Пластилинография | Главный портал МПГУ
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Пластилинография похожа на рисунок пластилином. При работе в технике пластилинографии используются те же средства художественной выразительности, что и в изобразительном искусстве, в целях гармонизации форм и конструкций, работы изготавливаются на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Первооснова всех искусств – художественный образ – это застывшая идея художника, которую он желает донести до зрителя с помощью разных изобразительных средств, а созерцающий воспринимает его в силу своего душевного и эмоционального состояния, в меру своих знаний, соразмерно своему восприятию.
Картину из пластилина выполняют путем размазывания пластичного материала по основе, мазки могут накладываться один на другой. Основой является плотный жёсткий картон формата А4.
Картина может содержать различные по форме и размеру объемные, полуобъемные и плоские элементы: шары, конусы, цилиндры и их усеченные части.
Подобное многообразие достигается применением различных приёмов лепки: раскатывание, раскатывание, скатывание, оттягивание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, прищипывание, придавливание, скручивание, прорезывание, формирование контура, многослойное скручивание, разрезание, снятие слоя, смешивание двух цветов (неполное – с «мраморными» разводами и полное – из двух цветов образуется третий).
Для 6-8 лет можно использовать заготовки, распечатки с простым рисунком, содержащим мелкие и крупные детали, шаблоны и трафареты, по которым дети смогут обводить детали композиции, и далее выполнять работу самостоятельно.
Дети старше 9 лет выполняют композицию по фотографии или по представлению
Работа подается на конкурс, выполненная в одной из техник пластилинографии:
Прямая пластилинография – одна из самых распространённых техник пластилинографии, при которой изображение компонуется на основе, которая представляет собой горизонтальную поверхность. Данная техника является основной и подходит для детей, начиная с раннего возраста.
Фактурная пластилинография – подразумевает рельефное изображение. При выполнении работ в виде накладывания на основу или на фон отдельно вылепленных элементов композиции, изделия в данной технике подходят для детей раннего возраста. По мере усложнения композиции увеличивается и возраст детей.
Обратная пластилинография – выполняется на прозрачной поверхности. Основой могут служить пластмасса, пленки ПВХ, оргстекло, стекло и т.п. Рисунок прорисовывается маркером на выбранной поверхности или подкладывается под неё, а пластилин наносится тонким слоем внутри контура рисунка или прикладывается и придавливается. Главной особенностью данной техники является то, что ребенок должен четко определить последовательность нанесения деталей композиции, так как ее просмотр осуществляется со стороны пластика (стекла). В качестве фона можно использовать любую цветную бумагу формата А4.
Мозаичная пластилинография – составляется из однообразных мелких элементов, обычно шариков, скатанных из пластилина или иного пластичного материала, одинакового размера. Рисунок, который заполняется элементами, дается детям изначально, либо обрисовывается по шаблонам или трафарету, либо дети рисуют его сами. Элементы располагаются встык друг к другу или с небольшими равными промежутками, но не накладываются один поверх другого.
Контурная пластилинография – подразумевает обязательное выкладывание тонкими жгутиками контуры элементов изображения. Это могут быть очерченные контуры головы, туловища и лап животного, контуры гор, солнца, леса на пейзажной композиции и т.п.
Многослойная пластилинография – подразумевает нанесение пластилина на основу в несколько слоев. Слои могут накладываются друг на друга последовательно, слой за слоем, цвета могут смешиваться, а могут перекрывать друг друга. В такой технике лучше всего создавать пейзажи: море, горы, луга, озера, деревья и т.п. Помимо пейзажей хорошо получаются звери, птицы, рыбы, цветы. Сложность данной работы заключается в том, что слои накладываются друг на друга в определенном порядке, особенно это касается изображения шерсти, чешуи, лепестков и т.п.
Работу можно выполнять в парах или минигруппах.
Работа оформляется в соответствии с требованиями: http://mpgu.su/konkurs-liki-tvorchestva/oformlenie-rabot/
особенности проведения занятий в разных группах, реализация проектной деятельности и кружковой работы
Одной из любимых техник декоративно-прикладного искусства у дошкольников является пластилинография. Большинство малышей вообще очень любят рисовать, а рисование пластилином привлекает их вдвойне. Ведь, это очень просто, и, кроме того, подобные изображения легко корректировать. Педагоги детских садов также ценят пластилинографию: такие занятия не требуют специальной предварительной подготовки и оказывает благотворное воздействие на нервную систему детей.
Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы
Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин, природного, а также бросового материала.
Возможности в плане развития и обучения дошкольников
- В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
- Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
- Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию — это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
- Пластилинография — достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
- Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику — происходит подготовка детской руки к письму.
- Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
- При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
- При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.
Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:
- Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
- Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
- Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
- Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
- Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
- Развитие фантазии и эстетических чувств.
Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.
Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.
При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.
Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.
Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.
Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.
Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.
Виды пластилинографии, применяемые в детском саду
На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста — для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.
Прямая пластилинография
При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками — получится подобие рамки.
Обратная пластилинография (на стекле)
Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.
Модульная пластилинография
Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.
Мозаичная пластилинография
При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.
Контурная пластилинография
Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков — получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.
Многослойная пластилинография
Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).
Фактурная пластилинография (барельеф)
Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок
Младшая группа
Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте — начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы — скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант — ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.
- вторая младшая группа
- вторая младшая группа
- пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)
Средняя группа
К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более
Средняя группа
Средняя группа
,
В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы — коллективные композиции.
подготовительная группа
подготовительная группа
Интересные темы для занятий, фото
Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» — золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)
Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).
Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).
В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.
Шаблоны для пластилинографии в детском саду
Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.
Видеоролики по теме «Пластилинография»
Видеоурок для дошкольников — пластилинография «Снегирь»
Мастер-класс в детском саду по пластилинографии «Рыбки в аквариуме»
Мастер-класс по изготовлению панно с лилиями в технике пластилинографии
Конспекты занятий
Проект по пластилинографии: цели, задачи, планирование, отчетность. «Подарки осени» как пример проекта — тематика и фото работ
Пластилинография, одно из любимых детских занятий, предоставляет большие возможности для проектной деятельности.
Проект должен иметь подробную теоретическую основу. Прежде всего, воспитатель должен придумать для него запоминающееся название, например, «Творим волшебство!» или «Пластилиновая сказка».
Педагог должен кратко сформулировать основную идею работы, например «Волшебство с ребёнком вместе сотворим — в этом поможет нам пластилин!»
Сироткина Татьяна Владимировна
http://tutmama.ru/obshhee-razvitie/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html
Подробно обосновывается актуальность проекта (польза пластилинографии для всестороннего развития детей). Намечается основная цель деятельности и составляющие ее задачи. Воспитатель четко обозначает возрастную категорию детей, задействованных в проекте, а также его срок (краткосрочный либо долгосрочный). В документации педагог четко расписывает пути и этапы реализации проекта (подготовительный, основной и итоговый), а также предполагаемые результаты деятельности.
По окончании проекта педагог в обязательном порядке составляет отчет: указывает, были ли достигнуты поставленные задачи. Организуется фотовыставка по тематике проекта.
Если рассматривать конкретные примеры, то очень интересная тема для проекта – «Подарки осени» (может проводиться в любой возрастной группе, изменяется только сложность заданий). В рамках данной темы педагог может предложить дошкольникам следующие работы: «Осенние березы», «Лукошко с грибами», «Листья клена», «Чудо-плоды» (овощи и фрукты), «Астры».
Кружок по пластилинографии
ресурсы для самообразования воспитателя
Пластилинография вполне может стать областью для отдельной кружковой работы. Такая деятельность обычно проводится с детьми, начиная со средней группы.
Конечно же, педагог сам должен быть увлечен данной техникой художественного творчества, изучать необходимую методическую литературу, тема его самообразования должна соответствовать этому направлению. Желательно посещение семинаров именно по пластилинографии.
Для создания кружка необходимо позаботиться о необходимых материалах и инструментах (в данном случае это не потребует особых затрат). Педагог заранее продумывает, какие игрушки и наглядные пособия понадобятся для занятий.
В процессе работы кружка педагог делится своими знаниями с родителями, предлагает им консультации, проводит беседы, дает рекомендации по домашним занятиям с детьми.
Перед началом деятельности кружка по пластилинографии будет уместно провести анкетирование среди родителей по изучению интересов и потребностей детей.
Программа кружка. Фрагмент программы для старшей группы
Перед началом работы кружка педагог составляет программу, в которой обосновывает теоретические аспекты темы: ее актуальность, новизна, основные цели и задачи. Воспитатель намечает формы и методы работы. Четко обозначается возраст детей, которые будут посещать кружок, и срок реализации (как правило, программа составляется на один год). К программе прилагается также список детей.
Основная часть программы — это тематическое планирование с описанием цели каждого занятия. В качестве примера приведем фрагмент программы кружка по пластилинографии для старшей группы (автор Бабакехян А.Г.):
Мониторинг по пластилинографии, особенности
Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.
Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности — помогает более эффективно организовать занятия.
Педагог оценивает следующие параметры.
1.Творческая активность
а) Повышенный интерес ,творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
— раскатывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
— размазывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровеньРабочая программа по пластилинографии в средней группе
Пластилинография заключает в себе массу возможностей для раскрытия творческого потенциала дошкольников, а также для самообразования воспитателя. Эта техника — прекрасная база для проектной деятельности и кружковой работы. Малыши любят заниматься с пластилином, а когда находят этому материалу оригинальное применение, получают истинное удовольствие и способны творить настоящие шедевры.
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, рерайтером, ведения сайта, имеется педагогический стаж. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Учебно-методический материал по аппликации, лепке на тему: Пластилинография
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №315» городского округа Самара
Пластилинография
Выполнила: Хасанова Л.М.
2016г.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
ЦЕЛЬ: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
ЗАДАЧИ:
1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаг.
4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
6. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Существует несколько видов нетрадиционной техники
работы с пластилином:
Прямая пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски) .
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали
Обратная пластилинография — (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Контурная пластилинография — изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Многослойная пластилинография–объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов — к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии — она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография– изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография— изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».
Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет: «Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей), «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы), «Бусы на елочку», «Снежинки», «Осенние листья», «Новогодняя ёлочка» и т. д.
В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.
Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды), а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев). Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке»), включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр.), смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Брошюра «Техника нетрадиционного рисования «пластилинография»»
Мозаичная пластилинография
изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
3. Слегка прижать.
Фактурная пластилинография
изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Многослойная пластилинография
объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.
2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов — к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии — она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой.
Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«МДОУ Детский сад №4 Малышок»
Техника нетрадиционного рисования
Пластилинография
Разработала: Старикова .О.А
2017 год
«Пластилинография»
(«графия» — создавать, изображать, «пластилин» — материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Виды пластилинографии
Прямая пластилинография –
изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография
(витражная) — изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Особенности выполнения работы:
1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность ( прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.).
2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.
3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.
Контурная пластилинография
изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Модульная пластилинография
изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.