Мастер-класс: изготовление керамического изразца | Журнал Ярмарки Мастеров
Данный мастер-класс показывает процесс изготовления керамического изразца.
Сам процесс изготовления изразца не является сложным и овладеть им могут люди практически любого возраста. Даже не имеющие художественного образования или специальных навыков вполне могут это сделать. Все материалы, которые потребуются для изготовления изразца, легко найти в большинстве магазинов (даже деревенских) или дома. Трудности могут возникнуть с обжигом готового изделия, но сейчас достаточно легко найти мастерскую, в которой можно будет провести обжиг вашего изделия.
Заниматься этим творчеством можно в часы досуга, всей семьёй, с привлечением детей. В результате вы с пользой проведете время, а результат останется с вами на долгие годы и не только будет напоминанием о хорошо проведенном в кругу семьи времени, но и будет уникальным предметом, который украсит интерьер.
Итак, начнём. Для начала нам понадобится изготовить модель нашего изразца из пластилина.
Пластилин подойдёт, в принципе, любой. В моём случае пластилин скульптурный.
Для лепки нам понадобится гладкая, ровная поверхность. Я взял обычную керамическую плитку белого цвета. Лепим квадрат из пластилина. Высота, в моём случае, 1 см. Размер квадрата может быть любым. У меня 8 на 8 см. Затем на пластилиновом квадрате лепим рисунок. Это может быть что угодно. В зависимости от ваших предпочтений и уровня мастерства. Геометрический узор, цветы, восточные орнаменты, да всё что угодно. Я вылепил льва, по мотивам владимирской каменной резьбы.
Повторюсь, всё, что необходимо для изготовления формы для изразца, либо есть в каждом доме, либо можно очень легко купить.
Для изготовления гипсовой формы я взял обычный строительный гипс (алебастр). Для изготовления опоки (стенок формы для заливки гипса) я взял кусочки пенополистирольного плинтуса, оставшегося после ремонта. Опять же можно взять то, что имеется под рукой (линейки, плоские дощечки или полоски картона).
Высота формы должна быть порядка 4-5 см.
После изготовления опоки (стенок формы), мы разводим алебастр, до состояния жидкой сметаны и заливаем в опоку. Для выхода пузырьков воздуха, из полости формы, необходимо её взять в руки и аккуратно потрясти.
Алебастр застывает достаточно быстро. После его застывания мы демонтируем опоку и извлекаем из получившейся формы пластилиновый изразец. В итоге мы получаем гипсовую форму, которую мы будем заполнять глиной, для изготовления уже керамического изразца. Но перед этим форму необходимо хорошо просушить.
Когда форма хорошо просохла (при постукивании по форме мы слышим звонкий звук) мы начинаем изготовление керамического изразца. Для этого берем глину и по маленькому кусочку начинаем вминать её в форму. Форму необходимо заполнять плотно, с нажимом, не допуская пустот в формируемом изразце.
После заполнения формы глиной, ждём несколько часов и извлекаем изразец.
Получившийся изразец необходимо хорошо высушить и обжечь. После этого изразец можно будет расписать.
Приятного творчества!
www.livemaster.ru
Методическая разработка открытого урока по предмету «Лепка» во 2 А классе По теме: «Изразец»
Муниципальное казенное учреждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств №12
Методическая разработка
открытого урока по предмету «Лепка» во 2 А классе
По теме: «Изразец»
Методическую разработку выполнила:
Преподаватель художественного отделения
МКУ ДО ДШИ №12
Авдошина Анастасия Юрьевна
г. Мирный Архангельская область 2017 г.
Тема урока: «Изразец»
Цель урока: Изготовить по мотивам старинных изразцов собственный изразец из пластилина.
Задачи:
Обучающие
— Познакомить с историей возникновения изразцов.
— Продолжить обучение в технике лепки из пластилина.
— Освоить навык владения техникой лепки из жгутиков.
— Продолжить обучение использования фактур-оттисков.
— Закрепить навыки работы с инструментами (стеками).
Развивающие
— Развить творческую и познавательную активность.
Воспитательные
— Привить интерес к лепке, к творческой деятельности.
— Прививать любовь к созидательной деятельности.
— Пробудить интерес к познанию предметного мира
Тип урока
— Обучающий ( знакомство с новой техникой)
— Закрепление пройденного.
Форма организации деятельности детей на уроке: Групповая
Характеристика группы обучающихся: 12 человек
в возрасте 7-8 лет 2 год обучения.
Продолжительность занятия: 1час 30 мин
Используемые дидактические и методические материалы:
-Методическое пособие «Эскизы по мотивам старинных изразцов»
— Работы учащихся старших классов.
— Наглядное пособие « история старинных изразцов»
— Макет старинного изразца.
— Методическое пособие «Последовательность выполнения рельефа птицы»
Материалы для учащихся:
— Пластилин
— Стеки
— Доска
— картон 15/15 см
План урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Объяснение темы.
- Объяснение задания.
- Практическая работа.
- Просмотр работ.
- Итоги урока. Оценивание. Домашнее задание.
Приложение
- Методические и наглядные пособия
- Работы учащихся.
Ход занятия
Организационный момент — подготовка рабочего места к работе, приветствие, отмечены присутствующие в классе. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока – старинные изразцы. Что же это? «Изразить»- по древне-русски – значит украсить, Это керамические плитки, которые по началу создавались мастерами для украшения соборов и других зданий как декоративно — архитектурный элемент, а чуть позднее вошли в интерьер жилищ людей . Украшать изразцами печи в старину могли позволить себе только в зажиточный домах. Каждая плитка стоила столько же, сколько 30 кг ржи – по тем временам большие деньги. Впрочем и сегодня изразец в цене- товар то штучный!
Керамические плитки известны на Руси с XI-XII веков. Посмотрите какие они интересные, яркие. Думаю изображения на изразцах «согревали» людей холодной зимой и радовали летом.
Весь процесс изготовления изразца в наши дни занимает около месяца, сложно представить сколько же времени тратили мастера в далеком прошлом. Ведь для изготовления изразцов гончары не могли справиться без резчиков по дереву, резчики изготавливали форму из дерева. Ведущее начало в изготовлении изразца принадлежало резчику, от него зависело то, как будет выглядеть керамическая плитка. Позднее за работу взялись специально обученные мастера, уже не нужна была резная форма из дерева. Так же нужны были и мастера по росписи, художники. Чаще мастера работали парами, один мастер заготавливал пластинку с лепниной из глины для лицевой части изделия. Другой делал румпу- коробочку без крышки из глины- с помощью которой кафель крепился к кладке печи, здания и тд. В старинных изразцах румпу делали довольно глубокой, такая конструктивная особенность помогала дольше сохранить тепло в доме. Кстати, полое пространство румпы было одним из самых популярных мест для сокрытия кладов. Так что если вам от предков досталась печь – хорошенько ее проверьте.
После заготовку будущего изразца обжигали. Покрывали жидкой глиной — ангобой, снова обжигали. И конечно изображение расписывалось глазурью — желтой, синей, зеленой. Затем изделие обжигалось повторно.
Керамическая роспись и лепнина всегда связаны с формой изделия. Приступая к росписи предмета, мастер изучает его конфигурацию и придумывает такой узор, который подчеркнет красоту пропорций и выразительность деталей.
На изразцах, которые всегда имеют форму квадрата, цветы, букеты, ветки, вазоны чаще всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрические. Одинарный цветок в центре обычно довольно крупный . Если цветок не очень большой, можно украсить и уголки изразца – цветками, листочками, ягодами.
Изразцы похожи на картины. Благодаря квадратной форме, их удобно соединять вместе, чтобы покрывать и украшать большие пространства. А изображать на них можно что угодно — любые узоры, растения, зверей, птиц, людей, сказочные существа и даже жанровые юмористические сцены со словами и присказками. В расписных и лепных изображениях животные часто предстаю в довольно забавном виде: козлик дурашливо склонил голову набок и о чем-то размечтался, медведь усердно играет на каком-то музыкальном инструменте, петушок не может проглотить огромное зернышко. Иногда образы животных вплетаются в сюжеты.
Ребята, обратите внимание, что образы животных и птиц чем-то похожи на игрушки. Почему? Потому что образы мастер упрощает, как декоративные картины, но сохраняет внешнее сходство.
Техника создания изразцов увлекательна. И мы можем с вами создать нечто подобное. Конечно же у нас получатся не настоящие изразцы, а скорее лепные картины, выполненные по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Объяснение последовательности выполнения «изразца». Возьмем основу из картона 15/15 см, ее необходимо покрыть тонким слоям пластилина ( цвет на ваш выбор). С помощью стека процарапать рисунок будущего цветка. Используя шарики, расплющиваем необходимой формы для изображения бутона цветка, веточки выполняем с помощью жгутиков из пластилина, выполняем фактуры — резные листочки, прожилки на листьях, различные детали с помощью палочек и стеков. Фактуры играют роль украшения, а так же «нашивок» — помогают надежно скрепить между собой детали. Используем гармонично сочетающие цвета- в единой цветовой гамме, либо используя контрастные пары.
После объяснения ребята создают собственные изделия. Предлагается, кто раньше закончил работу, помочь по мере необходимости отстающим ( поделиться пластилиновыми жгутиками). Мы одна команда.
Подведение итогов.
После выполнения учащимися работы, выставляем «Изразцы» на общем поле. Смотрим наши новые работы, получилась чудная выставка, а назовем мы ее «чудо — цветы» .Анализируем результаты. Отмечаем самое удачное и что можно совершенствовать. Обсуждаем где еще можно использовать новые знания, в каких работах по лепке. Оценивание работ.
Используемые дидактические и методические материалы:
Макет изразца.
Работы учащихся 2 «А» класса
nsportal.ru
Изразцы и витражи | Страна Мастеров
Вот такое панно получилось из квадратиков»изразцов». Дети раскрашивали готовые узоры, которые я нашла в интернете и распечатала. надо было соблюдать ритм в раскрашивании.
Поближе. Одновременно с распечатанными узорами были розданы детям квадратики из кальки, на которые ученики переводили рисунок доставшегося узора и рскрашивали по своему усмотрению. Что получилось из кальки ?
это офисная бумага
На уроке технологии пытались сами составить узор из пластилина на цветном картоне. Яркие «изразцы» получились.Вообще, изразцы́ (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий и др. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке. Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском,
Так что наши «изразцы» назовем изразцами условно.
Поближе.
А вот и калька. Вот такой витражный фонарь получился из квадратиков кальки.
Светится!
Подсвечник, правда пожароопасный))
Красиво светится со свечкой внутри, но не будем рисковать…
…заклеим витражами со всех сторон, теперь можно подвесить на елку или на окно.Узоры красиво просвечивают.
А это настоящие изразцы из керамики. Фото из интернета
И еще.
Работу выполняли на уроке ИЗО и технологии. Нравится детям декоративное рисование, а если ему еще найдется применение в жизни — совсем здорово!
stranamasterov.ru
Методическая разработка (технология, 4 класс) по теме: «Изготовление панно из пластилиновых изразцов» 4 класс
Конспект урока труда, проведенного в 4 «Г» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 4 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Огромовой Татьяной Михайловной
Дата: 11.12.2012г
Тема урока: «Изготовление панно из пластилиновых изразцов»
Цель урока: Изготовить панно из пластилиновых изразцов.
Задачи: Научить приёмам лепки в изготовлении пластилинового панно; развивать моторику рук; воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование для учителя: компьютер( презентация), образец, пластилин, картон.
Оборудование для уч-ся: Подкладная доска, пластилин, салфетка, картон, стеки.
Литература: Интернет ресурсы.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
— Загадка про пластилин
- Сообщение темы урока
- Анализ образца
- Объяснение технологии изготовления
- Закрепление технологии изготовления
- Практическая работа
- Итог урока
1) Анализ детских работ
2) Выставление оценок
3) Уборка рабочих мест
Ход урока
- Организационный момент.
Станьте все у парт красиво. Садитесь. Сегодняшний урок проведу у вас я, зовут меня Татьяна Михайловна.
Слайд 1. -Ты ещё не видел чудо?
Никогда не видел чудо?
Посиди и посмотри!
В старину умельцы были.
Чудеса они творили, создавали изразцы.
Так попробуем и мы.
- Актуализация опорных знаний.
Слайд 2. — Ребята, а что такое изразцы? — Изразцы (кафель) – это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.
— Изразцы изготовляют из пластичных гончарных глин (глины определённого сорта) вручную или в деревянных формах с последующим обжигом в печах при температуре до 1150° С. После обжига их расписывали. И готовыми плиточками украшали печь.
— А где, находятся печи, камины? (в доме)
— Дом служит защитой человеку. Крестьянский дом, как мы уже знаем – это особое явление народной культуры. Крестьянский дом иначе называется «изба».
Слайд 3. — Изба – это помещение, отапливаемое печью. Основное пространство избы занимала печь.
Слайд 4. — Ребята, а для чего использовали печь в русской деревне?
— В старину всему хозяйкой в доме была печь. Она и грела, и кормила. Печь нередко украшала жилище. Что же делало ее нарядной? Конечно же, изразцы.
Слайд 5. — А знаете ли вы, какие либо пословицы или поговорки про печь?
( «Не хвались печью в нетопленной избе», «Не хлопочи, когда нет ничего в печи»)
— Как вы думаете, почему мы сегодня так много говорим о печи? Наша задача — познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства — изразцом.
Слайд 6- 9. — Сейчас вы видите на экране образцы изразцов.
Слайд 10. — Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства — для украшения стен.
— Что же изображали русские мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, и сказочные животные, райские деревья, и причудливые цветы, и целые мозаичные картины.
1) Загадка про пластилин:
Слайд 11. — А теперь послушайте внимательно загадку, этот материал понадобится сегодня нам на уроке.
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин-
У меня есть…. (пластилин)
Слайд 12. — Что же такое пластилин? (Пластилин – это материал, использующийся для лепки различных изделий)
— А кто знает, из чего изготавливается пластилин? (пластилин изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины, с добавлением воска, животного жира и других веществ, которые препятствуют высыханию). Окрашивается пластилин в различные цвета.
— Для чего он служит? (Служит для выполнения детских поделок, лепки фигурок.)
- Сообщение темы урока
Слайд 13. — Сегодня мы с вами будем изготавливать композицию панно из пластилиновых изразцов.
- Анализ образца
— Рассмотрите внимательно образец
— Что это? (композиция)
Как можно назвать по другому эту поделку?(Аппликация)
— Назовите части аппликации.
— из чего выполнена основа? (из картона)
— Из чего выполнены детали?(из пластилина)
— Как расположены цветы и листья на основе?
— Что они составляют? (узор)
— Как закрепили пластилин на основе? (придавили его к картону)
- Объяснение технологии изготовления
Этапы работы:
Для того, чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо:
- Слайд 14- 23. — Приступая к лепке, пластилин необходимо размять.
- — Раскатать пластилин в пласт, закрыв его листом бумаги.
- — Приложить шаблон и вырезать с помощью стек необходимые элементы узора;
- — Разложить на картонную основу, все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону.
Для успеха в предстоящей работе нужно:
— Приготовить пластилин нужного цвета;
-Завернуть рукава одежды;
— Лепить аккуратно на подкладной доске;
— Не забывать вытирать руки салфеткой.
- Закрепление технологии изготовления
— Ребята, кто повторит этапы работы?
— С чего мы должны начать? (Приступая к лепке, пластилин необходимо размять, раскатать пластилин в пласт, закрыв его листом бумаги; приложить шаблон и вырезать с помощью стек необходимые элементы узора; разложить на картонную основу, все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону)
— Что нужно сделать для успеха в предстоящей работе?
- Практическая работа.
Слайд 24. — А теперь давайте мы с вами представим себя народными умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по изготовлению изразцов. У нас и печь есть, которая пока совершенно обычная и ждет, когда мы ее украсим.
(Каждому ребенку выдается квадрат 10*10, вырезанный из картона, а на доске «печь» сделанная из бумаги, имитирующая настоящую с пустым полем для готовых изразцов)
- Итог урока.
— Итак, подведем итог урока.
-Какую работу мы сегодня выполнили? Понравилось ли вам ваше творчество?
1) Анализ детских работ:
— Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Сегодня мы оказались в настоящей мастерской. У вас получилась замечательная изразцовая печь!
— Давайте придумаем название нашей коллективной композиции. (волшебная печь, сказочная печь, необыкновенная печь и т.д.).
2) Выставление оценок.
3) Уборка рабочих мест.
Учитель: ___________ Горбункова А.А.
Методист: __________ Костромина В.В.
nsportal.ru
Конспект урока по технологии «Изразцы»
Урок технологии в 3 классе по теме «Наряд для печки»
Данный урок проводится в школьном музее «Русская старина»
Цели урока: изготовить панно из пластилиновых изразцов.
Задачи урока:
— познакомить с конструкцией «Русская печь» и её значимостью в русской избе.
-познакомить с приёмом лепки панно
-научить технике выполнения рельефа
-создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, развитие мелкой моторики рук
-содействовать эстетическому воспитанию
Оборудование для учащихся: подкладная доска, пластилин, стеки, картон, шаблон узора.
План урока:
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Объяснение нового материала
Повторение нового материала
Практическая работа
Итог урока
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, мы с вами находимся в нашем школьном музее.
Давайте вспомним правила поведения в музее.
Располагайтесь удобнее в нашей «русской избе».
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
Мы с вами сегодня будем выполнять работу «Панно из пластилиновых изразцов».
-А о чём пойдёт речь, вы сейчас отгадаете с помощью загадки:
Зимой много ест,
Летом много спит.
Тепло тёплое,
Сесть на неё – сядешь,
А не везёт.
-Правильно, это печка.
3. Объяснение нового материала
Мы с вами находимся в нашем школьном музее «Русская старина».
Крестьянский дом – это особое явление народной культуры. Крестьянский дом ещё называют изба.
Какое помещение наши с вами предки называли избой?
-Вспомните, из какой сказки эти слова:
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут.
Изба-это помещение, которое отапливается печкой. Посмотрите, какое пространство занимает наша печь. Давайте рассмотрим устройство русской избы.
Печь — это основа в избе, её душа. Наши предки славяне считали, что огонь в печи является священным, он помогал сохранять родственные связи. Поэтому плюнуть на очаг считалось большим грехом.
-Давайте внимательно рассмотрим конструкцию печи. Печь состоит из корпуса, дымохода, устья. Устье после топки закрывают заслонкой из стали. Перед устьем есть шесток – площадка из кирпичей. Вокруг находится оплечье, где располагается утварь. Печурки, где ставили посуду с готовой пищей, и там она сохраняла тепло.
Русская печь в крестьянской избе топилась и зимой, и летом каждый день. Размеры русской печи очень внушительны. В неё мог пролезть взрослый человек, чтобы попариться с берёзовым веничком.
-Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни крестьянской семьи. С вечера около устья печи хозяйка складывала дрова, чтобы за ночь они просохли. А рано утром, когда ещё не рассвело — хозяйка разводила в печи огонь и готовила пищу, пекла хлеба.
Конструкция русской печи позволяла готовить на ней не только щи и каши, но и печь хлеб, пироги, сушить грибы и ягоды.
-РУССКУЮ ПЕЧЬ ЛЮБИЛИ НЕ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ОНА Б КОРМИЛА, НО И ЗА ТО, ЧТО ОНА ДОЛГО ОТДАВАЛА ТЕПЛО. Тепло русской печи закаляло человека.
4. Закрепление нового материала
-Покажите на нашей печке и назовите части русской печи. Найдите дымоход, печурки, устье, шесток, оплечье.
-А теперь, вспомните, в каких сказках мы уже встречались с русской печкой?
А) Гуси-лебеди летят, унести детей хотят.
Кто помог сестрице от Яги укрыться?
Б) Про Емелю в сказке речь, в чистом поле едет печь.
-Посреди зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». Зимними долгими вечерами в избе рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней.
В) Игра «Собери пословицу»
-НА ПЕЧИ ВСЕ (КРАСНОЕ ЛЕТО).
-Без работы и (печь холодна).
Хочешь, есть калачи — (не сиди на печи).
Физминутка
5. Подготовка к практической работе.
В доме печь имела особое значение. Она и грела, и кормила, но при этом русская печь выступала как своеобразный элемент интерьера.
Печь нередко украшала жилище.
-Сравните изображение русской печи на нашем плакате и на фотографии. Чего не хватает нашей печке?
Внимательно посмотрите на эту печь.
-Что её сделало нарядной?
-Наша задача сегодня не только узнать о значимости русской печи, но и украсить печь изразцами.
В старину умельцы были.
Чудеса они творили, создавали изразцы.
Так попробуем и мы.
-Изразцы (кафель) — это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.
Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства — для украшения стен.
-Посмотрите, что изображали мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, животные, райские деревья, и причудливые цветы, и мозаичные картины.
Реализация задачи урока
—Сейчас, наша задача изготовить панно из пластилиновых изразцов для нашей печки.
А) Анализ изразца
На шаблоне изображена цветочная композиция. Поэтому, нам необходимо соблюдать симметрию (симметрия-это совпадение узора относительно оси симметрии).
-Как можно назвать, по-другому эту поделку? (Аппликация)
-Назовите части аппликации.
-Из чего выполнена основа? (картон)
-Как расположены цветы и листья на основе? (симметрично)
-Как закрепили пластилин на основе?
Б) Объяснение технологии изготовления
Для того чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо:
Пластилин необходимо размять
Для того чтобы слепить цветочек, травинку, листок, необходимо скатать шарик и расплющить его, скатать жгутик, овал.
Вырезать с помощью стек необходимые элементы узора
Разложить на картонную основу все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону.
В) Закрепление технологии изготовления
-Повторите, пожалуйста, этапы работы.
-С чего надо начинать?
Г) Практическая работа
-А теперь давайте представим себя народными умельцами, и наш музей станет мастерской для изготовления изразцов. У нас есть печь, которая ждёт свой наряд.
Каждому ребёнку выдаётся квадрат 10х10, вырезанный из картона, на доске печь, сделанная из бумаги.
6. Итог урока
Украшаем нашу печь выполненными изразцами.
-Какую работу мы сегодня с вами выполняли?
-Понравилось ли вам ваше творчество?
-Что нового узнали на уроке?
-Что больше всего понравилось?
infourok.ru
План-конспект урока по технологии (3 класс) на тему: конспект урока технологии «Изразцы для печки»
Урок технологии в 3 классе по теме «Наряд для печки»
Данный урок проводится в школьном музее «Русская старина»
Цели урока: изготовить панно из пластилиновых изразцов.
Задачи урока:
— познакомить с конструкцией «Русская печь» и её значимостью в русской избе.
-познакомить с приёмом лепки панно
-научить технике выполнения рельефа
-создать условия для развития коммуникативно-творческих способностей, развитие мелкой моторики рук
-содействовать эстетическому воспитанию
Оборудование для учащихся: подкладная доска, пластилин, стеки, картон, шаблон узора.
План урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока.
- Объяснение нового материала
- Повторение нового материала
- Практическая работа
- Итог урока
Ход урока
1. Организационный момент
Ребята, мы с вами находимся в нашем школьном музее.
Давайте вспомним правила поведения в музее.
Располагайтесь удобнее в нашей «русской избе».
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
2. Сообщение темы и целей урока.
Мы с вами сегодня будем выполнять работу «Панно из пластилиновых изразцов».
-А о чём пойдёт речь, вы сейчас отгадаете с помощью загадки:
Зимой много ест,
Летом много спит.
Тепло тёплое,
Сесть на неё – сядешь,
А не везёт.
-Правильно, это печка.
3. Объяснение нового материала
Мы с вами находимся в нашем школьном музее «Русская старина».
Крестьянский дом – это особое явление народной культуры. Крестьянский дом ещё называют изба.
Какое помещение наши с вами предки называли избой?
-Вспомните, из какой сказки эти слова:
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут.
Изба-это помещение, которое отапливается печкой. Посмотрите, какое пространство занимает наша печь. Давайте рассмотрим устройство русской избы.
Печь — это основа в избе, её душа. Наши предки славяне считали, что огонь в печи является священным, он помогал сохранять родственные связи. Поэтому плюнуть на очаг считалось большим грехом.
-Давайте внимательно рассмотрим конструкцию печи. Печь состоит из корпуса, дымохода, устья. Устье после топки закрывают заслонкой из стали. Перед устьем есть шесток – площадка из кирпичей. Вокруг находится оплечье, где располагается утварь. Печурки, где ставили посуду с готовой пищей, и там она сохраняла тепло.
Русская печь в крестьянской избе топилась и зимой, и летом каждый день. Размеры русской печи очень внушительны. В неё мог пролезть взрослый человек, чтобы попариться с берёзовым веничком.
-Русская печь была воистину сердцем повседневной жизни крестьянской семьи. С вечера около устья печи хозяйка складывала дрова, чтобы за ночь они просохли. А рано утром, когда ещё не рассвело — хозяйка разводила в печи огонь и готовила пищу, пекла хлеба.
Конструкция русской печи позволяла готовить на ней не только щи и каши, но и печь хлеб, пироги, сушить грибы и ягоды.
-РУССКУЮ ПЕЧЬ ЛЮБИЛИ НЕ ТОЛЬКО ЗА ТО, ЧТО ОНА Б КОРМИЛА, НО И ЗА ТО, ЧТО ОНА ДОЛГО ОТДАВАЛА ТЕПЛО. Тепло русской печи закаляло человека.
4. Закрепление нового материала
-Покажите на нашей печке и назовите части русской печи. Найдите дымоход, печурки, устье, шесток, оплечье.
-А теперь, вспомните, в каких сказках мы уже встречались с русской печкой?
А) Гуси-лебеди летят, унести детей хотят.
Кто помог сестрице от Яги укрыться?
Б) Про Емелю в сказке речь, в чистом поле едет печь.
-Посреди зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя». Зимними долгими вечерами в избе рассказывали сказки. Нередко в них и сама печь становилась героиней.
В) Игра «Собери пословицу»
-НА ПЕЧИ ВСЕ (КРАСНОЕ ЛЕТО).
-Без работы и (печь холодна).
Хочешь, есть калачи — (не сиди на печи).
Физминутка
5. Подготовка к практической работе.
В доме печь имела особое значение. Она и грела, и кормила, но при этом русская печь выступала как своеобразный элемент интерьера.
Печь нередко украшала жилище.
-Сравните изображение русской печи на нашем плакате и на фотографии. Чего не хватает нашей печке?
Внимательно посмотрите на эту печь.
-Что её сделало нарядной?
-Наша задача сегодня не только узнать о значимости русской печи, но и украсить печь изразцами.
В старину умельцы были.
Чудеса они творили, создавали изразцы.
Так попробуем и мы.
-Изразцы (кафель) — это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен.
Применялись изразцы для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства — для украшения стен.
-Посмотрите, что изображали мастера на изразцовых плитках? Это и сказочные птицы, животные, райские деревья, и причудливые цветы, и мозаичные картины.
Реализация задачи урока
-Сейчас, наша задача изготовить панно из пластилиновых изразцов для нашей печки.
А) Анализ изразца
На шаблоне изображена цветочная композиция. Поэтому, нам необходимо соблюдать симметрию (симметрия-это совпадение узора относительно оси симметрии).
-Как можно назвать, по-другому эту поделку? (Аппликация)
-Назовите части аппликации.
-Из чего выполнена основа? (картон)
-Как расположены цветы и листья на основе? (симметрично)
-Как закрепили пластилин на основе?
Б) Объяснение технологии изготовления
Для того чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо:
- Пластилин необходимо размять
- Для того чтобы слепить цветочек, травинку, листок, необходимо скатать шарик и расплющить его, скатать жгутик, овал.
- Вырезать с помощью стек необходимые элементы узора
- Разложить на картонную основу все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону.
В) Закрепление технологии изготовления
-Повторите, пожалуйста, этапы работы.
-С чего надо начинать?
Г) Практическая работа
-А теперь давайте представим себя народными умельцами, и наш музей станет мастерской для изготовления изразцов. У нас есть печь, которая ждёт свой наряд.
Каждому ребёнку выдаётся квадрат 10х10, вырезанный из картона, на доске печь, сделанная из бумаги.
6. Итог урока
Украшаем нашу печь выполненными изразцами.
-Какую работу мы сегодня с вами выполняли?
-Понравилось ли вам ваше творчество?
-Что нового узнали на уроке?
-Что больше всего понравилось?
nsportal.ru
Конспект урока технологии на тему «Архитектурная керамика. Изразец.»
Урок технологии, УМК «Гармония», 4 класс
Тема: Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.
Цель: Учить изготовлению изразцового панно из пластилина.
Задачи:
1. Повторение материала о русских изразцах и технике лепки панно из пластилина.
2.Обучение технике изготовления декоративных изображений по типу керамических панно.
3. Развитие практических навыков при работе с пластическим материалом – пластилином.
4. Воспитание коммуникативности, целеустремленности, аккуратности, трудолюбия.
Формируемые УУД: познавательные: составлять план и выполнять последовательность действий, сотрудничать в поиске и сборе информации; коммуникативные: выражать полно и точно свои мысли, формулировать проблемы, договариваться о распределении функций в совместной деятельности; регулятивные: ориентироваться в задании, принимать и сохранять учебную задачу; личностные: проявлять положительную мотивацию к творческому решению учебных задач, уважение к мастерству и творчеству мастеров, добросовестному труду.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образец панно, картон, пластилин, стека.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Технологическая карта урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Оргмомент.
Беседа об архитектурной керамике.
Сообщение темы и целей урока.
Объяснение задания.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Уборка рабочего места. Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Сегодня на уроке технологии мы будем продолжать изучать тему, с которой вы работали на уроках до этого.
— Итак, что же такое «Керамика»?
— Да, правильно! Керамика – это искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия.
— Как же использовали керамику в архитектуре?
— Верно, с помощью керамических плиток украшали старинные здания.
— Где впервые стали использовать керамику в архитектуре?
— Да, правильно, на Древнем Востоке.
— А как назывались керамические плитки, которыми украшали печки на Руси?
— Верно, такие керамические плитки, покрытые глазурью стали называться изразцами.
— Кто из вас видел настоящий изразец, поднимите руку. Где вы его видели? Какой рисунок на нем был изображен? Какого цвета?
— Как вы думаете, для чего использовали русские мастера изразцы?
— Правильно, конечно же, в первую очередь для красоты.
— Представьте, что вы оказались в далеком прошлом. Как вы думаете, в каких домах были печки и камины, украшенные изразцовыми плитками?
— Да, в основном, такие печки находились в царских палатах, у бояр и купцов. Посмотрите на фотографию такой печки, которая сохранилась до наших дней. Она находится в Московском кремле.
Видно, с какой любовью мастер украшал эту печку изразцами. Поэтому до сих пор мы тоже любуемся этим произведением искусства.
— Сейчас в некоторых домах тоже есть печки и камины, украшенные изразцовыми плитками. То есть, эта традиция возрождается вновь, есть мастера народного искусства, которые создают уникальные изразцовые изображения.
— Сегодня на нашем уроке каждый из вас попробует быть мастером, который создаст свой изразец. А вот сюжет для изразцовой плитки вы можете выбрать в рабочей тетради, смотрите Приложение 3.
— Для работы вам понадобится картон, пластилин, стека.
— Сначала вы должны выбрать рисунок будущего изразца, затем подготовить основу панно – нанести пластилин на картон. После этого нанести рисунок на пластилин с помощью стеки. Закончить работу над изразцовой плиткой – вылепить рельефное изображение.
— Кто может повторить последовательность работы?
— Какие правила следует соблюдать, работая с пластилином?
— Правильно. Работать с пластилином надо на подкладной доске. Следить, чтобы пластилин не попал на одежду и пол. Быть осторожным при работе со стекой и не направлять острие в сторону одноклассников. По окончании работы нужно привести в порядок рабочее место.
— Итак, возьмите картон, определите, какого он должен быть размера, и начинайте работу над панно.
— Какую новую информацию об изразцах вы узнали сегодня на уроке?
— Что у вас получилось? Что не получилось? Что бы хотелось сделать лучше?
— Достигли мы цели нашего урока?
— Убирайте рабочее место.
— Встаньте все. Урок окончен. До свидания.
Слушают учителя
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Рассматривают фотографию изразцовой печи
Открывают рабочие тетради
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Работают над панно
Отвечают на вопросы
Убирают рабочее место
Встают
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Регулятивные
Коммуникативные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Познавательные
Познавательные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
infourok.ru