Мастер класс детский сад: Мастер-классы в ДОУ - «Дошколёнок.ру» – Методическая разработка: Мастер-класс для воспитателей

  • Home
  • Разное
  • Мастер класс детский сад: Мастер-классы в ДОУ — «Дошколёнок.ру» – Методическая разработка: Мастер-класс для воспитателей

Мастер-классы в ДОУ — «Дошколёнок.ру»

Мастер-класс. Тема: «Рисуем зимний пейзаж» (декоративно – прикладное искусство) Автор: Коробок Галина Викторовна, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Берёзка» г.Стародуба
Мастер-класс для воспитателей, родителей «Гири для танца силачей (богатырей)» Автор: Киселева Валентина Владимировна, музыкальный руководитель, ГБОУ г. Москвы «Школа №37»
Мастер класс на тему: «Поможем Незнайке собраться в школу» Автор: Абдуллаева Шура Юсуповна, воспитатель, ГБОУ Школа Ф.М.Достоевского УК 4 «Лучик»
Мастер класс «Игрушки из крышек от пластиковых бутылок» Автор: Павлушкова Ирина Валентиновна, воспитатель, ГБДОУ №100, Невский район, г.Санкт-Петербург
Чтение художественной литературы. Мастер-класс для младших воспитателей Автор: Матвеева Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»
Мастер-класс «Подарок для папы». Аппликация из цветной бумаги в детском саду для детей младшей группы Автор: Найденышева Лариса Анатольевна, воспитатель, ГБОУ Школа №1373 г.Москва
Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников Автор: Михненко Светлана Сергеевна, воспитатель, МКДОУ детский сад№ 13г.Бодайбо
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов
Автор: Абрамова Лариса Геннадьевна, воспитатель, МАДОУ «Радость» детский сад №7 г. Н. Тагил
Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Автор: Антонова Екатерина Олеговна, воспитатель, МБОУ «Малокибечская ООШ им. А. Я. Яковлева»
Мастер-класс для педагогов «Уроки речевого развития» Автор: Лылова Светлана Васильевна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад «Колосок»
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению кукол-оберегов из соломы Автор: Хижняк О.А.; Бенер Е.И., МАДОУ № 555 «Машенька», г. Новосибирск
Мастер класс «Клоун из бумажных салфеток» Автор: Степанова Ирина Михайловна, воспитатель, МБДОУ ЦРР – Игринский детский сад №8
Мастер-класс «Изготовление кормушки для птиц: «Кусочек сыра» для пернатых» Автор: Веденюкова Марина Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №6 «Маленькая страна»
Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Подъяпольская Светлана Александровна, педагог-психолог, МДОУ «Д/с №39 к.в.» г.Магнитогорска
Мастер-класс по изготовлению кокошника своими руками на праздник Автор: Баталова Ольга Владимировна, воспитатель, МБДОУ №364 «Звездочка» г. Нижний Новгород
Мастер класс ко дню матери «Подарок для любимой мамочки!» Автор: Слабодчикова Екатерина Андреевна, воспитатель, МАДОУ детский сад 145 г.Хабаровск
Мастер-класс по изготовлению поделки из природного материала «Цветы из шишек» Автор: Гудима Виктория Андреевна, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 93 «Солнечный лучик» г. Владивосток
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Лепбук – как средство решения проблемной ситуации на занятиях познавательного и речевого развития» Автор: Тимакова Ольга Николаевна, воспитатель, МАДОУ ЦРР детский сад №22 г.о. Ступино Московской обл.
Мастер-класс для педагогов на тему «Театр настроений или Сказка о Душе!» Автор: Кочиева Анна Айнидиновна, воспитатель, ГБОУЦО «Интеллект» РСО-Алания
Мастер-класс по изготовлению праздничной открытки шкатулки «Открытка — шкатулка для мамы» Автор: Матвиенко Лидия Юрьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №33 ст. Новоплатнировская

«Дошколёнок.ру» — Мастер-классы

Мастер-класы 18-03-2020 Коробок Галина Викторовна, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Берёзка» г.Стародуба

Мастер-класс. Тема: «Рисуем зимний пейзаж» (декоративно – прикладное искусство) Цель: Развивать художественно-эстетический вкус через произведения изобразительного искусства. Учить рисовать пейзаж зимнего леса по воображению, используя технику рисования «по – сырому» (аля-прима), учитывая композиционное…

Мастер-класы 18-03-2020 Киселева Валентина Владимировна, музыкальный руководитель, ГБОУ г. Москвы «Школа №37»

Мастер-класс для воспитателей, родителей «Гири для танца силачей (богатырей)»

Мастер-класы 09-03-2020 Абдуллаева Шура Юсуповна, воспитатель, ГБОУ Школа Ф.М.Достоевского УК 4 «Лучик»

Мастер класс на тему: «Поможем Незнайке собраться в школу» Цели: познакомить детей со школьными вещами, правилами поведения в школе; развивать внимание, мышление; воспитывать познавательный интерес. Оборудование: записи песен «Чему учат в школе» (сл…

Мастер-класы 29-02-2020 Павлушкова Ирина Валентиновна, воспитатель, ГБДОУ №100, Невский район, г.Санкт-Петербург

Мастер класс «Игрушки из крышек от пластиковых бутылок» Яркие крышечки от пластиковых бутылок найдутся в каждом доме. Многие даже не представляют, что это превосходный материал для создания оригинальных поделок. В этом…

Мастер-класы 27-02-2020 Матвеева Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 59 «Ягодка»

Чтение художественной литературы Мастер-класс для младших воспитателей Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность. Быть вместе с детьми…

Мастер-класы 25-02-2020 Найденышева Лариса Анатольевна, воспитатель, ГБОУ Школа №1373 г.Москва

Мастер-класс «Подарок для папы» Аппликация из цветной бумаги в детском саду для детей младшей группы Назначение: эта работа будет замечательным подарком папам, дедушкам и братикам на День Защитника Отечества, а так…

Мастер-класы 24-02-2020 Михненко Светлана Сергеевна, воспитатель, МКДОУ детский сад№ 13г.Бодайбо

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений г.Бодайбо и района. Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине. Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов…

Мастер-класы 23-02-2020 Абрамова Лариса Геннадьевна, воспитатель, МАДОУ «Радость» детский сад №7 г. Н. Тагил

Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий — друдлов Цель: поиск инновационных технологий по развитию речи…

Мастер-класы 20-02-2020 Антонова Екатерина Олеговна, воспитатель, МБОУ «Малокибечская ООШ им. А. Я. Яковлева»

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду» Цель: Расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «витраж» как средство развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству…

Мастер-класы 17-02-2020 Лылова Светлана Васильевна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад «Колосок»

Мастер-класс для педагогов «Уроки речевого развития» Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей — участников мастер-класса в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов…

Статья по теме: «Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

«Детский мастер-класс
как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

Лохова Н.И

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Новосёловский детский сад «Росинка» №24

«Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

                             (Конфуций)

С введением в действие Федерального государственного стандарта дошкольного образования  в профессиональную лексику педагогов дошкольных образовательных организаций вошел термин «культурные практики», который и сегодня вызывает многочисленные вопросы, связанные с пониманием его сущности, специфики культурных практик ребенка – дошкольника.

Стандарт планирует новое отношение участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. [3]

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.   [4]

        В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности». Мы искали практики, при реализации которых возможно получить такой образовательный результат, как проявление детской инициативы и самостоятельности. На  фестивале дошкольного образования в г. Красноярске нас познакомили с такой практикой как «Детский мастер-класс». Эту практику мы апробировали в условиях нашего детского сада и сегодня хотим  поделиться пока небольшим, но успешным опытом работы.  

 На наш взгляд это очень эффективная  форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

   Мы постоянно видим, что дети, независимо от возраста, научившись чему-то новому, делятся опытом со сверстниками. Мы решили это использовать в образовательной деятельности. Было определено, что ребенок, который проводит мастер-класс, является — Мастером, а дети которые принимают участие — Умельцами.  

        Организуем детский мастер-класс  1 раз в неделю.   На утреннем сборе, исходя из образовательного заказа группы, дети определяют количество мастер — классов на день, но не более трех. Каждый мастер размещает свою работу на доске выбора, рядом со своим фото.

        В течение дня воспитанники группы, в соответствии со своими интересами, размещают свои фотографии (условные обозначения, картинки) на доске выбора в кармашек мастер-класса, на который они хотят пойти. Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, но и обучают Умельцев    пальчиковой зарядке, стихам из серии «Расскажи стихи руками», инсценировке сказок с использованием настольного, кукольного театра.

Проведение  Мастер — класса организуется во  второй половине дня. Мастера работают одновременно каждый со своей группой Умельцев.  Задействуется все пространство группы.

          Хотим отметить, что практически каждый воспитанник группы, хотя бы один раз, выполнял роль Мастера.

        После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.

         Несколько раз проводили детские мастер — классы совместно с родителями. Они   могут быть   «привязаны» к теме недели, например,  «Птицы». Ребята — мастера с родителями дома готовят мастер — класс по изготовлению птички в любой технике. Дети — Умельцы выбирают себе ту технику, которая им нравится.  Во второй половине дня организуется детский мастер — класс, на который  приглашаются  и родители. В этом случае родители могут выступать в роли помощников своим детям, если у них появляются какие — либо затруднения. Если же Мастеру все удается, то родителям остается лишь гордиться своим ребенком. По завершению работы каждая группа Умельцев благодарит своего Мастера, Умельцы демонстрируют свои работы, присутствующие аплодируют, выражая свое отношение к успешному  результату работы.

Данную  технологию мы используем первый год.   Работу осуществляем  при тесном   взаимодействии с родителями, так как    только с помощью сотрудничества педагога, родителя и ребенка можно достичь максимального результата от всего процесса организации и проведения детского мастер – класса.   В ходе подготовки и проведения  мастер – класса мы   создаем   определенные  условия, ситуации, когда дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.  «Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений» (Н.Е. Веракса «Инициатива в ДОУ»)  [1]

Мы руководствуемся следующими правилами   организации детского мастер-класса:

  1. Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы.
  2. День и время мастер-класса обговариваются  на групповом сборе.
  3. Педагог  заранее индивидуально обговаривает с ребёнком  этапы выступления и содержание выступления.
  4. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.
  5. Педагог  заранее продумывает, как расположить  площадки каждого  мастер-класса, чтобы всем было удобно.
  6. Оптимальное количество  параллельных мастер-классов  — три.  В каждом из них  должен  принимать участие   взрослый, в качестве  партнёра по совместной деятельности.
    Структурой  детского мастер-класса является:
  1. Презентация  темы мастер-класса
  2. Выбор детьми мастер-класса.
  3. Представление опыта Мастером
  4. Практическая часть
  5. Презентация продуктов деятельности
  6. Благодарность Мастеру
  7. Представление Умельцев

Совместно с детьми мы  разработали  правила для   участвующих в мастер-классе:

— Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.

— Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.

— Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

— Вопросы задаём вежливо.

— Не стесняемся задавать вопросы.

— Все работы  признаются ценными.  Плохих работ не бывает.

— Благодарим  Мастера за   представленный опыт.

Ценностью  детских мастер-классов является:

Для  детей,  дающих мастер-класс:

— Приобретение опыта публичных выступлений;

— Формирование коммуникативных навыков;

— Возможность почувствовать  себя успешным, значимым, лидером;

— Формирование ответственности;

— Развитие инициативности.

Для детей, участвующих в мастер-классе:

— Овладение новыми способами действий;

— Приобретение опыта коллективной деятельности;

— Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.

— Развитие вопросительности;

— Стимул самостоятельного поиска новых  способов действий.

Ценностью  детских мастер-классов:

Для педагога:

— способ поддержки детских инициатив;

— способ сплочения группы;

— возможность сделать  образовательный процесс увлекательным  для детей;

— возможность посмотреть  на своих воспитанников  со стороны;

— возможность  выстроить сотрудничество  с родителями.

Для родителей:

— возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:

— увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

— способ участия в реализации образовательной программы.

        В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт  публичных выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными и значимыми; стали более ответственными; проявляли самостоятельность. Так же хочется отметить, что дети для проведения мастер-классов стали искать информацию в различных источниках: у родителей, из книг, Интернета.

        Родители получили возможность выполнять совместные действия с детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него.

        Так же считаем, это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).

        Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования такой  культурной практики как Детский мастер — класс  в образовательной деятельности, так как она работает на достижение  целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, в частности, «ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности».

Список литературы:

1. Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ — sdo-journal.ru› Номера журнала› Инициатива в ДОУ

2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007.

3. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17      октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. — Режим доступа: legalacts.ru›

4. Статья «Организация культурных практик детей дошкольного возраста» урок.рф› Библиотека›…_detej_doshkolnogo_v…

        

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Что такое мастер класс»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

город Семилуки

Воронежской области

Методические рекомендации

для педагогов ДОУ

«Что такое мастер класс»

Подготовила старший воспитатель

Сидоренкова А.В.

2018 г.

В помощь педагогам

«Что такое мастер класс»

Основной принцип мастер-класса:

«Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причём такими характерными приёмами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»)

При организации мастер-класса в ДОУ нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенным, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нём могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических приёмов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовывать, «цеплять» слушателя.

Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т.е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?»). Более всего мастер-класс будет полезен для:

— педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;

— педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём и т.п.

— педагогов, которые хотели бы повысить своё профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;

Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует чётко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

Возможный предмет деятельности во время мастер-класса:

— обзор актуальных проблем и технологий;

— различные аспекты и приёмы использования технологий;

— авторские методы применения технологии на практике;

— тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

Мастер-класс предполагает:

— описание общего алгоритма работы;

— анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;

— обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развёрнутый комментарий;

— подготовку своего портфолио и раскрытие методов его эффективного использования;

— ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.

Деятельность участников мастер-класса:

— изучение разработок по теме мастер-класса;

— участие в обсуждении полученных результатов;

— постановка вопросов, получение консультаций;

— обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;

— предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.

Модель проведения мастер-класса:

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность мастера

Деятельность участников

1. Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач.

Приветствие, вступитель-ное слово мастера, необыч-ное начало занятия (приём «Камертон»), объявление темы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым по-могая мастеру в органи-зации занятия.

2. Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтап-но реализацию темы.

Методические рекоменда-ции педагога для воспроиз-ведения темы мастер-клас-са. Показ приёмов, исполь-зуемых в процессе мастер-класса, показ своих «изю-минок» (приёмов) с ком-ментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозна-ченной задачей, индиви-дуальное создание заду-манного. Афиширование-предста-вление выполненных работ.

3. Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

— овладение общеин-теллектуальными способами деятель-ности;

— развитие способно-сти к рефлексии;

— развитие коммуни-кативной культуры.

Организует обмен мнения-ми присутствующих, даёт оценку происходящему.

Рефлексия – активиза-ция самооценки и само-анализа по поводу дея-тельности на мастер-классе.

Для качественного проведения мастер-классов необходимо наличие определённого пакета документов:

— положение о мастер-классе

— памятка для педагога-мастера о подготовке и проведении мастер-класса

— информационная справка о мастер-классе

— план-конспект мастер-класса

— анкета для участника мастер-класса

— справка для участника мастер-класса

Положение о мастер-классе – локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер-класса как особый формы обмена педагогическим опытом, а также особенности его организации в данном учреждении.

Памятка для педагога-мастера представляет собой развёрнутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер-классу.

Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер-классе, о личности ведущего и входит в состав раздаточного материала для участников мастер-класса.

План-конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.

Анкета для участников мастер-класса необходима, во-первых, для фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников мастер-класса, т.е. становится необходимым элементом этапа рефлексии. Во-вторых, анализ и обобщение информации, полученной в результате опроса, даёт возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.

Также опыт проведения мастер-классов показал, что довольно часто участники обращаются к организаторам за оправдательными документами, подтверждающими их присутствие на данном образовательном мероприятии. Роль такого документа и выполняет справка. Она же может использоваться как документальное свидетельство повышения профессионального уровня педагога и войти в его портфолио при подготовки к аттестации.

Таким образом, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь, повысить профессиональную компетентность.

Литература

  1. http://nenuda.ru/

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

  3. Боровиков Л. Что такое Мастер-класс. // ИМиДЖ. – 2002. — №5 (http://image.websib.ru/05/text_article.htm?227)

  4. Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

  5. В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

Учебно-методическое пособие по теме: Мастер – классы для родителей и педагогов

 

Мастер – класс

для родителей

«Нетрадиционные пальчиковые игры»

                                 Подготовила:

                                                   воспитатель Калинина И.А.

Цели:

— повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

— объяснить  родителям необходимость выполнения  упражнений по развитию мелкой моторики рук;

— дать рекомендации к проведению нетрадиционных  пальчиковых игр;

— построить эмоционально-доверительные взаимоотношения, способствующих полноценному развитию детей и позитивной самореализации взрослых.

Оборудование:  памятки с рекомендациями для родителей по  развитию мелкой моторики рук,  пуговицы, подносы и мешочки с сыпучими материалами (горох, бобы, гречка, манная крупа), бельевые прищепки и геометрические фигуры, пробки от бутылок, контейнеры с бусинами и макаронами, «Волшебные коробки» со спичками, шишки, грецкие орехи, массажные мячики.

Родители  с детьми сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, «сухие бассейны»- емкости, разносы с сыпучими материалами и т.д.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на мастер-классе.  Сегодня мы  поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх.

 Вначале я хочу, спросить,  для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики рук и ног, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Рекомендации к пальчиковым играм:

— чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;

— главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения  каждой рукой отдельно, затем вместе;

— играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;

— некоторые  нетрадиционные пальчиковые  игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.

Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные  игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Родители выполняют упражнения вместе с детьми.

 Игры с пуговицами.

1.Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.

2.Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

3.Из пуговиц можно составлять буквы русского алфавита на занятиях по обучению грамоте.

Игры с сыпучими материалами.

1.Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

2.Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку.  Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

3.Насыпаем фасоль на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами как при сборе ягод, потом берем следующую горошину, потом еще и еще — так набираем,  целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

4.На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).

5.В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки.  Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку.  Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.

6.В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив,  ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.

Игры с пробками от бутылок.

1.Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«По свежему снегу,  мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине — можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1.Возьмем  бельевую прищепку и проверим  на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой. Затем бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2.Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а  квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей мастерить солнышко,  «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и другое.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для  нас,  взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает  ребенка и, вместе с тем и развивает его.

Игры с бусинами, макаронами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать  можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с палочками и  спичками.

1.Предложите ребенку собрать палочки (или счетные палочки) одними и   теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами.

2.Построим «дом» из спичек, чем выше и ровнее «дом», тем лучше (взрослый  показывает схему-образец).

Игры с шишками, игрецкими орехами и массажным мячиком.

1.Предлагаем ребенку покатать  грецкий орех, шишку или  массажный мячик между ладонями.

2.Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию речи. 

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. М., 1999.

2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

3.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

4.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2001.

5.Сайт http://www.maam.ru/detskijsad

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *