План-конспект по теме: Аппликация «Русская матрешка»
Аппликация «Русская матрешка»
Цели:
* Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
* Развитие и коррекция мелкой мускулатуры рук, внимания, памяти и творческого воображения, а также навыков самостоятельной работы с бумагой и картоном в технике « Аппликация»
* Воспитание эстетического вкуса, культуры учебного труда и чувства коллективизма в условиях совместной групповой работы.
Оборудование:
- коллекция матрёшек
- иллюстрации с матрёшками (сгруппированы по стилям росписи)
- большеформатные шаблоны – контуры кукол матрёшек
- клей, ножницы, тряпочки для примакивания
Подготовительная работа:
- дети заранее вырезают из подручных и бросовых упаковок рисунки цветов, листиков, веточек, различных узоров и т.д.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Сегодня на занятии нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все.
Например, в Германии её называют по-разному: «Бабушки», «Мамочки» или даже «Тетя Оля».
А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку?
Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех…(МАТРЕШКИ)
— Сейчас мы поближе познакомимся с игрушками матрешками.
II. Выставка матрёшек.
Вот они матрёшеньки,
Все они милёшеньки…
Все с аленькими щёчками
Под пёстрыми платочками
Нарядные, пригожие, чуть на вас похожие…
— Ребята, а вы обратили внимание, что на нашей выставке красавицы матрешки стоят одной всей семьей. Почему так? Как вы думаете, ребята? Потому самая большая кукла – это мама, а остальные дети. Значит это семья. У каждого человека должна быть семья. А ваша семья – это группа, в которой вы живете. Это тоже одна семья и у матрешек есть семья.
III. История создания матрёшки.
— Давайте, подумаем, а откуда же взялось слово матрешка, кто-нибудь знает это слово? (высказывания детей)
— Одни ученые утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёна; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater – мать.)
-Вот мы познакомились с историей появления слова – матрешка.
— Ну, а самое главное — эта кукла с секретом:
Это сон иль наяву — не могу понять совсем.
Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало восемь,
Воcемь кукол деревянных, разноцветных и румяных,
На столе у нас живут, всех матрёшками зовут.
Поиграли, порезвились и в одну все уместились!
— Первая русская матрешка была сделана и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века. Образец этой игрушки привезли из Японии. Этот японский образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка . У него голова вытянута вверх от многочисленных раздумий.
Слайд – 1.
-Именно по этому образцу начали делать в России первые матрешки. Знаменитый русский игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую матрёшку.
В мастерской «Детское воспитание», основанной Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица. В руках она держала петушка . Она стала первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин. Он сам разрисовал матрёшку. Первая матрёшка состояла из восьми кукол : внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец. Вот он самый маленький.
IV. Чтение стихотворения.
— Есть стихи, посвященные этим игрушкам – матрешкам.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку –
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается куклешка.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живут еще одна
Кукла в серединке,
Эту кукол открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти
Полную, притертую,
И суешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри — пустая,
В ней живет шестая,
А в шестой – седьмая.
А в седьмой – восьмая.
V. Основные стили росписи и изготовления матрешек.
Оказывается в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек:
-Отличаются они пропорциями формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды характерным цветом и деталями костюма.
- Семеновский (г. Семеново)( рис.1)
- Вятский (г. Вятка) (рис.2)
- Загорский (Сергиев – Посад — г. Загорск) (рис.3)
- Полховский (с. Полховский Майдан) (рис. 4)
Семеновский (г. Семеново)
Вятский (г. Вятка)
Загорский(Сергиев – Посад г. Загорск.)
Полховский(с.Полховский Майдан)
— Семеновский – матрешки округленные, преобладают: красный, желтый, коричневый цвета.
— Вятский – фигурки удлиненные присутствуют: желтый ,зеленый красный, коричневые цвета.
— Загорские – фигурки округленные расписаны: желтым, красным, синим, зеленым цветам.
— Полховский – выточено шестигранное форме на голове вместо платка кокошник преобладает зеленый цвет.
А нам с вами конечно далеко до таких мастеров. Мы сделаем свою матрешку.
VI. Физминутка.
Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
Сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки.
Ладушки, ладушки!
VII.Изготовление аппликации.
— Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?
— А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему? (Потому что мы сами будем изготовлять матрешки, и мы являемся авторами.)
Инструктаж по Т.Б.
— Посмотрите ,что лежит у вас на рабочем столе?
— Какие правила работы с инструментами знаете?
* Ножницы.
* Клей.
— Работать мы будем в технике “аппликация”.
-Теперь вы не простые дети, а мастера матрешечники, матрешечницы. И сами себе изготовите собственную игрушку- матрешку.
План работы.
1.Подбираем цвета.( что означают эти цветные прямоугольники? Молодцы! Подбираете подходящую цветную бумагу)
2. Вырезаем по шаблону.( это схема что обозначает)
3.Приклеиваем.( а ,это что такое?)
Созываем детвору!
Предлагаем вам игру:
Инструменты Вы возьмите.
С ножницами тренируйтесь.
— В какой руке мы держим ножницы? Правильно, в правой. Взяли все ножницы в правой руку. Тренируем пальцы рук: раз – два – три , раз – два три. Тренируем пальцы рук: раз – два – три.
-А теперь приступаем к работе.
Практическая работа. (включается музыка.)
VIII.Выставка работ.
— Все ли закончили работу? Если все закончили, давайте расскажите нам, как вы оформляли свою матрешку? Сылдымаа расскажет, как она оформила свою работу. Кто еще желает?
VIIII.Итог.
-Чем занимались на занятии?
-Что нового узнали?
— Понравилось ли занятие? Еще хотели бы расписывать матрешку? Наследующих занятиях мы продолжим эту работу.
Весь народ глядит в окошко –
В гости к нам –
Пришли матрешки.
Входят дети – матрешки и приносят с собой угощение: Самовар с баранками. Ставят детям на стол и начинают рассказывать стихотворения.
Мы – матрешки, мы сестрички,
Мы – толстушки невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть… (Угощайтесь)
Чаепитие.
- Чай.
- Баранки.
Конспект урока технологии «Изготовление аппликации «Матрешка»»
Технологическая карта урока технологии
Вид труда: Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Объект труда: Работа с текстильными материалами
Класс: 2
Тема урока: изготовление аппликации «Матрешка».
Тип урока: Комбинированный
Тема проекта: «Русская красавица»
Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок, «Человек и земля. Народные промыслы»
Цель урока – Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов (ткань, тесьма и т.д.)
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с особенностями костюма матрешки из разных уголков России;
обучать составлению технологической карты изделия.
Развивающие:
развитие творческих способностей, познавательной активности;
развитие уверенности в своих силах.
Воспитательные:
воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи;
формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
—использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону,
— использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.
— осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.
Личностные результаты:
Создание условий для формирования следующих умений:
— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций;
— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов костюма,
— понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
— учиться выполнять предлагаемые задания в группе.
Оборудование:
а) материалы: большеформатные шаблоны – контуры кукол матрёшек, клей, дети заранее вырезают из подручных и бросовых упаковок рисунки цветов, листиков, веточек, различных узоров и т.д., ткань, тесьма, бисер;
б) инструменты: кисточки для клея, карандаш, ножницы, ластик;
в) приспособления: коробочка для сора, тряпочки для примакивания, таблички с названиями инструментов;
д) наглядность: иллюстрации с матрёшками (сгруппированы по стилям росписи), коллекция матрёшек, презентация, аудиозапись песни «Куклы», народная музыка; учебник.
Графическое оформление доски:
ПрезентацияМесто учителя
Дата
Образец изделия
«Процесс изготовления матрешек».
Лакировка
Выбор дерева
Подготовка формы под роспись
Вытачивание формы на токарном станке
План работы
РАЗМЕЧАЕМ
ПРИКЛЕИВАЕМ
ОФОРМЛЯЕМ
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты ( УУД)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок у нас.
— Весь готов к уроку класс?
Бумага, ножницы, картон.
Урок труда — особый он.
Все с любовью делать будем,
Безопасность не забудем!
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Личностные : развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения. Регулятивные : самонастрой, саморегуляция
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
РАССКАЗ.
— Как вы думаете, ребята, а у ваших бабушек и прабабушек куклы были?
— Сегодня мы попробуем вместе с вами заглянуть в прошлое и узнаем, какие игрушки были у девочек 100 лет назад.
— Оказывается, у них тоже были куклы, но они не были похожи на современных, делали их из соломы, глины, материи.
— А некоторых кукол делали из дерева.
Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: «Бабушки», «Мамочки» или даже «Тетя Оля».
А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:
Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех…
— О какой же кукле идёт речь в стихотворении?
Показ куклы.
МАТРЁШКИ
О матрёшке
Коммуникативные : умение выражать свои мысли.
Познавательные: овладение логическими операциями анализа и
сопоставления.
Формулирование темы урока, постановка цели.
Попробуйте, догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься?
Вы правы.
Итак, тема сегодняшнего урока « Изготовление матрешки»
— Как вы думаете, почему её так назвали?
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал.
Игрушка – кукла расписная,
А как назвать ее, не знал.
Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку?- ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка,
И мастер ту игрушку МАТРЕШКОЮ назвал.
Изготавливать матрешку
Предположения учащихся
Подготовленные ученики показывают презентацию и рассказывают о матрешках из разных уголков России
1).Наша матрешка прибыла из подмосковного города Сергиева-Посада. Она плотная, приземистая: в сарафане, кофточке с вышивкой, ярком платке и переднике. Одежду украшает орнамент кругляшки горошками. Это одно из самых знаменитых мест, где делают матрешку.
2).А эта темноволосая стройная, вытянутая матрешка из Семенова. Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, а край платка — цепь небольших бутонов. Роспись наносится на естественную золотую игрушку. Самая большая матрешка — высотою в 1 метр вмещала 72 фигурки.
Волосы, обрамляющие лицо, уложены в замысловатые колечки. Вся фигура игрушки расписана листьями, буйно цветущими ветками цветов колокольчиков, ромашек; ягодами шиповника, клубники. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет ее одежды ярок: малиново- красный, ярко-желтый, сочно – фиолетовый.
4).Матрешки бывают не только традиционной формы. Еще в начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры русских воинов и богатырей. Воинов изображали в полном боевом вооружении, в шлемах с остроконечным завершением. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи.
Несколько учеников вслух читают информацию из учебника.
нужно все операции выполнять в определенной последовательности, чтобы изделие получилось правильным и красивым.
изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность.
аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани
Шелк, шерсть, ситец, фетр и т. д.
из волокон
Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Регулятивные:
Формируем умение высказывать своё предположение
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Познавательные:
Умение анализировать, умение осознанно строить речевое высказывание
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в материалах; умение подбирать инструменты, материалы и оборудование
-И сегодня русская матрешка желанная гостья на нашем уроке.
Эта расписная деревянная кукла имеет почти столетнюю историю. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России.
— Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий (рис.5).
рис 5
-Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
— Ребята, а Вы обратили внимание, что на нашей выставке красавицы куклы стоят “семьями”, “группами”. Как по-вашему, почему?
Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.
Оказывается в истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек:
Семеновский (г. Семеново) (рис.1)
Вятский (г. Вятка) (рис.2)
Мериновский (с. Мериново
Загорский (Сергиев – Посад — г. Загорск) (рис.3)
Полоховский (с. Полоховский Майдан) (рис. 4)
Рис. 1Рис. 2
Рис. 3Рис. 4
А чем же они отличаются друг от друга?
— Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту.
Давайте попробуем узнать, как изготавливают Матрешку.
На доске подготовлена таблица «Процесс изготовления матрешек». Задача учащихся – правильно расставить номера действий в соответствии с последовательностью их выполнения.
1. (4) Лакировка
2. (1) Выбор дерева
3. (3) Подготовка формы под роспись
4. (2) Вытачивание формы на токарном станке
После правильной расстановки операций по изготовлению матрешки, вместе с детьми учитель подводит итог:
— Ребята, а что такое аппликация?
-Какие материалы можно использовать для аппликаций?
-Какие виды тканей вы знаете?
-Из чего делают ткани?
Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Для ткачества используют приспособление, которое называют ткацким станком.
Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева, но мы будем делать её необычным способом и из непривычного материала.
— А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему?
— Нашу поляну мастеров мы украсим вашими матрёшками.
-Я предлагаю создать творческие бригады мастеров нашего класса, которые сделают свои авторские матрешки в технике коллажа.
Давайте вспомним, что такое коллаж?
3 АНАЛИЗ ОБРАЗЦА
Посмотрите на мой образец,
Что это за изделие?
Каково его назначение?
Какова основная форма изделия?
Из каких частей состоит изделие?
какой материал использовать будем для изготовления основы матрешки?
для одежды
— А теперь подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку.
Для украшения используйте тесьму, блестки, бисер и др., приклеив их к костюму красавицы
-С помощью чего соединены части между собой?
— Работать мы будем в технике “аппликация”. Перечислите, какие инструменты нам понадобятся.
По ходу ответов детей, учитель прикрепляет на доску таблички с названиями инструментов
Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами
Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон – основу.
Какой клей будем использовать для работы?
Давайте повторим правила ТБ работы с клеем
Какие приспособления будут помогать нам в работе?
Матрешка
Украшение интерьера
Два круга — большой и маленький вместе
Основа, платок, сарафан, кофточка, передник
Картон
кусочки яркой ткани, заготовленные вырезки
предполагают куда и какой цвет подойдет
клея
Ножницы
1.Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2.Перед работой проверь исправность инструментов.
3.Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5.Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6.Следи за движением лезвий во время работы.
7.Ножницы клади кольцами к себе.
8.Подавай ножницы кольцами вперед.
9.Не оставляй ножницы открытыми.
10.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12.Используй ножницы по назначению.
ПВА
1.При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Клеенка, шаблон, тряпочка
Регулятивные: способность ставить, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; планирование УД, поиск эффективных способов решения учебной задачи. Познавательные : структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи. Коммуникативные : умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.
4 ФИЗМИНУТКА
Песня « Матрешки».
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек, (марш).
Упирается рука в деревянные бока. (рука на пояс, повороты вправо-влево).
А внутри секреты есть: может три, а может – шесть (руки в стороны, к груди).
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Выполняют движения
Личностные:
Ценностное отношение к здоровому образу жизни
5 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Каждая группа получает большеформатный шаблон – заготовку с контуром куклы матрёшки, шаблоны детали костюма, голову.
Дети с помощью учителя планируют свою работу.
— Посмотрите внимательно на инструкционную карту – с чего начнем работу?
Что будем делать дальше?
(Вывешиваю табличку с пунктом плана «размечаем»)
Затем что мы будем делать?
(Вывешиваю табличку с пунктом плана «вырезаем»)
Что будем делать дальше?
А теперь мы что сделаем?
(Вывешиваю табличку с пунктом плана «приклеиваем»)
Для чего мы это сделаем?
Для того, чтобы матрешки стали настоящими русскими красавицами, что мы сделаем?
(Вывешиваю табличку с пунктом плана «оформляем»)
А теперь, давайте еще раз повторим план изготовления изделия. (кратко спрашиваю про содержание каждого этапа плана разных учащихся: самых слабых или тех, кто часто отвлекался)
Что будем делать сначала?.. И т.д.
Проверим, как организовано наше рабочее место
Разметим по шаблонам все детали.
Аккуратно вырезаем размеченные детали.
Приложим все детали на основу, не приклеивая
Все детали аккуратно промажем клеем и придавим поверхность наклеенного предмета к картону.
Чтобы изделие имело аккуратный и эстетический вид
Украсим наших матрешек тесьмой, блестками, бисером
Дети рассказывают план работы, можно посмотреть на доску.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные :
1.Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной цели.
2.Формируем умение высказывать своё предположение, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Формируем готовность к сотрудничеству, умение договариваться
6. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Самостоятельная работа учащихся с опорой на инструкционную карту! (стр. 30-31)
Есть ли вопросы по изготовлению изделия? (отвечаю на вопросы учащихся, если они есть)
Созываем детвору!
Предлагаем вам игру:
Инструменты Вы возьмите —
И матрёшку оживите!!!
Звучит русская народная музыка.
Учитель контролирует выполнение задания, следит за соблюдением осанки и техники безопасности. Проводит индивидуальный инструктаж учащихся и оказывает индивидуальную помощь.
Дети работают самостоятельно по плану.
личностные: оценивать работу в команде;
Познавательные: перерабатывать информацию (систематизировать) и представлять в разных формах;
Регулятивные: составлять план действий по решению проблемы;
Коммуникативные: сотрудничать, взаимодействовать в группе (определять цели, распределять роли).
7 ВЫСТАВКА И АНАЛИЗ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
Скажите, что нового, неизвестного о матрёшке вы узнали на уроке?
— Попытались ли мы с вами раскрыть тайну этой русской игрушки?
— Красивыми были куклы у ваших бабушек?
— И до сих пор матрёшка – лучший русский сувенир, символ России.
-Я предлагаю сейчас творческим бригадам мастеров нашего класса, которые сделали свои авторские матрешки
выйти со своими работами, и мы посмотрим, как вы справились с заданием.
Остальные группы оцените, пожалуйста, работу по критериям:
-вариативность используемых материалов
-яркость, оригинальность
-аккуратность
После выступления всех групп
Сейчас, нашу поляну мастеров мы украсим вашими матрёшками.
Какая матрешка вам больше всего понравилась? Почему?
А мне понравилась матрешка….. группы. Потому что……
Каждая группа демонстрирует свою матрёшку. Предлагают названия для своего “авторского” стиля украшения куклы.
Оценивают работы товарищей, отмечая ошибки и понравившиеся работы.
8.РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (итог урока)
— Какой прием работы использовали?
В какой технике мы выполняли изделие?
-Где можно использовать данную аппликацию?
-Что было сложным при выполнении изделия?
-Какой этап урока вам показался самым интересным? Почему?
-Чему научились?
Аппликацию.
Коллаж
Подарок родным и близким или как панно.
Личностные: самоопределение в системе ценностей;
Познавательные : умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные : представлять свою позицию, понимать другие.
Регулятивные : волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и над чем ещё надо работать, прогнозирование своей деятельности.
9 УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА.
Давайте уберём инструменты и приведем свои рабочие места в порядок.
Свое место убери,
И весь мусор собери.
Инструменты, материал
Ты в порядок приведи.
Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
Тихо под контролем учителя убирают свои рабочие места.
Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.
Матрёшка из картона и бумаги. Аппликация/
Конспект урока технологии
2-Б класс
Тема: Матрёшка из картона и бумаги. Аппликация.
Цель: Изготовить аппликацию матрешки, используя картон и бумагу.
Задачи:
— познакомить учащихся с историей матрешки,
— закрепить навыки работы с картоном и бумагой;
— воспитывать бережное отношение к материалу,
— развивать аналитические способности.
Планируемые результаты:
— усвоить последовательность изготовления матрешки,
— уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из бумаги.
предметные:
личностные:
развитие эстетического вкуса, развитие самостоятельности, воспитание познавательного интереса к предмету.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование для учителя: Технология: 2 класс: Учебник. УМК «Перспектива», 2016 год; проектор; компьютер; доска; готовая матрешка, материалы и инструменты, необходимые для работы.
Оборудование для учащихся: Технология: 2 класс: Учебник. УМК «Перспектива», 2016 год; шаблоны матрешки из картона, ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, белая бумага, простой карандаш, кисточка, картон.
Ход урока
2.
Орг. момент.
~1 мин
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
3.
Формулировка темы и цели урока.
~ 3-5 мин
Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: «Бабушки», «Мамочки» или даже «Тетя Оля». А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:
Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ)
Но откуда взялось это имя — матрёшка? (Высказывания детей)
Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрёшка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.
Ну, а самое главное — эта кукла с секретом:
Это сон иль наяву — не могу понять совсем.
Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало семь.
Семь кукол деревянных, разноцветных и румяных,
На столе у нас живут, всех матрёшками зовут.
Поиграли, порезвились и в одну все уместились!
Предположите, какая у нас сегодня будет тема? (Матрешка)
Какие цели будут сегодня на нашем уроке? (Создать аппликацию «Русская матрешка»)
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
К: правильно формулировать цель урока.
3.
Объяснение нового материала.
~ 5 мин
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.
Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Из дерева)
А чем расписывают матрешку? (Гуашью)
Слушают учителя.
П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы.
К: слушать и понимать речь других.
4.
Первичная проверка понимания.
~ 3 мин
А сейчас мы с вами проверим, что вы запомнили, ответим на вопросы:
Из чего делают матрешку? (Из дерева)
Чем расписывают матрешку? (Гуашью)
Сколько матрешек помешалось в самую первую матрешку? (Восемь)
Отвечают на вопросы.
К: вступать в беседу, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
4.
Пед. показ
~ 3-4 мин
Ребята, сегодня мы с вами выполним аппликацию «Матрешка».
Для работы нам понадобятся: шаблоны матрешки из картона, бумага, ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, белая бумага, простой карандаш, кисточка, картон.
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами.
Правила обращения с ножницами КЛЕЕМ
Не держи концами вверх, не носи их в кармане.
Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде.
Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.
Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты.
При вырезании деталей имеющих форму окружности, поворачивай бумагу.
Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях.
Слушают учителя.
Проверяют свою готовность к работе.
Повторяют правила работы с ножницами.
П: наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации.
5.
Физминутка.
~1 мин
Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем разминку для ваших рук.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
Разминают руки.
Л: установка на здоровый образ жизни
7.
Самостоятельная творческая работа.
~20 мин
Ребята, а теперь приступайте к работе самостоятельно. Пользуйтесь планом, который вы видите на доске. Если у вас будут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.
Выполняют матрешку.
Р: уметь организовать свою деятельность
8.
Выставка готовых работ. Оценка проделанной работы.
~ 3-5 мин
Анализируют работы.
Р: уметь оценивать правильность выполнения работы
9.
Подведение итогов урока.
~3 мин
Ребята, какую цель мы ставили перед началом работы? (Создать аппликацию «Матрешка»)
Мы ее выполнили?
Кто доволен своей работой?
Подводят итоги своей деятельности.
Р: наблюдение и сравнение
10.
Уборка рабочего места.
Перемена
Ребята, собираем бумагу, клей, ножницы, убираем мусор.
Вереница матрешек / Аппликация / В рукоделии
Эта вереница матрешек, украшенная бумагой с разноцветным рисунком, станет не просто письмом, а полюбившимся подарком.
Инструменты и материалы:
— Нож цанговый точный
— Ножницы
— Подложка под вырезание
— Металлическая линейка
— Клеящий карандаш
— Клейкая лента
— Желательно: 1 пробойник (диаметр 6 мм).
— 1 лист белой чертежной бумаги А4 ( 180 граммов)
— Листы шириной 21 см (бумага для оригами или бумажная папка-вкладыш): 1 лист бирюзового цвета, 1 лист оранжевого цвета, 1 лист анисового цвета
— Наборы цветной бумаги разных оттенков
— 1 полоска оранжевой бумаги 160 граммов (2 х 34 см)
— 3 листа бумаги декопатч с мелким рисунком
— 1 конверт
Изготовление открытки
Карточка 1, подготовка.
1. Вырежьте шаблоны 5 туловищ, 5 платков, 5 воротничков и 5 головок, а также самого крупного цветка (масштаб 100 %). Поместите лист бирюзовой бумаги на лист белой и распределите шаблоны фигурок. Зафиксируйте все шаблоны с помощью клейкой ленты. Вырезайте одновременно 2 слоя бумаги.
2. Вырежьте небольшие прямоугольники разных размеров из бумаги декопатч и из листов разноцветной бумаги. Наклейте на оранжевую полоску разнообразные прямоугольники так, чтобы они были немного внахлест, наподобие черепицы на крыше.
Карточка 2, сборка.
Тщательно вырезая из тонкой бумаги, следите за правильным наклоном лезвия точного ножа. Крепко удерживайте на месте остальные части одним или двумя пальцами другой руки и внимательно следите за движением лезвия ножа. Вырезав контур, вы можете подправить некоторые детали с помощью тонких ножниц.
1. Из разных листов бумаги декопатч вырежьте 5 воротничков и 5 платков. Сложите листы бумаги вчетверо, чтобы вырезать детали одновременно для нескольких открыток. Из третьего листа бумаги декопатч вырежьте цветы. Вырежьте из лепестков серединки и сохраните их. Нарежьте простые лепестки из оранжевой и анисовой бумаги.
2. Приклейте головку, платок, а затем воротничок. Разместите цветы с вырезанными лепестками на самых больших фигурках. На маленьких сделайте розетки из вороха лепестков, вырезанных из бумаги декопатч. Украсьте большие цветки анисовыми и оранжевыми лепестками. Обрежьте выступы за края.
3. Соедините друг с другом белые и синие фигурки матрешек. Приклейте матрешек рядком друг за другом в порядке убывания на полоску, обклеенную кусочками бумаги. Закрепите ее между белыми и синими сторонами фигурок. Чередуйте одну матрешку с лицевой стороны, другую — с изнаночной. Украсьте изнаночную сторону матрешек, приклеивая вперемешку целые цветы или их части, Согните полоску гармошкой, ориентируясь по матрешкам. Сделайте на ней косой срез у основания каждой матрешки.
4. Отксерокопируйте 5 шаблонов на листе однотонной бумаги формата А4. Вырежьте из них конверты, используя в качестве образца классический конверт формата почтовой открытки. Согните и приклейте клапаны.
ПОДСКАЗКА: сделав ксерокопию головок разного размера, вы можете перенести их с помощью кальки на лист белой бумаги и придать каждой из них индивидуальный характер (улыбку, волосы, цвет глаз и т. д.) с помощью фломастера.
Источник: «Аппликация. Поделки из бумаги»
Автор не добавил информацию о себе
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: Конспект по аппликации «Веселые матрешки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №90 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
организованной образовательной
деятельности по аппликации для детей
старшей группы
по теме « Веселые матрешки»
Воспитатель: Бурнишова В.А.
Санкт-Петербург
2018 год
Цель: создание матрешки в технике обрывной аппликации.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации;
-развивать мелкую моторику, творческие способности;
-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.
— Дать возможность детям возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
— Продолжать учить детей работать с трафаретом,
Развивающие:
— развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания):
— развивать творческое воображение.
Здоровье сберегающие:
— продолжать учить детей следить за своей осанкой;
— продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами.
Воспитательные:
— воспитывать художественный вкус;
— воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем;
— воспитывать интерес к сотворчеству.
Оборудование:
Матрешки деревянные, силуэт матрешки на белой бумаги, ножницы, клей ПВА, цветная бумага.
Реализуемые образовательные области:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно-эстетическое.
Ход деятельности:
Дети входят в зал. Встают полукругом около стола, на котором выставлены матрешки (они накрыты, чтобы дети не видели их).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
— Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано на столе
Загадка:
Они летом и зимой любят жить одна в одной,
принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)
Дети: Матрешки
Воспитатель: Показывает стоящих на столе матрешек.
Правильно, это матрешки. Да какие красивые.
Вопрос: Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой?
Дети: Так девочек называли на Руси — Матрены
Воспитатель: Как вы думаете, какой человек их смастерил добрый или злой? Почему вы так решили?
Дети: Ее смастерил добрый человек, потому что она улыбается, у нее веселые глаза
Воспитатель: На Руси много городов и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек
Вопрос: А из чего их вырезают и почему матрешки цветные, яркие и все такие разные?
Дети: Их вырезают из дерева, а расписывают красками
Воспитатель:Правильно, вот у Загорской матрешки (показывает матрешку) двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу, две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.
А Семеновской матрешке (показывает матрешку) мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.
Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.
Воспитатель: Тогда давайте подойдем к столам, сядем и сделаем свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о вас, и кого вы любите
(Так как аппликация у нас обрывная, то дети заранее делают заготовки, обрывают мелкими произвольными кусочками разноцветную бумагу.)
Затем, в произвольном порядке цветов, дети приклеивают обрывки цветной бумаги.
Воспитатель: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.
Итог
Вопросы к детям:
Какие красивые матрешки у вас получились, кто их сделал такими красивыми? (Ответы детей).
Как вы это сделали?
Что сложно вам было выполнить?
Вам нравится ваша работа?