Как слепить из пластилина пряник: "Традиционный фигурный русский пряник. Лепка". 4-й класс – «ПРЯНИЧКИ» — ПОДЕЛКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА

  • Home
  • Разное
  • Как слепить из пластилина пряник: «Традиционный фигурный русский пряник. Лепка». 4-й класс – «ПРЯНИЧКИ» — ПОДЕЛКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА

«Традиционный фигурный русский пряник. Лепка». 4-й класс

Цель: Обучение учащихся изготавливать пряники из пластилина.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, пластилин, стеки.

Использованная литература. (Слайд 15)

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1

Самоопределение к деятельности

Организационный момент

 

2

Актуализация знаний

– Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет? (Слайды 2)

– Да, мы видим пряники.

На картинах пряники.

3

Постановка учебной задачи

Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального «пряничного» теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.

Пряник — символ праздника, хотя делали пряники не только на праздники.

Украшенные пряники разных размеров, вплоть до огромных, подносили в качестве подарков.

Среди российских городов, где традиционное пряничное производство существует с давних времен и поныне, — Тула (тульский пряник), Городец (городецкий пряник), Вязьма (вяземский пряник), Архангельск (козули).

Этимология

Пряник происходит от прилагательного пряный (др.-русск. пьпьрянъ), которое, в свою очередь, образовано от слова перец (др.-русск. пьпьрь), обозначавшего пряности, приправы. (Словарь Фасмера)

 

 

4

Первичное закрепление учебного материала

Разновидности

По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные.

  • Печатный (Слайд 3) — самый распространенный, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твердой породы.
  • Вырезной пряник (Слайд 4) вырезается из теста с помощью металлической формы; это самый простой и эффективный способ приготовления.
  • Лепить пряники (Слайд 5-6)— самый древний способ; особенно распространен был на Севере.

Особой региональной разновидностью русских пряников являются козули – пряники в виде разных зверюшек. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. По способу изготовления козули, по крайней мере современные промышленные, можно отнести к вырезным пряникам, хотя традиционно их обычно лепили вручную. Рецепты теста для козуль разнообразны и зачастую хранятся в семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является «жженка» — карамелизованный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Почти всегда козули богато декорированы — расписаны взбитой белковой массой с добавлением разных красителей.

Силуэтные пряники (Слайд 7) Появились сравнительно недавно.

В городе Туле создали музей прянику. (Слайд 8-9)

 

5

Самостоятельная работа

– Изготовьте свой пряник из пластилина, используя выкройки. (Слайд 10)

Лепка пряника из пластилина.

6

Включение новых знаний в систему

Работа с пословицами (Слайд 11)

  1. «И пряником не заманишь»
  2. «Ломается, как пряник»
  3. «Без работы пряников не купишь»
  4. «Кнутом и пряником»
  5. «Слаще пряников медовых»

 

Объясняют значение пословиц.

7

Рефлексия деятельности

Составление синквейна (Слайд 12)

Придумайте стихотворение из пяти строк, в котором выразите свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Пример.

(слайд 13)

Пряник,

Красивый, вкусный..

Месить, украшать, печь.

Слаще пряников медовых.

Необычный.

 

 

Домашнее задание. (Слайд 14)

РЕЦЕПТ ПРЯНИКОВ

Требуется: 100 г сахара, 400 г меда, 400 г муки, 1 ч. л. соды, 100 г сливочного масла, 4 желтка, 2 ст. л. сметаны, 3 ч. л. пряностей (корицы, гвоздики), 30 г растительного масла.

Приготовление: Мед прокипятить несколько раз, охладить. Желтки растереть с сахаром, в них положить мед, пряности, сметану и муку, которую прежде смешать с содой. Все хорошо перемешать. Раскатать пласт и переложить его на смазанный растительным маслом противень. Печь в горячей духовке 20—25 минут. Корж охладить, вырезать из него пряничные фигуры и расписать глазурью.

ГЛАЗУРЬ БЕЛКОВАЯ

Требуется: 200 г сахарной пудры, 1 белок, сок лимона.

Приготовление: Растереть белок с сахарной пудрой до получения пышной массы, добавить сок лимона. Расписать изделия и немного подсушить в духовке.

 

«ПРЯНИЧКИ» — ПОДЕЛКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА

В Западной Европе издавна было принято украшать окна домов на Рождество нарядными имбирными пряниками. Ваш ребенок тоже может «испечь» рождественский пряник из картона и пластилина. Он, конечно, будет несъедобный, но красивый.

 

 

 

 

Необходимые материалы:

  • Цветной картон
  • Пластилин и доска для лепки
  • Шаблон «пряника»
  • Ножницы
  • Лента для подвески
  • Карандаш

 

Шаг 1

Переведите шаблон «пряника» на изнаночную сторону картона с помощью копировальной бумаги или вырезав шаблон и обведя его карандашом.

Шаг 2

Вырезаем основу «пряника» из картона.

Шаг 3

Делаем лепестки для цветка. Берем пластилин нужного цвета, разминаем его и делаем из него колбаску. Для этого кладем кусочек пластилина на доску, накрываем его ладонью и, слегка надавливая, двигаем руку вперед-назад до тех пор пока не получится ровная «колбаска». Длина «колбаски 9-10 см.

Шаг 4

Сгибаем «колбаску» пополам и соединяем края так, чтобы получилась петелька. Это лепесток нашего цветка.

Шаг 5

Теперь надо прилепить первый лепесток с «прянику». Примерно определив центр сердечка, кладем туда лепесток и прижимаем.

Шаг 6

Повторяя шаги 3-5 делаем еще шесть-семь лепестков и прилепим их к «прянику». У нас получился цветок.

Шаг 7

Теперь сделаем усики-лепестки. Скатаем «колбаски» зеленого цвета длинной около 4-5 см и согнем ее как усик.

Шаг 8

Прилепим листики-усики между лепестками.

Шаг 9

Для серединки цветка скатаем желтый пластилиновый шарик. Кладем на доску кусочек пластилина, накрываем его ладошкой и делаем круговые движения, пока не получится шарик. Немного расплющим его между пальцами

 

И прилепим в серединку цветка, слегка надавливая.

 

Шаг 10

Украшаем усики. Возьмем маленький кусочек пластилина и скатаем из него шарик. Для этого надо положить пластилин между большим и указательным пальцем и делать круговые движения. Прилепим ягодки-украшения к усикам.

 

Шаг 11

Можно дополнительно украсить серединку, создав на ней рельеф. Возьмем колпачок от фломастера и надавим им на серединку.

Шаг 12

Украшаем пряник по краям. Сделаем маленькие шарики, как в шаге 10 и прилепим их по периметру пряника.

Шаг 13

С помощью шила, ножа, ножниц сделаем отверстие в верхней части пряника, проденем в него ленту и завяжем узел.

Все готово! Можно вешать пряник на окно!

СОВЕТ

Если вы хотите, чтобы пряник выглядел одинаково нарядно и с улицы и из комнаты, то делайте его двусторонним. Но если вы живете, например, на 11 этаже, то это вряд ли актуально – с улицы все равно ничего не видно.

ВАРИАНТЫ

Конечно, вы можете придумать свой дизайн. И форма у пряника вовсе не обязательно должна быть сердечком. На фотографии вы видите еще два варианта «пряников». Но элементы украшения все те же, что мы уже описывали.

 

А эти работы выполнили детки 4-5 лет. Они должны были придумать свой пряник. И вот что у них получилось.

Технологическая карта нод лепка пряники

Тема: Конспект НОД по лепке во второй младшей группе «Пряники»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид изобразительной деятельности: лепка.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с изображением празднования дня рождения, сюжетно-ролевая игра «В гости к куклам», разучивание хоровода «Каравай».

Материал

раздаточный: круги из картона (тарелочка для угощений), дощечки, пластилин, трубочки для украшения.

демонстрационный: кукла Катя, пряники из пластилина.

Программное содержание:

Образовательная: Упражнять детей в раскатывании пластилина кругообразными движениями. Познакомить детей с новым приемом: сплющивание ладонями пластилина. Закреплять умение лепить аккуратно. Учить украшать форму с помощью трубочки.

Развивающая: развивать мелкую моторику, формировать интерес к работе с пластилином.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, культурно-гигиенические навыки, воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему.

Ход занятия:

Части занятия и время

Содержание

Примечания

 1. Вступительная часть (5 мин)

1. Создание интереса к теме

Воспитатель:

Дети собираются в кукольном уголке у накрытого стола.

-Ребята, сегодня у куклы Кати день рождения. К ней в гости придут другие куклы. Катя накрыла на стол и хочет напоить их чаем. Но Кате нечем угостить своих подруг. Давайте поможем ей и слепим ей что-нибудь вкусное к чаю. Ребята, вы дома с чем любите пить чай? (конфеты, печенье, пряники, сушки) Давайте мы с вами вылепим к чаю много вкусных, сладких пряников. Их очень любят куклы.

Проблемная ситуация

2. Рассматривание и обследование объекта

Проходите, садитесь за столы. Посмотрите, какой пряник мы сейчас будем лепить: красивый, кругленький, немного сплющенный.

3. Показ способов изображения

Полный показ воспитателя

Посмотрите, как надо лепить пряник: Сначала я раскатываю пластилин круговыми движениями между ладонями – у меня получился шарик. А потом я шарик положу между ладошками и сильно прижму ладошки друг к другу: я сплющила шарик и получился вот такой пряничек. Покажите мне ручками в воздухе, как мы будем раскатывать пластилин круговыми движениями; как будем сплющивать. Мы с вами как-буд-то испечем пряники для Кати. Давайте споем песенку «Я пеку».

Педагог показывает.

4. Двигательная деятельность

Физминутка:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка

А ребяток позову

Пирожками угощу.

Дети выполняют движения по тексту

5. Закрепление способов изображения

-Молодцы, а теперь вы сами будете лепить прянички.

Что сначала сделаем? (скатаем шарик)

Как из шарика сделать пряник? (сплющить между ладоней)

Как можно украсить пряник? (печаткой)

Основная часть

(10 мин)

1.Продуктивная деятельность

Дети самостоятельно выполняют работу.

Молодцы, дети, все хорошо справились с заданием!

Самостоятельная деятельность детей (дать затрудняющимся детям индивидуальный показ).

Заключительная часть

(2мин)

1.Итог занятия

Итог занятия:

-Ой, молодцы ребятки, сколько пряников много слепили. Какие они все красивые, аппетитные, и большие, и маленькие. Давайте их все сложим на тарелочку и поставим ее на стол к кукле Кате. Теперь ей есть чем угостить своих подруг.

Далее продолжаем играть: рассаживаем кукол на стулья, разливаем чай в чашки, угощаем вылепленными пряниками.

План-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему: Пряники для бабушки

Программное содержание:

  1. Упражнять детей в раскатывании пластилина кругообразными движениями.
  2. Познакомить детей с новым приемом: сплющивание ладонями пластилина.
  3. Закреплять умение лепить аккуратно.
  4. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
  5. Развивать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи
  6. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками
  7. Создавать игровую ситуацию, способствующую формированию внимательного и заботливого отношения к окружающим.
  8. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

Материал к занятию:

Демонстрационный: кукла Маша, пряник.

Раздаточный: пластилин, дощечки, стека, колпачки для украшения пряника, тряпочки.

Ход занятия:

Дети собираются в кукольном уголке у накрытого стола.

Воспитатель: — Ребята, сегодня у куклы Маши день рождения. К ней в гости придут другие куклы. Маша накрыла на стол и хочет напоить их чаем. Но Маше нечем угостить своих подруг. Ребята, вы дома с чем любите пить чай? (конфеты, печенье, пряники, сушки). Давайте мы с вами вылепим к чаю много вкусных, сладких пряников. Их очень любят куклы.

Воспитатель: — Проходите, садитесь за столы. Посмотрите, какой пряник мы сейчас будем лепить: красивый, кругленький, немного сплющенный. Посмотрите, как надо лепить пряник: Сначала я раскатываю пластилин круговыми движениями между ладонями – у меня получился шарик. А потом я шарик положу между ладошками и сильно прижму ладошки друг к другу: я сплющила шарик, и получился вот такой пряничек. Покажите мне ручками в воздухе, как мы будем раскатывать пластилин круговыми движениями; как будем сплющивать. Мы с вами как будто испечем пряники для Маши.

 Давайте споем песенку «Я пеку».

Физминутка: Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка

Вкусные два пряничка

А ребяток позову

Пирожками угощу.

Воспитатель:-Молодцы, а теперь вы сами будете лепить прянички, украшать их звездочками и ягодкой.

Самостоятельная деятельность детей (дать затрудняющимся детям индивидуальный показ).

Воспитатель:-Ой, молодцы ребятки, сколько пряников много слепили. Какие они все красивые, аппетитные, и большие, и маленькие. Давайте их все сложим на тарелочку и поставим ее на стол к кукле Маше. Теперь ей есть чем угостить своих подруг.

Далее продолжаем играть: рассаживаем кукол на стулья, разливаем чай в чашки, угощаем вылепленными пряниками.

Используемая литература:

Т.С. Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности. Вторая младшая группа»  Москва 2010.

Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Москва. 2014.

Конспект НОД лепка в младшей группе «Пряники для куклы Кати»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 17 «Рождественский»

Конспект НОД лепка во второй младшей группе

«Пряники для куклы Кати»

Подготовила:

воспитатель Абрамова Н.Д.

2017 год

Цель: Продолжать развивать интерес к лепке.

Задачи:

  • Закреплять умения детей скатывать шарики круговыми движениями; учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками;

  • воспитывать культурно-гигиенические навыки, воспитывать аккуратность, желание своими руками приготовить угощение для куклы, формировать интерес к работе с пластилином;

  • развивать мелкую моторику, внимание , речь.

Материалы и оборудование: дощечки, пластилин, тарелочка для готовых изделий, влажные салфетки, камни, вата, крупа (манка) для украшения, магнитофон с записью.

Ход НОД:

Стук в дверь, входит кукла Катя в нарядном платье

Воспитатель: Здравствуй, Катя! Какая ты сегодня нарядная и красивая.

Дети: Здравствуй Катя!

(кукла шепчет на ушко воспитателю)

В-ль: Ребята, Катя мне сказала, что у нее сегодня День рождения. Давайте её поздравим.

Дети: С Днем рождения, Катя!

Воспитатель: Как вас мамы поздравляют? (Дарят подарки)

Воспитатель: Как ещё можно поздравить с днем рождения? (Спеть песню, станцевать. Приготовить что-то своими руками.)

Воспитатель: А еще как? ( Пекут пироги, торты)

Воспитатель: Давайте и мы Кате приготовим подарок – пряники.

Только мы не выбрали материал, из которого будем их делать.

Воспитатель: А сейчас пройдите все за столы, на салфетках вы видите набор предметов (камешек, вата, пластилин).

— Сейчас мы выберем то, из чего можно печь прянички? Найдите камешек. Что у вас в руке? Попробуйте мять камешек, его можно мять? (нет)

Воспитатель: Какой он? (твердый)

Воспитатель: Постучите камешками по столу. Сильный стук? (да)

Можно из камушка что-нибудь вылепить? (нет)

Воспитатель: А теперь возьмите вату. Какая она по цвету? (белая)

Воспитатель: Она мнётся? (да)

Воспитатель: Постучите по столу, слышно? Вата какая? (нет, легкая)

Можно из ваты что-нибудь вылепить? (нет)

Воспитатель: Возьмите в руки пластилин. Какой он? Из него можно лепить? (мягкий, да))

Воспитатель: А теперь скажите, из чего будем лепить пряники? (пластилина)

Но прежде, чем начать делать прянички, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

Вспомним ребята приемы лепки. Покажите, как надо катать шарики. (Имитация лепки круглого предмета. Закреплены знания и умения скатывать шарик.) А теперь мы сплющим шарик, сдавливая его ладонями и у нас получился пряник.

У вас получаются замечательные пряники, чтобы они были нарядными, мы их украсим манкой .

Посмотри Катя, какие пряники тебе приготовили дети на День рождения.

Вот какие молодцы. Катя тебе понравилось?

А теперь, ребята. Давайте накроем наш праздничный стол, и Катю посадим на самое почетное место и угостим ее и ее подружек вкусными пряниками.

Дети: Прощаются с куклой.

Воспитатель: Ребята чем мы угощали Катю на день рождение?

Из чего лепили пряники?

Как вы думаете, что скажут Катины подружки про угощения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *