Урок изобразительного искусства в 5-м классе «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни»
Цели урока:
- формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
- развитие навыков работы в технике «оригами»;
- повторение сведений об изученных ранее русских народных промыслах.
Оборудование урока:
для учителя:
- учебная таблица «Древо жизни в славянской мифологии»;
- инструкционные карты выполнения поделок в технике «оригами»;
- учебная таблица «Изображение Древа жизни в русских народных росписях»;
- иллюстрации к уроку.
для учащихся: цветная бумага для оригами, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с представлениями древних славян о мироздании, выясним, какое символическое значение имело Древо жизни, как оно изображалось в народном искусстве. Затем выполним практическую работу и обсудим ее при подведении итогов урока.
На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба (рисунок 1). Седьмое небо. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай». А еще Ирий называли островом Буяном. Например, существует старинный заговор от зубной боли: «На море, на окияне, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц. Переселись ты, зубная боль, к зайцу!»
Ответ учащихся: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина.
– Правильно, ведь название острова в сказке не случайно – поэт продолжает традиции русских сказаний.
В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. Мы можем видеть их в мезенской, хохломской, пермогорской и других народных росписях (рисунок 2). У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил (достаточно вспомнить конька на крыше деревенского дома). У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.
– «Дерево от плодов, а человек от дел познается».
Русские художники часто изображают могучие деревья на своих полотнах как неотъемлемую часть русской природы. Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина «На севере диком…» — это гимн стойкости, жизнелюбию. Образ Древа жизни, дошедший до нас из глубины веков, вдохновляет и современных художников – вот так художник-график Юрий Селиверстов представил себе Древо познания (рисунок 3).
Вслушайтесь в словосочетание: Древо Жизни. Жизнь каждого человека можно представить как дерево. Представьте себе свое дерево жизни – высокое, с пышной кроной и великолепными плодами. Как вы считаете, что является почвой для корней нашего дерева жизни, откуда мы берем жизненные соки?
– А что самое главное в семье, что ее объединяет и укрепляет?
– Любовь.
-Верно, только любовь и уважение членов семьи, их поддержка друг другу помогает семье во всех невзгодах. Что еще помогает нашему дереву жизни расти, дает необходимые жизненные силы?
– Знания.
– Чувство долга.
– Любовь к Родине.
– Представьте себе ствол вашего дерева жизни. Ствол – это символ возвышения, восхождения к вершинам познания. Каким бы вы хотели его увидеть и что, вы считаете, для этого нужно сделать?
– Необходима стойкость, умение противостоять «жизненным ветрам».
– У нас на Камчатке растет каменная береза. Ствол ее причудливо изогнулся под сильными ветрами. Но мы любуемся ею: камчатские поэты воспели каменную березу в стихах, художники изображают на своих полотнах. Как вы думаете, почему?
– Потому что, несмотря ни на что, дерево стремится вверх, к солнцу, к жизни, дает приют птицам, тень и укрытие от ветра – людям.
– Давайте представим себе крону нашего воображаемого дерева жизни, в которой вызревают плоды или распускаются цветы. Как вы ее себе представляете?
– Подведем итог нашей беседы. Древо Жизни, по представлению древних, это центральная ось Вселенной, оно объединяло вокруг человека весь окружающий мир. Мировое Древо – это символ бесконечности и повторяемости жизни, отражение размышлений людей о бессмертии человечества – как семя, брошенное в землю, снова возрождается к жизни, так и человек, умирая, продолжает жить в своих потомках. Образ Мирового Древа – древа жизни или познания – существует в культурах многих народов мира.
Далее учащиеся работают самостоятельно, в группах по 4-5 человек. В конце урока любая группа, по желанию, представляет свою работу, объявляет ее название, анализирует, какое дерево у них получилось. Если времени в конце урока достаточно, мы заслушиваем выступления всех групп.
В последние две минуты урока учащимся предлагается заполнить таблицы самооценки, по которым позднее можно определить результативность урока (рисунок 10). Таким образом, учащиеся сами оценивают свою работу и выставляют себе отметку за урок.
РИСУНОК 1
ДРЕВО ЖИЗНИ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ
(учебная таблица)
РИСУНОК 2
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДРЕВА ЖИЗНИ
В РУССКИХ НАРОДНЫХ РОСПИСЯХ
(учебная таблица)
Мезенская роспись | Хохломская роспись |
Городецкая роспись | Пермогорская роспись |
РИСУНОК 3
РЕПРОДУКЦИИ К УРОКУ
Ю.Селиверстов «Древо познания»
(литография, 1972)
И.И.Шишкин
«На севере диком…»
РИСУНОК 4
РАБОТА УЧАЩИХСЯ
РИСУНОК 5
РИСУНОК 6
РИСУНОК 7
РИСУНОК 8
РИСУНОК 9
РИСУНОК 10
5 класс, урок провела 29 октября 2014 года. | № урока 8 | Тема урока | Древние образы в искусстве. Древо жизни — символ мироздания. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||||
Задание | Живописная композиция «Дерево» | ||||
Цель урока | Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа. | ||||
ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | Учить, знакомить:
| |||
Развивающие | Развивать:
| ||||
Воспитывающие | Воспитывать:
| ||||
Оборудование | Для учителя: презентация по теме урока, бумага, кисти, кисти (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон, гуашь (желтая, красная и черная) для демонстрации приемов работы. Для учеников: бумага, гуашь ( желтая, красная и черная), кисти (1 широкая плоская, 1 или 2 тонких), вода палитра, губка, поролон. | ||||
Планируемые результаты | Личностные: формирование целостного, социально — ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств. Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи). | ||||
Ход урока | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ||
1. Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и тихо сели. Проверка готовности к уроку. | Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Личностные УУД: -способность к самооценке; — положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД: — организовывать контакт с одноклассниками. | ||
2. Введение в тему урока | О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Мы говорили о древних образах в искусстве. Давайте вспомним, какие образы любимы народом? Что больше всего люди любят изображать на картинах, в вышивках, в росписях? А о каком из древних образов мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку: Летом шубу надевает, зимой снимает. Мы будем сегодня говорить о дереве, а тема нашего урока: «Древо жизни – символ мироздания». Какие слова вам знакомы и понятны (древо- дерево, жизнь). Что в теме урока непонятно, вызывает вопросы? Как вы понимаете смысл фразы — символ мироздания? (образ всего мира). СЛАЙД 1 | Рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: — положительное отношение к уроку; — положительное отношение к познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: — вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; — слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | ||
3. Актуализация знаний. | Поняли ли вы, чему будет посвящена тема нашего урока? Миру деревьев. Как вы думаете — каким будет творческое (практическое) задание по теме? (изображение дерева). Ребята, а мне кажется, что за пять лет учебы в школе вы узнали о деревьях всё. Так ли это? Нужен ли нам этот урок? Что он даст нам для жизни? Давайте подумаем ( этот урок даст нам новые знания, поможет понимать, любить, беречь и охранять природу, научит правильно изображать- рисовать деревья). | Рассуждают об актуальности новых умений и знаний. | Личностные УУД: — желание приобретать новые знания, умения; — положительное отношение к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: — вступать в учебный диалог с учителем -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; — слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: — делать обобщения, выводы. | ||
4. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Ребята, а у вас есть любимое дерево? Какое и почему? Как вы думаете, какое значение лес имеет в жизни человека? Какое значение может иметь для человека отдельное дерево? -дает тепло -защищает -очищает воздух -дает материал для строительства -кормит -лечит -обувает, дает краски и т.д. Мог ли в древности человек выживать без деревьев, без леса? А современный человек? Вот поэтому дерево и было для человека центром всего мироздания, символом жизни и продолжения рода. СЛАЙД 2 Люди всегда считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, взамен срубленного всегда сажали новое: «Йывăç вырăнне йывăç ларт» (Вместо срубленного дерева посади другое), говорили чуваши. К деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. У чувашского народа.почти в каждой деревне были священные деревья Киремет. СЛАЙД 3. Им люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились, задабривали злых духов, просили хорошего урожая. Есть в нашей местности места, связанные с Киремет? (Киремет варĕ, Киремет вăрманĕ (овраги и леса, где совершались жертвоприношения священным деревьям)). Дубы, вязы, березы относились к заповедным, священным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер. Ивы в деревнях охраняли от пожара и стихийных бедствий. Чуваши при строительстве сарая для скота использовали вяз, чтобы оберегать скотину, чтобы она лучше плодилась. «Хурама пек хунтăллă пулччĕр»,-говорили они о домашней живности (вяз очень кустится, ветвится при росте и имеет густую крону, поэтому желали, чтобы живность давала хороший приплод) . Также наши предки особо почитали дуб – юман. «Ватă юман-асатте» (старый дуб-дедушка_, «Юман – авалхи чăвашсен йăх палли» (дуб-символ чувашского народа), «Юман асамлă таса йывăç» (дуб-священное чистое дерево). В Ильинском лесничестве Моргаушского района имеется дуб, которому больше 300 лет. Он является памятником природы. Образ дерева — один из древнейших и любимейших символов в искусстве. Благодаря древу жизни человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. СЛАЙД 4 Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей развития. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира полностью помещалась по древу. СЛАЙД 5. Где вы еще видели использование образа дерева? В сказках, мифах. Продолжите строчку А.С.Пушкина: «У Лукоморья …», какое чудесное дерево было перед дворцом князя Гвидона? Это тоже образы древа жизни. СЛАЙД 6. Скажите ребята, а можно семью сравнить с деревом? Семья похожа на дерево, СЛАЙД 7. есть корни-предки, ствол-родители, ветки и плоды –детки (иногда родственников располагают в обратном порядке, на ветках располагают старшее поколение, ближе к корням-младшее). При составлении своей родословной-семейного дерева рисуют генеалогическое древо. Если родственников много, то можно составить целую рощицу из деревьев, показывающих родственные связи.
СЛАЙД 8. Вы знаете, что в этом году отметили трагическую дату: 10 лет назад в школе в г.Беслан произошла страшная трагедия. Террористы захватили школу и удерживали в заложниках детей, родителей и учителей. В этой трагедии погибло более 300 детей и взрослых. В память о погибших спроектировали памятник «Древо скорби», которое тоже является символом жизни, древом жизни. Ствол как бы состоит из фигур четырех скорбящих женщин, которые держат на своих вытянутых руках-ветках безвременно ушедших детей – ангелов. А дети – это продолжение жизни, это цветы и плоды дерева. Без плодов у дерева нет продолжения жизни. Образ дерева используется в геральдике, то есть в символике государств, располагается на гербах городов, районов. Ребята, вы ежегодно активно участвуете в конкурсе на знание государственных символов. В символах каких государств вы видели образ древа жизни? СЛАЙД 9. «Дерево жизни» — главный элемент новых государственных символов Чувашской Республики — герба и флага, принятых 29 апреля 1992 года. Автор государственных символов Чувашии — народный художник Чувашии Элли Михайлович Юрьев. В центре щита расположена эмблема «Древо жизни», выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, «Древо жизни», как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. СЛАЙД 10. А теперь на слайде символы нашего Аликовского района. Что вы там видите? И на флаге, и на гербе также располагается древо жизни. Автор символов нашего района – заслуженный художник Чувашии А.В.Данилов. | Слушают учителя. Размышляют над ролью лесов и деревьев в жизни человека. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают живописные и декоративные произведения, анализируют их. Рассматривают использование образа древа жизни в ДПИ и в Чувашской геральдике, в геральдике своего района. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства. | Личностные УУД: -положительное отношение к учению и познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; — стремление к красоте. Познавательные УУД -слушать, извлекая нужную информацию -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; — осмысление и переработка полученной информации. — умение работать с учебником. — делать обобщения, выводы; — анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; Коммуникативные УУД: — вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | ||
5. Динамическая пауза | Давайте немного отдохнем. Проводится физкультминутка. Ветер дует нам в лицо (взмахи руками). Закачалось деревцо ( наклоны в сторону). Ветерок все тише-тише (медленно приседаем). Деревцо все выше-выше ( встаем на цыпочки и тянемся вверх). | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. Коммуникативные УУД: — совместная деятельность при выполнении физических упражнений в игровой форме. | ||
6. Первичное закрепление изученного материала | Ребята, давайте теперь сделаем выводы. Почему художники любят изображать деревья в своих произведениях? — что символизирует образ дерева в народном сознании? Почему? В каком порядке на образе дерева в древности располагали все живое? — каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему? | Осмысляют и перерабатывают полученную информацию. Отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД — осмысление и переработка полученной информации. — умение работать с учебником. — делать обобщения, выводы; Коммуникативные УУД: — вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; — слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | ||
7. Постановка цели и задач урока | Сегодня мы с вами будем изображать дерево. Как вы думаете, что нам необходимо узнать нового для выполнения задания, чему новому научиться? Давайте вместе определим задачи нашего урока. — научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок ; — узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством. | Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают о предстоящем задании. Определяют задачи урока: — научиться правильно изображать дерево, узнать, как, в какой последовательности выполнить рисунок; — узнать, как рисовали деревья знаменитые художники, познакомиться с их творчеством. | Личностные УУД: — положительное отношение к уроку; — положительное отношение к познавательной деятельности; Регулятивные УУД: -умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы; — определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке; Коммуникативные УУД: — вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; — слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | ||
8. Усвоение нового учебного материала | Полюбуемся произведениями И.И.Шишкина. «Царь лесов» — так называли современники Ивана Ивановича Шишкина(1832—1898) , великого русского живописца и поэта леса. Он писал и рисовал деревья, воспевал их красоту. СЛАЙД 11. Что вы чувствуете, глядя на эти картины? («Березовая роща» и «Дубы»).Есть ли схожесть у картин . Какая? Чем отличаются? Где располагался художник, когда писал эти две картины (в тени за деревьями,а свет пробивается через мозаику листьев). А почему мы чувствуем эту прохладу? Какие цвета использует художник в тени? На солнце? Хотелось бы вам сейчас оказаться на месте художника? Почему? А теперь рассмотрим следующие картины. Есть ли среди них знакомые? Где вы их видели?. СЛАЙД 12. Давайте внимательно рассмотрим стволы зимних деревьев. Одинакова ли их толщина и как она изменяется по мере роста дерева? Рассмотрим, как располагаются ветки на стволах. | Слушают учителя. Рассматривают произведения живописца, в которых главным персонажем является дерево как древнейший символ вечно живой природы. Определяют, какими изобразительными средствами выражает художник свое отношение к дереву как наиболее почитаемому явлению природы. Получают удовольствие от созерцания произведений искусства. ( слайды) | Личностные УУД: -положительное отношение к учебной деятельности; Познавательные УУД: — осознавать познавательную задачу; -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; — анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; — слушать, извлекая нужную информацию; — осмысление и переработка полученной информации. | ||
9. Усвоение и закрепление нового учебного материала в творческой практической деятельности | Теперь мы попробуем выполнить вместе со мной рисунок дерева, которое уже сбросило листья и ждет зимы. Как вы думаете, почему я выбрала дерево без листьев? ( У него хорошо виден ствол и ветви). Работать мы будем сразу кистью и красками, вместе со мной. В итоге нашей практической работы должна получиться примерно такая картина. СЛАЙД 13. Как расположим лист альбома? Почему? Давайте определим этапы нашей практической работы:1) определить задний план, фон, его цвет; 2) правильно нарисовать ствол и ветки; (Учитель рисует на ватмане на доске). Начнем с фона, определим место, где у нас будет солнышко. Берем желтую краску, тонкую кисть и рисуем круг в центре. На палитре в желтый добавляем капельку красного, получаем оранжевый и дорисовываем ореол. Берем губку (сухую) и аккуратно по кругу моделируем плавный переход желтого в оранжевый, другим чистым концом губки моделируем переход оранжевого в красный. Красным заполняем все остальное (тут пригодится широкая кисть) Пока фон подсыхает, сделаем небольшую паузу. | Выполняют творческое задание согласно условиям, повторяя за учителем все этапы построения. Анализируют свою работу, сравнивают с образцом. Вносят необходимые исправления и дополнения в рисунок. Выражают в творческой работе свое отношение к природе. | Личностные УУД: -положительное отношение к учебной деятельности; — освоение новых видов деятельности; — участие в творческом, созидательном процессе; -способность к самооценке своих действий; Познавательные УУД: — осознавать познавательную задачу; -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; — анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; — слушать, извлекая нужную информацию; — осмысление и переработка полученной информации. Регулятивные УУД: — принимать и сохранять учебную задачу; — действовать по плану; — контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: — доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка. | ||
10. Динамическая пауза | Физкультминутка. Давайте нарисуем в воздухе закатное солнышко (делаем большие круги руками) и потянемся к небу, как деревце (встаем на цыпочки и тянемся вверх). Молодцы, продолжим нашу работу. | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья | ||
11. Продолжение практической деятельности | Приступим к рисованию дерева, это самое сложное. Берем черную краску и намечаем ствол, основные ветки. Краски берем чуть — чуть. (после промывки кисть просушиваем в губку, краску берем сухой кистью иначе линии и веточки могут потечь) Тренируем степень нажатия: в основании веточки сильнее, вытягивая, постепенно уменьшаем давление и веточка истончается. Если кисть подкручивать, то получим коряжистую, волнистую веточку. Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево. Изображая дерево, будем внимательно следить за направлением веток. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Работаем аккуратно, не спеша. ( Целевой обход учителя) | ||||
11. Рефлексия | Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились? Что вам больше всего понравилось на уроке? А что не понравилось? Что получилось? Что не получилось? Почему? Давайте посмотрим на наши работы. Нравятся ли вам они? Если не нравится, то почему? У кого, по вашему мнению, самая удачная работа? Почему? Мне очень понравилась ваша сегодняшняя работа. Вы смело работали без предварительного наброска, работали аккуратно, и у вас все получилось. Молодцы! | Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Обсуждают творческие работы одноклассников. | Личностные УУД: — положительно относиться к учению. Регулятивные УУД: — адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: — адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам. | ||
12. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: сделать набросок любимого дерева карандашом. | Записывают в дневники домашнее задание | Личностные УУД: — ответственное отношение к учению. |
Рисунки учащихся школы №2116 — Вид категории: Древо жизни
Рисунки учащихся школы №2116
Главная » Декоративно-прикладное искусство России. Истоки » Древо жизни К обзорной странице категории Общее количество фотографий во всех категориях: 1,340
Доступ ко всем фотографиям вместе: 1,606,233
Сортировка по Основные настройкиДатаНазваниеПо возрастаниюПо убыванию
22 фото в этой категории
- 5 класс
- Доступ: 1934
- Описание: гуашь
- 5 класс
- Доступ: 2847
- Описание: гуашь
- Древо жизни
- Доступ: 1919
- Описание: 5 класс
- Символы и знаки. Древо жизни.
- Доступ: 1604
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 6652
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 2398
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1628
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1549
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 7766
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1773
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1692
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1589
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1559
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1251
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 1396
- Символы и знаки. Древо жихни
- Доступ: 1362
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 2617
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 2987
- Символы и знаки.Древо жизни
- Доступ: 1332
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 2515
- Описание:
5 класс
- Символы и знаки. Древо жизни
- Доступ: 2401
- Описание: 5 класс
- Древо жизни
- Доступ: 1896
- Описание:
Символы и знаки
Древо жизни
5 класс
22 фото в этой категории
TOP 12: Лучшие оценки — Самые новые — Последние комментарии — Самые популярные Ограниченные КатегорииОбщее количество фотографий во всех категориях: 1,340
К обзорной странице категорииПрезентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: Презентация к уроку по теме: «Древние образы в народном искусстве. Древо жизни.»
Слайд 1
Древние образы в народном искусстве. Древо жизни. Презентацию составила: Насонова Наталья Анатольевна у читель изобразительного искусства МКУОШИ «Салемальская ШИС(П)ОО» Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное образование Ямальский район Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат « Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»Слайд 2
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых . Символика древних славян
Слайд 3
Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков: Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами. Символика древних славян
Слайд 4
Символика древних славян Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. А делал он это при помощи искусства. Из отдельных элементов и их сочетаний выстраивался узор.
Слайд 5
Символы солнца Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.
Слайд 6
Символы земли Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента .
Слайд 7
Символы воды В древности, люди связывали воду с хаосом, с рождением (плетение волн), с речью, с веткой, с женскими волосами (они подобны дождю). Вода является источником жизни. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Волнистая горизонтальная линия –вода. Вертикальная волнистая линия – дождь
Слайд 8
В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. Птицы символизировали свет, тепло . Образ птицы
Слайд 9
Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Образ коня
Слайд 10
Древняя богиня Женская фигура (берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.
Слайд 11
Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце. Берегиня. Макошь.
Слайд 12
Мировое древо — олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. Это также посредник между мирами — своеобразная дорога, мост, лестница. О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок, этот символ нашёл отображение в орнаментике многих народов. Мировое дерево
Слайд 13
Древо жизни С мировым деревом соотносятся три первоэлемента мира: ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Слайд 14
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это мировое дерево (космическое, небесное, Древо жизни). Мезенская роспись Хохломская роспись Городецкая роспись Пермогорская роспись
Слайд 15
Задание: Рисунок на тему древних образов. Работая над образами древа жизни, матери – земли, птиц, коней, солнца, используйте гуашь, восковые мелки, акварель, фломастеры.
Презентация по ИЗО «Поэтапное рисование деревьев» (1-5 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по ИЗО «Поэтапное рисование деревьев» (1-5 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Что общего у всех деревьев? Конечно, ствол и ветки. Ствол — это самая толстая часть дерева. Ветки расположены вдоль ствола и направлены вверх. Самая толстая часть ствола около земли, а самая тонкая — на верхушке. Самые короткие ветки расположены ближе к верхушке, а самые длинные — ближе к основанию ствола.
3 слайд Описание слайда:Первый этап. Основой дерева является его ствол. Поэтому рисование дерева нужно начинать со ствола. Сверху ствол тоньше, а внизу толще. Если мы рисуем кисточкой, то верх ствола нужно рисовать её кончиком, а низ — нажимая всей кистью.
4 слайд Описание слайда:Второй этап Это изображение крупных, главных веток. Они рисуются так же, как ствол: вверху тоненькие, а ближе к стволу — потолще. И направлены вверх тонким концом. При этом помним, что ветки на стволе находятся на разном расстоянии.
5 слайд Описание слайда:Третий этап Рисование мелких веток, то есть кроны дерева. Затем рисуем мелкие веточки, которые отходят от больших. Их очень много. Мелкие ветки рисуются одинаковой толщины — они тоненькие, но тоже тянутся вверх — к солнцу.
6 слайд Описание слайда:Берёза А какие деревья растут у нас? Самые распространённые — берёза и ель. Нарисуем берёзу. Но сначала сравним ветки дуба с ветками берёзы. Какая между ними разница? Посмотрим внимательно: в то время как ветки дуба растут большей частью горизонтально и вертикально, то у берёзы ветки очень тонкие и расположены не вверх, они гнутся, свисают вниз и делятся на ещё более тонкие веточки. При ветре они раскачиваются то в одну, то в другую сторону. Такие же свисающие ветки и у ивы.
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:Ёлка Нарисуем ёлку. Какую геометрическую фигуру напоминает нам её силуэт? Помним, что вместо листьев у ёлки хвоинки и она стоит зелёной круглый год, поэтому, рисуя зимний пейзаж, раскрашиваем ёлку зелёным цветом.
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-451667
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийУрок в 5 классе «Древние образы в искусстве. Древо жизни»
5 класс. Урок 8: Древние образы в искусстве. Древо жизни.
Цель: Познакомиться с древними образами в искусстве, с понятием Древо жизни в искусстве народов мира.
Задачи:
1. Способствовать развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости на значении «Мировое Древо» в культурах разных народов.
2. Воспитать любовь и интерес к национально — декоративному искусству.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
4. Совершенствовать условия для ассоциативно-образного мышления и овладения живописно-графическими, композиционными навыками.
5. Учить работать над сообщением.
6. Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой.
На доске плакаты с изображением крестьянской избы, украшенной резьбой; мужской и женской фигур, посуды, игрушек: Каргапольской, Филимоновской, Дымковской.
— Посмотрите на доску. Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?
— Тема урока: Древние образы в народном искусстве». Зачем нужна нам эта тема?
— Как называли себя наши предки?
— Расскажите, как они жили?
— С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
— Внимательно посмотрите на изображение явлений природы. Где использовались эти знаки-символы?
— Зачем украшались жилища, одежда, игрушки знаками природных явлений?
(Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, защиты от грозных стихий и злых духов.)
— Цель нашего урока – понять смысл образа древа в разных видах искусства как древнейшего символа жизни, плодородия, земного блага.
2. Художественный анализ.
1)Одним из базовых архетипов («архетип» – единство мысли и формы), для культуры является первообраз «Мирового древа». «Мировое Древо» встречается в легендах и мифах многих народов мира. Это понятие (космическое, небесное, древо жизни, древо познания, древо плодородия, древо восхождения, антидрево потустороннего мира), воплощает универсальную концепцию мира, само по себе является миром. «Мировое Древо» является центром космоса, другим словами — это символ, заключающий в себе модель мира. В этом качестве оно может трансформироваться в Мировую Гору, первочеловека (мужское или женское божество), мировой столп (храм, колонна, крест, лестница, обелиск, цепь и т.п.), ось мира и ряд других. Так, у горцев место древа занимает гора, делая акцент на незыблемость, неизменность. Для жителей же равнины важнее идея обновления, течения времени и сила.
Часто «Мировое Древо» связывают с элементами стихий. Например, древние Греки и большинство европейцев, выделяли четыре элемента: огонь, землю, воду, воздух. Древо было сопричастно им всем. Оно укоренено в земле, от плодородия зависит его питание. Его поят дожди и почвенные воды. Ствол и крона дерева простерты в воздухе, а солнце, всегда ассоциировавшееся у человека с огнем, дает ему жизненную энергию.
(Демонстрация таблиц, иллюстративного материала)
По вертикали «Мировое Древо» связывает три пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни).
По этим зонам распределяется весь животный мир. Наверху – птицы (орел, сокол, ворон, петух, феникс, жар – птица), зоны вселенной (небесное царство), в середине (зона земли – копытные жертвенные животные — олени, коровы, лошади, антилопы), пчелы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая вверх и вниз), внизу (зона подземного царства – хтонические животные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошка, медведь как спящий в корнях дерева или пещере).
«Мировое Древо» отражено в культуре разных народов, в искусстве: в играх, в живописи, орнаменте, скульптуре, архитектурных сооружениях, обрядах, ритуалах, в философии, в науке.
Образ «Мировое Древо» присутствует в различных текстах: в сказках, баснях, поговорках, в поэзии и мифах.
Типичные мифологические описания «Древа Мира»: «С неба корень тянется вниз, с земли он тянется вверх (Атхарваведа, инд. миф.) или: « Наверху корень, внизу ветви, это вечная смоковница» («Катха – упанишада», индийское дерево «бессмертное», в нем все миры, и никто не может его превозмочь ) или в русском заговоре: «На море на Океане, на острове Кургане стоит белая береза вниз ветвями, вверх корнями». Такие перевернутые деревья изображаются в соответствующих традициях на ритуальных предметах.
С помощью «Мирового Древа» описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни («Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом четыре синицы, по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких»), «Меня есть дерево – на нем двенадцать веток, на каждой ветке тридцать одна сторона у листа черная, другая – белая»), движение от прошлого (корни), через настоящее (ствол) к будущему (ветви), жизнь рода (генеалогическое древо), жизнь и смерть (древо жизни и парное ему, зачастую перевернутое древо смерти), бессмертие (отожествляется с сердцевиной дерева).
Ребята! Вы, наверное, заметили, что понятие первообраз «Мировое Древо» уходит в глубь истории, в далекое прошлое, таинственное и сказочное.
«Мировое Древо» есть в фольклоре многих народов, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
2) Рельеф.
Рельеф (от итал. rilievo — выступ, выпуклость, подъем) — скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения.
На ровной поверхности материала скульптор ваяет изображение фигур и предметов. В рельефе можно изобразить почти все, что доступно в живописи и графике: пейзаж, архитектурный пейзаж, сложные сюжетные композиции и т.д. Поэтому у скульптора, работающего в рельефе, больше простора для фантазии, чем у ваятеля, создающего круглую скульптуру.
Рельеф делят на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф, койланаглиф.
(методичка)
3. Художественное исполнение.
Плакетное искусство.
Плакетка – это произведение медальерного икусствав. Имеет многоугольную или прямоугольную форму.
1. Бумаге придаем форму плакетки – выполнение рисунка древа с плодами.
2. По нанесенному рисунку исполнение рельефного изображения образа древа.
3. Рельефная окантовка.
4. Итог урока.
Учащиеся анализируют работы одноклассников.
— Оцените рисунок соседа по парте и поставьте оценку на обратной стороне рисунка. После окончания урока рисунки положить на стол учителя.
— Что для вас было знакомым на уроке?
…..
— Что нового вы узнали?
— Урок закончен.
Д .з. доделать дома. Фломастеры акварель бумага
Презентация по изобразительному искусству «Древо жизни»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Древо жизни»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Древо жизни ИЗО 5 класс
2 слайд Описание слайда:Древо жизни олицетворяет единство всего мира. Древо Жизни, витраж работы Л. К. Тиффани (1848—1933)
3 слайд Описание слайда:В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю.
4 слайд Описание слайда:В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным свящённым мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым божественный шаман (Один) странствует из одного мира в другой.
5 слайд Описание слайда:скандинавской мифологии мировое древо…
6 слайд Описание слайда:Axis mundi часто фигурирует в виде мирового дерева, соединяющее подземный мир, мир людей и мир богов. Классическим примером мирового дерева является Иггдрасиль из скандинавской мифологии. Это ясень, держащий небесный свод. Под ним ежедневно собирается совет богов. Три корня Иггдрасиля уходят в три мира: в мир людей (Мидгард), мир великанов-ётунов (Ётунхейм), и мир мёртвых (Нифльхейм). У подножья древа бьют три источника (первоначально, видимо, один и тот же): источник судьбы, источник мудрости и источник всех земных рек.
7 слайд Описание слайда:«Вверх корнями, вниз ветвями, стоит вечное дерево ашваттха. Оно называется „бессмертное“, в нём покоятся все миры, и никто не может его превозмочь» (Индийские Веды, Бхагават-Гита). С корнями вверх, с ветвями вниз, ашваттха считается непреходящим; гимны (Силы Саттва, раджас и тамас — то что удерживает в иллюзорном мире) — его листья, кто его знает, тот знаток Вед. Вверх и вниз простираются его сучья, возникшие из гун; объекты (чувств) — (его) побеги; вниз также тянутся его корни, связующие кармой в мире человеческом.
8 слайд Описание слайда:Индия
9 слайд Описание слайда:В тюркской мифологии и впоследствии в казахских сказках фигурировал образ Байтерека. Байтерек своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек, корнями удерживающее землю, а короной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а корона — в небесном.
10 слайд Описание слайда:Байтерек (Астана)
11 слайд Описание слайда:Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.
12 слайд Описание слайда:Де́рево жи́зни — в библейской книге Бытие — особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада, а также посреди улицы Нового Иерусалима. Приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь и имеет листья для исцеления народов.
13 слайд Описание слайда:Пятикнижие сообщает о природе и облике Дерева жизни следующее: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:9)»
14 слайд Описание слайда:Хотя Господь под страхом смерти запретил первому Человеку вкушать плоды с Дерева познания Добра и Зла (Быт.2:17), плоды Дерева жизни запрещены не были.
15 слайд Описание слайда:В иудаизме Согласно еврейскому комментарию, Дерево жизни символизирует Тору, о которой сказано в Притчах Соломоновых: «Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает её» (Прит.3:18). По этой причине деревянный валик, на который наматывается пергаментный свиток Торы, называется «Эц а-хаим» — «Дерево Жизни», а ручки, прикреплённые к нему для разматывания свитка, украшаются изображениями плодов граната — общераспространённого символа жизни на Древнем Ближнем Востоке.
16 слайд Описание слайда:Согласно традиционному еврейскому толкованию, Дерево жизни покрывает своей живительной тенью Эдемский сад, куда попадают души праведников. Оно благоухает пятьюстами тысячами различных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под Деревом жизни сидят праведники, которые толкуют и учат Тору из уст Самого Всевышнего, обитающего среди них.
17 слайд Описание слайда:Египет
18 слайд Описание слайда:В книге Зоар так же есть упоминания о Древе жизни: 92. Рав Паалим он и Мекабциэль — Многодейственное и Собирающее это высокое древо, самое большое из всех. Из какого места вышло оно? Из какой ступени произошло? Вновь указывает нам источник — из Мекабциэль, потому что он — высшая ступень, скрытая, которой никто не видел. Все есть в ней, она собирает в себе весь высший свет. И все исходит из нее. В данном отрывке имеется ввиду что древо — высшая ступени познания для существ нашего мира.
19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:Древние славяне
21 слайд Описание слайда:Барельефы российских храмов
22 слайд Описание слайда:Древо жизни в вышивке.
23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда:Увядающее «древо жизни» Чарльза Дарвина.
25 слайд Описание слайда:Кабалистическое Древо Жизни
26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда:олени у Древа Жизни — армянская керамика
28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:Густав Климт (Австрия 1862-1918)
30 слайд Описание слайда:Людмила Бруевич. Древо жизни.
31 слайд Описание слайда:Волчек Лика. мировое древо жизни
32 слайд Описание слайда:Картины Н.К.Рериха Древо преблагое
33 слайд Описание слайда:Автор: Анастасия Сурова (Испания),
34 слайд Описание слайда:Древо жизни Урабе Элизабет Абстракционизм
35 слайд Описание слайда:Ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F0%E5%E2%EE_%E6%E8%E7%ED%E8 http://www.liveinternet.ru/users/3896575/post139672411/
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-017294
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий