Технология 2 класс матрешка как сделать – План-конспект урока по технологии (2 класс) на тему: Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование).

  • Home
  • Разное
  • Технология 2 класс матрешка как сделать – План-конспект урока по технологии (2 класс) на тему: Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование).

Содержание

План-конспект урока по технологии (2 класс) на тему: Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование).

Проверка готовности учащихся к уроку. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Показываем мне: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки.

Прежде, чем приступить к работе давайте, повторим правила рабочего человека:

1. Каждый работает за своим рабочим местом.

2. Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно (все, что нужно для работы приготовь заранее)

3. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.

4. Во время работы содержи рабочее место в порядке

5. Кончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.

6. Работать нужно дружно.

-С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?

Выполнение проверочной практической работы. Каждый ученик читает и выполняет на странице 10 задание (тетрадь).

Выбери правильные утверждения и обведи соответствующую цифру кружком.

1. Хохломской росписью украшают мягкие игрушки.

2. Основной цвет фона в хохломской росписи – чёрный.

3. Городецкой росписью украшают прялки, лубяные лукошки, солонки, детские стульчики.

4. Основной цвет фона в городецкой росписи – красный.

5. Гончары Дымковской слободы лепят из красной глины посуду, дудочки – свистульки для детишек.

6. Основной цвет фона дымковской игрушки – белый.

— Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Аня и Ваня. Мы продолжим знакомиться с народными промыслами, а о ком мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которую вам загадает Ваня:

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ответ: Матрешка

Матрёшка – символ России, деревянная куколка с секретом.

Выходят Матрёшки и читают по строчке четверостишие В. Берестова:

Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшёчка!

— Обычно в матрёшках помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А что вы знаете о матрешках? (Ответы детей)

— Я вам предлагаю посмотреть презентацию о нашей героине, затем ответить на мои вопросы.

Просмотр презентации детьми.

— Ребята, а теперь дайте ответ на мои вопросы:

1. Откуда пришла к нам эта красавица? (ИЗ Японии, куклу звали Фукурума, это был добродушный, узкоглазый  старичок, — японское божество долголетия и счастья.

2. Назовите главный секрет Матрешки? (Это кукла с сюрпризом)

3. Из какого материала делают Матрешек? ( Из дерева)

4. Какие породы деревьев годятся для изготовления Матрешек, почему? (Это береза и липа, древесина у них мягкая и легкая)

5. Каких Матрешек вы знаете? (Полхов – майданскую, Сергиево – посадскую, Семеновскую).

66. А чем же они отличаются друг от друга? (Расцветкой, потому что в разных областях нашей Родины их расписывают по – разному).

— Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту.( Несколько учеников вслух читают информацию из учебника).

Давайте попробуем узнать, как изготавливают Матрешку.

На доске подготовлена таблица  «Процесс изготовления матрешек». Задача учащихся – правильно расставить номера действий в соответствии  с последовательностью их выполнения.

1.   (4)    Лакировка

2.   (1)   Выбор дерева

3.   (3)   Подготовка формы под роспись

4.   (2)  Вытачивание формы на токарном станке

После правильной расстановки операций по изготовлению матрешки, вместе с детьми учитель подводит итог: нужно все операции выполнять в определенной последовательности, чтобы изделие получилось правильным и  красивым.

— Ребята , а что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность).

 -Какие материалы можно использовать для аппликаций?(аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани)

-Какие виды тканей вы знаете? (Шелк, шерсть, ситец, фетр и т. д.)

-Из чего делают ткани? (из волокон)

Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Для ткачества используют приспособление, которое называют ткацким станком.

Как мы уже говорили матрешку делают из дерева, но мы  будем делать её необычным способом и из непривычного материала.

Посмотрите на изделие , какой материал использовать будем для изготовления основы матрешки?( картон), для одежды  (кусочки яркой ткани).

А теперь посмотрите на слайд презентации давайте с вами вспомним, что входит в наряд Матрешки? (Дети перечисляют )

— А теперь подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку.

Дети с помощью учителя планируют свою работу.

Давайте составим технологическую карту по которой будем выполнять изделие:

1. Подготовка материалов и инструментов.

2.Заготовка формы матрешки(сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона сделать из картона заготовку)

3. Рисуем основные части матрешки.

4.Создание костюма матрешки( из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку).

5.Украшение матрешки(для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).

Примечание: Этапы карты появляются на интерактивной доске в ходе её составления.

-Давайте выработаем критерии оценки своего изделия.

Дети в процессе дискуссии  находят единые критерии оценивания своих работ.

1.Вариативность используемых материалов.

2. Яркость

3. Оригинальность

4. Аккуратность

— Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы)

Повторим ТБ при работе с ножницами.

  1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
  2. Перед работой проверь исправность инструментов.
  3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  4. Работай только с исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
  6. Следи за движениями лезвий во время работы.
  7. Ножницы клади кольцами к себе.
  8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
  9. Не оставляй ножницы открытыми.
  10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  12. Используй ножницы по назначению.
  13. Во время работы удерживайте материал левой (правой) рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.

-Какой клей будем использовать для работы?

-Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон – основу. Приклеивая вы также должны помнить правила работы с клеем.

-Давайте проведем игру «Клей – невидимка»

-Как вы думаете, почему игра называется клей-невидимка?

-Верно, ведь поделка должна быть чистой, правильно склеенной.

— Повторим  ТБ при работе с клеем.

С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит.

  1. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно в глаза.
  3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
  4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
  5. При работе с клеем пользуйся салфеткой.

 — Откройте рабочие тетради с печатной основой.

1. Проверим, организовано наше рабочее место?(проверка детьми своего рабочего места).

2. По шаблону из рабочей тетради вырежи из картона фигуру матрешки.

3. По шаблону вырежи из ткани детали костюма матрешки и приклей их к основе.

4. По шаблону вырежи из бумаги голову матрешки и приклей её к основе.

5. По шаблону вырежи из бумаги круг, нарисуй лицо и приклей его к основе.

6. Укрась матрешку, используя тесьму, бисер и т.д.

Выполним гимнастику для пальчиков. Учитель показывает движения.

 Пальцы вытянулись дружно

 А теперь сцепить их нужно.

 Кто из пальчиков сильнее?

 Кто из вас сожмет быстрее?

    Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Упражнение повторить 2-3 раза.

-А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.

-Работу можете выполнять индивидуально или в паре.

(Дети самостоятельно выбирают вид работы)

-Опорой выполнения вашей работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей.  (учебник с. 31)

(Звучит аудиозапись «Кукла Матрешка»)

    Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса. Проводит учитель.

 «Нарядные Матрешки»:

Хлопают в ладошки 

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) 

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

-Проверьте, как вы справились с работой, согласно выделенным критериям.

Сейчас каждый выйдет со своей работой, и мы посмотрим, как вы справились с заданием.

(Дети оценивают работы товарищей, отмечая ошибки и понравившиеся  работы.)

(слайд)

(Указать на недостатки, если они есть.)

-Где можно использовать данную аппликацию?

 -Подарок родным и близким или как панно.

В конце урока нам предстоит подвести итог тому, чему мы научились, какое новое знание для себя открыли. Для этого вам предстоит разгадать кроссворд.

(Дети разгадывают кроссворд, потом проверяют себя по следующему слайду)

-Что было сложным при выполнении изделия?

-Какой этап урока вам показался самым интересным?   Почему?

 -Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 -Чему научились?

Дома подготовить сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы изучали. По желанию вместе с родителями изготовьте один из вариантов матрешки.

nsportal.ru

План-конспект урока по технологии (2 класс): Урок на тему «Матрешка»

Проверка готовности учащихся к уроку. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Показываем мне: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки.

Прежде, чем приступить к работе давайте, повторим правила рабочего человека:

1. Каждый работает за своим рабочим местом.

2. Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно (все, что нужно для работы приготовь заранее)

3. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.

4. Во время работы содержи рабочее место в порядке

5. Кончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.

6. Работать нужно дружно.

-С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?

Выполнение проверочной практической работы. Каждый ученик читает и выполняет на странице 10 задание (тетрадь).

Выбери правильные утверждения и обведи соответствующую цифру кружком.

1. Хохломской росписью украшают мягкие игрушки.

2. Основной цвет фона в хохломской росписи – чёрный.

3. Городецкой росписью украшают прялки, лубяные лукошки, солонки, детские стульчики.

4. Основной цвет фона в городецкой росписи – красный.

5. Гончары Дымковской слободы лепят из красной глины посуду, дудочки – свистульки для детишек.

6. Основной цвет фона дымковской игрушки – белый.

— Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Аня и Ваня. Мы продолжим знакомиться с народными промыслами, а о ком мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которую вам загадает Ваня:

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ответ: Матрешка

Матрёшка – символ России, деревянная куколка с секретом.

Выходят Матрёшки и читают по строчке четверостишие В. Берестова:

Шли матрёшки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрёны, три Матрёшки

И ещё Матрёшёчка!

— Обычно в матрёшках помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А что вы знаете о матрешках? (Ответы детей)

— Я вам предлагаю посмотреть презентацию о нашей героине, затем ответить на мои вопросы.

Просмотр презентации детьми.

— Ребята, а теперь дайте ответ на мои вопросы:

1. Откуда пришла к нам эта красавица? (ИЗ Японии, куклу звали Фукурума, это был добродушный, узкоглазый  старичок, — японское божество долголетия и счастья.

2. Назовите главный секрет Матрешки? (Это кукла с сюрпризом)

3. Из какого материала делают Матрешек? ( Из дерева)

4. Какие породы деревьев годятся для изготовления Матрешек, почему? (Это береза и липа, древесина у них мягкая и легкая)

5. Каких Матрешек вы знаете? (Полхов – майданскую, Сергиево – посадскую, Семеновскую).

66. А чем же они отличаются друг от друга? (Расцветкой, потому что в разных областях нашей Родины их расписывают по – разному).

— Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту.( Несколько учеников вслух читают информацию из учебника).

Давайте попробуем узнать, как изготавливают Матрешку.

На доске подготовлена таблица  «Процесс изготовления матрешек». Задача учащихся – правильно расставить номера действий в соответствии  с последовательностью их выполнения.

1.   (4)    Лакировка

2.   (1)   Выбор дерева

3.   (3)   Подготовка формы под роспись

4.   (2)  Вытачивание формы на токарном станке

После правильной расстановки операций по изготовлению матрешки, вместе с детьми учитель подводит итог: нужно все операции выполнять в определенной последовательности, чтобы изделие получилось правильным и  красивым.

— Ребята , а что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность).

 -Какие материалы можно использовать для аппликаций?(аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани)

-Какие виды тканей вы знаете? (Шелк, шерсть, ситец, фетр и т. д.)

-Из чего делают ткани? (из волокон)

Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Для ткачества используют приспособление, которое называют ткацким станком.

Как мы уже говорили матрешку делают из дерева, но мы  будем делать её необычным способом и из непривычного материала.

Посмотрите на изделие , какой материал использовать будем для изготовления основы матрешки?( картон), для одежды  (кусочки яркой ткани).

А теперь посмотрите на слайд презентации давайте с вами вспомним, что входит в наряд Матрешки? (Дети перечисляют )

— А теперь подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку.

Дети с помощью учителя планируют свою работу.

Давайте составим технологическую карту по которой будем выполнять изделие:

1. Подготовка материалов и инструментов.

2.Заготовка формы матрешки(сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона сделать из картона заготовку)

3. Рисуем основные части матрешки.

4.Создание костюма матрешки( из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку).

5.Украшение матрешки(для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).

Примечание: Этапы карты появляются на интерактивной доске в ходе её составления.

-Давайте выработаем критерии оценки своего изделия.

Дети в процессе дискуссии  находят единые критерии оценивания своих работ.

1.Вариативность используемых материалов.

2. Яркость

3. Оригинальность

4. Аккуратность

— Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы)

Повторим ТБ при работе с ножницами.

  1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
  2. Перед работой проверь исправность инструментов.
  3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
  4. Работай только с исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
  6. Следи за движениями лезвий во время работы.
  7. Ножницы клади кольцами к себе.
  8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
  9. Не оставляй ножницы открытыми.
  10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  12. Используй ножницы по назначению.
  13. Во время работы удерживайте материал левой (правой) рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.

-Какой клей будем использовать для работы?

-Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон – основу. Приклеивая вы также должны помнить правила работы с клеем.

-Давайте проведем игру «Клей – невидимка»

-Как вы думаете, почему игра называется клей-невидимка?

-Верно, ведь поделка должна быть чистой, правильно склеенной.

— Повторим  ТБ при работе с клеем.

С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит.

  1. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно в глаза.
  3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
  4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
  5. При работе с клеем пользуйся салфеткой.

 — Откройте рабочие тетради с печатной основой.

1. Проверим, организовано наше рабочее место?(проверка детьми своего рабочего места).

2. По шаблону из рабочей тетради вырежи из картона фигуру матрешки.

3. По шаблону вырежи из ткани детали костюма матрешки и приклей их к основе.

4. По шаблону вырежи из бумаги голову матрешки и приклей её к основе.

5. По шаблону вырежи из бумаги круг, нарисуй лицо и приклей его к основе.

6. Укрась матрешку, используя тесьму, бисер и т.д.

Выполним гимнастику для пальчиков. Учитель показывает движения.

 Пальцы вытянулись дружно

 А теперь сцепить их нужно.

 Кто из пальчиков сильнее?

 Кто из вас сожмет быстрее?

    Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Упражнение повторить 2-3 раза.

-А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.

-Работу можете выполнять индивидуально или в паре.

(Дети самостоятельно выбирают вид работы)

-Опорой выполнения вашей работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей.  (учебник с. 31)

(Звучит аудиозапись «Кукла Матрешка»)

    Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса. Проводит учитель.

 «Нарядные Матрешки»:

Хлопают в ладошки 

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) 

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

-Проверьте, как вы справились с работой, согласно выделенным критериям.

Сейчас каждый выйдет со своей работой, и мы посмотрим, как вы справились с заданием.

(Дети оценивают работы товарищей, отмечая ошибки и понравившиеся  работы.)

(слайд)

(Указать на недостатки, если они есть.)

-Где можно использовать данную аппликацию?

 -Подарок родным и близким или как панно.

В конце урока нам предстоит подвести итог тому, чему мы научились, какое новое знание для себя открыли. Для этого вам предстоит разгадать кроссворд.

(Дети разгадывают кроссворд, потом проверяют себя по следующему слайду)

-Что было сложным при выполнении изделия?

-Какой этап урока вам показался самым интересным?   Почему?

 -Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 -Чему научились?

Дома подготовить сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы изучали. По желанию вместе с родителями изготовьте один из вариантов матрешки.

nsportal.ru

Урок по технологии во 2 классе. Народные промыслы. Матрёшка

Предмет: технология

Класс: 2

Тема: Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами.

УМК: Перспектива и Школа России, авторы учебника Н.И.Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В.Добромыслова.

Тип урока: комбинированный.

Работу выполнила:

учитель начальных классов

ФИО: Козлова Светлана Васильевна.

Школа: МБОУ Ломовская школа

Пед.стаж: 20 лет

Дата выполнения: 17.11.2017г.

Цели и задачи урока.

Цель: изготовить аппликацию матрёшки из разных материалов.

1.Образовательные:

-закрепить знания об изученных народных промыслах,

-познакомить с историей матрёшки,

-закрепить навыки работы с тканью.

2.Развивающие:

-развивать познавательные интересы, аналитические и творческие способности,

-способствовать развитию речи.

3.Воспитательные:

-воспитывать культуру поведения при работе,

-воспитывать бережное отношение к материалу.

Методы обучения:

-словесный

-практический

-наглядный

Формируемые УУД.

Личностные:

-объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;

-уважительно относится к чужому мнению;

-положительно относиться к труду людей.

Регулятивные:

-определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;

-учиться планировать практическую деятельность на уроке;

-работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства;

-осуществлять контроль точности выполнения операций.

Познавательные:

-самостоятельно делать обобщения и выводы;

-понимать особенности декоративно-прикладных изделий;

-анализировать способ создания матрёшки;

-работать с разными видами информации;

-называть материалы.

Коммуникативные:

-уметь слушать и высказывать своё мнение;

-коллективно анализировать изделия;

-учиться выполнять задания с соседом по парте.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации работы в классе:

-фронтальная

-индивидуальная

-работа в парах

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, электронное приложение к учебнику «Технология» 2 класс, рабочая тетрадь с печатаной основой.

Аннотация

Данный урок в программе входит в раздел «Человек и земля», разработан по учебнику Н.И.Роговцевой. Тема урока соответствует тематическому планированию «Народные промыслы» (5 ч).

Этот урок проводится после того, как учащиеся уже знакомы с хохломской росписью, особенностями городецкой росписи и дымковской игрушки. Цель урока – изготовить аппликацию матрёшки из разных материалов. Но прежде чем изготовить аппликацию, учащиеся знакомятся с историей матрёшки, разными способами росписи. Для того, чтобы учебная информация была привлекательна, используется компьютерная презентация.

Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывает аккуратность. Дети учатся определять поэтапное выполнение и работать по составленному плану.

Результат урока- индивидуальная матрёшка у каждого учащегося.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок. (1 мин) СЛАЙД 1

Добрый день, дети –

Лучшие на свете!

Прозвенел для вас звонок,

Начинать пора урок.

Проверка готовности учащихся к уроку.

— Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку? Показываем мне: учебник, рабочая тетрадь, папка по технологии.

2. Актуализация знаний. (2 мин)

— Посмотрите на экран и скажите, что вы видите? (изделия различных промыслов).

СЛАЙД 2

— Назовите номер, под которым расположена дымковская игрушка. Как вы это определили? (белый фон, на который нанесён яркий геометрический узор)

— Назовите номера хохломских изделий? Как вы определили?

(по растительному орнаменту, в котором использованы золотой. Красный, чёрный и зелёный цвета)

— Остальные номера изделий к какому промыслу относятся? По чему вы определили?

(мастера изображали весёлые сценки из жизни и украшали их яркими цветочными узорами из крупных роз)

3. Самоопределение к деятельности. (1 мин)

-А сейчас отгадайте загадку и вы узнаете название изделия, которое будем выполнять на уроке.

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая,

Сломаешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут… (матрешка)

СЛАЙД 3

4. Работа по теме урока.

а) Беседа. (1 мин)

-Сегодня на урок к нам пришла настоящая красавица, куколка с секретом – матрёшка.

— Кто знает, в чём секрет этой игрушки?

(это кукла, в которую вставляются такие же куклы

меньшего размера)

СЛАЙД 4

-Ребята, а вы знаете, кто сделал матрёшку, и откуда она взялась на Руси?

(ответы детей).

б) Выступление девочек. (2 мин)

— Давайте послушаем наших девочек.

(Девочки в платках встают по росту)

1девочка.

-В 90-х годах ХIХ века в Москву в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика.

СЛАЙД 5

Изображала она Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Они стали прообразом наших матрёшек.

2 девочка.

Первая русская матрёшка была выточена токарем В.Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С.Малютина. Матрёшка была

СЛАЙД 6

восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

3 девочка.

Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна.

СЛАЙД 7

4 девочка.

Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ добротной знатной особы.

5 девочка.

Матрёшка завоевала любовь и признание. Русская матрёшка стала поистине «русской девочкой», символом всего русского и самой России.

(учитель показывает большую матрёшку и выставляет её на стол)

-Существуют разные способы росписи матрёшек. Посмотрите на экран.

СЛАЙД 8

в) Работа в парах. (2 мин)

— Ребята, а вы можете догадаться, как изготавливали матрёшку?

-У вас на партах лежит листочек с этапами изготовления матрёшки, поставьте порядок действий цифрами.

Лакировка

Выбор дерева

Подготовка формы для росписи

Вытачивание формы на станке

-Давайте проверим процесс изготовления матрёшки. (СD фрагмент 4)

— Скажите, чтобы изделие получилось правильным и красивым, что нужно делать?

(Нужно все действия выполнять в определённой последовательности и аккуратно).

г) Работа по учебнику. (2 мин)

-Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту. Откройте учебник на с.32. (ученик читает вслух)

— Как мы уже говорили матрёшку делают из дерева, но мы с вами будем её делать другим способом.

5. Физкульминутка. (1 мин)

Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)


6. Продолжение работы по теме урока.

а) Анализ готового изделия. (2 мин)

-Посмотрите на изделие (учитель показывает готовый образец).

-В какой технике выполнена поделка? (аппликация)

-А что такое аппликация? (изобразительная техника, основана на приклеивании деталей на поверхность).

-Какой материал будем использовать для основы матрёшки? (картон). Для одежды? (кусочки ткани).

-Приготовьте картон и ткань.

б) Составление алгоритма практической работы. (2 мин)

— Давайте составим план наших действий.

(Дети планируют свою работу)

-Хорошо. Молодцы!

(после этого на СD открывается «План работы».)

ПРИЛОЖЕНИЕ

в) Правила техники безопасности на уроках технологии. (2 мин)

-Прежде, чем приступить к работе давайте, повторим правила рабочего человека. Я начинаю, а вы продолжаете.

1. Работу начинай только с разрешения учителя.

2.Прежде, чем начать работу, правильно приготовь рабочее место.

3.При работе держи инструменты правильно. Экономь материалы.

4.Содержи рабочее место в чистоте и порядке.

5. Во время работы не отвлекайся на разговоры, будь внимательным.

— Какие инструменты будем использовать сегодня на уроке? (ножницы)

— Приготовьте.

-Повторим ТБ при работе с ножницами. Первый ряд по цепочки.

  1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

  2. Перед работой проверь исправность инструментов. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Работай только с исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

  3. Работай ножницами только на своём рабочем месте.

  4. Следи за движениями лезвий во время работы.

  5. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперёд.

  6. Не оставляй ножницы открытыми. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

  7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

  8. Используй ножницы по назначению.

-А с помощью чего вы будете скреплять детали матрёшки? (с помощью клея)

— Приготовьте.

-Повторим ТБ при работе с клеем. Девочки 2 ряда.

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

г) Физкультминутка. Гимнастика для пальчиков. (1 мин)

-А сейчас давайте разомнём наши пальчики перед работой.

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

— Хорошо. Молодцы.

д) Творческая работа. (15 мин)

-Откройте рабочие тетради с печатной основой и найдите шаблон матрёшки. -Откройте учебник на с.31, данная схема будет служить опорой выполнения вашей работы.

-А сейчас вы можете приступить к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.

(Негромко звучит аудиозапись «Кукла Матрёшка». Учитель оказывает индивидуальную помощь детям.)

7. Рефлексия. (1 мин)

-Что было трудным при выполнении изделия?

8. Выставка работ. Оценка работ. (3 мин)

-Сейчас каждый покажет свою работу.

Оценка своего изделия:

  • над поделкой надо ещё потрудиться;

  • поделка сделана хорошо;

  • поделка сделана отлично

(Дети оценивают работу товарищей)

9. Подведение итогов урока. (2 мин)

-Где можно использовать данную аппликацию? (подарок родным или как панно).

Рекомендации для работы дома.

-Найти информацию о разных способах росписи матрёшек.

Уборка рабочего места.

Литература.

  1. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова – М.: Просвещение, 2012 г.

  2. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова. — М.: Просвещение, 2012 г.

  3. Поурочные разработки по технологии 2 класс. Т.Н. Максимова. -М.: ВАКО, 2016 г.

  4. Рабочие программы. Технология. Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2012 г.

  5. Интернет – ресурсы:

http://fb.ru/article/251709/zagadki-pro-matreshku-dlya-detey;

http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-vasilevna-egorova/istorija-proishozhdenija-matreshki.html

https://yandex.ru/images/search?text=особенности%20росписи%20матрёшек&noreask

Приложение

hello_html_2645f259.png

infourok.ru

Урок технологии во 2 классе по теме » Народные промыслы. Матрёшка. Работа с текстильными материалами»

1.

Организационный момент

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Давайте проверим готовность к занятию.

— Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? (хорошее)

— Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должны лежать: цветной картон, ножницы, клей, линейка, шаблоны, ткань.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к занятию.

Р: Умение настроиться на работу

2.

Актуализация знаний

3 мин

На прошлых уроках мы с вами познакомились с разными видами народных промыслов. Перечислите их.

1. Какие цвета использует мастер для росписи хохломской посуды?

( черный жёлтый, красный, зелёный)

2. Что чаще всего изображали городецкие мастера на своих работах?

(весёлые сцены из жизни людей, сюжетные картины)

3. Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку?

( из красной глины)

4. Чем дымковская игрушка отличается от других? ( белый фон игрушки)

Перечисляют виды народных промыслов

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

3.

Самоопределение к деятельности

1 мин

Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица-куколка с секретом. Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем делать на уроке.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может пять, а может шесть, Зарумянилась немножко

Наша русская …(матрёшка).

У кого дома есть такая игрушка?

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопрос.

5.

Объяснение нового материала: анализ образца

5 мин

1. Вводная беседа

Скажите, а история возникновения матрёшки вам известна. Об этом нам расскажут наши друзья — Аня и Ваня. Просмотр видео

— Скажите, из какого материала делают матрешек? (Из дерева.)

2. Работа по учебнику.

Кто этим занимается? (Этим занимаются резчики по дереву – мастера по художественной резьбе по дереву. Делали они и матрешек. )

Показ деревянной игрушки-матрёшки.

— Ребята, а как изготавливают эту игрушку? Вы знаете? А хотите узнать? Работа в парах. Вспомним правила работы. Вы должны восстановить последовательность изготовления матрёшки

1. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть

2. Вытачивание формы на токарном станке.

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. т.д

3. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют

4. Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры. И уж затем матрешку расписывают, используя гуашь, акварель или акрил.

5. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость. (Проверьте свою работу по эталону, который у вас на партах)

Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом. Посмотрите на готовое изделие. Какой материал использован для его изготовления?

— Какие виды ткани вы знаете? ( шелк, ситец, драп, шерсть и т.д)

— Как называется прием работы над поделкой? (аппликация)

— Что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов из ткани)

— Какова главная цель нашего урока?

Чтение текста в учебнике на стр. 30-32

Высказывают своё мнение.

Перечисляют правила работы в паре

Выполняют задание в паре

Проверяют выполненную работу по эталону

Перечисляют материал, из которого сделана матрёшка.

Называют изобразительную технику, путем наклеивания различных материалов на картон

Изготовить аппликацию матрёшки

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: Принимать и сохранять учебные задачи, Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

6.

Планирование предстоящей деятельности

5 мин

— Что нужно для изделия? Из каких ещё материалов можно сделать эту аппликацию?

— Чему должны научиться?

— Для чего мы делаем поделку? (ответы учеников)

Давайте повторим технику безопасности работы с ножницами и клеем

Вспомним, как правильно выкраивать изделия из ткани.

Инструкционная карта:

1. Из картона сделать заготовку матрёшки

2. Из кусочков ткани выкроить косынку.

3.Сборка и оформление

1. Приклеить платье, косынку.

2. Приклеить шаблон личика, раскрасить детали цветными карандашами.

Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

-повторение техники безопасности по работе с инструментами

Краткое формулирование этапов практической работы

Л: участвовать в творческом, созидательном процессе

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность

8.

Самостоятельная работа

25 мин

-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.

-подготовка рабочего места к работе

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

-взаимопомощь

П:преобразование учебного материала, действия

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

9.

Итог урока. Рефлексия.

2 мин

-Вы потрудились на славу. Давайте мы сделаем выставку с вашими работами

— Чем мы занимались сегодня на уроке?

— Что вам понравилось на уроке?

— Где вы в жизни можете применить полученные знания?

-самоанализ

-взаимоанализ

-самооценка

-взаимооценка

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

К: допускать возможность различных точек зрения

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: Участие в подведении итогов урока

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

multiurok.ru

План-конспект урока по технологии: КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ 2 класс Тема: «Народные промыслы. Работа с текстильными материалами (апплицирование)» Изделие: «Матрешка» УМК «Перспектива» + презентация

Этапы урока

Время

Содержание урока

Формируемые
УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок технологии.

— Давайте проверим, всё ли готово к уроку: посмотрите на свои парты, проверьте, нет ли там учебников и тетрадей, которые не пригодятся нам на уроке. Теперь на свои места сядут девочки, а теперь мальчики.

— Приветствуют учителя.

— Настраиваются на работу.

Р: самоопределение;
Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

3 мин

— Сегодня мы продолжим знакомиться с народными промыслами.

— Ребята, вы знаете, что такое аппликация?

— Какие материалы можно использовать для аппликаций?

— Какие виды тканей вы знаете?

— Из чего делают ткани?

— Некоторые волокна, например, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а шерстяные — из шерсти животных.

— Сегодня мы с вами будем делать очень интересное изделие, а какое, вы узнаете, разгадав загадку.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

— Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.

—  Бумагу, природный материал, ткань.

— Шёлк, шерсть, ситец, фетр и т.д.

— Из волокон.

— Матрешка.

П:

извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

1 мин

— Мы с вами повторили ткани, аппликацию и узнали, какое изделие будем выполнять. Кто может предположить тему урока?

— Тема нашего урока:  

«Народные промыслы. Работа с текстильными материалами (аппликация)»

— Какую цель мы поставим на уроке?

 

—  Работа с тканями, аппликация.

— Научиться изготавливать аппликацию матрешка.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

10 мин

— Ребята, а что вы знаете о матрешках?

— Хорошо, обычно  в  матрёшках  помещали  по  10  дочек, но мастера  из  разных городов  России  умудряются  вытачивать  до  50  деток каждой  расписной  красавицы.  Она  –  добрая  посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

— Посмотрите, на экране показаны разновидности матрёшек. Чем они отличаются?

— Какие элементы есть у матрёшки?

— Сейчас я вам покажу видеофрагмент, смотрите внимательно, а затем мы с вами поговорим о том, что увидите.

— Что интересного вы заметили, из чего мы будем делать нашу матрёшку?

— Она сделана из дерева, в ней много игрушек.

— Анализируют речь учителя.

— Они расписаны по-разному.

— Рубаха, фартук, платок.

— Смотрят видеофрагмент.

— Из ткани.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознание и построение речевого высказывания

 Динамическая пауза

2

мин

— Сейчас давайте немного отдохнём и повторим правила обращения с ножницами и клеем, а для этого встанем с мест. Сейчас я вам буду говорить утверждения, если оно верное утверждение вы хлопаете, а если не верное, топаете.

  1. Можно оставлять ножницы открытыми.
  2. Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия.
  3. Вырезая деталь, поворачивай ножницы, а не бумагу.
  4. Нельзя, что бы клей попадал на одежду, кожу и в глаза.
  5. Используй ножницы, когда захочешь.
  6. Не играй с ножницами, не подноси к лицу.
  7. Не мыть руки после работы с клеем.

— Молодцы, присаживайтесь.

— Кто мне скажет, как мы будем работать с тканью?

— Топают.

— Хлопают.

— Топают.

— Хлопают.

— Топают.

— Хлопают.

— Топают.

— Экономно.

V. Первичное закрепление во внешней речи

1 мин

— Итак, ребята, вы посмотрели видеофрагмент, давайте повторим последовательность выполнения изделия.

1. Материалы.

2. Разметка.

3. Заготовка.

4. Сборка.

5. Оформление.

— Сейчас мы с вами определим критерии, по которым мы будем оценивать работы. Прочитаем их на экране громко и чётко.

— Повторяют последовательность работы.

—  Аккуратность, соответствие образцу, правильность выполнения композиции,

П: структурирование знаний

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

20 мин

— Теперь ваша задача – собрать самостоятельно изделие «Матрёшка».

— Верно, не забываем правила работы с тканью, клеем и ножницами.

 Приступайте к работе, если что-то кому-то непонятно, поднимайте руку, я к вам подойду.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

1

мин

— Закончили. Давайте проанализируем, соблюден ли критерий аккуратность? Соответствие образцу? Правильность выполнения композиции?

— Молодцы, ребята. У вас получились очень красивые работы. И мне хотелось бы, чтобы вы на каждых уроках были такими же старательными и аккуратными.

— Анализируют работу.

Л: анализ объектов

П: осознание и построение речевого высказывания

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

1 мин

— Давайте вспомним, какая цель стояла на нашем уроке?

— Мы достигли нашей цели?

— Вы большие молодцы. Собираем бумагу, клей, ножницы, убираем мусор.

— Спасибо за урок, до свидания!

— Научиться изготавливать аппликацию матрешка.

— Да.

— Убирают рабочие места.

— До свидания.

Р: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

nsportal.ru

Презентация к уроку по технологии (2 класс) по теме: Русская матрёшка. Презентация по технологии (изобразительному искусству)

Слайд 1

РУССКАЯ МАТРЁШКА

Слайд 4

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской.

Слайд 6

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку.

Слайд 8

Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Слайд 10

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских мастерских В. Звездочкину . Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

Слайд 12

Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет» .

Слайд 14

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona , что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона,

Слайд 16

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.

nsportal.ru

План-конспект урока по технологии (2 класс) на тему: Учебно — методический комплект. Технология. 2 класс. Тема: «Матрешка». УМК «Перспектива»

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Подготовка к уроку.

Контроль за подготовкой рабочих мест.

Подготовка личного рабочего места.

Р: самоконтроль.

2.

Орг. момент.

~1 мин

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

3.

Формулировка темы и цели урока.

 ~ 3-5 мин

  • Сегодня на уроке нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: «Бабушки», «Мамочки» или даже «Тетя Оля». А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:

Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ)

  • Но откуда взялось это имя — матрёшка? (Высказывания детей)
  • Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрёшка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.
  • Ну, а самое главное — эта кукла с секретом:

Это сон иль наяву — не могу понять совсем.
Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало семь.
Семь кукол деревянных, разноцветных и румяных,
На столе у нас живут, всех матрёшками зовут.
Поиграли, порезвились и в одну все уместились!

  • Предположите, какая у нас сегодня будет тема? (Матрешка)
  • Какие цели будут сегодня на нашем уроке? (Создать аппликацию «Русская матрешка»)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

П: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К: правильно формулировать цель урока.

3.

Объяснение нового материала.

~ 5 мин

  • Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума — лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
  • Токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.
  • Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Из дерева)
  • А чем расписывают матрешку? (Гуашью)
  • Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, который сам матрёшку и расписал. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец.

Слушают учителя.

П: перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

К: слушать и понимать речь других.

4.

Первичная проверка понимания.

~ 3 мин

  • А сейчас мы с вами проверим, что вы запомнили, ответим на вопросы:
  • Из чего делают матрешку? (Из дерева)
  • Чем расписывают матрешку? (Гуашью)
  • Сколько матрешек помешалось в самую первую матрешку? (Восемь)
  • Молодцы! Я вижу, вы хорошо запомнили материал.

Отвечают на вопросы.

К: вступать в беседу, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.

4.

Пед. показ

 ~ 3-4 мин

  • Ребята, сегодня мы с вами выполним аппликацию «Русская матрешка».
  • Для работы нам понадобятся: шаблоны матрешки из картона, ткань, ножницы, клей, линейка, цветные карандаши, белая бумага, простой карандаш, тряпочка, игольница, кисточка, картон, портновский мел, подкладной лист.
  • Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы с ножницами.

Правила обращения с ножницами

  1. Не держи концами вверх, не носи их в кармане.
  2. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищам во время резанья, не оставляй ножницы в открытом виде.
  3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
  4. При работе с ножницами следи за пальцами левой руки.
  5. Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты.
  6. При вырезании деталей имеющих форму окружности, поворачивай бумагу.
  7. Линию разметки оставляй на вырезаемых деталях.
  • Выполнять работу мы  будем по пунктам плана, который вы видите на экране.

Слушают учителя.

Проверяют свою готовность к работе.

Повторяют правила работы с ножницами.

П: наблюдение и анализ работы, извлечение необходимой информации.

5.

Физминутка.

~1 мин

  • Перед тем как приступить к работе, давайте сделаем разминку для ваших рук.

Разминают руки.

Л: установка на здоровый образ жизни

7.

Самостоятельная творческая работа.

~20 мин

  • Ребята, а теперь приступайте к работе самостоятельно. Пользуйтесь планом, который вы видите на доске. Если у вас будут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

Выполняют матрешку.

Р: уметь организовать свою деятельность

8.

Выставка готовых работ. Оценка проделанной работы.

~ 3-5 мин

  • По мере готовности ученики помещают свои работы на парту. Анализ работ.

Анализируют работы.

Р: уметь оценивать правильность выполнения работы

9.

Подведение итогов урока.

~3 мин

  • Ребята, какую цель мы ставили перед началом работы? (Создать аппликацию «Русская матрешка»)
  • Мы ее выполнили?
  • Кто доволен своей работой?

Подводят итоги своей деятельности.

Р: наблюдение и сравнение

10.

Уборка рабочего места.

Перемена

  • Ребята, собираем бумагу, клей, ножницы, убираем мусор.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *