Лепка портрета живой модели
Рассмотрим примерный сценарий работы над портретом.
Для начала нам нужен каркас.
Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.
Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.
Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.
Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.
Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.
Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек — анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).
Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.
Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.
Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных «трех-четвертных» (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.
С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции — соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),
так и сбоку (вид в профиль)
Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз.
Согласно классическим пропорциям, «слезник» (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.
Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.
Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:
Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка — надбровные дуги — кончик носа — низ подбородка.
Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.
Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.
Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.
Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).
Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.
Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые «планами» или «плоскостями» и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть «поворотами формы» или «переломами формы».
Условно, систему «планов»(плоскостей) и «поворотов формы» в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены «переломы формы») :
Однако следует учитывать, что «планы» или «плоскости» вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а «повороты» или «переломы» формы как правило очень мягкие, плавные.
Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря — формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:
При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.
Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.
Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как «голова = лицо + нечто неопределенное». Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.
На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову — объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.
В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот — с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.
Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.
И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих — не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.
В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.
Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.
При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как «действие слева — действие справа». Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.
На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.
Как и с самого начала, работаем со всех точек поочедно.
Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется, уточняются и детали.
При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.
Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.
И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.
Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.
Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа…
Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.
В данном случае, нам вполне удобно провести формовку «на три куска» — одна часть формы спереди и две сзади-побокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом — два спереди-сбоку и один сзади-посредине.
Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.
Часто первая, так называемая «черновая» формовка производится «в расколотку», то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.
Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.
В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.
Готовим гипс.
Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый «скульптурный». Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.
На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.
Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам — там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.
Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.
Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные «клинышки» — они понадобятся нам для раскрытия формы.
Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха — их тоже залепляем глиной.
Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.
Далее, мы выставляем из пластин один борт посредине затылка сверху до низу и заполняем гипсом вторую треть формы.
Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем «клинышки».
Заполняем гипсом оставшуюся треть.
Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат «клинышки» из глины.
Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.
Затем, если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.
Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.
Один из традиционных вариантов разделительного состава:
Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.
Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.
Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.
Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.
Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.
Готовую отливку можно при желании потонировать в любой гамме.
Что с ней делать дальше?
Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал копии.
P.S.:Статья ориентирована на начинающих скульпторов, если вам есть, что добавить, можете отправлять ваши ценные мысли по адресу — info(a)skulptu.ru
Олег Торопыгин
www.artstudying.com
Лепка головы куклы из полимерной глины
Сегодня я расскажу о конструктивном способе лепки головы куклы из запекаемого пластика. И сделаю это на примере куклы Алёны, ранее изготовленной.
Создание авторской куклы допускает стилизацию форм и изменение пропорций лица и фигуры. Но при лепке головы ребёнка следует соблюдать некоторые правила.
Таблица пропорций детского лица (фото из интернета):
Итак, преступим!
1) Выполняется эскиз головы куклы в анфас и профиль:
2) Делается каркас из проволоки. Проволока нужной длины сгибается в петлю с одного края. На эту петлю крепится крепко сжатая фольга, формируется шарик немного меньше планируемого размера головы:
3) Фольга наполовину покрывается ровным слоем пластики (затылочная часть головы) и обжигается.
4) Оставшаяся часть фольги (лицевая часть головы) полностью покрывается равномерным тонким слоем (3-5мм) полимерной глины.
5) На сформированный шарик накладываются два одинаковой формы кусочка пластики — щёки. Следует обратить внимание, что на детском лице нет чётко выраженных скул.
6) Делаются, при помощи специальных инструментов, глазные впадины на средней линии лицевой части или даже ниже.
7) Добавляется объём на лбу
8) Формируются надбровные дуги. Все следы инструментом сглаживаются пальцами
9) В глазные впадины вставляются небольшие шарики и разглаживаются. Это будущие глаза куклы.
10) Прорабатывается верхнее и нижнее веко.
11) Из небольшого треугольного кусочка пластика формируется нос.
12) При помощи специальных инструментов делаются ноздри, прорабатываются мелкие детали носа.
13) При помощи добавления ещё одного небольшого куска пластика вылепливается верхняя губа. При помощи инструментов делается носогубная складка.
14) Выполняется нижняя губа
15) После чего лепится подбородок
16) После прикрепления с двух сторон головы плоских комочков пластика формируются ушные раковины. Верхняя часть уха должна находиться на уроне бровей. Это немного ниже чем у взрослого.
17) Уточняются и доводятся до желаемой формы черты лица. Кукла приобретает индивидуальность.
18) Затем выполняется запекание детали согласно инструкции, указанной на упаковке производителя.
19) После запекания производится роспись акриловыми красками с последующей сушкой. Перед росписью необходимо очистить и обезжирить изделие.
20) После полного высыхания можно приклеить волосы, ресницы и брови куклы.
Такая куколка получилась у меня. Алёна находится в Алтайской государственной академии образования (ФГБОУ «АГАО им ВМШукшина).
Спасибо за внимание и удачи в творчестве!
www.livemaster.ru
Сувенирная кукла. Лепка головы. | Журнал Ярмарки Мастеров
Здравствуйте!
Предлагаю вместе со мной создать вот такую малышку:
В первой части мастер — класса я покажу, как леплю голову подобной куколки.
Буду рада, если моя постадийка вам пригодится. Если у вас возникнут вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
Для работы нам потребуются следующие материалы:
— глина для лепки (у меня Паперклей)
— туалетная бумага (не обязательно)
— фольга
— стеки для лепки
— емкость с водой для увлажнения глины во время работы (если нужно)
— влажные салфетки и кисти для выглаживания
— наждачная бумага среднезернистая и мелкозернистая
Итак, начнем.
1. Я планирую сделать куколку с полой подвижной съемной головой, поэтому для удобства в дальнейшей работе делаю болванку для головы следующим образом. Отрываю кусок туалетной бумаги около 2 метров длиной, сворачиваю в комок. Отрываю кусок фольги длиной около 80 см, вкладываю в него комок ТБ (туалетной бумаги) и заворачиваю. Смотрим фото.
2. Придаю болванке нужную мне форму.
3. Уплотняю болванку, выравниваю. Можно покатать по столу.
4. Отделяю довольно большой кусочек материала для лепки, вымешиваю, делаю «лепешечку». Соотношение размеров болванки и лепешки видно на фото.
5. «Заворачиваю» болванку из фольги в глину, слежу, чтобы глина плотно прилегала к фольге и между ними не образовывались пустоты. Если воздух попал в пространство между фольгой и глиной, «лепешку» снимаем и операцию «пирожок» повторяем ).
6. Приблизительно посередине будущего лица (чуть ниже) я продавливаю глазницы.
7. Маленький кусочек глины скатываю в шарик и примеряю в качестве носа для моей куколки. При необходимости корректирую размер шарика.
8. Примазываю, намечаю ноздри.
9. Корректирую форму, поправляю.
10. И еще немножко дорабатываю нос. Сглаживаю область лица чуть влажными пальцами.
11. Под носом прикрепляю валик из глины. Ему предстоит стать верхней губой.
12. Примазываю, поправляю форму.
13. Еще один валик располагаю под верхней губой. Это будущая нижняя губа.
14. Примазываю нижнюю губу.
15. Еще один кусочек глины, скатанный в шарик, прикрепляю под нижней губой. Из него я буду формировать подбородок.
16. Примазываю подбородок.
17. Накладываю две маленькие лепешечки глины по бокам от подбородка, продолжаю формировать нижнюю челюсть.
18. Примазываю, поправляю форму челюстей, формирую улыбку.
При работе с лицом помним следующие моменты.
Если смотреть на лицо в профиль, то кончик носа окажется самой выступающей частью лица, верхняя губа выступает меньше, нижняя — еще меньше.
Челюсти имеют выпуклую форму, губы повторяют ее.
Между носом и верхней губой нет острого угла.
Глаза находятся приблизительно посередине высоты головы (у взрослого человека — чуть выше). Тут, конечно, многое зависит от возраста персонажа. Я хочу расположить их несколько ниже, чтобы придать лицу детскости и мультяшности.
Расстояние между глазами не менее одного глаза, больше можно, меньше — нет. По ширине головы глазик поместится пять раз.
Кроме того, в процессе лепки нужно почаще проверять симметрию левой и правой частей головы. Мне удобно это делать с помощью зеркала.
Теперь переходим к работе над глазками.
19. Скатаем из глины два одинаковых шарика, приплюснем, вставим в глазницы.
20. Примазываем.
21. Поправляем форму, выглаживаем лицо.
22. Намечаем стеком место расположения верхнего века. Продавливаем.
23. Аналогично намечаем форму нижнего века.
На этом этапе я определяю форму глаза, разрез, размер. Внимательно следим за высотой расположения глазок, стараемся, чтобы они были на одном уровне и на одинаковом расстоянии от носа ). Если меня что-то не устраивает, самое время исправить эти недочеты.
24. Формирую два небольших глиняных валика, из которых образуется верхнее веко.
25. Примазываю верхние веки, слегка продавливаю стеком нижние веки, поправляю форму глаза.
Важно помнить, что верхнее веко как бы «накрывает» нижнее. Если смотреть в профиль, верхнее веко окажется самой выступающей точкой глаза, глазное яблоко выступает меньше, нижнее веко — еще меньше.
26. Дальше я накладываю каплеобразные лепешечки в области щечек, два приплюснутых валика над глазами с наружной стороны (для формирования припухлости над верхним веком).
27. Примазываю, сглаживаю границы, поправляю форму глаза, носа, щечки. С одной стороны лица над щечкой я уже поработала, с другой — еще нет.
28. Прорабатываю вторую щечку и глазик.
29. Дальше работаем со лбом. Довольно большую «галочку» из глины накладываем на область лба и переносицы.
30. Примазываем.
31. Тут немного поправила переносицу.
На этом этапе я максимально выглаживаю работу и оставляю подсохнуть приблизительно на сутки.
Здесь уже высохшая голова, готовая к тому, чтобы обзавестись ушами:
После высыхания я пошкурила голову куколки сначала среднезернистой, а потом мелкозернистой шкуркой.
А после отполировала ее влажной салфеткой.
На месте будущих ушек я прикрепила кусочки свежей глины, предварительно увлажнив место соединения сухого и свежего материала.
Покажу, как я лепила ушки для этой куколки. Я не ставила перед собой задачу вылепить полностью правдоподобные ушки, т.к. куколка стилизованная. Кроме того, уши все равно будут закрыты волосами. Но, на мой взгляд, все же лучше, если ушки есть, даже если их не видно.
Высота ушка приблизительно равна расстоянию от кончика носа до брови.Можно чуть меньше, но я решила сделать ухо большим.
В профиль если голову разделить на 2 равные части по вертикали, то ушко располагается как раз на средней линии.
Там же и место крепления нижней челюсти.
Я леплю ушки отдельно и креплю их к уже высохшей и пошкуренной голове куклы.
1. Итак, отделяю два одинаковых кусочка свежей глины, скатываю шарики.
2. Придаю будущим ушкам форму овала.
3. Удаляю лишнюю глину, работаю с обоими ушками одновременно, чтобы форма и размер ушей были равны.
4. Поправляю форму, выглаживаю заготовки.
5. Намечаю и продавливаю стеком завиток ушной раковины.
6. Удаляю лишнюю глину.
7. Продавливаю выпуклости-впадинки внутри ушка.
Дальше я корректирую форму уха, поправляю завитки, выглаживаю ушки влажной кистью и прикрепляю их к голове куклы. Фото я не сделала, но это довольно быстро и просто. Важно хорошо примазать ушки к высохшей заготовке головы. Теперь можно вылепить и козелок уха.
Еще раз максимально качественно выглаживаю уши и область вокруг них и отправляю голову сушиться на 24 часа. После просушки необходимо пошкурить область ушей, если потребуется. Если же в сыром виде уши были хорошо выглажены, шкурить не обязательно.
К сожалению, кадр, на котором голова кукляшки уже обзавелась ушами, не удался. Но, надеюсь, общее представление об облике куклы он все же позволит дать.
Через сутки, когда голова окончательно высохла, стала белой и легкой, самое время ее опустошить ). Как я уже писала, у моей куколки голова будет съемной, поэтому мне необходимо сделать в голове отверстие под шею.
С помощью стека, шила, спицы, иглы, скальпеля или любого другого подручного инструмента делаю отверстие в голове в месте крепления шеи.
И потом с помощью вязального крючка вынимаю содержимое головы – фольгу и туалетную бумагу. Шкурю отверстие под шею, придавая ему правильную округлую форму. На фото видно, как выглядит голова куклы после выемки содержимого ).
На этом работу над лепкой головы сувенирной куколки можно считать законченной.
Во втором мастер – классе, посвященном этой малышке, я покажу, как можно расписать подобную куколку.
Спасибо за внимание, если возникнут вопросы, буду рада ответить.
Приятного творчества!
Оксана.
www.livemaster.ru
Еще немного классики: лепка головы
В этой статье, адресованной начинающим долмейкерам, вы найдете информацию о том, как слепить голову куклы из fimo.Начнем с того, что сделаем каркас головы из алюминиевой фольги. Для этого отрежем квадратный кусок фольги, и соберем уголки квадрата вместе, образуя форму парашюта. «Парашют» размещаем на конце стержня для лепки, и сминая фольгу, формируем овал головы и шею.
Разомнем в руках кусочек фимо, так чтобы с ним можно было работать. И затем покроем им равномерно алюминиевое ядро головы так, что она была плоской со стороны лица.
Чтобы разместить на поверхности лица стеклянные глаза, наметим их расположение. Обычно они располагаются чуть выше середины лица. Проведем горизонтальную линию на уровне расположения глаз и вдавим глаза в пластик.
Теперь возьмем два небольших кусочка пластика для верхних век, раскатаем их между ладонями и немножко сплющим. Получившуюся форму размещаем над глазами, как на рисунке 6.
Затем следует хорошо загладить швы. По возможности старайтесь заглаживать пальцами, потому что тепло рук делает материал более податливым. Кроме того, для заглаживания швов можно использовать стек. Не следует заглаживать швы по направлению к глазу.
Нижние веки делаются точно так же как и верхние.
После того как вы сделали и хорошо загладили веки, можно приступить к созданию формы лица. Вылепите форму для лба как на рисунке 11 и поместите ее на лоб. Другой подобный кусок поместите на нижнюю часть лица. Всё следует хорошо прикрепить, и разгладить пластик. При разглаживании старайтесь не задевать глаза!
Далее возьмите небольшой кусок пластика для носа. Лучше взять немного больше, чем требуется, так как намного проще удалить излишки материала, чем добавлять недостающее. Слепите из куска примерную форму носа и прилепите к голове. Посмотрите на фигуру с разных сторон, чтобы убедится в соответствии выбранной форме носа лицу.
И снова нужно загладить швы. Начинать заглаживать лучше в области между глаз по направлению от них. После заглаживания швов пальцами придайте носу подходящую форму и разгладьте поверхность.
Используя круглую деревянную палочку сделайте ноздри.
Теперь перейдем к губам. Начнем с верхней. Для этого нужно скатать колбаску из кусочка фимо и немного сплющить ее, после чего прикрепить под носом. Стеком загладьте швы и придайте верхней губе необходимую форму. Разгладьте поверхность влажным пальцем.
Деревянным стеком немного вдавите фимо под верхней губой для того, чтобы в это углубление поместить нижнюю губу. Снова скатайте колбасу и поместите ее в углубление, загладьте швы и придайте губе необходимую форму. Затем добавьте немного пластика для образования щек. Посмотрите на голову с разных сторон, скорректируйте линию челюсти, убедитесь, что все неровности хорошо заглажены. Затылок может получиться немного плоским, так что вы можете добавить туда еще немного пластика для образования правдоподобной формы головы.
Теперь перейдем к ушам. Скатайте 2 одинаковых шарика подходящего размера, а затем сплющите их и придайте им треугольную форму, после чего отрежьте по одному углу от каждого треугольника. Теперь прикрепите уши к голове, загладьте стеком швы и придайте ушам необходимую форму.
Теперь снова оглядите голову со всех сторон, чтобы убедится, что все сделано верно, и все неровности заглажены. Если вам все нравится, запеките голову в духовке при температуре, указанной на упаковке материала. Внимательно следите за тем, чтобы температура в духовке была именно такой, которая требуется для запекания. В этих целях лучше использовать специальный термометр. После запекания старайтесь не трогать скульптуру до полного остывания, иначе она может потрескаться.
Теперь голову можно расписать акриловыми красками, и сделать парик. В данном случае для парика было использовано боа.
источник www.myjane.ru
По материалам members.home.nl
master-klass.livejournal.com
|
|
funer.ru
Урок ИЗО на тему «Лепим человека из пластилина. Голова и лицо человека» (1 класс).
Урок ИЗО в 1 классе (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Тема. Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека.
Цели: формирование изобразительных умений и навыков работы с пластилином на основе лепки лица человека.
Задачи
Образовательные – учить выполнять изображения лица человека; формировать пластические умения и навыки работы с пластилином; объяснять, чем похожи и в чем разные люди; знать, как называются разные части тела человека. Оценивать критически свою работу, сравнивая ее с другими работами
Развивать навыки работы в технике лепки.
Коррекционные – коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; развивать наблюдательность; внимательность, интерес изобразительному искусству;
Воспитательная – содействовать воспитанию эстетической восприимчивости.
БУД
Личностные положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
адекватные представления о собственных возможностях;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Оборудование: для учащихся – пластилин, дощечка, стек, картон с изображением лица, образец, видео материал, салфетки.
Ход урока
Орг.момент
Ребята! Подготовились ли вы к уроку? Сейчас мы это проверим!
Для того, чтобы узнать, что мы будем изображать на этом уроке, вам надо послушать стих и проследить за рисованием (педагогический рисунок).
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик,-
Получился человечек!
-Так кто у нас получился? Что такое рожица? (Лицо).
Сообщение темы и цели.
Сегодня мы узнаем, как изобразить лицо человека с помощью пластилина как настоящие скульпторы.
Вспомним, что такое пластилин.
Новый материал
Рассказ учителя.
Что такое скульптура?
Скульптура один из видов изобразительного искусства.
Скульптор – человек, который делает скульптуры.
Познакомимся с материалами, которыми работает скульптор.
Это металл, камень, бронза, гранит, дерево, глина, фарфор, бронза, камень, стекло.
Дети лепят из пластилина, глины, теста.
Из пластилина можно слепить игрушки, животных, человека.
Его можно сделать печальным, весёлым, сидящим, бегущим, спящим, играющим и т.д.
Рассмотрим изображение человека.
Кого мы называем человеком? Это маленький мальчик или девочка, это мама или папа, любой мужчина или женщина, дедушка или бабушка.
Каждого из них можно назвать человеком.
Много человек называют одним словом – люди.
Чем похожи люди?
В чём они разные?
Это важно знать, когда мы хотим изобразить человека или разных людей.
У всех людей есть тело, которое состоит из частей. В этом все люди похожи.
Работа по странице 70 учебника.
Назови части тела у человечка из пластилина.
Покажи части тела на человечке и на себе.
Задание: собери готовые части тела человечка из пластилина, соедини их так, как показано на образце.
У каждого человека есть лицо.
Работа по странице 72 учебника.
Рассмотри картинки. Назови части головы и части лица. Посмотри, как части лица
нарисованы и где они нарисованы.
Рассматривание образца. Его анализ.
Показ с объяснением выполнения работы.
Повторение по иллюстрациям в учебнике.
1. Разомни пластилин нужного цвета и размажь его внутри формы головы и лица.
2.Стекой нарисуй волосы, глаза, нос, рот, брови. Слепи волосы, части лица и наложи на голову и лицо.
Повторение последовательности работы, правил техники безопасности при работе с пластилином.
Пальчиковая гимнастика
Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.
Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от рассматривания своей работы. Сравнение своей работы с работами одноклассников и ее оценка.
Выставка детских работ.
Оценивание.
Итоги.
-Кого мы изображали?
-Как мы это делали?
Рефлексия.
-Понравился вам урок?
-Получился ли у вас человечек?
-Расскажи стишок.
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик,-
Получился человечек!
infourok.ru
голову, лицо, руки, глаза, нос, зубы, уши
И так как лепить человека из пластилина поэтапно благодаря простой схеме выполнения? Одним из видов изобразительного искусства является лепка из пластилина. Множество различных композиций и объемных образом можно воссоздать при помощи пластических материалов. Лепка пластилином богата и разнообразна своими возможностями и доступна любому, даже самому маленькому почемучке. Чтобы поближе познакомиться с данным видом изобразительного искусства достаточно начать с самого простого. Например, с лепки человечка. И так приступим, как слепить человека из пластилина, схема простая, поэтапно. Приступим к самой простой лепки фигуры человека из пластилина. В конце вас ожидает видео как слепить человека из пластилина.
Лепим человека
Творить фигуру человека из пластилина своими руками одно удовольствие и наслаждение. Пластилин легко разминается руками и не твердеет без дополнительной обработки. Пластилин имеет маслянистую основу, поэтому не стоит работать с ним на поверхностях, которые могут испортиться из-за жира. Лучше всего использовать в качестве поверхности для лепки кусок линолеума или картона. Если не существует возможности найти подходящую поверхность, можно купить специальный набор, в котором имеется нож для резки пластилина, различные формы для лепки и, конечно же, специальная доска. Пластилин имеет свойство прилипать к поверхности, поэтому перед началом работы нужно смочить доску водой.
Человек из пластилина
Итак, приступим к лепке скульптуры человечка сделанного из пластилина. Для этого нам потребуется несколько видов пластилина, нож для его резки и несколько зубочисток. Желательно, чтобы кроме пластилина с обычной расцветкой присутствовал несколько кусочков телесного цвета. Данный цвет пластилина можно также получить при смешивании белого, красного и желтого. При этом должны соблюдаться пропорции 6/2/1.
Лепим голову человеку из пластилина
Начинаем лепить голову человека из пластилина своими руками. Для того что бы слепить голову необходимо сделать овал и вырезать ножиком рот. После этого человечку нужно сделать улыбку, вставляя зубки, сделанные из белого пластилина. Перейдем к более подробным деталям как слепить лицо человеку из пластилина.
Лепим зубы
После того, как у человечка появились зубы, нужно изготовить губы. Для этого необходимо раскатать тоненькую полоску и поместить ее вокруг рта. Из маленького кусочка пластилина красного цвета нужно сделать язык.
Нос человека
Дальше нужно слепить фигуре человека из пластилина нос в виде капельки и поместить его чуть выше рта. Прикрепив его к голове, сделайте ноздри при помощи зубочистки.
Как слепить глаза фигуре человека
Самым интересным элементом среди прочих являются глаза человека. Для этого нужно слепить два белых шарика и разместить их на голове выше носа. Сделав это, можно перейти к лепке зрачков и век. Также нужно не забыть сделать человечку брови. Меняя формы рта, глаз и бровей, можно показать различные вариации мимики нашей композиции.
Лепка ушей
Уши человека из пластилина можно слепить любых размеров, главное, чтобы они были симметричными. Прикрепите их по бокам на уровне носа, подвернув их немножко внутрь.
Прическа фигурке человечка
Делаю прическу человеку из пластилина своими руками можно проявить фантазию. Можно оставить лысину или изобразить разнообразные головные уборы, например, сделать колпак или рыбацкую панамку.
Голова человека из пластилина которую вы сделали самостоятельно полностью готова. Можно перейти к лепке всего остального. Для начала сделаем ноги (нижнюю часть). Лепим ботинки и вставляем для прочности в них одну или две зубочистки. После на зубочистки закрываем штанами, которые можно сделать из пластилина любого цвета. Затем, насаживаем торс на оставшиеся штырьки.
Делаем руки из пластилина человечку
Для того чтобы сделать руки необходимо раскатать две симметричные колбаски и прикрепить их на торс, где они собственно и должны располагаться. Самой сложной задачей при создании рук – это лепка пальцев. Нужно сделать заготовку в виде овала, и аккуратно ножиком вырезать их. После этого пальцам придается эстетический вид.
Крепим голову к туловищу фигуры
Осталось прикрепить голову к туловищу человеку. Для этого нужно вставить несколько зубочисток в торс и соединить при помощи их шею. Вот и все, простенький человечек из пластилина сделанный своими руками готов. И не забывайте соблюдать пропорции. Хотя творческим людям не стоит ставить ограничения!
Поэтапно видео о том как слепить человека пластилином
Видео как сделать человека паука из пластилина своими руками
sovetprost.ru