Как слепить из пластилина рыбку в средней группе – План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе "Рыбка"

  • Home
  • Разное
  • Как слепить из пластилина рыбку в средней группе – План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе «Рыбка»

Содержание

конспект занятия, схема, методика и прочее + фото и видео

Трудно переоценить значение лепки в развитии мелкой моторики детей. Это наилучший инструмент для развития пальцев рук, что в свою очередь способствует становлению речи ребенка. Что касается занятий лепкой в средней группе, то по сравнению с более ранним возрастом они уже начинают носить более познавательный характер, тесно связаны с изучением окружающего мира и другими видами художественной деятельности (рисование, аппликация). Кроме того, у детей развивается эстетическое восприятие образа, чувство пропорции и симметрии.

Особенности организации занятия лепкой в средней группе ДОУ

Актуальные разновидности лепки

Детям 4–5 лет легче дается работа с пластилином, их окрепшие мышцы позволяют без труда отрывать и разминать материал. Хотя и остаются сложности с лепкой мелких деталей, соединением частей предмета между собой (без сплющивания), но поделки уже вполне похожи на реальные предметы, обладают определенными пропорциями. С каждым занятием умения дошкольников совершенствуются.

Создание рыбки относится к предметной лепке. Дошкольники вообще любят лепить животных и людей — объекты, с которыми они впоследствии могут поиграть (а не только любоваться). Хотя, надо отметить, изображение предметов растительной формы дается им проще.

Поскольку у воспитанников средней группы еще нет четкого представления о строении тела живого существа, то задача воспитателя — научить детей отображать ключевые особенности объекта и его яркие признаки, например, у рыбы это вытянутое тело, заостренная голова, фигурный хвостик и плавники.

Кроме традиционной лепки с ее объемными формами, в средней группе уже можно познакомить детей с барельефом — лепкой на плоскости. Особенно это актуально, если воспитатель организует коллективную работу «Аквариум» (роль аквариума может выполнять крышка от картонной коробки). В этом случае рельефные фигуры рыбок буду прикрепляться к поверхности, выступая наполовину или больше (напомним, что барельеф имеет разновидности — собственно барельеф и горельеф).

Кроме того, детей 4–5 лет можно уже знакомить с контррельефной лепкой, когда рисунок прорезывается в пластилине, изредка включая ее элементы в традиционное занятие.

Способы лепки

При лепке такого объекта живой природы, как рыбка, дошкольники средней группы могут пользоваться различными способами лепки. Конечно же, малышам проще всего дается конструктивный метод, когда предмет формируется из отдельных частей (голова, туловище, хвост, плавники, глазки, рот). Ребенок мысленно продумывает образ, определяет, из каких деталей он состоит, и приступает к работе. Как правило, начинается процесс с создания самой крупной части (туловище). Нужно отметить, что при конструктивном способе лепки воспитанники средней группы не очень хорошо передают пропорции и возникают сложности с соединением элементов друг с другом. К концу года же эти умения совершенствуются: увеличивается число деталей, более тщательной становится их проработка, соединение.

Более сложен для детей данной возрастной группы скульптурный способ (он еще носит название пластический). Это лепка предмета из цельного куска пластилина. Здесь уже требуются более точные движения, хороший глазомер и отчетливое представление о желаемой форме. Если ребятам предстоит лепить рыбку таким способом, то хорошо бы вначале нарисовать ее — это позволит уточнить форму, пропорции, особенности перехода от одной части тела к другой.

Кусочку пластилина изначально придается определенная форма. Если это рыба, то необходимо сделать овал. Наметив ключевую форму животного, необходимо сформировать его части приемом оттягивания и сплющивания (голова, хвост, плавники). После того, как вылеплены основные формы, можно переходить к проработке более метких деталей.

Хорошо показать дошкольникам двух рыбок, вылепленных конструктивным и пластическим способом, и показать их отличия. Педагог должен продемонстрировать приемы лепки на глазах у детей, постоянно комментируя свои действия.

Нужно отметить, что на занятиях в средней группе редко используется один из указанных способов лепки в чистом виде. Гораздо чаще имеют место дополнения одного метода другим — так называемый комбинированный способ. Как правило, наиболее крупные детали создаются скульптурным методом, а мелкие лепятся отдельно и присоединяются к основной форме. При нормальном развитии дети к подготовительной группе сами приходят к этому способу как самому доступному и универсальному.

Приёмы

Как известно, существует множество приемов лепки. Однако в средней группе при создании образа рыбки будут актуальны следующие:

Скатывание – прием, за счет которого создаются предметы шарообразной формы. Руки ребенка при этом совершают круговое последовательное движение по часовой стрелке, причем левая рука — в несколько замедленном темпе.

Затем форма шара преобразовывается в овал: для этого нужно ее слегка вытянуть с двух сторон.

Поскольку тело рыбки немного уплощено, овал немного сплющивается. Этот прием осуществляется путем небольшого сдавливания овала руками с двух сторон. Усилия при этом должны быть минимальными, иначе в результате мы получим лепешку.

Чтобы оформить у рыбки ротик, используем прием прищипывания – небольшая часть пластилина сдавливается тремя пальцами руки.

С помощью оттягивания и сплющивания у рыбки получается красивый хвостик. Чтобы он смотрелся особенно эффектно, нужно немного разрезать его пополам стекой. Таким же приемом мы формируем плавники.

Если же дети лепят рыбку конструктивным способом, то при присоединении частей друг к другу они используют прием примазывания, при котором два куска пластилина движутся навстречу друг другу с прижатием и выравниванием мест скрепления.

Самостоятельность детей 4–5 лет при выборе цвета пластилина, пользовании стекой

Воспитанники средней группы уже могут проявлять на занятиях по лепке определенную самостоятельность. Так, согласно замыслу занятия они выбирают цвет пластилина. Если предполагается лепка «золотой» рыбки, то это будет, конечно же, жёлтый цвет, который можно украсить элементами другого оттенка. В случае если ребята коллективно оформляют аквариум, то воспитатель советует ребятам сделать разноцветных рыбок — и тогда они выбирают самые разные цвета.

При предварительном обучении и наставлении педагога дошкольники 4–5 лет в процессе лепки активно используют во время продуктивной деятельности стеку. Применяемо к теме «Рыбка» с помощью этого инструмента можно красиво прорисовать чешую или оформить хвост и плавники. Стекой можно «нарисовать» ротик и глазки рыбы.

Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции

Традиционно лепка рыбки в средней группе проводится в первом полугодии (ноябрь), впоследствии ребята рисуют аквариумную композицию. В целом задачей такого занятия («Разные рыбки») является научить дошкольников лепить рыбок одинаковой формы, но различающихся между собой по пропорциям. В ходе такой деятельности дети закрепляются приемы лепки, которые они усвоили ранее.

Однако возможны и различные интерпретации данного занятия. Можно обозначить его тему, как «Золотая рыбка», предварительно рассказав детям, например, известную сказку А.С. Пушкина. Такая поделка будет немного отличаться от традиционной рыбы: во-первых, своей необычной цветовой гаммой, а во-вторых, сказочными волшебными деталями (короной на голове, волшебной палочкой и пр.).

Ребята среднего школьного возраста уже способны понимать взаимосвязь между объектами и предметами, вполне можно вводить сюжетную лепку. Например, предложить коллективную композицию «Аквариум». Такое занятие, конечно потребует предварительной подготовки. Педагог заранее заготавливает основу — это может быть настоящий пустой аквариум либо какая-то другая стеклянная или пластиковая емкость необходимых размеров. Можно предложить 2–3 небольших аквариума, разбив детей на подгруппы.

Возможен такой вариант занятия по лепке, как «Домик для рыбки», на котором каждый ребенок мастерит свой аквариум. На таком занятии, кроме пластилина, детям можно предложить картон (нарезанный воспитателем на квадраты или прямоугольники нужного размера — стенки аквариума), который дети будут скреплять пластилином. Одну сторону такого домика следует сделать прозрачной, предложив дошкольникам кусочки пластика. Впоследствии такой аквариум ребята «заселяют» пластилиновыми рыбками.

Уместность использования дополнительных материалов

Лепка рыбки открывает большие возможности для использования дополнительного, природного или бросового, материала. Для эффектного обозначения чешуек можно использовать крупу (рис, гречка, перловка) или семечки. Если же ребята создают сказочную рыбу, для украшения ее тела пригодится фольга или мелко нарезанные яркие фантики от конфет.

Кроме того, лепку на занятии можно успешно комбинировать с аппликацией: у пластилиновой рыбки может быть хвостик или плавники из цветного картона.

Реализация индивидуального подход в рамках темы

В средней группе многие дети проявляют повышенный интерес к лепке. Конечно же, таких воспитанников нужно поощрять, предлагая им усложненные индивидуальные задания. Например, если ребенок быстро и качественно выполнил задание, педагог может предложить ему вылепить еще одну рыбку, но только другой формы, цвета и размера. Другой вариант — украсить свою рыбку, например, с помощью колпачка от фломастера сделать красивый рисунок чешуи или сделать ее более яркой с помощью бросового материала.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и любая продуктивная деятельность, занятие лепкой должно начинаться с мотивирующего момента. Чаще всего к ребятам приходит в гости какой-либо сказочный персонаж или просто игрушка-рыбка, которая беседует с ними и просит решить ее проблему. Например, золотой рыбке скучно плавать в море, ведь она одна такая необычная, а ей так хочется иметь друзей и подружек. Перед ребятами также может появиться какой-то другой морской обитатель — это может быть даже популярная у девочек кукла Русалочка, которой не с кем играть. Вариантов здесь множество, все зависит от фантазии воспитателя.

Резиновая рыбка, которая «приходит в гости» к дошкольникам

Сказочного персонажа можно обыграть на занятии по лепке рыбки

Чтобы подвести дошкольников к созданию яркого образа, перед занятием можно организовать выставку игрушечных рыбок. Идеально если в группе или в живом уголке в детском саду есть настоящий аквариум с рыбками.

Оптимальный вариант — собственный аквариум в групповом помещении

Альтернатива настоящему аквариуму — макет, созданный воспитателем

В развивающей среде группы должен присутствовать альбом с иллюстрациями речных и морских рыб, который дети в любой момент могут брать для рассматривания.

Лепке рыбок должно предшествовать чтение сказок, рассказов и стихотворений на данную тематику. Это могут быть фрагменты произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Их стихотворений можно порекомендовать следующие:

Е. Чеповецкий

В тихой речке
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
— Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!

Ю. Могутин

Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.

В. Орлов

Золотые рыбки
Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.

Е. Стюарт

Пруд
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, —
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.

Л. Рашковский

Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, —
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

http://deti.ledibashkirii.ru/stixi-pro-rybok

Накануне лепки можно показать ребятам мультфильмы на морскую тематику. Это «В синем море, в белой пене» (1984) или «Ух ты, говорящая рыба» (1983). Они наверняка заинтересуют малышей, и им захочется своими руками создать морских обитателей.

Подвижные игры также нужно подводить к морской тематике — это «Рыбак и рыбки», »Море волнуется раз…».

Конспект занятия по лепке рыбки в средней группе

Различные варианты поделок с комментариями и описанием методики выполнения

Большинство рыбок (фото 1–6, 8) выполнены комбинированным способом: голова и туловище вылеплены из одного большого куска пластилина, остальные же элементы (хвостик, плавники, глаза) присоединены отдельно.

Очень эффектно выглядит рыбка н фото 4 «Золотая рыбка» — красивый длинный красный хвост, прорисованная стпекоц чешуя и выпуклые глаза-бусины.

На фото 5 «Аквариум с рыбками» представлена лепка способом барельеф — рыбки прекреплены к поверхности, выступая примерно наполовину. Оригинальная композиция дополнена камушками, ракушками и водорослями.

Представляет интерес поделка»Волшебная рыба» (фото 7): туловище выполнено из скрученного жгутика. Интересно смотится градиентная окраска (переход розового в сиреневый цвет).

На фото 9 и10 представлены объемные аквариумы. Морские обитатели прикреплены к стенкам банок либо зафиксированы в центре на специальных креплениях.

Фотогалерея: готовые работы детей

Видео: лепка «Золотой рыбки»

https://youtube.com/watch?v=SaqF0GjJJ-0

Видео: рыбка из пластилина

Видео: мультфильм «Ух ты, говорящая рыба» (1983)

Видео: мультфильм «В синем море, в белой пене» (1984)

Видео: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Большинство дошкольников очень любят лепить, ведь это возможность создать себе новую игрушку. Предметная лепка, к которой относится создание рыбки, наверняка увлечет малышей средней группы, особенно если педагог познакомит их с различными вариантами создания образа морских обитателей. А использование дополнительных материалов сделает занятие ярким и запоминающимся.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, рерайтером, ведения сайта, имеется педагогический стаж. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе «Рыбка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГГО ВИДА

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

по изобразительной деятельности (лепка)

в средней группе

«Рыбка»

                                                                           

                                                                                  Составила: воспитатель

                                                                 Гришина М.А.

Щелково, 2009

Тема: «Рыбка»

Изобразительные задачи:

— продолжать учить детей лепить предметы из одного кусочка пластилина;

— продолжать совершенствовать приемы лепки;

— учить детей соблюдать пропорции.

Технические задачи:

— совершенствовать умение детей скатывать пластилин круговыми и прямыми движениями;

— учить работать со стекой.

Воспитательные задачи:

— продолжать воспитывать интерес к лепке;

— развивать творчество, самостоятельность;

— продолжать развивать интерес не только к процессу, но и к результату.

Оборудование: пластилин, стека, клеенка, картон облепленный синим пластилином, дощечки для лепки, игрушечная рыбка.

Предварительная работа: лепка предметов круговыми и прямыми движениями, чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ход занятия.

Вводная часть:

Приглашаю детей за столы.

— Ребята, вчера мы с вами прочитали отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Давайте сегодня  слепим из пластилина рыбок и пустим их в «синий океан», чтобы там было много красивых рыбок. («Синий океан» — картон облепленный синим пластилином).

— Давайте.

Основная часть:

Показываю детям игрушечную рыбку. Ребята, давайте посмотрим, из каких частей состоит рыбка. Как называется эта часть тела рыбки?

— Туловище.

— Верно. А на какую геометрическую фигуру похоже туловище?

— На овал.

— Правильно, молодцы. Что есть у рыбки на туловище?

— Глаза, рот, плавники, хвост.

— Правильно. На туловище рыбки располагаются спинные и брюшные плавники. Как вы думаете, за счет чего рыбка может быстро или медленно плавать?

— За счет хвоста.

— Верно. Скажите хвост этой рыбки больше или меньше туловища.

— Меньше.

— Верно, у этой рыбки маленький хвостик.

А теперь начнем лепить рыбку.

Из какой геометрической фигуры начнем лепить рыбку?

— Из шара.

(Говорю детям, чтобы они лепили из шара овальную форму, у воспитателя заранее заготовлен овал).

— Все слепили овал?

— Да.

— Хорошо. Теперь смотрите и слушайте меня внимательно я покажу вам как лепить рыбку.

В одну руку я беру овал, пальцами другой руки вытягиваю этот овал чуть–чуть. С одной стороны овала получается вытянутый закругленный кончик. Теперь я кладу овал на ладонь и двумя пальцами начинаю раскатывать его. Должно получится углубление на овале. Посмотрите пластилин состоит из овала, затем сужение и опять небольшой овальчик. Небольшой овал я прищипываю пальцами, одним нажатием – получается хвостик. Теперь на туловище я сделаю плавники. Спинные плавники я делаю сверху туловища, пальцами прищипываю немного пластилина и получаются плавники. Теперь нужно сделать брюшные плавники они находятся по бокам живота. На туловище с одной стороны я прищипнула чуть–чуть пальцами один раз – получился плавничок и с другой стороны чуть–чуть прищипнула – получился плавничок. Затем нужно сделать рыбке глазки. Отрываю маленькие кусочки от пластилина, скатываю их, и туда, где я вытягивала и заостряла один конец овала прикрепляю два глазика, после этого беру стеку и провожу под глазиками полосочку – получился ротик. (Все свои слова сопровождаю действиями).

Ребята, пластилин – материал пластичный, гибкий, поэтому можно сделать так, что рыбка виляет хвостиком – повернуть его в сторону, приподнять вверх или опустить вниз. Все свои слова сопровождаю действиями. Вот такая рыбка должна получиться. Показываю детям готовую работу.

Заключительная часть:

Выполнение работы детьми:

Предлагаю детям приступить к работе. Если какому – то ребенку нужна помощь, то подхожу  к нему и разъясняю не понятное; подхожу к детям  со своим кусочком пластилина и показываю на нем то, что у ребенка не получается.

Анализ детских работ:

Давайте посмотри, какие получились у вас рыбки. Обращаю внимание на передачу пропорций. Хвалю детей за проявление творчества, указываю на недостатки работ в мягкой форме. Теперь давайте пустим ваши рыбки в «синий океан».

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа): НОД Лепка «Разные рыбки» средняя группа

Обучающие задачи: учить передавать отличительные особенности разных рыбок(овальные, круглые, маленькие, большие, длинные, короткие) , имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям.

Развивающие задачи: закрепить  представления о внешнем виде рыб, развивать воображение. Закреплять ранее освоенные приемы лепки.
Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, терпение, стремление обсуждать результаты своей работы.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме и уход за ними; рассматривание игрушек, иллюстрации, чтение сказок, просмотр мультфильма «Кот рыболов», рассматривание альбома и иллюстраций речных и морских рыб.
Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря, презентация.
Раздаточный материал: пластилин, глина, масса для лепки, колпачки от фломастера, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.

Способы поддержки детской инициативы: обогащение предметно-развивающей среды новыми предметами; поощрение инициативы, высказывания идей; предоставление возможности активно задавать вопросы; создание условий для свободного выбора материала для продуктивной деятельности; активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению новых знаний; проблемная ситуация; отсутствие запрета; создание условий для принятия детьми решений; создание ситуации успеха.
Ход занятия:
Дети здороваются с гостями.

-Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки и  передадим друг другу частицу своего тепла и свою улыбку.
— Ребята, я предлагаю вам отправиться сегодня в страну Фантазии, где нас ждет много интересного и необычного. Отправимся? А на чем вы хотите отправиться в путешествие? (дети предлагают свои варианты).

— Ну что транспорт мы выбрали, полетели (поехали). Мы летим (едем) через поля, леса, луга (на экране меняются картинки).

Звучит шум морского прибоя — дети «оказываются» на морском берегу.

— Ребята, мы с вами прибыли в страну Фантазии на морской берег, здесь живет добрый Песочный человек, который бережет эту страну от зла.

-Давайте позовем его.

Ладошки к морю протяни,

В них доброту, любовь найди,

Песочный человек, приди!

На экране появляется Песочный человек.

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте! 

— Ребята, мне кажется, что Песочный человек чем-то огорчен.

— Посмотрите, какой он? (ответы детей: веселый, грустный, печальный). Да, и мне кажется, что он грустный.

-Песочный человек, что у вас случилось?

— Мне очень приятно вас видеть у себя в гостях. У нас на самом деле случилась беда. Но прежде чем вам рассказать, что произошло. Я хочу вас проверить и узнать, можно ли вам доверять. Отгадайте, мою загадку.

Она всегда в воде живет

 И целый день она плывет.

На спинке носит плавнички,

Они красивы и легки.

— Молодцы, да, это рыбка!  И беда тоже случилась с рыбками. Давайте, ребята послушаем рассказ Песочного человека.

— Раньше, наше море было обитаемым и в нем плавало много красивых рыбок       (на экране картинка моря), но Злая акула выловили в море всю рыбу, и теперь море погибает (картинка моря, где плавает мало рыбок).  Рыбы осталось очень мало. Помогите нам сделать море снова обитаемым.

— Ребята, что случилось с рыбками?

— Друзья мои, как вы считаете, мы можем помочь  Песочному человеку? Как мы можем это сделать? (ответы детей: нарисовать, слепить, вырезать из бумаги)

— Давайте попробуем слепить много красивых разных рыбок? А порисуем мы вечером.

— Ребята, чтобы вам было легче лепить, давайте рассмотрим рыбок                                    (на экране появляется рыбки, немного отличающиеся по форме, цвету, размеру) и воспитатель берет в руки рыбу.

— Ребята, давайте назовем, какие части тела есть у рыбки?

-Зачем рыбам нужен хвост, плавники, есть ли у них глаза, чем покрыто тело, умеет ли рыба говорить.

-Ребята, а каких рыб вы знаете?

— Рыбок мы рассмотрели, теперь давайте пройдем за наши столы.

Проходят и садятся за столы.

— Ребята скажите, какие рыбки бывают (круглые, короткие, маленькие, большие, длинные, короткие)?

—  Я сегодня покажу вам, как можно слепить овальную рыбку?

— Я беру пластилин кладу  его на ладошку, и начинаю скатывать шар, круговыми движениями, а вы ребята покажите в воздухе как вы будете скатывать шар.  Затем получившийся шар раскатываем в ладошках вперед назад.

— Получилось овальное туловище рыбки?

— Теперь с одной стороны вытягиваем хвост у рыбки чуть-чуть расплющиваем его и прищипываем плавники пальчиками, хвост у рыбки можно повернуть в сторону, приподнять вверх или опустить вниз (все свои слова сопровождаю действиями).

— Что находится на спине у рыбки? (плавники). Прищипываем плавники на спине один, длинный.

— На животе у рыбки сколько плавничков? Правильно два. Прищипываем на брюшке у рыбки два маленьких плавничка.

— Что находится на голове у рыбки?

— Рот и глаза. Слегка вытягиваем другую сторону, это голова. Прищипываем рот рыбки, и стекой обрисовываем голову. Также глаза можно прорисовать стекой, а можно взять черный пластилин, скатать маленькие шарики и сделать глазки.

— Чем покрыто туловище рыбки? (чешуей).  Наносим очертания чешуи, ее мы можем нарисовать стекой или взять колпачок от фломастера и надавить чуть- чуть колпачок на рыбку.

-У нас получилась овальная рыбка.

— А как слепить рыбку круглой формы?

Дети показывают в воздухе движениями рук, как лепят шар.

— Пластилин кладем на ладошку и круговыми движениями скатываем шар,  затем также вытягиваем хвост, прищипываем плавнички и рисуем чешую.

— Ребята, в море плаваю разные рыбки, и мы с вами тоже будем лепить разных рыбок из разного материала и разной формы и круглых и овальных и больших и маленьких.

— Но перед тем как приступить к работе, давайте разомнем пальчики.

Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как рыбка плывет

Рыбка, рыбка, озорница

грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

медленно сближают ладони

Рыбка спинку изогнула

снова изображаем, как плывет рыбка

Крошку хлебную взяла

делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула 
Рыбка быстро уплыла.

снова плывут

-А теперь, ребята, пододвиньте к себе корзинки. Посмотрите, какой материал для лепки в ней лежит?

—  Подумайте, из какого материала из глины, из пластилина или из теста вы хотите слепить свою рыбку, какого цвета и какой формы вы будете лепить рыбку. Придумали?  Приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей под спокойную музыку.  Воспитатель обращает внимание на осанку детей, направляет дошкольников, дает советы.

После окончания работы, ребята вытирают руки влажными салфетками и выкладывают свои рыбки на синюю ткань (море).

— Все молодцы ребята, постарались. Давайте, внимательно рассмотрим наши работы. Как много получилось интересных, разных рыбок.

-А какие рыбки нравятся вам? Почему?

 — Из какого материала лепили? Какой формы?

— Посмотрите на эту, какая она яркая. Интересно придумал слепить рыбку Миша, а  еще я вижу среди всех рыбок очень больших и очень маленьких рыбок, овальных и круглых. Покажите их?

— Мне тоже нравятся все ваши рыбки.

— Ребята, ну что выпустим всех рыбок в море к Песочному человеку. Сейчас он превратит всех рыбок в живых. Давайте закроем глаза (воспитатель в этот момент, накрывает всех вылепленных рыбок тканью, а на экране появляются много разных рыбок, которые  плавают в море).

-Спасибо, большое ребята за помощь. Теперь наше море снова ожило!

— Ребята, посмотрите, Песочный человек какой стал? (веселый, радостный)

-Да, ребята, он очень счастлив, что вы помогли его стране, и он хочет с вами поиграть.

Море волнуется раз,                 ноги на шире плеч, покачивание руками справа
Море волнуется два,                налево, изображая волны
Море волнуется три,

Как рыбки плывут, покажи.   руки перед грудью со сложенными ладонями,
Рыбки плавали, ныряли, 
В голубой, морской воде. 
То сойдутся, разойдутся,        бег врассыпную, наклоны,
То зароются в песке                 сближения, расхождения, приседание

— Ребята, давайте попрощаемся с Песочным человеком и нам пора возвращаться обратно. На чем мы с вами прилетели (приехали)?

Дети возвращаются в группу на экране меняются картинки, последняя картинка –картинка детского сада.

— Ну вот мы ребята и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие?

— Где мы были?

— Кому мы помогали? Что мы делали?

— Вы все сегодня молодцы, постарались и совместно мы  помогли Песочному человеку и его стране.

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа): Конспект НОД по лепке в средней группе « Рыбки».

             Конспект НОД по лепке в средней группе « Рыбки».

Цель: Продолжать закреплять знания о приемах лепки.

Задачи:

Образовательная:

Учить лепить фигуру рыбы, создавать образ рыбки в пруду, передавая характерные признаки, используя прием прищипывания, примазывания, оттягивания.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательная:

Воспитывать умение доводить начатое до конца.

 Предварительная работа:  рассматривание игрушек, иллюстрации.

Оборудование и материалы:  салфетки, пластилин, стеки (на каждого ребенка), доска для лепки, иллюстрации «рыбки».

Ход НОД:

1.Мотивационно — побудительный этап.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Да)

Загадки:

«У родителей и деток —

Вся одежда из монеток».

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыба).

— О ком эти загадки? (Ответы детей). Правильно, о рыбах. (Прикрепить на мольберт картинки рыбок).

 

— Ребята, посмотрите внимательно, все ли рыбки одинаковые? (Нет).

— А чем они отличаются? (Формой тела, размером, цветом.) Разная форма плавников и хвостиков).

— А что общего имеют все рыбки? (У рыб есть голова, туловище, плавники).

— Что помогает двигаться рыбке по воде? (Хвост, плавники)

— Хвост у рыбки служит рулем, а плавники помогают ей передвигаться в воде.

— Ребята, для чего нужна чешуя рыбам? (Защищает тело рыбки от различных повреждений).

-Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, а чешуя защищает тело рыбки).

-Давайте еще раз вспомним где живет рыба? (В воде –реках, озерах, морях и океанах )

— А кто ловит рыбу? (Рыбаки)

Физминутка.

В синем небе облака (руки вверх)

Под горой бежит река( присели, руки вытянули вперед)

Рано утром из реки тянут сети рыбаки(имитируют движения –как бы перебирают сеть)

Много рыбы наловили (руки разводят в стороны)

Вкусную уху сварили (круговые движения руками, как бы помешивая уху)

2. Организационно-поисковый этап.

— Вот я знаю одного такого рыбака из сказки  «Лисичка – сестричка и серый волк». (Прикрепить на мольберт иллюстрацию сказки). Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями. (Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала).

— Ребята, деду с бабкой было очень обидно и грустно, потому что лиса забрала всю рыбу. Давайте, мы слепим много разных рыбок, чтобы обрадовать стариков.

Продуктивная деятельность.

Дети садятся за столы.

Проводится инструктаж по безопасной работе с пластилином.

1. В процессе работы необходимо постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.

2. Внимательно выслушивать задания воспитателя.

3. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками.

4. Необходимо быть аккуратным, работая с пластилином:

— не вытирать руки об одежду;

— не пачкать стол, за которым работаешь.

5. НЕЛЬЗЯ:

— брать пластилин в рот;

— тереть грязными руками глаза;

— разбрасывать пластилин по группе.

6. По окончании работы привести в порядок рабочее место.

7. Тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы лучше ручки работали, мы поиграем:

Рыбка плавает в водице. (Сложить ладони вместе и показать, как плавает

Рыбке весело играть. рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова показать, как плавает рыбка.)

Крошку хлебную взяла, (Сделать хватательное движение руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова показать, как плавает рыбка.)

— Ребята, сейчас мы возьмём самый обычный пластилин и начнём лепить. Возьмите кусочек пластилина, с помощью стеки разделите его на 2 неравные части, так чтобы одна часть была большая, а другая маленькая. Из большого кусочка скатаем шар, затем раскатываем слегка короткую колбаску, вытягиваем хвостик, прищипываем верх и низ — получился хвост. Головку вытягиваем, стекой ротик нарисуем, прищепим один плавник на спинке, на брюшке с одной стороны — один и с другой стороны – один. Скатайте 2 маленьких шарика для глаз. Поцарапаем стекой чешую. Посмотрите, какая чудесная получилась рыбка. Из второй части (маленькая часть) пластилина, слепим маленькую рыбку. 

Какие нарядные рыбки у вас, весёлые и все такие разные ни одна не похожа на другую.

Итог занятия:— Ребята, какие замечательные рыбки у вас получились.

У кого самая большая, большая, самая маленькая, маленькая, смешная, весёлая, красивая… Дети, что мы с вами сегодня лепили?

Молодцы ребята, теперь дед и баба не будут грустить, ведь у них появились такие замечательные рыбки.

 

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект НОД по лепке «Золотая рыбка» (Средняя группа)

Конспект занятия по лепке «Рыбка золотая» (пластилинография) в средней группе

Цель: 1) Развивать мелкую моторику.

2) Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с

пластилином.

3) Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

4) Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание,

отщипывание от целого куска пластилина.

5) Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела.

Материал: картинки с изображением рыб; пластилин (оранжевого, желтого, белого, красного и черного цвета); силуэты аквариумов, со сделанными водорослями и камнями изпластилина на каждого ребенка (из картона, силуэты нарисованных рыб.

Предварительная работа: Рассматривание рыб, беседа о рыбах, рассматривание игрушкирыбки, чтение художественной литературы о рыбке, подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

Глаза есть – не мигаю.

Крылья есть – не летаю.

Кто это?

Дети: Рыба.

Воспитатель: Правильно, ребята, это рыба. Существует много разновидностей рыб (окунь, щука, карась).

— А где живут рыбы? (Ответы детей) Правильно, рыбы живут в море, в океане, в озере, в реке. Рыбы живут в воде, без нее они не могут существовать, также как мы с вами не можем без воздуха. Есть рыбки, которые живут в аквариуме: золотая рыбка, рыба попугай, скалярия и т. д. Аквариум – это целый подводный мир. На дне есть разноцветные камни, подводные растения – водоросли, ракушки. Некоторые рыбки питаются водорослями, а еще подводные растения насыщают воду кислородом.

Ребята, давайте на коврике встанем врассыпную и немного поиграем.

В синем небе облака (руки вверх,

Под горой бежит реке (присели, руки вытянули вперед).

Рано утром из реки, тянут сети рыбаки (имитируют движения — как бы перебирая сеть).

Много рыбы наловили (руки в стороны разводят,

Вкусную уху сварили (Круговые движения руками, как бы помешивая уху).

Дети, теперь садимся за столы. (Рассматриваем изображения рыб). Посмотрите, на картинке изображена рыбка. Что у нее есть? (Ответы детей, обобщаю их ответы) Урыбки есть туловище, плавники, хвост, глаза. Хвост рыбкам служит «рулем», а плавники нужны для того, чтобы плавать. Тело у рыбки покрыто пластинками, которые называются чешуей. Она защищает тело рыбы от повреждений: от острых камней, других хищников и т. д.

Ребята, у нас сегодня будет необычная лепка. Мы будем рисовать пластилином золотую рыбку. Берем оранжевый пластилин, им мы будем заполнять хвост, голову рыбки, размазывая пластилин тонким слоем. Сначала отщипываем маленький кусочекпластилина, делаем из него шарик, кладем на основу (голова, хвост) и размазываем. Аккуратно делаем, не выходя за контур. Затем желтым пластилином размазываем плавники. Для того чтобы сделать чешуйки у рыбы – отщипываем от оранжевогопластилина маленький кусочек, раскатываем круговыми движениями ладоней шар, сплющиваем его и выкладываем на тело рыбки. Каждую чешуйку выкладываем рядом друг с другом. Затем делаем точно также второй ряд и т. д. Ребята, а что мы еще рыбки нашей не сделали? (Ответы детей). Правильно глаза и рот. Для того чтобы сделать глаз берем белый пластилин, отщипываем от него немного и раскатываем маленький шарик, сплющиваем и прикрепляем глаз на голову рыбки. Далее берем черный пластилин(небольшой кусочек, раскатываем шар, сплющиваем и делаем зрачок рыбке, накладывая поверх белого пластилина. Рот рыбки — раскатываем маленькую тоненькую колбаску, сгибаем пополам и приделываем. Вот и наша рыбка золотая готова! Посмотрите, какие у вас рыбки красивые получились! Вы наверно очень устали? Давайте отдохнем и поиграем.

Физминутка «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.).

Молодцы! А теперь возвращаемся в группу!

План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе «Рыбка в аквариуме» (Пластилинография)

Конспект НОД в средней группе «Рыбка в аквариуме»

Цели и задачи:

• совершенствовать умение работать с пластилином в технике рельефная лепка;

• продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

• закреплять умения и навыки в изображении пластилином рыбки;

• добиваться гармоничного сочетания основных и дополнительных цветов;

• воспитывать в детях эстетический вкус, образное видение, любовь к природе.

Оборудование:

 картинки аквариумных рыб; образец работы ;     «аквариум» ; • пластилин, клеенка, дощечка, салфетка, стека.

Подготовительная работа:

Беседа о водных и аквариумных обитателях, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход НОД:

1. Организационный момент

В-  Ребята, послушайте загадку и отгадайте:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум)

— Что это? А как вы догадались? Давайте вспомним , что интересного мы  увидели вчера  в аквариуме?

Дети: Разных рыб.

В:- А еще где живут рыбки?

Дети: В речке, на море, в озерах

В:-  Да, рыбы живут также и в реках, и в морях, и в океанах.

В:-  Правильно ребята, Молодцы.

2. Вводная часть

В: — Посмотрите, какой аквариум я вам сегодня принесла.

— Что находится в аквариуме?

(песок, камешки, ракушки, водоросли)

— Посмотрите, ребята мне кажется, рыбка грустит, а как вы думайте почему?

Дети: Рыбке скучно без друзей.

В: — А мы можем ей помочь?  (да)

В: — А что мы можем сделать?  (ответы детей)

В: — Я сегодня предлагаю вылепить рыбок из пластилина.

В: -Перед началом работы мы немного разогреем наши руки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Рыбки плавали, ныряли ( Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.) 

Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)

То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).

В: — Теперь наши руки готовы к работе.

В:- (садимся) посмотрите, а что есть у рыбки?

Дети: Туловище, плавники, хвост.

В: -Туловище какой формы?

Дети: Овальной

Плавники и хвост ?

Дети: Треугольной.

В: — Открываем пластилин, возьмем кусок пластилина среднего размера и круговыми движениями между ладонями скатаем шар, затем поместим шар в наши  с вами аквариумы, и большим пальцем правой руки надавим на шар, и растягягиваем с двух сторон указательным пальцем -это будет туловище.  А чем покрыто туловище рыбки? Правильно чешуей. А для того чтобы изобразить чешую у рыбки я принесла вам различные пуговки. Выбирайте, какие вам нравятся, и сделаем отпечатки. Теперь рыбке нужно сделать красивый хвостик и плавнички. Из цветного пластилина скатываем маленькие шарики и  выкладываем на спинку рыбке, потом  надавливаем и растягиваем, получается плавник, таким же способом делаем хвостик. Работа детей.

Индивидуальная работа с детьми во время самостоятельной деятельности.

В:- У всех получилась красивые, яркие, красочные работы.

 -Выберите красиво расположенную рыбу в аквариуме?

— Рыбку необычной формы?

-Аквариум, наполненный водорослями?

 Мы с вами очень постарались! Молодцы ребята!

Конспект НОД по лепке «Разные рыбки» (средняя группа)

Конспект НОД по лепке «Разные рыбки» (средняя группа)

Средняя группа. НОД. Изобразительная деятельность. ЛепкаТема«Разные рыбки».

Цель. Дать детям представление о строении тела рыб.

Задачи: учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности. Воспитывать любознательность, интерес к окружающей природе.

Материалы. Игрушечные рыбки, иллюстрация к сказке «Лисичка сестричка и серый волк», салфетки, пластилин, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Лисичка сестричка и серый волк», изготовление совместно с детьми водорослей из пластилина.

Ход НОД:

I. Мотивационно-побудительный этап.

Загадки:

«У родителей и деток —

Вся одежда из монеток».

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыба).

— О ком эти загадки? (Ответы детей). Правильно, о рыбах. (Прикрепить на мольберт картинки рыбок).

— Ребята, посмотрите внимательно, все ли рыбки одинаковые(нет).

— А чем они отличаются? (Формой тела, размером, цветом. Разная форма плавников и хвостиков).

— А что общего имеют все рыбки(У рыб есть голова, туловище, плавники)

.

— Что помогает двигаться рыбке по воде? (Хвост, плавники,

— Хвост у рыбки служит рулем, а плавники помогают ей передвигаться в воде.

— Ребята, для чего нужна чешуя рыбам? (Защищает тело рыбки от различных повреждений).

-Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, а чешуя защищает тело рыбки).

II. Организационно-поисковый этап.

— Мы с вами читали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк»(Прикрепить на мольберт иллюстрацию сказки). Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями. (Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала)

.

— Ребята, деду с бабкой было очень обидно и грустно, потому что лиса забрала всю рыбу. Давайте, мы слепим много разных рыбок, чтобы обрадовать стариков.

Физминутка. «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб).

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Садятся за столики.)

Продуктивная деятельность.

Дети садятся за столы.

Проводится инструктаж по безопасной работе с пластилином.

1. В процессе работы необходимо постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте.

2. Внимательно выслушивать задания воспитателя.

3. Работать только на доске, пользоваться стеками, влажными салфетками.

4. Необходимо быть аккуратным, работая с пластилином:

— не вытирать руки об одежду;

— не пачкать стол, за которым работаешь.

5. НЕЛЬЗЯ:

— брать пластилин в рот;

— тереть грязными руками глаза;

— разбрасывать пластилин по группе.

6. По окончании работы привести в порядок рабочее место.

7. Тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы лучше ручки работали, мы поиграем:

Рыбка плавает в водице. (Сложить ладони вместе и показать, как плавает

Рыбке весело игратьрыбка.)

Рыбкарыбка, озорница, (Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула

(Снова показать, как плавает рыбка.)

Крошку хлебную взяла, (Сделать хватательное движение руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла(Снова показать, как плавает рыбка.)

— Ребята, сейчас мы возьмём самый обычный пластилин и начнём лепить. Возьмите кусочек пластилина, с помощью стеки разделите его на 2 неравные части, так чтобы одна часть была большая, а другая маленькая. Из большого кусочка скатаем шар, затем раскатываем слегка короткую колбаску, вытягиваем хвостик, прищипываем верх и низ — получился хвост. Головку вытягиваем, стекой ротик нарисуем, прищепим один плавник на спинке, на брюшке с одной стороны — один и с другой стороны – один. Скатайте 2 маленьких шарика для глаз. Поцарапаем стекой чешую. Посмотрите, какая чудесная получилась 

рыбка. Из второй части (маленькая часть) пластилина, слепим маленькую рыбку. Какие нарядные рыбки у вас, весёлые и все такие разные ни одна не похожа на другую.

Итог занятия:

— Ребята, какие замечательные рыбки у вас получились. У кого самая большая, большая, самая маленькая, маленькая, смешная, весёлая, красивая… Дети, что мы с вами сегодня лепили?

Молодцы ребята, теперь дед и баба не будут грустить, ведь у них появились такие замечательные рыбки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *