Плетение лозой – заготовка прутьев, мастер-класс для начинающих, изготовление корзины пошагово

  • Home
  • Разное
  • Плетение лозой – заготовка прутьев, мастер-класс для начинающих, изготовление корзины пошагово

Содержание

Плетение из лозы: виды и способы плетения для начинающих | Своими руками

ОТЛИЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И РУКОДЕЛИЯ И ВСЕ ДЛЯ САДА, ДОМА И ДАЧИ БУКВАЛЬНО ДАРОМ + ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Считается, что плетение из лозы является одним из самых старых ремесел, предшествовавших гончарному искусству.

Наши предки овладели навыками плетения, возможно, раньше, чем научились охотиться и рыбачить.

Проще всего было скручивать имеющиеся под рукой ветки и листья растений, чтобы получить емкость для сбора корней, ягод и грибов. Позже, обмазывая плетеные изделия глиной и обжигая их на кострах, получали глиняную посулу. На многих старинных картинах можно увидеть массу плетеных изделий: корзины и вазы, колыбели и качели, чемоданы, мебель, игрушки и многое другое. В любом краеведческом музее найдутся экспонаты, отражающие местные особенности использования лозы, тростника, лыка и других природных материалов.

Сейчас лозоплетение – это вид декоративно-прикладного искусства, освоить которое может практически каждый. Изделия из лозы не являются предметом первой необходимости, но они есть почти в каждом ломе, используются в быту и приносят практическую пользу. Сложно представить себе грибника без корзины, а плетеная мебель всегда была шиком лачной обстановки.

Приятной особенностью этого вида искусства является его доступность. Материал для плетения можно найти очень легко. Па территории России встречается более 150 видов различных ив. Правда, не все они, пригодны для плетения, но всегда можно найти подходящий материал. Ивы можно разделить на две группы: деревья и кустарники. Ивы-кустарники встречаются чаще, они растут по берегам рек, озер, на заболоченных местах, в парках. Очень удобно заготавливать материал на территории под высоковольтными линиями и вблизи железных дорог, так как гам постоянно проводят плановую обрезку деревьев и кустарников. Через год после обрезки на пеньках вырастает самый хороший прут, пригодный для плетения. Предлагаем получить несколько практических уроков, которые, возможно, откроют перед вами новые возможности и позволят с пользой провести время.


Читайте также: Плетение корзин из ивы – пошагово и своими руками


Прут и его заготовка для плетения

Для плетения используют различные материалы. Чаше всего это лоза ивы, но иногда к основному материалу для создания декоративных элементов добавляют другие. Кроме ивовых прутьев, для плетения применяют стебли камыша, ситника, рогоза, липовое лыко, ротанг, орешник и дёрен, а также ивовую кору, снятую с прутьев, которые в дальнейшем будут использоваться для обручей.

Существует несколько сроков заготовки лозы. В осенне-зимний период материал заготавливают после опадения листьев, с конца октября до апреля. Собранный в эти сроки прут достигает нужной спелости и равномерного одеревенения, древесина такого прута еще упруга, но уже эластична и прочна, а значит, его кора пригодна для плетения. Для снятия коры необходима варка. Срок весенне-летней заготовки – с мая по август.

Это время сокодвижения и вегетации. Срезанный в такой период прут легко очищается от коры без дополнительной обработки, однако древесина в это время еще не достигает достаточной зрелости, и прут часто ломается. При заготовке лозы всегда стоит проверять ее качество. Для этого берут один прут с куста и перегибают комель на 90° через большой пален (фото 1) или наматывают прут на палеи, начиная с вершинки (фото 2).

Если прут не ломается, можно проводить обрезку. Ее производят садовым ножом или секатором под углом 45 градусов, необходимо оставить четыре почки до основания прута.

Инструменты и приспособления нужные для плетения из лозы

Набор инструментов несложен, и наверняка найдется в каждом хозяйстве.

1. Шило

. Для изготовления плетеных изделий применяют набор шил различного диаметра. Шило необходимо при плетении загибок, установки ручек, без нею невозможно обойтись при оформлении кромок плетеного изделия. У шила притупляют острие, чтобы не поранить себя при работе.

2. Нож. При плетении чаше используют садовый нож. Им обрезают концы палок и прутьев, срезают сучки, строгают.

З. Секатор. Основной инструмент для работы с лозой и для заготовки материала. Лучше использовать два инструмента: один – для сбора материала, другой – для работы во время плетения. Это сохранит срок службы инструмента и позволит делать аккуратные срезы при работе с лозой.

4. Кусачки

. Ими обрезают торчащие кончики прутьев в готовом изделии.

5. Колотушка (изер, било). Металлическую или деревянную колотушку применяют при плетении больших изделий для уплотнения стенок. Неочищенный прут со временем усыхает и ослабляет всю конструкцию изделия. Чтобы этого не случилось, следует периодически подбивать уже сплетенную часть и следить за тем, чтобы плотность была равномерной.

6. Плоскогубцы используют для протягивания прутьев в труднодоступных местах и удаления сломавшихся, уже заплетенных прутьев.

7. Круглогубцы необходимы для перегибания прута, особенно в плетении донца и загибок.

8. Шаблоны позволяют ровно и аккуратно сплести стенки, скорректировать увеличение и уменьшение диаметра плетеного изделия.


Ссылка по теме: Плетение из лозы для сада и дачи


Виды и способы плетения из лозы

Обычно плетение ведется слева направо. Рабочий прут почти всегда левый. Существует несколько видов плетения. Наиболее часто встречаются следующие виды.

Простое плетение

В таком плетении используется один прут. Стояки поочередно огибают: один – сзади, другой – спереди (фото 3). Гак продолжают до конца прута. Следующий прут стыкуют с предыдущим комель к вершинке, про- сто приложив один к другому у стояка внутри плетения. При стыковке тонких концов плетут и старым, и новым одновременно между тремя стояками (фото 4). Для простого плетения по замкнутому контуру требуется нечетное число стояков. При этом на одном круге стояк будет оплетен снаружи, а на следующем – изнутри. Простое плетение удобно для оплетки бутылок, ваз. Таким способом изготавливают полукруглые, угловые и прямоугольные донышки.

Веревочка в два прута

Плетение осуществляют поочередно сразу двумя прутьями. При этом способе прутья не только оплетают стояки, но и переплетаются между собой, образуя «восьмерку» и повышая надежность изделия (фото 5). Первый прут оплетки, назовем его А, ставят изнутри к первому стояку, второй стояк огибают снаружи, третий – изнутри. Прут А выводят наружу между третьим и четвертым стояками (фото 6). Второй прут В ставят к соседнему, второму стояку изнутри. Комель прута В должен быть расположен ниже прута А. Огибают прутом В третий стояк снаружи, четвертый – изнутри и выводят между четвертым и пятым стояками (фото 7).

Таким образом, получены левый и правый прутья веревочки. Продолжают плести левым прутом, заплетая его вправо па один шаг. Плетут так до конца круга или до конца прутьев, в зависимости от того, что закончится раньше (фото 8).

Веревочка в три прута

Такое плетение применяют для увеличения прочности изделия, а также для выполнения перехода от горизонтального основания к вертикальным сторонам изделия.

Для выполнения плетения прут А закладывают за первым стояком, затем им огибают второй и третий стояки снаружи, а четвертый – изнутри (фото 9). Конец прута выводят наружу. За соседний стояк справа просовывают прут В под прут А (фото 10), таким же образом огибают два стояка снаружи и один изнутри, затем выводят прут наружу. С третьим прутом С поступают так же, как с прутьями А и В. В результате получают три рабочих прута (фото 11).

Начинают плетение левым прутом, затем повторяют те же манипуляции с двумя другими: две стойки – снаружи, одну – изнутри, прут – наружу. Так плетут до конца первого ряда (фото 12).

Переход на второй ряд должен быть плавным. Для этого вместо левого прута берут правый. Им огибают два стояка снаружи и один – изнутри, прут выводят наружу (фото 13). Дальше работают средним прутом, затем левым. Образуются три торчащих прута, которые окажутся началом нового ряда (фото 14).


Читайте также: Плетение корзин своими руками из пластиковых лент


Послойное плетение

Такое плетение выполняют несколькими прутьями через одну стойку (фото 15). Для плетения одного слоя потребуется число прутьев, равное количеству стояков. Необходимо взять прутья одинаковой длины и толщины. Плетение начинают комлевым концом прута, который вставляют между стояками. Оплетают второй стояк снаружи; третий – изнутри; четвертый – снаружи; пятый – изнутри и т.д. Данное плетение напоминает простое, однако направлять прут нужно вверх по диагонали под углом 10-15 градусов. Чем больше наклон и количество прутьев, тем выше получается слой плетения. Каждый новый прут вставляют слева от предыдущего и вплетают его между следующими стояками, чередуя плетение снаружи и изнутри (фото 16). Таким образом, изделие плетут по всему периметру.

Заплетают столько прутьев, сколько стояков в изделии (фото 17). Последний прут подсовывают под первый и закладывают между вторым и третьим стояками. Дальше плетут между стояками. При необходимости послойное плетение можно выполнять не одним прутом, а двумя или тремя (фото 18).

Способов плетения много, но все они являются производными тех основных приемов, которые были рассмотрены выше. Попробуйте, и вам наверняка понравиться. А когда увидите творения рук своих, они поднимут настроение и придадут уверенности в себе.

© Автор: Наталья Кузнецова

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРИЦ, И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. РЕКОМЕНДУЕМ — ПРОВЕРЕНО 100% ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

  • Как сплести корзину своими руками? Самостоятельное плетение корзины из ивовых…
  • Хлебница из лозы своими руками – пошаговое фото КАК СПЛЕСТИ ХЛЕБНИЦУ ИЗ ЛОЗЫ…
  • Как сплести корзину для укрытия Корзина для укрытия своими руками Для…
  • Садовая фигурка (кошка) своими руками из проволоки Как делают садовые фигурки из…
  • Диск Кумихимо своими руками для плетения шнуров ДИСК КУМИХИМО И ПЛЕТЕНИЕ НА…
  • Плетеная кружка-конфетница своими руками из бумажных трубочек КАК СПЛЕСТИ КРУЖКУ ИЗ БУМАЖНЫХ…
  • Мебель из газетных трубочек своими руками – тумбочка Тумбочка с плетеными дверцами После ремонта…

    Подпишитесь на обновления в наших группах и поделитесь.

    Будем друзьями!

  • kak-svoimi-rukami.com

    Базовые виды плетения из лозы. Часть 1

    Наш мастер подробно покажет три вида плетения из лозы, а также расскажет, как нарастить прут, починить сломавшийся стояк и закончить плетение.

    Для обучения лучше использовать полиротанг, который не ломается, а также его можно переплетать несколько раз. Полиротанг производят из полиэтилена, он считается искусственным аналогом лозы. Для плетения понадобится шаблон с вертикальными стояками.

    Простой способ плетения одним концом

    Возьмите прутик и вставьте его снаружи внутрь заготовки между двумя стояками.

    Начните плести по схеме: один стояк снаружи, один изнутри.

    Во время работы левой рукой прижимайте прут к низу, чтобы плетение было плотным. Плетите до тех пор, пока не закончится прут.

    Чтобы нарастить прут, оставьте его конец внутри заготовки.

    Возьмите новый прут и его конец положите на оставшийся конец прута сверху, прижмите левой рукой и продолжите плести. Следите, чтобы во время работы стояки были ровными.

    Случается, что стояк сломался. Чтобы его поменять, возьмите отвёртку и вставьте её вдоль стояка.

    С помощью плоскогубцев вытащите сломанную часть стояка.

    Заострите новый прут.

    Вставьте новый прут на место старого.

    Излишки обрежьте при помощи секатора.

    Верёвочка в два прута

    Возьмите два прута, вставьте в два соседних промежутка между стояками и прижмите их пальцами.

    Возьмите крайний левый прут и плетите по схеме: один стояк снаружи, один изнутри, чередуя прутья. Плетите до тех пор, пока не закончится длина прута.

    Чтобы нарастить оба конца, возьмите новый прут и подсуньте его под левый конец. Зажмите узлом и продолжите плетение по схеме: один стояк изнутри, один снаружи.

    Получился узелок.

    Верёвочка в три прута

    Такой тип обычно используется в начале плетения стенки. Возьмите три прута и заложите их в три соседних промежутка между стояками.

    Концы прутьев прижмите левой рукой.

    Возьмите крайний левый прут и плетите по схеме: два стояка сверху, один изнутри. Во время плетения прижимайте места соединения.

    Как закончить верёвочку

    Дойдите до начала плетения.

    Как только вы подошли к первому концу прута, начните процесс соединения. Плетение проводить по той же схеме: два стояка сверху, один изнутри; один конец прута должен встретиться с другим (3 пары).

    С помощью молотка подбивайте плетение во время работы, чтобы оно было плотным.

    Обрежьте излишки прутьев секатором, чтобы сделать загибку — способ завершения корзины или абажура.

    bober.ru

    Книга Плетение из лозы читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook

    Плетение из лозыПлетение из лозы

    © сост. И. Скрипник, 2011

    Предисловие

    Лозоплетение известно с древних времен и до сих пор пользуется заслуженным уважением. Эта книга научит вас работать с лозой и самим создавать декоративные украшения и просто необходимые для дома вещи. Здесь собрано все, что касается современного лозоплетения – от советов по выращиванию ивы до практических рекомендаций по изготовлению самых невероятных и оригинальных предметов, которые могут украсить ваш быт. Перед вами раскроется необъятный мир лозы – удивительного природного материала, податливого и твердого одновременно. Но в этом-то и заключается его своеобразие и ценность. Предложенные в книге изделия из лозы смогут пробудить фантазию лозоплетельщиков. В результате вы создадите лучшие и уникальные предметы быта, украшения, мебель, выработаете свой собственный стиль.

    Описаны приемы и способы плетения, как самые простейшие, необходимые для изготовления предметов домашнего обихода, так и более сложные, позволяющие создать художественные изделия. Даны характеристики различных пород ивы, рекомендации по уходу за плантацией этого растения. Приведена технология заготовки материала для плетения.

    Основная цель этой книги – научить любого желающего плести из лозы, позволить ему вырасти до профессионального уровня, показать, что красота кроется даже в невзрачных запыленных кустиках ивы, стоит лишь приложить труд и фантазию, чтобы она проявилась в прекрасных творениях ваших рук. Книга будет полезна всем, кто интересуется историей и практикой лозоплетения. Много нового и интересного найдут здесь и начинающие, и опытные мастера.

    Удачи вам в освоении прекрасного искусства лозоплетения!

    Древнее искусство плетения из лозы

    Из истории лозоплетения

    Кто из нас в детстве не опустошал одуванчиковые поляны и не плел венки из этих чудесных пушистых комочков вперемешку с полевыми цветами и сухой травой? А кто из детей не мастерил в свое время бумажных ковриков и веревочных кукол? Наверное, многие любили это занятие. Но кто задумывался над тем, что плетение – это искусство, по возрасту сравнимое с возрастом человеческого рода? В древности люди не задумывались над тем, заниматься им плетением или нет. Это было необходимостью. Изготовление посуды, сосудов для хранения пищи, различных украшений – без этих ремесел человечество не смогло бы развиваться.

    Промысел, прошедший через века

    Лозоплетение прошло сквозь тысячелетия и дошло до нас практически в первозданном виде. Как можно его модернизировать? Вопрос риторический. И тысячи лет назад, и сейчас человек плетет по одним и тем же принципам, с помощью одинаковых приемов. И в этом есть нечто таинственное и мистическое. Плетение существует как бы вне времени и вряд ли изменится за последующую тысячу лет.

    Другое дело, что изменилась сама цель лозоплетения. В древнем мире оно составляло необходимую потребность, связанную с обустройством человеческого быта. А теперь плетеные изделия служат в основном украшениями. Но это не значит, что они потеряли свой практический смысл. Лозоплетение может оказаться полезным в современном быту. До сих пор народные умельцы изготавливают удивительную по своей красоте и легкости мебель, способную создать конкуренцию современной заводской мебели из ДСП или древесного шпона.

    Но вернемся в древний мир… Плетение из лозы возникло намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища, хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными изделиями из лозы были корзины. Плетение развивалось прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой – велика и многообразна потребность в плетеных изделиях.

    С древнейших времен плетением занимались в Африке и Азии, в Европе и Австралии, в Южной и Северной Америке. Плели из камыша и веревок, ивовой лозы и ротанга, бамбука и тростника. Наверное, наряду с корзинами, рыболовецкие снасти и ловушки для зверей и птиц были первыми и самыми важными для человека «плетеными поделками». Снасти из тонкого ивового прута были прочнее, чем тростниковые или травяные, хотя и не отличались особой гибкостью. Поэтому позднее лозу заменили различные нити и обрезки кожи.

    Сколько же веков насчитывает лозоплетение? Самыми старыми из найденных плетеных предметов считаются египетские и ближневосточные находки. Так, например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетеных стула. Примерно такие же можно увидеть сегодня в мебельных магазинах. Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев использовалась в Древнем Риме – и в домах простолюдинов, и в домах патрициев (они, кстати, были известными ценителями изящества и комфорта). Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты.

    Издревле доказано, что лоза – прекрасный проводник земной энергии. В Древнем Китае участок, выбранный для постройки дома, сначала обследовали с помощью лозы и дом ставили на том месте, где лоза не отклонялась в руках лозоходца. Глубоко символичен тот факт, что когда-то лоза выбирала место для дома, а теперь дом выбирает лозу, дарящую его обитателям душевное равновесие и покой.

    В позапрошлом веке особенно широко лозоплетение применялось во Франции. Лучшие изделия, сделанные искусными мастерами, покрывали позолотой и украшали будуары и дворцы знатных особ. В конце XIX века появились и книги с подробным описанием технологического процесса плетения, золочения и серебрения деревянных и плетеных изделий. В это время плетение вошло в моду. Большой популярностью пользовались плетеная мебель, детские коляски, дорожные сундуки, чемоданы. Плетение от кустарного производства перешло на промышленную основу. Для подготовки мастеров организовывались школы во многих странах мира. На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый крестьянин мог сплести ее при необходимости. Корзинщики-виртуозы выплетали их на любой вкус: маленькие и большие, круглые и прямоугольные, овальные и конические, с простым и сложным плетением, с крышками и без них. И действительно, без корзин в хозяйстве обойтись было трудно. В них носили белье на речку, брали в дорогу, отправляясь в дальний путь, в них собирали урожай, с ними ходили за грибами. Ивовая лоза, податливая и прочная одновременно, часто использовалась в строительстве. Она считалась отличным материалом для возведения стен и крыш. Важно и то, что на постройку, например, сарая из глиноплетневых стен тратится не больше недели. Другим преимуществом является дешевизна. Впрочем, есть и минус – недолговечность постройки. Рассчитан такой плетеный домик в среднем на 10–15 лет использования, хотя, в принципе, может простоять десятки лет (это зависит от умения строителей). Глинобитные подсобные помещения еще несколько десятков лет назад были популярны на юге России и в Украине.

    Ива имеет еще и другое – духовное – значение для русского народа. С давних времен образ ветвистой ивы – это одухотворенный образ частички живой природы. А веточка вербы (одна из разновидностей ивы) – символ веры, символ памяти об усопших. Ее срывали по христианскому обряду весной во время цветения в вербное воскресение и ставили в доме в красном углу – честь, оказанная не многим растениям. Ива охраняет своей торжественной задумчивостью священную память о погибших воинах на больших и малых мемориалах. Она украшает своей зеленью сады и парки, города и поселки.

    Это дерево распространено и ценится не только в России. Городом ив называют, например, столицу Корейской Народно-Демократической Республики город Пхеньян. По берегам реки Тэдонган, на которой стоит город, растут огромные плакучие ивы. Они, как шатром, укрывают набережные – излюбленное место отдыха и раздумий жителей города. Можно привести множество примеров щедрой народной любви к иве, ее гибким волнующим ветвям, шелесту ее листвы, ее трогательной беззащитности и негасимой духовной силе.

    Как видим, ивовый прут дошел до нас в практически первозданном виде. Конечно, изделия из него максимально усложнились, так же, как и техника плетения, однако суть лозоплетения осталась неизменной.

    Одно дело – бытовое лозоплетение, а другое – мода на плетеные изделия, которой следуют практически все слои населения. Лозоплетение – одно из самых демократических ремесел. В России первый бум моды на плетеную мебель начался в конце XVIII века. Ввел ее князь Голицын, воодушевленный впечатлениями от поездки по Европе. Он создал в своем поместье мастерскую, в которой плели мебель и корзины из очищенного ивового прута. В течение следующих десятилетий искусство лозоплетения совершенствовалось русскими мастерами. В конце XIX века в России появляется множество ремесленных школ, которые активно обмениваются опытом с зарубежными коллегами. Вслед за французами русские мастера отбеливают, окрашивают и даже золотят и серебрят лозу. Приходит мода на корзинки, расписанные масляными красками. Лозоплетение становится в России подлинным народным искусством.

    В начале XX века в России ассортимент плетеных изделий просто поражал воображение. Из лозы плели всевозможную мебель, стулья, столы, кресла, диваны, ширмы, этажерки, детские кроватки, газетницы, коляски, дорожные принадлежности, сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, сани, корзинки, детские качели и игрушки. Наверное, не было такого предмета или утвари, которую бы в то время умельцы не смогли бы сплести из лозы.

    Лозоплетением в России занимались практически повсеместно, где росла ива или можно было достать растительный материал, способный ее заменить. В Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской, Казанской, Вятской губерниях были сосредоточены наиболее крупные центры плетения. Развитию этого ремесла способствовала организация школ, в которых обучали плетению.

     

    Одним из наиболее крупных центров плетения было село Большие Вяземы Звенигородского уезда Московской губернии, где развитию промысла способствовал местный помещик князь Д. В. Голицын, который ввел плетение из очищенных прутьев у себя в усадьбе, а затем и в этом селе. Впоследствии здесь было освоено плетение мебели. В 1891 году на средства известного русского мецената С. Г. Морозова для изучения лозоплетения в его наиболее совершенных формах был послан за границу А. И. Березовский. По возвращении он организовал земскую учебную мастерскую на станции Голицыно Московской железной дороги. В мастерской обучали местных кустарей изготовлению модных изделий по отечественным образцам и руководствам, которые поставлял Московский кустарный музей, а также по альбомам и книгам, издававшимся в Лондоне, Вене, Париже, Кельне, Нью-Йорке и других городах мира. Лучшие работники этой мастерской участвовали в международных выставках, завоевывали международное признание и неоднократно получали призы.

    Широкое распространение лозоплетение получило и на белгородской земле в Старооскольском, Корчанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. В каждом из них существовали некогда свои явно выраженные художественные и технологические особенности по изготовлению бытовых изделий из лозы. Известно, что слобода Борисовка Грайворонского уезда была центром кустарных промыслов. Но и здесь лозоплетение как промысел стало развиваться поздно и не имело таких глубоких традиций, которые сохранились в центральных районах России. Причины этого заключались в сильных пережитках крепостничества. Обнищание крестьян сужало внутренний рынок.

    До Великой Отечественной войны и после нее широкое производство плетеных изделий было приостановлено, потому что промышленные приоритеты были расставлены совсем иначе, чем до революции. Однако в 50-х годах ХХ столетия наметилось некоторое возрождение плетеного ремесла. На мебельной Борисовской фабрике был создан цех лозоплетения. Там стали выпускать плетеную мебель и изделия утилитарного назначения. В 1971 году по инициативе художника Ю. П. Агафонова лозу начинают применять с керамикой. В это же время расширяется ассортимент выпускаемой продукции цеха лозоплетения: появляются декоративные сухарницы, конфетницы, панно и много других художественных изделий.

    Изделия из лозы в современном быту

    Мода постоянно возвращается. Сейчас плетеная мебель – легкая, экологичная, изысканная – вновь покоряет Россию. Ее можно увидеть в каталогах и витринах салонов, встретить в гостиничном и ресторанном интерьерах, детских садах и даже в офисах. Плетеные кресла-качалки быстро приживаются в наших квартирах, создавая особый домашний уют. Плетеная мебель охотно заселяет балконы, веранды, чайные домики и прочие «уголки для размышлений».

    Сейчас ивовая лоза уже утратила былую привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, но от этого не стала менее используемой. Плетеная корзина и поныне остается «тарой номер один» для садовников и грибников. Настоящий грибник никогда не отправится в лес с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча попросту превратится в труху. Ивовые ветки содержат большое количество дубильных веществ. Благодаря им грибы долго не портятся, а воздух, проходящий между прутьями, как через фильтр, очищается от вредных микроорганизмов. Кроме того, ивовые прутья впитывают лишнюю влагу и благодаря теплоизоляционным свойствам предохраняют грибы от перегрева.

    Картофельные корзины – прочные, вместительные, легкие – порадуют дачника при уборке картофеля. А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков.

    Плетеная корзина – отличная тара для различной снеди для пикника. В ней пищевые продукты будут надежно защищены от дождя и пыльных бурь. Кроме того, с плетеной корзинкой очень удобно ходить на рынок и в магазин. Ведь более удобной тары для ношения яиц и фруктов люди еще не придумали.

    Из лозы плетут сухарницы, вазы для печенья и конфет, которые могут украсить праздничный стол. Делают из нее легкую и сравнительно дешевую дачную мебель, плетут детские санки и коляски, оплетают старые цветочные горшки.

    Дизайнеры всего мира используют плетеную мебель, корзины, вазы как обязательный элемент весьма популярного стиля кантри. В этот же дизайнерский арсенал входят короба для белья, корзины для бумаг, «ящики» для хранения вещей, забавные корзинки для домашних животных. Все эти мелочи делают дом уютным и наполняют его особым теплом, присущим только природным материалам.

    Но почему же так много красивых и практичных вещей полностью ушло из нашего интерьера? Увы, в какой-то момент люди посчитали лозу неактуальной, и на смену ей пришла суперсовременная синтетика в виде различных пластмасс и полимеров. Действительно, синтетические материалы дешевле и практичнее, но не намного. А с точки зрения эстетического вкуса натуральная лоза не идет ни в какое сравнение с продукцией химической промышленности. У нас есть достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохраненная русской традицией.

    Главные достоинства плетеных изделий – это экологичность, свойственная всем предметам ручной работы, крепость, легкость, характерный приятный запах. Лоза в изделии имеет свойство в течение трех лет приобретать красный оттенок. При бережном отношении к предметам быта они не теряют своих свойств два десятка лет. Природная чистота материала и высокие качества плетеной мебели делают ее все более востребованной. Она создает ностальгическую атмосферу уюта и благополучия дворянских усадеб минувшего века, а золотистое кружево ивовой лозы очаровывает своими умиротворяющими ритмами и словно защищает от стресса.

    Устойчивость к воздействию влаги и высоким температурам дает возможность применять лозу в саунах и бассейнах. Она очень легкая и открытая. К ней приятно прикасаться. Порой ротанговая мебель по сроку своей службы бывает не хуже дубовой. Благодаря используемой технике плетения удается избегать острых углов, создавать обтекаемые, плавно извивающиеся формы и, соответственно, – силуэты в интерьере. Особый шик плетеная мебель приобретает, когда ее создают настоящие мастера своего дела, способные учесть разнообразие фактур плетения и требования, которые выдвигаются к современной мебели. Время от времени лозу комбинируют с тканью, деревом, стеклом, металлом, кожей, расширяя таким образом стилистику предметов. Также не последняя роль отводится конструктивности мебели, поскольку это качество в современном мире во многом определяет конкурентоспособность мебельной идеи для ее запуска в производство.

    К сожалению, настоящую ивовую корзинку (а тем более мебель) сейчас редко можно встретить. Поэтому лучше сплести ее самому, на свой вкус. Плетение ивовыми лентами доступно и школьникам, и людям пожилого возраста. Не вызовет больших финансовых расходов и заготовка материалов, так как природа обильно снабжает мастеров нужным сырьем. Необходимые прутья можно найти около речки, пруда, болота. Ива в изобилии растет вдоль дороги, в садах, оврагах, около дома. Словом, сырье всегда «под руками». Так почему бы не приступить к делу?

    Природный чудо-материал

    Когда говорят о лозе в применении к плетению, то имеют в виду прежде всего лозу ивовую, расщепленные ивовые прутья. Однако для лозоплетения можно использовать и другие материалы, похожие на лозу: камыш, ситник, рогоз, солому злаковых культур, педдиг, рафию, бамбук, лещину. Их используют в комбинации с лозой или отдельно. А вот с виноградной лозой специалисты не рекомендуют работать – она слишком ломкая и пригодна далеко не для всех видов плетения. Лучше всего ее использовать для изготовления ограждений в стиле кантри.

    Чудо-материал – так говорят об ивовых прутьях. Еще древние умельцы приметили в них редкое сочетание гибкости и упругости. Используя эти качества, люди научились плести из лозы множество самых разных по форме и назначению изделий.

    Ива – одна из распространенных древесно-кустарниковых пород умеренного и холодного поясов земного шара, лишь немногие ее виды встречаются в субтропических и тропических областях. Как свидетельствуют данные палеонтологии, ива появилась на земле в весьма отдаленные геологические эпохи. В различных странах Европы, Азии и Америки ее остатки найдены в нижнемеловых отложениях мезозойской эры, в третичном периоде ива была уже широко распространена. Изучение ископаемых ив, найденных в верхнемеловых отложениях, показало, что за многие тысячелетия это растение упростило внутреннюю организацию, приобрело большую пластичность и крайне разнообразные внешние формы, определяющие ее видовое многообразие.

    Ива – одна из ценных древесно-кустарниковых пород, имеющих разностороннее, универсальное применение. Это уникальное лекарственное растение. Ее кора – прекрасный дубитель, а волокно – сырье для изготовления мешковины, веревок и матов. Способность ивы быстро давать большое количество древесины позволяет широко использовать ее и в целлюлозном производстве, при изготовлении пластиков. В степных районах, бедных лесом, древесина кустарниковых ив используется на топливо, а из древовидных ив получают деловые сортименты древесины. Цветение этого дерева начинается значительно раньше, чем у других растений, поэтому ива еще и ценный медонос. Кроме того, ее широко используют для закрепления песков, обрывов и оползней. Наконец, она дает прекрасный, ценный для плетения материал – прут или, как его еще называют, лозу.

    Все ивы можно разделить на два больших вида: кустарниковые и древовидные. Кустарниковые, которых большинство, растут повсюду: по берегам рек и озер, вдоль шоссейных и железных дорог, на болотах и по высыхающим руслам рек. Они первыми «заселяют» лесные вырубки и пожарища, как шубой покрывая почерневшую землю. Растут ивы и по склонам гор, даже на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря. Ветви кустарниковой ивы – это и есть основной материал для плетения. Это одно из самых быстрорастущих растений: однолетние побеги порой достигают высоты 3 м. Древовидные ивы иногда вырастают в красивые могучие деревья. Например, в селе Никольском Смоленской области растет серебристая ива, ствол которой в обхвате превышает 5 м, и возраст, по мнению биологов, составляет более 120 лет. Это дерево-рекордсмен среди сородичей в Нечерноземной зоне России.

    fictionbook.ru

    17 креативных идей плетения из лозы / Домоседы

    17 примеров изделий из лозы для дачи и загородного дома.
    С помощью веток вербы можно сплести поддерживающие опоры для кустов, которые под тяжестью цветов могут обломать ветки.Например, красиво будет смотреться аккуратная оградка из вербовых прутьев, которая будет поддерживать тяжелые цветы пиона.

    Ты можешь украсить свой садовый участок и помочь растениям благодаря таким плетеным находкам. Ведь из прутьев вербы или ивы можно сплети опору для вьющихся растений и лиан. Гибкие прутья — замечательный природный материал.
    Также можно изготовить перголу или декоративный заборчик для сада. Таким образом ты и зонируешь пространство, отделяя место отдыха от основного участка, и дашь вьющимся растением необходимую опору и поддержку.
    Из веточек ивы можно создать вот такую оригинальную беседку. Я просто в восторге от этой идеи!
    Очень мило смотрятся веточки ивы, посаженные в горшок.
    Просто восхитительный декор для сада можно создать из веточек вербы. Правда, чтобы создать такую красоту, нужны навыки лозоплетения и усидчивость. Но результат явно того стоит!
    Как говоит Сергей: «Для для плетения из лозы потребуются совсем несложные инструменты: шило, бокорезы, круглогубцы и резачки. И, конечно же, необходимы терпение, усидчивость и огромное желание плести».
    Вот еще одно интересное место для отдыха, декорированное ветками вербы. А представь, какой красоты можно добиться, если пустить по такой перголе вьющиеся растения.
    Ух, как здорово! Просто нет слов.
    А это интересный пример городской клумбы. Как тебе такая идея?
    С помощью лозы можно сберечь свои растения от зимних холодов.Для этого нужно сплести колпаки для растений из прутьев, установить их так, чтобы растение было внутри, а пространство между растением и стенкой плетеного колпака заполнить сухими листьями. Зимой такие конструкции очень красиво смотрятся, да и летом тоже.

    Еще один интересный пример беседки.
    Мне очень нравятся такие декоративные элементы украшения сада. Пожалуй, попрошу своего знакомого помочь мне сплести нечто подобное.
    Из веток вербы можно создать и такие декоративные «бонсаи», которые будут восхищать и радовать взор домашних и гостей.
    Как бы и мне хотелось видеть такую плетеную красоту возле своего дачного домика.
    Просто удивительное великолепие!
    СОВЕТ
    Заготовку лозы не ведут в период сокодвижения и в зимнее время. Период сокодвижения происходит в такие месяцы: март, апрель, август, сентябрь. Заготовленная в это время лоза будет недостаточно хороша. В весеннее время может наблюдаться нарушение глянцевого покрова, а в летнее — невызревшие верхушки веток.

    domosedy.com

    Плетение из лозы своими руками, пошаговая инструкция

    Плетение из лозы требует усидчивости, так как сам процесс трудоемкий, но при этом сравнительно несложный. Чаще возводят низкие и средние по высоте ограды, если планируется строительство более крупной конструкции, заготавливают прочный материал. Основной этап работ – крепление лозы своими руками. Если нужных навыков нет, следует взять за основу мастер-класс. 

    Подробнее об устройстве

    Любые плетеные изделия, а также ограда, представляют собой сплошное полотно из предварительно подготовленных ветвей деревьев определенных пород. Если обустраивается ограждение, в его основе – столбы. Их также делают из веток, но более прочных и крупных. В зависимости от технологии могут потребоваться добавочные поперечины.

    Главные достоинства плетня:

    • Возможность сделать работу своими руками;
    • Отсутствие фундамента;
    • Плетение из лозы – задача посильная и не занимает много времени;
    • Небольшая себестоимость;
    • Возможность обустроить прямой и криволинейный забор.

    Минусов также достаточно: низкая прочность конструкции; плетение из лозы предполагает сложный ремонт ограды в случае необходимости; конструкция органично смотрится на участке, оформленном в деревенском стиле.

    Какие нужны материалы?

    Для столбов и заборного полотна подбирается дерево определенных пород и размеров. Чтобы не отвлекаться от работы, готовится инструмент.

    Заготовка лозы, веток

    Заготовка лозы

    Самый распространенный материал для плетения – лоза ивы. Она отличается гибкостью и позволяет создать своими руками относительно надежное заборное полотно.

    При самостоятельном изготовлении ограды можно сэкономить на материалах, так как используются ветви ивы, а это дерево довольно широко распространено практически в любом из регионов России.

    Ветви срезаются под углом до 60 градусов. Лучше делать это весной, осенью. Плетение ивовой лозой выполняется после просушки материала.

    Перед укладкой ветви распаривают в горячей воде. Кора снимается. Но можно выполнять плетение ивовой лозой, которую только что срезали. Под столбы готовят прочные ветки диаметром 4-8 см. Их длина должна превышать высоту ограды примерно на треть. Порода дерева для опор: лиственница, сосна.

    Инструмент для работы

    Учитывая, что плетень представляет собой простую конструкцию, для ее изготовления своими руками потребуется лишь основной инструмент: молоток, остро заточенный нож, линейка, плоскогубцы, кисть.

    Для обработки дерева применяют морилку. Плетение ивовой лозой будет более жестким, если применять для крепления проволоку.

    Процесс изготовления

    Основные этапы возведения плетня из ветвей ивы своими руками: разметка, установка опор, плетение подготовленной лозой.

    Подготовка

    Нужно определить границу, по которой будет проходить забор. Затем в угловых точках и в местах установки опор вбивают невысокие колья. Между ними нужно своими руками протянуть веревку. Такие меры позволят возвести ровную ограду. Более тонкие ветви-опоры следует располагать ближе друг к другу – до 50 см.

    Колья основания должны выдержать вес плетеного полотна, поэтому, чем толще стебель, тем толще и крепче должны быть опорные столбы.

    Прочные столбы устанавливают на большем расстоянии. Но удаленность опор зависит еще и от способа установки веток. Столбы снизу покрываются битумным составом, чтобы продлить срок их службы. Различают вертикальное, горизонтальное плетение ивовой лозой.

    Горизонтально-ориентированные ветви

    Варианты плетения: а – в 2-5 прутьев; б – в 2 прута; в – в 2 спаренных прута; г – в 3 прута; д – плетение 2 рядов веревочки в 3 прута.

    Первый прут заводится в грунт или крепится проволокой к опоре. Мастер-класс:

    1. Лозу ивы нужно направлять по траектории, повторяющей восьмерку, при этом необходимо охватить несколько рядом стоящих опор;
    2. Каждый следующий пруток является продолжением предыдущего, соединяйте их поплотней;
    3. Соединение лозы ивы своими руками выполняется посредством проволоки;
    4. Следующий ряд нужно плести так, чтобы он зеркально отображал расположение прутьев первого ряда;
    5. Выполнив укладку 3-4 рядов, производится уплотнение заборного полотна из лозы ивы, это делается своими руками с резинового помощью молотка;
    6. Выступающие края прутьев срезают ножом.

    Плести можно забор из лозы или ивы, используя сразу пучок ветвей. Но для этого применяют более тонкий материал. Но такое плетение лозой для начинающих сложнее выполнить.

    Вертикально-ориентированные прутья

    Добавочный элемент конструкции забора в данном случае – прутья, которые располагают горизонтально между опорами (2-3 шт.). Рекомендуется устанавливать поперечины не дальше 25 см друг от друга.

    Схема забора вертикального плетения

    Тогда плести полотно будет проще. Ветви снизу укрепляют, устанавливая прямо в грунт. Это намного проще, чем, используя метод крепления проволокой. Далее, плести нужно, взяв за основу мастер-класс для реализации горизонтальной технологии.

    Рекомендации по украшению забора и уходу

    Лучше всего плетень вписывается в дизайн ландшафта деревенского стиля. Особенно органично плетеные изделия выглядят на фоне соответствующего экстерьера объекта.

    Декор плетня

    Для подобных ограждений подходит атрибутика, подчеркивающая деревенский стиль: глиняные горшки и прочие изделия из этого материала (кувшины и т. д.), подсолнухи. Рядом высаживают ветвистые цветы.

    Но в первую очередь нужно покрыть конструкцию защитным материалом, обычно это морилка и лак. Осветлить высохшую заготовку можно, используя перекись водорода – ею покрывают дерево.

    Уход

    Срок службы плетеной изгороди недолгий. Но периодически нужно восстанавливать защитное покрытие. Также иногда требуется ремонт плетня. Для этого обычно приходится полностью менять секцию, что обусловлено особенностями устройства забора.

    В качестве элементов декора для плетня могут выступить глиняные горшки, декоративные подсолнухи и другие атрибуты деревенского стиля

    Существует две основные технологии крепления ветвей: вертикальная, горизонтальная. Плести шахматку сложнее. Основные этапы работы при возведении ограды: разметка, расположение столбов по периметру участка, наполнение секций забора. Плести полотно, используя вертикальную технологию несколько проще, так как не нужно соединять лозу между собой.

    Оценка статьи:

    Загрузка…

    Поделиться с друзьями:

    vorotauzabora.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *