Рисунки солнечной системы для 4 класса – Планеты Солнечной системы – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

  • Home
  • Разное
  • Рисунки солнечной системы для 4 класса – Планеты Солнечной системы – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

Как поэтапно рисовать космос

Поверхности планет

Поверхность каждой планеты не однообразна. Даже наше Солнце имеет разные оттенки и черные пятна. На каждой планете изобразите поверхность с помощью кругов и полукругов.

На поверхности Юпитера нарисуйте туман. На этой планете часто происходят песчаные бури и она затянута тучами.

Последние детали – концентрические круги на Солнце. На некоторых планетах изобразите тень, отделив ее с помощью полукруга. Также можно возле Земли дорисовать ее спутник – Луну.

evrikak.ru

Планеты солнечной системы — фото и описание

Наш дом в космосе это Солнечная система — звездная система, состоящая из восьми планет и входящая в состав галактики Млечный Путь. В центре — звезда по имени Солнце. Возраст солнечной системы — четыре с половиной миллиарда лет. Мы живём на третьей планете от солнца. А знаете ли Вы про другие планеты Солнечной системы?! Сейчас мы вам про них немного расскажем.

Меркурий — самая маленькая планета Солнечной системы. Её радиус — 2440 км. Период обращения вокруг Солнца составляет 88 земных дней. За это время оборот вокруг собственной оси Меркурий успевает совершить всего полтора раза. Сутки на Меркурии длятся приблизительно 59 земных дней. Орбита Меркурия является одной из самых нестабильных: там меняется не только скорость перемещения и его удалённость от Солнца, но и само положение. Спутников нет.

Нептун — восьмая планета солнечной системы. Находится достаточно близко от Урана. Радиус планеты — 24547 км. Год на Нептуне равен 60190 суток, то есть где-то 164 земных года. Имеет 14 спутников. Имеет атмосферу, в которой зафиксирован самый сильный ветер — до 260 м/с.
Кстати, Нептун был открыта не с помощью наблюдений, а через математические расчёты.

Уран — седьмая планета в Солнечной системе. Радиус — 25267 км. Самая холодная планета — температура на поверхности -224 градуса. Год на Уране равен 30 685 земных суток, то есть примерно 84 года. Сутки — 17 часов. Имеет 27 спутников.

Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Радиус планеты — 57350 км. По размерам является второй после Юпитера. Год на Сатурне равен 10759 суткам, что составляет почти 30 земных лет. Сутки на Сатурне почти равны суткам на Юпитере – 10,5 земных часов. Наиболее схожа с Солнцем по составу химических элементов.
Имеет 62 спутника.
Главная «фишка» Сатурна — это его кольца. Их происхождение до сих пор не установлено.

Юпитер — пятая по счёту планета от Солнца. Является крупнейшей планетой Солнечной системы. Радиус Юпитера – 69912 км. Это аж в 19 раз больше Земли. Год там длится аж 4333 земных суток, то есть почти неполных 12 лет. Сутки имеют продолжительность около 10 земных часов.
Юпитер имеет аж 67 спутников. Самые крупные из них – Каллисто, Ганимед, Ио и Европа. При этом Ганимед на 8% превышает размер Меркурия, самой маленькой планеты нашей системы и имеет атмосферу.

Марс — четвёртая планета Солнечной системы. Радиус её составляет 3390 км, что почти вдвое меньше Земли. Год на Марсе — это 687 земных суток. Имеет 2 спутника — Фобос и Деймос.
Атмосфера планеты разрежённая. Найденная на некоторых участках поверхности вода позволяет предположить, что какая-то примитивная жизнь на Марсе была когда-то ранее или даже существует сейчас.

Венера — вторая планета солнечной системы. По массе и радиусу она схожа с Землёй. Спутников нет.
Атмосфера Венеры практически полностью состоит из углекислого газа. Процент диоксида углерода в атмосфере — 96%, азота — примерно 4%. Водяной пар и кислород тоже присутствуют, но в очень незначительных количествах. Из-за того, что такая атмосфера создает эффект парника, температура на поверхности планеты достигает 475 °C. Сутки на Венере равны 243 земным дням. Год на Венере — 255 дней.

Плутон — это карликовая планета на рубежах Солнечной системы, являющаяся доминирующим объектом в далекой системе из 6-ти малых космических тел. Радиус планеты — 1195 км. Период обращения Плутона вокруг Солнца составляет примерно 248 земных лет. Сутки на Плутоне равны 152 часам. Масса планеты равна примерно 0,0025 массы Земли.
Примечательно, что Плутон исключен из разряда планет в 2006 году из-за того, что в поясе Койпера находятся объекты которые больше или равны по размерам с Плутоном, из-за чего, даже если его принимать его за полноценную планету, то в этом случае необходимо к этой категории присоединить Эриду — у неё которой почти одинаковый размер с Плутоном.

korki.lol

Как нарисовать Солнечную систему? Пошаговая инструкция

Если у вас есть дети, то вы вместе с ними заново познаете окружающий мир. Вспоминаете, что такое звезды, как луна превращается в месяц, почему зимой холодно, а летом тепло. И, конечно же, рано или поздно дело доходит до знакомства с Солнечной системой. Чтобы лучше понять эту тему, полезно своими руками изготовить макет или нарисовать рисунок всех планет. Безусловно, малышам понадобится помощь мам и пап в этом нелегком деле. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как нарисовать Солнечную систему поэтапно.

Солнечная система как нарисовать

Подготовка к работе

Нам понадобятся простой и цветные карандаши, блестки, стирательная резинка, циркуль, лист бумаги и немного теории. Чтобы понять, как нарисовать Солнечную систему правильно, вспомним школьную программу. Это поможет нам избежать ошибок и недопонимания.

  1. На картинке невозможно передать истинные размеры и расстояния между космическими телами. Ведь если Солнце изобразить размером с теннисный мячик, то Землю надо рисовать маленькой точкой на расстоянии 4 метров от него. Поэтому для наглядности пропорции придется исказить.
  2. В центре Солнечной системы находится звезда, называемая Солнцем. Вокруг нее по эллипсоидным орбитам вращаются различные космические тела, большие и малые. На картинках обычно изображают самые крупные из них — планеты.
  3. Когда мы учились в школе, то запомнили наизусть: всего планет в Солнечной системе девять. Однако в 2006 году Плутон был официально лишен этого звания. Он занял свое место в ряду карликовых планет, куда относятся, кроме него, еще четыре космических тела.
Как нарисовать солнечную систему карандашом

Как нарисовать Солнечную систему карандашом? Эскиз

Приступаем к рисунку. Ставим простым карандашом точку с левой стороны листа, поместив ее примерно посередине. Ведем чуть закругленную линию к центру, устремляя ее немного вверх, как показано на схеме. Затем продолжаем черту вправо, ближе к концу альбомного листа снова приподнимая ее. На этой линии будут располагаться орбиты космических тел. Обозначаем их черточками, помня о размерах.

Как видно на картинках, самой маленькой планетой является Меркурий, самой большой — Юпитер. Решите, будете ли вы изображать Плутон или вслед за учеными исключите его из списка.

С помощью циркуля рисуем большой круг слева. Это — Солнце. Оно должно занимать примерно треть листа, хотя в реальности его размеры по сравнению с другими телами еще масштабнее.

Как нарисовать планеты Солнечной системы?

В тех местах, где были намечены орбиты космических тел, циркулем или от руки чертим окружности. Сначала — маленький Меркурий, потом Венеру и Землю большего размера. Там, где закругленная линия приподнимается, находится Марс. Он больше Меркурия, но меньше, чем Земля и Венера. Все это — планеты земной группы. После них идет пояс астероидов, который мы изобразим позже.

Нарисовать солнечную систему поэтапно

Приступаем к рисованию планет-гигантов, образованных их газа. Юпитер обозначим достаточно большим кругом. Сатурн чуть меньше, вокруг него чертим кольца. Они состоят как из мелких частиц пыли, так и из целых глыб льда, вращающихся вокруг орбиты. На самом деле такие кольца есть и у других планет-гигантов Солнечной системы, но выражены они гораздо слабее. Уран обозначим кругом поменьше, Нептун — чуть крупнее, но обе планеты должны быть намного больше нашей родной Земли. Если хотите нарисовать Плутон, сделайте его совсем крошечным. Теперь стираем все вспомогательные линии.

Добавим цвета

Как нарисовать Солнечную систему в красках? Следуйте нашей инструкции и не ошибетесь! Солнце раскрасьте в ярко-оранжевый цвет с добавлением красных пятен. Меркурий — в серый. Для Венеры понадобится желтый карандаш, для Земли — голубой. Марс знаменит своей красно-оранжевой почвой, богатой железом.

Газовые планеты не имеют твердой поверхности. Они покрыты облаками. На Юпитере, кроме белых облаков, встречаются также оранжевые. Этими цветами и раскрасим его. Для Сатурна понадобится желтый, но не яркий, а бледный. Уран раскрасьте в голубой цвет, почти не давя на карандаш. Нептун точно такой же, но кажется более темным, так как расположен дальше от Солнца. Плутон обозначим светло-коричневым. Наши планеты готовы, осталось добавить последние штрихи.

Как нарисовать планеты солнечной системы

Завершаем рисунок

Пришло время изобразить мелкие небесные тела. Между Марсом и Юпитером находится пояс астероидов. Всего их более 600 тысяч. На рисунке астероиды можно обозначить с помощью множества точек, равномерно распределенных по эллипсоидной орбите.

За планетой Нептун также находится множество ледяных осколков, составляющих пояс Койпера. Плутон — один из крупнейших объектов, входящих в это скопление. Берем карандаш и с помощью точек изображаем это явление. Отсюда в Солнечную систему порой прилетают кометы. Они выглядят как шарик, от которого отходят множество прямых линий разной длины.

Космическое пространство раскрашиваем в черный цвет. Осталось украсить картинку крошечными сияющими звездочками. Для этой цели можно использовать блестки. Рисунок готов.

Теперь вы знаете, как нарисовать Солнечную систему вместе с ребенком и поразить школьного учителя астрономическими познаниями. Надеемся, что совместное творчество доставит вам много удовольствия.

fb.ru

Как нарисовать планеты солнечной системы карандашом

Это мой третий урок из цикла о космосе. Первые два тут:

  1. Как нарисовать космос;
  2. Как нарисовать космонавта;

Мы будем учится как рисовать планеты карандашом. Но сначала несколько познавательных фактов. Вдруг пригодятся на уроках  астрономии:

  • Наша солнечная система – это «звезда по имени Солнце» и ассорти объектов, вращающихся вокруг оного.
  • Есть же  у нас ВЦИОМ. Изучают и изучают общественное мнение. И вот чего наисследовали: выяснили, что треть Россиян полагают, что, что Солнце вращается вокруг Земли. Без комментариев =) Надеюсь, среди вас таких нет?
  • Появилось Солнце 4,6 млрд. лет назад. По крайней мере, так считается. Сами понимаете, что свидетелей не осталось.
  • Греет нас с вами солнышко неспроста. Температура протуберанца, это как бы мини отросток звезды, 6000 Кельвин. А внутри светило раскалено аж до 13 500 000 Кельвин. Даже представить сложно, да и сравнить не с чем. – Взрыв мозга!
  • Планеты в их последовательности от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Мы живем на третьей планете от Солнца. Поздравляю!
  • Есть еще крупный объект в солнечной системе. Плутон. Если спросить родителей, то они дружно скажут, что это еще одна планета. И будут отчасти правы. С момента его открытия в 1930 году Плутон и вправду считался планетой, а вот с 2006 года приняли определение «что такое планета». И Плутон не вписался в него. Так что теперь мы имеем двойную карликовую планету Плутон—Харон.

Демо-урок астрономии закончен, давайте теперь попробуем нарисовать планеты солнечной системы карандашом.

Как нарисовать планеты солнечной системы карандашом

Шаг первый. Рисуем орбиты планет. Их форма – эллипс, близкий к окружности. Но, если смотреть из одной точке, то зрительно мы видим не окружности, а дуги, части эллипсов. Такие, как на рисунке. На линиях наметим положения планет. Шаг второй. Рисуем окружности – планеты. Начинаем с маленького Меркурия, потом Венера и Земля покрупнее, снова небольшая окружность – это Марс и далее, как на рисунке. В левом нижнем углу покажем край Солнца. Шаг третий. Сотрем вспомогательные линии – оси окружностей. Орбиты сделаем более яркими. Шаг четвертый. Добавим других небесных тел: кометы, астероиды. Нарисуем «кольца» к крупным планетам. Шаг пятый. Выполним штриховку. С помощью нее мы должны превратить наши окружности в сферу. Помним, что в центре у нас Солнце, и с его стороны падает свет. А вот противоположная сторона у планеты будет затемненная. Результат должен быть примерно таков: Рекомендую еще интересные уроки похожие по тематике:

  1. Узнаем как рисовать Космический корабль;
  2. Космическую ракету;
  3. Урок рисования нашей планеты Земля;
  4. Узнаем как рисовать звезду;

Еще планирую сделать отдельный урок как нарисовать планету Земля. Может быть, кто-то из наших читателей поможет мне в этом?

dayfun.ru

Солнечная система для детей: планеты, спутники, звезды, системы

В этой небольшой заметке представлен материал на тему: солнечная система для детей. Простым и понятным языком мы описали о солнечной системе, планетах, которые в ней находятся и многих других интересных вещах.

Во Вселенной существует множество объектов, в числе которых планеты и спутники, звезды и систем, а также галактики. Солнечная система, в которых находится и наша планета Земля также полна как планетами, спутниками, так и астероидами, кометами, и многих других интересных объектов. На сегодняшний день ученые предполагают, что наша Солнечная система была образована из гигантского облака газа и пыли. В ней 8 планет, которые делятся на 2-е группы – внутренние планеты (они же планеты земной группы) . В эту группу входит Меркурий, Венера, Земля (третья планета от Солнца) и Марс. И внешние планеты или газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Между этими двумя группами находится пояс астероидов. А за газовыми гигантами располагаются транснептуновые объекты. Самый крупный из которых Плутон. Раньше Плутон считался обычной планетой, но сейчас он причисляется к карликовым планетам и в то же время самым крупным объектом в поясе Койпера.

Пояс Койпера – похож на пояс астероидов, но отличается тем, что он в 20 раз шире его, а также своим составам.

Солнечная система для детейСолнечная система

Как запомнить планеты и их порядок?

Короткие мнемонические фразы они же мнемоники облегчают запоминание разной информации путем образования искусственных ассоциаций.

На этой страничке мы собрали запоминалки планет Солнечной системы для детей, которые облегчат эту, порой, не простую задачу. Единственный нюанс, что когда они придумывались Плутон – относили к планетам, и, поэтому он присутствует почти во всех запоминалках. А как мы знаем — с 2006 года Плутон стал считаться карликовой планетой, и сейчас при заучивании – его можно опускать.

Запоминалки планет Солнечной системы

Запомнить порядок планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) можно по первым буквам слов М-Меркурий В-Венера З-Земля М-Марс Ю-Юпитер С-Сатурн У-Уран Н-Нептун П-Плутон во фразах:

  • Мы Ведь Знаем — Мама Юли Села Утром На Пилюли!
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный.
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт.
  • Мама Всегда Запрещала Мне Юному Следопыту Узнать Названия Планет.
  • Морской Волк Замучил Молодуго Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Парня.
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией.
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет.
  • Можно Вылететь За Марс, Ювелирно Свернув У Нашей Планеты.
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет.
  • Мерял Веня Землю Марусиной Юбкой, Сатиновой да Урановой, Непутёвый он Плут.
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку.
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже.
  • Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами (мнемоника планет Алексея Головнина).
  • Мечтая Выйти Замуж, Мало Юбку Снять — Улыбнуться Надо и Поцеловать.

Запоминание порядка планет с поясом астероидов

Маша Веником Землю Мела, А Юра Сидел У Норы Паука.
То есть в этой фразе добавилось буква «А» — пояс Астероидов.

Запоминалка планет от самой дальней планеты (Плутона) до самой ближней (Меркурия) до Солнца

Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий.

Стихи для запоминания планет

Между волками зайчишка метался,
юркнул, споткнулся, упал —
не поднялся.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз Меркурий, два Венера,
три Земля, четыре Марс.
Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним Нептун.
Он восьмым идет по счету,
и совсем уже потом
и девятая планета под названием Плутон

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!

Стих для запоминания 8 планет без Плутона

Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун

Белый стих для запоминания порядка планет

Мерить век земной мало
юность сада убога
нет плодов

Другие способы запоминания порядка планет солнечной системы для детей и взрослых

Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием.
К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).

Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.

Акронимы для запоминания планет

Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.

Вы тоже знаете какие-нибудь интересные запоминалки или оригинальные способы заучивания планет Солнечной системы? Пишите их в комментариях.

shkolnaiapora.ru

Схема солнечной системы и звезд в космосе рисунок 5 класс

Многие дети мечтают стать космонавтами, совершать космические экспедиции, открывая новые планеты и миры. К сожалению для многих это так и остается мечтой из детства. В детских рисунках про космос можно увидеть космонавтов на луне, или ракеты, летящие к дальним созвездиям, или что-то более близкое, например солнечную систему. Она хоть и наша родная, но все равно такая далекая, и неизведанная.

Созвездие Льва. Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Самая большая звезда этого созвездия — Регул — «царь».

Рисунки созвездий с подписями.

Детские рисунки спутника в космосе.

Ракета в открытом космосе.

Простой рисунок красками.

Рисунок в школу полета Белки и Стрелки.

Космонавт в космической экспедиции.

Созвездие ориона.

Рисунок на тему космос в детский сад.

Планеты солнечной системы. Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Комета, НЛО и космонавт.

Солнечная система 5 класс.

Планета Земля.

Звездное небо.

Плакат солнечной системы.

Зодиакальные созвездия.

Созвездие рыб.

Созвездие Андромеды.

Созвездие Девы.

Созвездие Скорпиона.

Полет ракеты в открытом космосе.

Созвездие льва.

Созвездие весов.

Простой рисунок ученика 2 класса.

Картинка красками.

Астронавты в далеких мирах.

Космолет.

pickimage.ru

Проект «Солнечная система» (4 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №23»

140250, Московская область, Воскресенский район

п. Белоозерский, ул. Молодёжная, д.39, тел. 44-55-084

E-mail: [email protected]

http://vos-licey-23.edumsko.ru/

ПРОЕКТ

на тему

«Солнечная система»

в номинации «Исследовательский проект»

ученика 4- В класса

Журавлева Данилы

Руководитель: Божко Марина Игоревна

г. Воскресенск

2016

Содержание

I. Введение 3

II. Основная часть 3

1. Солнце 3

2. Планеты Солнечной системы 4

3. Космические объекты Солнечной системы 7

4. Дальние объекты Cолнечной системы 7

5. Практическая работа 8

III. Выводы 10

IV. Список литературы 11

V. Приложения 12

  1. Введение

На уроках «Окружающего мира» меня заинтересовал вопрос, как устроена Солнечная система. Мы выбрали небесные тела Солнечной системы как объект своего исследования.

Целью нашей работы является изучение небесных тел.

Задачи, которые мы поставили

  • Изучить небесные тела Солнечной системы

  • Исследовать изменения Луны

  • Выяснить, каково влияние Солнца и Луны на жизнь людей

Мы выбрали тему «Солнечная система», потому что хотели больше узнать о Солнечной системе и космосе. Мне очень интересно было узнать, есть ли жизнь на Марсе? Какая планета самая холодная? Какие ещё есть космические объекты? Почему Луна меняет форму? Как происходит затмение? Как влияют небесные тела на жизнь человека?

Солнечная система — это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света — Солнце.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс (рис.1). Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу. Планеты гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун (рис.2). Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

II. Основная часть

  1. Солнце

Первым небесным объектом, сведения о котором мы изучили, была звезда Солнце. Солнце (рис.3) представляет собой гигантский огненный шар очень высокой температуры. Что интересно, солнце светит почти белым светом, но у поверхности планеты Земля за счет сильного рассеивания приобретает желтый цвет, а при ясной погоде вместе с голубым цветом неба лучи Солнца вновь приобретают белое освещение. Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы.

Солнце самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому при содействии других благоприятных факторов на Земле есть жизнь (рис 4). Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты, мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат (рис 5), а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.

Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Солнечная активность меняется в сторону уменьшения или усиления примерно раз в 11 лет.

  1. Планеты Солнечной системы

Давайте начнем увлекательное знакомство с планетами Солнечной системы по порядку составленного мною «топа», в котором я учитывал то, чем планеты отличаются от остальных.

Самая маленькая и самая близкая к Солнцу планета Меркурий (рис.6) Название планете дали древние римляне, которые почитали бога Меркурия как покровителя воров, путешественников и торговцев. В Древней Греции её называли сразу двумя именами — Аполлоном (бог солнечного света, покровитель искусств и науки) утром и Гермесом (шустрый посланник богов) вечером. Причем греки не знали, что видят одну и ту же планету. Меркурий так медленно вращается вокруг своей оси, что проходя полный круг вокруг солнца, совершает оборот вокруг своей оси всего 1,5 раза, из-за чего солнечные сутки на планете длятся 58 земных суток.

Самая яркая планета – Венера. Планета получила своё название в честь Венеры, богини любви из римского пантеона. Венеру (рис.7) очень часто называют «сестрой» Земли, поскольку их размеры и масса очень приближены друг к другу, но существенные отличия наблюдаются в их атмосфере и поверхности планет. Ведь если большая часть Земли покрыта океанами, то на Венере увидеть воду просто невозможно. На Венере постоянно происходят вспышки молний.

Самая пригодная для жизни – планета Земля. Третья от Солнца Земля (рис.7), ставшая нашим домом, имеет спутник – Луну, в состав атмосферы входят важные элементы водорода, углерода, которые делают возможным на Земле жизнь. Поверхность Земли состоит на 2/3 из воды, остальная часть это континенты, где и в воде и на суше развивается жизнь. Земля единственная из всех планет Солнечной системы, имеет океаны, — они покрывают более семидесяти процентов ее поверхности. Кислород на Земле, не критическая температура на поверхности планеты и другие свойства дали благоприятную возможность для существования растительного, животного мира и жизни человека на Земле. Наша планета играет уникальную роль в Солнечной системе, ведь Земля – единственная планета, на которой есть жизнь! Только на Земле присутствует атмосфера, в которой может дышать человек и все живые организмы. У планеты Земля есть один естественный спутник –Луна (рис. 9). Если не брать в расчет Солнце, то именно Луна является самым ярким светилом, которое можно наблюдать с Земли.

Наиболее таинственная и спорная планетаМарс (рис.10). Небольшая планета, которая представляется невооруженным глазом, известна как красная планета. Названа в честь Марса — древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Имеет два спутника – Фобос (страх) и Деймос (ужас). На важнейший из вопросов волнующий ученых – есть ли жизнь на Марсе — однозначный ответ так и не получен. Однако есть факты, свидетельствующие о том, что жизнь на планете могла быть в прошлом. Ученые постоянно получают косвенные свидетельства наличия жизни на марсе в прошлом, по крайней мере, на уровне микроорганизмов. Единственное явление, которое наблюдается на Марсе это пылевые бури, принимающие иногда глобальный марсианский размах.

Самая крупная планета в Солнечной системе, состоящая из газа, слои которого находятся в постоянных вихреобразных движениях — Юпитер (рис.11) – пятая от Солнца планета. Его масса Назван в честь верховного бога Юпитера у римлян и Зевса у греков. Размеры Юпитера превышают размеры Земли в 318 раз. Несмотря на большие размеры Юпитера, сутки на планете длятся около 10 часов. Интересной загадкой является Большое красное пятно (рис.12). Учёные считают, что это огромный ураган, который вращается со скоростью более 300 км\ч уже несколько столетий.

Наибольшее количество спутников у Сатурна. У него же самые ярко-выраженные кольца вокруг планеты, которые легко разглядеть в обычный телескоп (рис.13). Сатурн назван в честь римского бога Сатурна, аналога греческого Кроноса (Титана, отца Зевса). Эта удивительная и красивая планета имеет систему колец с миллиардами маленьких объектов: частиц льда, железных и каменных пород, а также много спутников — все они вращаются вокруг планеты.

Это самая холодная планета Солнечной системы, самая низкая зафиксированная температура равна -224°C. Планета Уран (рис.14) названа в честь греческого бога неба Урана. Это седьмая по счету планета солнечной системы, она имеет 27 спутников и 13 колец. Эта необычная планета видна наблюдателю в синих и зеленых цветах.

Самая «ветреная» планета Нептун (рис.15) — это последний из четырех газовых гигантов, принадлежащих солнечной системе. Из-за синего цвета планета получила свое название в честь древнеримского владыки океана — Нептуна. Сама атмосфера обладает повышенной активностью, где мощные ветра дуют со скоростью свыше 2000 км/ч, образуя огромные пятна размером с нашу планету.

  1. Космические объекты Солнечной системы

Кометы (рис.16) — несущиеся на огромной скорости и путешествующие по огромным орбитам, проложенным во вселенной, кометы, так называются эти небесные тела, состоят из яркой светящейся головы и невероятно длинного (до 100 миллионов км) шлейфа хвоста. Комета представляет собой небесное тело малых размеров, состоящее изо льда с вкраплениями пыли и каменных обломков. При приближении к солнцу лед начинает испаряться, потому за кометой остается хвост, растягивающийся порой на миллионы километров. Хвост кометы состоит из пыли и газа.

Астероиды (рис.17) — подобно планетам, только совсем небольших размеров, астероиды вращаются вокруг Солнца, они имеют каменистую структуру поверхности и по некоторым характеристикам бывают похожи на небольшие планеты, поэтому их иногда называют «малые планеты». Наибольшее скопление астероидов находится между Марсом и Юпитером, эта зона получила название «пояс астероидов». Астероиды имеют самые разные размеры: маленькие от нескольких десятков сантиметров в диаметре, как кухонная кастрюлька, и крупные диаметром до 250 и выше км.

Метеориты (рис.18) — падающие звезды — так называют метеорный дождь, который происходит каждый год в начале августа и в другие промежутки в течении года. Иногда «падающие звезды» метеориты можно увидеть невооруженным глазом, они мелькают, словно искорка.

  1. Дальние объекты Солнечной системы

Самая далекая в Солнечной системе планета Плутон (рис. 19) Ее называют «ледяная планета». По своим характеристикам могла бы относиться к земной группе планет, но с 2006 года по решению Международного Астрономического Союза Плутон причислили к карликовым планетам наряду с Эридой и Церерой.

  1. Практическая работа

Более всего нас интересовал спутник Земли и его влияние на людей и их жизнь. Откуда появились такие временные измерения как «месяц» и «неделя»? Как Луна влияет на жизнь людей?

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности. Первым, кто описал свойства и характеристики Луны, был итальянский астроном Галилео Галилей, он описал горы, кратеры и равнины на поверхности Луны. В XX веке 3 февраля 1966 года на Луну впервые прилунился спускаемый аппарат Луна-9, а несколькими годами позже 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека.

В течение месяца мы наблюдали за изменениями Луны и заносили результаты наблюдений в наш дневник наблюдений «Фазы Луны»:

Дата

Вид Луны

07.09.2015 г.

Фаза Луны: Третья четверть

13.09.2015 г.

Фаза Луны: Новая Луна

19.09.2015 г.

Фаза Луны: Первая четверть

26.09.2015 г.

Фаза Луны: Полная Луна

В результате наблюдения подтвердилось, что в течение месяца Луна проходит четыре фазы. Она то «смотрит» на нас полным круглым диском, то начинает уменьшаться, становясь серпом, а потом и вовсе исчезает с небосвода, а затем опять является нам в виде растущего серпа (рис.20). Смена фаз происходит потому, что между Луной и Солнцем примерно в равные временные промежутки встает Земля. Поэтому тень нашей планеты заслоняет Луну – частично или полностью.

Каждая фаза Луны продолжается 7,4 земных суток, а отсчет лунных фаз начинается с новолуния. Каждая фаза Луны соответствует одной из четырех природных стихий — огню, земле, воздуху или воде. Через каждые 7 дней наступает новая лунная фаза.

Что бы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая. Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

2016 год дает возможность наблюдать сразу 6 затмений. К ним относятся 4 частичных солнечных затмения и 2 полных лунных затмения, отличающиеся необычно большой длительностью.

Как же происходит затмение Луны? В результате проведенного опыта выяснилось, как происходит лунное затмение (рис.21) и почему Луна меняет форму на небосклоне. Тень от Земли перекрывает диск Луны и вместо светящегося лунного диска можно увидеть тёмный круг (рис.22). Для этого опыта мне потребовался фонарик и два разных по размеру шара.

Какова же роль Луны на людей? В результате наших исследований мы узнали, что роль Луны в жизни нашей планеты очень велика. Два раза в сутки уровень Мирового океана меняется – вода «наступает» на сушу по время приливов и «отступает» с отливом. Приливам и отливам океан обязан притяжению Луны. Когда Луна проходит над определенной точкой, происходит прилив – поднятие воды. Покидая эту точку Луна «отпускает» воду – так начинается отлив. Оказывается, Луна притягивает к себе воду. Так же Луна влияет на самочувствие и здоровье животных.

Интересуются ли мои одноклассники небесными объектами и их влиянием на землян? С этой целью был проведен опрос: «Что Вы знаете о Солнечной системе» в «4-В» классе (диаграмма 1). В результате выяснилось, что из 20 респондентов

  • 75% интересно узнавать новое о Солнечной системе

  • 80% опрошенных знают, как отличить фазы Луны

  • 90% — не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

После презентации проекта данные изменились (диаграмма 2):

  • 90% интересно узнавать новое о Солнечной системе

  • 98% опрошенных знают, что Луна меняет форму в течение месяца

  • 5% — не знают, почему меняется форма Луны в течение месяца

  1. Выводы

В состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси. Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности.

Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун, а наибольшая планета – Юпитер — по диаметру в 11 раз обогнала Землю.

Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

Жизнь на других планетах не обнаружена, что позволяет сделать вывод о том, что жизнь на них не существует.

В результате проведенного исследования мы изучили особенности небесных тел Солнечной системы, исследовали изменения Луны, узнали о влиянии Луны (приливы и отливы, физиологическое состояние человека) и Солнца (участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека, определяет световой день) на нашу планету и людей.

Наши исследования и эксперименты помогли получить дополнительные практические знания одноклассникам, расширили кругозор сверстников, что подтвердилось проведенными опросами, а также стали стимулом для моей дальнейшей исследовательской деятельности.

  1. Список литературы.

  1. Бул Михаэль «Все обо всем. Космос», Москва, Астрель 2003 г.

  2. Вайнберг А. «Детская энциклопедия Астрономии», ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2008 г.

  3. Дубкова С. И. «Сказки звездного неба», Белый город, 2004 г.

  4. Ранцини Жанлука «Космос. Сверхновый атлас Вселенной»/Перевод с английского Г. Семеновой. М.: Эксмо, 2005 г.

  5. Фарндон Джон «Детская энциклопедия космоса», Москва, ЭКСМО, 2009 г.

  6. «Звезды и планеты», Москва, Астрель 2008 г.

  7. «Моя первая энциклопедия. Космос», Москва РОСМЭН 2010 г.

  1. Приложения

планеты земной группы

Рис.1

планеты гиганты

Рис.2

Солнце

Рис.3

Солнышко

Рис.4

Наше Солнце

Рис. 5

Меркурий

Рис. 6

Венера

Рис. 7

Земля

Рис. 8

спутник Земли Луна

Рис.9

Марс

Рис. 10

Юпитер

Рис. 11

спутники Юпитера

Рис.12

Сатурн

Рис. 13

Уран

Рис.14

Нептун

Рис. 15

кометы

Рис. 16

астероиды

Рис. 17

метеориты

Рис.18

Плутон

Рис. 19

луна меняет форму

Рис. 20

лунное затмение

Рис. 21

C:\Users\Владелец\Desktop\IMG_0460.bmp

Рис.22

Диаграмма 1

Диаграмма 2

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о