Мастер-класс по ИЗО для педагогов
Мастер-класс
по изобразительному искусству для педагогов
Подготовила: Апухтина Н.Р. – педагог
дополнительного образования
МОУ ДО ЦДТ г. Прохладный
Тема: Техника рисования – зендудлинг
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению новыми техниками
Задачи:
— Познакомить с современным медитативным рисованием в технике зендудлинг;
— Воспитывать интерес к искусству, к различным видам современного народного творчества;
— Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
— Вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству.
Форма проведения мастер-класса:
— с педагогами и для них без участия детей;
Оформление:
— презентация по теме мастер-класса;
— работы детей и педагога в технике зендудлинг;
— методические материалы.
Материалы и инструменты для работы:
— белый картон;
— черная гелевая ручка;
— цветные карандаши;
— ластик
Структура мастер – класса:
1. Вступительная часть
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическая часть
Презентация «Техника Зендудлинг».
Основные этапы выполнения работы.
3. Практическая часть
Творческая работа педагогов по выполнению работы: заполнение квадратов 9/9 см в технике зендудлинг
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса
1.Вступительная часть
1.Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.
2. Целевые установки. Содержание мастер-класса.
— Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Техника медитативного рисования — Зендудлинг». Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Использование нетрадиционной техники на занятиях по изобразительной деятельности в практике дает возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные, креативные по содержанию образы.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.
2. Теоретическая часть
Цель моей работы – создание условий для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Задачи в работе с детьми:
— Сформировать у детей технические навыки рисования.
— Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
— Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Популярная техника рисования — зендудлинг.
Эта техника произошла из двух техник — ДУДЛИНГ И ЗЕНТАНГЛ. Эта техника способствует развитию правильного восприятия композиции, объёмов и форм, развитию глазомера, тренирует руку.
В переводе с английского языка doodle — это бессознательный рисунок.
Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды, ногтей, тату. Также этот стиль широко используется в современной индустрии моды и дизайна. Дудлинг, как способ релаксации не только позволяет снять напряжение, но и сможет раскрыть грани вашего внутреннего мира.
Зентангл напротив, это уравновешенность, осознанность, сосредоточенность. В переводе zen — уравновешенность и rectangle —
Если эти две техники соединить вместе, получится Зендудлинг.
Рисунок в технике дудлинг состоит из простых форм и изогнутых линий. В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний, умений. Рисунки в технике дудлинг выполняются интуитивно, при их выполнении отсутствуют правила.
Рисунок в технике зентангл отличается тем, что на его выполнение необходима значительная концентрация внимания. Рисуют узоры на квадратных карточках
Польза от рисования зендудлов:
По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:
создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации;
приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей;
возможность перенастроиться и вдохновиться на новые проекты;
является прекрасным средством от бессонницы;
рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции;
способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк;
повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика;
улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.
Последние несколько лет психологи, дизайнеры и специалисты по развитию креативности обратили на эти каракули пристальное внимание. Как показали исследования, это, казалось бы, совершенно бессмысленное занятие, приносит нам существенную пользу.
Во-первых, дудлинг помогает сконцентрироваться, хотя со стороны это может выглядеть так, как будто вы поглощены рисованием и отвлеклись. Когда мы слушаем монотонную речь, наше сознание как бы «уплывает» – мы начинаем поневоле думать о чем-то более интересном, мечтать, перебирать в уме личные дела и задачи. Даже если тема в целом интересна, особенность нашего внимания такова, что оно постепенно начинает рассеиваться. Чтобы остановить этот процесс и вернуться, нужно усилие воли. Если же вы чертите на листочке бумаги бессмысленные закорючки, то необходимый уровень концентрации поддерживается автоматически, и вам не нужно тратить силы, чтобы все время возвращать себя к задаче.
Во-вторых, дудлинг помогает эффективнее запоминать. Люди, которые закрашивали фигурки, пока слушали информацию, потом на 30% лучше могли эту информацию воспроизвести.
В-третьих, «рисовать каракули – значит помогать себе думать», — считают что спонтанное рисование не только повышает концентрацию, но и помогает видеть ситуацию более полно, находить творческие решения для проблем, развивать креативность и мышление «вне рамок».
Преимущества дудлинга и зентангла
Простота. Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать шаблоны.
Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.
Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.
Вывод:
Зендудлинг как вид медитационного досуга, рисование для релакса, интуитивное рисование, моден в среде людей творческих, креативных, состоявшихся и успешных в профессии. Современный ритм жизни требует пауз, остановок, доступных занятий для восстановления душевного равновесия и детям, и взрослым. Каждый из нас имеет свой уникальный визуально-лингвистический почерк, почти как подпись или отпечатки пальцев. И это может стать отправной точкой для активизации и развития природной способности интерпретировать визуальный язык и пользоваться им.
3. Практическая часть.
Зендудлинг выполняется всегда линерами или гелевыми ручками. Сам рисунок выполняется черным цветом, а потом раскрашивается. Если нет ручек, можно рисовать фломастерами, карандашами.
Ваша задача, заполнить квадрат данного размера разнообразным узором или картинкой.
Будем рисовать зендудлы, использовать цветные и чёрные ручки и погружаться в медитативное рисование! Дудлинг или зендудлинг отличается тем, что совсем никакие специальные навыки вам не нужны. Достаточно просто иметь хорошее настроение!
Для рисования в технике зентангл понадобятся следующие материалы:
плотная акварельная бумага
гелевая ручка
простой карандаш
Разнообразные и неповторимые узоры будем создавать по схеме:
ставим четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края. На карандаш стараемся не нажимать, чтобы позже можно было легко избавиться от линий.
Точки соединяем одной сплошной линией. Не стоит использовать для этого линейку или стараться рисовать линию ровно: некоторая небрежность придаст особое очарование плитке с нарисованным узором. Таким образом мы задаем границы для дальнейшей работы.
Следующий шаг — это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.
Когда узоры зентангл начнут получаться, то можно будет этот шаг пропускать и начинать рисовать без предварительной «разметки».
Как разметить квадрат на «зоны»? Проводя линии без отрыва руки от бумаги.
Теперь нужно заполнить узорами пустое пространство между линиями. Зарисовываем сегмент за сегментом.
Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки незарисованными, от этого общая картинка не пострадает.
Когда посчитаете, что рисунок не требует корректировок и дополнений, сотрите нарисованные раннее карандашные линии.
Обязательно добавьте тени, определив для себя место расположения источника света. Без затенений взгляд не будет скользить по картинке и привлекать внимание.
Решив, откуда будет падать свет на элементы узора, добавим твердый карандаш и хорошо растушуем закрашенные границы.
Стороны заполненных сегментов затеним, придавая трехмерность изображению
МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ
Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.
Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность.
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Я познакомила вас с техникой дудлинг, зендангл, зендудлинг и какое значение она имеет для развития ребенка. В ходе выполнения практической работы были созданы условия для вашего творчества и самовыражения. Вы почувствовали себя творцом новых, уникальных вещей.
И теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос: Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения?
Мастер-класс по нетрадиционным изобразительным техникам на уроках изобразительного искусства
Д
онецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №126
Мастер-класс
для учителей,
которые преподают изобразительное искусство
в школе.
«Нетрадиционные изобразительные техники
на уроках изобразительного искусства»
Составитель:
учитель изобразительного искусства
ДОШ І-ІІІ ступеней №126
Брындюк Вероника Викторовна
Донецк – 2015.
«Недаром в миру говориться,
Чтоб Божью иметь Благодать,
Учителем надо родиться,
А только потом уже стать»
Народная мудрость.
Цель: познакомить учителей с нетрадиционными изобразительными техниками.
Задачи:
— расширить знания учителей о нетрадиционных техниках рисования для обучающихся;
— познакомить с технологией выполнения техник;
— выполнить изображение в нетрадиционной изобразительной технике;
— поделиться опытом работы.
План мастер — класса:
Вступительное слово
Знакомство с технологией выполнения изображения в нетрадиционных изобразительных техниках.
Практическая работа по созданию изображения.
Подведение итогов.
Ход мастер — класса
«Страна, в которой всех детей будут обучать рисованию,
подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях»
Д.Дидро.
Человек начинает рисовать раньше, чем писать и читать. Читаем и пишем мы до сих пор, а рисуем…? Куда все уходит?
Школьное детство — очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для
себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем
успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные и творческие возможности.
В 5-х классах дети охотно берутся за выполнение заданий, смело, и увлеченно работают, довольствуясь любым результатом. Ведь именно в этом возрасте, по моим наблюдениям, зрительное восприятие ребенка является доминирующим. У некоторых детей в 6 –м классе возникает проблема — «Ступор: почему у меня не получается так красиво, как у других одноклассников?», ведь выразить себя хочется, а выразить не получается. Что ж, было бы желание, а остальному можно научиться.
В 7-х же классах иные ученики принимаются за работу, а, выполнив задание, могут изорвать рисунок, объявив себя «неспособным». Работая с подростками, иногда сталкиваешься с максимализмом и безапелляционным критицизмом, свойственными этому возрасту. На мой взгляд, есть несколько путей решения подобных конфликтных ситуаций, одним из которых является необходимость облегчения навыков рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Во всякой картине есть две основные стороны: тема (что изображено) и выразительное
средство (как изображено). Чтобы придумать новые выразительные средства, нужно проанализировать РЕСУРСЫ. Ресурсы могут быть готовыми и производными, дорогими и бесплатными. Готовыми и БЕСПЛАТНЫМИ ресурсами всегда являются природные объекты. Рисовать можно и песком, и тополиным пухом, и шишками и листиками, и лепестками, и ракушками, и скажем, кнопками и зубной пастой. Все это можно подкрашивать, перемешивать, клеить, разводить водой и т.д. И тогда получаем вот такой результат:
Фатьянова Настя.6-А. Рубан Аня. 5-А
Иванов Дима. 5-А Пастухов Женя.5-Г
Рисовать можно и на асфальте, на песке, на деревьях, на листочках, на коробках, на стене…
Цаценко Полина.7-А. Техника «ЗЕНТАНГЛ»
В общем, изображение получается, когда что-то на чем-то оставляет след.
Поэтому на своих уроках я часто применяю нестандартные изобразительные техники для формирования стойкого убеждения у ребенка, что он не только ХОЧЕТ рисовать, но и самое главное – МОЖЕТ.
МОНОТИПИЯ С ДОРИСОВКОЙ.
Это одна из простейших графических техник, в переводе с греческого – «один» и «отпечаток». В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.
5 класс:
6 класс:
РИСУНОК С РУКИ ПРИ ПОМОЩИ ЛАДОШЕК.
5 класс: «Образ птицы»
6,7 класс: плакат, «торцевая гуашь».
Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, декорировать их пластилином, бисером, крупами и другими материалами (декор 9 кабинета). Также интересен мой опыт работы с рельефными пластилиновыми изображениями: рельеф с использованием спичек, семечек, крылаток ясеня, а также создание изображение с помощью пластилиновых кружочков.
Минакова Дарья.6-Б. Брюшков Андрей.6-В Третьякова Яна.6-В.
ФЛОРИСИКА.
ШТАМПОВКА с ДОРИСОВКОЙ
Панченко Кирилл,7-А
На «печать» накладывается краска и штампуется рисунок на бумагу, затем в технике «силуэтная графика» дорисовывается композиция.
ТОЧЕЧНАЯ ГРАФИКА.
Выражение мысли на бумаге при помощи системы точек. Такое направление в мировой живописи получило название «пуантилизм». Когда-то, что бы не смешивать цвета, но при этом получить оттенки, стали ставить рядышком, скажем, желтую и синюю краски, которые издали, казались зелеными.
Волкова Елена,6 кл. Мыцык Вика,6 кл. Кулешова Екатерина,7-А Балиоз Настя, 7 кл.
СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА: ЛИНИИ+ТОЧКИ РИСОВАНИЕ ЛИНИЯМИ «Живая линия»
Морозова Лена, 7-А кл. Хохлач Аня,5 кл. Косякова Юля,5 кл.
Так рисовал масляными красками Ван Гог. После его картин остается впечатление сильной эмоциональности произведения.
«АРХИТЕКТУРНАЯ ВЫТЫНАНКА»
7 класс.
ГРАТТАЖ
Ананьев Саша, 7-А Ширнин Олег, 7-А
Слово “граттаж” произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. На натертый свечей лист нанести смесь (тушь с жидким мылом). После того как лист высохнет, заостренной палочкой процарапывается композиция.
ИМИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.
Имитация наскальной живописи в 7 классе.
МЕДИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.
Если представить, что нашими душевными переживаниями, нашим чувствам соответствуют цвета, формы, образы, то можно нарисовать душевное состояние.
«Мои сны». Соболева Мария,7-В Иорганская Кристина, 7- В(техника растушевка). В кругу профессиональных художников бытует мнение, что использование растушёвки в карандашном рисунке совершенно недопустимо и с головой выдаёт работу непрофессионала. Лично у меня другое мнение. Я считаю, что этот приём использовать не только можно, но и нужно. Аргумент у меня такой — в окружающем мире очень трудно найти объекты, тона которых передаются светлыми и тёмными полосами (т.е. штриховкой в рисунке), зато сплошь и рядом на реальных объектах присутствуют непрерывные тона и переходы тона (в рисунке — растушёвка). Поэтому повторюсь — применять растушёвку не только можно, но и нужно.
АНИМЕ
Иорганская Кристина, 7-В
РАЗМЫТЫЙ РИСУНОК
«Мой образ». Вика.7 кл.
Лист смачивается водой и по мокрому рисуется образ. Получается дымчатое изображение, плавные переходы и очертания. После высыхания – щадящая корректировка.
КОЛЛАЖ ПО ДОНЕЦКИ
Таким образом, на основе своего опыта я делаю вывод, что нетрадиционные техники рисования позволяют творчески всматриваются в окружающий мир, приобретать опыт эстетического восприятия. Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. А, мы учителя должны знать эти техники и применять на уроках изобразительного искусства и технологии.
Сегодня на моём мастер — классе я предлагаю, Вам, создать несколько композиций в нетрадиционных изобразительных техниках.
Вначале проведем тренировочные упражнения по выполнению штриховки. (Тренировочные упражнения проводим под песню Шаинского «Дети любят рисовать»)
Прежде чем заняться созданием шедевра, Вам необходимо освоить техники штриховки. Существует масса учебников, в которых подробно расписано как работать карандашом, как его правильно держать, какие делать упражнения для правильной постановки руки и выработки рисовального навыка. К сожалению, на этом мини-курсе не стоит задача сделать из Вас классного рисовальщика, поэтому тут приведены лишь самые начальные (базовые) навыки работы с карандашом, которые помогут Вам создать более-менее достойную работу.
Итак. С помощью штрихов (коротких линий) можно с успехом передавать тон. В зависимости от частоты нанесения штрихов можно получить различные степени насыщенности тона (чем штрихи реже – тем тон светлее и наоборот – чем чаще, тем темнее). Так же направлением штрихов можно передать фактуру поверхности. Например, горизонтальные штрихи хорошо подходят для передачи поверхности воды, а вертикальные – для травы.
Штриховка выполняется, как правило, короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с одной стороны с отрывом карандаша. Т.е. начав с одной стороны делают штрих, затем возвращают карандаш к началу, делают отступ и снова проводят штрих и т.д.
Это все имеет название «классика жанра», тяжело? А теперь перейдем к нетрадиционным изобразительным техникам, и вы на собственном опыте убедитесь насколько это легче и интересней.
Создание композиции при помощи линий. «Живая линия». В черно-белой графике существует минимум средств передачи изображения — это точка, пятно и линия. Сегодня мы попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы касаемся им бумаги.
Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.
Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.
С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо
Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и колючими формами.
С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы, листья и многое другое..
Техника «Зентангл».Чем же будет учащимся полезен «Зентангл»? Зентангл (англ. zentangle) – новая, развивающаяся форма искусства, которая сочетает в себе творчество, медитацию и удовольствие. Самые частые узоры — это: узоры из волнистых линий, дуги, сетки графические линии, листья, цветы и прочее узоры с окружностями. Методика Zentangle была изобретена Риком Робертсом и Марией Томас — Rick Roberts и Maria Thomas. Она защищена авторским правом. Zentangle ® является зарегистрированным товарным знаком Zentangle, Inc.
Расширят условные внутренние рамки и возможности. Повысят чувство собственного достоинства. Изменят поведение в лучшую сторону. Тренирует позитивное мышление. Даст неожиданные результаты. Может стать хобби. Разовьет творческую самореализацию. Интересно и расслабляет.
Техника рисования ладошками. На лист бумаги обводим собственную ладошку. Затем предлагаем детям пофантазировать и дорисовать ладошку, чтобы получился какой-то образ.
Аппликации из «ладошек». Чтобы сделать аппликацию из «ладошек», можно сначала сделать много отпечатков ладошек (или обвести ладошки на цветной бумаге) и вырезать их.
Подведение итогов. Теперь, когда вы выполнили работу, давайте проведём небольшую выставку.
Посмотрите, какие необычные интересные работы получились. Всем большое спасибо!
Я познакомила вас лишь с несколькими нетрадиционными изобразительными техниками, таковых существует много. Нетрадиционные техники помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, к художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, улучшают мелкую моторику, гибкость рук. Развиваем нестандартное мышление и творческое воображение.
В каждом ребенке живёт художник, бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть детям в себе таланты должны мы, учителя!
Если вам доставил удовольствие мой мастер класс, то позволю себе рекомендовать сайты по нестандартным изобразительным техникам:
https://yandex.ua/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcs3.livemaster.ru%2Fzhurnalfoto%2Fe%2F4%2F8%2F150507163031.jpeg&_=1450592314860&p=1&tex
http://merypoppins.com/risunki-i-applikatsii-s-pomoshhyu-ladoshek/
https://yandex.ua/search/?text=%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8%20%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB.%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F&lr=142
http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/12/18/netraditsionnye-tehniki-risovaniya
http://triz-plus.ru/xudozhestvennoe-tvorchestvo/netradicionnye-texniki-risovaniya
http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia32.htm
http://www.tcnordtv.ru/
http://www.info@art-publish/ru
http://prodecoupage.com/forum/8
http://prodecoupage.com/index/0-2
http://www.how-to-do.ru/page.php?id=91
http://www.arshobby.ru/
http://www.artgalery.ru/?id=300
http://razuznai.ru/kultura/
http://xozayka.ru/master.php
А так же литературу:
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное
творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1972г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: 1967г.
Гин С.И. Мир фантазии: Метод. пособие для учителей нач. шк. Ч.1 и 2. Версия 2.0/ Система проф. разраб., консультантов и препод. «ТРИЗ-Шанс». — Гомель, 1995. — 138С.
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994.
Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972.
Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1995.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.
Журнал ТРИЗ Россия (Редактор Склобовский Кирилл Афанасьевич), Фонда ТРИЗ — Челябинск (Кожевникова Любовь Анатольевна)
14
Мастер-класс для педагогов «Секреты нетрадиционных техник изо-деятельности»
Мастер-класс «Секреты изодеятельности»
(выступление на МО 06.12.2017г.)
Подготовила: воспитатель Голякова В.И.
Сегодня я хочу представить вам мои наработки в области нетрадиционных техник изодеятельности, и поделиться секретами подготовки материала для свободной деятельности с детьми.
ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ЖГУТИКИ
Увидев в сети интернет картины, сделанные из пластилиновых жгутиков, я решила сделать такие для детей своей группы, и использовать их в свободной и в совместной с детьми деятельности. Способов применения у них очень много:
- можно делать объемные поделки,
- расплющивать жгутики,
- скручивать.
Дети сами могут предложить варианты использования.
Для изготовления пластилиновых жгутиков нам понадобится:
- шприц на 10 мл,
- салфетка,
- пластилин,
- горячая вода,
- чайник,
- кружка,
- чистые листы бумаги.
Я подготовила для вас шприцы со срезанным кончиком (он легко срезается обычным или канцелярским ножом. Ножницы для этого не подойдут).
Вынимаем из шприца поршень, помещаем туда кусочек пластилина, вставляем поршень. Кладем перед собой чистый лист. Наливаем в кружку кипяток из чайника, помещаем туда шприц и ждем некоторое время (я периодически проверяю, как выдавливается пластилин, если сложно, то нужно подождать еще. Если передержать, то получится слишком расплавленная масса. Мой пластилин готов и я выдавливаю его на чистый листочек, чаще всего он выдавливается длинной колбаской которая после остывания очень пластичная. Изготавливать жгутики можно как и из половинок кусочков пластилина так и из остатков пластилина, так же возможно смешивание цветов.
Пластилин, когда начинает остывать, выдавливается сложно, тогда снова помещаем шприц в горячую воду и повторяем действия.
Хранятся жгутики вот такими моточками у меня, как обычный пластилин. Применять технику пластилиновых жгутиков можно с детьми второй младшей группы, начиная от выкладывания пластилина на простые формы и доводя до более сложных деталей к подготовительной группе. Дети проявляют большой интерес к такому необычному использованию пластилина. Так же возможно легкое вдавливание и закрепление на жгутиках биссера, пайеток, блесток, различных круп .
Я подготовила для вас небольшие картинки, и вы можете сделать из жгутиков небольшую новогоднюю поделку. Давайте попробуем.
(Пока педагоги заняты поделками, я убираю со столов воду и все лишнее).
Следующей находкой стал — ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАНШЕТ
Начиная работу с детьми по изо деятельности во второй младшей группе я заметила, что у детей еще плохо получается владеть кистью, карандашом, и часто они расстраиваются если вдруг не получается нарисовать простые формы (круг, овал). Тогда я решила внести в центр изодеятельности «Волшебный планшет», который дает возможность детям рисовать пальчиком, при этом его не пачкая. Они долго гадали, что же там внутри, думали что пластилин или краска, а когда я сказала что тесто, интерес к планшету стал еще больше.
Сегодня я хочу поделиться с вами секретами изготовления «Волшебного планшета».
Нам понадобится : Вода, соль, мука, стаканчики пластиковые, ложка или палочка для смешивания, файл, скотч, гуашь, салфетки.
Для изготовления планшета нам понадобится файл, проклеенный скотчем в местах перфорации, это делается для того что бы тесто не вытекало через отверстия. Для вас я уже приготовила такие файлы. Посмотрите на них…, и отложите в сторону.
Сейчас мы займемся приготовлением теста. Для этого нужно понемногу добавлять воду в муку, постоянно помешивая. Добавляем соль, хорошенько перемешиваем что бы не было комочков. Потом в тесто добавляем краску. Каждый из вас сделает тесто одного цвета, для этого я развела гуашь в баночках. Капните в стаканчик несколько капель гуаши и перемешайте. Тесто для планшета готово.
Теперь берем файл раскрываем его и понемногу наливаем тесто, стараясь не задевать края. Кладем файл на стол аккуратно и разглаживаем в нем тесто, не забывая углы. Нам нужно, что бы теста было не много, но и не мало. Доводим его до края планшета, отступая сантиметр. И аккуратно заклеиваем скотчем. Стараемся, что бы как меньше воздуха осталось внутри файла. Наш планшет готов! В планшете должно быть столько теста, что бы ребенок, ведя пальчиком по нему, оставлял за собой прозрачный след, который медленно исчезает.
Так же можно наливать в файл попеременно несколько цветов и будет многоцветный планшет, можно показать пример образования нового цвета, например, смешав желтый и красный, синий и желтый, детям очень нравится наблюдать как два цвета смешиваются, образуя новый цвет. Или можно добавить немного мелких блесток.
Для удобства использования, я приклеиваю планшета (края) прямо на стол, что бы детям было комфортно рисовать.
Волшебство не вечно, и наш волшебный планшет тоже, тесто со временем расслаивается, мука оседает на дно, и тогда планшет просто необходимо заменить. Такие планшеты могут радовать детей несколько дней.
Далее я вас хочу познакомить с интересным заданием — РИСУНОК НА ТКАНИ
Увидев заинтересованность детей подготовительной группы к нетрадиционным техникам художественного творчества (рисование солью, рисование пряжей, кляксография), я решила попробовать с детьми необычное рисование- рисование на ткани. Для начала мы рисовали мотивы городецкой росписи, девочки даже забрали раскрашенную ткань домой, что бы с мамами сделать для кукол платья. Тогда я решила в свободной деятельности попробовать еще один способ рисования на ткани. И дети были в восторге.
Нам понадобится: Ткань 20*20 сантиметров, белая хлопчатобумажная, гуашь, вода, кисть толстая, нить прочная, клееночки, баночка с водой.
Кладем кусочек ткани на стол. Берем правой рукой за середину и поднимаем. Левой рукой проводим по ткани сверху вниз. Кладем на стол, связываем, делая как бы плотный жгутик из ткани. В младшей, средней и старшей группе эту подготовку выполняет воспитатель, в подготовительной можно привлечь к этому детей в вечернее время.
Теперь в левую руку берем ткань и начинаем красить сверху вниз. Начнем с самого верха хорошо вымакивая краску от ткань, (краски уходит много), потом промываем кисть и набираем другой цвет краски, снова красим по кругу участок ткани и так до самого конца. Можно положить ткань на салфетку для удобства прокрашивания ткани на последнем этапе. Детям не терпится посмотреть что там получилось, можно развернуть сразу и посмотреть , а можно сначала высушить на батарее а потом разворачивать. Детям нравится то, что из такой ткани можно сделать куклам одежду или погладить и поставить в рамку как картину.
Данные секреты изодеятельности помогли заинтересовать меня и моих детей, думаю, что что-то пригодиться и вам в работе с детьми. Желаю вам творческих успехов!!!
Если кто-то хочет поделиться своими находками, будем рады Вас выслушать.
Мастер-класс по ИЗО искусству
ГУ «Станционная средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
Мастер-класс
«Нетрадиционные изобразительные техники
на уроках изобразительного искусства»
Составитель:
учитель изобразительного искусства
Сатурина Наталья Александровна
2017-2018г.г.
«Недаром в миру говориться,
Чтоб Божью иметь Благодать,
Учителем надо родиться,
А только потом уже стать»
Народная мудрость.
Цель: познакомить учителей с нетрадиционными изобразительными техниками.
Задачи:
— расширить знания учителей о нетрадиционных техниках рисования для обучающихся;
— познакомить с технологией выполнения техник;
— выполнить изображение в нетрадиционной изобразительной технике;
— поделиться опытом работы.
План мастер — класса:
Вступительное слово
Знакомство с технологией выполнения изображения в нетрадиционных изобразительных техниках.
Практическая работа по созданию изображения.
Подведение итогов.
Ход мастер — класса
«Страна, в которой всех детей будут обучать рисованию,
подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях»
Д.Дидро.
Человек начинает рисовать раньше, чем писать и читать. Читаем и пишем мы до сих пор, а рисуем…? Куда все уходит?
Школьное детство — очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем
успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные и творческие возможности.
В 5-х классах дети охотно берутся за выполнение заданий, смело, и увлеченно работают, довольствуясь любым результатом. Ведь именно в этом возрасте, по моими наблюдениями, зрительное восприятие ребенка является доминирующим. У некоторых детей в 6 –м классе возникает проблема — «Ступор: почему у меня не получается так красиво, как у других одноклассников?», ведь выразить себя хочется, а выразить не получается. Что ж, было бы желание, а остальному можно научиться. Иные ученики принимаются за работу, а, выполнив задание, могут изорвать рисунок, объявив себя «неспособным». Работая с подростками, иногда сталкиваешься с максимализмом и безапелляционным критицизмом, свойственными этому возрасту. На мой взгляд, есть несколько путей решения подобных конфликтных ситуаций, одним из которых является необходимость облегчения навыков рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Во всякой картине есть две основные стороны: тема (что изображено) и выразительное средство (как изображено). Чтобы придумать новые выразительные средства, нужно проанализировать РЕСУРСЫ. Ресурсы могут быть готовыми и производными, дорогими и бесплатными. Готовыми и БЕСПЛАТНЫМИ ресурсами всегда являются природные объекты. Рисовать можно и песком, и тополиным пухом, и шишками и листиками, и лепестками, и ракушками, и скажем, кнопками и зубной пастой. Все это можно подкрашивать, перемешивать, клеить, разводить водой и т.д. И тогда получаем вот такой результат:
Рисовать можно и на асфальте, на песке, на деревьях, на листочках, на коробках, на стене…
В общем, изображение получается, когда что-то на чем-то оставляет след.
Поэтому на своих уроках я часто применяю нестандартные изобразительные техники для формирования стойкого убеждения у ребенка, что он не только ХОЧЕТ рисовать, но и самое главное – МОЖЕТ.
МОНОТИПИЯ С ДОРИСОВКОЙ.
Это одна из простейших графических техник, в переводе с греческого – «один» и «отпечаток». В этой технике в основном рисуем симметричные предметы.
5 класс:
6 класс:
РИСУНОК С РУКИ ПРИ ПОМОЩИ ЛАДОШЕК.
«Образ птицы»
Плакат, «торцевая гуашь».
Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, декорировать их пластилином, бисером, крупами и другими материалами (декор 9 кабинета). Также интересен мой опыт работы с рельефными пластилиновыми изображениями: рельеф с использованием спичек, семечек, крылаток ясеня, а также создание изображение с помощью пластилиновых кружочков.
ФЛОРИСИКА.
ШТАМПОВКА с ДОРИСОВКОЙ
На «печать» накладывается краска и штампуется рисунок на бумагу, затем в технике «силуэтная графика» дорисовывается композиция.
ТОЧЕЧНАЯ ГРАФИКА.
Выражение мысли на бумаге при помощи системы точек. Такое направление в мировой живописи получило название «пуантилизм». Когда-то, что бы не смешивать цвета, но при этом получить оттенки, стали ставить рядышком, скажем, желтую и синюю краски, которые издали, казались зелеными.
СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА: ЛИНИИ+ТОЧКИ РИСОВАНИЕ ЛИНИЯМИ «Живая линия»
Так рисовал масляными красками Ван Гог. После его картин остается впечатление сильной эмоциональности произведения.
«АРХИТЕКТУРНАЯ ВЫТЫНАНКА»
ГРАТТАЖ
Слово “граттаж” произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. На натертый свечей лист нанести смесь (тушь с жидким мылом). После того как лист высохнет, заостренной палочкой процарапывается композиция.
ИМИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.
Имитация наскальной живописи.
МЕДИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.
Если представить, что нашими душевными переживаниями, нашим чувствам соответствуют цвета, формы, образы, то можно нарисовать душевное состояние.
Техника растушевка
В кругу профессиональных художников бытует мнение, что использование растушёвки в карандашном рисунке совершенно недопустимо и с головой выдаёт работу непрофессионала. Лично у меня другое мнение. Я считаю, что этот приём использовать не только можно, но и нужно. Аргумент у меня такой — в окружающем мире очень трудно найти объекты, тона которых передаются светлыми и тёмными полосами (т.е. штриховкой в рисунке), зато сплошь и рядом на реальных объектах присутствуют непрерывные тона и переходы тона (в рисунке — растушёвка). Поэтому повторюсь — применять растушёвку не только можно, но и нужно.
АНИМЕ
РАЗМЫТЫЙ РИСУНОК
«Мой образ».
Лист смачивается водой и по- мокрому рисуется образ. Получается дымчатое изображение, плавные переходы и очертания. После высыхания – щадящая корректировка.
КОЛЛАЖ
Таким образом, на основе своего опыта я делаю вывод, что нетрадиционные техники рисования позволяют творчески всматриваются в окружающий мир, приобретать опыт эстетического восприятия. Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. А, мы учителя должны знать эти техники и применять на уроках изобразительного искусства и технологии.
Сегодня на моём мастер — классе я предлагаю, Вам, создать несколько композиций в нетрадиционных изобразительных техниках.
Вначале проведем тренировочные упражнения по выполнению штриховки. (Тренировочные упражнения проводим под песню Шаинского «Дети любят рисовать»)
Прежде чем заняться созданием шедевра, Вам необходимо освоить техники штриховки. Существует масса учебников, в которых подробно расписано как работать карандашом, как его правильно держать, какие делать упражнения для правильной постановки руки и выработки рисовального навыка. К сожалению, на этом мини-курсе не стоит задача сделать из Вас классного рисовальщика, поэтому тут приведены лишь самые начальные (базовые) навыки работы с карандашом, которые помогут Вам создать более-менее достойную работу.
Итак. С помощью штрихов (коротких линий) можно с успехом передавать тон. В зависимости от частоты нанесения штрихов можно получить различные степени насыщенности тона (чем штрихи реже – тем тон светлее и наоборот – чем чаще, тем темнее). Так же направлением штрихов можно передать фактуру поверхности. Например, горизонтальные штрихи хорошо подходят для передачи поверхности воды, а вертикальные – для травы.
Штриховка выполняется, как правило, короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с одной стороны с отрывом карандаша. Т.е. начав с одной стороны делают штрих, затем возвращают карандаш к началу, делают отступ и снова проводят штрих и т.д.
Это все имеет название «классика жанра», тяжело? А теперь перейдем к нетрадиционным изобразительным техникам, и вы на собственном опыте убедитесь насколько это легче и интересней.
Создание композиции при помощи линий. «Живая линия». В черно-белой графике существует минимум средств передачи изображения — это точка, пятно и линия. Сегодня мы попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы касаемся им бумаги.
Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.
Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.
С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо
Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и колючими формами.
С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы, листья и многое другое..
Техника «Зентангл».Чем же будет учащимся полезен «Зентангл»? Зентангл (англ. zentangle) – новая, развивающаяся форма искусства, которая сочетает в себе творчество, медитацию и удовольствие. Самые частые узоры — это: узоры из волнистых линий, дуги, сетки графические линии, листья, цветы и прочее узоры с окружностями. Методика Zentangle была изобретена Риком Робертсом и Марией Томас — Rick Roberts и Maria Thomas. Она защищена авторским правом. Zentangle ® является зарегистрированным товарным знаком Zentangle, Inc.
Расширят условные внутренние рамки и возможности. Повысят чувство собственного достоинства. Изменят поведение в лучшую сторону. Тренирует позитивное мышление. Даст неожиданные результаты. Может стать хобби. Разовьет творческую самореализацию. Интересно и расслабляет.
Техника рисования ладошками. На лист бумаги обводим собственную ладошку. Затем предлагаем детям пофантазировать и дорисовать ладошку, чтобы получился какой-то образ.
Аппликации из «ладошек». Чтобы сделать аппликацию из «ладошек», можно сначала сделать много отпечатков ладошек (или обвести ладошки на цветной бумаге) и вырезать их.
Подведение итогов. Теперь, когда вы выполнили работу, давайте проведём небольшую выставку.
Посмотрите, какие необычные интересные работы получились. Всем большое спасибо!
Я познакомила вас лишь с несколькими нетрадиционными изобразительными техниками, таковых существует много. Нетрадиционные техники помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, к художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, улучшают мелкую моторику, гибкость рук. Развиваем нестандартное мышление и творческое воображение.
В каждом ребенке живёт художник, бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть детям в себе таланты должны мы, учителя!
Литература:
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвещение, 1972г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: 1967г
Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994.
Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1972.
Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1995.
Интернет ресурсы.
Мастер-классы для школьников по изобразительному искусству и художественному труду
Мастер-класс «Цветы акварелью» Прозрачная и нежная, лёгкая и воздушная, акварельная живопись – одно из самых волшебных направлений в искусстве. На мастер-классе наш преподаватель поэтапно, шаг за шагом, на примере своей работы, будет показывать и рассказывать, как научиться рисовать в технике акварели. Такой метод поможет быстрее и доступнее освоить новую технику. Ребенок не просто наблюдает за тем, что и как нужно делать, а получает подробные инструкции по каждому этапу работы, рисуя вместе с педагогом.Кроме того, преподаватель покажет способы создания эффектного, необычного фона для цветов, а также нетрадиционные приемы и техники при работе акварелью.
Продолжительность – 1 час
Возраст – 10-15 лет
Материалы:
акварель детская
бумага акварельная
баночки-непроливайки
простой карандаш, ластик, крупная соль, полиэтиленовые пакеты, тряпочки
Работы преподавателя:
Мастер-класс «Подводный мир. Как изобразить воду реалистично?»
На этом мастер-классе ребенок освоит необычную технику, с помощью которой можно изобразить воду, скалы и не только. Мы создадим вместе с вашим ребенком подводный мир, полный природных чудес и волшебных морских существ.Продолжительность – 1 час
Возраст – 6 -10 лет
Материалы:
акварель детская
кисти (белка) – по 2 штуки на человека -№7-9, №2-3
бумага
цветная бумага
украшения
баночки-непроливайки
ножницы
клей-карандаш.
простой карандаш, ластик, полиэтиленовые пакеты, тряпочки
Мастер-класс «Рисуем мыльными пузырями. Космос»
Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу. С помощью этой необычной техники мы создадим планеты и метеориты, создадим фантастическую космическую реальность.
Продолжительность – 1 час
Возраст – 5-10 лет
Материалы:
Гуашь
кисти (белка) – по 2 штуки на человека -№7-9 ,№2-3
бумага
темный картон
жидкое мыло
баночки-непроливайки
ножницы
клей-карандаш
трубочки для коктейля, простой карандаш, ластик, баночки для разведения мыла, тряпочки
Мастер-класс «Пластилиновая живопись»
На этом мастер-классе ребенок узнает о приемах рисования пластилином, преподаватель научит и поможет создать уникальную пластилиновую картину, ведь это так увлекательно!
Продолжительность – 30 мин. для младшего возраста, 1 час – для старшего
Возраст – 5 -15 лет
Материалы:
Пластилин мягкий
Картон толстый лист
украшения
стеки
Мастер-класс «Оригами. Веселая собачка»Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги. Мы создадим в этой технике симпатичную собачку, с которой ваш ребенок обязательно подружится.
Продолжительность – 30 мин
Возраст – 4-6 лет
Материалы:
Цветная бумага
Ножницы
Клей-карандаш
Мастер-класс «Игрушки из фетра. Улитки»Фетр – мягкий, теплый и уютный материал, делать из него игрушки – одно удовольствие! На нашем мастер-классе ваш ребенок научится делать симпатичных улиток, с которые могут стать прекрасным подарком или украшением. Изготовление игрушек развивает у ребенка усидчивость, терпение и аккуратность, а также творческий потенциал.
Продолжительность – 1 час
Возраст – 6-9 лет
Материалы:
Фетр разных цветов
Ножницы
Маркер по ткани
Глаза для игрушек
Кусочки ткани, нитки, иголки, клеевой пистолет или универсальный клей, элементы декора
Мастер-класс «Цветочки для мамы из фетра и резины»
Каждый ребенок мечтает подарить своей маме нечто особенное, сделанное своими руками, к тому же каждая мама любит цветы. На нашем мастер-классе он научится делать симпатичные цветочки и порадует свою маму! Процесс изготовления цветочков принесет множество положительных эмоций и поможет развить у ребенка усидчивость, терпение и аккуратность, а также творческий потенциал.
Продолжительность – 1 час
Возраст – 5-9 лет
Материалы:
Фетр разных цветов
Резина тонкая
Ножницы
Маркер по ткани
Кусочки ткани, нитки, иголки, клеевой пистолет или универсальный клей, элементы декора, палочки для коктейля
Мастер-класс «Открытка к 8 марта»
Открытка, сделанная руками ребенка, будет приятным сюрпризом к празднику 8 марта для мамы, бабушки, сестренки. Мы вместе с ребенком создадим уникальную открытку и декорируем ее с помощью цветного картона, картинок, рамочек, пуговичек, фигурных вырубных штампов и ножниц, кружавчиков, ленточек, цветной ткани и т.п.К тому же это увлекательное занятие развивает мелкую моторику, формирует цветовосприятие и эстетический вкус, развивает фантазию, логическое мышление, усидчивость.
Продолжительность – 1-1,5 часа
Возраст – 8- 12 лет
Материалы:
Цветной картон
Цветная бумага
Бумага для скрапбукинга
Ножницы
клеевой пистолет или универсальный клей, клей-карандаш, элементы декора
Мастер – класс по ИЗО «Новые техники рисования с детьми младшего школьного возраста»
В целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей в дни открытых дверей в МАОУ «СОШ №44» проводятся мастер-классы детского творчества совместно с родителями. В 2013 году мной был проведен мастер-класс «Летний букет ».
Семья и школа не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.
Для того чтобы работать в инновационном режиме необходим поиск новых форм, методов и приемов в работе с детьми и родителями.
Многолетняя работа с родителями, учет современных требований и изменения культурного уровня побуждает педагогов использовать новые формы и методы работы с ними.
Уникальность мастер — класса, как формы вовлечения в образовательно-воспитательный процесс родителей обучающихся, заключается в отказе от традиционных социальных ролей «родитель» — «ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности. Участвуя вмастер — классе, у родителей появляется возможность посмотреть на своего ребенка в деятельности и оценить его способности объективно, так как сам родитель является субъектом той же деятельности.
Цель:
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности.
Задачи:
1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего школьного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.
Я приглашаю родителей пройти в класс и сесть за любой понравившийся стол. Обращаю внимание на оборудование и материалы на столах, даю возможность все рассмотреть, в том числе и выставку детских работ.
Ход мастер-класса.
— Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас у нас в гостях!
Наша сегодняшняя встреча необычна. Во-первых, вы будете рисовать вместе с вашими детьми; во-вторых, это не собрание, не консультация, а мастер-класс, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество в процессе совместной деятельности.
— Сегодня мне хочется показать Вам что-то необычное, весёлое, оригинальное. Эту нестандартную технику творчества многие из вас знают, называется она Монотипия (уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении).Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира.
Уважаемые гости! Скоро наступит лето, природа украсила все вокруг разноцветными красками.
И первыми признаками наступающего лета являются разнообразные цветы, которые окружают нас повсюду. Все мы мечтаем об отдыхе на природе. Я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть.
Давайте подумаем, какие цветы представляете вы, глядя на тот или иной цвет?
Ответы:синий – васильки, астры, анютины глазки и т. д.)
Красный – мак, роза, георгин и т. д.)
Желтый – лютик, мать-и-мачеха, мимоза и т.д.
– А вы знаете, что во времена Екатерины II даже был разработан “Реестр о цветах”, где красный цвет означал любовь, зеленый – надежду, голубой – верность, черный – печаль, желтый – измену.
Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по количеству цветков “уточнял” даже час свидания.
Именно цветы мы сегодня и будем рисовать. Цветы мы будем рисовать разноцветные, яркие, летние. Я хочу сказать вам, что рисовать мы сегодня будем на пене для бритья, используя нетрадиционную технику – монотипию.
— Но, для начала давайте запустим наш механизм воображения.
Упражнение на релаксацию «Рождение цветка». Фонограмма.
— Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка. Росточек только-только появился. Он еще совсем маленький.
Солнышко согревает его и помогает ему расти. Лепесточки цветка раскрываются. Он поворачивает бутончик по направлению солнца. Лепестки раскрываются все шире и шире.
Наши руки тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью цветочный запах.
Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы. Пусть каждый из вас даст название своему цветку.
Вот какая пестрая цветочная поляна у нас получилась. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.
Нам понадобится:
— пена для бритья;
— разноцветная тушь;
— плотные альбомные листы;
— кисточки;
— пластмассовая линейка- треугольник;
— поднос или разделочная доска (пластиковая).
Весь материал — в документе.
10 веселых развивающих мастер-классов для детей
Екатерина Ушахина
Чем больше родители играют с детьми, тем счастливее у них детство. Доказано психологами. Поэтому возьмите за правило каждый день хотя бы 20 минут проводить с малышом за совместным занятием. Это могут быть простые игры, рисование, лепка или любое творческое занятие.
Несколько интересных и простых идей специально для вас и ваших малышей.
Волшебные капельки
Это очень простое занятие, для которого понадобятся вода, пипетка и жидкие краски. В качестве холста можно использовать салфетки или бумажные полотенца, светлую хлопковую ткань и обычную бумагу. Малыш увидит, как по-разному ведет себя жидкость на разных поверхностях и материалах.
Гуашь, акрил или пищевые красители разведите в воде, чтобы удобно было набирать их пипеткой. Готовую жидкую краску малыш сможет по капле добавлять на бумагу, ткань или в стакан с чистой водой — она там красиво растворяется. В последнем случае лучше использовать насыщенные пищевые красители, чтобы картинка получилась более яркой.
Картины воздушным шаром
Воздушными шариками можно не только играть, но и делать отпечатки — большие и маленькие, круглые и вытянутые, какие угодно.
Лучше всего, если вы подберете шарики в цвет красок и используете красный, желтый и синий с соответствующей гуашью. Тогда малышу будет проще найти шарик с тем цветом, который он хочет в данный момент использовать в своем творении.
Штамповать воздушными шариками еще интереснее, если немного наполнить их водой. А если привязать к ним веревочки подлинней, то можно оставлять отпечатки стоя, опуская шарики на лист ватмана. Будет хорошо, если и вы поучаствуете в процессе. Результаты такого совместного творчества вполне могут стать упаковочной бумагой для подарков или основой для самодельной настольной игры.
Узоры на молоке
Рисованием на молоке стоит позаниматься хотя бы однажды — ради необычных узоров, которые получаются в результате.
Вам придется пожертвовать всего 100–150 мл драгоценной жидкости — это намного дешевле некоторых красок. Сам процесс такого рисования довольно прост. Налейте молоко в небольшую плоскую тарелку. Кисточки (или зубочистки, или ватные палочки) сначала окунайте в краску, а потом в молоко, чтобы на его поверхности образовалось цветное пятно. В центр пятна капните немного средства для мытья посуды, жидкого мыла или геля для душа — то есть любого обезжиривающего средства. В результате получатся очень интересные разводы и завитушки, которые можно перенести на лист акварельной бумаги, положив ее на поверхность молока.
Мороз и краски
Зима не всегда располагает к долгим прогулкам, зато их можно сделать увлекательными. В этом поможет рисование на снегу.
Перед прогулкой разведите в воде пищевой краситель и залейте в пульверизатор или бутылочку, закрытую пробкой с небольшим отверстием. Также приготовьте стаканчик и большую кисточку, чтобы можно было рисовать разными инструментами. И конечно, понадобится несколько пар варежек, устойчивых к краске и влаге. Теперь смело отправляйтесь красить окрестные сугробы, заснеженный асфальт, бордюры и даже сосульки.
Не переживайте, что где-то останутся следы краски — до весны они точно не доживут. Когда будете объяснять правила игры, не забудьте сказать ребенку, что брызгать краской на себя или маму не нужно.
Пластилиновые макароны
Можно разнообразить обычную лепку из пластилина интересным и несложным способом. Малыш будет в восторге.
Пластилин на основе полиэтилена имеет одно интересное свойство: он становится более пластичным от тепла рук. Но если нагреть его сильнее, то можно получить необычный эффект. Для лепки вам понадобится обычный полиэтиленовый пластилин и одноразовые шприцы без игл. Скатайте небольшие колбаски из пластилина и заложите их в шприц. Закройте поршень и погрузите шприц в горячую воду.
В зависимости от состава пластилина вам понадобится 5-30 секунд, прежде чем вы сможете свободно нажать на поршень шприца и выдавить длинную тонкую макаронину. Этот опыт лучше проделать сначала без ребенка, чтобы понять, сколько времени необходимо для размягчения вашего пластилина и какая температура воды будет оптимальной, чтобы макароны легко выдавливались.
Самым маленьким будет достаточно игры с пластилиновыми макаронами, а детям постарше можно уже доверить задачу посложнее: закладывание пластилина в шприц и выдавливание длинных тонких колбасок.
Самодельные машинки
В наши дни в магазинах и киосках можно найти множество машинок разных цветов, размеров и из разных материалов. Но почему бы не пополнить свой автопарк самодельными автомобилями?
Чтобы сделать картонные машинки, сохраните несколько втулок от туалетной бумаги или бумажных полотенец. Окрасьте втулку в цвет машинки и вырежьте в ней место для гонщика. Установите картонный или проволочный руль. Колеса сделайте из плотного картона и приклейте при помощи клеевого пистолета, двустороннего скотча или быстросохнущего клея, а можно просто пришить. Да, крутиться эти колеса не будут, но ребенок все равно сможет играть с новым автомобилем.
Детям постарше вполне по силам сделать такую игрушку самостоятельно. Предложите ребенку нарисовать на ней номер, флаг команды, написать лозунг гонки, а кузов украсить наклейками.
Обед из бумаги
На овладение непростым искусством готовки у малыша уйдут годы. А для начала он может рисовать угощения для своих игрушек.
Наблюдая, как мама готовит обед, малыш может делать то же самое. Только ему для этого понадобятся бумага и цветные карандаши. Предложите ребенку пофантазировать. Какие овощи он добавил бы в этот салат? А что за начинка будет в пироге? Пусть он рассказывает о том, что будет рисовать.
Самым маленьким можно немного помочь: например, вы рисуете сложную брокколи, а он простенькую картошку. Важно, какой карандаш он для этого выберет! Нарисованной едой потом можно угощать кукол или изучать с ее помощью счет: например, делить пирог на равные кусочки, называть количество яблок на листе и так далее. И всегда можно легко и быстро «приготовить» множество разнообразных блюд.
Рисование силуэта
Благодаря этому упражнению дети начинают рассматривать свое тело и задумываться о нем.
Возьмите большой ватман или кусок обоев, расстелите его на полу, а лучше приклейте на скотч. Предложите малышу лечь на лист в смешной позе. Обведите его тело фломастером. Предложите ребенку нарисовать внутри силуэта какой-нибудь узор, одежду, лицо или просто раскрасить фигуру. Высушите рисунок, затем повесьте на стену.
Соленая акварель
Это занятие поможет понять, как взаимодействуют соль и краска. Когда рисунки высохнут, они станут блестящими.
Материалы
• Пачка соли
• Поднос
• Картон
• Бутылочка канцелярского клея
• Акварель
• Кисточка
1. Насыпьте на поднос слой соли
2. Изобразите клеем на картоне какой-то узор, положите картон на поднос, стряхните лишнюю соль
3. Обмакните кисточку в краску и приложите ее к линии с солью. Краска начнет растекаться. Используйте разные краски. Затем просушите.
Нарисуй песню
Рисуйте под музыку и постарайтесь передать мелодию в своем произведении.
Материалы
• Бумага
• Краски
• Кисточки
• Музыка (CD или радио)
Послушайте песню. Затем обсудите ее. Включите ее второй раз и попробуйте изобразить мелодию. Меняйте мелодии: берите инструментальные или песенные композиции.
По материалам книг «Творчество с малышами» и «Творческое воспитание».
P.S. Подписывайтесь на нашу рассылку: советы, лайфхаки, любопытные факты. Раз в 2 недели присылаем подборку лучших статей из нашего блога.