Лепка на тему «Перелетные птицы» в старшей группе
ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье, ласточке; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
4. Учить лепить птицу из пластелина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.
5. Продолжать учить пользоваться стекой.
6. Развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление.
7. Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц, изготовленная из теста ласточка, аудиозапись голосов и пения птиц.
Раздаточный материал: пластелин, стеки, картонки-подставки, доски для лепки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов о птицах.
Словарная работа
Ход занятия.
1. Воспитатель загадывает загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …(Соловей)
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут?(кукушка)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей.(грач)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец.(скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(ласточка)
(Когда дети отгадывают загадки, выставляются иллюстрации с изображением перелетных птиц и прослушивается аудиозапись).
— А как называются птицы, которых вы отгадали в загадке? (Перелетные).
— Почему этих птиц называют перелетными? (Потому что они улетают в теплые края).
— Назовите еще раз всех перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).
2. — Ребята, мне ласточка прислала письмо (воспитатель показывает конверт).
— Давайте мы откроем конверт, прочитаем письмо и узнаем, что нам пишет ласточка (воспитатель зачитывает письмо).
Здравствуйте ребята!
Спешу написать вам письмо! Я со своими подружками-ласточками летела из теплого края. Отвлеклась я от полета, хотела посмотреть, как выглядит природа с высоты птичьего полета, как отстала от своих подруг. И теперь я одна и что мне делать не знаю. Пожалуйста, помогите мне найти моих подруг!
— Ребята, а вот и сама ласточка к нам прилетела! Посмотрите, она не простая, а волшебная, она сделана из теста. А давайте, мы слепим ей подружек-ласточек из теста и ей не будет скучно и одиноко.
— А перед тем как мы будем лепить ласточек, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
3. Пальчиковая гимнастика (загибаются пальцы обеих рук)
Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,
Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка
Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.
Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,
Сонная головушка. Эта – стриж,
Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам (руки за спину).
4. — Сначала мы с вами рассмотрим, ласточку:
— Из каких частей состоит ласточка? (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки).
— Какой хвост у ласточки? (раздвоенный).
— Какие крылья у ласточки? (широкие).
— А теперь мы с вами начинаем лепить ласточку. От куска теста нужно отделить большой (для туловища и хвоста) и 3 небольших кусочка для головы и крыльев. Из маленького кусочка мы скатываем шар (голову, клюв нужно оттянуть двумя пальцами и сделать его остреньким, глаза нарисуем стекой. Из большого куска скатаем овал (туловище, хвост нужно вытянуть двумя пальцами и разделить хвост стекой на две части. Так мы получим раздвоенный хвост.
5. Упражнение «Отгадай и присядь».
— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец,
снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
6. — А сейчас продолжаем выполнять работу. Из оставшихся двух кусочков теста делаем крылья: скатываем овалы небольшие по размеру, расплющиваем с одной стороны. Затем соединяем все детали. Сначала голову прикрепляем к туловищу, а затем и крылья. Наши ласточки готовы.
7. Вывод:
— Ребята, что мы сегодня с вами делали? (лепили ласточек).
— Из чего мы лепили ласточек? (из теста)
— Расскажите, пожалуйста, как вы лепили ласточек?
— Молодцы, ребята! Очень хорошие и красивые ласточки у вас получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку.
Конспект НОД по лепке в старшей группе «Красивая птичка»
Конспект НОД по лепке «Красивые птички» в старшей группе.
Цель: Развивать эстетическое восприятие детей. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы лепки: раскатывание пластилина, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.
Ход занятия:
Воспитатель: — Рук нет, а строить умеет.
— Кто это? (птица)
Сегодня на занятии мы будем лепить сказочную птицу. Каждый из вас слепит
Прежде, чем слепить её, давайте вспомним, какие бывают способы лепки. Это
конструктивный, пластический.
Конструктивный — из отдельных заготовок для частей тела птицы. Делим кусок
пластилина на несколько частей. Исходная форма — конусообразная — будет
нужна для лепки тела, шеи, головы, а другие поменьше — для крыльев (два
диска). Соединяем заготовки в единое целое, места соединения заглаживаем,
сказочной птицы небольшую коронку, а крылья и хвост можно украсить
налепами или стекой, чтобы сразу было видно, что это сказочная птица. Птице
надо придать такую позу, чтобы про неё можно было сказать «величавая»;
«гордая»; «красивая», т.е. сделать фигурку выразительной.
Пластический — изделие целиком вылепливается из одной заготовки путём
вытягивания отдельных частей тела птицы.
Мы отправляемся в мир сказок. А помогут нам в этом наши помощники:
пластилин, стеки и др.
В конце занятия подвести итог, предложить детям рассказать о работе
товарища. Чтобы ребёнок обязательно находил и отличал положительные
стороны.
Все вылепленные детьми сказочные птицы поставить на один стол и
полюбоваться ими.
Выделить с детьми работы, в которых сказочная птица изображена гордой,
величавой, красивой. Через позу, изгиб шеи, поднятую голову, красиво
размахивающие крылья, веерообразный хвост и т. д.
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Конспект НОД по лепке на тему «Зимующие птицы»
Конспект НОД по лепке на тему «Зимующие птицы»
Цель: Закрепить представление о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание; развивать слуховое и зрительное внимание; обобщать знания по теме «Зимующие птицы» и синтезировать их с темой «Зима»; воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Материал: пластилин, дощечка, стеки, семечки, салфетки влажные, аудиозапись, ИКТ, кормушка.
Наглядный материал: скульптурная птица, изображение зимующих птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, ребята, где вы любите гулять?
Ответы детей: (На улице, в д/с и. т. д.)
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас погулять в зимний лес, как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: Одеть теплую одежду.
Одевают воображаемые рукавички, шапку, шубку.
Воспитатель:
В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключений, нам ребята не найти.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаем
В лес мы дружно все пойдем.
(Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)
Воспитатель: Ребята посмотрите как красиво в лесу! Сколько снега.
Посмотрите какая красивая елочка!
Подходим к елочке, любуемся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сидит на елочке?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Скажите ребята, как называются птички, которые не улетают зимой в теплые края, а остаются на зиму?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Какие они опишите?
Дети описывают внешний вид птиц.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, как же ему же помочь маленькому воробушку?
Ответы детей
Воспитатель: А давайте воробушка возьмем с собой в д/с и слепим ему друзей.
Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаем в детский сад мы дружно все пойдем.
Воспитатель: Вот мы и вернулись.
Воспитатель: А теперь ребята предлагаю вам попробовать слепить воробья из пластилина.
Показ способа лепки воробья:
Сначала берем кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получить цвет похожий на окраску воробьев.
Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка. Один кусочек большой и два поменьше. Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальцами. У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного делаем голову: скатываем шар между ладоней, из второго – крылья. Сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам. Соединяем детали. Оформляем голову, клюв делаем из семечка, глазки из бусинок. Вот получился у нас воробышек.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (кормушка)
Для чего нужна кормушка?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте ребята наших воробышков посадим в кормушку.
Итог:
Молодцы ребята, замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку, которого мы принесли из леса, не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей. Когда мы пойдем на прогулку, мы возьмем корм для птиц и покормим воробьев и других птичек которые прилетают к кормушкам.
Время | Педагог | Примерные ответы и действия детей | 1. Организационный этап | (Прошу детей встать в круг) Встанем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте! » друг другу. Всем «Привет! » и «Добрый день! «. Улыбаться нам не лень. Ребята, давайте улыбнемся, и подарим друг другу хорошее настроение на весь день.
-Скажите ребята, какое сейчас время года? -А месяц какой? -Правильно ноябрь, последний осенний месяц, еще его называют поздней осенью -А число, какое по календарю? -Правильно 12 ноября, и этот день отмечен у нас в России, как праздник: «День синички» или «Синичкин день» День синички — один из новых экологических праздников в России, корни которого уходят в старину. Этот добрый праздник призван развить в человеке любовь к природе, побудить к заботе об окружающей среде. -Посмотрите на экран, это кто? -А какие, это птицы? -Почему они так называются? -Назовите птиц, которые зимуют. -Что вы можете знаете и можете рассказать про птицу-синицу -Мне, понравилось, как Влад и Снежанна, описали синицу, прочитав стихи. Ребята, вы заметили, в небольших стихотворениях, Агния. Барто описала повадки и синицы. Красиво и точно все замечено в произведения. | (Дети улыбаются) -Осень -Ноябрь -12 ноября -Это птицы -Зимующие -Потому что эти птицы осенью не улетают в теплые края, а зимуют вместе с нами. — Воробьи, вороны, сороки, снегири, Синички. стихотворения (Влад, Снежанна) -Веселая синица Морозов не боится. Даже в минус двадцать пять Любит песни распевать. (стих Снежанны) Скачет шустрая синица, Прыг- скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. А. Барто. | 2 Мотивационный этап | (слышится пение синицы, открывает ткань, под которой на ветке сидит синица) -Кто это? — По- моему, ей грустно, как вы думаете, ребята, почему она грустит? -Сейчас еще не холодно для синицы, и кушать есть что, потому что нет снега, и на земле можно найти семянки и зернышки. Мне кажется, синичка заскучала. Нас в группе много нам весело, мы все дружно играем, а у нашей синички совсем нет друзей! -Что делать ребята? (Надо ей помочь). -Как же мы можем помочь нашей птичке-синичке? -А каким способом мы можем это сделать? -Да, давайте слепим друзей для нашей синицы? И этим мы поможем ей. А из чего можно слепить синцу. -Садитесь ребята на свои места. | -Синица -Дети предлагают варианты ответов: -Ей холодно, она голодная…и.т.д…….. — Надо ей помочь -Сделать для нее друзей. -Нарисовать, склеить, слепить. варианты ответов — Пластилина (Садятся на стульчики.) | 2.Основ ной этап Совмест-ная деятель-ность Наглядные методы и приемы Самостоя- тельная деятель-ность детей Индивидуальная работа | — Ребята, посмотрите на слайд. -Это кто? Природа одарила синичку яркой внешностью, посмотрите внимательно, каким цветом ее оперение . -Теперь подойдите ко мне и посмотрите, я приготовила заготовки для лепки синицы. -Как вы думаете, что это за черный шарик? Какой частью тела будет этот шарик? -Так какой формы голова? -Покажите мне, как вы будете раскатывать голову. -На голове у синицы есть, что? -Глаза делаем так, отщипнув от большого куска пластилина маленькие кусочки потому что глазки маленькие, и раскатываем шарики между указательным и большим пальцами вот так (показываю) -Клюв, какого цвета у синицы? -У вас есть серый пластилин? -Как можно получить серый цвет пластилина? -Правильно, клювик маленький треугольник, его тоже раскатываем пальчиками (раскатываю и присоединяю к голове синицы) -Что еще есть на голове у синицы, смотрите на слайд. -Крепим щечки, слегка примазывая их к передней части головы. -Вот заготовка, какой формы? -Как мы сделаем овал? Сначала скатаем шарик, но уже больше по размеру, ведь тело больше головы. Затем делаем движения руками, как бы раскатывая колбаску и получиться овал -А этот овал, какого цвета? -Это будет у нас что? -Теперь посмотрите, как я буду соединять голову и тело синицы. Способом, промазывания. (Примазываю) — А это что у меня за зеленый плоский овал? (Показываю зеленую спинку, креплю ее, дети смотрят) -Лепим треугольники из черного пластилина крылья, из синего хвост. (примазываем хвост и крылья) -Сглаживаем места крепления пальцами, делая это аккуратно. — А полоску на животике, делаем, раскатывая жгутик из черного пластилина. Жгутик лучше раскатать на доске. Приклеиваем в центе брюшка, слегка примазывая. -Перышки я ей нарисую стекой (рисую перышки) -Вот такая птичка –синичка у меня получилась! (сажу ее к синице) -Одну подружку я сделала, и нашей синички стало немного веселее. Но этого не достаточно. Сейчас еще и вы слепите синиц, их будет целая стайка и станет еще веселее. -Прежде, чем приступить к работе, мы с вами разомнем пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику. — Покажите мне вашу руку.
-Что мы задумали сделать? . (загибают безымянный палец) -Из какого материала? (загибают безымянный палец) -С помощью чего мы это будем делать? — Зачем будем лепить птичек? — И получим вот такой результат. -Чтобы получился у нас такой результат садитесь за столы. Спинки держим ровно и приступаем к работе. А чтобы вы работу выполняли последовательно и ничего не забыли, смотрите на схему. -Какого цвета пластилин мы возьмем для лепки синицы? -Делить пластилин, чем и как будем? -Ребята, готовы? Тогда приступайте к лепке подружек для нашей синицы. (Во время выполнения работы звучит пение синицы). -Смотрите, как смотрит синичка, она радуется, что скоро у нее будет много друзей. -Изготовили птичек? -Помощь тем детям, которые в чем-то затрудняются. -Ребята, закончили работу над птицами? -Давайте ребята наших птичек посадим на веточку к синичке . — Ребята, что вы чувствуйте глядя на эту милую стайку? -Вам нравятся ваши птицы? — Как вы думаете, какие синички получились, аккуратные? — Вы все молодцы, каких красивых птичек слепили. Ой, посмотрите, а синичка наша как рада! | Смотрим слайд -Синица
(Дети рассматривают синицу на экране, говорят цвета). -Этот шарик будет головой. -Круглая (дети в воздухе показывают движения, как они будут раскатывать в руках шарик) -Глаза (дети в воздухе показывают движения, как они будут раскатывают пальчиками маленькие сначала белые шарики-глазного яблока, потом меньше черные зрачки. ) -Серый -Нет -Смешав черный пластилин с белым. (Дети выполняют движения в воздухе) -Белые щечки. -Овальная (дети сначала выполняют круговые движения чтобы слепить шарик , затем движения для раскатывания колбаски, и из шарика получается овал) -Желтого -Тело синицы. (Показываю, как соединяю детали- голову и тело) -Зеленая спинка
-(Дети делают движения «примазывания» разглаживание пластилина.. (Дети выполняют движения, представляя в руках пластилин).
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА -Дети показывают руку — Слепить птичку- синичку. (загибают мизинец). -Из пластилина. (загибают безымянный палец) -С помощью доски и стека (загибают средний палец) -Чтобы сделать друзей для синички Дети и воспитатель показывают «класс». -Желтый, чёрный, белый, синий зеленый. -Кладем на доску и отделяем нажимом стекой одну часть пластилина от другой.
-(Дети лепят синиц по схеме) -Да -Красивые, маленькие и т. д. -Радость за синицу. -Да (ответы детей) | 3. Заключительный этап. Рефлексия. 4 минуты |
-А теперь мы помоем хорошо руки и пойдем на прогулку, чтобы кормушки наполнить зерном и хлебными крошками. -Для чего мы это сделаем? | -Для птичек, которые прилетают на наш участок. |