На урок технологии что можно сделать – Интересные идеи для уроков технологии

  • Home
  • Разное
  • На урок технологии что можно сделать – Интересные идеи для уроков технологии

Содержание

Интересные идеи для уроков технологии

Урок технологии для многих школьников — долгожданная радость. Можно вязать, лепить, рисовать. Ребёнок хоть и расслабляется, но продолжает развивать мелкую моторику. В этот час редко кому бывает скучно. Однако если учитель уже успел рассказать детям всё, что знал, в этой статье он найдёт новые и интересные идеи для урока технологии.

Синичка из кусочков пряжи

Простая поделка, которая успешно выполняется за один урок. Наматывать нитки можно не только на полоски картона, но и на руку.

Синица из кусочков пряжиСиница из кусочков пряжи

Для этой поделки необязательно брать целый моток ниток: подойдут и ненужные обрезки

  1. Из картона вырежьте 3 полоски шириной 12, 9 и 9 см.
  2. 12-сантиметровый лист обмотайте тёмно-красной нитью. Один 9-сантиметровый кусок картона обмотайте жёлтой, второй — белой и синей нитями.
  3. Разрежьте волокна с одного края бумаги. Посредине перевяжите ниткой сине-белую пряжу.
  4. Положите жёлтые нитки поперёк красных и сложите последние пополам. Плотно обвяжите место сгиба ниткой.
  5. Сложите жёлтые волокна пополам и обмотайте их ниткой.
  6. Положите сине-белую пряжу под уже связанные волокна.
  7. Скомкайте кусок бумаги, поместите его на место соединения пряжи.
  8. Сложите нитки, оборачивая ими шарик. Удерживайте концы пряжи, чтобы волокна равномерно распределились на бумажном комочке.
  9. Обвяжите ниткой разноцветные волокна. Если нужно, подровняйте хвост птички ножницами.
  10. Из картона сделайте клювик и приклейте его к синичке.
  11. Из проволоки скрутите лапки. Вставьте их в птичку.
  12. Приклейте глаза к голове игрушки.

Цветы из гофрированной бумаги

В начале урока технологии покажите детям, как самостоятельно сделать гофрированную бумагу из салфетки. Для этого расправьте её, намотайте на карандаш и сожмите. Аккуратно разверните — и самодельная гофрированная бумага готова.

Цветы из гофрированной бумагиЦветы из гофрированной бумаги

После урока этими объёмными бумажными цветами можно украсить школьный кабинет

  1. Из бумаги вырежьте 6 квадратов длиной и шириной 15 см.
  2. Наложите квадраты друг на друга и сделайте из них гармошку.
  3. Посередине обвяжите листы проволокой.
  4. С обеих сторон ножницами закруглите углы получившейся полоски.
  5. Раскройте гармошку. Отделяйте каждый слой бумаги и ведите его к проволоке.
  6. Расправьте лепестки. Цветок готов.

Лисичка из фетра

В этой идее для урока технологии используется выкройка, которую нужно будет распечатать. Необязательно делать копии на каждого ребёнка: школьники могут обводить шаблоны по очереди.

  1. Вырежьте из ткани детали.Выкройка лисы из фетра для урока технологииВыкройка лисы из фетра для урока технологии

    Сшить фетровую игрушку может даже первоклассник — но только под присмотром взрослого

  2. Петельным швом пришейте к одной части туловища уши, мордочку, нос, глаза, животик и лапки.
  3. Петельным швом сшейте хвостик лисички, набив его холлофайбером или другим наполнителем.
  4. Закрепите хвост на нижней части туловища.
  5. Сшейте петельным швом лисичку, предварительно набив её наполнителем.

Кошки-матрёшки

Эта идея подходит для урока технологии у первоклассников. Выполняется поделка просто, а готовая игрушка займёт детей на оставшуюся часть урока.

Бумажные кошки-матрёшкиБумажные кошки-матрёшки

А ещё из этих бумажных котов можно сложить пирамидку — покажите это малышам на уроке технологии

  1. Из цветной бумаги вырежьте 5 квадратов. Каждая следующая фигура должна быть меньше предыдущей.
  2. Сложите лист бумаги так, как показано на рисунке.Схема бумажного котаСхема бумажного кота

    Чтобы поделка получилась интереснее, выбирайте бумагу разных цветов

  3. Переверните фигурку.
  4. Нарисуйте на бумаге мордочку, ушки, лапки и хвост кота.
  5. Аккуратно надавите пальцем между ушек.
  6. Повторите эти же действия с оставшимися листами бумаги.

Ёжик из листьев

Использование осенних листьев на уроке технологии — это уже классика. Но вы можете сделать занятие ещё и познавательным: научите детей определять, какой формы листья растут на разных деревьях.

Ежик из листьевЕжик из листьев

Помимо листьев, можно брать высушенные ягоды вроде калины или шиповника

  1. Нарисуйте на бумаге или картоне ёжика.
  2. Приклейте тонкие листья на туловище зверька.

Мастерим совушку-плетёнушку на уроке технологии

Плетёнкой из бумаги можно сделать практически что угодно, от простой корзинки до черепахи или яблока. Почему бы не смастерить с детьми на уроке технологии забавную сову?

Сова из бумагиСова из бумаги

Приклейте сову на картон, добавьте деревьев — и получится аппликация

  1. Из бумаги вырежьте туловище совы и согните её так, как показано на рисунке.
  2. На сгибе фигуры сделайте прорези.
  3. В шахматном порядке проденьте через отверстия заранее вырезанные полоски бумаги.
  4. Подровняйте выступающие концы бумажных полосок ножницами так, чтобы они стали похожими на крылья.
  5. Приклейте глаза и клюв птицы. Ручкой нарисуйте лапки.

Деревце из крепированной бумаги

Эта идея подходит для коллективной поделки. Если каждый ученик сделает по одному-два цветка, то к концу урока в классе будет стоять готовое красивое дерево.

Дерево из крепированной бумагиДерево из крепированной бумаги

Шар для основы дерева можно сделать из комка бумаги, обернутого фольгой

  1. Нарежьте полоски шириной 5 см.
  2. Положите полоски друг на друга, разрежьте их пополам.
  3. Половинки разрежьте на четыре части, чтобы получились квадраты.
  4. Сложите квадратные листы в стопку и степлером в центре скрепите их между собой.
  5. Обрежьте углы у заготовки так, чтобы получился круг.
  6. Аккуратно поднимите один слой салфетки к центру и сожмите его пальцами. Повторите это же действие с остальными листами. В результате получится цветок. Всего таких заготовок нужно сделать 26 штук.
  7. Обмотайте пластмассовый шар бумажной салфеткой.
  8. Намотайте на фигуру нитки, чтобы на ней закрепилась бумага.
  9. Приклейте на шарик цветы.
  10. Возьмите пластмассовый стакан и поставьте его на крепированную бумагу.
  11. Оберните стакан салфеткой. Края бумаги заверните внутрь и приклейте к донышку.
  12. Украсьте горшочек лентой.
  13. Ободок ёмкости промажьте клеем, вставьте шар и прижмите его к горшку.

Морской конёк из веток

К изготовлению этой поделки стоит подготовиться заранее. Примерно за неделю попросите детей насобирать тонких веточек и положить их сушиться у батареи. Высохшую древесину легче будет резать и приклеивать.

Морской конек из веток
Морской конек из веток

Можно сделать целый зоопарк, если каждый ребенок на уроке технологии смастерит своё животное

  1. Нарисуйте на картоне морского конька.
  2. Вырежьте фигуру ножницами.
  3. Наклейте ветки на бумагу.
  4. Ножницами обрежьте ветки, выходящие за пределы рисунка.

Собачка из носка

Эта идея наверняка вызовет интерес у школьников, так как пошив игрушки — не самое очевидное применение ненужного носка.

Идея поделки из носка: собачкаИдея поделки из носка: собачка

Ненужные колготки или гольфы для этой идеи тоже подойдут

  1. Отрежьте носочную часть.
  2. Плотно обмотайте ниткой или зашейте верхний край.
  3. Выверните носок, чтоб шов оказался внутри игрушки, и заполните его холлофайбером.
  4. Зашейте края.
  5. Пальцами сформируйте у игрушки шею, обвяжите её ниткой. Пяточная часть должна быть на месте макушки.
  6. Оставшийся кусок носка разделите на две части и сшейте из них ушки.
  7. К голове пришейте пуговицы и бусинку. Это будут глаза и нос игрушки.
  8. Пришейте хвост и лапки. Их можно сделать из второго носка.
  9. Повяжите на шею ленту.

Идея поделки: осьминожка из перчатки

Предложите детям сшить осьминога из перчатки на уроке технологии. Это легче, чем шить игрушку с нуля.

Осьминожка из перчатки
Осьминожка из перчатки

На этой игрушке удобно учить детей пришивать пуговицы

  1. Набейте перчатку холлофайбером.
  2. Спрячьте резинку изделия внутрь и стяните отверстие. Зашейте игрушку.
  3. Чтобы осьминог стоял на щупальцах, стяните полотно между мизинцем и большим пальцем.
  4. Пришейте пуговицы на месте глаз, вышейте рот.
  5. Украсьте осьминога атласной лентой.

Учёный Лизинский В. М. сказал, что учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Не стесняйтесь узнавать что-то новое. Отдавайте школе всего себя. И тогда ваши ученики скажут вам: «Спасибо».

tonusmozga.ru

Что делать сегодня на уроках труда?

Если вы уверены, что уроки технологии — это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Сейчас мы это исправим. 

Знакомьтесь — Татьяна Евгеньевна Галатонова, преподаватель предмета «Технология» в лицее №87 Нижнего Новгорода.   

image_image

Татьяна Евгеньевна в лицейской столярной мастерской, среди нового материала для новых изобретений.  

(источник: scontent-frx5-1.xx.fbcdn.net)

Дети на уроках Татьяны Евгеньевны чертят, строгают, выпиливают лобзиком — но вовсе не для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания механических игрушек до проектирования гидравлических стапелей.

Стапель для сборки стабилизатора с гидроприводами. Собран юным техником Тимофеем Павловым под руководством Татьяны Евгеньевны.

Проекты, сделанные учениками Татьяны Евгеньевны, регулярно участвуют в конкурсах и фестивалях всероссийского уровня, а сама Татьяна Евгеньевна делится своими методами работы с другими педагогами на конференциях и мастер-классах.

Педагоги и реактивные вертушки. Мастер-класс по научной игрушке для педагогов области.

Вдохновившись видео и фотографиями с детьми и взрослыми, которые своими руками создают занимательные механизмы из подручных средств, Newtonew решил узнать у Татьяны Галатоновой её мнение по поводу того, что происходит в школе с уроками технологии, когда 3D-принтеры и робототехника захватывают умы.  

Какое место уроки технологии занимают в «экосистеме» школьных предметов?  

Татьяна Галатонова: Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой. 

Есть скептики, которые считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику. Кому это нужно: строгать, пилить, забивать гвозди? А ответ-то прост — это нужно самому ребёнку. 

Как правило, дома мама не позволяет пилить, строгать, одним словом — мусорить. А ведь любой мальчишка хочет сам почувствовать инструмент, обработать материал. 

Значит, нужно дать ребёнку такую возможность: пилить, строгать и мусорить, пока он хочет! 

Видели бы вы восторженные глаза пятиклассника, когда он от разметки переходит к обработке материала. Как учится держать ножовку, рубанок, напильник. Он напоминает младенца, который на ощупь изучает мир. 

Что будет, если количество часов уроков технологии в школе сократится? Дети ещё меньше будут работать руками.

image_image

Урок технологии — едва ли не единственная возможность мусорить вволю, постигая работу с материалом. 

(источник: scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net)

Что происходит сейчас с уроками технологии, после введения нового ФГОС для средней школы?  

Сегодня, согласно требованиям ФГОС, дети на уроках технологии должны научиться ориентироваться в современном производстве и обработке различных материалов, машиностроении, а также в информационной среде. Выпускники должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каким должен быть урок технологии в 2035 году? Пришивать пуговицы и пилить/строгать или собирать роботов и программировать? Этот вопрос вызывает жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других в «партию новаторов». Но все сошлись в одном: урок труда уже сейчас нуждается в реформах.  

Я отношу себя к партии «борща и напильников». 

Почему? Да потому, что я нахожусь там, куда планируется внедрять все эти инновации, в школе, и на практике вижу, как нынче живет школьный предмет «Технология». 

Те, кто за «борщи и напильники», работают не просто в школах, а в школах региональных. И они знают, что нет оборудования, что нет материалов, что предмет технология — это предмет не главный в школе. Поэтому вместо него можно провести уборку территории, что-то перетащить, с него взять детей на прививку, медосмотр… «Ну не с физики же и математики», — говорят все. У школы нет денег на приобретение материала на уроки технологии. Или эта статья расходов не является важной в школьном бюджете. 

А «новаторы» в школе не работают. Они теоретики. И с нуждами практиков просто никогда не сталкивались.

Я хочу овладеть всеми современными технологиями, которые планируют внедрять. Но как это сделать во время учебного процесса и с отсутствием оборудования для этих современных технологий? Не знаю…  

Марсоход-шагоход Степана Рыбина  

А может ли урок быть современным без нанотехнологий, робототехники и 3D-принтеров? Что его делает современным?

Чтобы сегодня сделать уроки труда более современными, нужна база, оборудование, материалы и творческий учитель. Как правило, в обычной школе нет и половины этого.

Например, мы используем на уроках доски от разбитых строительных поддонов. И станочная база в школе — один токарный станок и один сверлильный.

С другой стороны, это не мешает делать упор на развитие инженерного мышления: ставить технические задачи с поиском возможных вариантов решений, проектировать механизмы, которые можно изготовить из различных материалов.

Мы проектируем самые разные механизмы: кривошипные, фрикционные, рычажные. Очень интересны для нас с мальчишками механизмы с гидроприводами: они дёшевы, но дают огромный простор для творчества. Много работаем с различными конструкторами. Это электротехнические, гидропневматические, «Альтернативные источники энергии». В дело идут плашки из магазина IKEA, крупногабаритный конструктор Smiva и многие другие конструкторы, которые есть в моей игротеке. Там нет дорогих робототехнических конструкторов. Зато там огромный выбор совершенно разнообразных по виду и материалу.  

Лицейская игротека «Мир глазами конструктора» проходит дважды в год. Здесь ученики с 1 по 8 класс могут смастерить что-нибудь этакое из коллекции конструкторов Татьяны Евгеньевны.

Как можно сейчас увлечь детей идеей «уметь делать всё», когда труд становится автоматизированным и появляется множество сервисов, которые избавляют нас от бытовой рутины?

Думаю, что только творчество может превратить рутинный труд в интересное дело.

Сначала я ставлю перед ребятами задачу — придумать. Именно она и является самой сложной для современных детей.

Постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. А уж продумать процесс изготовления и изготовить — это дело времени и навыков работы. Их мы и приобретаем на уроках технологии.

Я считаю, что должна научить ребёнка работать руками и головой. Научить азам работы различными инструментами, на станках, которые есть в нашей столярной мастерской. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Главное, что потом мальчишки не боятся взяться за починку школьного стула, парты, велосипеда на школьной парковке, заменить замок на дверке школьного ящика.  

Как вы относитесь к тому, что на уроках технологии часто сохраняется деление по гендерному принципу?  

В нашей школе классы большие, по 28-30 человек, поэтому приходится делиться на группы. Мне кажется, гендерный принцип сохраняется по старинке: надо же как-то делить. Хотя, на мой взгляд, это неверно. Программа должна быть универсальной и для тех, и для других, и группы должны быть смешанными. Мальчикам, считаю, необходимо умение готовить, обрабатывать текстильный материал хотя бы на элементарном уровне, а девочкам тоже интересно приобрести навыки работы не только с текстильным материалом, но и с древесиной. Вообще, темы по ведению домашнего хозяйства являются универсальными.

У меня есть примеры совместных проектов, когда группы мальчиков и девочек объединяются. Однажды мы готовились к городской технической олимпиаде, а капитан команды пятиклассников перенёс операцию на ноге. У него должна была проходить реабилитация в плавательном бассейне, и команда для своего капитана решила изготовить реабилитационный тренажёр. Этот тренажёр и стал тем самым проектом для олимпиады. Мальчики на уроках изготовили большую ласту на обе ноги, а девочки сшили плавательный жилет для спины. На защите проекта команда демонстрировала видеозапись с занятий в бассейне.  

Могли бы вы рассказать о своих любимых проектах?

Я могу сказать, что самым необычным проектом был инкубатор из обыкновенной картонной коробки. Он дал жизнь шести перепелам и одной чёрной курочке. Выполнил его Тима Павлов, учившийся тогда в 3 классе. Сейчас Тимофей уже в пятом. На его счету ещё автомобиль-подъёмник, стапель для сборки киля самолёта и мобильный складной мост.

Очень люблю наши механизмы с гидравлическими приводами. Каждый из них — огромная работа мысли и рук.

Но вообще я люблю каждый наш проект. Это всегда Открытие для ребёнка. Он выполняется один-единственный раз, и модель тоже не повторяется никогда.   

Гидравлические приводы в действии. Испытание механизма подъёма стрелы у автомобиля.

Какова роль родителей ваших учеников в реализации этих проектов? Вряд ли у них получается «стоять в стороне». 

Конечно, наше увлечение техникой невольно затягивает и родителей. Я очень дружу с семьями своих юных исследователей и изобретателей. Без их активной поддержки мы бы не смогли сделать ни один свой проект: ни проверить работу инкубатора, ни разобраться, почему же хомяки такие разные, ни выяснить, почему вода не хочет подниматься на последний этаж…

В целом я очень активно привлекаю родителей к занятиям проектной и исследовательской деятельностью. С 1 класса веду кружок «ЭксперименТаниум». Это игровая наука, или научная игра. На этих занятиях дети в игровой форме знакомятся с различными физическими законами и воплощают их в простейших поделках. Но кроме этого, на занятиях происходит введение в исследовательскую деятельность.

И уже к новому году любой первоклассник сможет научить своего родителя тому, как выполнить исследовательскую работу: найти проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опыты, проанализировать и обобщить полученные результаты. Не родитель будет учить этому ребёнка, а, наоборот, ребёнок родителя.   

Первое успешное испытание судна на воздушной подушке.

В конце учебного года в лицее проводится конкурс проектных и исследовательских работ «Старт в науку», где ребята из младших классов вместе с родителями представляют свои работы. Очень часто «простенькие» начинания имеют продолжение и превращаются в солидные исследовательские и проектные работы, с которыми мы выходим на различные конкурсы. И без родителей здесь никак.

Я горжусь отцами, которые продолжают дома творить и проектировать с мальчишками сложные механизмы. Саша Смышляев вместе со своим папой 3 года проектировал и выполнил дома мобильную буровую установку для Марса. Потрясающая конструкция! Они с ней были на МАКС-2017. А Ваня Рыбин со своим папой дома конструируют различные коптеры и представляют их на различные конкурсы, например, на МАКС-2015. Про маму Тимофея Павлова (учителя английского языка) я вообще молчу — без неё не обходится ни одно занятие кружка «Юный техник».   

Буровая установка для Марса, демонстрация движения.

Вот, кстати, о буровых установках для Марса. Об изобретениях школьников любят рассказывать в новостях, и это часто вызывает скепсис у зрителей: ведь мы понимаем, что на Марс эта установка вряд ли полетит. Поясните, пожалуйста: что, в таком случае, означает практическая ориентированность для детских работ? 

Мы с детьми выполняем два вида работ: исследовательские и проектные. Начну с исследовательских. Сама тема исследования всегда продиктована детскими вопросами об окружающем мире. Мы исследуем природные явления и закономерности, окружающие ребёнка. 

Познавая законы этого мира, ребёнок готовится стать взрослым. Все выводы, полученные в результате исследования — не просто часть работы, а траектория движения ребёнка от теории к практике. 

В проектных работах подход к практикоориентированности иной. Все детские изобретения субъективны, они являются открытиями только для самих детей. Изобрести что-то новое в возрасте 10-12 лет сложно, поэтому практической ориентированностью обладает сам ход подготовки проекта: составление конструкторской и технологической документации, изготовление и испытание модели, овладение новыми инструментами, приспособлениями, расширение границ применения обычных вещей (например, гидравлических приводов из обычных медицинских шприцов). Именно в таком смысле и исследовательские, и проектные работы отталкиваются от практики и к практике приходят.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Что изучают на уроках технологии в школе

На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.

Уроки проходят в различных кабинетах. У каждой группы свой учитель. Как правило, преподаватель у мальчиков — мужчина, а у девочек — женщина.

Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.

Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.

В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.

Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.

Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.

С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.

Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.

К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.

www.kakprosto.ru

как изменились уроки технологии в школах – Москва 24, 25.08.2016

Уроки технологии в московских школах эволюционируют. На смену самодельным табуреткам приходят хэнд-мэйд роботы, а привычные фартуки уступают место модным платьям. Зачем школьникам труд, и что изучают на уроках технологии в XXI веке, выяснила корреспондент m24.ru Маргарита Маслова.

Фото: ТАСС/Митя Алешковский

Дисциплина «труд» сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса «труд» превращается в «технологию», которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип «сделай сам» по-прежнему важен.

Мнение эксперта

«Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык.»

Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

Технология ХХI века: что изменилось

Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

Недавно член Общественной палаты России Ольга Васильева предложила преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.

При этом школы и учителя свободны в выборе программы. Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман пояснил m24.ru, что сейчас образовательные учреждения шагают в ногу со временем: на уроках технологии дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики. В некоторых школах ребят учат изготавливать приспособления для людей с ограниченными возможностями или чехлы для мобильных телефонов.

Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

«Существует учебный план, при этом у учителей есть определенная степень творческой свободы: что-то можно добавлять от себя. Мы составляем модули, которые интересны ученикам», – сказала m24.ru учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова.

В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

Мнение эксперта

«Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала «вязание» – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления»

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова


Учителя стали чаще руководствоваться творческим подходом. Преподаватель технологии школы № 1021 Александр Сметов рассказал m24.ru, что их учреждение планирует закупить специальные комплекты для создания роботов. По словам педагога, робототехника интересна детям любого возраста.

Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

Интересно и вкусно: юные хозяйки

Фото: YAY/ТАСС

Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

Мнение эксперта

«Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка.»

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова


Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему «Улицы Москвы». В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

К станку: фабрика настоящих мужчин

Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в «технологический набор» юных джентльменов.

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком «Отличника военного строительства» и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

Мнение эксперта

«Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще.»

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов


На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Кладовая ремесел – 2016».

Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

Маргарита Маслова

www.m24.ru

6 отличий «технологии» от «труда»

Часто, глядя на школьное расписание, родители с сожалением констатируют, что из него исчезли такие предметы, как труд, астрономия, чистописание, а вместо них появились какие-то непонятные уроки по технологии, финансовой грамотности и основам религиозных культур. «О!» вместе с центром художественно-эстетического и физического образования «Просвещение» запускает серию материалов, посвященных современным школьным предметам. Чему на этих уроках учатся наши дети? Где им пригодятся полученные навыки? Чем современный подход к преподаванию отличается от системы обучения ХХ века? Давайте разбираться вместе.

Предмет «технология» появился в расписании у школьников на замену «труду». Правда, со сменой названия особенных корректировок в учебном плане не произошло, ученики на этих уроках делали всё то же самое, что и раньше: чертили, вырезали, лепили и клеили. Однако сейчас различия найти всё же можно.

Разные цели

Цель уроков труда в начальной школе — научить детей работать руками, для этого школьники с учителем делали поделки из пластилина, бумаги, картона, ткани, шишек и других материалов. Цель уроков технологии в начальной школе — не сделать поделку, а научить детей общим принципам создания изделия. В процессе работы они поймут, что любое изделие независимо от материала изготавливается по плану, что перед началом работы нужно разложить на столе материалы и инструменты, чтобы легко было найти нужное.

Технология предполагает работу с компьютером

Компьютеры — одно из вспомогательных средств для освоения технологии. Они помогают найти информацию, создать эскиз и построить чертёж будущего изделия. Очень важная для любого младшего школьника задача: освоить приемы работы с компьютером, научиться искать информацию в разных источниках, в том числе в интернете. Этому ребят обучают как раз на уроках технологии.

Дети учатся делать реальные опыты и эксперименты

В начале обучения детям важно научиться работать с ножницами, карандашом и линейкой, циркулем и другими инструментами, узнать о свойствах разных материалов.

Кстати, прежде чем сделать вывод о свойствах тканей, бумаги, картона или природных материалов, дети с ними экспериментируют. Что легче согнуть — картон или бумагу? Что будет с бумагой и с тканью, если их смять? Как соединить природные материалы? Если ребята попробуют всё это проделать сами, они легче и быстрее усвоят теоретический материал. Теория помогает и в практической деятельности: когда дети знают, что такое пластилин, картон, бумага, натуральные и синтетические ткани, какие у них свойства и как эти свойства можно использовать в работе, им легче придумывать собственные изделия.

Милые вещи из старой доброй советской школы — человечков из желудей, машинки из картона, вышитые салфетки — дети будут изготавливать и на уроках технологии, ведь общие принципы создания изделий школьники изучают на конкретных примерах. Причём эти примеры подобраны не бессистемно, а подчинены общей логике курса.

На уроках проходит ранняя профориентация

Во всех учебниках технологии есть рассказы о профессиях. Например, в учебниках по «Технологии» Е.А. Лутцевой и Т. П. Зуевой дети вместе с мастером-Бобром путешествуют по мастерским — пластилиновой, бумажной, текстильной, природной. Знакомятся с работой скульптора, дизайнера, модельера, кондитера и других специалистов. А из учебника «Технология» Н.И. Роговцевой ученики узнают о том, как люди работают в сельском хозяйстве и в промышленности, строят дома, готовят вкусные торты и пирожные, шьют одежду, делают город красивым и удобным для жизни, добывают полезные ископаемые, возят грузы. Они видят, как работает техника в быту и на производстве, ставят опыты по очистке воды, использованию силы ветра, проращиванию семян. Все изделия, которые ученики изготавливают, не только дают им необходимые технологические умения, но и помогают в игровой форме изучать другой школьный предмет — «Окружающий мир».

Полученные знания можно применить на практике

Технология — единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применить знания, полученные на других уроках. Чтобы выполнить чертёж, нужно правильно отмерить длину и ширину, а для этого надо знать математику. Знания о материалах, производстве, народных промыслах не только помогут в изготовлении изделий, но и пригодятся на уроках окружающего мира. При подготовке к защите проекта ученики используют знания, полученные на уроках русского языка, чтобы грамотно построить выступление.

Ещё больше возможностей у уроков технологии в основной школе. Ученики могут обсудить растениеводство и животноводство — а это биология. Когда они изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчётами и графическими построениями. И все эти знания лучше усваиваются именно потому, что ребята применяют их на практике! Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир — здесь и сейчас.

Школьники получают навыки ХХI века

Уроки технологии помогают ребёнку адаптироваться к меняющемуся миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях, показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам, учат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому плану. А ещё подсказывают, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи, и в конечном итоге помогают приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.

Читайте также:

Научите интровертов расставлять личные границы, а экстравертов различать эмоции

Почему воображаемый друг нужен каждому ребёнку (и даже некоторым взрослым)

Фото: Tomsickova Tatyana, Photographee. eu/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Статья по технологии на тему: Урок технологии в школе.

                   

                                 Урок технологии в школе.

        Предмет «Технология» — особенный. Он не только формирует у детей кругозор, знакомит с, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду,  развивает самостоятельность учащихся, их эстетическую культуру.

     Умение многое делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, — утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, — завтра он становится способен выполнить самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

          Уроки технологии и внеклассные занятия по предмету,  кружки «Театр мод», «Кройка и шитье» направлены на самовыражение творческих способностей и потребностей ребенка, самоутверждение личности в разных сферах творческой деятельности  для дальнейшей адаптации в быстро меняющемся современном мире.

      В любой сфере деятельности информация сегодня – важнейшая составляющая успеха, поэтому мы используем на занятиях современные информационные технологии.

     Создавая свои творческие проекты и модели, выполняя работу,

ребята занимают активную позицию, разрабатывая выбранную тему, не ограничиваются учебником и учебным материалом, а обращаются к дополнительным источникам информации.

     Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему, осуществляется прогрессивное движение общества, создаются новые машины, технические и биологические системы.

     Индивидуальный подход позволяет удовлетворять интересы ребят в той или иной деятельности, развивать способности в разнообразных направлениях, позволяет достигать конструктивного уровня межличностного общения. Происходит передача не знаний, умений и навыков, но и взгляда на культуру, науку, общество, на способы самосовершенствования и самообразования.     

           Особое внимание в последнее время уделяется применению на уроках современных образовательных технологий. Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. Некоторые  из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие.

     К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения презентаций на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

       Компьютерные презентации часто применяют, при выступлениях на конференциях и совещаниях, они могут также использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учеников.

С помощью приложения PowerPoint текстовая и числовая информация легко превращается в красочно оформленные слайды и диаграммы.

В основе любой презентации лежит набор слайдов, на которых размещаются текст, графики, рисунки. Электронные слайды подобны обычным фотографическим, но издаются гораздо проще.

С ее помощью учитель имеет возможность использовать компьютер не как некий чужеродный элемент, который необходимо встроить в урок, а как средство, помогающее грамотно организовать обучение .

Программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе. При этом понадобится совсем немного времени для трансформации презентации, при необходимости и в ходе урока.

Наиболее эффективно применение компьютера на этапах проверки домашнего задания, изучения нового материала и закрепления.

nsportal.ru

Что такое урок «Технологии»?

Что же такое урок «Технологии» ?

Стремительное развитие общества, технологий требует перестройки и в системе образования. При этом особое внимание уделяется технологическому образованию. Именно эта сфера позволяет обучить детей навыкам, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. Но вот парадокс – о технологическом образовании говорится давно, а предмет «Технология» до сих пор считается второстепенным.

В последние десятилетия изучение такой многоплановой предметной области сводилось к узкому кругу вопросов связанных с обработкой материалов у мальчиков и сферой быта у девочек.

hello_html_m77d9a04e.jpg

Такой подход полностью исключал участие «Технологии» в реализации задач большинства школьных предметов и отодвигал ее от участия в процессах модернизации образования. И уроки труда исчезли из программы.

В результате – абсолютное большинство школьников не только не в состоянии что-либо сделать своими руками, но даже простейший инструмент в глаза не видели.

Сегодня предметная область «Технология» возвращается в школы. Государством поставлена задача – повысить интерес школьников к предметам естественно-математического цикла.

ФГОС диктует жесткие требования к уровню освоения знаний. Но директора школ сталкиваются с проблемами: отсутствием материально-технической базы, безнадежно устаревшими методическими пособиями и программами, по которым невозможно вдохновить на творчество не только школьников, но и самих учителей.

Задачи перед педагогом «Технологии» стоят огромные: сформировать у учащихся систему технологических знаний и умений, воспитать трудовые, гражданские и патриотические качества личности, обеспечить условия для профессионального самоопределения школьника и еще целый ряд личностных качеств и компетенций. А как все это успеть сделать, если по плану на уроки технологии в 5-7 классах отводится всего 2 часа, а в 8 классе и вовсе 1 час?

Чтобы наметить пути решения, необходимо было понять, а что же хотят получить от уроков технологии чиновники, директора школ, педагоги, родители.

Специалисты органов Управления образованием хотят решить главную на сегодня задачу – повысить интерес школьников к предметам естественно-математического цикла. И в этом случае курс «Технологии» должен стать проекцией физики, математики, информатики и мотивировать учащихся на их изучение.

Директору школы также важно, чтобы логика преподавания «Технологии» была созвучна с логикой изучения школьных предметов. Но у него проблемы с кадрами, оборудованием, учебно-методическими материалами. И возникает вопрос, а стоит ли тратить средства на приобретение дорогостоящего оборудования, обучение педагога ради 1-2 часов в неделю.

Проще отдать эти часы учителю информатики, библиотекарю, воспитателю группы продленного дня или еще кому. А основные силы бросить на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.

Для педагога уроки «Технологии» вообще одна большая проблема. Школы, где есть хорошо оборудованные мастерские, учебные классы, лаборатории по технологии можно пересчитать по пальцам.

hello_html_m30d3b823.jpg

Вот и получается, что уровень практических навыков работы с инструментами и материалами у школьников практически нулевой. Соответственно нет интереса к предмету. Да и среди предметников «Технология» не считается важным предметом. Что-то среднее между музыкой и рисованием.

В среде родителей рейтинг «Технологии» тоже не высок: по предмету не сдают ЕГЭ, для поступления в вуз он никакого значения не имеет.

Но каким хотят видеть родители своего ребенка в будущем?

Конечно же успешным, образованным, состоявшимся и как личность, и как специалист. В «Атласе новых профессий», подготовленном Агентством стратегических инициатив совместно со школой управления «Сколково», нас заинтересовали так называемые надпрофессиональные навыки. Эти навыки являются универсальными и важны для представителей самых разных отраслей. И вот что интересно: навык системного мышления понадобится в 96% профессий будущего, программирование и робототехника – в 60%, навык межотраслевой коммуникации – в 58%. hello_html_m7d8c041.png

Таким образом, достаточно четко рисуется «портрет» востребованного специалиста: хороший производственник, понимающий экономические, экологические, социальные и другие проблемы общества, отличающийся научной и технической эрудицией, стремлением к постоянному развитию профессиональных интересов, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям, умением работать с людьми, обладающий креативным мышлением и способностью к изобретательству.

А ведь все эти навыки формируются именно в процессе технологического образования.

hello_html_m7ed2109f.jpg

Так как же сделать так, чтобы технологическое образование прочно вошло в современные школы?

Наверное, для начала четко уяснить, что образовательная область «Технология» – это не второстепенный предмет, а уникальная возможность для школьников отработать теоретические знания по математике, физике, химии, биологии, информатике на практических примерах. И для этого необходимо современное оборудование, будь то робототехнические лаборатории, 3-D принтеры или современные станки. И следует найти возможность обучить педагога работать с этим оборудование

А еще нужны современные учебники и задачники, интересные лабораторные практикумы и творческие проекты.

Большое значение для развития абстрактного и конструкторско-художественного мышления, формирования прочного фундамента технических знаний имеют занятия начальным техническим моделированием и конструированием. Ведь основная задача педагога на занятиях начальным техническим моделированием – помочь ребенку увидеть готовое изделие в исходном материале: листе бумаги, коробке, скорлупе ореха, деталях конструктора. А это как раз и есть подготовка ребенка к решению конструкторских задач, что является основой для успешного обучения в школе.

Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Не говоря уже о том, что на фоне таких интересных занятий видео игры и смартфоны теряют свою привлекательность в детских глазах. 

Работа в школе направлена на формирование заинтересованности школьника в получении технического образования. В настоящее время специалистами нашего учебно-методического центра ведется активная работа по апробации методик и программ интеграции робототехники, радиоэлектроники, основ конструкторской деятельности в курс школьных предметов.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о