глина

Архипова  В.Ю. 1

1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48»

Архипова  Е.Ю. 1

1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48»

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Каких только вещей не делал человек из глины! Глина в его руках становилась посудой. Из глины можно построить жилище, нужно только превратить её в кирпич и обжечь в печи. И из кирпича человек уже построил целые дома, соборы, города… Оказывается, глина может стать нежной, белой, просвечивающей на свету, если её превратить в фарфор, или сверкающей многоцветием красок, если она станет фаянсом. Из глины можно сделать переливающуюся от перламутровой поливы чуть грубоватую керамику. Она способна украсить наши дома, улицы самыми изящными и многообразными скульптурными изображениями.

Глина проста и легка в обработке. Её возможности огромны. С древних времён глина стала одним из главных материалов, из которых человек создавал необходимые в быту вещи и произведения искусства. Глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

Когда я была совсем маленькой, мне очень нравилось лепить своими руками различные поделки из пластилина. Фигурки получались красочные, но не крепкие. Я спросила маму: «А есть какой-нибудь другой материал, из которого получались бы мои сказочные персонажи более прочными». Мама ответила, что варианты есть. Можно, например, попробовать слепить из глины. Я поставила перед собой цель.

Цель исследовательской работы:

Ознакомиться с видами глин Уральского региона и выяснить, какие виды можно использоватьпри изготовлении глиняных изделий.

Задачи:

1. Познакомиться с историей происхождения и применением глины.

2. Узнать места нахождения глины нашего региона.

3. Изучить состав и свойства глины.

4. Изготовить глиняные изделия.

Объект исследования: глина.

Предмет исследования: свойства глины.

Гипотеза:

Предполагаю, что изучив свойства глины, узнаю, какие глины имеют способность деформироваться и удерживать приданную ей форму, научусь готовить глиняные изделия.

Методы исследования:

Изучение литературы

Использование Интернет-ресурсов

Обращение к взрослым

Проведение опытов и экспериментов

Практическая работа с глиной

История происхождения и применения глины

Не боги горшки обжигают

Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Он взял в руки влажный комок и сделал из неё сосуд. Может быть, это была первая чашка или тарелка, или горшочек. Высохла глина и сохранила эту форму, которую придал ей человек. Следующее открытие человек сделал тогда, когда обжег кусок глины в огне и увидел, что обожжённая глина неожиданно стала более твёрдой, прочной, а главное – она больше не боялась воды, не размокала в ней. Это было замечательное открытие! С того дня началась эпоха гончаров.

Версия №1. Есть версия, что впервые человек догадался лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину. В начале ею покрывали плетеные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Позже стали лепить из глины первую примитивную посуду, ее делали очень простым методом: комок глины раскатывали в круглую лепешку, а затем у нее просто загибали края.

Версия №2. Обжигать глиняную посуду люди научились спустя столетия и совершенно случайно. Существует легенда: когда женщина не уследила за огнем, в ее жилище случился пожар. Сгорело все, только уцелели лишь глиняные горшки. Люди заметили, что после пожара они стали прочнее и тверже, в них можно было хранить без опасения любые жидкости. Благодаря счастливой случайности люди стали активно обжигать и применять в быту глиняную посуду.

Версия №3. Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины». Размягчая глину жидкостью, выделяемой специальными железами, ласточка, как заправский гончар, комочек за комочком лепит глубокую чашу. Высыхая, она становится прочной. Вполне возможно, что наблюдения за ласточкиной работой навели человека на мысль сооружать глинобитные жилища и хаты-мазанки. До сих пор по «ласточкиной технологии» из необожженной глины изготавливается кирпич-сырец.

Применение глины в истории и современном мире

В древности на тонких глиняных таб­личках писали так же привыч­но, как сейчас пишут на бумаге. Глиняные таблички стали страницами самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увеко­вечены эпические поэмы, ре­лигиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались. Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду.

Тарелки, горшочки, кувшины и вазы в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров.

Глина может входить в состав других материалов: художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины.

Места нахождения глины нашего региона

Территория Челябинской области обладает значительными запасами природных ресурсов. В Уральском регионе каолина 93%, огнеупорных глин 64%. На территории Сосновского района расположены месторождения: каолин (белая глина), цементные глины, глины кирпичные.

Глина у нас в регионе хорошая. Например, сырье, добываемое у озера Мисяш, отправляли в Санкт-Петербург на императорские заводы. До середины XX века гончары работали в Чебаркуле, Южноуральске, Троицке.

Свойства глины

Свойства глины в медицине

Белая глина есть в рационе малых народностей Дальнего Востока. Ее запивают козьим молоком. После употребления, в небольших количествах, глина оказывает полезные свойства.

Интересно, что глиняные ванны принимают не только люди, но и животные. Они измазываются, катаются в тягучей массе, если ранены или больны. Они чуют лекарство в окружающей их среде, так как глина обеззараживает и заживляет.

Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масо

В Индии существует целая индустрия парфюмерной промышленности, связанной с глиной! Оказывается, глина отлично впитывает ароматы, и местные парфюмеры, во время активного цветения природы, размещают глиняные диски прямо в благоухающих местах. После в специальном аппарате для дистилляции эти ароматы переводят в духи, которые называются земляными.

Физико-химические свойства глины и ее состав

1) в смеси с водой образовывать вязкое тесто;

2) набухать в воде;

3) пластичность, т. е. способность принимать и сохранять любую форму в сыром виде;

4) сохранять эту форму после высыхания с уменьшением объема;

5) клейкость;

6) связующая способность;

7) водоупорность, т. е. способность после насыщения определенным количеством воды не пропускать через себя воду.

Свойства глины определяет ее химический состав.

Состав глины, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

Глина различных составов имеет множество оттенков. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ. При сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться.

Различают «тощие» и «жирные» глины.

Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

Я сравнила два вида: глина блестящая на вид и скользкая на ощупь, попробовала на зуб, она скользит, а другая с матовой поверхностью, на ощупь шероховатая, при трении пальцем легко крошится, хрустит на зубах, а значит содержит много примесей.

Пришла к выводу: «Чем меньше примесей, тем она жирнее, а тощие глины содержат много примесей».

Практическая часть

Подготовительный этап

С мамой и папой мы набрали 4 вида разных по составу глин: белую, красную, желтую, розовую. Разбили все комочки, просеяли через сито, и привезли к мастеру по керамике Дударевой Ольге Николаевне, чтобы узнать: годится ли наша глина для ручной работы или нет?

Способы проверки глины:

Способ №1 «Добавление воды»

Все виды глин мы проверили путем добавления в них простой воды. Добавляли воду маленькими порциями и хорошо переминали руками. Белая глина оказалась очень пластичной, хорошо мялась в руках и не разваливалась. Ольга Николаевна сказала, что эта глина отличная, «жирная», у нее хорошие пластичные и связующие свойства и из нее получатся хорошие изделия.

Затем мы проверили красную глину, она оказалась не такой «жирной», но тоже очень хорошей, она хорошо лепилась и не разваливалась в руках. Потом взяли жёлтую: в ней оказалось слишком много песка, она трескалась и плохо склеивалась в руках. Эта глина оказалась «тощей», с очень низкой пластичностью, она не годилась для лепки. А вот розовая оказалась хорошей и пластичной.

Способ №2 «Отмучивание глины»

Этот способ подготовки глины мы провели путем отмучивания. При таком способе глина становится более жирной и пластичной. Мы набрали глину в ведра и залили их водой 1:3. Все тщательно перемешали и оставили на сутки. У нас получился однородный раствор разных цветов.

Вода в ведрах отстоялась и высветлилась. С помощью резинового шланга мы аккуратно слили отстоянную воду и весь глиняный раствор протерли через сито. Разложили глину на хлопковую ткань и поставили у батареи, чтобы вышла лишняя влага. После того, как глина стала густой как тесто и перестала прилипать к рукам, ее мы скатали в рулоны и хранили в полиэтиленовых пакетах до начала ручных работ.

Основной этап

Мы взялись за дело.

Попробовали слепить из этих трех видов глин различные изделия.

Мастерство гончарного дела

Гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. На Руси это было одно из важнейших ремесел. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным, механизм управлялся одной рукой, а позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног.

Мое занятие на гончарном круге проходило в мастерской города Челябинска под руководством Третьяковой Анны. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе.

Прежде чем начать работу на круге я помяла глину, почувствовала и слепила колобок. Мастер сказала, что в такие моменты, глина сама подскажет, каким должно стать будущее изделие.

Второй очень важный компонент — вода. Я периодически смачивала руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины, поэтому я использовала в процессе работы губку.

В конце я украсила свои поделки узором с помощью стека. Осталось высушить мои изделия. Все было просто и сложно.

Быстро постичь мастерство гончарного дела у меня не получилось. Но радость от этого занятия я получила огромную и незабываемую!

Сушка — это длительный процесс. Если поспешить, то изделие покрывается трещинами и его коробит. В первые дни изделия сушат в помещении без сквозняков 2-3 суток, потом – на печи или батарее. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность.

Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах и дает усадку. Обжиг укрепит наше изделие.

Мои изделия просохли. Ольга Николаевна сказала, что если я хочу пользоваться своей посудой, то нужно залощить изделия. Это древнерусский способ обработки глины перед обжигом. Лощение придаст моему изделию плотность и гладкость. Поверхность подсохших глиняных изделий я натирала до блеска деревянными стеками. Теперь лощеную посуду можно смело использовать в быту, так как она достаточно влагоустойчива и экологически чистая.

Обжиг проводили в муфельной печи при температуре 970-1050 градусов, для белой и розовой глины. Красную глину обжигали при температуре 600 градусов, если выше, то она расплавится.

Обвар — это последняя стадия обработки глиняных изделий, после которой глиняная посуда становится еще более прочной. После этой процедуры изменяется ее внешний вид: она покрывается многочисленными темными пятнами, придающие ей неповторимое своеобразие. Мы провели молочение своих глиняных изделий. С помощью жирных сливок я окунала каждое свое изделие, а затем с Ольгой Николаевной проводили обжиг при температуре 360 градусов 20 минут. Посмотрите какая красота! Теперь я могу пользоваться посудой сделанной своими руками!

Лощение и молочение – это древнерусские способы обработки глины, которые применялись только на Руси!

Сейчас больше используют глазурь – покрытие изделий тончайшим слоем стекла.

Заключительный этап

Заключение

Я сейчас простая глина

Что лежит у очага.

Жду я рук, но чтоб любимых,

Что, лаская, разомнут,

Выгнут, форму придадут.

Обожгут, чтоб закалиться,

Что бы долго жить, храниться.

Радовать глаза творца,

Удивляя мудреца.

Ведь была простая глина,

А теперь ну впрямь картина.

Не прибавишь, не возьмёшь.

Видно мастер постарался,

Знать работал не за грош.

Вывод: Познакомившись с историей происхождения и применением глины, узнала места нахождения глины нашего региона, какими свойствами она обладает, как и где используют глину, научилась готовить изделия из глины.

Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

В дальнейшем я хотела бы провести мастер-класс своим одноклассникам с целью познакомить их с этим чудесным и удивительным материалом!

А также очень хотела бы побывать на фарфоровом заводе в Южноуральске и в городе Сысерть Свердловской области.

Список литературы

Лыкова И.А. Мы лепили мы играли: учебно-методическое пособие/ И.А. Лыкова – изд. ООО «Карапуз-дидактика», 2007. – 82 с.

Федотов Г.Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. – М.: «АСТ-ПРЕСС». 1997. – 144 с.: ил.

Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощенская керамика/ А.И. Поверин – изд. М.: «АСТ-ПРЕСС». 2016. – 160 с.: ил.

Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей и детских садов/ А.П. Усова Изд. 3-е. М.: «Просвещение». 1972. – 78 с.: ил.

Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня/ Л.В. Браиловская. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 217 [2] с., : ил., [4] л. ил. – (Это модно).

Уварова И. Глина, вода и огонь: научно-художественная литература/ И. Уварова. – М.: «Детская литература», 1973. – 174 с. с ил.

Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – http://wikipedia.org

Приложение

Подготовительный этап

Сбор глины

Сбор глины

Проверка на пластичность

Отмучивание

Основной этап

Ручная лепка

Гончарное дело

Сушка

Обжиг

Лощение

Молочение

После обжига

Заключительный этап (готовые изделия)

Просмотров работы: 277

«Из чего, что сделано» с использованием презентации (старшая группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Вишенка» города Бронницы

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

с использованием презентации.

Тема: «Из чего что сделано»

(День открытых дверей)

Подготовила и провела:

Афонина Е.В.

Воспитатель 1кв.кат.

г. Бронницы, 2019г.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

с использованием презентации.

Тема: «Из чего что сделано»

Цели: Познакомить детей с природными материалами, из которых сделаны различные вещи и предметы, дать представление о производстве бумаги, об изготовлении шерстяных, глиняных, стеклянных, железных изделий. Воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; развивать интерес к новой информации, побуждать к изучению нового.

Оборудование: компьютерная презентация на тему «Из чего что сделано», выставка вещей и предметов из различных материалов.

Ход занятия:

Добрый день дорогие ребята и гости!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим, и посмотрим, из чего сделаны предметы, которые нас окружают.

Но прежде чем начать просмотр, давайте немного поиграем. Я прочитаю вам стишок, а вы доскажите последнее слово: профессию человека.

Трактор водит-….(тракторист)

Электричку -…. (машинист)

Стены выкрасит —(маляр)

Доску выстругал — (столяр)

В доме свет провел — ….(электрик)

В жаркой кузнице — (кузнец)

Кто все знает- ….(молодец)

Замечательно, а теперь двигаемся дальше к новым знаниям.

Вокруг нас множество разных предметов, посмотрите слайд №2. И все они из чего-то сделаны. (слайд №3)

Всё это сделано руками человека из природных материалов – древесины, металла, песка. Но чтобы природные материалы превратились в разнообразные вещи, нужны знания и большой труд людей. И у нас возникают такие вопросы: Как рождается книга? Откуда берутся ложки, вилки и ножи? Как делают глиняную посуду? Из чего делают стекло?

Сначала давайте разберемся как делают предметы из стекла. (слайд 4)

Сегодня стекло изготавливается из песка, карбоната кальция и известняка. Все эти ингредиенты загружают в печь и нагревают до температуры1400-1500градусов. Такой жар заставляет материалы плавиться, их смесь превращается в жидкую массу, которая, охлаждаясь, становится стеклом. Именно из находящегося в полужидком состоянии стекла производится различная посуда, а стеклодувы изготавливают красивые изделия самой различной формы.

Посмотрите, разновидность стеклянных изделий. (слайд 5)

Найдите предметы, которые сделаны из стекла на нашей выставке.

Теперь давайте посмотрим, как делают изделия из железа (слайд 6)

Железо сотворено самой природой. Люди его лишь добывают. На заводе в огромных печах из железной руды варят чугун и заливают его в формы. (слайд 7)

Из чугуна в специальных печах сталевары варят сталь и заливают её в формы. Заготовки поступают в прокатный стан, а затем из листа кузнец-штамповщик изготовит и ножи, и ложки. Посмотрите, какие бывают изделия из железа. (слайд 8).

Найдите предметы, которые сделаны из металла на нашей выставке.

Теперь посмотрим, как делают предметы из глины. (слайд 9)

Чтобы начать изготовление предметов из глины, нужно добыть глину на глиняном карьере и погрузить глину в автосамосвалы. После замачивают глину до нужной консистенции и изготавливают гончарные изделия на гончарном круге. После сушка и обжиг в высокотемпературной печи и раскрашивание изделий.

Слайд 10. А после всего этого сложного процесса мы увидим прекрасную керамическую вазу, кувшины, горшки.

Найдите предметы, которые сделаны из глины на нашей выставке.

А теперь узнаем, как делают книгу и тетради. (слайд 11)

Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах, где людям во всём помогают машины.

Как рождается книга? Это очень трудоемкий труд (слайд 12)

Посмотрите (слайд 13) Электрические пилы пилят, валят деревья. Машины-лесовозы везут брёвна к реке или на железнодорожную станцию.

Слайд 14. Многопильный станок распиливает брёвна на чурбаки, а машина-корообдирка сдирает с них кору. Рубильная машина рубит чурбаки на щепки, и едут щепки на самодвижущейся дорожке в котёл, где «каша» деревянная варится. Вот эта каша и становится бумагой.

Слайд 15. Вот из такого станка выпускаются книги и журналы.

Слайд 16. Посмотрите какие еще бывают изделия из дерева.

Найдите предметы, которые сделаны из дерева на нашей выставке.

Теперь узнаем, как сделаны вещи из шерсти. (слайд 17)

Теплые шерстяные вещи люди научились делать в древности, потому что одним из первых одомашненных животных были овцы. Сырье для шерстяных вещей дают овцы, козы, верблюды, яки, ламы, кролики, собаки некоторых пород.

Слайд 18. Животных стригут в теплое время года. Для того, чтобы изготовить свитер или шапочку, шерсть у животных состригают, ее моют, специальными инструментами расчесывают. Далее из шерсти делают нити — прядут, поэтому такие нити называются пряжа, получая при этом пряжу для вязания и специальных ткацких станков. Из тонкой пряжи на фабрике ткут полотно, из которого потом шьют шерстяные костюмы, платья. Также из пряжи вяжут свитера, шапки, шали, носки, варежки. На фабрике это делают специальные вязальные машины. Ткацкий станок выглядит примерно так (слайд 19)

Слайд 20. Если вспомнить как пряли шерсть бабушки, то нужно посмотреть на самый простой инструмент — это веретено. Потом уже был придуман ткацкий станок — прялка, которая облегчила труд прядильщиц.

Из пряжи делают варежки, теплые перчатки, шапки и шарфы, теплые свитера и кофточки. Мастерицы вяжут красивые платья и костюмы.

Слайд 21. Изделия из шерсти.

Найдите предметы, которые сделаны из шерсти на нашей выставке.

Вывод:

Надо помнить о том, что в каждую вещь вложен труд человека.

Поэтому необходимо бережно относиться к вещам, уважать труд людей, которые сделали эту вещь.

Исследовательская работа «Волшебная глина»

Волшебная глина

(исследовательская работа)

Содержание

  1. Введение

  1. История глины в легендах

  1. Исследовательская работа

  1. Заключение

5.Список литературы

Введение

Наш проект мы назвали «Волшебная глина». Почему нас заинтересовал именно этот вопрос?

В начале учебного года мы были на дне рождения нашего одноклассника и друга Егора. Там было много развлечений, но самым ярким, запоминающимся и полезным стало изготовление поделок из глины. Мы, как настоящие мастера, сидели за гончарным кругом. Нас обучили основам ремесла. А изделия, сделанные нашими руками, понравились всем.

Уже никто не помнит и не знает, когда человек открыл для себя глину. Глина проста и легка в обработке. Её пластические и художественные возможности огромны. Потому с самых древних времен глина стала одним из главных материалов, из которых создавал человек необходимые в быту вещи и произведения искусства, глина оказалась верным и добрым другом всех людей во все времена.

Глина приносит немало удовольствия в любом возрасте: и в детстве, в котором можно вволю испачкаться в глине, сотворив из нее нечто, радующее старших, и после, когда глиняные фигурки, стоя где-нибудь на полках, в шкафах, этажерках, радуют глаза воспоминаниями о золотой поре…

Мы захотели узнать об удивительном материале – глине — что-то большее. В наших исследованиях нам помогли материалы из справочников, легенды разных народов, сведения из лечебников, Интернет-ресурсы.

Итак, цель нашего проекта:

— узнать, почему глину можно назвать волшебной;

— узнать историю глины;

— узнать, с какой целью использует глину человек;

— изготовить своими руками поделки из глины (вазы, кубки, тарелочки, и др.).

Задачи, которые они поставили перед собой:
1. Изучить и проанализировать литературу о глине.
2. Провести ряд экспериментов, позволяющих узнать о свойствах глины.

3. Доказать отличие глины от пластилина.

4. Научиться правильно заготавливать глину.

Объект исследования: полезные ископаемые

Предмет исследования: глина

Методы исследования:
— анкетирование учеников 3 — 4-х классов НОЧУ «МАШ»;
— анализ проведенного анкетирования и опроса, а также литературы о глине;
— опыты и эксперименты с глиной и пластилином;

— изготовление из глины поделок на гончарном круге, их роспись.

История глины в легендах

История  глины занимательна и интересна. Она начинается  с легенд о сотворении мира:     первого человека – Адама – Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь (возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины).

Интересную легенду о сотворении Богом человека придумали эфиопы.
Однажды Господь вылепил из глины человеческую фигурку и положил ее в печь для обжига, но забыл о ней, и глина оказалась пережженной. Так получились негры. Тогда он слепил новую фигурку, поместил в печь, но на этот раз поторопился вытащить ее — так родился белый человек. И вот третью фигурку положил Бог в печь, выдержал ее там необходимое время — и на свет появились эфиопы.

В легендах индейцев черепаха, волк и жаворонок, получив в дар свои способности, спорили, кто из них лучше. Встретивший их индейский бог Иктоми устроил соревнование между волком, жаворонком и черепахой, предложив пари – кто быстрее принесет ему белую глину, тот и будет лучшим. Каждый из зверей постарался схитрить, каждый добыл что-то свое, измазавшись в разных видах глины, животные пришли за решением Икто. Бог рассмеялся над их глупостью, и наградил жаворонка пестрой расцветкой, черепаху короткими лапами и волка – постоянной паршой. Однако у каждого народа есть своя легенда о глине.

Использовали глину еще в древности для изготовления книг.

hello_html_64d164a8.jpghello_html_m7fe5d8d9.jpg

Еще шумеры лепили плоские кирпичики-таблички. На поверхности плиток заострённой палочкой выдавливали значки, похожие на удлинённые треугольники – клинья.

Этот способ письма получил название клинопись. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей — своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги — клинописные перечни хранящихся книг. В XIX веке европейские археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей и обнаружили там целую клинописную библиотеку VII века до н.э. Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец царя царей».

Глиняная книга — самая древняя форма книги.

Глина – это волшебство. Она объединяет в себе все элементы, существующие на земле. При создании какой-либо вещи из глины происходит объединение всех стихий. Глина смешивается с водой, сушится на воздухе и обжигается в огне. Недаром все этнические направления включают в себя различные глиняные предметы и утварь.

Посуда из глины была придумана в древности – 6 тысяч лет назад. Первая глиняная посуда была не такой ровной и красивой, какую мы видим сегодня. Производство посуды было ручным, и делали ее из простой глины. В глину добавляли другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название – керамика.

Керамическая посуда в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Керамическая посуда является одним из любимейших объектов коллекционирования. Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе.

Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году. Московский купец Афанасий Гребенщиков уже несколько лет интересовался белыми глинами, изучал их месторождения и свойства, вынашивая мечту создать российский фарфор. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, и он выдал секрет фарфора. Однако хитрый китаец недоговорил весь секрет, и у нас не получилось создать фарфор. И тогда наш мастер Дмитрий Иванович Виноградов отправился за границу учиться этому ремеслу. Успехи Виноградова превзошли все ожидания. В 1753 в России началось производство фарфора.

Глиняные предметы, бывает, бьются, а иногда просто так раскалываются пополам.

С этим связана прекрасная легенда и обычай бить посуду на свадьбе. Считается, что глиняное изделие постепенно накапливает и прячет в себе все негативные, нехорошие моменты и эмоции. Когда этих эмоций набирается слишком много – глина бьется, освобождая дом и человека от всякого зла. При въезде в новое жилье было принято разбивать глиняную тарелку. Из глины же, делались всевозможные украшения бытового и ритуального характера, пуговицы и прочие необходимые мелочи.

Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни человека. Ее использовали в строительстве, из нее лепили чаши, кувшины, горшки, и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной.

hello_html_m4daf9543.jpg

Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. А в наше время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2-4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи.

О лечебных свойствах глины писали Аристотель, Марко Поло, Конфуций, Гиппократ. Тысячу лет назад Авиценна в своем «Каноне» подробно описал свойства глины, а также её воздействие на всё живое, и способы лечения глиной многочисленных недугов.

В России в 80-х гг. прошлого столетия лечение глиной применялось в клинике С. П. Боткина. Аппликации глины он расценивал «как холодный компресс, долго державший свою температуру, мягкий и удобный для постоянной носки».

Во все  времена глиной спасались от различных пищевых отравлений и инфекционных  болезней. Так Людовик XIV пользовался глиной от расстройства желудка при переедании. Во время войны 1914-18 гг. французским солдатам добавляли в горчицу немного глины для профилактики дизентерии. Русские также употребляли глину вовнутрь.

Инстинктивно применяют глинолечение раненые животные – они вымазываются  в глине.

Недавно ученые всего мира обратили внимание на глину. Ведущие фармацевтические компании США, Японии, Франции и других стран проводят широкие исследования ее свойств с целью включения глины в медицинскую практику.

hello_html_67c791dd.jpghello_html_m6b859bff.jpg

Глина используется в качестве лекарства в некоторых больницах Германии и Швейцарии для лечения различных заболеваний; так, на швейцарском курорте в Давосе, глиной лечат наиболее тяжелые случаи легочных заболеваний.

На нашей планете существует много сортов глины. Все они отличаются своим составом, свойствами и цветом. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого, красного, серого и коричневого. Редко встречается черная. В медицине предпочтение отдается белой и голубой глинам.

hello_html_m2b8884de.jpg

  • Красная — хорошо восполняет недостаток железа в организме, улучшает кровоснабжение кожи,  снижает аллергические реакции.

hello_html_db6d777.jpg

  • Желтая глина чаще всего применяется для восстановления здоровья пациентов, перенесших инсульт, при заболеваниях желудка и кишечника, головных болях, остеохондрозе.

hello_html_30b1c516.jpg

  • Черная глина снимает воспаление кожи и внутренних органов, а также нормализует работу сердечной мышцы при аритмии.

hello_html_m42937d58.jpg

  • О белой глине (каолин) писал ещё Гиппократ. Ей лечили варикозное расширение вен, боли ревматического характера, остеохондрозы, снимали боли в мышцах.

hello_html_m4f07a8fe.jpg

hello_html_m472f56db.jpg

Исследовательская работа

Первым этапом нашего исследования стало анкетирование.

Мы задали учащимся 1-4 классов нашей школы два вопроса: «Приходилось ли вам когда-нибудь делать поделки и сувениры своими руками?» и «Из каких материалов вы изготавливали эти поделки?»

Результаты анкетирования:

Было опрошено 85 человек, из них:

— 78 детей делали поделки своими руками хотя бы раз;

— всего лишь 4 ученика использовали в качестве материала для изготовления поделки глину.

Вывод 1: Глина не является популярным материалом для работы и изготовления каких-либо поделок и сувениров.

Второй этап нашего исследования — эксперименты

Эксперимент № 1. Как правильно заготовить глину?

  •  Очистить от примесей и загрязнений: камешков, корней.

  •   Раздробить молотком большие комки глины.

  • На дно ведра налить  немного воды, а сверху покрыть клеёнкой, хорошенько упаковать.

  • Перед лепкой в глину добавить немного воды, перемешать до густого состояния теста, скатать шарики.

  • Хранить в двойном полиэтиленовом мешке без доступа воздуха в прохладном влажном месте. 

Вывод 2: Опытным путём мы узнали и убедились в том, как нужно правильно заготавливать глину.

Эксперимент № 2. Чем отличается глина от пластилина?

В ходе работы нам пришлось сравнить свойства глины и пластилина. И вот что мы выяснили:

Глина

Пластилин

При герметичном хранении пластичность сохраняется надолго

Требует разогрева и разминания перед использованием

В готовом виде более пригодна для обработки

Требует определённого мышечного напряжения

Однотонна, что позволяет работать с большим комком на композиции.

Разноцветен, требует компановки разных цветов

Изделия можно обжечь, раскрасить, они прочны, долго хранятся

Поделки мягкие, не выдерживают длительного хранения и тепла

Пригодна для многократного применения

Смешение цветов затрудняет повторное использование

Крошится, но легко смывается

Пятна выводятся с большим трудом

Вывод 3: На собственном опыте, сравнивая глину и пластилин, мы убедились в том, что глина наиболее удобна для работы.

Заключение

Глиняные изделия впитывают энергетику мастера и человека, который постоянно пользуется глиняной вещью.

Глиняная посуда сохраняет тепло и прохладу, частично дезинфицируя пищу. И, как любой живой, натуральный материал обладает множеством свойств. Из одного итого же, казалось бы, состава делаются горшки и фарфоровые тонкие чашечки. Даже разбитые глиняные изделия идут в дело – измельченную обожженную глину добавляют в сырую массу, создавая необычные изделия.

И напоследок, именно благодаря осколкам глиняной посуды археологи находят древние поселения, которые исчезли столетия назад.

В ходе исследования мы узнали, что основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она хорошо формуется, высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.

Нам очень понравилось работать за гончарным кругом.

hello_html_4e284826.jpghello_html_70a3e7ce.jpg

hello_html_bef0f1b.jpghello_html_5e3787a5.jpg

hello_html_70a3e7ce.jpg

hello_html_24334c0b.jpghello_html_m188b9380.jpg

Этот проект заинтересовал не только нас, но и учителей нашей школы, старшеклассников.

Исследовательская деятельность позволила раскрыть наши индивидуальные особенности и дала возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, а изделия получились просто замечательные!

Список литературы:

  1. http://tineydgers.ru/goroskop/013.jpg

  2. http://clip2net.com/clip/m31826/thumb640/1326018868-kniga-213kb.jpg

  3. http://cs6040.vk.me/v6040003/77db/OzBPYYoILx0.jpg

  4. http://studiokeramica.kiev.ua/sites/default/files/1.jpg

  5. https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=69ed316fde75aae715c4d7f5139e9a9d&n=21

  6. http://lily-girls.ru/wp-content/2013/06/12434083589511.jpg

  7. http://cs614717.vk.me/v614717746/1acff/eudA2BGMvl8.jpg

  8. http://img4.imgbb.ru/b/2/0/b20f193d816f006cef1a819311779dab.jpg

  9. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/17/101017014_large_xMjYtNzE0.jpg

  10. http://www.bankfirm.ru/img/sg/32/3275_h.jpg

  11. http://29.img.avito.st/640×480/299978229.jpg

  12. http://megdunami.com/images/parse/p2/660536085275d0b1c07a38006c84b030.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *