Модель молекулы спирта – Пиво и мыло — лонгриды от ПостНауки

  • Home
  • Разное
  • Модель молекулы спирта – Пиво и мыло — лонгриды от ПостНауки

Пиво и мыло — лонгриды от ПостНауки

Обратите внимание, что в шаростержневой модели этанола атом водорода, соединенный с кислородом, заметно меньше атомов водорода, соединенных с атомами углерода. Обратившись к Периодической таблице (см. главу 11), мы узнаем, что кислород в действительности стремится захватить электроны, чтобы получить замкнутую, как у неона, конфигурацию оболочки. Однако совместное использование электронов в химической связи кислорода и углерода не вполне равноправное. Кислород очень сильно притягивает электроны и перетаскивает к себе часть электронной плотности от водорода. Дополнительная электронная плотность придает кислороду частичный отрицательный заряд, а водород из-за потери электронной плотности приобретает частичный положительный заряд. Эта потеря электронной плотности приводит к уменьшению размера электронного облака атома водорода, что и отражено на рисунке относительно малым размером сферы, соответствующей атому водорода, связанному с кислородом. Углерод и водород, образующие ковалентную связь, почти одинаково притягивают электроны. Поэтому они делят электроны почти поровну. Таким образом, в среднем электронная плотность у водорода, связанного с углеродом, больше, чем у водорода, связанного с кислородом. В общем случае спирт — это молекула, в которой есть атом углерода с присоединенной к нему OH-группой, и кроме нее данный атом углерода связан только с водородом или другими атомами углерода.

При комнатной температуре этанол жидкий, а не газообразный

При комнатной температуре этан является газом, а этанол — жидкостью. Для сжижения этана его надо охладить до −89 °C, а этанол надо нагреть до 78 °C, прежде чем он закипит и превратится из жидкости в газ. Этан и более крупные углеводороды, входящие в состав нефти, нерастворимы в воде, тогда как этанол и более крупные спирты в воде растворяются. Этан и этанол имеют почти одинаковые размеры и похожие формы. Так почему же этанол, в отличие от этана, растворяется в воде и находится в жидком состоянии при комнатной температуре?

Как уже было кратко отмечено, имеющаяся у этанола гидроксильная группа (OH) привносит два небольших изменения. Атом кислорода несет частичный отрицательный заряд, а атом водорода — частичный положительный. Схематически это обозначается так: Oδ––Hδ+ (греческая буква δ (дельта) используется здесь в значении «частичный»). За дельтой следует знак электрического заряда атома. Величина электронной плотности, передаваемая от атома H к атому O, очень мала — много меньше заряда одного электрона, который передается в такой соли, как NaCl, где ионы обозначаются Na+ и Cl–. Связь между кислородом и водородом в основном ковалентная, а не ионная, как в NaCl. Однако частичные заряды на атомах O и H невероятно важны. Они возникают из-за особенностей молекулярных орбиталей, отвечающих за ковалентную связь кислорода и водорода. Эти частичные заряды приводят к тому, что этанол оказывается жидкостью. Если позволить себе легкое преувеличение, то можно сказать, что без того же рода частичных зарядов на атомах кислорода и водорода в молекулах воды жизнь не могла бы существовать.

Этанол является жидким, поскольку описанные небольшие изменения приводят к появлению своего рода химических взаимодействий между молекулами, которые называются водородными связями. Водородные связи намного — примерно в десять раз или более — уступают по силе настоящим ковалентным химическим связям. Чтобы точно описать образование водородных связей, необходима квантовая теория, однако получить представление на качественном уровне можно, рассматривая электростатическое взаимодействие между частичными зарядами. Водородная связь образуется, когда частично положительный атом водорода в одной молекуле притягивается к частично отрицательному атому кислорода в другой молекуле. За счет этого притяжения атом водорода одной молекулы этанола тяготеет к строго определенному положению относительно атома кислорода другой молекулы этанола. Это притяжение удерживает молекулы этанола вместе и делает вещество жидким при комнатной температуре. В этане такого относительно сильного межмолекулярного взаимодействия нет.

Тепло — это форма кинетической энергии. При повышении температуры беспорядочное движение молекул усиливается. В этане молекулы не испытывают сильного притяжения друг к другу. При комнатной температуре тепловые движения не позволяют молекулам этана соединяться, и поэтому этан является газом. Представьте себе, что вы, держа за руки другого человека, побежали с ним в противоположных направлениях. Если ваше рукопожатие слабое, оно разорвется, и вы разбежитесь, как молекулы этана. Если же вы держитесь очень крепко, то останетесь вместе и станете двигаться, будто связаны друг с другом, как молекулы этанола.

postnauka.ru

Спирты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Модель молекулы простейшего спирта — метанола

Спирты́ (от лат. spiritus — дух; устар. алкого́ли, от араб. الكحول‎ аль-кухуль — порошок[1]) — органические соединения, содержащие одну или более гидроксильных групп (гидроксил, −OH), непосредственно связанных с насыщенным (находящимся в состоянии sp³-гибридизации) атомом углерода[2]. Спирты можно рассматривать как производные воды (H−O−H), в которых один атом водорода замещен на органическую функциональную группу: R−O−H.

В номенклатуре ИЮПАК для соединений, в которых гидроксильная группа связана с ненасыщенным (sp²-гибридным) атомом углерода, рекомендуются названия «енолы» (гидроксил связан с винильной C=C-связью)

[3] и «фенолы» (гидроксил связан с бензольным или другим ароматическим циклом)[4].

Спирты представляют собой обширный и разнообразный класс соединений: они весьма распространены в природе и часто выполняют важные функции в живых организмах. Спирты являются важными соединениями с точки зрения органического синтеза, не только представляя интерес как целевые продукты, но и как промежуточные вещества, имеющие ряд уникальных химических свойств

. Кроме того, спирты являются промышленно важными продуктами и находят широчайшее применение как в промышленности, так и в повседневных приложениях.

wiki2.red

Модели молекул: Кислородсодержащие соединения, водородная связь

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Кислородсодержащие соединения


Ацетон


Ацетон


Ацетон


Ацетон


Метилэтилкетон


Формальдегид


Формальдегид


Формальдегид


Формальдегид


Линолевая кислота


Муравьиная кислота


Муравьиная кислота


Муравьиная кислота


Муравьиная кислота


Уксусная кислота


Уксусная кислота


Уксусная кислота


Уксусная кислота


Вода


Вода


Олеиновая кислота


Олеиновая кислота


Пропаналь


Пропаналь


Метанол


Метанол


Метанол


Метанол


Метанол


Этанол


Этанол


Этанол


Этанол


Этанол


Глицерин


Глицерин


Этиленгликоль


Пропанол-1


Пропанол-2


Бензилацетат


Этилацетат


Бензилбензоат


Метилфенилацетат


Изоамилизовалерат


Изоамилацетат


Изобутилэтанат


Изобутилформиат


Метилбутанат


Метилформиат


Пентилсалицилат


Этилбутират


Этилформиат


Этилизовалерат


бензальдегид

Водородная связь


Между молекулами воды


Между молекулами диметиламина и воды


Между молекулами диметиламина


Между молекулами спирта и воды


Между молекулами спирта


marinky.com

Мастер-класс «Спирты» | НООС Руководителю

 

Урок по теме  «Спирты» в 10 классе»

 

Информационная карта урока

 

Учебный предмет – химия.

Информация об используемом учебнике: Габриелян, О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

Уровень преподавания: базовый.

Урок составлен на основе:

·         Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)

·         Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авт.О.С. Габриелян). Базовый уровень. // Программы. Химия М.: Дрофа, 2007.

·         Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

 

Тема урока: Спирты.

Тип урока – урок усвоения нового материала

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала.

Цель: на основе анализа строения молекул спиртов и известной вам информации об их применении, спрогнозировать свойства спиртов и подтвердить прогноз экспериментально.

 

Задачи:

учебные

1. Произвести анализ информации на соотнесение областей применения спиртов и их свойств.

2. Произвести анализ информации особенностей строения молекул спиртов.

3. Составить и сравнить прогноз с материалами учебного ресурса.

4. Подтвердить прогноз экспериментально.

образовательные:

  1. Связанные с формированием общенаучных знаний: понимание относительности понятий и классификаций в свете общего, особенного и единичного.
  2. Связанные с формированием общепредметных знаний: усвоение знаний о спиртах.
  3. Связанные с формированием опыта деятельности: установление логическими средствами свойств спиртов, превращений веществ;

развивающие:

  1. Дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;
  2. поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
  3. включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;

 

воспитательные:  

1. повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ и социального аспекта употребления алкоголя и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;

2. продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, практического задания, лабораторного опыта.

 

Реактивы и материалы: пробирки, флаконы с реактивами: NaOH

этанолом, глицерином, фенофталеином, H2SO4, уксусной кислотой, CuSO4; фарфоровая чашка,  вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.

глицерин; лакмусовая бумага, фарфоровая чашечка для капельного анализа

Оборудование: термометр электронный ТЭН-5; компьютер; мультимедийный проектор; мультимедийный учебный курс «1С Образовательная коллекция. Органическая химия»; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, мультимедийный ресурс  http://school- collection/edu.ru.

Раздаточный материал:

1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

2. Ряд электроотрицательности неметаллов.

3. Схема «Классификация спиртов».

4. Индивидуальные и групповые задания.

5. Шаблон опорного конспекта по теме «Спирты». В состав, которого входит:

Текст тестового контроля (базовый уровень – 3 задания; одно задание – повышенного уровня сложности).

Текст «Лабораторный опыт».

Домашнее задание с комментариями по выполнению.

Задания повышенного уровня сложности.

 

План урока

 

1. Постановка учебной цели.Мотивация на реализацию цели. Объявление прогнозируемого результата и критерий оценивания знаний. Повторение правил техники безопасности.

2. Выполнение индивидуальных и групповых заданий на прогнозирование свойств спиртов.

3. Обсуждение результатов выполнения заданий и соотнесение выводов со справочным материалом учебника.

4. Объяснение нового материала: отдельные представители, классификация, номенклатура, виды изомерии.

5. Физкультминутка.

6. Просмотр демонстраций опытов.

7. Выполнение теста и взаимоконтроль.

8. Самостоятельное выполнение лабораторного опыта.

9. Прослушивание пояснений к выполнению домашнего задания.

10. Подведение итогов.

 

Этапы урока: мотивационно – ориентировочный; операционно-исполнительный; итогово – оценочный.

 

Ход урока

 

I. Постановка учебной цели. Мотивация на реализацию цели. Объявление прогнозируемого результата и критерий оценивания знаний. Повторение правил техники безопасности.

Сегодня у нас урок «Спирты».

Мы уже встречались с этим классом соединений на уроках биологии при изучении темы «гликолиз». Спирты имеют огромное народнохозяйственное значение. Именно поэтому мы их и изучаем.

Цель сегодняшнего урока: на основе анализа строения молекул спиртов и известной вам информации об их применении, спрогнозировать свойства спиртов и подтвердить прогноз экспериментально.

Прогнозируемый результат, который одновременнобудет служить критерием оценки ваших знаний.

знать: строение, гомологические ряды спиртов, номенклатуру, изомерию, свойства; отдельных представителей.

уметь: сравнивать, обобщать свойства спиртов.

Для того, чтобы эффективно работать, у вас на столах есть все необходимое. Проверьте, пожалуйста: периодическая система, схема классификации спиртов, тест, лабораторный опыт, опорный конспект.

Цель нашего урока определяет этапы работы.Что мы будем делать на уроке?

Соберем шаростержневые модели, будем делать анализ информации, смотреть демонстрацию, выполнять опыт. Во второй половине урока проведем тестовый контроль. Базовый уровень – 3 задания, один правильный ответ – один балл (одно задание – дополнительное, повышенного уровня сложности оценивается в 1 балл).

Еще один балл – за активную работу на уроке;  1 — балл за проведение лабораторного опыта с соблюдением правил техники безопасности.

Давайте вспомним основные положения по Т\Б: 

Что входит в состав органолептической  оценки?

Как нюхать реактивы?

Можно ли пробовать на вкус?

Можно ли проводить незапланированный опыт?

Что делать при плохом самочувствии?

Если пролили или просыпали реактив?

 

 

II. Актуализация знаний и анализ информации с целью прогнозирования свойств спиртов

Раздача индивидуальных и групповых заданий.

Примечание: выделенный текст означает ответы учащихся.

1 группа

Опыт. Даны 2 флакона со следующими веществами: водой и этанолом Определите при помощи органолептической оценки местонахождение каждого вещества. Сделайте вывод о свойствах спиртов.

Вывод: Одноатомный спирт этанол имеет специфический запах.

 

2 группа

Способы получения спиртов

Составьте уравнение реакции перехода глюкоза → спирт этанол

спиртовое брожение: C6H12O62C2H5OH + 2CO2

Составьте уравнение реакции получение спирта из алкена: 

 алкен → спирт  

 CH2= CH2H2OC2H5OH

Вывод: нам известны 2 способа получения спирта: брожением глюкозы и гидратацией(присоединением воды) этена

 

3 группа

Сопоставьте область применения спирта и его свойство.

Перед вами на столе стоит настойка лекарственного средства. Какое свойство этилового спирта использовано.

Вывод: этиловый спирт растворитель и сам растворяется в воде.

 

4 группа

Сопоставьте область применения спирта и его свойство.

Этанол служит прекрасной добавкой к моторному топливу, так как повышает октановое число бензина. Кроме того эта реакция используется в хорошо известных вам спиртовках.

Вывод: для этанола характерна реакция горения

 

5 группа

Сопоставьте область применения спирта и его свойство.

«Спирт используется как обеззараживающее средство», следовательно он может проявляет окислительные свойства.

 

6 группа

Найдите общее в реагентах и продуктах реакции:

NaOH      +    кислота → соль + вода

C2H5OH    +    кислота → эфир + вода

 

Вывод:

1. Основания и спирты имеют одинаковые (одинаковые или разные) группы атомов)

2. Спирты реагируют с кислотами.

3.В результате реакции спирта и кислоты образуется вода, следовательно,   спирты вступают в реакцию дегидратации.

 

 

9 группа

А знаете ли Вы свой учебник ?

 «Найти из имеющихся источников основные химические свойства одноатомных спиртов и вставить в текст тип реакций».

1. Спирты проявляют кислотные свойства при взаимодействии с сильными металлами.

2. Реакция этерификации относится к реакциям замещения

3. Реакции горения и окислительного дегидрирования относятся к реакциям окисления

4. Для спиртов характерна дегидратация: внутримолекулярная  и межмолекулярная

 

Расскажите своим одноклассникам свой рациональный способ поиска информации.

 

7 группа

Составление шаростержневой модели этанола

 

Из пластилина (атомы) и палочек (химические связи) соберите модель спирта:

 

 

        H      H

        │      │

 H― C― C―OH      этанол    или этиловый спирт

        │     │

         H    H

 

Вместе с группой №9 сравните строение молекул (в распечатке и собранную модель). Ответьте на вопросы:

Какая группа атомов в молекулах спиртов повторяется? ―OH

Общая группа атомов определяет общие свойства веществ.

 

 

8 группа

Составление шаростержневой модели метанола

 

Из пластилина (атомы) и палочек (химические связи) соберите модель спирта:

 

        H     

        │     

 H― C―OH      метанол    или метиловый спирт                                                      

        │    

        H

 

Вместе с группой №1 сравните строение молекул (в распечатке и собранную модель). Ответьте на вопросы:

Какая группа атомов в молекулах спиртов повторяется? ―OH

Общая группа атомов определяет  общие свойства веществ.

 

Обсуждение и запись на доске прогноза общих свойств спиртов. Сравнение прогноза с материалами учебного ресурса.

 

III. Объяснение нового материала с применением приемов оргдеятельностного подхода.

 

Блок мультимедиа

1. Демонстрация анимации о водородной связи.

Вывод: Свойства спиртов объясняются наличием водородной связи и функциональной группой.

2. Схема классификации

Рассмотрение при помощи схемы классификации, изомерии, номенклатуры спиртов.

 

3. Карточка ресурса «Номенклатура» (первичное закрепление материала, демонстрация приемов быстрого и верного решения тестовых заданий).

4. Презентация «Влияние алкоголя на организм человека»

 

В соответствии с сегодняшней классификацией спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющем на его жизнедеятельность. Ксенобиотики подразделяются на 3 группы:

питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией;

лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы;

яды, вызывающие нарушения в работе организма и биологическую смерть.

Этиловый спирт относится ко всем 3 группам: его действие зависит от количества и состояния здоровья.

При злоупотреблении алкоголем более других органов страдает печень, так как именно она отвечает за расщепление этанола. Постоянное употребление алкоголя ведет к нарушениям обмена в организме почти всех витаминов и тем самым к их дефициту и ослаблению иммунитета.

 Этиловый спирт является наркотиком. Он дополнительно возбуждает систему мозгового ствола, отвечающего за наше самочувствие и эмоции. Наступает привыкание, и человек всё чаще нуждается в стимуляции этой системы извне, тем самым еще больше повреждая её. Получается замкнутый круг. Полагая, что он контролирует ситуацию, пьющий человек подвергает риску своё здоровье, психику, наследственность и даже социальное положение.

 

Работа с конспектом (рабочая тетрадь)

 

CH3OH                метанол или метиловый спирт   

 

 2            1

CH3 — CH2 –OH              этанол или этиловый спирт

 

   1                    2                  3

 CH2OH- CHOH–CH2OH     пропантриол-1,2,3 или глицерин

 

 

Общая группа атомов, определяющая принадлежность к классу и характерные химические свойства называется функциональной, у спиртов это группа гидроксильная, её формула –OH     

Гидроксильная группа –OH определяет общие свойства спиртов.

 

CnH2n+1OH      общая формула спиртов

 

Номенклатура. Названия одноатомных спиртов образуются от названия соответствующего углеводорода (по числу атомов и строению углеродной цепи) с прибавлением суффикса –ол.

 

Водородная химическая связь – это связь между атомами одной молекулы и атомами сильно электроотрицательных элементов (FON) другой молекулы.

 

Для спиртов характерны 3 вида изомерии: изомерия углеродного скелета, функциональной группы и межклассовая.

 

Акцентирование внимания учащихся на взаимосвязи предыдущих тем – нет ни одной принципиально новой реакции (см. «Общие свойства спиртов»).

Физкультминутка.

 

Достаточно долго наши мышцы находились в относительной статике (физика – неподвижность). Переходим к физкультминутке. Осанка определяет красоту и здоровье, а подвижность суставов – наше долголетие. Встаем и повторяем упражнения:

  1. И. П. – основная стойка. Ладони развернуты, плечи опущены. Правая и левые ладони соединить в замок за спиной. Мы проверили правильность осанки.
  2. И. П. — основная стойка. Повороты головы вправо, влево.
  3. И. П. — основная стойка. Правое плечо вверх, вниз – 2 повторения. Левое плечо вверх, вниз – 2 повторения.
  4. И. П. — основная стойка. Туловище – вправо, в исходное положение, влево, бедренный пояс неподвижен — 2 повторения.
  5. И. П. — основная стойка. Вынос бедра: вправо – влево. Грудной пояс неподвижен.
  6. И. П. — основная стойка. Ноги на ширине ступни. Ступня – вовнутрь, в исходное положение, наружу, в исходное положение. 2 подхода.
  7. И. П. — основная стойка. Ноги на ширине ступни. Перенос веса на носочки и одновременно на обе ноги и по переменке. Два повторения.

И. П. — основная стойка. Упражнения на расслабление.

 

IV. Демонстрация. Экспериментальное подтверждение прогноза свойств спиртов.

  1. Определение принадлежности спирта к классу оснований

 Качественная реакция на –OH группу

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами: NaOH; этанол; глицерин; фенофталеин.

Вывод: спирты не проявляют свойств сильных оснований

 

2. Определение принадлежности спирта к классу кислот

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами: H2SO4; уксусная кислота; этанол; глицерин ; лакмусовая бумага.

Вывод: спирты не проявляют свойств сильных кислот.

Общий вывод: спирты не являются электролитами

 

  1. Растворимость в воде этанола и глицерина.

Оборудование и реактивы: термометр, пробирка: 5 мл. воды; пробирка: 5 мл. этанола, глицерин.

Произвести опыт, демонстрирующий растворение в воде спирта и глицерина.

Вывод: этонол в воде растворим, глицерин – нет.

При взаимодействии 5 мл. воды и 5 мл. этанола температура увеличивается на термометре до 320 С. Для измерения температуры я использую электронный термометр. Он состоит из электронного блока и измерительного зонда. В качестве термочувствительных элементов в зондах используют пленочные платиновые термопреобразователи сопротивления . Электронный блок преобразует сигнал, поступающий с с выхода термопреобразователя в сигнал измерительной информации, который высвечивается на жидкокристаллическом индикаторе.

Вывод: реакция взаимодействия воды и спирта – экзотермическая (с выделением теплоты), т. е. спирт является энергетиком.

  1. Качественная реакция на многоатомные спирты

Реактивы:  NaOH; CuSO4; глицерин.

Ход работы: в пробирку с NaOH прилить раствор CuSO4, затем из флакона по каплям приливать глицерин.

Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимодействие со свежеполученным осадком меди, который   растворяется с образованием ярко-синего раствора.

 

5. Обнаружение сорбита (ксилита, маннита) в жевательной резинке (дополнительный):

Измельчить жевательную резинку, залить водой и оставить на 20 минут

В другой хим. стакан + 3-4 капли CuSO4+ 1 мл NaOH → осадок синего цвета + добавить (немного) взвесь из химического стакана. Цвет получается темно-синий.

Вывод: жевательные резинки (любые) содержат многоатомные спирты: сорбит, ксилит, маннит.

 

V.               Контроль усвоения знаний (тестовый контроль).

 

Тест по теме «Спирты»

Вариант 1

Фамилия, имя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество баллов________

 

1. Функциональная группа в молекулах спиртов:

1) -OH   

2) -COOH            

3) -COH           

 

2. Реакция этерификации это реакция взаимодействия между:

1) спиртом и кислотой

2) альдегидом и кислородом

3) металлом и неметаллом

    

3. Установитесоответствие между названием органического вещества и его формулой:

 

А

 

        H      H

        │      │

 H― C― C―OH     

        │     │

         H    H

 

Б

        H     

        │     

 H― C―OH                                                        

        │    

        H

В

        H      H       H

        │      │       │

 H― C ― C ― C ― H          

        │      │       │

      OH    OH     OH

 

1. пропантриол — 1. 2, 3   или глицерин

2. метанол    или метиловый спирт

3. этанол    или этиловый спирт

Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________

Дополнительное задание

 

 

 

     Тест по теме «Спирты»

Вариант 2

 

Фамилия, имя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество баллов________

 

 

1. Название функциональной группы спиртов:

1) гидроксильная;

2) аминогруппа;

3) карбонильная

 

 

2. Продукты реакции в реакции горения:

1) углекислый газ и вода

2) эфир

3) соль

 

 

3. Установите соответствие между названием органического вещества и  классом органического соединения:

 

А) метанол

Б) этен

В) метан

 

1) алкан

2) алкен

3) спирт

 

 

 

Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________

 

 

Дополнительное задание

 

Найдите пентанол-2

 

 

Тест по теме «Спирты»

Вариант 3

 

Фамилия, имя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество баллов________

 

 

1. Общая формула предельных одноатомных спиртов:

 

 А)                  Б)         В) 

 

 2. Для спиртов не характерна реакция

1) тримеризации

2) горения

3) окисления

 

3. Установитесоответствие между названием органического вещества и его формулой:

 

А

 

CH3―CH3

 

Б

        H     

        │     

 H― C―OH                                                       

        │    

        H

В

        H      H       H

        │      │       │

 H― C ― C ― C ― H          

        │      │       │

      OH    OH     OH

 

1. глицерин

2. метанол  

3. этан

Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________

 

Дополнительное задание

Спирту, название которого   3 –метилпентанол -1   соответствует  структурная формула:

 

 

Ответы

 

№ варианта

верный ответ на задание 1

верный ответ на задание 2

верный ответ на задание 3

верный ответ дополнительное задание

1

1

1

321

1

2

1

1

321

1

3

1

1

321

1

 

Максимальный бал за выполнение базового уровня – 3; за дополнительное задание – 1 балл.

 

Лабораторный опыт (проводят учащиеся)

 

 Качественная реакция на многоатомные спирты с записью уравнений            реакции.

Реактивы: NaOH; CuSO4; глицерин.

Ход работы: в пробирку с NaOH прилить раствор CuSO4, затем из флакона по каплям приливать глицерин.

 

Записать вывод:

Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимодействие со свежеполученным осадком________________, который   растворяется с образованием ярко-синего раствора.

 

            

 

 

VI. Домашнее задание:

обязательное: §11; составить уравнения реакций согласно схеме 8 на стр 184, повышенного уровня: задачи в распечатке;

творческое: сделать презентацию или буклет «портрет» спиртов (влияние алкоголя на…).

 

 

 

обязательное: схема 8 на стр 184

Общие свойства спиртов:

I. кислотные (взаимодействие с металлами с образованием соли-алкоголята и водорода)

2C2H5OH+ Na → 2C2H5ONa + H2

                              алкоголят Na

 

2CH3OH+ Na → _________ + H2

 

II    Замещения (этерификации, т. е. взаимодействие с кислотами с образованием сложного эфира и воды)

C2H5OH + CH3COOH →    CH3OOC2H5   +   H2O

                                             этиловый эфир

                                                     метановой кислоты

 

CH3OH + C2H5 COOH → ___________ + H2O

 

III Окисления

горения:    CH3OH + O2 → _______+ _______

 

                                                                            Cu t

окисление: спирт → альдегид   CH3OH + [O] →→ HC=O+ H2O

                                                                                         │

                                                                                         H

                                                                                      метаналь

                                                                                                     альдегид

 

                                                                                           Cu t

                                                      C2H5OH+ [O] →→ _______+ H2O

IV Дегидратации:

внутримолекулярная – лабораторный способ получения этилена

              H2SO4

C2H5OH→→ CH=CH↑ + H2O

 

межмолекулярная — образование простых эфиров

2 C2H5OH → C2H5―O― C2H5 + H2O

                       диэтиловый эфир

 

2C2H7OH→ ______________+ H2O

 

 

VII Подведение итогов.

Все этапы работы выполнены, цель достигнута. В результате мы получили с вами образовательные продукты: опорный конспект; выполненные индивидуальные и групповые задания; модели спиртов; с нами останутся все чувства, эмоции, испытанные во время урока. Мне было приятно с вами поработать. Спасибо за сотрудничество.

Методическое сопровождение линии Габриеляна О.С., использованное для  подготовки урока.

  • Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2007 – 78 с.
  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г.
  • Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 кл. М.: Дрофа, 2006 г

 

Дополнительные источники.

 

  1. Абрамова С.И.Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя химии / С.И.Абрамова – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 35).

 

  1. Дерябина Н.Е.Строение атома : Деятельностный подход к методике преподавания /Н.Е. Дерябина – М. : Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 36).
  2. Газеты Издательского дома «Первое сентября» газеты  2010-2011 г.

 

  1. Лапина Ю. В., председатель предметной комиссии по химии. преподаватель кафедры естественнонаучного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. «Методический анализ результатов единого государственного экзамена в 2010 году»

 

  1. Образовательные сайты и порталы

www.1september.ru – сайт «Издательский дом “Первое сентября”»;

http://school-collection.edu.ru – «Единая коллекция цифровых образова-

тельных ресурсов»;

www.openclass.ru – сайт «Открытый класс»;

http://zavuch.info – сайт «Завуч. Инфо»;

http://shkola.edu.ru – сайт «Школа. Образование»;

director.edu54.ru

Спирты Википедия

Модель молекулы простейшего спирта — метанола

Спирты́ (от лат. spiritus — дух; устар. алкого́ли, от араб. الكحول‎ аль-кухуль — порошок[1]) — органические соединения, содержащие одну или более гидроксильных групп (гидроксил, −OH), непосредственно связанных с насыщенным (находящимся в состоянии sp³-гибридизации) атомом углерода[2]. Спирты можно рассматривать как производные воды (H−O−H), в которых один атом водорода замещен на органическую функциональную группу: R−O−H.

В номенклатуре ИЮПАК для соединений, в которых гидроксильная группа связана с ненасыщенным (sp²-гибридным) атомом углерода, рекомендуются названия «енолы» (гидроксил связан с винильной C=C-связью)[3] и «фенолы» (гидроксил связан с бензольным или другим ароматическим циклом)[4].

Спирты представляют собой обширный и разнообразный класс соединений: они весьма распространены в природе и часто выполняют важные функции в живых организмах. Спирты являются важными соединениями с точки зрения органического синтеза, не только представляя интерес как целевые продукты, но и как промежуточные вещества, имеющие ряд уникальных химических свойств. Кроме того, спирты являются промышленно важными продуктами и находят широчайшее применение как в промышленности, так и в повседневных приложениях.

Слово алкого́ль происходит от араб. الكحل‎ (al-kuḥl) — «порошкообразная сурьма». Понятие берёт начало от алхимической методики восстановления химических веществ до «порошка», являющегося, как предполагалось, чистой эссенцией вещества. Подобным образом, и этиловый спирт является эссенцией вина, от чего и произошло его название[1]. В русский язык слово пришло через нем. Alkohol, нидерл. alkohol или порт., исп. alcohol

ruwikiorg.ru

строение и номенклатура. Видеоурок. Химия 10 Класс

Данный урок предназначен для самостоятельного изучения темы «Спирты. Классификация спиртов. Предельные одноатомные спирты: строение и номенклатура». Вы узнаете о том, что спиртами называют углеводороды, в которых один атом углеводорода (или несколько) замещен на гидроксил, о разновидностях спиртов, об их строении.

Спирты – производные углеводородов, в которых один или несколько атомов водорода заменены на функциональную группу -OH (гидроксил):

ROH

CH4 метан – СH3OH метиловый спирт

СН3-СН3 этан – CH3-CH2OH этиловый спирт

Названия спиртов (номенклатура ИЮПАК)

Название спирта образуется от названия предельного углеводорода с прибавлением окончания -ол. Например, СH3–OH – метанол, CH3–CH2–OH – этанол,

CH3–CH2–CH2–OH пропанол-1
пропанол-2

Выбор главной цепи

1. Главная цепь включает гидроксил.

2. Главная цепь нумеруется так, чтобы атом углерода с гидроксилом получил наименьший номер.

4-метил-2-этилпентанол-1

Одноатомный спирт – спирт, молекула которого содержит одну гидроксильную группу. Пример: СН3-СН2-СН2ОН

Многоатомный спирт – спирт, молекула которого содержит две или более гидроксильные группы. Пример: СН2ОН-СН2-СН2ОН

Количество гидроксильных групп в молекуле отражается в названии частицами ди-, три-, тетра- и т. д., поставленными перед суффиксом -ол.

CH2OH–CHOH–CH2OH

пропантриол-1,2,3 (глицерин).

1. Температуры плавления и кипения спиртов, так же как и углеводородов, увеличиваются с ростом числа атомов углерода в молекуле, но их значения у спиртов намного больше, чем у соответствующих алканов. См. Табл. 1.

Табл. 1. Физические свойства спиртов

Причина – водородные связи между молекулами спиртов:

2. Спирты растворимы в воде гораздо лучше углеводородов. Метиловый и этиловый спирты смешиваются с водой в любых соотношениях.

С увеличением углеводородного радикала растворимость в воде постепенно уменьшается. Табл. 2.

Табл. 2 Растворимость спиртов в воде.

Причина – высокая полярность спиртов, образование водородных связей между молекулами спиртов и воды:

3. Низшие спирты обладают характерным запахом.Например, кошачий запах связан с тем, что в этот запах основным компонентом входит изопропиловый спирт.

Рис. 1. Физические свойства некоторых спиртов. (Источник)

На этом уроке вы изучили тему «Спирты. Классификация спиртов. Предельные одноатомные спирты: строение и номенклатура». Вы узнали о том, что спиртами называют углеводороды, в которых один атом углеводорода (или несколько) замещен на гидроксил, о разновидностях спиртов, об их строении.

 

Список литературы

1. Рудзитис Г.Е. Химия. Основы общей химии. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.

2. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

3. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин и др. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Органическая химия (Источник).

2. Химик (Источник).

 

Домашнее задание

1. №№ 3, 4 (с. 85) Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 14-е издание. М.: Просвещение, 2012.

2. Напишите структурную формулу глицерина. Назовите его по номенклатуре ИЮПАК.

3. Напишите уравнения реакций сгорания этанола.

interneturok.ru

Спирт Википедия

Модель молекулы простейшего спирта — метанола

Спирты́ (от лат. spiritus — дух; устар. алкого́ли, от араб. الكحول‎ аль-кухуль — порошок[1]) — органические соединения, содержащие одну или более гидроксильных групп (гидроксил, −OH), непосредственно связанных с насыщенным (находящимся в состоянии sp³-гибридизации) атомом углерода[2]. Спирты можно рассматривать как производные воды (H−O−H), в которых один атом водорода замещен на органическую функциональную группу: R−O−H.

В номенклатуре ИЮПАК для соединений, в которых гидроксильная группа связана с ненасыщенным (sp²-гибридным) атомом углерода, рекомендуются названия «енолы» (гидроксил связан с винильной C=C-связью)[3] и «фенолы» (гидроксил связан с бензольным или другим ароматическим циклом)[4].

Спирты представляют собой обширный и разнообразный класс соединений: они весьма распространены в природе и часто выполняют важные функции в живых организмах. Спирты являются важными соединениями с точки зрения органического синтеза, не только представляя интерес как целевые продукты, но и как промежуточные вещества, имеющие ряд уникальных химических свойств. Кроме того, спирты являются промышленно важными продуктами и находят широчайшее применение как в промышленности, так и в повседневных приложениях.

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *