Каменный фонарь японский – японские каменные фонари имеющие древнюю историю и различающиеся по видам и другим признакам: edo_tokyo — LiveJournal

  • Home
  • Разное
  • Каменный фонарь японский – японские каменные фонари имеющие древнюю историю и различающиеся по видам и другим признакам: edo_tokyo — LiveJournal

японские каменные фонари имеющие древнюю историю и различающиеся по видам и другим признакам: edo_tokyo — LiveJournal


Касуга-торо — это самый нарядный и большой из фонарей. Он украшается богатой резьбой. Касуга-торо устанавливается на видном месте, рядом со входом. Два таких фонаря могут составлять симметричную пару.

Юкими-торо предназначен для любования снегом. Поэтому у него очень широкая плоская крыша. Часто устанавливается возле воды, чтобы он мог отражаться.

Ямадоро-торо устанавливается в тенистых местах, в дальних уголках сада. Этот фонарь делают из грубо обработанных камней. Со временем он обрастает зеленью.

Оки-торо — самый маленький из японских каменных фонарей. Он устанавливается у мелководья, в дзенских садах, у сухого ручья.

Орибе-торо устанавливается только вместе с цукубаи (чашей для омовения). Отличительная черта Орибе-торо — внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Легенда гласит, что Мастером чайной церемонии Орибе по вероисповеданию был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени).

Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу.
И никто не догадывался об этом. Поэтому цукубаи в саду ставится только в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого всегда должна быть закрыта растениями.

edo-tokyo.livejournal.com

Японские каменные фонари Stone Forest

Японские каменные фонари были впервые использованы в древних храмах и святынях, где они хранили огонь, зажженный по обету. Предназначение таких фонарей было не в освещении пространства, а в защите огня от воздействий окружающей среды, так как священный огонь символизировал Будду, знание и просветление. Лишь гораздо позднее, в шестнадцатом веке,  они стали применяться с практической целью, для освещения территории частных садов, чайных домиков и помещений религиозного предназначения. От классических до современных,  фонари компании Stone Forest заимствовали эту многовековую традицию.

Дизайнеры высекают из гранита традиционные японские фонари и оригинальные каменные светильники собственного дизайна уже в течение 20 лет. Если вы ищете интересный декор для сада в традиционном японском стиле, или хотите подобрать более современное украшение двора и дополнение к вашему пейзаж, то фонари высшего качества  Stone Forest — прекрасное решение.

Традиционные японские фонари производятся в соответствии со строгими старинными спецификациями. Днем — это изящное украшение для декорирования сада, а вечером, со свечкой внутри, фонарь выполняет функцию освещения сада играющими огоньками, указывая путь к чайной беседке, пруду или дому. В ассортименте  — все основные виды фонарей.

«Тачи-гата» (Tachi-gata) (в переводе с японского — «пьедестальные») — в определении уже заключается назначение таких фонарей. Их используют для освещения места в саду, где хозяин беседует с самыми почетными гостями. От других видов фонарей «тачи-гата» отличает большая высота — от 1,5 до 3 м, поэтому они органично смотрятся в садах, занимающих обширную территорию.

японский каменный фонарь Hermit Lantern tachi-gata

японские каменные фонари Shinta Lantern tachi-gata

японские каменные фонари Kasuga Lantern tachi-gata

«Икекоми-гата» (Ikekomi-gata) — существует предание, согласно которому этот фонарик располагают так, чтобы падающий на него луч солнечного света обязательно был направлен на землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают открытые для солнца участки двора и сада.

японский фонарик Oribe ikekomi-gata

каменный фонарь Oribe ночью

каменные японские фонари ikekomi-gata

«Юкими-гата» (Yukimi-gata) — в переводе «кажущиеся покрытыми снегом». Изюминка этих каменных фонарей —  крыши квадратной или круглой формы, уберегающие огонь внутри от снега. Часто окошки фонаря закрыты матовым стеклом, которое придает мягкое свечение лучам солнца, попавшим на фонарь и свечи вечером.

японский фонарь Hexagonal Yukimi-gata

японский фонарь  Yukimi-gata

японский каменный фонарь  Yukimi-gata

«Оки-гата» (Oki-gata) отличаются своими небольшими размерами. Такие миниатюрные каменные фонари прекрасно будут смотреться в саду или внутреннем дворе дома  небольшого размера, возле тропинок, клумб и цветников.

японский каменный фонарь Wabi oki-gata

Temple oki-gata

Wabi-oki-gata

 

Компания также может вырезать любой узор и создать любой японский фонарик по вашему запросу. Ознакомиться более детально с продукцией можно на сайте StoneForest.


Читайте также:


Сохранить и поделиться:

handmadeidea.com.ua

О японских каменных фонарях

За долго до рождения монаха, из близлежащего Китая в Японские храмы постепенно стали входить каменные курительницы благовоний, которые постепенно меняясь в формах переродились в каменные фонари торо. К моменту жизни монаха Орибе эти произведения каменотёсов древности уже окончательно обосновались в традициях и садах японцев.

Уже упоминалось, что Орибе был мастером чайных церемоний. На месте чаепития обязательно присутствовала сделанная из камня чаша цукубаи (чаша с кристально чистой водой, откуда её специальным бамбуковым ковшиком брали для ритуального омытия лица и рук, а после, там же будут отбирать воду и для чайных церемоний), и рядом с ней, кроме декоративных растений ставили и каменный фонарь. Теми же канонами руководствовались при обустройстве места проведения тяно-ю мастером Орибе.

Традиционно, мастер тяно-ю, прежде чем набрать воды из цукубаи, должен перед ней преклонить колени на специально предназначенный для этого камень и поклониться каменной чаше. Мастер Орибе, в тайно вырезал на скрытой травой от чужих глаз ноге фонаря торо христианское распятие, и таким образом получилось, что в начале каждой чайной церемонии совершая поклон в сторону цукубаи, он на самом деле склонял колени обращаясь к своему богу. С тех пор и появился новый вид фонаря – Орибе-торо.

Это только одна из множества красочных легенд, которые сопровождают практически каждый из фонарей торо.

Итак, японский каменный фонарь. По конструктиву их можно объединить в группы:

♦ фонари без пьедестала, которые допускается передвигать с места на место, или переносить (некоторые из них имеют специальные ручки для этого). Обычно, это маленькие фонари, которые ставят вдоль дорожек или носят рядом с господином, освещая его путь. Внешне они напоминают положенные набок китайские фонарики.

♦ фонари без постамента, низ которых заглублен в землю. Как и предыдущая группа, это небольшие фонари, которыми обозначают дорожки или каменные бассейны.

♦ наиболее распространенная группа — фонари на постаменте. В зависимости от типа фонаря, их воздвигают в каких либо особых местах: место для бесед хозяина с почётным гостем, у входа в дом, место для чайных церемоний или медитаций, и т.п. Размеры представителей этой группы варьируются от 30-и сантиметров и до 3-х метров.

Все торо изготовляют только в ручную. По назначению и внешности, более распространены виды: Оки, Орибе, Касуга, Ямадоро, и Якими (или иногда озвучивают как Юкими). Обще известное название сочетается из самого имени фонаря, и дописанным через дефис словом ″торо″, а в переводе значит ″каменный фонарь″. То есть, полное имя фонаря будет: Оки-торо, Якими-торо и т.д.

Немного о самих фонарях:

Оки-торо. Младший брат семейства торо, низкий фонарик, ростом до 40-ка см. Особая их черта — не имеют камня подставки. Возводят их на берегу небольшого, или уже пересохшего пруда, в саду дзен.

Орибе-торо, или «Фонарь мастера Орибе». Его индивидуальность — на невидимой взору очевидца стороне опоры обязательно изображают рельеф человека. Как и у прочих каменных собратьев, у Орибе-торо тоже определено своё местоположение в саду — вблизи от места тяно-ю, и непосредственно возле цукубаи. Высотой, чаще всего, немного выше ритуальной чаши.

Касуго-торо. Самые нарядные, и самые высокие из перечисленных фонарей, устанавливаются часто парами, обозначая вход в дом или беседку. Отличается круглой, длиной, колоннообразной опорой, и шестигранной, с круто завёрнутыми вверх углами крышей, а так же вырезанными на всех, почти, элементах фонаря витиеватым орнаментом, надписями, изящными рисунками. Высотой Касуго-торо возводят от полуметра, и до 3-х метров.

Ямадоро-торо. Высотой не больше метра, асимметричный, сложенный из не обработанного, или слегка и грубо обработанного, свободной формы камня. Этот фонарь, своей подчёркнутой стариной, будто элемент пазлов, чётко вписывается в тёмные, не доступные солнечным лучам закутки сада. А покрытый мхом да лишайником, он создаёт впечатление вросшего за века в землю загадочного артефакта древних, чем становится особенно привлекателен. Ещё он примечателен своей четырёхгранной камерой, имеющей одно большое круглое сквозное отверстие.

Якими-торо (или Юкими-торо). В стране, где природа не торопится баловать своих обитателей наличием долго лежащего снежного покрова, не удивительно появление фонаря, имя которого в переводе примерно звучит как ″Фонарь любования снегом″. У этого торо главное отличие от прочих фонарей, это его увеличенная в площади крыша, и три или четыре опорных ноги. Устанавливается этот тип фонаря обязательно у самой кромки пруда или на косе так, чтобы вместе с торо видеть его отражение в пруду.

Представьте себе картину. Сад, поздний вечер… У кромки ещё не затянувшегося льдом водоёма, словно мексиканец-коротыш надевший на голову широкое и не по росту сомбреро, застыл изваянием якими-торо. Под крышей фонаря, жёлто-красными тёплыми отблесками огонь зажженных свечей танцует загадочный танец, вторящий его братьями-близнецами на глади воды. А на крышу легла шапка первого, мерцающего холодными блёстками отражённой луны снега, даже в кромешной тьме не потерявшего своей чистейшей белизны. Умиротворяющая красоты… открывающая тропу к воспоминаниям о былом и философским размышлениям. Думается, фонарь Якими-торо заслуживает того, чтобы построить его у импровизированного пруда в своём саду.

Высокие и низкие, приземисто-широкие и утончённо-стройные — фонари торо, все такие разные внешне, они все схожи своей конструкцией, ведь при сборке всех видов торо участвуют одни по значению и названию элементы. Их шесть, и каждый связан с конкретной стихией (снизу вверх): опорный камень (пьедестал или подставка) – это земля; опора – вода; подставка камеры фонаря и камера – огонь в очаге; крыша – это ветер; а навершие – небосвод или вершина мира.

Построенный японский фонарь должен энергетически гармонировать с местным климатом, ландшафтом и посаженные там растениями, по этому, желательно торо делать из материала данной местности. Согласно традиции, все элементы фонаря делают из камней разных размером, но с идентичной фактурой и одного цвета. Для связки камней друг с другом традиционно веками брали глину, но нынешние мастера обычно используют современные монтажные клеи и мастики. Человек, возводящий торо, должен увидеть в композиции место и ″позу″ для каждого подобранного камня, приняв которую он всегда будет направлен ″лицом″ к наблюдателю. Выбирая место для торо, схему сборки фонаря и размеры камней можно отпустить свою фантазию, но не нужно забывайте, торо — японский фонарь, а они воздвигали торо согласно своим традициям.

Итак, каким то тёплым вечером, наблюдая свой сад Вас, вдруг, посетила светлая мысль: сад прекрасен… гармонично рассажены деревья, причудливые формы подстриженных кустарников, гладкий газон, лоснящийся по природностям земли, но… что-то не так, нет какой-то изюминки… Какого нибудь необычной формы камня, или лучше всего каменного фонаря! И это будет хороший выбор, фонарь торо как раз тот заключительный ″мазок кисти″, который, возможно, и завершит созданную в Вашем зелёном раю картину.

И тут предстоит следующий выбор: сделать фонарь своими силами, либо купить готовый японский каменный фонарь в близлежащем магазине элементов декора. Но если рукам ″некогда″, а глазам ″страшно″, то закажите на нашем сайте доставку готового изделия. И тогда, выбирая фонарь, при наличии фотографии места его будущего расположения, мы сможем подсказать Вам, какой именно торо более гармонично дополнит вашу живую композицию.

И пусть новое приобретение для Вашего цветущего рая, все последующие лета дарит Вам душевный покой и умиротворение!

aquaflorent.ru

Японские фонари Торо — Life in Japan

Подзаголовок

Японские фонари Торо (произносится как То-ро, с ударением на каждый слог) считаются одним из основных элементов японского сада.

Фонари пришли в Японию, как и многие другие вещи, из Китая, где их предшественниками были котлы для приготовления мяса животных, постепенно эволюционировавшие в сосуды для возжигания ароматных трав и в осветительные приборы.

Но, в отличие от китайцев, японцы стали изготавливать их не из металла, а из камня.

Прототипами фонарей Торо стали ритуальные курительницы благовоний, которые помещали перед залом Будды.

Вначале их стали использовали как обычные переносные светильники и ставили для освещения вдоль дорог, ведущих к храму.

В период Муромати японские фонари получают широкое распространение. В это же время среди японцев стремительно развивается культура чайных церемоний.

По правилам церемоний, чаепитие должно было проводиться в специальных чайных садах, украшением которых и стали японские фонари Торо.

С тех пор японский фонарь перестал быть исключительно религиозным атрибутом и из прибора для освещения постепенно превратился в скульптурное украшение и важный символ японской культуры.

Отличительной особенностью японских фонарей является их необыкновенная форма, разнообразие очертаний, орнаментов, украшений.

В Японии можно встретить светильники как обычной, так и витиеватой формы.

Сейчас в основном известны пять видов японских каменных фонарей торо: Юкими, Орибе, Касуга, Ямадоро, Оки. Каждый из них имеет свой неповторимый облик и связан с определенным историческим периодом, садовым стилем, а также местом первого изготовления, известными личностями и многим другим.

Орибе-торо – или фонарь мастера Орибе, имеет очень интересную легенду относительно своего происхождения. Легенда гласит, что мастер чая Орибе жил в одном из буддийских храмов в начале XVI века. В те времена исповедовать христианство было опасно, но мастер Орибе был христианином, и в нижней части ножки каменного фонаря он вырезал распятие.

Эта часть фонаря всегда была закрыта листьями растений. Поскольку Орибе был мастером чая, то фонарь располагался рядом с каменной чашей-цукубаем, из которой брали воду для чайной церемонии.

По традиции, мастер чая подходил к цукубаю и опускался на колени на камень перед ним, становясь лицом к фонарю, стоящему за чашей. Никто не мог заподозрить мастера Орибе, что в тот момент буддийского ритуала он обращался к своему богу.

Правда это или нет, сейчас сказать трудно, но фонарь мастера Орибе с барельефом в виде очень условной человеческой фигуры в нижней части всегда ставиться рядом с цукубаем, недалеко от чайного домика. Нижняя часть опоры фонаря утопает в зелени, скрывая от глаз то, что на ней изображено.

Касуга-торо – фонарь на круглой в сечении опоре с резным орнаментом на подставке светильника, а также в верхней и нижней частях самой опоры. Сильно загнутые вверх углы шестигранной крыши говорят о его связи с южной японской или даже китайской культурой. Его часто ставят напротив или рядом со входом в дом или беседку, а также такие фонари могут представлять собой симметричную пару.

Ямадоро-торо – фонарь, состоящий из грубо обработанных камней. Он откровенно асимметричен и представляется древним, вросшим в землю и покрытым мхом. Его высота не превышает 1 метра. Четырехгранная камера светильника имеет одно сквозное круглое отверстие. Ставится в сырых и темных уголках сада, идеально, если он со временем покроется мхом и лишайником.

Очень хорош в композициях с таким же грубо обработанным каменным изогнутым мостом через ручей, в месте, где ветки деревьев и высокий кустарник образуют полумрак даже в солнечные дни.

Оки-торо – самый маленький. Этот фонарь, как и все его собратья, имеет четко определенное место в саду. Фонарь Оки устанавливают на галечных отмелях в водоемах или на краю совсем маленьких прудов.

У этого типа фонаря вовсе отсутствует опора, иногда даже подставка камеры светильника или опорный камень. Его общая высота не превышает 40 см., но может быть еще меньше, в зависимости от размера водоема и отмели, у которого его установили.

Юкими-торо – «фонарь любования снегом». Самый распространенный вид фонарей.

От всех других каменных фонарей он отличается большой плоской крышей. Место рождения этого фонаря можно определить по названию: область, где выпадение снега представляется весьма редким явлением, которое и побудило японцев к созданию японского фонаря с большой плоской крышей, на которой снег таял бы не так быстро, и им можно было бы успеть полюбоваться.

Такие фонари имеют, как правило, три или четыре опоры, которые заглубляются в землю или опираются на большой береговой камень.

Фонарь Юкими чаще всего ставят на островах, где растут сосны или можжевельники, на камнях, нависающих над водоемом, на крутых мысах, но всегда возле воды, что бы он имел еще и возможность отражаться.

В Россию первый японский фонарь, правда, не каменный, а бронзовый, привез после путешествия в Японию в 1891 году цесаревич Николай (будущий царь Николай II). Этот фонарь был подарен ему в одном из храмов Киото, доставлен в Россию, затем хранился в коллекции подарков двора, а в 1903 году занял место в коллекции Эрмитажа.

lifeinjapan.ru

Японский фонарь — символ долговечности

На протяжении тысячелетий японские сады определяли культуру и обычаи этой страны. Всякий раз, когда говорят о садовом ландшафте, первое, что приходит на ум – это каменный фонарь. Среди всех японских украшений фонари являются наиболее узнаваемыми. Это правда!

Немного истории

Это сложные каменные конструкции, включающие основание, подставку, полый решетчатый фонарь с отверстиями для света и крышу в азиатском стиле. Японские садовые фонари (Иши-Доро) возникли тысячи лет назад. Сначала они были сделаны из металла и в основном использовались для освещения входов в храмы. Позже они стали делаться из камня для использования в японском садовом ландшафте. Японские чайные церемонии часто проводились по вечерам, поэтому был необходим свет.

Японский фонарь у ворот

Основные стили

Существует четыре основных стиля со многими вариациями:

  1. Касуга (Тачи-Гата). Классический пример японского фонаря. Форма его похожа на пагоду. Большие Касуги обычно размещаются на видном месте, например, в центре сада, рядом с воротами, входом или на пересечении дорожек. Он традиционно использовался в качестве фонаря-хранителя.
  2. Мисаки (Оки-Гата). Представляет собой маленький круглый фонарь. Японский Мисаки часто размещают на плоском камне у края пруда, просто стоящего вне воды или на краю тропинки. Подходит для небольших компактных садов.
  3. Орибэ (Икекоми-Гата). Это квадратный японский фонарь. У него нет базового камня внизу. Он просто стоит на земле. Фонарь Орибэ украшен резным Буддой на своем пьедестальном камне. Иногда его также называют «христианским» фонарем. Он является одним из самых старых известных японских фонарей.
  4. Юмики (Юмики-Гата). Он еще известен под названием «фонарь для наблюдения за снегом». Считается, что он в своей величайшей красоте отражает чистоту простых линий. В японском садовом ландшафте эти фонари легко определить по шестиугольной, круглой или восьмиугольной крыше, которая зимой удерживает снег, отсюда и его второе название. Фонари Юкими очень популярны для размещения вблизи таких элементов воды, как пруды и ручьи, прямо на земле или на плоском камне. На самом деле они подходят для большинства областей ландшафта и могут быть размещены в любом месте, чтобы добавить действительно красивую особенность сада.
Японский фонарь Юмики

Символы и значения

Японский фонарь символизирует долговечность и прочность, способность противостоять невзгодам. Сделанные из камня, они придают саду естественный природный вид, дают ощущение творческой и богатой истории.

Есть фонари, состоящие из нескольких уровней, на каждом из которых размещается отдельный свет. В древние времена в этих областях располагали свечи. Но сегодня их можно оборудовать для электрического освещения, не жертвуя красотой. Свет, который исходит от садового фонаря, не яркий. Нежный и мягкий луч пробуждает прекрасное чувство спокойствия, особенно в ночное время.

Японский фонарь у водоема

Место в саду

Если вы задумаетесь о покупке японского фонаря для сада, сначала тщательно продумайте дизайн-проект. Определить правильное расположение каменного фонаря важно, чтобы повысить его эстетическую привлекательность и функциональность. Можно использовать фонарь в качестве координационного центра сада. Может быть, стоит объединить его с водоемом или фонтаном? Наличие мягкой подсветки у воды добавит элемент мистики. Это украшение для сада может показаться простым, но его художественная ценность несравненна. Японские садовые фонари существуют на протяжении веков, выдержали испытание временем. Поэтому в современном саду они находят свое достойное место.

Японский фонарь своими руками

Фонарь для сада своими руками

Несмотря на то что есть широкий выбор вариантов на рынке, можно сделать каменный фонарь собственного дизайна. Он не только будет отлично смотреться в саду, но и доставит несравненное удовольствие от процесса созидания. Сделать японский фонарь можно самостоятельно, проявив терпение и старание.

Лучший материал для его изготовления – пенобетон. Аналогичными свойствами обладают газосиликатные блоки. Они легко поддаются обработке. Вытесанные купол, крыша, пьедестал, основание фонаря соединяются впоследствии с помощью фасадной шпаклевки. Конечно же, желательно сначала сделать чертеж. Когда все детали соединены, фонарь можно покрасить, придать естественный вид камня или состарить. Яркие цвета для японских садовых фонарей недопустимы.

Если использовался газосиликат, его необходимо покрыть цементно-клеевым раствором, чтобы влага не впитывалась и готовое изделие не развалилось. Источник света может быть любым: свечи или электрические лампы. Но не ярким, а приглушенным или рассеянным. Основание фонаря всегда следует размещать на твердой ровной поверхности, при этом небольшая бетонная плита или большой камень образует подходящую твердую опору и предотвращает погружение фонаря в почву или наклонение в ту или иную сторону.

Главное, чтобы японский фонарь, сделанный своими руками, вписался в ландшафт сада естественным образом.

fb.ru

Японские каменные фонари — торо

                                                                   Фонарь на берегу,
                                                                 Огонь свечи внутри.
                                                                     Мой сад ночной
                                                                С луной ведет беседу.
                                                        Смотрю и растворяюсь в сказке…

Создавая сад или обустраивая территорию храма, японцы используют особые элементы, символы. Один из таких элементов — каменные фонари. Они имеют древнюю историю, различаются по видам, каждый из которых предназначен для строго определенного места. Фонарь состоит из нескольких частей: основание, опора, подставка под световую камеру, световая камера, крыша и навершие. У некоторых видов фонарей присутствуют не все эти части. Основные типы фонарей — касуга-торо, юкими-торо, ямадоро-торо, оки-торо, орибе-торо. В световую камеру помещают маленькую свечу, ее колышущийся свет создает в саду таинственную обстановку.

Касуга-торо — это самый нарядный и большой из фонарей. Он украшается богатой резьбой. Касуга-торо устанавливается на видном месте, рядом со входом. Два таких фонаря могут составлять симметричную пару.

Юкими-торо предназначен для любования снегом. Поэтому у него очень широкая плоская крыша. Часто устанавливается возле воды, чтобы он мог отражаться.

Ямадоро-торо устанавливается в тенистых местах, в дальних уголках сада. Этот фонарь делают из грубо обработанных камней. Со временем он обрастает зеленью.

Оки-торо — самый маленький из японских каменных фонарей. Он устанавливается у мелководья, в дзенских садах, у сухого ручья.

Орибе-торо устанавливается только вместе с цукубаи (чашей для омовения). Отличительная черта Орибе-торо — внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Легенда гласит, что Мастером чайной церемонии Орибе по вероисповеданию был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени). Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом. Поэтому цукубаи в саду ставится только в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого всегда должна быть закрыта растениями.

world-japan.livejournal.com

Каменные фонари в японском саду

В Японии имеется множество самых разнообразных и красивых садов, которые поражают своими пропорциями и сочетаниями выбранных материалов. Японский сад можно назвать маленьким участком ландшафта Японии, и каждая деталь этой миниатюрной модели поражает своим особым пейзажем. Не последнее место в любом саду занимают различные садовые сооружения. Как правило, изготавливаются они из таких материалов, как глина, камни, бамбук, металл, и деревья.

В Японии использование бамбука (символа благородства) в различных декоративных композициях добавляет им особую утонченность, великолепно вписывающуюся в продуманный до мельчайших деталей сад. Для этого его не обрабатывают и чаще всего даже не снимают кору. А вот камни японцы предпочитают использовать только те, которые обладают неправильной и необычной формой. Ведь, как известно, в природе не существует камней идеального размера и внешнего вида. Хотя в случае необходимости позволяется немного изменить их форму. Вместо глины в Японии иногда применяют черепицу, бетон же используется только в примеси других природных материалов.

    

Украшением японских садов служат такие сооружения: мостики, изгороди, скамеечки и каменные фонари (светильники). Это, конечно же, далеко не весь перечень декоративных садовых элементов.

Японские каменные фонари размещают в различных местах сада, в частности вдоль края пересекающих территорию сада тропинок; вблизи мостов и мостиков; у кромки водоемов; около традиционных сооружений — тсукубаи, представляющих собой наполненные водой церемониальные каменные чаши. Высота и количество размещенных в саду моделей каменных фонарей зависит от вкуса хозяина и от размеров садового участка. По этой причине их можно подразделить на четыре вида.

    

Первое место по праву занимают фонари «тачи-гата» (Tachi-gata), что в переводе с японского означает «пьедестальные». В самом этом слове заключается назначение таких фонарей — их используют для освещения места, где хозяин ведет беседы с самыми почетными гостями. «Тачи-гата» размещаются только в садах, занимающих обширную территорию, поскольку они отличаются большой высотой (от 1,5 до 3 м).

Второй вид японских каменных фонарей — «икекоми-гата» (Ikekomi-gata). Для этого типа фонарей в Японии часто отводится место поблизости от тсукубаи. Однако данный вид светильников некоторые японцы воздвигают и в других местах. Выбранное место в этом случае зависит от желания хозяина или нанятого для этого декоратора. В Японии существует предание, согласно которому фонарь располагают так, чтобы падающий на него луч света обязательно был направлен в землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают участки сада открытые для солнца.

    

Следующая разновидность каменных фонарей получила название «якими-гата» (Yukimi-gata), хотя некоторые произносят его немного иначе («юкими-гата»), однако это не изменяет значения слова — «кажущиеся покрытыми снегом». Крыши, имеющие либо круглую, либо квадратную форму считаются изюминкой таких фонарей. Основания таких фонарей — подставки, которые изготавливают из камня или из бетона. Еще одной, заслуживающей внимание частью этого сооружения является матовое стекло, придающее мягкое свечение попадающим на него солнечным лучам. Именно благодаря использованию матового стекла этот вид каменных фонарей получил такое название — создается впечатление, что камни покрыты снегом. Обычно такие фонари размещают у кромки водоемов.

    

Четвертый тип японских садовых светильников отличается от остальных своими небольшими размерами — и именно поэтому он получил название «оки-гата» (Oki-gata), что означает «маленькие фонари». Он прекрасно дополняет пейзаж участков японского сада, расположенных на берегу пруда или неподалеку от дорожки. А вот в садике небольшого размера такой фонарь сможет занять достойное место, разместившись во внутреннем дворе дома. В подобных условиях он покажется королем среди своей свиты, состоящей из цветов и кустарников.

Как вы, должно быть, уже догадались, отличительной чертой всех перечисленных типов каменных фонарей является их внешний вид и высота, которая колеблется от 0,5 до 3 м. Но, дополнив пейзаж посаженным позади каменного светильника красивым деревом, вы только подчеркнете его размеры. К примеру, для этого можно использовать клен, который прекрасно вписывается в ландшафт, особенно осенью, когда листья приобретают несколько оттенков желтого и красного. И на фоне листьев трава кажется еще зеленее, а камни — серыми стражами покоя сада.

Особенно хороши каменные фонари темной ночью, когда они освещают окружающий пейзаж светом свечей, находящихся внутри них. И сразу же все преображается и приобретает таинственный вид. При свете именно таких фонарей японцы проходят по тропинке в чайный домик — тясицу.

    

Изготовление каменных светильников — процесс весьма трудоемкий, зато чрезвычайно интересный. Сначала обдумывается выбранная композиция нужного каменного фонаря, здесь важно определить тот главный камень — основание, который вместе с другими двумя камнями должен образовать божественную триаду.

Японский каменный фонарь

В выборе нужных камней японцы руководствуются следующими принципами: необходимо, чтобы каждый камень образовывал определенную «лицо» и «позу», то есть нужно увидеть, какое место в композиции сможет занять данный камень. По этому поводу в книге «Сэндзай Хисе» приводятся следующие строки, «камни убегают и догоняют, опираются и поддерживают, смотрят вверх и вниз, лежат и стоят». Данное высказывание как нельзя лучше дает понять, какие же камни нужно использовать при создании каменного светильника.

Когда эта задача осуществится, помните, что требуется много терпения и времени, так как камни должны стать неотъемлемой частью пейзажа. Установить камень на выбранное место – это первый шаг. Если на камне есть галька (песок или мох), то ему надо дать время «соединиться» с галькой, пустив в нее «корни», или, иначе говоря, «войти в придуманный образ».

    

При этом дизайнер учитывает тот факт, что каменные фонари — это часть культурной традиции Японии, а значит, их внешний вид нужно воспроизвести в точности. Поэтому истинный японский дизайнер никогда не будет придумывать какие-то новые оригинальные формы. Также здесь играет немаловажную роль гармония с климатом той местности, в которой находится сад. По этой причине в большинстве случаев светильники изготавливаются из камней данной местности.

Второй шаг — завершить «постройку» каменного фонаря. Остальные камни подбираются той же фактуры и цвета, что и камень-основание. Причем своей завершенной формой он должен напоминать разносторонний треугольник, хотя бы отдаленно. По старому обычаю необходимо, чтобы длинная сторона треугольника указывала на «лицевую» сторону дома (где находится вход в сад). Почувствовать нужную композицию, украшающую сад – вот предназначение дизайнера.

Желающим создать собственный уголок японского сада и проверить свои силы в подобном искусстве мы расскажем, как же делаются каменные фонари, описав этот процесс постепенно, шаг за шагом. Только предупреждаем, что вряд ли у вас получится точная копия, разве что после долгой практики в течение нескольких лет. Да и, честно говоря, такая задача перед нами не стоит.

Итак, для изготовления каменного фонаря вам понадобятся камни разных размеров, глина и пара-тройка свечей. Камни должны быть определенной формы и цвета, а чтобы определиться с этим, полагайтесь на интуицию и воспользуйтесь своей фантазией, не забывая традиционные правила. В создании каменных светильников применяются камни следующих видов: расположенный вертикально, лежачий и плоский. В данном случае вам понадобятся: один камень круглой (или квадратной) формы, один плоский, несколько камней размером с кулак.

    

Японский фонарь на берегу

Как только будут собраны все необходимые компоненты, можно приступать к процессу превращения разрозненных камней в фонарь. Первым делом плоский камень необходимо положить на землю таким образом, чтобы он не шатался. В крайнем случае, можно взрыхлить почву или насыпать достаточное количество песка для фиксации камня. После установки камня-основания необходимо постепенно и очень аккуратно сделать столбик из камней (тех самых, что размером с кулак) и закрепить их между собой глиной, замазав ею все возникшие щели. Затем надо подождать, пока глина полностью высохнет. Таких столбиков должно быть не меньше четырех, самое главное здесь — не увлечься, ведь внутрь нужно поставить свечи.

    

Круглый камень, который будет играть роль крыши, положите на столбики после того как они будут твердо стоять на основании. Благодаря камню круглой формы, свечи не погаснут в дождливую погоду, только при условии, что не будет ветра. Если в вашем распоряжении нет достаточного количества маленьких камней, то их можно заменить выстроганными из дерева и обмазанными глиной брусочками. Если не обмазать глиной, то подгоревшие бруски постепенно сломает «крыша» фонаря.

Дата публикации:  27 мая 2010г.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии:

www.vashsad.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *