Макет ракеты: Космические модели из бумаги :: PAPER-MODELS.RU – как сделать своими руками поделку ракету

  • Home
  • Разное
  • Макет ракеты: Космические модели из бумаги :: PAPER-MODELS.RU – как сделать своими руками поделку ракету

Содержание

Действующая модель ракеты

Здравствуйте, мы ученицы 5 класса МБОУ «Школа №27 города Благовещенска» Амурская область: Вотина Варвара и Кучикина Оксана.

Мы решили участвовать в конкурсе 3D-моделирования и 3D-печати ‘Перспектива 3D’ (ссылка: https://3dtoday.ru/blogs/news3dtoday/in-zelenogorsk-will-contest-for-high-school-students-3d-modeling-and-3/ )

Мы давно увлекаемся компьютерными технологиями, работаем в различных программах, занимаемся программированием. Но наша главная мечта — создать свою модель ракеты. Поэтому в школе посещаем кружок «Ракетомоделирования». Мы хотим посвятить свою жизнь космонавтике, тем более что в нашей области построен космодром «Восточный», на котором производят успешные запуски ракет и спутников.

В 2017 г. в нашей школе появился 3D-принтер WANHAO Duplicator i3, что расширило наши возможности по созданию моделей ракет. Мы задались целью спроектировать 3D-модель ракеты и запустить ее в небо.

В процессе работы мы узнали, что создание космических ракет на 3D-принтере теоретически гораздо проще, что позволит создавать эффективные конструкции при более высокой скорости процесса. Инновационные методы печати позволят сократить количество деталей со ста тысяч до одной тысячи.

Для работы мы определили и выполнили следующие этапы создания модели:

1. 1. Разработали чертеж по размерам, подходящим под диаметр двигателя ракеты и парашютный отсек.

1. 2. Создали части модели ракеты в программе Blender в объеме.

Для более точной и удобной работы модель поделена на три части: нижняя часть с отверстием для двигателя, средняя ступень и часть модели для парашютного отсека.

1. 3. Напечатали на 3D-принтере WANHAO Duplicator i3 модель в три этапа и заняла несколько дней.

4. Собрали модель. Для соединения деталей использовался клей, в специальные отверстия установлены двигатель и парашют.

2. На следующий этап запланирован запуск ракеты.

3. Теперь разбор ошибок и модернизация.

Данная модель может применяться в качестве наглядной модели для кружка «Ракетомоделирование» в школе, для выставок по ракетомоделизму, а также для соревнований, в том числе международных, которые проводятся ежегодно между обучающимися нашего города и города Хейхэ, Китайская Народная Республика.

Как сделать модель ракеты для запуска своими руками, сборная модель ракеты протон

Модель ракеты «Протон-М»

Статья о том , как сделать модель ракеты «Протон-М».

 Если вам кажется, что запустить собственный ракетоноситель
“Протон-М”, который доставлял необходимые материалы на международную
космическую станцию “Мир” – это из области фантастики, то вы не
моделист. Для моделиста нет ничего не возможного. Для тех, кто желает
войти в когорту таких волшебников, расскажу, как собрать и запустить
собственный “Протон-М” в масштабе 1:100 

На самом деле сделать красивую многоразовую модель-полукопию ракеты
современного российского ракетоносителя “Протон-М” в масштабе 1:100 не

так сложно. От вас потребуется лишь следовать нашим инструкциям и в
результате воплотить в жизнь идею организовать ЦУП там, где удобно, а
не там, где предпочитает наше правительство. 

Головной обтекатель следует изготовить в соответствии с чертежом. 


 

Для более полной совпадения с оригиналом его желательно выточить на
токарном станке, если такой возможности нет, то его можно выстругать из
деревянного бруска, обработать напильником и наждачной бумагой.
Материал обтекателя – дерево (сосна или липа). В центре нужно сделать
отверстие максимального размера, но толщина стенки обтекателя должна
быть постоянно не менее 5 мм. Обтекатель должен входить в готовый

корпус ракеты без особого трения. Также к торцу обтекателя следует
прикрепить крючок для крепления системы спасения, сделав его, например,
из тонкого гвоздя или проволоки. 


 

Для изготовления корпуса потребуется ровная, гладкая оправка
диаметром 40 мм и длиной не менее 500 мм, жидкий эпоксидный клей,
стеклоткань (рекомендуемая толщина 0,06) мм. Если стеклоткани нет в
наличии, то ее можно заменить бумагой. Перед тем как начать клеить,
стеклоткань следует обжечь на электроплите или просушить с помощью
фена, чтобы испарился содержащейся в ней парафин. Далее вырезается
кусок длиной 600 мм и шириной 570 мм. Сначала оправку нужно крепко

закрепить и нанести тонкий, равномерный слой “литола” или другого
аналогичного материала. Потом следует нанести на стеклоткань клей, так
чтобы она полностью пропиталась. Затем ткань аккуратно и медленно
обворачивается вокруг оправки слоем за слоем. Необходимо следить, чтобы
не было перекосов, складок, воздушных пузырей, мусора. Когда будет
намотан последний слой, клей на нем должен быть равномерно распределен
по всей поверхности. После полного отвердения клея, корпус нужно
аккуратно снять с оправки. Далее тщательно удаляется “литол” внутри
готового корпуса и с оправки с помощью ткани пропитанной спиртом или
любым другим растворителем. Потом, обратно надев на трубу корпус, нужно
обработать наждачной бумагой, чтобы он стал гладким, т.е. удалить
различные неровности и дефекты. Отступив от каждого края примерно по 50
мм их нужно отпилить, так чтобы полная длина корпуса составляло ровно
470 мм. Края корпуса следует “отторцевать” наждачной бумагой или
напильником, т.е. корпус, поставленный на ровную поверхность должен
быть перпендикулярен этой поверхности. Все места, где будет наноситься
клей нужно обязательно зачистить и обезжирить. 

Направляющие кольца лучше сделать из металлической проволоки
диаметром 1-2 мм. Также их можно сделать из стеклопластика (как корпус)
или из бумаги, намотав на направляющий штырь. Диаметр колец должен

соответствовать диаметру направляющего штыря, причем готовые кольца
должны двигаться по направляющему штырю без трения. Кольца нужно
приклеить с помощью густого клея так, чтобы они были на одной линии.
Верхние кольцо следует приклеить, отступив от края на 40 мм, а нижние
на конце корпуса. Приклеивать их нужно обязательно до покраски ракеты. 

Баки с горючем, которые располагаются вокруг основного корпуса, нужно
изготовить по такой же технологии, как и корпус, но на оправке
диаметром 16 мм и длиной не менее 200 мм. Следует вырезать кусочки из
стеклоткани толщиной 0,06 мм длиной 150 мм и шириной 190 мм. Если у Вас
имеется в наличии другая толщина стеклоткани, то следует изменять

количество слоев намотки, чем толще стеклоткань, тем меньше слоев нужно
делать. Всего нужно сделать шесть трубочек длиной 180 мм. Далее к ним
следует сделать головные обтекатели. Их следует выстругать из
деревянного бруска, обработать напильником и наждачной бумагой.
Обтекатель должен иметь форму наклонного конуса длиной 30 мм. Далее
нужно в каждую трубочку вклеить готовый головной обтекатель. Затем
нужно сделать шесть одинаковых сопел из дерева или металла (желательно
выточить на токарном станке) и их вклеить в трубочки. 


Всякие неровности, трещины нужно зашпаклевать и зашкурить. Когда баки
будут готовы можно приступать к соединению их с основным корпусом.

Нижнюю часть корпуса нужно разделить на шесть равных частей и провести
ровные параллельные линии для крепления баков. Далее один за другим
приклеиваются баки к корпусу по начерченным линиям, нужно внимательно
следить за параллельностью каждого бака и за их симметрию относительно
друг друга и корпуса ракеты. 

 

 

Для крепления двигателя в корпусе ракеты нужно изготовить кольца.
Изменяя внутренний диаметр колец и расстояние между ними можно в модель
устанавливать другие более мощные ракетные двигатели. На данную ракету
будет устанавливаться двигатель промышленного изготовления МРД 20-10-4.
Материал для колец должен быть крепким, огнестойким и выдерживать

большие температуры, например, идеально подходит стеклотекстолит
толщиной 1.5-2 мм. 

Кольца нужно приклеить с помощью густого эпоксидного клея, особенно
надежно следует приклеить первое кольцо с внешним диаметром 41 мм и
внутренним 18 мм, отступив от края корпуса на 85 мм. Причем в этом
кольце следует сделать отверстие диаметром 2 мм под трос крепления
системы спасения. Второе кольцо с внешним 40 мм и внутренним 20 мм
диаметром нужно приклеить, отступив от края на 60 мм. В третьем кольце
с внешним диаметром 40 мм и внутренним 20 мм следует просверлить два
отверстия на одной линии под винт диаметром 2-3 мм и длинной не менее
10 мм. После, вставив два винта в отверстия кольца их нужно приклеить к
нему с помощью густого клея, но следует следить, чтобы клей ни в коем
случае не попал на резьбу винта. После этой операции кольцо можно
вклеивать в корпус ракеты, отступив от края на 5 мм. В четвертом кольце
с внешним 40 и внутренним 16 мм диаметром нужно просверлить такие же
отверстия, как и в третьем, причем они должны быть симметричны. С
помощью двух последних колец будет осуществляться запирание двигателя в
корпусе. При вклеивании колец нужно внимательно следить, чтобы не было
перекосов, и соблюдалась симметрия. Когда все кольца будут вклеены в
корпус, то двигатель должен входить в кольца без сильного трения и
также он не должен болтаться в них. Это очень важно т.к. от этого
зависит прямолинейный полет ракеты. 

Для безопасного возвращения на землю ракеты будет использоваться
парашют. Его лучше сделать из ткани. Ткань должна быть почти не
пропускать воздух и также быть нетяжелой. Минимальный диаметр парашюта
для безопасного спуска ракеты 600 мм, чем больше диаметр, тем больше
времени будет модель спускаться на землю, но и понадобиться большая
площадь для запуска. В центре парашюта нужно сделать купольное
отверстие диаметром 30-50 мм для устойчивости при спуске на землю. Для
парашюта следует изготовить стропы из капроновых ниток. Для диаметра
500 мм нужно 10 строп длиной 700 мм. Стропы нужно крепко пришить или
привязать к краю ткани парашюта, предварительно разделив окружность на
равные части. Свободные концы следует связать в узел, причем длина всех
строп должна быть одинакова. Также вместо парашюта можно использовать
тормозную ленту сделанную из ткани длиной 2000 мм и шириной 300 мм. 
Теперь осталось связать все детали ракеты в единую систему. Связываться
будет с помощью провода диаметром 1.5-2 мм, он должен быть прочным и
выдерживать большие температуры. Сначала надо взять отрезок провода
длиной 800 мм, один его конец пропустить через отверстие кольца для
крепления двигателя (первое), этот конец завязать в узел и приклеить к
нему, а другой конец провода следует надежно закрепить в крючке
головного обтекателя. Далее один конец провода длиной 200 мм крепится
опять к головному обтекателю, а другой к узлу всех строп, причем этот
узел следует проклеить клеем. Каждое крепление должно быть максимально
надежным, от этого зависит целостность модели. 

 

Красить ракету лучше всего нитрокраской или другими специализированными
красками. Перед покраской на всей поверхности модели нужно удалить
грязь и обезжирить. Головной обтекатель следует полностью покрасить в
черный цвет. Корпуса баков в белый цвет, а их головные обтекатели в
светло-серый цвет. Сопла желательно в серебряный или стальной цвет.
Основной корпус ракеты имеет три различных цвета. Отступив от верхнего
края на 40 мм, этот участок красится в черный цвет, отступив от нижнего
края корпуса на 210 мм, покрывается светло-серой краской. Центральная
область красится в белый цвет. Еще отступив от нижнего края ракеты на
10 мм, следует нанести черную полоску краски шириной 15 мм. Нужно
внимательно следить, чтобы не было подтеков краски. На белом фоне
центральной части можно написать вертикальным текстом красными
печатными буквами “Протон-М”. 

Подготовка к старту самая ответственная операция. Парашют складывают
пополам так, чтобы одна половина строп легла на другую, еще раз
складывают пополам, оставляя купольное отверстие точкой, от которой
уменьшается угол сложенного сектора. Складывать надо до тех пор, пока
все стропы лягут одна на другую. После этого парашют складывают
пополам: купольное отверстие к дуге сектора – поперек радиуса.
Сложенный парашют разглаживают рукой, удаляя из складок воздух. Если вы
используете тормозную ленту, то ее следует скрутить в плотную трубочку.
Затем с помощью шомпола до самого двигателя вставляют кусок ваты,
который служит для защиты парашюта от вышибных газов двигателя. Вата
должны входить без особого усилия. После, аккуратно взяв парашют,
укладывают во внутрь корпуса купольным отверстием вниз, а стропы
укладывают змейкой поверх парашюта. Нужно внимательно следить, чтобы
стропы не перехлестнулись между собой. Затем можно установить головной
обтекатель. После уже на месте проведения запусков нужно вставить
двигатель в ракету и зажать кольцом, туго закрутив две гайки. Запускать
ракету лучше в безветренную погоду на достаточно большом поле. Осталось
лишь модель установить на стартовый стол, подсоединить электрический
запал, нажать кнопку старта и насладиться необыкновенным полетом
модели. Соблюдайте технику безопасности. 

Удачных вам запусков! 

Состоялись очередные запуски ракеты “Протон-М”. Было произведено два
запуска модели с двигателем МРД 20-10-4. На поле присуствовал
порывистый ветер, что сильно сказалось на устойччивость ракеты. Причем
из-за малой мощности двигателей модель взлетела только на высоту около
50 метров, наверно старость двигателей сказывается на их работу. Но в
обоих стартах система спасения не сработала на 100% из-за маленького
количества пороха в вышибном заряде, но упав 2 раза с такой высоты
ничего страшного с моделью не случилось, что очень радует, а так
запуски и фотографии очень впечатлили и принесли море удовольствия…

 

 
 

 Источник: www.rocket.ucoz.ru

Похожие статьи

Популярные статьи

Ракетомодельный спорт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 мая 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 мая 2017; проверки требуют 3 правки.

Ракетомодельный спорт — технический вид спорта, в котором участники соревнуются в конструировании, изготовлении, организации запуска и пилотировании (для радиоуправляемых) моделей ракет. На международном уровне ракетомодельный спорт курируется Комиссией ФАИ по авиамодельному спорту (CIAM).

Модели ракет подразделяются на 12 категорий:
S1 — модели ракет на высоту полёта;
S2 — модели ракет на высоту полёта со стандартным грузом;
S3 — модели ракет на продолжительность полёта с парашютом;
S4 — модели планеров с ускорителем на продолжительность полёта;
S5 — модели-копии ракет на высоту полёта;
S6 — модели ракет на продолжительность полёта с лентой;
S7 — модели-копии ракет на реализм полёта;
S8 — модели ракетных планеров на продолжительность полёта;
S9 — модели ракет на продолжительность полёта с ротором;
S10 — модели ракет на продолжительность полёта с «мягким крылом»;
S11 — модели-копии ракетопланов и космических кораблей;
S12 — модели ракет для троеборья на продолжительность полёта.

Все категории моделей (кроме S7 и S11) подразделяются на классы в соответствии с суммарным импульсом двигателя:

КлассСуммарный импульс, Н ⋅{\displaystyle \cdot } с
A0..2,5
B2,51..5
C5,01..10
D10.01..20
E20,01..40
F40,01..80

Категория S1[править | править код]

Модели ракет на высоту полёта.

Для измерения высоты полёта используются оптические приборы, с помощью которых измеряются углы возвышения и крена и методом триангуляции вычисляется значение высоты. Для облегчения модели слежения по окончании работы двигателя выбрасывается «облако» цветного вещества, по которому и замеряют высоту. Также для измерения высоты используются миниатюрные электронные альтиметры, устанавливаемые в модели.

Категория S2[править | править код]

Чемпионатных классов нет.

Категория S3[править | править код]

Модели ракет на продолжительность полёта с парашютом
Чемпионатный класс — S3A.
Продолжительность полета замеряется начиная от старта ракеты до её приземления или ухода из видимости.

Категория S4[править | править код]

модели ракетопланов на продолжительность полета Чемпионатный класс — S4A.

Категория S5[править | править код]

Модели-копии на высоту полета

Чемпионатный класс — S5C.

Категория S6[править | править код]

Модели ракет на продолжительность полёта с лентой
Чемпионатный класс — S6A.
Продолжительность полета замеряется начиная от старта ракеты до её приземления или ухода из видимости.

Категория S7[править | править код]

На классы в соответствии с суммарным импульсом двигателя не подразделяется.

Категория S8[править | править код]

Чемпионатные классы — S8D, S8E

Категория S9[править | править код]

Чемпионатный класс — S9A. Модели ракет на продолжительность спуска в режиме авторотации.

Категория S10[править | править код]

Чемпионатных классов нет.

Категория S11[править | править код]

На классы в соответствии с суммарным импульсом двигателя не подразделяется.

Категория S12[править | править код]

Чемпионатных классов нет, в России проводятся соревнования в классе S12A.

  • Hooper, Joseph. The biggest bang! // Popular Science. — July 2005. — Vol. 267 — No. 1 — P. 67-73, 92. — ISSN 0161-7370. (эксперимент по изготовлению и испытанию самодельных ракет представителями целевой аудитории в домашних условиях без специальной подготовки)

План-конспект на тему: «Изготовление модели ракеты».

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» г. Брянска

            Конспект открытого занятия

  «Изготовление модели ракеты»

                 

                      Подготовил:

                                                                  педагог дополнительного образования

                                                                   Богатырева Елена Николаевна

                                                                   Место проведения:

                                                                   детский клуб «Феникс»

                                                                   25.04.2015 г.

                                                                   объединение «НТМ»

                                                                   возраст обучающихся 7-9 лет

                                                                   группа первого года обучения

Брянск

2015 г.

Тема занятия: «Изготовление модели ракеты».

Цель занятия: применение и закрепление имеющихся знаний и умений в работе с бумагой при изготовлении модели ракеты.

Задачи: 

  • образовательная:

— познакомить детей с историей праздника космонавтики ;

— систематизировать знания и навыки детей по выполнению изделий из бумаги;

  • воспитательная:

— воспитать аккуратность, терпение при выполнении работ;

— воспитать культуру общения;

— активизировать мыслительные и трудовые операций детей;

  • здоровье сберегающая:

— соблюдение правил техники безопасности.

Тип занятия: изучение нового материала.

Средства обучения:

— наглядные пособия;

— образцы готовых игрушек.

Оборудование и материалы:

Бумага, цветной картон, карандаш, линейка,  клей ПВА, картонный шаблон, образцы игрушек, цветные иллюстрации.

Используемые педагогические технологии:

— личностно-ориентированные технологии;

— групповые технологии;

— технология коллективной творческой деятельности;

— здоровье сберегающие технологии;

— индивидуальное обучение.

План занятия:

  1. Организационная часть занятия.
  2. Сообщение целей и задач занятия.
  3. Сообщение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов работы.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационный

3 минуты

Приветствие группы, настрой детей на рабочую атмосферу, активизация внимания.

   

— Ребята, давайте с вами сегодня начнем наше занятие с хорошего настроения. Пусть каждый по очереди будет поворачиваться к соседу справа и говорить ему что-то хорошее, доброе, приятное от чего у него появится улыбка на лице.

Педагог показывает пример.

Подготовка воспитанников к занятию. Проверка наличия на столах необходимых инструментов и материалов.

Свой комплемент говорит  каждый из детей.

2 этап

Сообщение целей и задач занятия

5 минуты

— Молодцы! А теперь, когда у нас хорошее настроение, я предлагаю приступить к работе. Но прежде я хочу задать вам несколько вопросов.

-Какой праздник мы отмечали совсем недавно, 12 апреля?

-Что произошло в этот день 12 апреля 1961года?

-Как звали первого космонавта?

— Летал ли кто -нибудь в космос до него?

-А как называлась первая ракета?

— Умники и умницы! Все правильно.

— А чем интересен был праздник   День космонавтики в нашем городе?  

Я вам скажу, что праздник в этом 2014 году имеет  одну особенность. Ю.А. Гагарину исполнилось 80лет со дня рождения. В честь этого события  в нашем городе Брянске, на бульваре Гагарина был открыт памятник первому космонавту.

А теперь переходим к нашему занятию

Педагог сообщает цель и задачи занятия:

— Тема нашего сегодняшнего занятия – «Изготовление модели ракета». Сегодня наша главная задача, используя чертеж и заготовки изготовить детали ракеты и собрать из них готовое изделие.

День космонавтики.

-Полетел первый космонавт.

-Юрий Гагарин.

— Собаки: Белка и Стрелка.

-«Восток».

Выслушиваются ответы детей.

3этап

Сообщение нового материала

7 минут

Что это будут за работа – вы узнаете чуть позже, а пока я расскажу вам о людях,  которые изобрели ракету.

 Простейшая ракета была изобретена еще в глубокой древности и представляла собой открытую с одного конца трубку, наполненную горючим веществом При воспламенении горючие газы с силой вырывались из открытого конца трубки и толкали ее.  

У нас в России проект ракетного летательного аппарата первым предложил Н.И.Кибальчич. Осужденный на смерть за участие в покушении на царя, всего за несколько недель до казни, в 1881г. он разработал проект ракетного летательного аппарата

Который так и не построили.

Основное решение «космического вопроса», предсказав будущее, дал школьный учитель из Калуги К.Э.Циолковский. В1934г. взлетела в воздух крылатая ракета, построенная С.П.Королевым. Именно с его именем связаны первый искусственный спутник Земли, полет Лайки, старты к Луне, полеты советских космонавтов.

     

А теперь давайте отгадаем загадки:

Чуда-птица, алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

И называется…….

Человек сидит в ракете

Смело в небеса летит

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

Самый первый в космос

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …..

На корабле воздушном

Космическом, послушном

Мы обгоняя ветер

Несемся на ……

Сегодня мы, как настоящие конструкторы, будем создавать свою ракету. Нам предстоит интересная творческая работа.

Итак, сегодня мы должны выполнить  работу, в которой  будут использованы знакомые нам две объемные фигуры.

Давайте внимательно посмотрим на ракету. Вспомним, как называются   эти  фигуры?

Совершенно верно.

Дети отвечают

— Ракета.

Земля

Космонавт

Гагарин

Ракета

Цилиндр и конус

4 этап

Практичес-кая работа

25 минут

Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, какие правила техники безопасности мы соблюдаем:

— Как при работе передаем друг другу ножницы?

— Верно, и не направляем колюще-режущие предметы в лицо.

— Молодцы! Итак, ребята, работаем аккуратно, не размахиваем руками, и карандашами. Поддерживаем порядок на  рабочем месте.

 Педагог раздает детям шаблоны и заготовки.

— Корпус ракеты выполняем из прямоугольного листа бумаги размером 210*150 мм. В виде трубки диаметром  45*50 мм.

Головная часть ракеты имеет форму конуса. Ее развертку можно изготовить по шаблону.

Стабилизаторы -хвостовое оперение ракеты -изготавливаем по шаблону.

 Педагог помогает детям, нуждающимся в подсказке.

— Ребята, отвлекитесь, пожалуйста, от  своих работ. Давайте сделаем разминку.

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим.

Самым дружным будет наш,

Развеселый экипаж.

Ждет нас  новая ракета,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим –на такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет.

— Опоздавших нет. Полетели дальше.

Продолжаем работу

В заключение художественно оформляем ракету.                               Звездочки и иллюминаторы приклеиваем или рисуем.

— Острым концом к себе.

Дети выходят из-за столов.

Руки вверх

Руки в стороны

Прыгают на месте

Наклон правой рукой- левая ступня и наоборот

Быстро занимают рабочие места

Дети садятся на рабочие места, продолжают работу

5 этап

Подведение итогов работы

5 минут

Вот вы и закончили работу. Давайте посмотрим на наши ракеты. Мы выполнили замечательные летательные аппараты.  Педагог оценивает выполненную каждым ребенком  работу, выделяет лучшие, подчеркиваются нестандартные решения.

Теперь  давайте подведем итоги.

— С какими русскими изобретателями ракет  вы познакомились?

— Что нового вы узнали? Что было вам интересно?

-На этом наше занятие закончено.

—  Всем спасибо за совместную творческую работу!.

Убираем свои рабочие места.

Обсуждение работы.

Дети отвечают на вопросы.

Уборка рабочих мест

Небольшой отчет об изготовлении и запуске моделей ракет — Gnativ.ru

И звезды становятся ближе…

Предисловие

В связи с тем, что мой сын Матвей потихоньку подрастает, я стал все чаще задавать себе вопрос — «А чем увлекаются современные детишки 8-14 лет?». Иногда, встречая на улице группы детишек, только и слышишь, что «… я там десять монстров завалил, я там шахту захватил и.п.». Приходится признать, что компьютерные игры, это важная часть жизни современного ребенка. С этим практически невозможно бороться. Компьютеры становятся все доступнее, а компьютерные технологии все совершеннее.
По моему мнению, бесконтрольное увлечение компьютерными играми угрожает не только зрению и неокрепшей психике ребенка, мне кажется в этом кроется гораздо большая опасность — фантастические миры компьютерных игр заменяют детям реальность и лишают их собственного воображения, тяги к творчеству и изобретательству.

Кто пойдет в институты и будет создавать новые технологии? Кто построит корабли которые понесут нас к звездам? Кто откроет новые источники энергии? Если в детско-подростковом возрасте не получена тяга к технике, конструированию и изобретательству — то как она разовьется в человеке в дальнейшем? В 14-16 лет подростков уже интересуют «другие» проблемы…

Есть еще спортивные секции, музыкальные и художественные школы. Спорт, музыка и рисование — это тоже важно, но я сейчас хочу сказать о другом… Кто научит маленьких мужчин делать что-то своими руками? Кто позволит им испытать то чувство непередаваемого восторга от создания чего-то своими руками. Пусть это будет модель планера, или машинки, или схема из батарейки и лампочки — неважно. И это «что-то» обычно сразу несется папе и маме. Протягивая им в ладошках, покрытых порезами, пятнами клея и краски, свое творение — ребенок испытывает не только чувство гордости. Он начинает верить в самого себя, и эта вера помогает ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Во время учебы в школе я посещал кружок ракетомоделизма. Мы строили не только модели ракет, но и разрабатывали модели космических станций, планетоходов, футуристических звездолетов и т.п. У нас была отличная практика — «защита» свои проектов перед товарищами. Порой засиживаясь до полуночи, мы до хрипоты в голосе доказывали друг другу преимущества термоядерного двигателя перед фотонным и т.п. Это было интересно и увлекательно и давало первые, важные навыки ведения аргументированных споров.

Я до сих пор помню имя руководителя нашего кружка — Александр Иванович Яловеженко. Днем он работал электриком, а между сменами и по выходным занимался с нами, мальчишками. Не так просто организовать ракетомодельный кружок за полярным кругом. Но благодаря его настойчивости и энтузиазму, у нас были и материалы и модельные ракетные двигатели, которые позволяли нам осуществлять пуски моделей ракет. Большое человеческое спасибо ему за потраченное на нас время и привитые навыки в т.ч. любовь к конструированию, созданию чего-то своими руками.

Но наибольшее влияние на меня, конечно, оказал мой папа. Я всегда восхищался его способностью с легкостью браться за любое дело и доводить его до конца. Он и сейчас является для меня примером настоящего мужчины. Я не знаю кем станет мой сын, но я постараюсь научить его правильно держать в руках молоток, паяльник и гаечный ключ, а также передать ему часть жизненного опыта который поможет ему в дальнейшем.

Поехали

Вот и я решил «тряхнуть стариной» и вспомнить свои навыки по созданию моделей ракет. Себе в помощь я взял Матвейку и выдал ему рабочий инструмент — ножницы и бумагу. И работа закипела! Ребенок со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче и через пять минут у меня на столе уже была гора мелко нарезанной бумаги. На протяжении всего процесса сборки ракеты, длившегося неделю ребенок подходил ко мне по нескольку раз, снова просил ножницы и бумагу и задавал единственный вопрос — «Папа, акету сдеал?»


А папа еще не сделал, папа долго решал, что же он все таки хочет сделать… Обычно, модели ракет оборудуются парашютом или стримером для «мягкого» возвращения на землю. После завершения работы ракетного двигателя воспламеняется «замедлительный» заряд, который горит несколько секунд. После завершения горения срабатывает «вышибной» заряд, который и выталкивает парашют из ракеты. Но это слишком сложно и долго… Поэтому я решил сделать «невозвратные» модели ракет и снарядить их небольшим пиротехническим зарядом. Пусть «погибнут» красиво и весело :-).

Конструкция ракеты

Для изготовления ракеты, необходимо найти деревянную или любую другую оправку и склеить бумажный цилиндр. Для этого я использовал лист бумаги для рисования формата А3. Цилиндр просушивается и укрепляется изнутри 2-3 ребрами жесткости (это кружки из плотного картона с отверстием диаметром 5 мм посередине).
Ребра жесткости вклеиваются в цилиндр. Общая конструкция ракеты приведена на рисунке:

Затем из плотного картона, вырезаются 3 или 4 стабилизатора. Их форма может быть различной — треугольной, трапециевидной, полукруглой. Главное, чтобы они были не слишком маленькими и выглядели красиво :-). Стабилизаторы крепятся к корпусу ракеты при помощи двух полосок из плотной бумаги.

Обтекатель ракеты также изготавливается из бумаги. Можно выточить его из дерева (лучше бальсы) или использовать подходящий по форме и размеру пластиковый предмет. Для одной из ракет я воспользовался половинкой пластикового яйца.
В принципе, процесс изготовления ракеты достаточно несложен, но требует времени, аккуратности и главное — модельного ракетного двигателя. Для тех кто хочет сделать и запустить модель ракеты, но не имеет возможности её изготовить — можно приобрести её в интернет-магазине. Там же, вы можете купить модельные ракетные двигатели, стартовые устройства и другую необходимую мелочевку для запуска ракет.

Модельные ракетные двигатели

Для своих ракет я использовал модельные ракетные двигатели промышленного изготовления МРД 20-10-4 (куплены по случаю в одном из магазинов для моделистов, несколько лет назад). Немного поясню, что означают эти цифры. 20 — это суммарный импульс тяги (в Ньютонах * секунду). 10 — это средняя тяга в Ньютонах. 4 — это время работы замедлительного заряда. Из этих цифр можно вычислить ориентировочное время работы двигателя. В нашем случае это 20/10 то есть приблизительно 2 секунды (на самом деле чуть больше, так как 10Н — это средняя тяга, а она не линейна во время работы двигателя).

Для запуска (воспламенения) двигателя в комплекте с ними идут электрозапалы. Это простое устройство, состоящее из нихромовой проволоки с нанесенным воспламенительным составом (лак и черный порох). Они не всегда обеспечивают 100% воспламенение двигателя, но я знаю, как с этим бороться. Для более удобного использования я снаряжаю их контактным проводом. В случае отказа, электрозапал легко будет заменить в полевых условиях.

Конструкция пиротехнического заряда

Пиротехнический заряд представляет собой толстостенный бумажный цилиндр, снаряженный пиротехническим составом и размещаемый в носовой части ракеты. Чтобы передать воспламенительный импульс от двигателя в головную часть ракеты я использовал огнепроводный шнур — т.н. стопин. Он изготавливается достаточно просто. Берется медицинский бинт шириной 4-5 см. и пропитывается в насыщенном растворе смеси нитрата калия и сахара (4:1). После пропитки, влажный бинт раскладывается на газете и хорошо натирается мелко размолотым дымным порохом (для увеличения скорости горения). После этого бинт скручивается. Получается шнур с диаметром 5-6 мм. Шнур высушивается в теплом месте (на батарее) в течение суток. После этого он готов к использованию.

Стопин

Внимание!
У данного огнепроводного шнура очень высокая скорость горения — до 10 см. в секунду. Его нельзя использовать для воспламенения двигателей!!!

Пиротехнический заряд состоит из звездочек красного огня и разрывного заряда. Звездочки я применил промышленного изготовления, а в качестве «разрывного» заряда я использовал смесь перхлората калия с магнием (5:1). Эта смесь при воспламенении дает громкий хлопок и яркую вспышку. Можно использовать черный, дымный порох или другие пиротехнические смеси и составы. Общий вес заряда не должен превышать 20-30 грамм!

Внимание! Если у Вас нет опыта работы с пиротехническими составами — лучше отказаться от их изготовления в домашних условиях!!! Пиротехника это искусство, требующее хороших базовых знаний в области химии и физики, а также досконального соблюдения правил безопасности.

Для правильной «развесовки» ракеты без пиротехнического заряда, необходимо поместить в носовую часть небольшой кусочек пластилина весом 10-15 грамм.
Ракеты я раскрасил имеющимися в наличии аэрозольными красками и немного оклеил яркой цветной бумагой, чтобы было удобнее наблюдать за полетом при пасмурной погоде. В последнюю очередь, в двигатель ракеты вставляется электрозапал. Перед этим в сопло двигателя помещается немного дополнительного воспламенительного состава (можно воспользоваться мелко размолотой намазкой со спичек). Это обеспечит надежное воспламенение двигателя. Электрозапал фиксируется небольшим кусочком ваты. Ракета готова к запуску.

Запуск ракет

Для запуска моделей ракет необходимо найти открытую площадку без строений. Лучше если это будет поле или пустырь. На месте старта ракеты не должно быть легковоспламеняющихся веществ, травы и прочего мусора. Пусковую направляющую располагаем вертикально. Ракета одевается направляющими кольцами на пусковой штырь, до ограничителя. Подключаем провода к электрозапалу и ракета готова к старту!

Удаляемся на 15-20 метров от пусковой установки.  Это — обязательное условие! Двигатель ракеты может взорваться при старте. Двигатели старые, топливо рассыхается, в нем появляются трещины — поэтому возможен взрыв. Даже для новых двигателей, в ракетомодельных кружках проводится процедура «отжига». Двигатели из разных партий испытываются на стенде. Иногда, бракованными бывают целые партии — сказываются условия транспортировки и хранения.

Наши ракеты мы решили запустить 31 января, когда установилась ясная и морозная погода без ветра. Местом запуска выбрали городской стадион. Стартовую площадку я организовал на огромном снежном комке. Для запуска ракет (дистанционного воспламенения электрозапала) я использовал небольшой 12в. аккумулятор. К сожалению, первая «безымянная» ракета взорвалась на старте (наверное она «обиделась» на нас, что ей не присвоили имя…). Я уж было подумал, что и вторую ракету ждет подобная судьба… Но вторая ракета — «Пупсень» показала отличный старт и превосходный, ровный полет завершившийся срабатыванием пиротехнического заряда. Ура!!! Можно считать, что наша «ракетная эпопея» закончилась победой. Мы сделали звезды чуть-чуть ближе…

Заключение

По моему мнению, запуски моделей ракет — одно из самых увлекательных зрелищ. А занятия спортивным ракетомоделизмом развивают у ребенка целый набор навыков: учат усидчивости, сосредоточенности, точности, способствуют более глубокому пониманию законов физики. Помимо этого, ребенок учится безопасному обращению с пиротехническими составами, что очень насущно при современной доступности пиротехнических игрушек.
Основным препятствием для развития ракетомоделизма в России, которое я вижу, является то, что наша промышленность на данный момент не производит модельные ракетные двигатели. Все пользуются старыми запасами или самоделками. Кто побогаче — заказывают модельные ракетные двигатели в западных интернет магазинах.
Наибольшее распространение в ракетомоделизме получили двигатели компании ESTES.

Гнатив Василий
Январь, 2009.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *