Устройство гончарного круга: Гончарный круг — Википедия – Мастер-класс: изготовление гончарного круга | Журнал Ярмарки Мастеров

  • Home
  • Разное
  • Устройство гончарного круга: Гончарный круг — Википедия – Мастер-класс: изготовление гончарного круга | Журнал Ярмарки Мастеров

Гончарный круг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ножной гончарный круг

Гончарный круг — устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющий использовать инерцию вращения для создания формы изделий и повышения производительности труда. Ручной гончарный круг одной рукой вращают на вертикальной оси и формируют изделие другой рукой. Ножной гончарный круг приводят в движение с помощью махового колеса, расположенного внизу, которое вращают ногами. При этом обе руки гончара остаются свободными, что позволяет формовать изделия не только спиральным налепом жгута, как на ручном гончарном круге, но и вытягивать из целого куска глины. Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. В различных странах гончарный круг использовался в разное время:

В современном производстве керамики гончарные круги почти не используются. В настоящее время в практике керамических мастерских и студий керамики почти исключительно применяются гончарные круги с электрическим приводом. Основная конструкция гончарного круга практически не изменилась с древнейших времен, изменения затронули в основном тип привода.

Ручной гончарный круг[править | править код]

Сложно сказать, как именно появился на свет прообраз этого круга. Конструктивно он представлял маховик, закреплённый на короткой оси, и вращался при помощи рук. Так как формовка изделия идет за счёт рук, то применялись массивные планшайбы-маховики, которые длительное время обеспечивали устойчивое вращение. В более развитом варианте для вращения планшайбы использовался труд помощника (или рабов). В России начинающие гончары иногда использовали прямой аналог этого древнего круга — лепили на круге «Здоровье» (два штампованных стальных диска, соединённых короткой осью, а между ними, в канавках — стальные шарики) — подшипники.

Ножной механический круг[править | править код]

Развитием ручного привода послужило разделение и разнесение по высоте планшайбы и маховика, что позволило опустить маховик столь низко, что его стало удобно раскручивать при помощи ног. В различных вариантах такой круг применяется и в наши дни. Конструктивно они выполнялись из дерева, в качестве смазки для вращающихся частей использовался дёготь.

Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо (Сирах. 38:32)

Гончарные круги с электроприводом[править | править код]

По типу передачи:

  • с фрикционным электроприводом.

Пропуская эпоху использования животных в качестве привода и появление первых паровых двигателей, перенесемся в эпоху электропривода. Взяв за основу ножной механический круг, кто-то подручными средствами приспособил к нему электромотор. Мотор был закреплён не жёстко, на его вал был надет резиновый ролик. При нажатии на педаль, мотор поворачивался, и резинка мотора начинала постепенно раскручивать маховик. Удерживая или отпуская педаль, можно добиться заданной скорости вращения. Аналогичная конструкция привода использовалась в первых автомобилях Г.Форда. Для подтормаживания тяжёлого маховика был введён новый элемент — ножной тормоз. Преимущество подобных кругов — их высокая надёжность и низкая стоимость. Недостатками же являются возникновение больших напряжений в фрикционных роликах при передаче большого крутящего момента, вследствие чего необходимо либо применять громоздкую систему с жидкостной передачей, либо ролики при сухом трении будут относительно быстро изнашиваться. Также сложности возникают при регулировке оборотов — поддержание заданных оборотов в данной схеме возможно только с применением дорогостоящих частотных регуляторов. Разновидностью фрикционного привода является привод с так называемым обкатным роликом (аналогично приводу грампластинки в электропроигрывателях 70..80-х годов).

  • с редуктором и(или) ременной передачей.

В качестве электропривода используется высокооборотный коллекторный мотор постоянного или переменного тока с электронной схемой регулировки оборотов. На выходном валу двигателя монтируется компактный планетарный редуктор, от которого в свою очередь приводится во вращение и сама планшайба. Ременная передача является связующим звеном между планшайбой и редуктором. При достаточных габаритах круга необходимый передаточный момент обеспечивается только ременной передачей. Преимущества такой схемы — простота управления коллекторным двигателем, пониженный вес конструкции по сравнению с фрикционной передачей. Недостатком является износ щеток в коллекторном узле двигателя (хотя ресурс щеток в современных двигателях достигает до 10 лет) и повышенный уровень шума узла мотор-редуктор (если он применяется в данной схеме).

  • прямой привод .

Развитие электронной силовой техники и микропроцессоров позволили сделать доступными по цене бесколлекторные двигатели на постоянных магнитах. Главной особенностью гончарного круга с таким приводом является отсутствие какого-либо передаточного/промежуточного устройства между мотором и планшайбой. Т.е планшайба сидит на одной оси с ротором бесколлекторного двигателя. Такая возможность обеспечивается вследствие высокого крутящего момента двигателя. Это дает максимально простую конструкцию самого гончарного круга, снижение его веса и габаритов, обеспечение пониженного уровня шума, получение любой фиксированной скорости вращения планшайбы. В двигателе нет изнашивающихся частей, как например, в коллекторных э/двигателях. Для обеспечения максимальной электробезопасности круг питается от сетевого трансформаторного блока питания постоянный тока (выходное напряжение 36В.). В полевых условиях, или при отсутствии сетевого напряжения, круг может питаться от соединённых последовательно трёх автомобильных аккумуляторов. При этом время непрерывной работы может составить до 8 часов. В современных электрических гончарных кругах скорость вращения плавно регулируется, обычно в пределах от 0 до 200 оборотов в минуту — для начинающих, и от 0 до 400 оборотов в минуту — для профессионалов, когда необходима высокая скорость формовки. Кроме того, можно изменять направление вращения планшайбы: для правшей — против часовой стрелки, для левшей — по часовой стреле.

Основные требования к современным электрическим гончарным кругам[править | править код]

Работа за гончарным кругом
  • электробезопасность — применение электроприводов, работающих от постоянного напряжения 12..36 вольт. Желательна гальваническая развязка двигателя с корпусом круга.
  • надёжность и ремонтопригодность — т.е минимум конструктивных деталей, максимальная их жёсткость и надёжность, легкость и доступность при ремонте.
  • компактность и легкость, сочетаемые с высокой устойчивостью круга.
  • эргономичность — обеспечение высокого уровня комфорта при длительной работе за кругом, возможность работать как сидя, так и стоя, отсутствие разбрызгивания глиняной жижки по сторонам (наличие чаши).
  • бесшумность — самый сложный параметр, т.к применение электропривода изначально приводит к повышенному шуму. Самый низкий уровень шума у моделей с прямым приводом, но они дороги и поэтому пока не получили широкого распространения.
  • Гончарный круг // Большая российская энциклопедия. Том 7. — М., 2007. — С. 412—413.
  • Беловинский Л.В. Гончарный круг // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XX в. — М.: Эксмо, 2007. — С. 132. — 784 с.

Устройство гончарного круга

Гончарный круг (станок) состоит из вертикального вала, на вершине которого закреплена круглая плоская головка; на ней и производят точение изделий. Круги могут работать непосредственно с помощью ножного привода (маховика) или через шестеренчатые передачи, увеличивающие или уменьшающие скорость вращения.

Головка и маховик обычного гончарного круга

На обычном гончарном станке работают сидя сбоку на скамейке станины круга. Русские гончары в старину устанавливали маховик с едва заметным наклоном к толкающей правой ноге.

Схема гончарного круга, которую использовал Веджвуд (XVIII век, Англия)

На рисунке показан гончарный круг, принцип приведения в движение которого был использован знаменитым английским керамистом Веджвудом в XVIII веке. В настоящее время ножной гончарный круг вытесняется кругом с моторным приводом. Удобен круг, имеющий коробку передач, так как он более пригоден для массового производства изделий, а при учебных работах позволяет сосредоточиться на манипуляции рук. Он должен вращаться со скоростью от 50 до 300—350 оборотов в минуту при мощности, достаточной для изготовления больших изделий.

Для высокопрофессиональных работ, например, когда нужно выточить сравнительно легкое изделие, но большой высоты и вытянутой формы (до 1 м), за границей стали применять круг особой конструкции. При выполнении высокой и узкой вазы сперва вытачивают, как обычно, невысокий, но широкий и толстостенный цилиндр с равномерными стенками. Затем круг, имеющий разветвленную поверхность головки, переворачивают, закрепляют на высоте —- человеческого роста и продолжают изменять цилиндр в вазовую форму, но уже снизу.

Диаметр головки кругов обычно составляет 25—30 см. Рабочая площадка во всех случаях должна вращаться против часовой стрелки, как бы убегая от правой руки работающего.

Материалом для диска служат антикоррозионная латунь, бронза, алюминий и даже пластмасса, на которых должны быть правильно нарезаны четкие концентрические окружности, облегчающие центрирование.

При изготовлении тонкостенных изделий, которые трудно снимать с рабочей площадки в сыром виде (возможна деформация), рекомендуется применять закрепляющийся толстый гипсовый диск («болван»), снимающийся вместе с изделием. Гипсовый диск примазывают к головке шликером или (что лучше) вкладывают в специальное металлическое кольцо, надевающееся на головку круга.

Гипсовый диск («болван»), вложенный в металлическое кольцо головки круга

Можно, однако, изготовлять изделия и непосредственно на антикоррозионном диске, но предварительно смазанном от руки жидкой массой.

Изготовленное на головке изделие подрезается натянутой между руками тонкой струной и снимается парой подъемников.

Если работа производилась на гипсовом диске, то чтобы чрезмерно не загрязнить дно изделия гипсом (что может привести к разрыву его при обжиге), между дном и гипсом рекомендуется проложить кусок ткани, примазав его небольшим количеством пластичной массы. По окончании работы проволоку протягивают уже под этой прокладкой, а затем, когда изделие слегка подвялится, ее отдирают от дна.

Опытные мастера при изготовлении небольших изделий обычно фиксируют положение рук при помощи корпуса своего тела, прижимая к нему руки, но в конструкции учебного круга надо предусмотреть опору для рук и поддон.

При изготовлении крупных изделий и работе с гипсом необходим подручник («правилка») с двумя боковыми ступенчатыми подставками-лесенками. Кроме того, необходимо иметь банку с водой для регулярного смачивания рук, а тем самым для увлажнения изготовляемых изделий.

Еще записи по теме

Строим идеальный гончарный круг — All about ceramics. Все о керамике. — ЖЖ

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

За гончарным кругом. Работа на гончарном круге

Содержание:

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

За гончарным кругом

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире…

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и «продвинутых» керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло «зацепит» вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как «жирная» (пластичная) и «тощая» (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно «жирной». Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — «перебить». Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и «вздуваться».

За гончарным кругом

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно «выглаживать». Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.

Виктория Белобородова

Как правильно выбрать гончарный круг

В последнее время гончарный круг покупают не только для производства или мастерской, но и для дома. Тем, кто не знает, как подобрать гончарный круг, нужно обратить внимание на целый ряд факторов. Выбор гончарных кругов так велик, что справиться с этой задачей бывает сложно даже опытному мастеру. Изготавливать по-настоящему качественные изделия из глины возможно только при наличии очень качественного оборудования. Всего один простой гончарный круг поможет изготовить не одну сотню поделок из глины, которые в будущем можно будет выгодно продать.

Как правильно выбрать гончарный круг

Уровень навыков. Бывает так, что изделие предназначено для профессионалов. Только опытный рабочий (мастер) сможет воспользоваться таким гончарным кругом. Новичку он не подходит. Изделия для профессионалов всегда стоят существенно дороже, чем для любителей. Для того, чтобы освоить более сложное оборудование, потребуется время, поэтому новичкам не стоит покупать самую дорогую технику.

Стоимость. Домашние станки стоят в разы дешевле, чем профессиональное оборудование. Купить такое оборудование в некоторых случаях можно по очень низкой цене.

Качество изготовления. В данном случае нужно обратить внимание на качество сборки, материала и качество составных комплектующих гончарного круга.

 

Производитель. Некоторые компании осваивают производство за очень короткие сроки. Это внушает подозрение. Если компания уже десятки лет выпускает гончарные круги, то вероятность того, что её оборудование может похвастаться достойным качеством, высока. Также нужно изучить отзывы в интернете о производителе. Это объективный показатель, позволяющий оценить качество продукции и обоснованность цены. Если с производителем можно связаться напрямую и задать ему любые интересующие вопросы, то это ещё лучше.

Удобство. Нужно сразу оценить уровень удобства оборудования. Лепка из такого материала, как глина, — это сложная работа, которую нужно выполнять очень аккуратно. В данном случае не рекомендуется ориентировать на обзоры в интернете и отзывы. Лучше всего выбирать круг по практичности именно для вас. В противном случае пользоваться им не получиться.

Наличие свободного места для ёмкости с водой. Далеко не все модели могут похвастаться такой опцией. Свободная поверхность для чаши с водой — это важное преимущество, которое не стоит игнорировать.

Высота борта. Если борт будет слишком низким или его вовсе не будет, то глина будет постоянно падать на пол.

 

Гончарный круг: какой выбрать двигатель

Вид двигателя. Сегодня популярностью пользуется сразу 3 вида электрических двигателей:

  • Бесщеточный двигатель. Он предназначен для профессиональных работников, имеющих большой опыт работы. Его характерные черты — надёжность, а также плавный ход. Кроме этого, такой двигатель практически бесшумный.

  • Асинхронный двигатель. Это силовая установка переменного тока. Она тоже отличается тишиной и регулируемой скоростью вращения круга. Для этого используется маховик либо микроконтроллер. Такие двигатели отличаются высокой надежностью.

  • Коллекторная силовая установка. Это щеточный двигатель, работающий с переменным током. Его скорость вращения возможно регулировать при помощи ремня. Он куда более шумный. Срок службы не так велик, как в случае с двумя предыдущими агрегатами.

 

Размер. Если это небольшой гончарный круг, то его можно будет расположить практически в любом помещении, включая небольшую комнату в квартире. Иногда для размещения крупных изделий приходится снимать полноценную мастерскую либо студию. Это тоже нужно учитывать.

Уровень безопасности. Подвижные элементы круга в обязательном порядке должны быть защищены прочным каркасом. В противном случае рука и другие части тела не застрахованы от несчастного случая.

Отдельного внимания заслуживает ножной гончарный круг. Это оборудование работает за счет энергии вращения и сегодня является устаревшим, поэтому предпочтительнее покупать изделия с электродвигателями.

 

Гончарный круг: как выбрать производителя

Так как гончарное дело становится всё более популярным, то на рынке появляется всё больше производителей. Именно поэтому при выборе нужно особенно внимательно отнестись к производителю. В противном случае можно приобрести оборудование, которое не сможет справиться с возложенными на него задачами. Среди самых известных компаний, занимающихся выпуском гончарных кругов, стоит выделить 3 компании: Shimpo и Rohde, Колокол Мануфактура.

Компания Shimpo — это абсолютный лидер на рынке. Эта компания из Японии занимается изготовлением самых разных моделей кругов, а также сопутствующей техники. Ее параметры — это эталон для других производителей. Зато стоимость будет существенно выше, чем у остальных компаний. Некоторые модели позволяют снимать изделие прямо с диском.

 

Продукция Rohde тоже занимает особое место на рынке. Она стоит не так дорого, но её качество лишь немногим хуже, чем в случае с Shimpo. Все гончарные круги, сделанные специалистами этой компании, можно смело рекомендовать для покупки как новичкам, так и профессионалам.

 

Оборудование бренда Колокол Мануфактура — это круги из России, а точнее производство находится в Воронеже. Красивые и производительные, а также впишутся в любой интерьер. Корпус выполнен из дерева, что будет несомненным преимуществом для тех, кто любит экологичность товаров. Широкая линейка позволяет подобрать оборудование даже для ребенка. А главное это цена на круги, она гораздо ниже конкурентов представленных выше, при этом по качеству не уступает им.

Теперь вы знаете как правильно выбрать гончарный круг для реализации своих идей. Удачных экспериментов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *