Кокошники — короны для русских красавиц
Кокошники из коллекции Натальи Шабельской
Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы — чтобы не сглазили. Поэтому они носили закрытые головные уборы — кокошники. К очелью обычно крепилась налобная сетка из жемчуга или рубленого перламутра.
Кокошники делали из дорогих материалов — шелка, бархата, парчи и украшали жемчугом, позументом, камнями, а также вышивкой золотыми нитями.
Девицам же разрешалось носить так называемые венцы, оставлявшие волосы открытыми.
Четвертая четверть XVIII века.
Четвертая четверть XVIII века.
Конец XVIII века.
1790-1810 г. Калужская губерния.
1795-1805 г. Девичий кокошник.
Первая четверть XIX века. Такой кокошник накрывался сверху платком (как на следующем фото).
Тверская губерния
Первая четверть XIX века.
Костромская губерния
Начало XIX века.
Начало XIX века. Кокошники такого фасона носили на Руси примерно со средних веков.
Начало XIX века. Владимирская губерния.
Начало XIX века.
1800-1880 г.
1830-1870 г. Шелковый платок.
1830-1880 г. Часть кокошника, закрывающая затылок. Двуглавый орел переплтен с тардиционным русским символом — древом жизни.
XIX век. Часть кокошника, закрывающая затылок.
XIX век. Вероятно, свадебный головной убор.
XIX век. Часть кокошника, закрывающая затылок.
XIX век.
XIX век.
XIX век.
Конец XIX века. Свадебный кокошник.
Конец XIX века. Часть кокошника, закрывающая затылок. Вышитое древо жизни означало плодородие, плодовитость и связь земли и неба. Этот символ встречается в русской вышивке с XII века.
Фотографии из Коллекции Натальи Шабельской
Архангельская губерния
Вологодская губерния
Нижегородская губерния
Ярославская губерния
Олонецкая губерния
Тверская губерния
О Нателье Шабельской, ее коллекции и фотографиях можно прочитать в этой публикации.
Балерины и великие княжны в кокошниках
Анна Павлова в костюме по эскизу Билибина.
Анна Павлова
Великая княгиня Мария Георгиевна.
Нина Александровна Поль, победительница конкурса «Мисс Россия», в русском костюме. 1932 г.
Княжна Гидеонова, победительница конкурса «Мисс Россия».
Княжна Ольга Константиновна Белосельская-Белозерская (в замуж. княгиня Орлова)
Матильда Кшесинская
www.livemaster.ru
Девушки в кокошниках (73 фото)
1девушка в кокошнике фото
2маргарита карева
3 4маргарита карева 35 фото
5кокошник красный фото
6 7кокошник фото
8кокошник с косой
9 10русская краса
11 12 13кокошник а ля рус
14 15модель царица фотосессия
16russian fashion
17russian
18 19русский народный костюм
20девушка в кокошнике фото
21русская народная девушка
22девушка в кокошнике фото
23русский народный стиль
24русская краса фотосессии
25девочка в кокошнике фото
26русский народный стиль
27девушка в кокошнике
28девушка в кокошнике
29девочка в кокошнике фото
30макияж русская красавица
31василиса прекрасная фото
32русский стиль
33красавица в кокошнике
34 35русская красавица
36russian style
37kotak
38 39красавица красна жопица
40 41 42русская мода
43головной убор царевны
44русская красавица
45женщины в кокошниках фото
46 47кокошник
48оля полякова люли фото
49фотосессия в кокошнике
50царевна лебедь
51русский народный костюм
52девушка в кокошнике
53кокошник
54кокошник
55в русском стиле
56 57русский народный костюм
58девушка в кокошнике фото
59балалайка
60russian fashion
61кокошник картины
62маргарита карева
63снежная королева
64головные уборы
65кокошник фэшн
66русская невеста
67народный костюм хохлома
68 69красный кокошник
70кокошник шикарный
71русская краса
72кокошник михалева
73russian fashion
krot.info
Немного о кокошниках | Журнал Ярмарки Мастеров
По следам мастер-класса «Повседневный кокошник» МариКо (Marina Kostina).
В копилку рукодельницы.
Доброго времени суток, друзья. Восхитившись публикацией и мастер-классом Марины Костиной, посвященными старинному кокошнику Орловской губернии, я вспомнила о фотографиях разных головных уборов, которые потихоньку накапливаются у меня в архивах.
Иногда мне становится немного жаль, что наша современная суматошная жизнь вытеснила из повседневного быта «неудобные», но такие красивые и РОДные вещи, как рубаха, понёва, сарафан, кокошник. Как хороши были девушки и женщины в народных костюмах, подчёркивающих, а не прячущих женскую красу. Да, кокошник не сочетается с джинсами и топиком, но помечтать-то можно!
Кстати, в 1872 году русский император Александр II принял эпохальное решение о создании Исторического музея, а к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых император Николай II устроил костюмированный бал (в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года) — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих.
Причём Николай II рассматривал этот бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,— записал Николай в своём дневнике.
Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, а некоторые из них сохранились в фондах Эрмитажа. На просторах Интернета можно найти статьи, посвящённые этому балу и фотографии костюмов.
К сожалению, настоящих народных костюмов (не маскарадных) сохранилось не так много и разбросаны они по разным музеям. Встреча с каждым из них — целое событие. Поэтому фотографий в этой публикации представлено не так много, как хотелось бы…
Справка: Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы — чтобы не сглазили. Поэтому они носили закрытые головные уборы, например, кокошники в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы. К очелью обычно крепилась налобная сетка из жемчуга или рубленого перламутра. Кокошники делали из дорогих материалов — шелка, бархата, парчи и украшали жемчугом, позументом, камнями, а также вышивкой золотыми нитями. Девицам же разрешалось носить так называемые венцы, оставлявшие волосы открытыми.
Википедия нам говорит, что произошёл Кокошник от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.
По конструкции выделялись несколько видов кокошников, каждый из которых был характерен для определённых территорий. Например:
Однорогие кокошники:
Двурогие кокошники:
Цилиндрические «шапочки» с плоским донышком (надевались обычно с платком, сложенным на угол):
Кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом и лопастями над ушами, также надевался с платком (обычно белым, украшенным золотой вышивкой):
Кроме кокошников носили и другие головные уборы: кика, сорока, моршень, повойник и т.д. Думаю, среди представленных на фото они есть.
Ну, а теперь сами фотографии. Приятного просмотра!
И костюмы полностью, с головными уборами вместе:
Художники тоже не обошли своим вниманием кокошники:
Надеюсь, вам было не скучно.
Ваша Татьяна
Фото сделаны в музеях разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Углича.
Я тоже не удержалась, примерила парочку (правда, это был «новодел» для фотосессий). Но вот салоп на мне — самый настоящий!
www.livemaster.ru
Современный (своевременный) Русский Кокошник…. | Журнал Ярмарки Мастеров
Современный Русский Кокошник!
Кокошник княгини Орловой-Давыдовой на костюмированном балу 1903 г.
Кокошник Анны Павловой
Кристиан Лакруа
Кокошник, Maslov
Кокошник, «Народные промыслы»
Кокошник, Maslov
Кокошник, «Народные промыслы»
Кокошник, «Народные промыслы»
Кокошник, Maslov
PS: Оказывается кокошник – это не предмет истории (как я думала), наоборот, в современной моде он имеет место быть! И это прекрасно! Как великолепно его обыгрывают законодатели мод!
Надеюсь, Вам понравится эта подборка и, возможно, подарит идеи для творчества…. Спасибо!
www.livemaster.ru
Шьем кокошник для Снегурочки | Журнал Ярмарки Мастеров
Давно назревал мастер-класс по нашему прозрачному кокошнику… и назрел!
Пусть это будет подарком всем мастерицам перед Новым годом!
Мастер-класс участвует в конкурсе «Русский стиль 2015». Если дочитаете до конца, и вам понравится, поддержите нас, пожалуйста!
Итак, приступим! Нам понадобится:
— подложка для письма прозрачная;
— ватман;
— простой карандаш;
— фатин белый;
— пистолет для клея;
— клей прозрачный и золотой для пистолета;
— сетка со стразами эластичная;
— парча;
— резинка;
— подкладочная ткань;
— кусочек ригелина;
— стразы;
— камушки красивые и всё остальное на ваш вкус.
А так же руки, терпение и швейная машинка. Постараемся описать вкратце!
Здесь основа кокошника уже вырезана по этой выкройке:
Теперь берем кусок фатина и оборачиваем им кокошник. Закалываем булавками. И идем к машинке.
Первую строчку прокладываем тут, не затрагивая пластик.
Вторую строчку прокладываем по внешнему контуру, подвигая пластик к первой строчке.
Вырезаем, оставляя припуски по 1 см везде, по всем контурам!
Отдельно на ватмане рисуем кокошник и произвольный рисунок. У нас только половинка, лучше сделать целый!
Берем карандаш простой или самоисчезающую ручку и наносим элементы по очереди, чтобы не запутаться.
Золотым клеем наносим узоры по разметке. Обратите внимание, что мы кокошник в данный момент перевернули. Ждём, пока остынет клей, и дорисовываем узор.
Вторую половину узора справа можно нанести просто положив кокошник на ватман с рисунком.
Теперь выкладываем на кокошник свои хомячьи запасы и всё приклеваем на горячий клей.
По внешнему контуру мы приклеили серебряную тесьму и не сфотографировали!
Теперь нужно изготовить шапочку и собрать кокошник.
Выкраиваем по три детали из парчи и подкладочной ткани высотой 37см.
Собираем клины в две полушапочки.
Складываем пополам, скалываем вместе и подрезаем.
Отрезаем резинку 30 см. Если кокошник на ребенка, меряем. Она должна пройти вот так.
Резинку притачиваем к изнаночной стороне подклады.
Теперь подкладу складываем лицом к лицу с парчёвой деталью и настрачиваем.
Выворачиваем и прокладываем строчку.
Теперь делаем две ленты из креп-сатина или атласа. Длина одной ленты в готовом виде 86 см и ширина — 10-12 см.
На шапочке по бокам делаем по складке над резинкой.
Накладываем сверху ленту тем концом, где открыт срез, и тоже делаем складку. Я всё закалываю, для удобства можно настрочить.
А теперь шапочку нужно притачать к кокошнику. Состыкуйте нижние срезы и середины. Притачайте.
Если останется лишняя ткань, добавьте по складочке симметрично.
Разворачиваем кокошник и настрачиваем полоску ригелина, закрепляя припуск.
Осталось малое. Надеваем кокошник на «манекен», прикалываем сетку к ригелину, подгоняем, срезаем по бокам лишнее. Примеряем на себя и наклеиваем сетку.
Сверху мы наклеили золотую тонкую ленту, чтобы закрепить сетку и украсить шов.
Концами ленты обернули ригелин, чтобы не кололся.
Чтобы кокошник не наклонялся вперед, подклеиваем его к шапочке.
Приклеиваем «серьги».
Надеваем и радуемся результату!
Благодарим за просмотр! Удачи всем в творчестве!
www.livemaster.ru
КОКОШНИК. часть 1: ОТ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ ДО АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ. : la_gatta_ciara — LiveJournal
В 2010 году сразу две известные марки одежды сделали коллекции на русскую тему: Кензо и Шанель. Лагерфельд вспомнил боярские сарафаны, меховые муфты и кокошники.
Наоми Кембелл в кокошнике от Шанель
Мы сегодня воспринимаем кокошник, больше как головной убор Снегурочки. А ведь с 19 века до 1930-х годов он был довольно популярен даже у светских дам. Самый пик моды на кокошник пришелся на 1920-е годы, когда его носили практически все женщины мира, правда, в достаточно стилизованном виде, но об этом немного позже.
Итак, кокошник.
Все мы знаем, что это русский, национальный, женский головной убор.
1800 — 1880 г.
Известен он очень давно. Более того, в каждой губернии у него была своя форма.
Кокошники, слева направо: — двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния, C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль).
Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.
Его носили царицы, боярыни и боярышни.
Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» 1882 г.
Константин Егорович Маковский (1839-1915)
Но, с приходом к власти Петра I, народный костюм у знати был заменен на европейский, и кокошник был возвращен в женский придворный костюм лишь Екатериной II в XVIII веке.
Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике 1772 г.
Portrait of Catherine II of Russia (1729-1796)
Позже, на волне патриотизма (в связи с изгнанием наполеоновских войск из России), в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди, ну и заодно, кокошник.
Лефевр Робер. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817.
Э.Виже Лебрен Портрет фрейлины в русском придворном костюме
François Joseph Kinson. Portrait of Sophia Petrovna Svechina, 1816 г.
Дальше – больше. В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником.
Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Злопыхатели называли такой фасон «офранцуженный сарафан».
Такой вариант «народного платья» оставался в гардеробе придворных дам до самой революции.
Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей фрейлиной
Разумеется, это была, говоря современным языком, лишь стилизация под русский традиционный костюм. Все эти платья были строго регламентированы, имели значение их цвет и отделка.
Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835 г. Эрмитаж
П. Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой, 1835 г.
Говорят, что русские царицы, будучи иностранками по рождению, использовали стилизованное народное платье, чтобы быть ближе к русским подданным.
Франс Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Фридерики Шарлотты Вильгельмины, известной также как Шарлотта Прусская )
Великая Княгиня Александра Петроовна (1838 – 1900) (Александра Фридерика Вильгельмина принцесса Ольденбургская).
При дворе стали популярны балы в русском стиле, самый известный из которых- бал 1903 года, уже в царствование Николая II
Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой — «Боярыня»
Великая княжна Ксения Александровна на балу 1903 г.
Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов по народному костюму.
Рисунок С. Соломко
Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния.
Начало ХХ века в России отличал всплеск интереса к народному творчеству, который проявился в работах многих известных художников В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина
М. Врубель «Царевна — Лебедь»
Многие светские дамы заказывали портреты в русском стиле.
Константин Егорович Маковский «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме»
Великая княжна Анастасия Николаевна 1904 г.
Великие княжны Ольга и Татьяна
Их мать императрица Александра Федоровна в «русском платье» и диадеме стиля «кокошник».
Кстати, тиары и диадемы в стиле «кокошник» были популярны с середины XIX века вплоть до 1930-х годов.
Маковский. Портрет императрицы Марии Федоровны
Maria_Feodorovna_by_Kramskoj
Есть версия, что первую тиару в стиле «кокошник» заказала сестра Марии Федоровны Александра Датская после того, как та стала русской императрицей.
Императрица Мария Фёдоровна со своей сестрой Александрой, принцессой Уэльской
Королева Александра в бриллиантовой тиаре «кокошник»
Сейчас эта тиара принадлежит королеве Великобритании Елизавете.
О кокошниках 1920-х годов я расскажу во второй части.
Немного чудесных ссылок:
про типы русских народных головных уборов можно прочитать и полюбоватьсяздесь
про С. Соломко прочитатьздесь
про бал 1903 года посмотреть много фотоздесь
про диадемы королев есть прекрасное сообщество
la-gatta-ciara.livejournal.com
Современный кокошник для новогоднего вечера
Всем нам надо быть непременно красивыми на многочисленных новогодних корпоративах и семейном празднике!
Предлагаю дополнить свой вечерний образ искрящимся вышитым кокошником.
Для изготовления украшения, нам потребуются следующие материалы:
— основа под кокошник;
— бархат на х/б основе;
— черный жемчуг двух видов;
— граненные бусины натурального черного агата;
— черный бисер;
— нитки BLACK прочные;
— иглы вышивальные;
— кусочек воска;
— ножницы;
— наперсток;
— клеевой пистолет;
— лента репсовая или атласная, для изнанки кокошника;
— портновский мелок или мыло.
Делаем бумажный трафарет основы кокошника.
Мелком переводим на лицевую сторону бархата контур нашей бумажной заготовки и отмечаем припуск 0,5 см.
Вырезаем ножницами по контуру припусков. Можно вырезать ножницами с зубчатым краем, чтобы края бархата не осыпались.
Приступаем к натяжению бархата на основу кокошника.
Для этого хорошо разогреем наш клеевой пистолет и, начиная с середины основы, приклеиваем с изнанки верхний край бархата.
Перед этим действием проверьте, чтобы края бархатной основы совпадали с основой металлической по всей длине кокошника.
Таким образом, необходимо обклеить верхнюю часть кокошника, двигаясь от середины к правому краю и затем от середины к левому краю изделия.
На нижнем крае бархатной основы делаем ножницами небольшие надсечки и аналогичным образом крепим ткань к основе, двигаясь от центра к краям.
У нас получился бархатный кокошник, который уже красив сам по себе!
Но мы на этом не остановимся, а приступим к вышивке.
Вышивать начинаем от центра к краям кокошника.
Пришивать бусины лучше двойной вощеной нитью, в тон основы кокошника.
Узелки нитки прячем под бусинами.
Таким образом, можно вышить полностью бархатную основу, либо фрагментарно, в зависимости от задумки.
В данном случае, кокошник вышит полностью натуральным жемчугом и черным агатом, что придает благородный блеск и роскошь нашему украшению!
Изнанку кокошника, использовав клеевой пистолет, можно украсить репсовой, атласной либо бархатной лентой, а также это может быть кожа или фетр, на ваше усмотрение.
В такой технике можно выполнить кокошник для снегурочки, использовав в работе материалы светлых тонов.
www.livemaster.ru