Как сделать картину на пенопласте с помощью лоскутов ткани — ЗнайКак.ру
Пэчворк на пенопласте – разновидность лоскутной техники, которую еще называют «пэчворк без иголки». Лоскутная техника на пенопласте основана на японской технике Кинусайга, основанной в 1987 году. Предприимчивым японцам жаль было выбрасывать старые кимоно из дорогих тканей, вот они и решили найти им нестандартное применение – делать из лоскутов картины. Но стиль Кинусайга предусматривает изготовление картин на дереве, а наш способ – на пенопласте, что намного проще и быстрее.
Лоскутная техника довольно интересна и необычна и наверняка заинтересует многих творческих личностей. Материалы для изготовления картин на пенопласте достаточны просты и доступны:
— тонкий острый нож,
— лист пенопласта (подойдет и пенопласт нового поколения – пеноплекс, а также пару листов пенопластовой потолочной плитки наклеенные друг на друга),
— лоскуты ткани,
— тупой предмет вроде пилки для ногтей (для засовывания ткани в пенопласт),
— фломастер,
— ножницы,
— шаблон будущей картины.
1. Придаем пенопласту нужную форму и размер. Переносим по шаблону рисунок.
2. Прорезаем контуры рисунка острым ножом, глубина прореза – не менее 0,5 мм.
3. Примеряем лоскуты ткани, накладываем на отдельные детали рисунка и слегка заправляем края ткани в прорези пенопласта с помощью пилочки или другого тонкого тупого предмета. Примеряя лоскут, не пытайтесь засунуть его глубоко в прорезь. Лучше отрежьте излишки ткани ножницами и только после вставляйте лоскут полностью.
Проделайте вышеуказанное с каждой деталью картины. Если какие-то детали окажутся слишком мелкими и края ткани будут слишком бахромиться, то промажьте готовую картину клеем ПВА, разведенным с водой в соотношении 1:1.
Обработайте края картины. Рамку вы можете сделать как из лоскутов ткани, так и из дерева (готовую).
Некоторые мастера украшают стыки ткани тесьмой-сутаж.
Варианты рисунков для картин:
КИНУСАЙГА (на пенопласте) | Страна Мастеров
Здравствуйте, захотелось поделиться «вдохновением», которое приобрела на семинаре у свох коллег, где я познакомилась с техникой кинусайга и поучаствовала в создании первого «шедевра». Все этапы нашей работы (а работали 4 чел. ) старалась запечатлить (для себя). Так получился маленький МК, который, возможно, кого-нибудь заинтересует и вдохновит на дальнейшие «подвиги»…
Год рождения кинусайга — 1987 год. Его основатель — японка Маэно Такаши — профессор Университата. Настоящая кинусайга — это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве. Но коллеги-педагоги, работая с ребятами начальной школы, используют пенопласт толщиной 2 см. Вкусив новую для себя технику, поняла что на этом не остановлюсь…
Итак, отрезаем пенопласт (по размеру картинки), к которому МАЛЯРНЫМ СКОТЧЕМ ПРИКРЕПЛЯЕМ САМО ИЗОБРАЖЕНИЕ (РИСУНОК)
В центре картинки канцелярским ножом вырезаем по контору одну деталь изображения (БУМАЖНУЮ), прорезая пенопласт глубиной 0,5 — 1 см.
Сколов, вырезанную деталь, с нужным тканным лоскутком «выкраеваем» её с припуском 0,5 -1 см. Школьникам всё же следует деталь обвести и вырезать по контуру. Если «выкройка» имеет форму с вогнутыми линиями, вдоль них делаются небольшие насечки.
В середине детали пенопласт слегка промазывается клеем-карандашом (для фиксации ткани)
Фиксируем вырезанную деталь в нужном месте.
Стекой для пластилина заправляем края детали в прорезанные канавки пенопласта
Аналогично выкладываются все остальные детали, двигаясь от центра рисунка к краям.
Снимается малярный скотч. Обратная сторона (стенка картины) промазывается клеем и фиксируется ткань. Делаются диагональные прорези на 4-х углах пенопласта.
Фиксируем ткань булавками и заправляем края стекой в прорези. Сначала заправляются прямые стороны, затем уголки.
И вот она — первая неказистая работа 4-х новичков, вдохновлённых новой техникой.
А вот работа школьников-второклашек.
Работы ребят чуть постарше.
Искусство Кинусайга: мастер-класс для начинающих
Японцы славятся своей способностью возводить любую деятельность в ранг искусства. Оригами, икебана, канзаши и многие другие виды творчества прошли по этому пути. То же самое произошло с техникой Кинусайга: желание повторно использовать довольно дорогую ткань старого кимоно, превратилось в искусство создания великолепных картин и панно.
Хотя сама идея имеет свои аналоги во многих народах: например, на Руси старые вещи использовали для лоскутного шитья. Кстати, картины Кинусайга очень часто называют техникой «печворк без иголки» — ведь эти лоскутки не надо сшивать!
История техники Кинусайга
Кимоно — традиционная японская одежда, с середины 19 века считающаяся в Японии «национальным костюмом». Японцы надевают кимоно до сих пор! Кимоно шьется из натурального шелка и, разумеется, стоит очень долго. Старые кимоно никогда не выбрасывали, а использовали для создания других, более мелких вещей.
Один из способов использовать шелковую ткань кимоно — создавать картины Кинусайга.
Традиционно Кинусайга создается следующим образом. Вначале художник делает эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводится на деревянную дощечку. В дощечке прорезаются углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезается на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставляются в прорезанные канавки.
Сюжетами для кинусайга чаще всего становятся пейзажи.
Техника кинусайга получила распространение во всем мире. Хотя, конечно, для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани. А вместо деревянных дощечек берется обычный пенопласт.
Как сделать картину в технике Кинусайга
Один раз посмотрите, как именно создаются картины Кинусайга (мастер-класс простой и доступный) и поймёте до конца весь принцип.
Подготовьте заранее:
- Кусок пенопласта толщиной не менее 1 см
- ткань (лоскутки) подходящих цветов
При выборе ткани помните: она не должна растягиваться, должна быть довольно тонкой, а края не должны осыпаться.
- ножницы
- макетный нож (канцелярский нож или скальпель)
- инструмент для заправки ткани в пенопласт (вполне подойдет пилка для ногтей или деревянная палочка из маникюрного набора)
- рисунок (можно нарисовать самостоятельно, а можно воспользоваться любой детской раскраской)
- копировальная бумага
Выбираем понравившийся рисунок. Давайте возьмем простые геометрические формы и сделаем вот такой домик.
С помощью копировальной бумаги переносим рисунок на лист пенопласта.
С помощью ножа делаем прорези по контуру рисунка глубиной примерно 2-3 мм.
Разрезаем ткань на подходящие по размеру лоскутки.
Заправляем лоскутки в пенопласт с помощью палочки или пилки. Заполняем всю картину.
Срезаем лишние края.
Завершающим штрихом будет оформление панно в раму. В качестве другого варианта оформления можно сделать окантовку с помощью ткани или широкой ленты, закрепленной на кнопки.
Наша картина готова!
Очень часто в технике Кинусайга украшаются крышки от коробок, в результате получаются красивые шкатулки:
Даже ёлочные игрушки можно собирать в технике Кинусайга!
Схемы для Кинусайга для создания картин:
Схемы для Кинусайга есть и в чудесном журнале «Magic loisir».
ПОДЕЛИСЬ!«Крестик» плохого не посоветует! 🙂
Пэчворк без иглы — кинусайга: картины на пенопласте, схемы, мастер-класс
Внести разнообразие в свой досуг можно различными способами. Одним из вариантов, чем заняться в свободное время, может стать рукоделие. Опытные мастерицы советуют попробовать свои умения в увлекательной технике пэчворк без иглы, или кинусайга. Этот стиль дает возможность без применении иголки творить оригинальные и пестрые картины из лоскутков. Техника не очень сложная, но делать первые шаги в этом виде рукоделия все же лучше всего, просмотрев мастер–класс для начинающих. Немного фантазии и свободного времени, и результат превзойдет все ваши ожидания.
Немного об истории возникновения кинусайга
Неповторимое искусство кинусайга взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 80-е года прошлого столетия пэчворк без иглы вновь стал актуальным и возродился как вид творчества.
Кинусайга, как и пэчворк в своем классическом виде, появился из-за необходимости экономить.
древности в Стране восходящего солнца, бедной Японии, никто не выкидывал старые изношенные кимоно, потому что натуральный шелк — ткань очень дорогостоящая . Поэтому, тосле того , как кимоно изнашивалось, а происходило это довольно быстро, его хозяика, не желая выбрасывать дорогую одежду, распарывала его, и из больших кусочков ткани создавались небольшие вещи, а маленькие лоскутки шли на изготовление неповторимых картин, при виде которых просто захватывало дух. Назвали этот пэчворк без иголки — кинусайга. Конечно, применять можно не только шелк, но другие различные ткани подойдут для изготовления шедевров в этой технике. А освоить ее можно при помощи подробных инструкций и просмотрев мастер-класс.
В наше время рукодельницы очень редко применяют дерево. Как правило, картины создаются на листовом пенопласте.
Использовать технику пэчворк без иголки или кинусайга можно практически во всем. В первую очередь, конечно, для разнообразных панно, картин, которыми можно украсить интерьер помещения. Также технику без иголки применяют для украшения декоративных коробочек, шкатулок, обложек книг и блокнотов, открыток, альбомов. Широкое распространение кинусайга получила в направлении изготовления игрушек для новогодних елок, сувенирных пасхальных яиц, валентинок на День влюбленных, Пэчворк без иглы используется также для декорирования мебели и абажуров.
Азы кинусайга: мастер-класс для начинающих
Мастер-класс, который представлен немного ниже, на самом деле, не так трудно выполнить. Для того, чтобы сотворить собственный домашний шедевр в технике пэчворк без иголки, вам нужно будет приобрести лист пенопласта, подготовить кусочки ткани, а также иметь в наличии лист картона, простой карандаш, линейку, клей ПВА, скальпель, металлическую лопаточку, один конец у которой обязательно должен быть тупым.
После того, как все необходимые материалы и инструменты будут подготовлены, приступим непосредственно к работе. Для начала приклеим пенопласт на лист картона. Это необходимо для того, чтобы наша картина не распадалась в процессе изготовления, и рабочее место уберечь от царапин.
несем на пенопласте рисунок. Затем по нарисованному контуру очень осторожно прорезаем с помощью скальпеля. Промазываем кусочки ткани и пенопласт тонким слоем клея. Далее лоскутки размещаем по местам и очень аккуратно прижимаем их до тех пор, пока клей немного не подсохнет. Чтобы заправить кусочки ткани в прорези, которые мы сделали, можно воспользоваться металлической лопаточкой с тупым концом.
После того, как края всех лоскутков будут заправлены на обратную сторону, в панно можно добавить некоторые интересные элементы. На картину можно разместить пуговички, стразы, бусинки, пайетки, приклеить сверху ткани различные аппликации.
Для того, чтобы картина имела законченный вид, ее лучше всего разместить в рамочку, которую также можно изготовить самостоятельно.
Мастер-класс: Пасхальное яйцо, выполненное в стиле пэчворк без иглы
Для изготовления декоративного яйца вам будут нужны: пенопласт в форме яйца, тесьма, клей, кисть для клея, ножик, металлическая лопатка для размещения материи в прорезях, ножницы.
Для начала, измерьте пенопласт в форме яйца и начертите на нем прямые линии:одну поперек, другую от одного конца до другого. В местах, где полосы пересеклись нарисуйте линии так, чтобы получились треугольники одинакового размера. Затем измерьте размеры получившихся треугольников, и сделайте схемы для раскроя ткани с припуском несколько сантиметров.
После того, как треугольники будут выкроены из различных лоскутков, возьмите один из них, намажьте клеем, и с помощью лопаточки разместите треугольник в прорези, которые были сделаны на пенопласте, натягивая поверхность ткани. Проделайте эту же процедуру со всеми остальными лоскутками ткани. При желании, можно продекорировать получившееся яйцо тесьмой, приклеив ее сверху лоскутков.
Совет: этот мастер-класс можно применить также для изготовления елочных шаров и других объемных игрушек на пенопласте.
Схемы Кинусайга для создания картин
Несколько увлекательных идей по изготовлению изделий в стиле пэчворк без иголки — кинусайга, мастер класс
При помощи техники кинусайга – пэчворк без иголки можно изготавливать очень красочные панно и декорировать коробочки со шкатулками. Хочется представить вам для вдохновения некоторые замечательные идеи, а также видео мастер-класс для наглядного ознакомления с интересным процессом работы на пенопласте.
КАРТИНА ИЗ ТКАНИ НА ПЕНОПЛАСТЕ
Техника изготовления картины из ткани на пенопласте перекликается с более сложным японским искусством осиэ, в котором лоскутные произведения склеиваются на бумаге с поролоном.
Набор необходимых материалов и инструментов для изготовления картины из ткани на пенопласте:
— Пенопласт;
— Лоскуты ткани;
— Линейка для пэчворка;
— Карандаш;
— Маркер;
— Ножницы;
— Макетный нож или скальпель;
— Металлическая лопатка с тупыми концами;
— Мебельные гвозди.
Шаблон домика для картины
На листе пенопласта толщиной 5-6 см. при помощи линейки и карандаша сделать разметку будущей картины.
Навести все линии толстым маркером.
Разделить картину на три одинаковых по размерам квадрата, в каждом из которых будут находиться домики.
Определиться с цветовой гаммой, распределить лоскуты ткани по размеченным отрезкам. Чтобы упростить процесс – перевести схему на лист бумаги, разрезать как выкройку. По вырезанным деталям раскроить ткань на фрагменты с припуском по периметру в 1 см.
Разложить вырезанные детали для предварительного просмотра.
По всем размеченным линиям макетным ножом сделать вырезы на глубину 1 см.
Подготовленные лоскуты ткани разложить на пенопласт по одному, разровнять. При помощи металлической лопатки с тупыми концами вложить края ткани в надрезы пенопласта.
Вот такой аккуратный фрагмент должен получиться. Без торчащих краев.
Заполнить все ячейки картины от середины к краям.
Лопатка для работы должна быть тонкая и гладкая, не позволяющая ткани выскальзывать из надрезов.
В последнюю очередь заполнить тканью ячейки по краям картины.
Бортики картины должны получиться гладкими, с заправленными лоскутами ткани.
Для обработки бортов картины понадобится лента из ткани шириной 5-6 см. плюс 2 см. на припуски с обеих сторон и длиной равной периметру картины.
Подогнув ткань на ширину припуска, закрепить ее при помощи мебельных гвоздей.
С изнаночной стороны картины ткань приклеить на клей или двусторонний скотч.
Картина на пенопласте готова. Чтобы повесить ее на стену, необходимо на обратной стороне картины натянуть бечевку и закрепить ее при помощи мебельных скоб.
С техникой изготовления картины на пенопласте справится даже ребенок, если нарисовать простую схему из нескольких фрагментов. Для работы подойдут любые яркие обрезки тканей. Начните с размера 10 х 10 см. и нескольких полосок или квадратов, которые потребуют немного времени. Наполните свою жизнь красками.
мастер класс для начинающих, пошагово с фото примерами
Кинусайга – это пэчворок без иглы, а пэчворок – это техника, в котором целое изделие делается из кусочков ткани. Как Вы уже догадались по названию кинусайга — это японская техника как оригами и канзаши. В этой статье мы рассмотрим: как сделать картину в технике кинусайга своими руками. Стоит отметить, что ткань обязательно должна быть тонкая и не растягивающаяся, например: шёлк.
Картина для начинающих в технике кинусайга
Вам понадобится: пенопласт, лоскутки ткани различных цветов, линейка, ножницы, клей карандаш, канцелярский ножик, пилочка для ногтей, копирка, фломастер, канцелярские кнопки.
Мастер-класс
- Если Вы новичок попробуйте освоить технику кинусайга с простой картинки «домик» из геометрических фигурок.
- Распечатайте шаблон.
- Перенесите эскиз рисунка на пенопласт, используя копирку.
- Обведите фломастером линии.
- Сделайте углубления по линиям рисунка до середины толщины пенопласта, используя канцелярский ножик.
- Нарежьте ткань на полосы нужного размера с запасом пол сантиметра.
- Нанесите клей на полосу пенопласта и прикрепите лоскуток ткани, заправляя её края в прорези, используя пилочку.
- Заполните всю картину таким образом.
- Подготовьте полосы ткани для рамки и закрепите с помощью канцелярских кнопок.
Оригинальная картина в технике кинусайга готова! Рекомендую к просмотру данное видео!
Панно для кухни в технике кинусайга
Вам понадобится: шаблон для панно, дощечка, пенопласт, лоскутки ткани различных цветов, линейка, простой карандаш, ножницы, клей карандаш, канцелярский ножик, пилочка для ногтей, копирка.
Мастер-класс
- Распечатайте и вырежьте шаблон (рисунок). Для кухни идеально подойдёт – пирожные, мороженное, фрукты…
- Наклейте квадрат пенопласта на дощечку.
- Перенесите рисунок на пенопласт, используя копирку.
- Сделайте углубления по линиям рисунка до середины толщины пенопласта, используя канцелярский ножик.
- Продумайте части рисунка по цветам лоскутков.
- Перенесите части рисунка на лоскутки ткани, затем вырежьте их с запасом на пол сантиметра, чтобы в дальнейшем вставить края ткани в прорези пенопласта.
- Нанесите клей на ткань и начните обклеивать панно. Делайте этот процесс аккуратно и не спеша, края ткани закрепляйте в прорези пенопласта, используя пилочку.
- Обклейте нижнюю часть пирожного, затем верхнюю, наклейте фон.
- Сделайте рамку из ткани.
Панно для кухни в технике кинусайга готово! Рекомендую к просмотру данное видео!
Панно для детской комнаты в технике кинусайга
Вам понадобится: шаблон для панно, дощечка, пенопласт, лоскутки ткани различных цветов, линейка, ножницы, клей карандаш, канцелярский ножик, пилочка для ногтей, простой карандаш.
Мастер-класс
- Распечатайте и вырежьте рисунок. В данном мастер-классе мы используем картинку «ребёнок, спящий на луне».
- Наклейте квадрат пенопласта на дощечку.
- Перенесите рисунок на пенопласт, используя копирку, затем обведите рамочку.
- Сделайте углубления по линиям рисунка до середины толщины пенопласта, используя канцелярский ножик.
- Подготовьте ткань для бантика с запасом в пол сантиметра.
- Намажьте клеем часть пенопласта в области бантика и прикрепите ткань, используя пилочку.
- Таким же образом обклейте луну, ребёнка и мелкие детали картины.
- Обклейте рамочку и нарисуйте малышу личико.
Панно для детской комнаты в технике кинусайга готово! Рекомендую к просмотру данное видео!
Схемы кинусайга
Как Вы поняли из предыдущих мастер-классов, все картины в технике кинусайга делаются по одному принципу. Различие картин-кинусайга напрямую зависит от выбранного рисунка, схемы. Если картина больших размеров, содержит огромное количество разных деталей, всевозможных изгибов – то с первого раза новичку сложно будет сделать качественную работу. Начните с самого простого, а затем переходите к сложному процессу и тогда всё получится. А сейчас просмотрите схемы для создания восхитительных шедевров в технике кинусайга.
Идеи кинусайга
В технике кинусайга делают не только картины и панно, но и украшают шкатулки, обложки книг и даже собирают ёлочные игрушки. Стоит отметить, что можно использовать краски, фломастеры, карандаши, дорисовывать детали и заполнять пробелы. Также можно использовать синтепон для придания объёма и реалистичности в некоторых частях картины. И ещё, обязательно украшайте кинусайга декоративными элементами – бисером, бусинками, блёстками, ленточками…Просмотрите фото-галерею и вдохновитесь идеями кинусайга!
Если у Вас нет ткани или Вы не знаете где взять пенопласт — не отчаивайтесь! Существуют специальные наборы кинусайга. Они предназначены как для новичков, так и для умелых мастериц. Приобрести их можно в канцелярском либо интернет-магазине. А выглядят они вот так.
Фантазируйте, создавайте свои рисунки, продумывайте дизайн и будьте лучше японских рукодельниц! Творите шедевры своими руками и удивляйте окружающих.
Загрузка…
Мастер-класс «Изготовление панно из цветных лоскутов тканей на пенопласте в технике «кинусайга»
ГОКУ СКШ г. Усть-Илимска конкурс методических разработок «Мастер – класс по рукоделию»
Мастер-класс:
«Изготовление панно из цветных лоскутов тканей на пенопласте
в технике кинусайга»
Автор – составитель:
Реутова Елена Витальевна,
учитель профессионально — трудового обучения (швейное дело).
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №19 г.Тайшета».
Номинация: Работа с текстильными материалами.
г.Тайшет, Иркутская область.
Пояснительная записка.
Мастер — класс рассчитан на учащихся от 10 лет и выше.
Мастер-класс разработан на основе адаптированной основной общеобразовательной программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, утвержденной Министерством образования и науки РФ, В.В.Воронкова.
Цель: Познакомить обучающихся с техникой кинусайга при изготовлении панно на пенопласте с использованием цветных лоскутов тканей.
Задачи:
обучающая – изучить технологию изготовления панно на пенопласте с использованием цветных лоскутов тканей кинусайга;
развивающая – развивать творческое воображение и мышление через самостоятельное выполнение работ в технике кинусайга, подбор тканей разных свойств и оттенков;
воспитательная – вызвать интерес к использованию нетрадиционных технологий в прикладном творчестве.
Оборудование и материалы: эскиз будущей работы, ножницы, канцелярский нож, распарыватель, цветные лоскуты тканей, отделочная тесьма, стазы, клей карандаш, пенопласт.
Технические средства обучения: компьютер, презентация
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически”
Фридрих Шиллер
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание определяется, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.
В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
В связи с тем, что эстетическое воспитание пронизывает все аспекты воспитательной системы, целью моей работы является создание условий для формирования эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению средствами наглядности.
С ребятами моего класса для поздравления родителей, с каким либо праздником мы изготавливаем подарки своими руками: на «День матери» и «Новый год» открытки; на «8 марта» букет из конфет и еще многое другое. И все подарки мы практически изготавливаем из бросового материала, что для наших детей приемлемо, т.к. эти работы малозатратные.
И сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной из технологий лоскутного творчества кинусайга — создание лоскутного панно на пенопласте, которое можно использовать для разных целей (крышку для шкатулки, картина, магнит и.д.). На мой взгляд, это увлекательное занятие, не требующее особенных навыков по шитью, и детям предоставляется уникальная возможность проявить свою фантазию и воплотить в жизнь творческий замысел, дать вторую жизнь бросовому материалу.
В доме умелой хозяйки постепенно накапливаются лоскуты и лоскутики, шерстяные клубочки, цветные нитки, ленты и тесьма. Почти все ткани можно использовать для лоскутного рукоделия. Упаковочный материал, например – пенопласт можно тоже использовать в создании неповторимых «шедевров». Для мастерицы это целое сокровище, и она бережно хранит его, зная, что со временем сумеет создать из этого многообразия красивые и полезные вещи.
Методическая разработка.
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть.
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с одной из технологий лоскутного творчества – кинусайга, создание лоскутного панно на пенопласте. На мой взгляд, это увлекательное занятие, не требующее особенных навыков по шитью. Вам предоставляется уникальная возможность проявить свою фантазию и воплотить в жизнь творческий замысел, дать вторую жизнь бросовому материалу. (Слайд 1)
В доме умелой хозяйки постепенно накапливаются лоскуты и лоскутики, шерстяные клубочки, цветные нитки, ленты и тесьма. Почти все ткани можно использовать для лоскутного рукоделия. Упаковочный материал, например – пенопласт можно тоже использовать в создании неповторимых « шедевров». Для мастерицы это целое сокровище, и она бережно хранит его, зная, что со временем сумеет создать из этого многообразия красивые и полезные вещи. В изделиях, выполненных рукою мастера, рядом уживаются ситец и тюль, шерсть и батист, крепдешин и шёлк.
Если вы стали обладателем лоскутного «клада», то вам весьма пригодятся полученные навыки на этом мастер — классе, которые помогут навести образцовый порядок в ворохе цветовых обрезков. (Слайд 2, аудиозапись «Цветение сакуры»)
Прародителем техники аппликации на пенопласте является японское искусство – так называемое кинусайга или пэчворк без иголки. Несмотря на то, что для многих слово «пэчворк» звучит необычно, занимаются им давно. Означает оно шитье из лоскутков. (Слайд 3)
Если простой пэчворк был распространен почти повсеместно, то пэчворк без иголки придумали в Японии. Сделала это Маэно Такаши, причем, совсем недавно, в 1987 году. Цель нового творчества была та же, что и обычного лоскутного шитья – пристроить куда-нибудь старые вещи.
Вот и стали создавать из них шедевры, при виде которых дух захватывает. Техника кинусайга для начинающих мастериц может показаться сложной, особенно если края лоскутов не хотят держаться в желобках. Некоторые пытаются их приклеивать, но от этого ухудшается конечный результат. Лучше попробовать сделать желобки чуть уже и чуть глубже.
Выбирая экспозицию будущей картины, желательно избегать сложных, слишком причудливых форм.
Для работы нам потребуется: пенопласт, ножницы, лоскуты ткани, цветовой спектральный круг, клей карандаш, копировальная бумага, эскиз рисунка, распарыватель. (Слайд 4) Если все материалы, инструменты и приспособления готовы, то мы можем приступить к работе.
II. Основная часть.
Педагог: А сейчас мы с вами изготовим лоскутное панно в технике кинусайга, но вместо деревянной основы мы будем использовать пенопласт. Перед началом изготовления изделий повторим технику безопасности при работе с ножницами и колющимися предметами. (Приложение 1).
А также вспомним свойства тканей и правила сочетания цвета пользуясь спектральным кругом. (Приложение 2)
Выполняя работу мы будем пользоваться технологической картой. (Приложение 3)
Выбираем эскиз. (Слайд 5)
(Предлагается несколько вариантов эскизов: рыбки в аквариуме, кот, церковь) (Приложение 4)
2. Берём лист пенопласта любого размера, желательно мелкозернистого. Толщина пенопласта не меньше 1,5 см. (Слайд 6)
(Демонстрация образцов пенопласта)
3. Переносим рисунок на пенопласт через копировальную бумагу, обводим фломастером или мягким карандашом. (Слайд 7)
4. Аккуратно прорезаем канцелярским ножом все линии и для четкости провести толстой иголкой по всему рисунку. (Слайд 8-9)
(Повторение техники безопасности при работе с канцелярским ножом)
5. Смазываем все линии клеем, желательно не делая перерыва в работе, чтобы клей не высох.
6. Берём лоскут ткани подходящего цвета и размера. Проще работать с тканью, которая растягивается. Проталкиваем ткань в надрезы, затем всё лишнее отрезаем ножницами.
(Повторение техники безопасности при работе с ножницами) (Слайд 10-11)
7. Окончательно прячем, лишни кусочки ткани в надрезы. (Слайд 12)
8. Тоже проделываем с остальными деталями рисунка. (Слайд 13)
9. Оформляем работу рамочкой. (Слайд 14-16)
10. При желании, всё зависит от вашей фантазии, можно добавить разные элементы декора (стразы, цветную тесьму, мех и т.д.) (Слайд 17)
Ш. Практическая работа.
Педагог: Повторив технику безопасности, свойства тканей, цветоведение и изучив технику кинусайга, мы можем приступить к изготовлению панно, пользуясь технологической картой.
(Обучающиеся выполняют работу под музыку, пользуясь технологической картой) (Слайд 18, аудиозапись «Японская музыка»)
IV. Подведение итогов.
Педагог: Обратите, пожалуйста, внимание на свои работы, каждая из них отражает свой стиль и настроение. Все работы выполнены в разной цветовой гамме, из разных тканей.
Изучив технику кинусайга, вы можете выбрать определенную тематику и создать, целую серию работ. Готовые изделия украсят любой интерьер, будь это ваша комната или здание школы. Так как изготовление панно — работа творческая, готовое изделие у каждого получились индивидуальны.
Практическая значимость мастер — класса.
Педагог: Дома из бросового материала вы можете самостоятельно изготовить панно – сувенир, подарить его друзьям или украсить интерьер своей комнаты, а так же принять участие во всевозможных выставках. (Приложение 6)
Рефлексия
Педагог: Скажите, пожалуйста, ребята!
1.Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы учащихся)
2. Как вы думаете, что еще можно изготовить из цветных лоскутов тканей в технике rинусайга?
(Обсуждение с учащимися)
Педагог: Сегодня вы познакомились с одной из видов технологий лоскутного мастерства — кинусайга, получив определенные знания, умения и навыки на занятии, вы можете продолжить эту работу самостоятельно, и научить других детей или взрослых. Спасибо за проделанную работу и проявленные творческие способности. На этом мастер – класс окончен. (Слайд 19)
(Приложение 5 — Презентация)
Список используемой литературы
Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики/М.Максимова, М.Кузьмина: М.- «ЭКСМО -Пресс», 1998. – 109с.
Художественное лоскутное шитьё: учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.: ил. («Школа и производство». Вып. 21.)
Дамские рукоделия. Пэчворк — искусство вдохновения — http://www.ma-dam.ru
Шитье из лоскутков. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» 1998. №2 — http://www.nkj.ru
Лоскутное шитье. От истоков до современности http://www.museum.ru
http://woman dvice.ru
http://nacrestike.ru
http://social.vb.kg