Как сделать театр – Бумажный кукольный театр из бумаги своими руками. Легко купить, а лучше скачать бесплатно и распечатать!

  • Home
  • Разное
  • Как сделать театр – Бумажный кукольный театр из бумаги своими руками. Легко купить, а лучше скачать бесплатно и распечатать!

Содержание

Домашний театр теней: с чего начать

Для того, чтобы посмотреть театральное представление из света и тени, необязательно идти в настоящий театр. Всё это можно устроить дома, используя подручные материалы. Домашний театр теней – увлекательное и полезное занятие для всей семьи. В подготовке и проведении спектакля могут участвовать все, фантазия бьет ключом, сюжет полон неожиданностей, а уровень сложности декораций и фигурок зависит от интереса малышей и времени, которое все готовы этому уделить.

Кукольный театр – это представление с использованием готовых фигурок и декораций. Персонажи вырезают из картона, закрепляют на палочках и двигают ими согласно действию. За счет того, что из картона можно вырезать практически все, кукольный театр теней представляет необозримое поле для полета детской фантазии.
7lQVYSNaA1s.jpg

Что нужно для домашнего театра теней?

1. Источник света — это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.

2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой в стык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран. можно сделать из разложенной обувн коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.

3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.

nAYBJumAfxw.jpg

Полезные советы:

1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.

2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.

3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.

4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.

5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.

6. Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.

5. Начните с небольшого числа персонажей, — двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.

6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – красный и так далее.

7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.

ponaroshku.ru

зачем он нужен и как организовать ~ Я happy МАМА

Театр имеет огромный воспитательный потенциал. Его воздействие на эмоции ребенка очень сильны, ведь дети проживают жизнь вместе с героем на сцене, радуются, переживают, сочувствуют. Так как у них развито конкретно-образное мышление, то именно происходящее на сцене, декорации, игра актеров дает им возможность глубже понять и ярче воспринять знакомые сюжеты и характеры героев.

Самые простые театральные постановки с участием любимых игрушек малыша – это не просто развлечение, но и

возможность для родителей способствовать развитию речи, памяти, творческих способностей, нравственных черт, дружелюбности, расширению кругозора ребенка. Ребенок может приготовить декорации, тем самым проявив себя как художник и дизайнер, продумать костюмы, написать сценарий, сыграть роль. Возможности у театра большие, даже если это всего лишь домашний спектакль.

Игровые театральные приемы используют в своей работе психологи, чтобы помочь ребенку бороться с его страхами, комплексами, неуверенностью в себе. Ребенок начинает меняться сам, без указки взрослого, без его наставлений и упреков. Он учится общаться, так как в театре нужна коллективная работа, проявляются скрытые способности даже у тех детей, которые считали себя ни на что не способными. Они проникаются искусством, его многообразием, ведь театр – это синтез музыки, слова, живописи, хореографии, дизайна. А как известно, искусство способно лечить душу.

В домашнем театре самое важное – помочь ребенку раскрыться, реализовать себя, освободить свое творческое начало. Поэтому строгой критике тут не место. Театральная игра учит ребенка взаимодействовать с окружающими, искать решение проблемы, доводить дело до конца.

Домашний театр для малышей 3-5 лет

Их уже можно вовлекать в подготовку постановки, давая небольшие роли и задания. Разыгрывать сценки стоит по уже знакомой сказке или рассказу. Они любят читать один и тот же сюжет много раз, а небольшой спектакль со знакомыми и любимыми персонажами будет встречен на ура и поможет лучше понять сюжет и прочувствовать эмоции героев. Выбирать для малышей лучше простые сказки, где речь идет о дружбе, взаимовыручке, справедливости и т.д. И постепенно расширять репертуар, чтобы поддержать интерес ребенка.

В таком возрасте дети уже могут играть сами, продолжительность спектакля около 15-20 минут. Это могут быть сказки: “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Репка”, фрагменты из произведений К. Чуковского. До 4 лет кукольный спектакль лучше делать взрослому, а с малышами играть в простые сюжетные сценки с куклами. Спектакль за ширмой можно организовать для детей уже с 6 лет.

Театр для детей 7-13 лет

Это возраст, когда ребенок хочет и может взять на себя целиком театральную постановку. Задача родителя – поддержать детскую инициативу, не препятствовать самостоятельности, а при необходимости – тактично помочь. Важно обговорить главную цель постановки: подарок на праздник, к какой-нибудь дате, развеселить малышей, друзей, близких.

Организация домашнего театра

Вы можете выбрать любое подходящее место в квартире. Кукольные театральные представления можно разыгрывать на столе, полу, сделать домик, небольшую ширму. Для спектакля с ролями стоит подумать над декорациями, но не обязательно делать их сложными, используйте все, что есть в наличии. Из картона, например, можно придумать ширму или вырезать дерево, нарисовать дом и т.д. Особенно детям нравятся костюмы, пусть сами придумывают (в зависимости от возраста) и пытаются воплотить свои эскизы в жизнь. Это прекрасно развивает фантазию, навыки рукоделия, усердие, да и просто весело и интересно.

Несколько примеров, как можно устроить театр дома.

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Смотрите также: 28 идей, чем занять скучающего ребенка Игра теней. Подборка идей для теневого театра Делаем интересный бумажный кукольный театр для деток

ihappymama.ru

как поставить спектакль в своей квартире

Сегодня семьи зачастую разобщены. Даже за общим столом мы не друг с другом разговариваем, а смотрим в гаджеты. Мы потеряли навык общения, привычку говорить — за ужином, ни о чём, просто разговаривать. Лекарством, которое объединит всю семью, может стать домашний театр. Режиссёры-кукольники и лауреаты «Золотой маски» Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов рассказали «Мелу», как поставить спектакль вместе с детьми в квартире.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

К этой идее — сделать домашний театр — можно никак не готовиться, а просто решить, что сейчас мы идём в соседнюю комнату ставить спектакль. Приготовить какие-то самые простые вещи: купить маски или сделать их самим, грим намазать, в простыни завернуться, порепетировать часок — и сыграть спектакль! А можно готовиться вдумчиво. У нас есть друзья, семья с тремя детьми, они очень любят устраивать домашние спектакли и готовятся к показу по полгода. Осенью решают, что будут ставить, зимой мастерят реквизит и декорации, потом репетируют и в конце весны устраивают показ. Так тоже можно. Главное, чтобы выбранный способ всем нравился.

Есть шесть простых шагов для того, чтобы поставить домашний спектакль:

1. Выбрать руководителя постановки

Это обязательно должен быть один человек, взрослый или ребёнок, если у него хватит энергии и желания. Но взрослые всё равно должны как-то поддерживать порядок на репетициях и в процессе подготовки к спектаклю, потому что знают, как бесконфликтно решить спорные ситуации.

2. Выбрать историю

Надо выбрать такую историю, которая бы нравилась всем детям. Совершенно необязательно, чтобы это было что-то из русской классики. Хочется детям ставить «Мадагаскар» — пусть. Задача ведь — не поставить шедевр, а объединить семью вокруг постановки. А можно взять «Пиковую даму» — только рассказать её надо совсем простым языком, чтобы детям было понятно и интересно в это поиграть. Мы однажды ставили «Дон Жуана» с детьми от шести до 10 лет, и было очень смешно, когда на сцене появлялся Кракозябра Дон Жуан. Важно, чтобы все участники получали удовольствие от процесса и чтобы было весело. История для спектакля может быть известна всем, может быть придумана кем-то одним и потом рассказана всем участникам или и написана специально.

3. Распределить роли и места действия спектакля

Может сложиться такая ситуация, что все девочки захотят играть принцесс, а все мальчики — рыцарей. Значит, нужно придумать историю, где будет пять принцесс и два рыцаря (например, принцесса Воздуха, принцесса Воды, принцесса Земли и так далее — равноценные роли). И пусть все вытаскивают жребий, кто кого будет играть.

Жребий — это честно, а дети любят, чтобы всё было по справедливости

А потом нужно обсудить, где вся история будет происходить. Совершенно необязательно — одно место действия. Их может быть несколько: лес, море, дом, космос, Земля, Марс.

4. Подготовка к спектаклю

Кто-то отвечает за подготовку мест действия. Где у нас море? Как его обозначить? «Шекспировской» табличкой на палочке или нарисованными волнами? А дом трёх поросят где? Под столом? Отлично!

Кто-то отвечает за музыку. Она может быть проиграна с мобильного телефона или сыграна вживую на фортепиано, или спета кем-то из участников. Кто-то делает афишу спектакля, билетики и, может быть, даже программку.

При этом каждый отвечает за своего собственного персонажа: готовит ему костюм (из бумаги, старого маминого платья, простыни, занавески — чего угодно), учит текст, накладывает на лицо грим. Можно использовать аквагрим, но лучше купить гримировальные карандаши. С ними у детей меньше возможностей размазать все по стенам. Можно наклеить на ванную бумажку с надписью «Гримёрная», дать детям карандаши, и пусть сами себе рисуют лица.

5. Репетиция

Репетиции должны быть для того, чтобы каждый понимал, что он делает, в какой момент выходит, что говорит и чем вообще начинается и заканчивается спектакль. У домашнего спектакля обязательно должно быть обговорённое всеми участниками начало, середина и финал, иначе может получиться так, что спектакль будет длиться бесконечно, пока кто-то из мам не скажет: «Ну всё, Васечка, нам уже пора домой». Детям ведь сложно остановиться, если им нравится. А когда есть репетиция, то все понимают: вот эта сцена, потом эта, потом та, а потом финал. Всё. Спектакль закончился.

6. Показ

В любом случае, что бы ни произошло, какой бы спектакль ни получился, его ни в коем случае нельзя рассматривать с профессиональной точки зрения и сравнивать с постановками в профессиональных театрах. Про это не нужно забывать. Бывает, взрослые так увлекаются, что начинают расстраиваться из-за несовершенных костюмов и ругаться, что ребёнок не выучил текст, не вовремя вышел, не то надел, испачкался. Ни в коем случае! Важно, что спектакль состоялся, что были овации в конце. Поэтому, кстати, премьерная публика должна отработать свою роль как надо и все необходимые признаки успеха обеспечить: цветы, овации, подарки, поздравления, чай с печеньями после премьеры! Хотя публики может и не быть — можно сыграть спектакль без зрителей, снять его на телефон и потом выложить в соцсеть — и там, в комментариях, получить и цветы, и овации, и признание.


Сколько всё это займёт времени? Можно уложиться даже в час с небольшим. За пять минут рассказываем историю. Ещё за пять минут распределяем роли. 20 минут на подготовку. 20 минут на репетицию. И десять минут — показ. Тогда никто не устанет.

Первые три пункта — история, распределение ролей и подготовка — можно растянуть на какое угодно количество времени, хоть на полгода. Зависит от того качества, которое вы хотите получить. Хотите сложные, изящно сделанные декорации, продуманный грим и специально сшитые для вашего спектакля костюмы? Отлично, но это потребует времени. Готовы завернуться в простыню и карандашами раскрасить лица? Тогда вам хватит получаса.

А вот репетиции лучше уложить в один день со спектаклем, просто чтобы дети не устали и им не надоело. Ведь это у профессионального артиста в профессии заложено повторять, а детям может надоесть по пятому разу читать монолог Буратино. Так что лучше репетиционный период не растягивать. Сократить его до двух часов и в тот же день показать. Или в крайнем случае на следующий день, чтобы дети не успели забыть то, что вчера репетировали.

Какие средства вы будете использовать в своём домашнем спектакле — кукольный театр, теневой театр, сами будете играть, перемешаете все стили и жанры, сами сделаете декорации из картона, или представите, что диван — это море, а шкаф — это гора, совершенно неважно.

Воображение — вот главный инструмент любого театрального представления

Можно вообще не иметь ничего под руками, а просто мелом обозначить места действия на полу, и всё равно всё будет хорошо. Потому что всё это затевается ради того, чтобы поднять друг другу настроение и пообщаться.


Что понадобится для теневого театра

Если с обычными спектаклями всё в целом понятно, то чтобы показать театр теней, нужна отдельная инструкция.

1. Экран

Это может быть любая белая неплотная ткань. Лучше всего подходит плащевка, но если её нет, сгодится любая простыня или бязь. Её можно натянуть на трос. А можно не заморачиваться с тросом и поставить двух взрослых, которые будут ровно держать её с двух сторон и во время спектакля. Они могут одновременно держать экран и рассказывать историю или делать звуковое сопровождение.

2. Лампочка

В «Икее» есть гениальная настольная лампа на гнущейся ножке и на прищепке. В ней один диод. Это важно, потому что один диод даёт чёткую тень, а несколько диодов будут давать размытую тень. Эти лампы абсолютно безопасны. Они не греются, они закрытые, и мы часто даже в профессиональных спектаклях используем именно такие. Ещё эту же функцию гениально выполняет фонарик от айфона. Очень хорошая вещь.

3. Малярный скотч, ножницы, картон для детского творчества, шпажки

Чтобы сделать персонажей теневого спектакля, вам понадобятся малярный, бумажный скотч, ножницы и обычный картон для детского творчества. Персонажей лучше всего вырезать в профиль — тогда сразу понятно, кто это и куда он смотрит. А потом к вырезанной фигурке бумажным скотчем приклеиваете шпажку от шашлыка — или палочку, которой кофе размешивают, из «Шоколадницы» или из «Старбакса». Получается теневая кукла.

Чем кукла ближе к фонарю, тем она на экране больше. Чем она дальше от фонаря, тем она на экране меньше. Если у вас место действие — море, то подносите вырезанные волны ближе к лампе. А кораблик подносите ближе к экрану, и тогда море будет большим, а кораблик — маленьким.

Фото: iStockphoto (WaffleBoo, Choreograph, ampak)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему старшие дети не должны быть няньками младшим братьям и сёстрам

5 альтернатив диснеевским мультфильмам

Как школьная постановка может изменить жизнь учеников

mel.fm

Как сделать театр теней своими руками

Мастер-класс отснят немного хаотично, но я верю, что мы передадим вам нашу идею.

Материалы:

1.Картонный короб.

2. Отрез белой ткани (мы использовали подкладочную ткань).

3.Степлер.

4. Горячий пистолет.

5. Краски.

6. Кисть.

7. Черный картон.

8. Вырубки для печенья.

9. Ножницы.

10. Бамбуковые шпажки.

11. Карандаш.

У коробки отрезаем с одной стороны 4 клапана. Откладываем их в сторону, это будет декор нашей сцены.

С другой стороны 4 клапана распрямляем и усиливаем с помощью скотча наши стены.

Как сделать театр теней своими руками, фото № 1

С помощью степлера крепим ткань. Это наш экран-сцена.

Как сделать театр теней своими руками, фото № 2

Элементы декора экрана-сцены расписываем с помощью красок и крепим горячим клеем.

Как сделать театр теней своими руками, фото № 3

Как сделать театр теней своими руками, фото № 4

Как сделать театр теней своими руками, фото № 5

Наша сцена готова.

Теперь займемся силуэтами.

На черном картоне рисуем или (как в нашем случае — Варя захотела использовать вырубки для печенья) обводим силуэты. Вырезаем их.

Как сделать театр теней своими руками, фото № 6

Как сделать театр теней своими руками, фото № 7

Как сделать театр теней своими руками, фото № 8

Бамбуковые шпажки разрезаем на две половинки и с помощью горячего клея укрепляем на наши силуэты.

Как сделать театр теней своими руками, фото № 9

Как сделать театр теней своими руками, фото № 10

Как сделать театр теней своими руками, фото № 11

Как сделать театр теней своими руками, фото № 12

Все. Наш театр готов.

Как сделать театр теней своими руками, фото № 13

Хорошего вам театрального сезона!

www.livemaster.ru

Как поставить спектакль • Arzamas

Предметный театр

От 1 до 3 участников

Что это такое

Спектакль с предметами — один из самых доступных вариантов домашнего спектакля. Он устроен как кукольный театр, только вместо кукол здесь — любые предметы, которые можно найти дома, — на глазах у зрителей они будут превращаться в героев спектакля. К примеру, вы рассказываете «Куроч­ку Рябу», и зарядка от телефона становится мышкой, разбивающей хвостом-проводом яичко, а чайник, на ручку которого вы надеваете очки, — грустным дедушкой. Благодаря тому, что предмет начинает выполнять не свою функ­цию, и происходит преображение, «чудо театра».

Способ рассказа в таком спектакле — сторителлинг, пересказ сюжета от первого лица. Актер не пытается играть, он выступает именно рассказчиком, и благодаря его от­странению от сюжета прием получается честнее: я Глаша, и я рассказываю вам сказку «Курочка Ряба» — а вовсе не играю Курочку Рябу.

Сколько длится спектакль

Нужно заранее ограничить себя во времени: 7 минут для домашнего дет­ского спектакля — идеально, больше 15 не должно быть точно.

Что понадобится

Помимо самих предметов — героев спектакля, нужно подготовить сцену: спектакль удобнее всего играть на хорошо освещенном столе (может помочь настольная лампа).

Что ставить

Хороший вариант — взять любимую книгу. В ней нужно найти сюжетную линию, где есть проблема и ее решение или изменение героя. Вот, к примеру, проблема в «Колобке»: не сработало. На медведе, волке, зайце песня Колобка работала-работала, а на лисе нет. Почему? Потому что невозможно одним и тем же способом решать все жизненные задачи. Да еще и хвастаться при этом. 

Как ставить

Если вы сильно адаптируете книгу, то нужно писать сценарий. Если вы остав­ляете текст без изменений — достаточно просто собрать в одном месте все нужные кусочки (или заложить закладками в книге). Также нужно выпи­сать всех героев и придумать для них подходящие образы. К примеру, мышь — ботинок с длинным шнурком-хвостом и двумя носками-ушами внутри, мышо­нок — ботинок поменьше. Большая улитка — рулетка, маленькая улитка — скрученный санти­метр. Есть специальные пособия, которые помогут потренировать фантазию, поразмышлять, как можно использовать предмет.

Во что можно превратить
обычные предметы

Если вдруг за время подготовки вы удачно придумали героя, которого нет в книге, — ничего страшного, его вполне можно добавить в сценарий или заменить им кого-то другого. Не обязательно визуализировать всех героев, но всех важных — желательно. И главных героев стоит обозначить особо: например, хорошо, если они все время присутствуют на сцене.

Что важно учитывать: все предметы должны становиться героями на глазах у зрителя, лишь тогда это будет театром. То есть заготовки, к примеру зава­рочный чайник и очки, должны лежать под рукой, но превращаться в персо­нажа — в данном случае в дедушку — они должны только во время спектакля, когда о дедушке впервые заходит речь. Если предметов очень много, то, помимо рассказчика, в спектакле можно задействовать одного-двух участников. 

Сцена из спектакля «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. Фестиваль «КРЯКК», 2013 год

В выборе предметов можно себя ограничить, договориться, к примеру, что сказка создается только из вещей, которые могут оказаться на кухне, в кладов­ке или в маминой сумке. Можно даже придумать красивый заход: например, мама пришла с работы, садится за стол с компьютером поработать, а рядом две ску­чающие дочки, которые начинают играть и ей мешать. Тогда мама решает рассказать сказку, чтобы их увлечь: из сумки достает расческу — она стано­вится ежиком, переворачивает ноутбук — он становится домом и так далее. При этом кроме сумки, конечно, может быть заранее приготовлено много предметов в коробках, на полках вокруг.

Как сделать спектакль интереснее

Развивать действие помогут театральные эффекты. Если нарезать мелко бу­магу и посыпать сцену сверху — получится снег, если направить на кусочки бумаги фен или вентилятор — метель, если мять над героями фольгу — будет молния, положить на стол синий целлофан — море, а если прозрачный целло­фан — лед. Театральные эффекты могут изображать и поворотные моменты: если какой-то герой умирает — можно эффектно вытащить из рукава и под­бросить над ним красный платок. Сюжетные повороты легко показывать также и переменой света или звуками: яичко упало и разбилось — удар ложкой по чашке или хлопок в ладоши.

Спектакль «Сказки из маминой сумки». Режиссер Марфа Горвиц, художник Александра Ловянникова. «Театр Вкуса», 2016 год

Для всего спектакля можно взять саундтрек из любимого фильма (беспро­игрышный вариант, кстати, музыка из фильмов Уэса Андерсона) или просто любимую песню или классическую композицию.

Театр теней

От 3 до 5 участников

Что это такое

Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведет рассказ­чик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезан­ные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и ручные («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зре­лищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за нее, и мы уже видим ее удаляющуюся тень.

Сколько длится спектакль

Оптимальное время для домашнего спектакля — 7–15 минут.

Что понадобится

Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдет простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актеры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на сто­ле — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актер должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответствен­ными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.

Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.

Что ставить

Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.

Как ставить

Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берете историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от шир­мы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.

Сцена из спектакля «Сказка, которая не была написана». Режиссеры Вячеслав Игнатов, Мария Литвинова, художник-постановщик Максим Обрезков. Театр «Трикстер», 2015 год© Международный фестиваль театров кукол «Ковчег»

Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссер — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.

Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К при­меру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на нее дует, и птичка улетает. Еще один удачный прием — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выгля­деть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.

Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.

Как сделать спектакль интереснее

Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меня­ется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же — сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы. Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцен­тов или общего фона.

Театр обозначения

От 3 до 7 участников

Что это такое

Эта театральная форма больше всего будет похожа на тип театра, который наиболее знаком детям: здесь все еще есть рассказчик, но спектакль разыгрывают уже не куклы или тени, а актеры. Отличие в том, что актеры тут тоже не совсем играют, как в психологическом театре, а скорее обозначают действия и реакции, дистанцируясь от своих героев  Такой театр близок «эпическому театру», который придумал немецкий драматург Бертольт Брехт. В театре Брехта актеры не отождествляли себя с персонажами и не стремились к «подлинности», а наоборот, преподносили знакомое с неожиданной стороны. Декорации были лаконичными, а пьесы — отвечающими современным проблемам..

Допустим, рассказчик говорит о соревнованиях за сердце принцессы: герой должен попасть из лука в мишень, чтобы жениться на девушке. Тогда один артист стреляет, второй берет его стрелу, медленно показывает ее ход, доносит до мишени, показывает, что стрела попадает — бам! (чтобы усилить эффект, можно добавить музыкальное сопровождение) — и уже с обычной скоростью начинается праздник свадьбы. А смерть, к при­ме­ру, изображается так: один герой стреляет во второго, тот замирает, третий подходит и рисует гримом или краской красный кружок на груди — важно, что во время рисования жертва не двигается, и только когда этот процесс завер­шен, умерший может уйти со сцены (или начать танцевать или странно дви­гаться — изобразить переход в другое состояние). Это похоже на живые картины: обычная картина фиксирует какое-то важное событие, а живая запечатлевает весь процесс, который привел к этому событию. 

Сцена из спектакля «Кавказский меловой круг». Режиссер Никита Кобелев. Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 2016 год
Сколько длится спектакль

Так же, как и в предыдущих вариантах, хронометраж постановки — от 7 до 15 минут.

Что понадобится

Обязательного реквизита нет, но здорово будет использовать в спектакле живую музыку: например, барабаны.

Что ставить

Для такого спектакля удобнее всего будет взять волшебные сказки, где есть явные превращения, которые будет интересно показывать «крупным планом», замедлять.

Как ставить

Излюбленный прием: ребенок засыпает за книжкой. Допустим, сидит за столом, читает окончание абзаца и засыпает. Вокруг появляются герои сказки, которую он читал, может быть, оживают предметы: со стола убирают вазу с цветами, вместо нее на стол облокачивается актер в цветочном костюме. И эти герои продолжают сказку, а сам ребенок становится, например, принцем. В таком случае у спектакля будет не один рассказчик, а целая группа: один будет передавать слово другому. Завершить сказку можно звуком будильника или голосом мамы — кольцевая композиция всегда придает целостность действию.

1 / 2

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Спектакль «Золушка» поставлен по пьесе Жоэля Помра — это социальная драма о том, как память об умершей матери не отпускает девушку Зою по кличке Зола, отчего она берется за всю черную работу и не находит себе места. В этой сцене сестры и отец обозначают углы маленькой тесной комнаты и убеждают Золу (Надежда Лумпова), что комната ей очень подходит. За кадром — Фея-крестная, рассказчик, который ведет спектакль.

© Театр «Практика»

2 / 2

Сцена из спектакля «Золушка». Режиссер Марфа Горвиц

Первая встреча мачехи (Катерина Васильева) и отца (Александр Усердин) Золы. Все герои замерли, и каждый выражает отношение к этой встрече: мачеха и отец рады новой любви, сестры недовольны, что им теперь предстоит жить вместе, и подчеркнуто высокомерно и снисходительно смотрят на Золу. Зола как оберег выставляет вперед часы с будильником, которые каждые пять минут звонят, напоминая о матери.

© Театр «Практика»

Для героев нужно придумать костюмы: в ход идут вещи из шкафа, простыни, цветная бумага и все, что найдется дома. Если это принц и принцесса, можно сделать им короны из фольги или бумаги и золотые плащи — купить термопокрывало в магазине для охотников и рыболовов.

Пригодится и упаковочная бумага (например, бесплатная из IKEA). Такая бумага может вообще стать решением всего спектакля: из нее можно вырезать весь реквизит и сделать одноцветные костюмы всем персо­нажам. Например, если речь идет о скучной жизни, которая преображается благодаря любви или творчеству, то костюмы можно во время спектакля раскрашивать красками и фломастерами.

Для того чтобы создать образ, будет достаточно и одной детали костю­ма. Задайте себе вопрос: что самое важное в вашем персонаже? Допустим, вы играете собаку из «Бременских музыкантов», которую хозяева выгнали из дома за то, что она «стара стала». Ее главной характеристикой может быть старость. Фантазируйте: почему именно ее выгнали, вероятно, она ослепла или потеряла нюх? Тогда костюмом могут быть очки, которые собака иногда теряет, долго ищет и оттого везде опаздывает. А если у вас собака из «Вол­шебного кольца», то ее главное качество — преданность. Достаточно поводка, чтобы показать, как собака следует за своим хозяином и как рада ему служить.

Как сделать спектакль интереснее

Чтобы рассказ смотрелся более театрально, помогут эффектные театральные приемы. Рассказчик говорит: «Жила-была девочка, и вдруг она…» — девочка выбрасывает из-за пазухи красную ленточку. Рассказчик (после паузы): &laquoВлюбилась».

Море, потоп или водопад можно изображать целлофаном или пледом. Простынями хорошо показывать сугробы. Погоду могут передавать и сами актеры: например, один герой берет в руки уголки плаща второго и встряхивает ткань, как будто плащ надувается от ветра. А можно и вовсе обойтись без декораций и решить все звуком: если мять крахмал в мешке, то будет похоже на скрип шагов по снегу, если подуть в гофрированную трубу или начать ей размахивать — получится ветер или вьюга; причем интересно будет извлекать звуки не за сценой, а на глазах у зрителя, открытым приемом.

Читка

От 1 до 15 участников

Что это такое

Читка — самый взрослый формат домашнего спектакля, он подойдет для детей старше 12 лет. Со стороны читка выглядит очень простым делом: актеры сидят на стульях и читают пьесу по ролям. Но чтобы это стало спектаклем, а не про­сто чтением, нужна серьезная подготовка: разбор пьесы и продумыва­ние пере­ходов между сценами, — поэтому нужно, чтобы кто-то взял на себя функцию режиссера (возможно, понадобится помощь взрослого).

Сколько длится спектакль

Здесь не может быть ограничения по времени: играть нужно столько, сколько требуется для прочтения.

Что понадобится

Стулья, на которых будут сидеть актеры, и распечатанные тексты пьесы.

Что ставить

Подходящие пьесы можно найти на сайте конкурса детской драматургии «Маленькая ремарка» и в сборниках современной драматургии взрослых авторов. Вот пьесы, на которые стоит обратить внимание:

Как ставить

После того как вы выбрали текст, нужно распределить роли и выбрать рассказ­чика, который будет читать ремарки. Всегда приветствуется разбор ролей — обычно это происходит так: режиссер с актерами разговаривают о том, что в пьесе нравится, что волнует, и обсуждают каждую роль отдельно.

Есть простой вариант разбора: надо определить главную тему пьесы и сформу­лировать вопрос, связанный с этой темой. К примеру, если тема — стремление к счастью, то вопросом может быть «Что для моего персонажа является сча­стьем?». Для ответа на этот вопрос надо проследить всю линию персонажа. Когда вы найдете ответ, это поможет правильно расставить акценты в пьесе, лучше понять, какие сцены для персонажа ключевые.

А еще разбор пьесы поможет придумать, как реагировать на ремарки, которые читает рассказчик. Авторские пояснения и указания, как играть, — самое интересное в читке. Актеры не должны откликаться на них буквально, иначе получится скучно. Если написано «говорит, улыбаясь» — это не значит, что надо непременно улыбаться, можно никак не реагировать и продолжить говорить как до этого, если «запыхавшись», — наоборот, можно прочесть предельно спокойно, если «герои ссорятся», а мы знаем, что герои — семейная пара, которая только и делает, что ссорится, — то они могут говорить нарочито лениво или нежно. Решение должно быть парадоксаль­ным — это закон театра. Но оно всегда основано на тексте: актерская игра дает ремарке дополнительное измерение и раскрывает характер героя, расширяет смысл текста, а не проти­воре­чит ему.

«Ганди молчал по субботам». Драматург Анастасия Букреева, режиссер Кирилл Вытоптов. Фестиваль «Любимовка», 2017 год

Рассказчика можно объединить с маленькой ролью или придумать ему отдель­ный образ: например, если вы ставите пьесу, где главный мотив — какое-то соревнование героев, то рассказчиком может быть футбольный комментатор. Но очень важно любую идею проверять в репетициях: иногда то, что кажется в теории очень складным, совершенно не работает на сцене. Поэтому репети­ция — это бесконечное изменение в поисках идеальной формулы. При этом нужно помнить, что актерская игра в читке должна быть минималь­ной, главный принцип — концентрация на тексте. Поэтому минимали­стичными будут и подача, и музыкальное сопровождение, и сценические решения.

Чтобы не отвлекать зрителя от текста, актеры почти не должны двигаться — удобней всего им будет сидеть на стульях. Но можно по-разному организовы­вать пространство: например, участвующие в сцене герои могут выдвигаться вперед. Если это история о ссоре — пусть актеры сидят как на ринге, друг напротив друга. Если участников не так много, то один человек может играть две роли. Тогда он пересаживается с места на место, чтобы зрителю было понятно, за кого он читает. Если герой по сюжету умер, то он уходит или закрывает глаза, садится спиной к зрителям или встает на стул (чтобы приблизиться к небе­сам) — визуально что-то должно измениться.

Чем закончить читку? Всегда выигрышный ход — хореографическое упражне­ние, когда действие на сцене подчиняется какому-то закону. Есть, например, упражнение «движение на выдох». Актеры начинают дышать в такт, и на каж­дый выдох они делают любое движение: шаг, поворот, наклон головы, взмах руки. Как только заканчивается выдох, заканчивается движение. Когда ты со­средоточен на дыхании, у тебя нет времени хлопотать лицом, и это действо выглядит непонятно и завораживающе. К примеру, в пьесе про семью таким образом все могут собираться в семейный портрет.

Если это пьеса про созидание, то параллельно с читкой актеры могут рисовать картины, складывать оригами и создавать коллаж — к концу читки их произве­дение должно быть готово. Конец может быть решен и звуком: к примеру, если актеры начнут изображать отъезд поезда — «чучух-чучух», — все будет понят­но и без декораций. Главное, чтобы все решения были орга­ничны самой пьесе — именно поэтому режиссеру (или режиссерам) нужно работать с текстом и размышлять о героях, смыслах и главной теме спектакля.

Как сделать спектакль интереснее

Для того чтобы читка была не просто чтением текста, можно придумать театральные эффекты. Например, если это пьеса о том, что прошлого не вер­нуть, то все могут синхронно брать прочитанный лист и бросать на пол. Можно добавить детали реквизита, которые помогут актерам чувствовать себя персо­нажами и будут развивать действие: взять яблоко, шапку, сумку и так далее. К примеру, если один герой весь спектакль сидит с яблоком, а потом передает его другому, становится понятно, что это сцена о доверии, о любви. А если, допустим, под свой пафосный текст Ромео достает леденец, разворачивает его и отдает Джульетте, то мы понимаем, что на самом деле они еще дети  .

arzamas.academy

Как сделать теневой театр для детей? :: SYL.ru

Любой театр – это тайна, а теневой театр – самая изысканная и поэтичная загадка. Бытует мнение, что этот вид искусства появился на основе ритуала поклонения предкам – по легенде в специальные фигурки вселялись души умерших. С помощью этих фигурок воспевались подвиги предков, описывался их быт. Но есть и другая версия возникновения театра теней, более романтичная.

теневой театр

Легенда о теневом театре

В далёкие времена, около 200 года до нашей эры, китайский император потерял любимую супругу. Безутешный правитель тосковал, забросил государственные дела, перестал разговаривать. Дела империи приходили в упадок. Придворные изобретали самые разные способы, но любые попытки заставить императора выйти из покоев были безуспешны.

Но однажды главный придворный попросил повелителя зайти в комнаты умершей от тяжёлой болезни жены. В покоях император увидел силуэт возлюбленной, сидевшей за занавеской. Вдруг она поднялась, на фоне солнца за тонкой тканью отчётливо вырисовывался её профиль. Так с помощью теневого театра придворный смог излечить правителя от тоски.

Представление, показанное придворным, так понравилось императору, что он попросил каждый вечер повторять его. Приглашал даже зрителей. Кукла, бывшая неповторимой копией жены, ходила, играла на музыкальных инструментах, сидела у окна. Вдруг император понял: ткань – лишь временная преграда между ними, а его любимая ждёт его в другом мире. Пройдёт немного времени – и они снова будут вместе. Осознав это, государь повеселел, вновь занялся государственными делами. А театр теней начал своё шествие по земле, он распространился в странах Азии: Индии, Турции. Вместе с войском Чингисхана это искусство добралось до Европы и России.

Первые спектакли

Изначально теневой театр можно было увидеть только в ночное время. Обычно спектакли проходили прямо на улице. В постановках могло быть задействовано до тысячи фигур и не меньше декораций. В качестве источника света использовались масляные лампы.

Куклы для театра теней

Материалом для первых кукол были шкуры животных. Их выделывали, причём настолько тонко, что они были почти прозрачными. Из шкур вырезали фигурки, наносили на них краску. Традиционно высота кукол для театра не превышала 30 сантиметров. Все фигурки были подвижными. С помощью тонких длинных прутьев куклами управлял человек, скрывающийся за экраном.

теневой театр своими руками

Как сделать театр теней?

Для теневого театра не нужны яркие костюмы и сложные декорации. Для его создания можно использовать любые подручные материалы. А потому несложно сделать теневой театр своими руками. Стоит отметить, что крайне полезен этот вид творчества для детей – ведь он сочетает в себе музыку, литературу, ремесло и живопись!

Картонный экран для теневого театра

Любой театр начинается с вешалки. Но теневой театр начинается с экрана. Сделать его можно разными способами.

Первый (и самый простой) способ – изготовление экрана из коробки. Для этого понадобится картонная коробка, цветная и пергаментная бумага, клей и ножницы:

  1. Необходимо обрезать высокие стенки коробки и аккуратно вырезать дно. Так получится основание для экрана.
  2. Основание нужно обклеить цветной бумагой.
  3. Из пергаментной бумаги следует вырезать прямоугольник, подходящий по размеру. Его нужно наклеить на внутреннюю сторону основания, закрыв таким образом дно.
как сделать теневой театр

Лицевую сторону экрана можно украсить – для этого подойдут бусины, цветные камушки, перья и многое другое.

Деревянная ширма

Куда надёжнее картонного экрана деревянный. Для его изготовления понадобятся: ДСП, лобзик, линейка или рулетка, карандаш, дрель, наждачная бумага, небольшие навесы, отвёртка, шурупы, белая краска и кисть, плотная ткань (лучше всего белого цвета), липучка, четыре фонарика, петли для проводки, картон, гуашь черного цвета.

Как сделать теневой театр с помощью этих предметов? Очень просто. Начать нужно с ширмы. Для этого необходимо расчертить лист ДСП – оставить небольшие края и наметить центр, который затем будет вырезан. С помощью дрели нужно высверлить отверстия по углам будущего экрана. Вырезать «окно» можно с помощью лобзика. Следующий этап – изготовление боковых частей ширмы. Они должны быть такой же высоты, как и экран. Все детали важно обработать наждачной бумагой. Затем нужно прикрепить навесы и покрасить все детали.

Экран для такой ширмы лучше всего сделать из ткани – чтобы можно было снять его и постирать. Закрепить такой экран поможет обычная липучка! Её пришивают по краям ткани и приклеивают на обратную сторону ширмы.

Сделать ширму мобильной помогут небольшие фонарики, которые необходимо закрепить на боковых частях ширмы. Детский теневой театр готов!

Большой экран для театра теней

Предыдущие варианты изготовления подходят для маленьких театров, роли в которых «исполняют» небольшие фигурки. Что делать, если актёры – люди? Нужно сделать большой экран! Самый бюджетный вариант – белая плащевая ткань. Конечно, плотность её бывает разной. Но подобрать подходящий материал не так уж и сложно – достаточно просто взять фонарик и проверить, как передаётся тень. Дальше нужно просто натянуть ткань на раму из металла или дерева. Можно приступать к репетициям.

теневой театр для детей

Театр рук

Самый простой теневой театр – это театр рук! С их помощью можно показать различных персонажей, достаточно просто сложить пальцы определённым образом. Нужно просто пошевелить пальцами – и зайчик пошевелит ушками, птичка полетит, а крокодил сомкнёт челюсть! К тому же можно научить малыша изображать животных с помощью рук – это разовьёт его моторику и пространственное мышление!

Бумажные «актёры»

Большое количество фигур животных крайне сложно изобразить с помощью рук. Теневой театр для детей можно разнообразить с помощью «актёров» из бумаги. С такими фигурками можно ставить сложные пьесы по сказкам, басням и рассказам. Представление получится, если несколько человек будут читать текст (по ролям), а ещё несколько – показывать на экране иллюстрации к произведению.

Чтобы сделать кукол для театра теней, понадобится плотный картон. Можно найти готовые шаблоны, а можно включить фантазию и воображение – и изготовить их самостоятельно. Готовые фигуры нужно покрасить чёрной гуашью. Теневой театр в детском саду может быстро истрепаться, а потому нужно заламинировать все фигурки. К готовым персонажам приклеивается деревянная палочка или трубочка для напитков. Удобнее сделать это с помощью скотча.

Будьте внимательны – если куклу нужно будет вести снизу, палочку также нужно приклеивать снизу. Если же вы хотите вести персонажа сверху, то и палочку нужно клеить сверху. Для птиц и кораблей лучше использовать леску – это придаст им особую подвижность.

теневой театр шаблоны к сказкам

Люди-тени

Вы изготовили теневой театр своими руками. Шаблоны героев нарисованы, отыграно большое количество спектаклей и хочется чего-то новенького? Попробуйте сами побыть актёрами! Конечно, приручить свою тень не так-то просто, но результат превзойдёт все ожидания!

В качестве костюма для актёров театра теней лучше всего использовать облегающую одежду. К такому одеянию достаточно подобрать одну-две характерных деталей для создания образа. Например, картонные меч и корона в сочетании с накидкой из ткани создают образ короля. А если сменить корону пышной шляпой, получится отважный мушкетёр!

Полезные советы

Вы уже сделали теневой театр, шаблоны к сказкам готовы, декорации вырезаны. Как же провести спектакль, который не оставит равнодушных?

теневой театр в детском саду

Вот полезные советы:

  1. Для создания настоящей театральной атмосферы – мистической и загадочной, нужно приглушить в комнате свет, задрапировать мягкой тканью сиденья для зрителей. Можно даже сделать настоящий занавес, нарисовать билетики и даже устроить антракт!
  2. В первых спектаклях лучше не задействовать более двух-трёх персонажей. Только как следует потренировавшись, стоит приступать к более сложным пьесам.
  3. Самые «продвинутые» кукловоды могут использовать подвижные фигурки. Нужно примотать руки, ноги, хвосты, крылья и другие подвижные фрагменты к туловищу, используя тонкую проволоку. К каждой детали также нужно будет приклеить палочки или трубочки для напитков.
  4. Обратите внимание – актёр должен находиться между экраном и источниками света, а экран – между лампами и зрителями. Во время постановки осветительные приборы могут сильно нагреваться, а потому к ним лучше не прикасаться.
  5. Для того чтобы тень на экране была максимально чёткой, свет должен падать на фигурки или людей прямо, а лампа не должна стоять рядом с экраном.
  6. Размер фигурок можно регулировать: чтобы изображение стало меньше, нужно поднести персонажа ближе к экрану. И, наоборот, увеличить изображение можно, расположив фигурку у лампы.
  7. Сделать декорации неподвижными тоже достаточно просто. Нужно всего лишь закрепить их на экране с помощью скотча или кнопок.
  8. «Раскрасить» спектакль помогут цветные лампочки или специальные фильтры. Для ночных сцен подойдёт синий цвет, а для утренних – розовый или красный.
детский теневой театр

Самый популярный теневой театр

Театры теней очень распространены в Азии и на Ближнем Востоке. Чаще всего на их сценах показывают сюжеты эпоса и фольклора. Теневые постановки популярны в США, Греции и Чехословакии. В России же они не обрели особой популярности, элементы теневого театра используются лишь в качестве дополнения к постановкам.

Самый популярный теневой театр – Яванский. Куклы для театра Вайанг-Кули до сих пор изготавливаются из шкуры буйвола. Её выделывают так, что она становится тоньше бумаги! Несмотря на это, они очень прочные и яркие – фигурки, хранящиеся в одном из немецких музеев, до сих пор в идеальном состоянии, хотя их возраст превышает тысячу лет!

Представления этого театра имеют мистический, сакральный характер. Их не показывают ради развлечения – они сопровождали важные события в жизни, как общества, так и обычного человека!

Проводит представление кукловод, которого именуют далангом. Сопровождает его речь уникальный оркестр – гамелан. Кстати, найти в яванской музыке гармонию и красоту – не каждому под силу.

www.syl.ru

Как сделать театр теней своими руками :: SYL.ru

Если ваши дети любят слушать сказки и разыгрывают перед вами мини–спектакли, читая их по ролям, сделайте им волшебный подарок — домашний театр теней. Своими руками вы создадите чудо. Конструкция поможет ребятам познакомиться с этим искусством в увлекательной форме. Театр теней способствует развитию речевой активности и фантазии у детей. Он станет отличным методическим пособием для воспитанников детского сада или ребят младшего школьного возраста.

театр теней своими руками

Простой способ сделать театр теней своими руками

Конструкцию можно легко соорудить из подручных материалов. Для работы понадобится:

  • черный картон;
  • коробка из-под хлопьев;
  • обычный скотч;
  • двусторонний скотч;
  • клей;
  • ножницы.

Возьмите коробку и вырежьте в ней с обеих сторон два окошка. Вокруг окошек должны остаться рамки шириной 2 см.

театр теней для детей

Из черного картона также вырежьте фигуры деревьев, силуэт туч, солнца, птиц. Теперь понадобится лист белой бумаги. Наклейте все это на него. Лист разместите в коробке из-под хлопьев. Зафиксируйте его клеем. В ее нижней торцевой части сделайте прорезь шириной 1 см. Она должна быть во всю длину коробки. Там будут располагаться бумажные актеры.

Теперь нужно закрепить конструкцию. Театр теней для детей прикрепите двусторонним скотчем к краю стола или табурета. Главное, чтобы сзади осталось достаточно места для ведущих. Поместите сзади настольную лампу, зажгите ее и приглашайте зрителей.

Вы можете взять коробку значительно большего размера и проделать с ней то же самое. Для того чтобы конструкция имела более опрятный внешний вид, ее можно окрасить гуашью или акриловыми красками. Пошить для нее кулисы. Театр теней для детей можно использовать как дома в индивидуальных занятиях, так и в групповых.

Фигурки

Нарисуйте очертания актеров и декорации с обратной стороны черного картона. Вырежьте их. Приклейте к ним кончики деревянных шпажек. Не поддавайтесь соблазну сделать фигурки для театра теней цветными. Черный цвет дает контраст на экране, и фигурки достаточно заметны. Экспериментируйте с деталями, например, крылья бабочки можно вырезать из цветной пластиковой папки.

трафареты для театра теней

Конечности персонажей можно сделать подвижными. Для этого примотайте к ногам и рукам тонкую мягкую проволоку и двигайте ими в процессе выступления. Трафареты для театра теней можно приобрести в магазине или нарисовать фигурки самостоятельно.

как сделать театр теней

Чтобы представление прошло успешно, нужно соблюсти некоторые правила:

  • Для создания четких теней свет от лампы должен падать прямо. Не располагайте источник света очень близко. Оптимальное расстояние — 2–3 метра от стены.
  • Начинайте играть с простых постановок. Для начала достаточно двух–трех персонажей.
  • Помните: театральный экран должен находиться между зрителями и источником света. Будьте осторожны: не забывайте, что лампа имеет свойство нагреваться. Фигурки должны располагаться между источником света и экраном.
  • Размер фигурок во время представления зависит от того, насколько далеко или близко они расположены к экрану. Чтобы увеличить размер персонажа, отодвиньте его подальше; чтобы уменьшить — поднесите ближе.

Театр теней для профессионалов

Сделав театр теней своими руками и потренировавшись на небольших постановках, хочется усложнить задачу. Для этого можно увеличить количество действующих лиц. Иногда дети задают вопрос: «Как сделать театр теней цветным?» Для этого используйте окрашенные лампочки. Например, для вечерних сцен — синюю, для утренних — красную, как на рассвете. Для постановки также можно продумать музыкальное сопровождение.

Создание сценария и репетиции перед постановкой

Первый этап пройден: вы создали театр теней своими руками. Теперь нужно подобрать репертуар. Выбирайте сказки для постановок соответственно возрасту детей. Ребятам нравится переделывать старые добрые сказки на новый лад. Можно менять героев, добавлять новых персонажей. Например, из сказки «Репка» можно сделать новогоднюю историю. К примеру, вместо овоща лесные жители посадили елку. Вытянуть ее не смогли. Украсили и стали встречать Новый год.

как сделать театр теней

Если вы хотите показать спектакль друзьям или бабушке с дедушкой, то стоит его заранее несколько раз отрепетировать. Роли нужно выучить наизусть, поскольку читать с листочка в темноте будет сложно. Если ребятам понравится игра, то расширьте ее, изготовив настоящую ширму, программки, билеты. Устраивайте антракт с настоящими закусками.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *