Изготовь модели изученных на уроке созвездий удобным для тебя способом – Изготовь модели изученных на уроке созвездий удобными для тебя способом (модель-аппликация, объемная модель из пластилина и др.).

  • Home
  • Разное
  • Изготовь модели изученных на уроке созвездий удобным для тебя способом – Изготовь модели изученных на уроке созвездий удобными для тебя способом (модель-аппликация, объемная модель из пластилина и др.).

Звездное небо – Великая книга природы

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
    • Казахский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

Урок № 3. «Звёздное небо – Великая книга Природы»

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звездного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звездного неба знакомые созвездия и моделировать их, определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать название звезд и созвездий, правила наблюдения звездного неба. Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создать несложные модели планет и созвездий.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.

Р. – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с классом.

К. – аргументировать свою позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров

Личностные результаты

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем несколько новых созвездий и звёзд. Будем учиться наблюдать звёздное небо.

Вспомни, какие созвездия тебе уже известны. Какие из них ты можешь найти на небе?

Изучение нового материала

 Звёздное небо — Великая книга Природы

Один астроном написал такие слова: «Звёзд­ное небо — Великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса».

Попробуй объяснить эти слова. Почему учё­ный назвал звёздное небо Великой книгой При­роды? Какие сокровища он имел в виду? Про­верь себя на «Страничках для самопроверки».

Вспомни свои наблюдения за звёздным не­бом. О чём ты думаешь, что представляешь себе, чувствуешь, когда видишь небо, украшен­ное россыпью звёзд? Сравни свои впечатления с описанием в атласе-определителе.

 

СОКРОВИЩА ЗВЕЗДНОГО НЕБА

Современные астрономы разделили небо на участки — созвездия. Мы узнаём их по наиболее ярким звёздам, которые обычно образуют ту или иную фигуру. На схемах в учебнике созвез­дия показаны тёмно-синим цветом, а характер­ные фигуры выделены линиями, соединяющими звёзды. Всего насчитывается 88 созвездий.

Кроме Большой Медведицы, на небе есть Малая Медведица. Её звёзды тоже образуют фигуру в виде ковша, только он меньше, чем ковш Большой Медведицы. На конце ручки ков­ша Малой Медведицы находится одна из самых знаменитых звёзд — Полярная звезда. Она указывает точное направление на север. Раньше она была первой помощницей путешественни­ков, заменяя им компас.

Тебе уже знакомо созвездие Орион. Налево и вниз от него расположилось другое интересное созвездие — Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс — в честь одной из его собак. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе — Сйриус. Удивительно красивая звезда! Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием. Недаром название «Сири­ус» означает «блестящий», «сверкающий

Если же мы посмотрим направо и вверх от Ориона, увидим созвездие Телец. Телец — это бык. Его оранжевый глаз особенно хорошо ви­ден — это звезда Альдебаран. Выше и правее этой звезды располагается очень красивый ма­ленький ковшик из нескольких звёздочек. Это Плеяды — особое скопление звёзд в созвездии Тельца. По ковшику Плеяд можно проверять зрение. Если насчитаешь в нём 6 или 7 звёзд, зрение у тебя хорошее.

Осмысление и понимание полученных знаний

Изучите правила наблюдения звёздного не­ба. Какие из них вы уже знали и выполняли при собственных наблюдениях, а какие оказа­лись для вас новыми? В дальнейшем исполь­зуйте эти правила, когда будете наблюдать за звёздами

Как наблюдать звёздное небо

1.Наблюдать за звёздами нужно вместе со взрослыми.

2.Наблюдения нужно проводить в те вече­ра, когда небо не затянуто облаками и звёзды хорошо видны.

3.Поблизости не должно быть ярких фо­нарей, мешающих наблюдению.

4.Чтобы ориентироваться в мире звёзд, важно различать северную и южную части неба. В северной части неба находится ковш Большой Медведицы. Если же встать спиной к ковшу, перед вами будет южная часть неба.

5.Для определения созвездий служит атлас- определитель или специальная карта звёзд­ного неба. Рассматривают книгу или карту во время наблюдений с помощью карманного фонарика

Рассмотрите страницы раздела «Звёзды» в атласе-определителе. Найдите знакомые вам созвездия. Какие из них вам удавалось видеть на небе собственными глазами? Что вы о них знаете?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Как правильно наблюдать звёздное небо?

2.Назови созвездия, о которых мы узнали на уроке. 3. С какими звёздами мы познакомились?

Вывод

Учёные разделили небо на участки — созвездия. Всего их 88. Среди них Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. В этих созвездиях выделяются интересные звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран

Задания для домашней работы

1.Изготовь модели изученных на уроке созвез­дий удобным для тебя способом (модель-аппли­кация, объёмная модель из пластилина и др.).

2.С помощью атласа-определителя узнайте, как найти на небе Полярную звезду, и отыщите её. Ориентируясь по Полярной звезде, опреде­лите направления основных сторон горизонта.

Узнайте, в какое время года и в какой части неба нужно наблюдать созвездия Орион, Боль­шой Пёс, Телец, звёздное скопление Плеяды. Проведите соответствующие наблюдения.

Звёздное небо – великая книга природы

 

 

 

 

Презентация Звездное небо и созвездия

 

 

 


 

Фильм звёздное небо

 

 

 

Путешествие на край Вселенной

 

 

РАЗМЕРЫ ВСЕЛЕННОЙ

 

 

 

Путешествие на край вселенной Самый лучший фильм обо всем!

 

 

 

 

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Методическая разработка (4 класс) на тему: Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МКОУ СОШ № 234 ТУТУКОВА ОЛЬГА СЕМЁНОВНА

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий МАСТЕР – КЛАСС

Слайд 2

Универсальные учебные действия а) личностные умение ставить учебные задачи умение планировать свою деятельность умение действовать по плану умение рефлексировать умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность б) познавательные в) познавательные и знаково-символические г) коммуникативные умение работать с моделями для решения разных задач умение работать в группе, паре умение считаться с мнением товарищей умение отстаивать и доказывать свое мнение умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы по определенному признаку умение работать с различными источниками информации умение создавать презентации на заданную тему

Слайд 3

Что развито у младших школьников (на что опираться учителю ) Острая любознательность Яркие эмоции Любят рассуждать Легко фантазируют Любят игры, инсценировки Любят рисовать, делать поделки Восприимчивы к красоте и гармонии

Слайд 4

Что мало развито у младших школьников (что необходимо развивать) Интеллектуальное мышление Сосредоточенность внимания Моторика Подготовленность к художественно – речевой деятельности Словесно- логическая память Понятийное мышление Самооценка Навыки моделирования

Слайд 5

Моделирование – целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение. Результат моделирования – новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.

Слайд 6

Что такое «МОДЕЛЬ» и зачем она нужна Разделите предложенные изображения на две группы, укажите номера рисунков, вошедшие в каждую из них. Дайте название группам. 1 2 3 4 5 11 12 13 14 10 9 8 6 7 Перед вами реальные объекты и их модели. Модель – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки. Укажите стрелками соответствие между объектом и его моделью.

Слайд 7

№ М одель Для чего и почему создана? 1 глобус 2 аквариум 3 макет сердца Заполните предложенную таблицу Вывод: Человек создает модель для того, чтобы с ее помощью можно было изучить некоторые особенности объекта.

Слайд 8

Есть ли в ваших учебных кабинетах модели? Используете ли вы модели дома? Приведите примеры. Где еще в жизни можно встретиться с моделями?

Слайд 9

Модель Материальная Информационная Словесная Серый. Большой. С хоботом. Графическая Математическая А+В=В+А

Слайд 10

Модели на уроках математики У Миши было 5 открыток, а у Васи – 3. На сколько открыток у Миши больше? ? А) Модель может использоваться на разных этапах решения задачи: Оформление краткой записи

Слайд 11

Мама купила 4 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов купила мама? Составьте свое условие к данной модели задачи Б) ?

Слайд 12

На тарелке лежало 7 пирожков. З пирожка съели. Сколько пирожков осталось? Во дворе гуляли 7 детей. 4 ушли домой. Сколько детей осталось? В вазе стояло 7 цветов. 3 из них красные. Сколько жёлтых цветов в вазе? Придумайте свой текст задачи Какое условие соответствует модели?

Слайд 13

3 часа 15км/ч 18км/ч ?км Что можно сказать по данной модели? Как называются подобные задачи? Составь свою задачу по данной модели В)

Слайд 14

Деление суммы на число Деление числа на произведение

Слайд 15

Модели широко используются в математике при изучении темы «Дроби и доли» Нарисуйте модели следующих дробей 3 , 5 4 9

Слайд 16

Дайте названия следующим моделям Укажите объект моделирования. Какие еще модели можно составить к данному объекту?

Слайд 17

Внимательно рассмотрите рисунок Подберите нужную модель к каждому рисунку Соедините линиями арифметическое действие и соответствующую модель? 3 ∙ 4 4 ∙ 2 2 ∙ 5

Слайд 18

Модели на уроках обучения грамоте Использование моделей слов, предложений начинается уже с первых уроков обучения чтению. Игра «Живые звуки» Какое слово получится?

Слайд 19

При обучении письму целесообразно использовать не только звуковые модели слов, но и самостоятельно разработанные детьми алгоритмы выполнения заданий Прочитай слова Рассмотри схемы слов Соедини линией схему с соответствующим словом Подпиши под схемой соответствующее слово Проверь себя. Прочитай слово по схеме Алгоритм

Слайд 20

1. окончание 2. основа 3. корень 4. приставка 5. суффикс В русском языке принят следующий порядок разбора слова по составу: Придумайте и запишите слова, соответствующие следующим моделям: С помощью данных условных обозначений постройте модель следующих слов: подберезовики, складка, дорога, развалина, внеклассный.

Слайд 21

Можно построить не только модель слова, но и предложения Придумайте и запишите предложения, соответствующие следующим моделям: Составьте алгоритм разбора предложения по членам, выполните его для следующих предложений: Дети пошли в лес за ягодами, грибами и орехами. Миша читает интересную книгу.

Слайд 22

Моделирование на уроках слушания, литературного чтения Сказка Рассказ Стихотворение Пословица Загадка Басня Жанры обозначаются фигурами: ?

Слайд 23

о Родине — о детях — о приключениях, волшебстве, фантастике — Темы чтения замещаются цветом: о природе — о животных —

Слайд 24

Эпизод урока литературное чтение (слушание) 1 класс Дж. Харрис. Сказки дядюшки Римуса 1.В. Драгунский 2. С. Есенин 3. Х.К. Андерсен 1.А. Барто 2. В. Сутеев 3 Н. Носов ________________ Что любит Мишка _____________ Мешок яблок

Слайд 25

Составление словесной модели героя По словесной модели узнай героя сказки, соотнеси модель с картинкой и назови героя глупый хитрый злой находчивый смелый добрый

Слайд 26

Круглый, съедобный, живой. 2) Земноводное, принадлежит царскому роду. 3) Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения. 4) Овощ, выросший до громадных размеров. В сборе урожая участвовали: дед, баба, внучка, Жучка и другие. Определите сказку и сказочного персонажа по словесным моделям

Слайд 27

1.Заполните модель к сказке «Репка». 2. Составьте словесную и графическую модели смерти Кощея в русских народных сказках.

Слайд 28

женщина цветок девочка жаба жук полевая мышь крот ласточка эльф Определите, какой сказке принадлежит следующая модель

Слайд 29

Однажды Братец Лис повстречал в лесу Братца Медведя и тот задал ему такую трепку за то, что Братец Лис и Братец Кролик не ладят. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». — Как вы думаете, возможно ли это? Придумайте историю о том, как братец Кролик и Братец Лис подружились. Л + К Творческое задание на основе словесно-графического моделирования

Слайд 30

Что обозначают следующие модели? Когда и кем они могли быть составлены? Модели и «Окружающий мир» 1 2

Слайд 31

Астрономы создают модели созвездий Созвездие можно изобразить и в форме фантастического персонажа. Придумайте новое созвездие. Нарисуйте его, создайте графическую модель.

Слайд 32

Путешественники по картам составляют маршруты. Их тоже можно отнести к моделям.

Слайд 33

Вместе с родителями нарисуй свою улицу, дом, школу так, как будто смотришь на них сверху. А затем красным карандашом проведи свой путь от школы до дома. Опасные места отметь кружком.

Слайд 34

Пример работы ученика

Слайд 35

Фрагмент урока в 1 классе

Слайд 36

Укажите процесс, для которого создана следующая модель.

Слайд 37

Моделирование на уроках «Технологии» Графическая модель звезды Обведи на бумаге 2 модели звезды Вырежи обе звездочки Отогни назад места склейки Продави линии, обозначенные пунктиром Склей обе половинки, вставив в середину ниточку Алгоритм изготовления звезды Елочное украшение «Объёмная звезда»

Слайд 38

Таким образом, актуальность применения на уроках различных видов моделей обусловлена несколькими факторами: возможностью использования приёмов технологии развивающего обучения, оптимизацией процесса формирования универсальных учебных действий, экономией времени урока, возможностью обратиться к модели в случае затруднения, развитием монологической и диалогической речи, развитием процессов мыслительной деятельности учащихся.

Слайд 39

Рефлексия — тема мастер-класса вас заинтересовала, вы в ней хорошо разобрались, сами часто применяете модели на уроках — тема мастер-класса вас не заинтересовала — тема мастер-класса вас заинтересовала, вы хотите узнать больше о ней ? ! —

Слайд 40

Весь мир — открытая задача. Решай — и ждет тебя удача… А.А. Гин Успехов в творческих поисках! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Конспект урока окружающего мира по теме: «Звёздное небо

Тема урока: ЗВЁЗДНОЕ НЕБО – ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ.

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе, работать с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта – приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Компьютер, карта звёздного неба; презентация; проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы»

Основные понятия

Созвездия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала

— Сегодня мы продолжим путешествие по Вселенной. А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки:

В чёрном небе до зари

Тускло светят фонари.

Фонари-фонарики,

Меньше, чем комарики. (звезды)

— Сегодня мы узнаем, какие бывают звёзды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звёздного неба.

Тема: «Звёздное небо – великая книга природы» (слайд 1)

Слушают, прогнозируют содержание урока на основе загадки. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Устные ответы, организация рабочего места

ІІ. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания. Тестирование по теме «Планеты Солнечной системы».

— Назовите планеты Солнечной системы.

Предлагается выполнить тест.

— Пора отправиться в путь.

Выходят к доске, демонстрируя модели Солнечной системы, рассказывают о планетах. Выполняют задания теста. Решают кроссворд.

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Устные ответы, тест, кроссворд

ІІІ. Изучение нового материала

Знакомство с картой звёздного неба, новыми понятиями

«Звёздное небо – Великая книга Природы. Кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса». (Слайд 2)

Почему учёный назвал звёздное небо Великой книгой Природы?
Какие сокровища он имел в виду? (Слайд 3)

Демонстрация картинки с изображение детей, рассматривающих звёздное небо. (слайд 4)

— О чём ты думаешь, что чувствуешь, когда видишь звёздное небо, украшенное россыпью звёзд? (Слайд 5)

— Когда мы смотрим на самые далёкие из видимых звёзд, мы видим их такими, какими они были 4 миллиарда лет назад. Свет самых далёких звёзд, летящий со скоростью 300 000 км/с долетает до нас через многие миллиарды лет. (Слайд 6)

Звёздное небо- небольшая часть безграничного космоса. Земляне всех поколений всегда смотрели на него с незаурядным любопытством и тревогой. А что там дальше? Где-то ли еще есть существа, похожие на нас? Чего ожидать от космоса- добра или зла? Лишь в 60-х годах 20 столетия человек впервые преодолел земное притяжение и предпринял первые шаги в космосе. Что же такое космос? Это то бесконечное пространство, которое окружает нашу Землю. (Слайд 8)

— Звёздное небо загадочно и таинственно. Так выглядит наша галактика «Млечный Путь», она состоит из 200 млрд звёзд. На окраине расположена наша Солнечная система. Млечный Путь – это звездная система, в которой мы живем. Мы живем на планете Земля, которая обращается вокруг Солнца, а Солнце, в свою очередь, обращается вокруг центра этой звездной системы. Наша Галактика населена миллиардами звезд, которые живут и умирают, так же, как и люди, но их жизнь составляет миллионы и миллиарды лет. Из остатков звезд появляются туманности, в которых опять зарождаются звезды. (Слайд 9)

— Посмотрите, какое огромное количество звёзд, и какие они разные! Когда можно увидеть звёзды на Земле?

-Что же такое звёзды?

-А почему они светятся?

Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.

-Запишите определение, что такое звезда, в тетрадь.

Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия. Звёзды, которые мы видим на ночном небе, — это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета. (Слайд 10)

Вообще «наряды» звёзд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например звезда Солнце). У белых звёзд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звёзды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.

Также звёзды различаются и по величине. Многие звёзды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звёзды больше Солнца в 700 раз. Звёзды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами. (Слайд 11)

— Посмотрите на карту звёздного неба. Что вы можете сказать о расположении звёзд?

— Большинство звёзд, которые мы видим, являются далёкими солнцами. Они кажутся нам неподвижными. Если их соединить воображаемыми линиями, то получатся фигуры, которые мы называем созвездиями. (Слайд 12)

Существуют места скопления звёзд. Наиболее яркие, заметные на тёмном небе звёзды древние ученые объединили в созвездия. Все звёзды, видимые с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая «звёздная фигура» получила своё имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ. (Слайд 13)

Для чего нужны созвездия? Они в современной астрономии служат лишь подспорьем для знакомства со звездным небом. Удобны для приближенного указания какой-нибудь области небесного свода. А также для обозначения ярких звезд. И в прошлом помогали людям ориентироваться без карты. (Слайд 14)

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетрадях

Фронтальная

Регулятивные:

Ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы, записи в тетради

ІV. Практическая деятельность

Работа по учебнику

Читает стихотворение:

Вот Медведица Большая

Кашу звёздную мешает

Большим ковшом в котле большом.

А рядом тускло светится

Малая Медведица.

Маленьким ковшичком

Собирает крошечки.

(Г. Сапгир)

— О каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении? (Слайд 15)

— На что похожи созвездия Большой и Малой Медведицы?

— В каком созвездии находится Полярная звезда?

— Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями. Прочитаем текст учебника «Сокровища звёздного неба» (с. 18-20)

После чтения предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 18, 19, 20)

— Какое созвездие изображено на рисунке (с. 18)? (Полярная звезда) Как вы узнали?

— Какое направление указывает Полярная звезда? (Слайд 16)

— созвездие Большой Пёс- очень древнее созвездие. В этом созвездии находится самая яркая звезда ночного небосвода- Сириус. Согласно одной легенде данное созвездие представляет собой одного из двух псов мифологического охотника Ориона, сопровождавших его на охоте. (Слайд 17)

— Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике с. 19. (Сириус) Как вы узнали? (Слайд 18)

— Какие созвездия изображены на рисунке с. 20? (Плеяды, Альдебаран). Как вы узнали?

— Древнегреческий миф утверждает, что Телец – это Зевс, превратившийся в крылатого белого быка, чтобы похитить Европу и перевезти её на остров Крит. (Слайд 19,20,21).

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

Читают текст учебника, работают по рисункам в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания

Индивидуальная, фронтальная

Познавательные:

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные:

Ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Устные ответы, выполненные задания

V. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.

— Очередное путешествие подошло к концу.

— Над какой темой работали?

— Что же такое созвездие?

— Назовите созвездия, о которых вы узнали на уроке.

— Прочитайте вывод в учебнике. (с. 21).

— Что больше всего понравилось на уроке? Почему?

— Какие задания вызвали затруднения при их выполнении, как вы думаете почему? (Слайд 23)

Выберите звездочку нужного цвета и прикрепите её к нашему звездному небу. (Слайд 24)

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

VІ. Домашнее задание.

Комментарий учителя

Учебник , с. 16-21. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя»

Задают уточняющие вопросы.

Индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач.

Задания

Технологическая карта урока «Звёздное небо – Великая книга Природы», ФГОС

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку

-Прозвенел уже звонок.

Начался теперь урок.

Все ли дети тихо встали?

Глазки на меня подняли?

Проверяем всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Как положено и в срок

Начинаем наш урок.

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:слышать учителя Личностные: правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Самоконтроль

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Показывает и комментирует слайд презентации.

Слайд 1.(видеофрагмент песни «Вторая песня звездочёта»)

-Посмотрите на экран и подумайте, что будем изучать на уроке?

Показывает фрагмент песни «Вторая песня звездочёта» из фильма «Про красную шапочку».

— Итак, ребята, что будем изучать на уроке?

Озвучивает тему и цель урока.

-Правильно, сегодня мы узнаем новое о созвездиях и звёздах. Будем учиться самостоятельно чертить созвездия Малая Медведица, Большой Пёс, Телец на фрагменте карты звёздного неба.

Смотрят, слушают и обсуждают увиденное.


 


 


 


 

-Сегодня на уроке будем изучать звёзды.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Устный опрос

III. Актуализация знаний

Беседа.


 


 


 


 


 


 


 


 

Чтение и обсуждение цитаты.

Работа с учебником.

Беседа.

Показывает и комментирует слайд презентации. Проводит беседу по вопросам.

Слайд 2.(иллюстрации звёзд, звёздного неба)

— Посмотрите, какое огромное количество звезд, и какие они разные. Что такое звезды?

— Умница. Когда можно увидеть звезды на Земле?

-Молодец. Почему звезды светятся?

— Умница. Почему с Земли звезды кажутся нам маленькими точками?


 


 

Показывает и комментирует слайд презентации.

Слайд 3. (цитата астронома)

— Прочитайте слова, которые написал один астроном: «Звёздное небо – Великая книга Природы».Попробуйте их объяснить.

Организует самопроверку.

Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» в учебнике.

Организует беседу

Итак, как вы теперь объясните эту цитату.

Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы учителя.

-Звёзды-это небесные тела.

-Звёзды можно увидеть ночью.

— Звёзды светятся потому, что звёзды-это раскалённые газовые шары.

-Звёзды с Земли кажутся маленькими точками, потому что звёзды находятся на большом расстоянии от земли.

Читают цитату в презентации.


 


 

Высказывают своё мнение о прочитанной цитате.

Самостоятельно проверяют истинность своих суждений.

Отвечают на вопрос учителя.

-Звёздное небо-Великая книга Природы, потому что кто сумеет её прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные: имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться.

Регулятивные осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о звёздах;

Познавательные: осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)

Устный опрос.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самопроверка.


 

Устный опрос.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником.


 


 


 


 


 

Физминутка


 


 

Работа с учебником.


 


 


 

Организует работу с учебником.

-Теперь предлагаю поработать в парах. На с.17 учебника вы найдёте правила «Как наблюдать звёздное небо», вместе прочитаете его и подумаете, что нового узнали, а что уже было известно.

Показывает и комментирует слайд презентации.

Слайд 5 (физминутка)

Проводит физкультминутку (музыкальная игра «Если нравится тебе, то делай так…»)

Организует работу в группах:

-Поработаем в группах. Первая группа подготовит рассказ о созвездии Малой Медведицы, вторая-о созвездии Большого Пса, третья-о созвездии Тельца. Внимание, Вам необходимо не только рассказать о созвездиях, но и показать их на фрагменте карты звёздного неба.

Слайд 6 (план доклада обучающихся)

-Вот примерный план вашего ответа:

1. Показать созвездие на фрагменте карты звёздного неба.

2. Рассказать самое интересное о созвездии.

3.Рассазать о самой яркой звезде в созвездии.

4. Показать эту звезду на карте.

Читают правилав учебнике «Как наблюдать звёздное небо».

Отвечают на вопросы учителя, слушают объяснения одноклассников.


 


 


 

Выполняют упражнения.


 


 

Читают о заданном созвездии, рассматривают иллюстрации в учебнике. Готовятся рассказать о выбранном созвездии и показать его на фрагменте карты звёздного неба.

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении; 

слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания Регулятивные – осознанное речевое высказывание в устной форме о правилах наблюдения звёздного неба; Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя; дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о правилах наблюдения звёздного неба, звёздах и созвездиях.

Работа в парах.

Устныйопрос.


 


 


 


 


 


 

Работа в группах.

V. Первичная проверка понимания.

Доклад обучающихся.


 


 


 


 

Беседа.

Работа с фрагментом карты звёздного неба.

Проводит проверку понимания изученного материала.

Слайд 7 (фрагменты карты звёздного неба)

–Какая группа готова первой выступить с докладом?

Первая группа рассказывает о созвездии Малой Медведицы, вторая-о созвездии Большого Пса, третья-о созвездии Тельца.


 

После того как выступает группа обучающихся, учитель организует опрос двух оставшихся групп по плану:

1. -Что узнали о созвездии?

2. -Покажите созвездие на карте.

3. -Что узнали о самой яркой звезде созвездия?

4. -Покажите эту звезду на карте.

Рассказывают о созвездиях Малой Медведицы, Большого пса, Тельца.Называют звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды. Слушают объяснения одноклассников.

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания. Регулятивные: осознанное речевое высказывание в устной форме о созвездиях, звёздах; Познавательные: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о звёздах и созвездиях.

Работа в группах.


 


 


 


 


 

Устный опрос.


 

VI. Первичное закрепление

Чтение задания в рабочей тетради. Беседа.


 


 


 


 


 

Работа с учебником и тетрадью.

Проверка задания.

Организует беседу по заданию в рабочей тетради.

-Прочитайте задание 3 в рабочей тетради (с. 12).

-Кто хочет объяснить задание.


 


 

-Молодец. А теперь внимательно посмотрите, как изображены эти созвездия в учебнике.

-Вам необходимо решить сколько созвездий вы будете чертить в тетради, потом ещё раз внимательно посмотреть, как выглядят созвездия в учебнике, закрыть учебники и начертить созвездия по памяти в тетради.

Организует взаимопроверку.

— Сейчас мы будем проверять правильно ли вы выполнили задание. Для этого вам необходимо поменяться тетрадями, открыть учебник и проверить как правильно начертил созвездие или созвездия ваш сосед по парте. За каждое созвездие, которое вы начертите правильно, вы ставите плюс.Если созвездие начерчено неверно, вы исправляетеошибку и ставите минус.

Слушают объяснение учителя и одноклассников.

— В задании необходимо начертить созвездия Малой Медведицы, Большого пса, Тельца на фрагментах карты звездного неба.

Проводят взаимопроверку.

Запоминают начертание звёзд в учебнике. Выполняют 3 задание в рабочих тетрадях с. 12.

Поверяют задание в паре.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и речевых ситуаций.

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради, самостоятельное выделение и формулирование цели задания Познавательные: осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Устные ответы.


 


 


 


 


 


 

Индивидуальное


 


 


 

Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание

Работа с тетрадью.

Организует объяснение домашнего задания.


 

-Прочитайте задание 5 в тетради (с.13) и подумайте, что необходимо будет сделать дома.

-Молодец. Запишите задание в дневники.

Объясняют выполнение домашнего задания.

-Дома мы будем делать модели созвездий. Их можно будет сделать аппликацией, рисунком, из пластилина.

Записывают домашнее задание в дневник.

Коммуникативные: строить понятные речевые высказывания.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации (из тетради)

 

VIII.

Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения.

Слайд 8 (иллюстрация изученных созвездий-с одной стороны картинки, вопросы-с другой)

Проводит игру «Собери картинку»

-Что узнали о созвездии Малой медведицы?

-Что узнали о созвездии Большого Пса?

-Название какой звезды переводится «Сияющая»?

-Что такое плеяды? В каком созвездии их можно увидеть?

-Спасибо. Подсчитайте жетоны. Оцените себя.

-Встаньте ребята, которые считают, что хорошо работали на уроке. Спасибо, сядьте.

-Встаньте ребята, которые считают, что отлично работали на уроке. Спасибо, сядьте.

Слайд 9 (иллюстрация рефлексии)

Оцените, пожалуйста свою работу на уроке.

Отвечают
на вопросы и собирают картинку «Созвездия»


 


 


 


 


 


 

Проводят рефлексию учебной деятельности.


 


 


 


 

Коммуникативные: выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу
на уроке.


 

Самооценка.

Урок-путешествие на тему «Что такое Космос. Созвездия»

— Здравствуйте, ребята!

- Внимательно прослушайте отрывок музыкального произведения. Скажите, какие ассоциации вызвала у Вас эта музыка?

— Как и Вам, мне эта музыка напомнила о космическом пространстве, о полётах в далёкий космос.

Слайд — космический корабль.

— Сегодня мы всем классом отправляемся в космическое путешествие. Приготовьтесь, мы стартуем! 3, 2, 1…

Ребята! Наша ракета не запускается… конечно, я забыла Вам сказать, она волшебная! В путешествие по космосу мы сможем отправиться только тогда, когда узнаем название нашего космического корабля, оно спряталось под звездами. Для этого нужно ответить на вопрос: что такое звезды?

— Название ракеты – это тема нашего урока - “Созвездие”. Сегодня мы изучим созвездия, узнаем тайны созвездий.

Теперь мы готовы отправиться в путешествие!

3, 2, 1…

Слайд – Космическое пространство.

— Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездного неба? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем.

Посмотрите, ребята! У нас на пути что-то необычное, это не просто звезды. (Слайд №3 - Вопросы) Это же вопросы! В космическом пространстве множество загадок, давайте подлетим поближе.

Что же спряталось за этими вопросами?..

Слайд — Что такое созвездие?

— Что бы лететь дальше, мы должны ответить на вопрос. Где же нам искать ответ на него? Когда люди не знают значение того или иного слова к чему они обращаются?

Откройте ваши рабочие тетради. Найдите первую страницу. Прочитайте, что сказано там о созвездии. Какое из толкований, объяснений слова нам более понятно? Мы нашли ответ на вопрос.

Людям в древности положение звезд на небе напоминало разные фигуры, предметы, животных.

Как Вы думаете, звезды сами встали в группы? Действительно, человек объединил некоторые из них в созвездия и дал им названия. Взаимное расположение звезд почти не меняется. Если наиболее блестящие и близкие друг к другу звезды своим расположением напоминают какую-нибудь фигуру, то их легко запомнить.

Когда-то, много лет назад художники нарисовали, как они видят созвездия, какими их в образе героев и существ представляют. Посмотрите, этим рисункам звездного неба очень много лет.

Кто догадался, что или кого люди древности увидели в этих группах звезд? (Слайд с изображение из атласа созвездий) А это современное изображение фигур, которые напоминают нам созвездия. (Слайд с современным изображением)

Большая Медведица – созвездие необычное. Может быть, кто-то заметил что- то интересное, несвойственное медведям.

Греческий миф повествует, что Зевс превратил прекрасную нимфу Каллисто в Медведицу, чтобы спасти её от мести Геры. А так как Зевс Бог, живет высоко от земли, пока он втаскивал Медведицу на небо, растянул ей хвост. Многие созвездия имеют свою историю.

Откройте страницу в тетради с заданием под номером 2. Задание — Вы рассмотрели рисунки художников древности, которые составляли атласы, теперь Вам предстоит соединить отдельные звезды в созвездия, и подписать их названия. Перед тем, как писать названия мы вспомним правило, какое?

Все закончили, теперь поменяйтесь в парах вашими работами и проверьте своего соседа. Цветным карандашом исправьте ошибки. Поменяйтесь обратно.

Поднимите руки те, у кого не было ошибок, у кого была одна ошибка, у кого две.

Все мы справились с заданием, молодцы! Отправляемся в путь дальше. Слайд№3 – Вопросы.

Слайд – Сколько созвездий выделяют ученые?

— На этот вопрос нам поможет ответить учебник, наш помощник! Открываем учебник, страница 42.

Кто внимательно слушал и читал, кто сможет ответить на наш космический вопрос?

А кто-нибудь заметил, где мы уже встретили ответ на этот вопрос?

С этим вопросом вы замечательно справились! Наше путешествие продолжается!

Слайд№3 – Вопросы.

Слайд – Телескоп.

— Необычный вопрос ждет нас впереди. Может кто-нибудь сможет нам помочь, кто знает, что это?

А кто-нибудь знает, где в нашем городе можно наблюдать за звездным небом в любую погоду, даже днем?

Молодцы! Мы продолжаем путешествие! Слайд №3 – Вопросы.

— Теперь после долгого полета хочется немного отдохнуть. Встали.

Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Долго в космосе летели,
Но нам времени не жаль,
Мы к вопросу прилетели,
И ответили на пять.

Посмотрим, кто тише и аккуратнее сможет сесть на свое космическое кресло.

Молодцы!

Слайд – Как найти Полярную звезду?

— Посмотрите ребята, мы подлетели к какой-то яркой звезде! Что это за звезда? Может кто-то видел ее вчера, вечером, проходя по улице или сидя дома у окна, наблюдая за вечерним небом? Поднимите руку, кто видел эту яркую звездочку? Это Полярная звезда!

Как же, наблюдая с Земли найти Полярную звезду? В этом вопросе нам снова поможет учебник. Страница 43.

— Если на ночном небе вы нашли созвездие Большой Медведицы, то сможете найти и Полярную звезду. Продолжите линию, соединяющую две крайние звезды ковша, вы обязательно увидите Полярную звезду.

Ребята молодцы! Вы и с этим заданием справились! Слайд №3 – Вопросы.

Слайд – Зодиак.

— Странное задание, что за слово у нас на пути? Как Вы думаете, что значит это слово?

— Некоторые созвездия образуют пояс. Зодиак - пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется солнце.

Откройте задание №3. Вы видите два столбика: в первом столбике названия созвездий, которые входят в зодиак, а во втором зашифрованы их особенности предложением, загадкой, картинкой. Соедините линиями название и его характеристику, иллюстрацию, загадку о нем.

Проверим, все ли верно получилось. (На доске правильные ответы)

У кого есть одна ошибка, две, у кого ошибок нет? Молодцы!

Зодиакальные созвездия очень помогали человеку. Каждое созвездие подсказывало о разных приметах смены погоды, природных явлений. Те, кому интересно узнать о них, смогут дома по желанию подготовить сообщение. А домашнее задание для всех – дополнить наши схемы.

— На пути у нас последняя остановка. Может кто-то догадался, что мы сейчас будем делать? (Разгадывать кроссворд)

Вы так замечательно работали на уроке, я думаю, вы так же справитесь с последним заданием. Работать вы будете в паре. На сначала вспомним правила работы в паре.

(Работать тихо, дружно, советоваться, обсуждать мнения)

Откройте в своих тетрадях задание 4.

Все справились.

Проверим ответы кроссворда. Какое слово получилось по вертикали?

Те, у кого получилось слово по вертикали, хорошо потрудились на уроке и справились с последним заданием. Молодцы!

Учитель выставляет отметки за урок наиболее активным ученикам.

Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия, но, как и в древние времена, глядя на звездное небо, мы замираем от его великолепия.

Учитель оценивает детей, которые работали наиболее активно, правильно отвечал на поставленные вопросы.

Если Вас заинтересовала тема созвездий, Вы можете написать краткое сообщение про любое из созвездий.

  • Что изучили сегодня, совершая путешествие?
  • Что запомнилось?
  • Что особенно понравилось?

Созвездия очень большая тема для изучения, если кому-то захочется с ней познакомиться ближе, возьмите книги в школьной, районной библиотеках и узнайте самые интересные тайны.

Сегодня мы приоткрыли дверь в мир новый для нас, полный интересных открытий.

Слайд — Бесконечный космос. Музыка.

Спасибо за урок.

Учитель предлагает несколько книг для чтения по теме “космос” из собрания школьной библиотеки.

Технологическая карта урока по окружающему миру «Звездное небо

Автор: Учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 15 имени Героя Советского Союза Н.Н. Макаренко»

Комбу Алена Олеговна

Тема: Звездное небо – Великое книга природы.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться находить созвездия на звездной карте и в ночном небе, работать с учебником, организовать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта/ приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, карта звездного неба; ночник звездного неба, ремни безопасности; толковый словарь русского языка, планшет с интернетом.

Основные понятия

Созвездия

Организационная структура урока

(урок начинается с видео обращения )

— здравствуйте ребята. Меня зовут Алена Олеговна. Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Но сначала я задам вам загадку.

В звездном небе до зари

Ярко светят фонари.

Фонари , фонарики

Меньше чем комарики

— давайте быстро отгадаем!!

— правильно, конечно же это звезды! Тема нашего урока «Звездное небо, великая книга природы!»

— Да, мы будем изучать звезды в космическом пространстве. И отправимся в космическое путешествие.

— Сегодня мы узнаем, какие бывают звезды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звездного неба.

На презентации тема «Звездное небо – великая книга природы»

-Ребята, как вы думаете, как мы будем изучать звезды в далеком будущем? Каким вы представляете школу будущего?

— Сегодня давайте представим, что мы находимся в школе будущего. В будущем мир станет настолько развитым, что полет в космос станет более доступнее и проше. Все смотрели мультсериал «Алиса знает что делать». Там школьники учатся в школе будущего, летают в другие планеты, дружат с другими цивилизациями. Все это происходит в будущем.

— Давайте отправимся в космическое путешествие. Для этого пристегните ремни безопасности на спине космического кресла, и наденьте космические пилотки (или галстуки). И так отправляемся 3, 2, 1 СТАРТ!!

(на презентации видео звездного неба)

Слушают, прогнозируют содержание урока на основе музыки. Демонстрируют готовность к уроку.

Прогнозируют школу будущего.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы организация рабочего места

2.Изучение нового материала

Знакомство с картой звездного неба, новыми понятиями

вот мы в космосе. Приступим к изучению новой темы.

— откройте учебники, страница 16.

(учитель пользуется электронным учебником)

-(на презентации карта звездного неба)

— Посмотрите, на иллюминатор (то есть в окно космического корабля). Видите, какое огромное количество звезд, и какие они разные.

— Что же такое звезды?

— Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

— Нам поможет толковый словарь или интернет.

(Дать одному ученику словарь, другому планшет с интернетом)

— кто быстрее найдет определение этого слова.

Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия. Запишите определение в тетрадь.

— звезды, которые мы видим на ночном небе – это очень далекие солнца. С земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.

Вообще «наряды» звезд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые –горячие. У белых звезд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые- самые яркие, их температура на поверхности составляет 30 тысяч градусов.

— так же звезды различаются по величине. Многие звезды Вселенной гораздо больше чем наше солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные больше солнца в 700 раз. Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие белыми карликами.

— посмотрите на карту звездного неба. Ученые подсчитали, что наша галактика «Млечный путь» состоит из 200 миллионов звезд.

— Что вы можете сказать о расположении звезд?

— существуют места скопления звезд. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды ученные объединили в созвездия. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетрадях.

Физкультминутка

Долго глядеть на звезды вредно для наших глаз. Давайте сделаем физминутку для наших глаз.

Делают физминутку для глаз

Практическая деятельность.

— теперь рассмотрим некоторые созвездия.

(картина Большой и малой медведицы)

— Что вам напоминает это созвездие?

— Он похож на ковшик. У нас в Туве ее называют 7 хаан, что в переводе означает 7 королей.

— ученые назвали ее Большой медведицей. Есть и малая медведица. А в этом созвездии одна из самых знаменитых звезд – полярная звезда. Она всегда указывает на север.

(картина Ориона)

— что вам это созвездие напоминает. Да это человек. эту звезду назвали в честь древнегреческого охотника Орион. А рядом его пес – созвездие Большой пес. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе – Сириус.

— а сверху Ориона мы увидим другое созвездие – Телец.

Выше и правее этой звезды мы увидим Плеяды. По этим звездам можно проверять зрение. Если насчитаешь на нем 6 или 7 звезд зрение у вас хорошее!

Отвечают на вопросы.

Ищут нужную информацию в учебниках.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.

— Теперь нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Опять пристегните ремни безопасности. Возвращаемся?

— давайте теперь изготовим модель созвездия Большая медведица. Я вам раздам цветные бумаги, а вы разрежьте из нее звезды.

(пока дети делают модели)

— Над какой темой работали?

— Что такое созвездие?

— Назовите созвездия, о которых вы узнали на этом уроке?

— Что больше всего понравилось в уроке?

Почему?

(когда дети сделают модели, попросить их приклеить на ватман)

— Сегодня все хорошо поработали и заслужили быть звездами в созвездии 7 королей. И так 7 королей и королев это….(дети сами подходят и приклеивают свои звезды на ватман)

— А самый лучший на этом уроке был ….он заслужил быть самой известной звездой на небе это Полярная звезда.

— а теперь осталась еще одна звезда это сириус- самая яркая звезда на небе. Как вы думаете, я заслужила быть этой звездой рядом с вами? Хорошо ли я подготовилась на уроке? Если да.. прикрепите и мою звезду рядом с вами.

— а я в свою очередь выставлю ваши оценки в электронный дневник и отправлю вашим родителям!

— молодцы, спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

Делают модель созвездия «Большая медведица»

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Домашнее задание

Комментарии учителя

— молодцы я выставлю ваши оценки в электронный журнал и электронные дневники. Ваши родители могут посмотреть на нашем сайте.

— домашнее задание

1 . Изготовить модель созвездия «Орион» удобным для вас способом.

2. С помощью атласа-определителя узнайте, как найти на небе Полярную звезду, и отыщите ее.

3. Ответьте на вопросы в учебнике на с. 17.

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *