Солнечная система для детей схема: астрономия для дошкольников по порядку и без лишних сложностей – Планеты Солнечной системы по порядку для детей: расположение

  • Home
  • Разное
  • Солнечная система для детей схема: астрономия для дошкольников по порядку и без лишних сложностей – Планеты Солнечной системы по порядку для детей: расположение

Содержание

Планеты Солнечной системы по порядку для детей: расположение

Планеты Солнечной системы

Согласно официальной позиции Международного астрономического союза (МАС), организации присваивающей имена астрономическим объектам, планет всего 8.

Текущее положение среди планет Солнечной системы

Плутон был исключен из разряда планет в 2006 году. т.к. в поясе Койпера находятся объекты которые больше/либо равны по размерам с Плутоном. Поэтому, даже если его принимать его за полноценное небесное тело, то тогда необходимо к этой категории присоединить Эриду, у которой с Плутоном почти одинаковый размер.

Планеты Солнечной системы по порядку

По определению MAC, есть 8 известных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Все планеты делят на две категории в зависимости от их физических характеристик: земной группы и газовые гиганты.

Схематическое изображение расположения планет

Планеты земного типа

 

Меркурий

Самая маленькая планета Солнечной системы имеет радиус всего 2440 км. Период обращения вокруг Солнца, для простоты понимания приравненный к земному году, составляет 88 дней, при этом оборот вокруг собственной оси Меркурий успевает совершить всего полтора раза. Таким образом, его сутки длятся приблизительно 59 земных дней. Долгое время считалось, что эта планета все время повёрнута к Солнцу одной и той же стороной, поскольку периоды его видимости с Земли повторялись с периодичностью, примерно равной четырем Меркурианским суткам.  Это заблуждение было развеяно с появлением возможности применять радиолокационные исследования и вести постоянные наблюдения с помощью космических станций. Орбита Меркурия – одна из самых нестабильных, меняется не только скорость перемещения и его удалённость от Солнца, но и само положение. Любой инт

Интерактивная модель солнечной системы

Интерактивная модель солнечной системы

Это интерактивная модель солнечной системы, наиболее заметных с Земли планет. Вы можете посмотреть положение планет в широком диапазоне дат. Как интерпретировать эту картинку описано ниже.

Если вы видите этот текст, значит что-то пошло не так. Возможно у вас отключён JavaScript.

Кнопки проматывают календарь на день, месяц и год в разных направлениях. Если удерживать кнопку, то включается автоматическое повторение нажатия.

На модели (в порядке от Солнца) изображены планеты:

  • Меркурий (☿)
  • Венера (♀)
  • Земля (♁)
  • Марс (♂)
  • Юпитер (♃)

На этой модели Земля вращается против часовой стрелки.

Давайте предположим, для простоты, что мы видим на небе ровно половину эклиптики. Определение точных границ видимой части эклиптики для нас сейчас не принципиально.

Видимая половина эклиптики показана стрелками.

Рассмотрим, для примера, положение планет на четвёртое августа 2013 года.

Полдень

Солнце в зените.

Вечер

Вот земля повернулась (против часовой стрелки) и настал момент, когда Солнце коснулось горизонта. Оно ещё на видимой части эклиптики, мы ещё его видим. Но уже совсем скоро оно окажется за пределами нашей видимости, — на невидимой для нас части эклиптики.

Начало ночи

И вот Солнце зашло. Недалеко от того места, где зашло Солнце (то есть на западе) видна планета Венера.

Полночь

Земля продолжает поворачиваться и у нас наступила полночь. Солнце теперь находится в середине невидимой части эклиптики.

Как видите, сейчас в нашем поле зрения не осталось планет. Так бывает не всегда, но в выбранный день так получилось.

Конец ночи

Земля поворачивается и ночь идёт к концу. И тут одна за другой на востоке появляются три планеты: Юпитер, Марс и Меркурий.

Юпитер восходит первым и успевает подняться выше всех, а Меркурий появляется уже в первых лучах Солнца, которое ещё не видно из-за горизонта, но свет его уже заметен.

Звёзды на этой схеме неподвижны. Зодиак расположен так, что точка весеннего равноденствия расположена вверху. Это Овен (♈). Крайняя левая точка соответствует летнему солнцестоянию — Рак (♋). Нижняя точка — осеннее равноденствие — Весы (♎). И крайняя правя точка — зимнее солнцестояние — Козерог (♑).

Так как знаки зодиака определяются положением Солнца относительно Земли, то из сказанного следует, что если бы на этой схеме были изображены зодиакальные созвездия, то Овен (♈) был бы внизу, Весы (♎) — наверху, Рак (♋) — справа, а Козерог (♑) слева.

То есть в наших примерах планеты Юпитер, Марс и Меркурий будут видны где-то в Раке (♋). Дело происходит, как вы помните, в августе и солнце находится во Льве (♌), как раз не далеко от этих планет.

При всех этих оценках, конечно, надо помнить, что зодиакальные знаки весьма условно соответствуют зодиакальным созвездиям. Не надо забывать и про то, что созвездий на самом деле не 12, а 13: между Скорпионом (♏) и Стрельцом (♐) имеется ещё Змееносец. Оно исключено из рассмотрения астрологической наукой, однако, оно занимает заметную часть эклиптики и Солнце проводит в нём вполне заметное время c 30 ноября по 17 декабря.

Соотношение между радиусам орбит сохранены, однако, все орбиты упрощены до кругов. На такой маленькой схеме эта неточность практически не заметна.

Соотношения между размерами изображённых тел сохранены лишь частично. Солнце и Юпитер изображены значительно меньше. Меркурий и Марс чуть-чуть увеличены.

Соотношения между радиусам планет и орбит не сохранены. Конечно, в таком масштабе планеты были бы просто не видны.

Эфемериды рассчитаны программой swetest.




Отправить

Планеты Солнечной системы для детей

Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет. Одна их них, третья по счёту, и есть наша Земля.

У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу год длится меньше, а на тех которые дальше полный оборот может составлять несколько земных лет. Также планеты вращаются вокруг своей оси. Один такой полный оборот называется сутки. На Земле сутки (оборот вокруг своей оси) равен примерно 24 часам (более точно 23 ч. 56 мин. 4 секунды).

Презентация для детей: Планеты Солнечной системы

Скачать видео презентацию Планеты Солнечной системы

Солнце

Яркая звезда, находящаяся в центре Солнечной системы. Солнце, словно, раскаленный огненный шар раздает тепло своим ближайшим планетам. Правда, тем планетам, которые очень близко к Солнцу (Меркурий и Венера) очень жарко, а тем, которые находятся дальше Марса очень холодно, потому что до них теплые лучи почти не достают. А вот на планете Земля температура оказалась не низкой и не высокой очень удобной для появления и развития на ней жизни.

Меркурий


Эта самая маленькая планета находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

Венера


Вторая планета от Солнца. На ней, как и на Земле есть атмосфера, это такая воздушная оболочка. Только в отличие от нашей земной, состоит не из кислорода, а по большей части из углекислого газа. Поэтому дышать на Венере невозможно, да и на её поверхности очень-очень жарко. Вот и нет там ни растений, ни животных, ни бактерий.

Земля


Эта голубая планета, третья по счету от Солнца – наш общий дом. Здесь мы живём, животные, люди, рыбы, птицы – все под одной крышей. А крыша у планеты Земля состоит из атмосферы, в которой огромное количество кислорода, необходимого для жизни. Здесь мы строим наш мир, пишем историю и отсюда мы наблюдаем за другими планетами и звёздами. И ещё у планеты Земля есть маленькая подружка — Луна, которая является спутником Земли.

Марс


Красная маленькая планета, четвертая по счету. На ней очень мало кислорода, почти нет. Также почти нет воды, хотя учёные её все время ищут, ведь когда-то её, возможно, было на Марсе очень много. Тогда много-много лет назад на планете могли быть реки, моря и океаны, но потом что-то случилось, и вода исчезла. Эту тайну ещё предстоит разгадать.

Юпитер


Самая большая, пятая планета Солнечной системы. Юпитер состоит из газа, его и называют газовый гигант. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Сатурн


Красивая и необычная планета, шестая от Солнца. Её удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты. Выглядит кольцо, как диск, только на самом деле это не сплошной диск, а тысячи-тысячи мелких камней,  осколков астероидов и пыли.

Уран


Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик.

Нептун


Ледяная очень холодная планета, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд.

Плутон


Когда-то эта планета была девятой по счету и входила в Солнечную систему, но оказалось, что она слишком мала для звания планеты и её теперь называют карликовой планетой и ко взрослым планетам с названия не пускают. Может Плутон ещё совсем младенец и ему просто надо подрасти)

самые большие и карликовые, расстояние и таблица по порядку и по мере увеличения

Бескрайний космос, несмотря на кажущийся хаос, представляет собой достаточно стройную структуру. В этом гигантском мире также действуют незыблемые законы физики и математики. Все объекты во Вселенной, от мала до велика, занимают свое определенное место, двигаются по заданным орбитам и траекториям. Такой порядок установился более 15 млрд. лет назад, с момента образования Вселенной. Не является исключением и наша Солнечная система – космический мегаполис, в котором обитаем мы.

Солнечная система

Несмотря на колоссальные размеры, Солнечная система вписывается в человеческие рамки восприятия, являясь самой изученной частью космоса, с четко определенными границами.

Происхождение и основные астрофизические параметры

Во Вселенной, где существуют бесконечное количество звезд, безусловно, существуют и другие солнечные системы. Только в одной нашей галактике Млечный Путь насчитывается приблизительно 250-400 миллиардов звезд, поэтому нельзя исключать того, что в глубине космоса могут существовать миры с другими формами жизни.

Наблюдение в телескоп

Еще 150-200 лет назад человек имел о космосе скудные представления. Размеры Вселенной ограничивались объективами телескопов. Солнце, Луна, планеты, кометы и астероиды были единственными известными объектами, а весь космос измерялся размерами нашей галактики. Ситуация кардинально изменилась в начале XX века. Астрофизические исследования космического пространства и работы физиков-ядерщиков последних 100 лет дали ученым представление о том, как возникла Вселенная. Стали известны и понятны процессы, которые привели к образованию звезд, дали строительный материал для образования планет. В этом свете становится понятным и объяснимым происхождение Солнечной системы.

Солнце, как и другие звезды, является продуктом Большого Взрыва, после которого в пространстве шло образование звезд. Появлялись объекты больших и малых размеров. В одном из уголков Вселенной, среди скопления других звезд родилось и наше Солнце. По космическим меркам возраст нашей звезды небольшой, всего 5 млрд. лет. На месте ее рождения образовалась гигантская строительная площадка, где в результате гравитационного сжатия газопылевого облака образовались другие объекты Солнечной системы.

Каждое небесное тело обретало свою форму, занимало отведенное ему место. Одни небесные тела под воздействием притяжения Солнца стали постоянными спутниками, двигаясь по собственной орбите. Другие объекты в результате противодействия центробежных и центростремительных процессов прекратили свое существование. Весь это процесс занял порядка 4,5 млрд. лет. Масса всего солнечного хозяйства составляет 1,0014 М☉.Из этой массы 99,8% приходится на само Солнце. Только 0,2% массы приходится на другие космические объекты: планеты, спутники и астероиды, фрагменты космической пыли, вращающиеся вокруг него.

Орбита Солнечной системы имеет практически круглую форму, а орбитальная скорость совпадает со скоростью движения галактической спирали. Проходя через межзвездную среду, устойчивость Солнечной системы придают гравитационные силы, действующие в пределах нашей галактики. Это в свою очередь обеспечивает другие объекты и тела Солнечной системы стабильностью. Движение Солнечной системы проходит на значительном удалении от сверхплотных звездных скоплений нашей галактики, несущих потенциальную опасность.

Место Солнечной системы

По своим размерам и количеству спутников нашу Солнечную систему невозможно назвать маленькой. В космосе имеются малые солнечные системы, которые имеют одну-две планеты и по своим размерам едва заметны в космическом пространстве. Представляя собой массивный галактический объект, звездная система Солнца движется в космосе с огромной скоростью 240 км/с. Даже несмотря на такой стремительный бег, полный оборот вокруг центра галактики Солнечная система совершает за 225 -250 млн. лет.

Точный межгалактический адрес нашей звездной системы следующий:

  • местное межзвездное облако;
  • местный пузырь в рукаве Ориона-Лебедя;
  • галактика Млечный Путь, входящая в Местную группу галактик.

Модель Солнечной системы

Солнце является центральным объектом нашей системы и входит в число 100 миллиардов звезд, входящих в галактику Млечный Путь. По своим размерам оно является звездой средних размеров и относится к спектральному классу G2V Желтые карлики. Диаметр звезды составляет 1млн. 392 тыс. километров, и она пребывает в середине своего жизненного цикла.

Размеры звезд

Для сравнения, размеры Сириуса — самой яркой звезды – 2 млн. 381 тыс. км. Альдебаран имеет диаметр почти 60 млн. км. Огромная звезда Бетельгейзе превосходит наше Солнце по размеру в 1000 раз. Размеры этого супергиганта превышают размеры Солнечной системы.

Ближайшей соседкой нашей звезды по кварталу считается Проксима Центавра, до которой потребуется лететь со скоростью света порядка 4 лет.

Солнце, благодаря своей огромной массе, удерживает возле себя восемь планет, многие из которых в свою очередь имеют свои системы. Положение объектов, двигающихся вокруг Солнца, наглядно демонстрирует схема Солнечной системы. Практически все планеты Солнечной системы двигаются вокруг нашей звезды в одном и том же направлении, вместе с вращающимся Солнцем. Орбиты планет находятся практически в одной плоскости, имеют различную форму и двигаются вокруг центра системы с различной скоростью. Движение вокруг Солнца осуществляется против часовой стрелки и в одной плоскости. Только кометы и другие объекты, в основном находящиеся в поясе Койпера, имеют орбиты с большим углом наклона к плоскости эклиптики.

Схема Солнечной системы

Сегодня мы точно знаем, сколько планет в Солнечной системе, их 8. Все небесные тела Солнечной системы находятся на определенном расстоянии от Солнца, периодически удаляясь или приближаясь к нему. Соответственно, каждая из планет имеет свои, отличные от других, астрофизические параметры и характеристики. Следует отметить, что 6 планет Солнечной системы из 8 вращаются вокруг своей оси в направлении, в котором обращается вокруг собственной оси наша звезда. Только Венера и Уран вращаются в противоположном направлении. К тому же Уран единственная из планет Солнечной системы, которая практически лежит на боку. Ее ось имеет наклон 90° к линии эклиптики.

Модель Солнечной системы

Первую модель Солнечной системы продемонстрировал Николай Коперник. В его представлении Солнце являлось центральным объектом нашего мира, вокруг которого вращаются другие планеты, в том числе и наша Земля. В последствие Кеплер, Галилей, Ньютон усовершенствовали эту модель, разместив в ней объекты в соответствии с математическими и физическими законами.

Глядя на представленную модель можно представить, что орбиты космических объектов расположены на равных расстояниях друг от друга. Совершенно иначе выглядит Солнечная система в природе. Чем больше расстояние до планет Солнечной системы от Солнца, тем больше расстояние между орбитой предыдущего небесного объекта. Наглядно представить масштабы Солнечной системы, позволяет таблица расстояний объектов от центра нашей звездной системы.

Таблица расстояний

С увеличением расстояния от Солнца замедляется скорость вращения планет вокруг центра Солнечной системы. Меркурий — самая ближайшая к Солнцу планета — всего за 88 земных суток совершает полный оборот вокруг нашей звезды. Нептун, расположенный на расстоянии 4,5 млрд. километров от Солнца совершает полный оборот за 165 земных лет.

Меркурий

Несмотря на то, что мы имеем дело с гелиоцентрической моделью Солнечной системы, многие планеты имеют свои системы, состоящих из естественных спутников и колец. Спутники планет совершают движение вокруг материнских планет и подчиняются тем же законам.

Большая часть спутников Солнечной системы синхронно обращаются вокруг своих планет, повернувшись к ним всегда одной стороной. Луна также всегда повернута к Земле одним боком.

Только две планеты, Меркурий и Венера не имеют естественных спутников. Меркурий по своим размерам даже уступает некоторых спутникам.

Центр и границы Солнечной системы

Главным и центральным объектом нашей системы является Солнце. Оно имеет сложное строение и состоит на 92% из водорода. Всего 7% пригодится на атомы гелия, которые при взаимодействии с атомами водорода становятся топливом для бесконечной ядерной цепной реакции. В центре звезды находится ядро диаметром 150-170 тыс. км, раскаленное до температуры 14 млн. К.

Строение Солнца

Краткое описание звезды сведется к нескольким словам: это огромный термоядерный природный реактор. Двигаясь от центра звезды к его внешнему краю, попадаем в конвективную зону, где происходит перенос энергии и перемешивание плазмы. Этот слой имеет температуру 5800К. Видимую часть Солнца составляет фотосфера и хромосфера. Венчает нашу звезду солнечная корона, являющаяся внешней оболочкой. Процессы, происходящие внутри Солнца, оказывают влияние на все состояние Солнечной системы. Его свет согревает нашу планету, сила притяжения и гравитация удерживают объекты ближнего космоса на определенном расстоянии друг от друга. По мере снижения интенсивности внутренних процессов, наша звезда начнет остывать. Расходуемый звездный материал утратит свою плотность, что приведет к расширению тела звезды. Вместо желтого карлика наше Солнце превратиться в огромного Красного Гиганта. Пока наше Солнце остается такой же горячей и яркой звездой.

Трансформация Солнца в красный гигант

Границей царства нашей звезды является пояс Койпера и облако Оорта. Это крайне удаленные области космического пространства, на которые распространяется влияние Солнца. В поясе Койпера и в Облаке Оорта находится масса других объектов различных размеров, которые так или иначе влияют на процессы, происходящие внутри Солнечной системы.

Облако Оорта представляет собой гипотетическое пространство сферической формы, окружающее Солнечную систему по всему внешнему диаметру. Расстояние до этой области космоса составляет более 2 световых лет. Эта область является родиной комет. Именно оттуда к нам прилетают эти редкие космические гости, долгопериодические кометы

В поясе Койпера сосредоточен остаточный материал, который был использован в процессе формирования Солнечной системы. В основном это мелкие частицы космического льда, облако замершего газа(метана и аммиака). Встречаются в этом районе и крупные объекты, часть из которых являются карликовыми планетами, фрагменты поменьше, схожие по своей структуре с астероидами. Основными известными объектами пояса считаются карликовые планеты Солнечной системы Плутон, Хаумеа и Макемаке. Космический корабль долететь до них сможет за один световой год.

Между поясом Койпера и глубоким космосом по внешним краям пояса существует сильно разреженная область, в основном состоящая из остатков космического льда и газа.

Пояс Койпера и облако Оорта

На сегодняшний день допускается существование в этом районе нашей звездной системы крупных транснептуновых космических объектов, одним из которых является карликовая планета Седна.

Краткая характеристика планет Солнечной системы

Ученые подсчитали, что масса всех планет, принадлежащих нашей звезде, составляет не более 0,1% от массы Солнца. Однако и среди этого столь малого количества 99% массы приходится на два самых крупных после Солнца космических объекта — планеты Юпитер и Сатурн. Размеры планет Солнечной системы сильно отличаются. Есть среди них малыши и гиганты, по своему строению и астрофизическим параметрам схожие на несостоявшиеся звезды.

Космические тела Солнечной системы

В астрономии принято делить все 8 планет на две группы:

  • планеты с каменной структурой относятся к планетам Земной группы;
  • планеты, представляющие собой плотные сгустки газа, относятся к группе планет газовых гигантов.

Ранее считалось, что в систему нашей звезды входит 9 планет. Только совсем недавно, в конце XX века Плутон был причислен к категории карликовых планет, входящих в пояс Койпера. Поэтому на вопрос, сколько планет в Солнечной системе на сегодняшний день, можно твердо ответить — восемь.

Карта-схема Солнечной системы

Если расположить планеты Солнечной системы по порядку, карта нашего мира будет выглядеть следующим образом:

  • Меркурий;
  • Венера;
  • Земля;
  • Марс;
  • Юпитер;
  • Сатурн;
  • Уран;
  • Нептун.

В самой середине этого парада планет располагается пояс астероидов. По мнению ученых, это остатки планеты, существовавшей на ранних этапах Солнечной системы, однако погибшей в результате космического катаклизма.

Внутренние планеты Меркурий, Венера и Земля являются самыми близкими к Солнцу планетам, ближе, чем остальные объекты Солнечной системы, поэтому полностью зависят от процессов, происходящих на нашей звезде. На некотором удалении от них расположился древний Бог войны — планета Марс. Все четыре планеты объединяет сходство в строении и идентичность астрофизических параметров, поэтому их относят к планетам Земной группы.

Планеты Земной группы

Меркурий — близкий сосед Солнца — представляет собой раскаленную сковородку. Парадоксальным выглядит тот факт, что, несмотря на свое близкое расположение к раскаленному светилу, на Меркурии наблюдаются самые значительные перепады температур в нашей системе. Днем поверхность планеты нагревается до 350 градусов Цельсия, а ночью лютует космический холод с температурой — 170,2 °C. Венера является настоящим кипящим котлом, где присутствует огромное давление и высокие температуры. Несмотря на свой мрачный и унылый вид, Марс на сегодняшний день представляет наибольший интерес для ученых. Состав его атмосферы, астрофизические параметры, сходные с земными, и наличие сезонов дают надежду на последующее освоение и колонизацию планеты представителями земной цивилизации.

Марс

Газовые гиганты, которые в основной своей массе являются планетами без твердой оболочки, интересны своими спутниками. Некоторые из них, по мнению ученых, могут представлять космические территории, на которых в определенных условиях возможно возникновение жизни.

Планеты земной группы отделяет от четверки газовых планет пояс астероидов — внутренняя граница, за которой находится царство газовых гигантов. Следующий за поясом астероидов, находящийся Юпитер своими притяжением, уравновешивает нашу Солнечную систему. Эта планета является самой большой, самой крупнейшей и самой плотной в Солнечной системе. Диаметр Юпитера составляет 140 тыс. км в поперечнике. Это в пять раз больше, чем у нашей планеты. У этого газового гиганта имеется своя система спутников, которых насчитывается около 69 шт. Среди них выделяются настоящие гиганты: два крупнейших спутника Юпитера — Ганимед и Калипсо — своими размерами превосходят планету Меркурий.

Юпитер и Сатурн

Сатурн — родной брат Юпитера — также имеет огромные размеры — 116 тыс. км. в диаметре. Не менее впечатляющая у Сатурна и свита — 62 спутника. Однако выделяется этот гигант на ночном небосклоне другим — прекрасной системой колец, опоясывающих планету. К наиболее крупным спутникам Солнечной системы относится Титан. Этот гигант имеет диаметр более 10 тыс. км. Среди царства водорода, азота и аммиака никаких известных форм жизни быть не может. Однако в отличие от своего хозяина, спутники Сатурна имеют каменную структуру и твердую поверхность. На некоторых из них существует атмосфера, на Энцеладе даже предполагается наличие воды.

Энцелад

Продолжают ряд планет-гигантов Уран и Нептун. Это холодные мрачные миры. В отличие от Юпитера и Сатурна, где преобладает водород, здесь в атмосфере метан и аммиака. Вместо сгущенного газа на Уране и Нептуне присутствует высокотемпературный лед. Ввиду этого, обе планеты выделили в одну группу — ледяные гиганты. Уран по своим размерам уступает только Юпитеру, Сатурну и Нептуну. Орбита Нептуна имеет диаметр почти 9 млрд. километров. Планете, что бы обогнуть Солнце, требуется 164 земных лет.

Нептун

Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун представляют сегодня для ученых наиболее интересные объекты для изучения.

Последние известия

Несмотря на огромный багаж знаний, которым сегодня обладает человечество, на достижения современных средств наблюдения и исследования, остается масса нерешенных вопросов. Какая на самом деле Солнечная система, какая из планет может оказаться впоследствии пригодной для жизни?

Парад планет

Человек продолжает наблюдать за ближайшим космосом, делая все новые и новые открытия. В декабре 2012 года весь мир мог наблюдать феерическое астрономическое шоу — парад планет. В этот период на ночном небосклоне можно было увидеть все 7 планет нашей Солнечной системы, включая даже такие далекие, как Уран и Нептун.

Более пристальное изучение сегодня ведется с помощью космических автоматических зондов и аппаратов. Многие из них уже сумели не только долететь до самых крайних районов нашей звездной системы, но и за ее пределы. Первыми искусственно созданными космическими объектами, сумевшими достичь границ Солнечной системы, стали американские зонды «Пионер-10» и «Пионер-11».

"Вояджер-1"

Интересно теоретически предположить, насколько глубоко смогут продвинуться эти аппараты за пределы границ? Запущенный в 1977 году американский автоматический зонд «Вояджер-1» после 40 летней работы по изучению планет стал первым космическим аппаратом, покинувшим нашу систему.

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца Как запомнить планеты и их порядок

Что собой представляет Солнечная система

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Солнечная система – это все космические тела, которые вращаются вокруг Солнца согласно своим четко заданным траекториям. К ним относятся 8 планет и их спутники (их состав постоянно меняется, так как некоторые объекты открываются, другие теряют свой статус), множество комет, астероидов и метеоритов.

История возникновения планет

По этому поводу нет определенного мнения, существуют лишь теории и догадки. Согласно самому распространенному мнению, примерно 5 миллиардов лет назад одно из облаков Галактики стало сжиматься к центру и образовало наше Солнце. Сформировавшееся тело имело огромную силу притяжения, и все находящиеся вокруг частицы газа и пыли стали соединяться и слипаться в шары (это и есть нынешние планеты).

Солнце как звезда и центр Солнечной системы

Планеты по своим орбитам вращаются вокруг огромной звезды под названием Солнце. Планеты сами по себе никакого тепла не излучают, и если бы не было света Солнца, который они отражают, то и жизнь на Земле никогда бы не зародилась. Существует определенная классификация звезд, согласно которой Солнце является желтым карликом, возрастом примерно в 5 миллиардов лет.

Спутники планет

Солнечная система не состоит только из одних планет, в нее входят также и естественные спутники, среди которых хорошо известная нам Луна. Кроме Венеры и Меркурия, каждая планета обладает определенным количеством спутников, на сегодняшний день их более 63. Постоянно открываются новые небесные тела благодаря фотографиям, которые делают автоматические космические аппараты. Они способны засечь даже самый маленький спутник диаметром всего 10 км (Леда, Юпитер).

Характеристика каждой планеты Солнечной системы

1.   Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350?), а ночью промерзает (-170?).

2.   Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню.

3.     Земля – единственная планета, на которой есть вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна.4.     Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос.

5.    Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников.6.      Сатурн – самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров.

7.     Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку».

8.      Нептун.  Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас.

До 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон. Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой.  А жаль… Хотя, детям запоминать стало проще.

Ну что? Как вы думаете, помогут наши простые советы запомнить детям планеты солнечной системы? Или вы знаете более легкий способ?

Как рассказывать ребенку о планетах Солнечной системы

Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, его нужно наглядно демонстрировать. Поэтому Вам понадобятся картинки с планетами, созвездиями, небесными телами и звездами. Можете подготовить небольшую компьютерную презентацию и разместить все необходимые изображения в ней. Не лишним будет и короткий видеоролик, исполненный в виде мультфильма. Главное, чтобы Ваш ученик не заскучал и легко воспринимал то, что Вы говорите. Не заваливайте его сложными фразами, рассказывайте обо всем просто и непринужденно. Обучение должно происходить в игровой форме, тогда ребенок не заскучает и запомнит всю основную информацию.

Итак, давайте определимся,

Планеты земного типа

Меркурий

Самая маленькая планета Солнечной системы имеет радиус всего 2440 км. Период обращения вокруг Солнца, для простоты понимания приравненный к земному году, составляет 88 дней, при этом оборот вокруг собственной оси Меркурий успевает совершить всего полтора раза. Таким образом, его сутки длятся приблизительно 59 земных дней. Долгое время считалось, что эта планета все время повёрнута к Солнцу одной и той же стороной, поскольку периоды его видимости с Земли повторялись с периодичностью, примерно равной четырем Меркурианским суткам.  Это заблуждение было развеяно с появлением возможности применять радиолокационные исследования и вести постоянные наблюдения с помощью космических станций. Орбита Меркурия – одна из самых нестабильных, меняется не только скорость перемещения и его удалённость от Солнца, но и само положение. Любой интересующийся может наблюдать этот эффект.

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Меркурий в цвете, снимок космического аппарата MESSENGER

Близость к Солнцу стала причиной того, что Меркурий подвержен самым большим перепадам температуры среди планет нашей системы. Средняя дневная температура составляет около 350 градусов по Цельсию, а ночная -170 °C. В атмосфере выявлены натрий, кислород, гелий, калий, водород и аргон. Существует теория, что он был ранее спутником Венеры, но пока это остается недоказанным. Собственные спутники у него отсутствуют.

Венера

Вторая от Солнца планета, атмосфера которой почти полностью состоит из углекислого газа. Её часто называют Утренней звездой и Вечерней звездой, потому что она первой из звёзд становится видна после заката, так же как и перед рассветом продолжает быть видимой и тогда, когда все остальные звёзды скрылись из поля зрения. Процент диоксида углерода составляет в атмосфере 96%, азота в ней сравнительно немного – почти 4% и в совсем незначительном количестве присутствует водяной пар и кислород.

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Венера в УФ спектре

Подобная атмосфера создает эффект парника, температура на поверхности из-за этого даже выше, чем у Меркурия и достигает 475 °C. Считается самой неторопливой, венерианские сутки длятся 243 земных дня, что почти равно году на Венере – 225 земных дней. Многие называют её сестрой Земли из-за массы и радиуса, значения которых очень близки к земным показателям. Радиус Венеры составляет 6052 км (0,85% земного). Спутников, как и у Меркурия, нет.

Земля

Третья планета от Солнца и единственная в нашей системе, где на поверхности есть жидкая вода, без которой не смогла бы развиться жизнь на планете. По крайней мере, жизнь в том виде, в котором мы её знаем. Радиус Земли равен 6371 км и, в отличие от остальных небесных тел нашей системы, более 70% её поверхности покрыто водой. Остальное пространство занимают материки. Ещё одной особенностью Земли являются тектонические плиты, скрытые под мантией планеты. При этом они способны перемещаться, хоть и с очень малой скоростью, что со временем вызывает изменение ландшафта. Скорость перемещения планеты по ней – 29-30 км/сек.

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Наша планета из космоса

Один оборот вокруг своей оси занимает почти 24 часа, причем полное прохождение по орбите длится 365 суток, что намного больше в сравнении с ближайшими планетами-соседями. Земные сутки и год также приняты как эталон, но сделано это лишь для удобства восприятия временных отрезков на остальных планетах. У Земли имеется один естественный спутник – Луна.

Марс

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Марс, снимок космического телескопа Хаббл в 2003 году

Четвёртая планета от Солнца, известная своей разрежённой атмосферой. Начиная с 1960 года, Марс активно исследуется учеными нескольких стран, включая СССР и США. Не все программы исследования были успешными, но найденная на некоторых участках вода позволяет предположить, что примитивная жизнь на Марсе существует, или существовала в прошлом.

Яркость этой планеты позволяет видеть его с Земли без всяких приборов. Причем раз в 15-17 лет, во время Противостояния, он становится самым ярким объектом на небе, затмевая собой даже Юпитер и Венеру.

Радиус почти вдвое меньше земного и составляет 3390 км, зато год значительно дольше – 687 суток. Спутников у него 2 — Фобос и Деймос.

Планеты Солнечной системы: названия, особенности, история возникновения

Начать рассказ детям о космосе стоит с понятия о Солнечной системе.

Все космические тела, в том числе планеты, вращаются вокруг Солнца. Интересно, что все космические тела следуют по определенной траектории, по своему пути.

Давайте узнаем, какие планеты существуют, и как они называются.

Меркурий

Из всех планет Меркурий самый маленький. Но быстро вращается вокруг Солнца. Так как планета располагается ближе всех к Солнцу, температура здесь очень высокая. Примечательно, что ночью на Меркурии колоссально низкая температура.

Венера

Поверхность этой планеты представлена раскаленной каменистой пустыней. Наблюдать за Венерой трудно, ведь она окутана плотными облаками.

Земля

Пока Земля является единственной планетой, на которой есть жизнь. Но ученые ведут постоянные исследования в этой области. Мы являемся жителями планеты Земля. Спутником планеты Земля является Луна.

Марс

Марс назван в честь римского бога войны. Иногда можно услышать, что Марс называют Красной планетой. Это из-за цвета его поверхности. Вся поверхность Марса покрыта вулканами, кратерами, долинами, пустынями. На Марсе самые высокие горы, а также самые глубокие каньоны во всей Солнечной системе. Ученые предполагали, что на Марсе некогда была жизнь, так как на поверхности планеты находятся ледниковые шапки, когда-то они были водой. У Марса два спутника.

Юпитер

Планета-гигант, которая превосходит Землю массой в 300 раз. Поверхность Юпитера является газовой, планета не имеет твердой поверхности. Юпитер очень быстро вращается вокруг Солнца. День на Юпитере длится всего 12 часов. У Юпитера много спутников, всего их 69.

Сатурн

Сатурн примечателен своими кольцами, состоящими из пыли, камней, льда. Поверхность Сатурна, как и Юпитера, состоит из газовой поверхности. Известно, что планета имеет 62 спутника.

Уран

У Урана также есть кольца, но за ними трудно наблюдать, так как появляются они в определенное время. Уран относится к «ледяным гигантам». На поверхности этой планеты царит ужасно низкая температура (-224°С). Это — самая холодная планета Солнечной системы. Удаленность планеты от Солнца не позволяет лучам нагреть поверхность. На Уране много ледяных облаков. Уран вращается вокруг Солнца в интересном положении: его ось смещена, планета словно лежит на боку.

Нептун

Находится в наибольшей удаленности от Солнца. Нептун был обнаружен не путем наблюдения, а методом математических расчетов. Его поверхность голубого цвета, что делает Нептун особенно красивым и притягательным. На планете бушуют сильные ветры, самые сильные в Солнечной системе.

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок
Объяснение про планеты детям

История возникновения планет

Около 5 миллиардов лет назад вовсе не было ни Солнца, ни планет. Но потом из безграничного облако газа и пыли начало сжиматься, образуя большое ядро. Так образовалось Солнце. А вокруг Солнца стала вращаться космическая пыль и газ, сбиваясь в единое целое. Так эти скопления стали планетами. Сначала планеты были такими же горячими, как Солнце. Но потом лава остыла, затвердела.

Другие способы запоминания порядка планет солнечной системы для детей и взрослых

Еще один способ запоминания порядка планет – это сравнение с другими, но похожими словами и составление предложения с их использованием.
К примеру: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля). Потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран). И не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).

Между двумя богами на букву М: Меркурием и Марсом стоят 2 женщины: Венера и Земля. За богом Марсом стоит его папа — Юпитер. За верховным богом Юпитером — уникальная своими кольцами планета — Сатурн. В названии Сатурн зашифрован как Сатурн (САТ), так и последующие планеты: Уран (УР) и Нептун (Н). Следующий за ними Плутон планетой не является, но выглядит как пёсик Плуто с недоумением смотрящий на пантеон греческих богов перед ним.

Акронимы для запоминания планет

Еще один способ выучить порядок планет – использования акронима – то есть аббревиатуры, которая образуется первыми звуками слов во фразе. То есть это слово, которое можно произнести слитно, при этом оно является сокращением. Для заучивания планет можно запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП.

Техника запоминания исторических дат — одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник — чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко

Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» — символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания

Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).

Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.

Методы кодирования чисел в зрительные образы — достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике даётся заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.

Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» — приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).

При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющихся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» — октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. — открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. — битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года — запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.

Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи)

Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки

Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» — невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.

Шаги

Часть 1

Что искать

  1. 1

    Научитесь различать планеты и звезды. Как правило, планеты ярче звезд. Более того, планеты расположены близко к Земле, поэтому на небе они принимают форму диска, а не крохотной точки.

  2. 2

    Ищите яркие планеты. Тусклые планеты сложно найти, даже если они находятся в зоне видимости. Запомните: проще всего разглядеть Юпитер и Сатурн.

  3. 3

    Запомните цветовую гамму. Каждая планета отражает солнечный свет в определенном цветовом спектре. Поэтому запомните цвета, которые соответствуют планетам.

    • Меркурий мерцает и окрашен в ярко-желтый цвет.
    • Многие ошибочно принимают Венеру за НЛО, потому что она имеет дискообразную форму и окрашена в серебристый цвет.
    • Марс окрашен в красный цвет.
    • Юпитер окрашен в белый цвет и является вторым по яркости объектом на ночном небе.
    • Сатурн окрашен в светло-желтый цвет.

Часть 2

Куда смотреть

  1. 1

    Помните, что огни ночного города помешают вам найти планеты на небе. Поэтому лучше всего разглядывать ночное небо в сельской местности. Если вы находитесь в городе, найдите открытое пространство, где вам не будет мешать свет, который отражается от стен зданий.

  2. 2

    Посмотрите на правое полушарие небесного свода. Так как планеты на ночном небе не расположены рядом друг с другом, необходимо знать, где их искать. Проще всего найти планету, когда она является частью созвездия.

    • Меркурий расположен близко к Солнцу, поэтому в большинстве случаев он не виден из-за сильного солнечного свечения. Но эта планета хорошо видна в середине августа.
    • Марс можно найти ранним утром ближе к горизонту. Эта планета движется на восток.
    • Юпитер расположен очень далеко от Солнца.
    • Яркий Сатурн ищите в созвездии Весов.
  3. 3

    Учитывайте ваше местоположение на Земле. Планеты видны в определенные промежутки времени. Помните, что ранней ночью планеты видны на восточном полушарии небосвода, а поздней ночью – на западном. Определяя периоды видимости планет, учитывайте ваше местоположение на Земле.

Часть 3

Когда смотреть

  1. 1

    Определите период видимости той или иной планеты. Период видимости – это временной промежуток, в течение которого планета видна на ночном небосклоне. Период видимости может простираться от нескольких недель до двух лет. Период видимости планет можно найти в астрономических каталогах.

  2. 2

    Запомните время суток для наблюдения за планетами. Большинство планет лучше видны на рассвете и на закате. Но планеты можно найти и на ночном небе; в этом случае наблюдайте за небесными телами поздней ночью, когда вокруг достаточно темно.

  3. 3

    Определите время, когда конкретные планеты видны на небе каждую ночь. Сопоставьте периоды видимости планет со временем их появления на ночном небосводе, чтобы выяснить время, когда вы сможете наблюдать за определенной планетой (в это время планета будет лучше всего видна).

    • Меркурий виден несколько раз в год. В этом году вы сможете понаблюдать за ним с 5 января по 25 января, с 28 апреля по 21 мая, с 30 августа по 21 сентября и с 19 декабря по 7 января 2017.
    • Марс виден ранним утром. С 16 апреля по 29 июня, планета перемещалась выше по небосводу и при этом становилась ярче.
    • Юпитер можно наблюдать на рассвете. В 2016 году за планетой можно было наблюдать с 7 января по 8 мая в знаке зодиака Дева.
    • Сатурн виден на закате. С 25 марта по 12 августа 2016 года ретроградный Сатурн проходит по знаку Скорпиона, его можно рассмотреть на рассвете.

Советы

  • Если вы наблюдаете за небесными телами в холодное время года, одевайтесь потеплее.
  • Чтобы лучше разглядеть планеты, оградите себя от уличного освещения, выехав за черту города.

Движение планет теперь на экране монитора

Погружаясь в астрономию как науку, человеку неподготовленному бывает трудно представить себе все аспекты космического мироустройства. Для этого оптимально подходит моделирование. Модель Солнечной системы онлайн появилась благодаря развитию компьютерной техники.

Не осталась без внимания и наша планетарная система. Специалистами в области графики была разработана компьютерная модель Солнечной системы с вводом дат, которая доступна каждому. Она представляет собой интерактивное приложение, отображающее движение планет вокруг Солнца. Кроме того, она показывает, как вокруг планет вращаются наиболее крупные спутники. Также мы можем увидеть пояс астероидов между Марсом и Юпитером и зодиакальные созвездия.

Как пользоваться схемой

Движение планет и их спутников, соответствуют их реальному суточному и годичному циклу. Также модель учитывает относительные угловые скорости и начальные условия движения космических объектов друг относительно друга. Поэтому в каждый момент времени их относительное положение соответствует реальному.

Интерактивная модель Солнечной системы позволяет ориентироваться во времени с помощью календаря, который изображен в виде внешней окружности. Стрелка на ней указывает на текущую дату. Скорость течения времени можно изменять, перемещая ползунок в левом верхнем углу. Также есть возможность включить отображение фаз Луны, при чем в левом нижнем углу отобразится динамика лунных фаз.

Некоторые допущения

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Сравнительные размеры нашей Солнечной системы

Столь точная модель Солнечной системы имеет единственный недостаток — непропорциональность размеров объектов и расстояний между ними. Это реализовано по причине того, что при соблюдении масштабов оценить динамику движения планет очень сложно.

Данная реальная модель Солнечной системы позволяет наглядно изучить движение планет и их спутников вокруг Солнца, облегчая освоение астрономии, которая теперь становится еще более увлекательным и легким делом.

Другие модели

Еще одна flash модель Солнечной системы показывает нам не только сведения о планетах, их фотографии и расстояние от Солнца, но и имеет функции приближения и удаления небесных объектов. Эта модель сверху отличается от этой тем, что в ней нельзя вводить произвольные даты и переключать гео- или гелиоцентрический вид. Данная разновидность хорошо подходит в качестве альтернативы первой, и поможет оценить масштабы нашей планетной системы в полном объеме.

Упрощенная схема для детей

Если вы хотите рассказать вашему малышу, который совсем еще мал, о том как вращаются планеты, вы можете ему показать вот эту упрощенную схему, которая не содержит достоверных названий планет, но очень точно отображает суть их вращения вокруг нашего светила.

B напоследок хочу предложить посмотреть видео о том, как выглядит Земля с Международной космической станции

https://youtube.com/watch?v=lYmGoE-PDBY

Что такое Солнечная система

Вселенная огромна и включает в себя множество галактик. Наша Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь, в которой более 100 миллиардов звезд. Но очень мало таких, которые похожи на Солнце. В основном все они — красные карлики, которые и по размеру меньше него, и светят не так ярко. Ученые высказали предположение, что Солнечная система образовалась после возникновения Солнца. Его огромное поле притяжения захватило газо-пылевое облако, из которого в результате постепенного охлаждения образовались частички твердого вещества. Со временем из них сформировались небесные тела. Считается, что Солнце сейчас пребывает на середине своего жизненного пути, поэтому существовать оно, равно как и все зависимые от него небесные тела, будет еще несколько миллиардов лет. Ближний космос астрономами изучен давно, и любой человек знает, какие существуют планеты Солнечной системы. Фото их, сделанные с космических спутников, можно найти на страницах всевозможных информационных ресурсов, посвященных данной тематике. Все небесные тела удерживаются сильным полем притяжения Солнца, которое составляет более 99 % объема Солнечной системы. Крупные небесные тела вращаются вокруг светила и вокруг своей оси в одном направлении и в одной плоскости, которую называют плоскостью эклиптики.

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца  Как запомнить планеты и их порядок

Мнемоника в чистом виде

Выход для современных учащихся придумали еще древние греки. Недаром термин «мнемоника» происходит от созвучного греческого слова, означающего в буквальном переводе «искусство запоминать». Это искусство породило целую систему действий, направленных на запоминание большого объема информации, — «мнемотехники».

Их очень удобно применять, если в просто необходимо внести в память целый список каких-либо наименований, перечень важных адресов или телефонов или запомнить последовательность расположения объектов. В случае с планетами нашей системы такой прием просто незаменим.

План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Солнечная система»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествуем по Солнечной системе»

Цель: Познакомить детей с Солнечной системой

Задача:

1. Знакомство с планетами Солнечной системы, сформировать о них представление.

2. Развитие познавательного интереса, памяти, внимания, речи, умение наблюдать и анализировать.

3. Воспитать бережное отношение к своей планете.

Материал: Презентация «Солнечная система», импровизированный космический корабль, музыка Альберта Артемьева «Космическая сюита», картинка с изображением инопланетянина (для нахождения различий)

Ход занятия: (из картона сделать объемную  ракету, столики сдвинуть вместе и установить в центре ракету, дети сядут за столом по кругу)

Воспитатель: Ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по Солнечной системе! Мы узнаем о тех планетах, спутниках, составляющих нашу галактику. Для начала я приглашаю вас в наш космический корабль, но вот незадача, чтоб наш корабль смог отправиться в полет, нам нужно придумать ему название? (Дети говорят варианты, выбирают наиболее понравившееся, и воспитатель пишет маркером название на ракете)

Отлично! Двигатели запущены, можно начинать путешествие. Звучит музыка Альберта Артемьева – Космическая сюита, запускается первый слайд, Музыка становится тише, второй слайд, педагог читает стих:

По порядку все планеты                                                                                          Назовёт любой из нас:                                                                                           Раз — Меркурий,                                                                                                            Два — Венера,                                                                                                               Три — Земля,                                                                                                             Четыре — Марс.                                                                                                  Пять — Юпитер,                                                                                                 Шесть — Сатурн,                                                                                                       Семь — Уран,                                                                                                          За ним — Нептун.                                                                                                         Он восьмым идёт по счёту.                                                                                            А за ним уже, потом,                                                                                                       И девятая планета                                                                                                       Под названием Плутон.

Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей собственной невидимой нам орбите. Вместе с Солнцем планеты образуют Солнечную систему. На рисунке планеты выглядят примерно одинаковыми по размеру, но на самом деле некоторые из них значительно больше других. (слайд №2) Итак, вы готовы посадить наш корабль на первой звезде – Солнце? (ребята отвечают). Для того чтоб наша ракета совершила посадку нам нужно разгадать загадку: 

Ну-ка кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Правильно, молодцы! Наша ракета совершает посадку! (звучит музыка, слайд №3) Солнце – это самая ближайшая к Земле звезда. Она кажется больше других звезд. Солнце образовалось из сгустков пыли и газа. Оно превратилось в светящийся газовый шар. Наиболее горячая область находится в центре. Поверхность Солнца представляет собой кипящую и бурлящую массу. На солнце есть тёмные области, которые называются солнечными пятнами. Они более холодные, чем вся остальная поверхность Солнца. Ребята, а как вы думаете, что будет, если Солнце потухнет? Можно жить на Солнце? Почему?(дети дают свои ответы)

        На этом экскурсия по Солнцу заканчивается, и чтобы наш космический корабль вновь набрал высоту, давайте объясним значение пословиц: 1. Мешком солнышка не поймаешь. 2. На солнышко во все глаза не взглянешь. 3 Солнышко на всех ровно светит. (ребята, объясняют пословицы) Вот какие вы молодцы, отправляемся к следующей планете, слышите, как мы набираем высоту? (Звучит музыка)

        А вот и следующая планета, но чтоб наш корабль совершил посадку, мы должны составить слоговую и звуковую схему предыдущей звезды. С какой звезды мы прилетели? (Дети отвечают – Солнце, на листочках каждый ребенок делает разбор слова «Солнце», педагог на доске).

 Вот мы и выполнили задание, и наша ракета садиться на планету Меркурий. (слайд №4) Меркурий расположен так близко к Солнцу, что его поверхность сильно раскалённая. Поверхность Меркурия покрыта кратерами. Ребята возможна ли жизнь для человека на этой планете? И почему? Берем курс на следующую планету? Но, чтоб продолжить путешествие, заправим наш космический корабль своими знаниями. Давайте разгадаем загадки. Вы готовы?

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ….телескоп.

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
умный дядя …астроном

Астроном- он звездочет
Знает все наперечет
Только лучше всех видна
В небе полная …луна

До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая…ракета

У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.

Какие вы молодцы! Наша ракета берет курс на следующую планету! (Звучит музыка)Посмотрите в иллюминаторы, что вы видите, путешествуя в космосе? (Дети говорят свои версии)

Посмотрите, вдали виднеется следующая планета – Венера, но чтоб наш корабль совершил посадку, давайте сделаем слоговую и звуковую схему, названия той планеты, с которой мы только что прилетели. Как она называется? (Ребята отвечают – Меркурий и делают разбор слова)Отлично! Все справились с заданием, и мы совершаем посадку (звучит музыка, слайд №5). Венера окружена очень плотной атмосферой и мощным слоем облаков. В атмосфере Венеры содержатся опасные для человека газы: метан, аммиак. Венера покрыта равнинами, на ней имеются горы. На горных вершинах есть следы лавы. На Венере наблюдаются сильные ветры, молнии. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе. Полетели дальше? Для этого разучим стишок:

В честь богини красоты                                                                                         Названа Венера ты!                                                                                                      В темных небесах сияешь,                                                                                  Красотой ты озаряешь. (Звучит музыка)

Мы приближаемся к следующей планете, и пока наш корабль совершает посадку, давайте поиграем.

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты                                                                                       Для полётов по планетам.                                                                                        На какую захотим, на такую полетим!                                                                         Но в игре один секрет –                                                                                  Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

Звучит музыка. Вот мы и приземлились. Узнаете? Как называется эта планета? (слайд №6) Наша планета Земля — это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю отпадающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!

        Ребята, чтобы продолжить путешествие объясните пословицу: Кто земле дает, тому земля втройне отдает? (слушаем варианты) Хорошо, молодцы, а теперь подумайте и ответьте, почему нужно бережно относиться к нашей планете? Что мы с вами можем сделать, чтоб ей помочь? (дети говорят свои версии)Как вы хорошо справляетесь с заданиями, полетели дальше? Звучит музыка. Слайд №7.

        Ребята, чтоб узнать, какая звезда нас ждет впереди, и совершить посадку, отгадайте загадку:

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна)

Правильно, вот мы и приземлились! Расскажите, кто из вас видел луну, какая она? (слушаем рассказы детей)Луна является спутником Земли. Луна расположена очень близко к Земле. Это каменный шар, который вращается вокруг своей оси и вокруг Земли. Из- за вращения Луны Солнце освещает разные её части. Поэтому нам кажется, что Луна меняет свою форму в ночном небе. Когда Солнце освещает скрытую от нас сторону Луны, мы видим на небе лишь чёрное пятно. Это новолуние. Иногда на небе заметна только часть Луны. Это полумесяц. Если Солнце освещает всю поверхность Луны, нам видно полная Луна. На Луне сухо и пыльно. Там нет воздуха и воды, поэтому нет жизни. Поверхность Луны каменистая и холмистая. Она покрыта углублениями, которые называются кратерами. А теперь маленько поиграем:

В небе плавает луна.                                                                                      (покачивания головой в влево и вправо)                                                                                  В облака зашла она.                                                                                                          Раз, два, три, четыре, пять                                                                                                                               (хлопки в ладоши)                                                                                                    Можем мы луну достать. (руки вверх)                                                                    Шесть, семь, восемь, девять (хлопки над головой)                                                      И пониже перевесить. (руки вниз)                                                                            Десять, девять, восемь, семь(ходьба на месте)                                                               Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)

Поиграли? Полетели дальше? Звучит музыка. Ой ребята, посмотрите, кто это сидит на следующей планете? (марсианин или  инопланетянин), Посмотрите, их два! Они совершенно одинаковые, или же в них есть различия? Давайте попробуем их найти? (детям даются изображения инопланетян, для нахождения различий, выполняют задание) 

Вы просто молодцы! Все справились с заданием, и наша следующая планета уже совсем близко (Слайд №8):

Марс – таинственная планета.                                                                                                    Она по размеру чуть больше Луны.                                                                                    Из-за кроваво – красного цвета                                                                           Назвали планету в честь бога войны.

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую пламенную звезду и назвали ее в честь бога войны – Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смена времен года. Поверхность Марса состоит из высокогорий и равнин. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры. Кислорода и водяного пара в атмосфере мало, много углекислого газа. На Марсе очень часто образуются очень сильные пыльные бури. На планете есть огромные горы, на которых лежит снег и лед. Но лед не похож на земной. Это сухой лед. На этом наша экскурсия по планете Марс заканчивается, скажем нашим новым друзьям – инопланетянам до свиданья! (Дети кричат и машут рукой)

Звучит музыка. Слайд №9 Ребята! Посмотрите, какая огромная планета!

Юпитер – больше всех планет,                                                                                                     Но жизни на планете нет.                                                                                                 Повсюду жидкий водород,                                                                                                       И лютый холод круглый год.

Итак, как называется планета, на которую мы с вами прилетели? (дети отвечают Юпитер)Да, правильно! Юпитер – это планета-гигант: она в 1300 раз больше Земли. Вокруг него клубятся белые облака с запахом аммиака, весьма неприятного для человека. Космические корабли, которые подлетали к Юпитеру, зафиксировали очень сильные разряды молний. Долго мы тут с вами не будем задерживаться? Полетели к следующей планете?

Звучит музыка, Ребята, у нашего космического корабля заканчивается энергия, давайте заправим его нашими знаниями? Составим слоговую и звуковую схему слова, обозначающего наше средство передвижения? На чем мы летим? (Дети составляют схемы слова РАКЕТА)

Вот какие молодцы, пока вы выполняли задание, наш корабль подлетел к следующей планете Солнечной системе – Сатурн. Слайд№10.

Сатурн – это планета светло-желтого цвета. Планета сплющена у полюсов, так как очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. Сатурн окружён яркими кольцами. Издалека кольца выглядят как сплошные обручи. У Сатурна колец всего семь. На самом деле каждое кольцо состоит из пыли, камней и льда.

А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета.                                   (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.                              (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца                           (круг руками)
Космонавтам нужен год.                               (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно                         (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет                            (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею                                   (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет .                                  (поднимают руки вверх и машут)

Поиграли? Отдохнули? Путешествуем дальше! Звучит музыка. Наш корабль берет направление на планету Уран. Слайд №11

Уран – лежебока и встать ему лень.                                                                        Подняться планете не в мочь,                                                                               Сорокалетие длится там день,                                                                                         Потом сорокалетие ночь.

Ребята, чтоб наш корабль смог лететь дальше, давайте поиграем в противоположности: Самая большая планета – самая маленькая, Самая жаркая планета – самая холодная планета, самая яркая планета – самая темная планета, планета с кислородом – без кислорода и т.д   Дети называют противоположности.Звучит музыка. Дети, вы молодцы, у нас все получилось и мы летим дальше!

Слайд№12,13 Вот мы и прилетели к последним планетам, это Нептун и Плутон. Нептун – ледяной гигант, имеющий голубой оттенок. Здесь дуют сильнейшие ветры. Плутон самая дальняя планета, поэтому самая холодная.

Ну вот, ребята, мы и познакомились с нашей Солнечной системой, пора возвращаться на нашу планету, которая называется…(дети отвечают)Полетели? Но пока мы с вами путешествовали, случился сильнейший звездопад, и для того, чтобы попасть на нашу планету, давайте соберем рассыпанные звездочки . Подвижная игра «Собери звезды» — вырезаем несколько звезд, нумеруем их. Раскладываем по комнате в труднодоступных местах. Чтобы собрать все звезды, малышу нужно забраться на стул и достать ее, дотянуться, столкнуть ее палкой, залезть на шведскую стенку.  Звучит музыка. Ребята! Мы прилетели на нашу планету, и чтобы посадить корабль, начнем обратный отсчет: 10, 9, 8…..УРА! Мы приземлились!

        Дети, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Какая звезда самая важная для нас, без которой не будет жизни на Земле? Как называется спутник Земли? На каких планетах есть жизнь? Давайте перечислим все планеты, на которых мы побывали? 

Большое спасибо, вам ребятки, за сотрудничество)))                                                                           

Про планеты Солнечной системы для детей

Про планеты для детейСолнечная система

Родители задумываются, какая информация про планеты для детей интересная и познавательная. Ведь перегружать детское воображение не рекомендуется в любом возрасте.

Некоторые особенности передачи знаний о космосе детям

Дошкольники интересуются космосом, но не всю информацию они могут воспринять и правильно понять. На первых порах, им интересно:

  • из чего состоит Солнце;
  • какую роль играет светило в жизни вселенной;
  • по каким причинам наша система названа Солнечной;
  • как расположены планеты;
  • информация по каждой планете и др.

Самые любознательные малыши интересуются вопросами:

  • что такое созвездие;
  • какими они бывают;
  • расположение созвездий на небосводе и т. д.

Методы представления космоса

Не каждый дошкольник способен понять, что такое чёрные дыры, из чего состоят небесные тела, какими свойствами они обладают.

Для того, чтобы объяснить, необходимо выработать тактику. Во-первых, информация должна быт правдива. Во-вторых, нельзя рассказывать серьёзным языком, употреблять специальные термины. Иначе ребёнок быстро потеряет интерес к предмету не захочет продолжать непонятный ему разговор.

Есть методы, при помощи которых можно популярно рассказать про планеты детям. Опыт подсказывает, что ребятам интересна беседа, подкрепляемая показом картинок. Можно использовать фотографии звёздного неба, изображения планет, созвездий. Очень хорошо, когда папа рисует солнце, рассказывает о нём. Причём, светило надо изображать не в виде жёлтого круга с отходящими от него лучами, а в виде планеты, в атмосфере которой содержатся водород и гелий.

Ребёнок должен знать правду о Вселенной. Что человек мало знает о солнечной системе и космосе. Солнце недосягаемо из-за высокой температуры и т. д. В таком же ключе следует рассказать и о других планетах и небесных телах.

Модель небесных тел можно изобразить с помощью пластилина. Это привлекательно и понятно. Главным аспектом является интерес ребенка к предмету. Его любопытство и желание познать больше. В случае, когда малыш задаёт вопрос, на который папа не знает ответа, надо перенести рассмотрение на завтра. А за отпущенное время самому подготовиться к правильному ответу.

Что следует рассказывать

Этот вопрос следует проработать перед тем, как подготовить информацию про планеты Солнечной системы для детей. Лучше всего перечислить и рассказать о наиболее известных небесных телах.

Меркурий

Самая близкая к Земле планета, на которой температура изменчива в течение суток. Колебание составляет от + 350°С днём и до минус 160°С ночью. Одни сутки на Меркурии равны по продолжительности, примерно 60-ти земным. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли. Ребёнку можно предложить придумать животные организмы, которые смогли бы там существовать.

Венера

Размерами схожа с Землёй. Невооружённым глазом, при благоприятной погоде, про рассматривается на звёздном небе. Небесный объект вращается в другую сторону, если сравнивать с вращением других планет. На космическом теле отсутствует вода, а поверхность изрыта кратерами.

Земля

На родной планете присутствует кислород. Благодаря чему, здесь возможна жизнь. Вода также способствует комфорту проживания живых организмов.

Марс

Малышу будет интересно узнать, что поверхность на Марсе красного цвета. Что в последние годы Марс изучается и исследуется с помощью космических аппаратов. Стали реальными полёты на космический объект.

Юпитер

Гигантское небесное тело в нашей Солнечной системе. 12 земных лет равны по продолжительности одному году на Юпитере. Вокруг него вращаются 79 спутников. Юпитер – это газовая планета, отсутствуют поверхность, что делает невозможным существование там живых организмов.

Сатурн

Вторая по размерам планета Солнечной системы, окружена кольцами.

Уран

Седьмую планету называют ледяной планетой. Постоянная температура здесь равна минус 220°С и ниже.

Нептун

У небесного тела 6 колец. На космическом объекте существует атмосфера, а вокруг вращается 14 спутников. Окраска – голубой цвет.

Информация про планеты солнечной системы для детей будет увлекательной, если рассмотреть все небесные тела в красочном разнообразии.

Землю можно раскрасить в зелёные и синие цвета. Это будет подразумевать существование воды и природных объектов – деревьев и цветов, травы и озёр, живых людей и существ. Марс изобразить красны или бордовым цветом. Ярко-синего цвета Нептун украсит галерею небесных тел.

Порядок размещения планетных тел

Все планеты выражаем первой заглавной буквой. Если составить фразу, в которой слова, начинающиеся с буквы названия планеты, будут следовать порядке убывания планеты от Солнца, то дошкольник запомнит расположение планет. Мы постарались рассказать, как донести информацию про планеты для детей.

Расширение границ изучения Вселенной

Нельзя допустить, чтобы рассказ о космосе и Вселенной носил скучный характер. Важно увлечь ребёнка. Вызвать у него интерес к предмету. Только поверхностные знания могут не удовлетворить запросы дошкольника. Следует поведать о Плутоне, который считался 9-й планетой в Солнечной системе. Позднее был удалён из списка. Ребёнку будет интересно послушать об астероидах, которые являются осколками погибших планет. Также интересно происхождение комет, которые пролетают с хвостами из газов.
Отдельной темой должен быть рассказ о Земле и о строении. Космическое тело состоит из ядра, мантии, оболочки. Можно сравнить её с плодом дерева, в котором есть косточка и мякоть. Всё должно быть преподнесено в игровом варианте и тогда ребёнку будет интересно и увлекательно.

Вывод

Мы в вкратце пробежали о чём рассказывать детям, родителям надо более подробно изучить каждый объект Солнечной системы, у нас на сайте вы найдёте всё. Главное, чтобы ребёнок не скучал и ему было увлекательно.

Источник

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *