План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему: Конспект НОД по лепке в старшей группе на тему «Веточка рябины».
Пальчиковая гимнастика.
С веток ягодки снимаем. (поочерёдно поглаживаем пальчики, как —
будто «снимаем ягодки»).
Наших птичек угощаем (показываем ладошку).
Птички ягодки склевали (другой рукой имитируем движение «Клюют зернышки»).
И крылом нам помахали (машем ладошкой).
Физкультминутка.
Рябину ветер раскачал (руки вверх, медленно раскачиваем в стороны).
С рябины листики сорвал (руки медленно опускаются вдоль туловища).
Листочки ветер покрутил (кружатся вокруг себя на носочках).
И на землю положил (приседают).
Конспект НОД по лепке в старшей группе на тему «Веточка рябины».
Задачи:
-Учить детей делать гроздь рябины, используя заготовленные шарики из пластилина.
-Воспитывать в детях любовь к природе, учить составлять из отдельных частей целую картину.
— Вызвать эмоциональный отклик на тему занятия.
Ход занятия:
-Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, посмотрим другу в глаза. Глазки у вас умные, добрые и красивые. Тихонько сели на стульчики.
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Что происходит в природе осенью? (Становится холодно, опадают листья, улетают птицы)
-Вчера на нашем участке мы видели рябину, на ее веточках полно ягод. Это любимое лакомство зимующих птиц- снегирей. Я принесла веточку рябины специально для вас. Давайте ее рассмотрим. Как расположены на ней ягоды? Листья?
-Ребята, совсем забыла вам сказать! Сегодня мне сообщили о том, что в лесу сильный ветер сорвал с деревьев все ягоды. Теперь птицам придется голодать всю зиму. Можем ли мы им чем-то помочь?
-Я предлагаю сделать самим веточки рябины. Давайте посмотрим, что есть у нас на столах. (Пластилин, листы бумаги)
-Как мы можем сделать ветки рябины из того, что у нас есть? (Ответы детей)
-Правильно. На листах мы нарисуем веточку, а ягодки сделаем из пластилина. Пластилин какого цвета вы будете использовать (Красного)
-От большого куска пластилина отщипываем маленькие кусочки, и круговыми движениями ладоней делаем маленькие шарики (показываю). Это будут ягодки рябины. (Дети самостоятельно делают шарики из красного пластилина.)
Физминутка «Стая птиц летит на юг»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
-Чего не хватает на наших веточках (Листьев)
(Приклеиваем заранее приготовленные листики)
-Вот какие мы молодцы, спасли снегирей от голодной зимы. сделали мнгого сочных ягод.
План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему: Конспект НОД по лепке в старшей группе «Кисть рябины»
Конспект НОД по лепке в старшей группе «Кисть рябины»
Цель: расширить и уточнить знания детей о рябине. Научить детей изображать кисть рябины с помощью пластилина (пластилинография).
Задачи:
Образовательные: посмотреть изображения дерева в разное время года. Поговорить о пользе, которую она приносит. Повторить строение дерева , его плоды, форму листьев. Ознакомление с картинами известных художников, изображавших рябину. Повторить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к красоте, создаваемой художниками и природой.
Развивающие: развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы, мелкую моторику рук.
Материалы для занятия:
дощечки для лепки, пластилин разных цветов, лист картона, веточка рябины.
Ход занятия:
Воспитатель: загадывание загадки
Она к осеннему балу
Снова надела кораллы,
Пылают они далеко,
Всякий увидит легко.
Ответ: Рябина
Воспитатель:
-Правильно, рябина. Рябина – настоящая царица осеннего леса. Красные, яркие красавицы-гроздья видны издалека. Они привлекают внимание всего живого. Как мудро распорядилась природа, подарив нам эту красоту. Но не только броским нарядом привлекает это растение. Это лакомство для птиц, и, конечно же, полезный продукт для людей. Весной рябина зацветает белыми пушистыми цветочками. Из каждого цветочка завязывается ягодка. Летом ягодки маленькие и зеленые, по-этому мы их не замечаем. А ближе к осени они краснеют или становятся оранжевыми (у ягод рябины много оттенков) Даже когда опадают осенью листочки, то ягодки крепко держатся за ветки и смогли бы провисеть до самой весны. Но уже к середине зимы от них ничего не остается. Их съедают птицы. Птицы очень любят ягодки рябины. А другие лесные жители (олени, кабаны, лоси) тоже не прочь ей полакомиться. Они едят ветки, почки, листочки.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
-Человек тоже с давних пор знает, какое это полезное дерево – рябина.
-Ребята, а что можно сделать из древесины дерева? (ответы детей).
-Правильно, делают мебель и духовые музыкальные инструменты. (Показ картинок)
-А из плодов? (ответы детей)
– Конечно, варенье, а из цветов заваривают чай.
— Многие поэты и художники считали рябину очень красивым деревом. Давайте посмотрим, какие картины они создали, вдохновившись красотой рябины.- .(показ картин)
Также интересная работа по лепке: Лепка из пластилина в старшей группе ДОУ «Сказка о радужных бабочках»
Физкультминутка.
У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное
выпрямление туловища, руки вперед вверх.)
А река текла, рябина. (Повороты вправо, влево с плавными движениями рук.)
Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые.)
Там гуляла ры-би-на. (Приседы.)
Эта рыба — рыбий царь (Прыжки.)
Называется — пескарь. (Ходьба на месте.)
Мы с вами, как настоящие художники, тоже создадим картину из пластилина. Это называется пластилинография. А вдохновлять нас будет наша веточка рябины. Наша картина будет называться «Кисть рябины».
Отщипнем немного коричневого пластилина и скатаем две тоненькие колбаски. Это будут веточки. Разместим их в центре нашего картона. Одну над другой. На верхней будут листочки, а на нижней – ягодки. Накатаем еще несколько мелких колбасок – это будут веточки самой грозди, на них висят ягодки. Обратите внимание, веточки грозди расходятся из одной точки.
Самостоятельная работа детей.
-Какой формы у нас ягоды?
-Правильно, круглые.
Отщипываем кусочки красного пластилина и круговыми движениями катаем маленькие шарики. Это наши ягодки. Приклеивая к картону, сильно не нажимаем. Ягодки должны быть выпуклые.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с больших
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, «Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.
Продолжим.
-Теперь нам надо сделать листочки. Каким цветом они могут быть? (ответы)
— Конечно зеленые, желтые, оранжевые.
Отщипнем кусочек пластилина и скатаем короткую толстенькую колбаску. Это наш листочек. Приклеивая на картон, прилепим его посильнее, чтобы он сплющился. Листочки не выпуклые, а плоские. Обратите внимание, что один листочек находится напротив другого. И к концу черенка они уменьшаются. На конце по центру один листочек.
Рефлексия.
А теперь давайте сделаем выставку из наших работ.
Конспект НОД «Гроздь рябины». Лепка, аппликация, Старшая группа.
Название: Конспект НОД «Гроздь рябины». Лепка, аппликация, Старшая группа.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , лепка, аппликация, Старшая группа
Автор: Маркова Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ д.с.№43 «Солнышко»
Месторасположение: г. Усолье-Сибирское
Конспект НОД по лепке в старшей группе «Кисть рябины»
Цель: расширить и уточнить знания детей о рябине. Научить детей изображать кисть рябины с помощью пластилина (пластилинография).
Задачи:
Образовательные: посмотреть изображения дерева в разное время года. Поговорить о пользе, которую она приносит. Повторить строение дерева , его плоды, форму листьев. Ознакомление с картинами известных художников, изображавших рябину. Повторить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание) и катание шарика и колбаски.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, к красоте, создаваемой художниками и природой.
Развивающие: развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы, мелкую моторику рук.
Материалы для занятия:
дощечки для лепки, пластилин разных цветов, лист картона, веточка рябины.
Ход занятия:
Воспитатель: загадывание загадки
Она к осеннему балу
Снова надела кораллы,
Пылают они далеко,
Всякий увидит легко.
Ответ: Рябина
Воспитатель:
-Правильно, рябина. Рябина – настоящая царица осеннего леса. Красные, яркие красавицы-гроздья видны издалека. Они привлекают внимание всего живого. Как мудро распорядилась природа, подарив нам эту красоту. Но не только броским нарядом привлекает это растение. Это лакомство для птиц, и, конечно же, полезный продукт для людей. Весной рябина зацветает белыми пушистыми цветочками. Из каждого цветочка завязывается ягодка. Летом ягодки маленькие и зеленые, по-этому мы их не замечаем. А ближе к осени они краснеют или становятся оранжевыми (у ягод рябины много оттенков) Даже когда опадают осенью листочки, то ягодки крепко держатся за ветки и смогли бы провисеть до самой весны. Но уже к середине зимы от них ничего не остается. Их съедают птицы. Птицы очень любят ягодки рябины. А другие лесные жители (олени, кабаны, лоси) тоже не прочь ей полакомиться. Они едят ветки, почки, листочки.
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
-Человек тоже с давних пор знает, какое это полезное дерево – рябина.
-Ребята, а что можно сделать из древесины дерева? (ответы детей).
-Правильно, делают мебель и духовые музыкальные инструменты. (Показ картинок)
-А из плодов? (ответы детей)
– Конечно, варенье, а из цветов заваривают чай.
— Многие поэты и художники считали рябину очень красивым деревом. Давайте посмотрим, какие картины они создали, вдохновившись красотой рябины.- .(показ картин)
Также интересная работа по лепке: Лепка из пластилина в старшей группе ДОУ «Сказка о радужных бабочках»
Физкультминутка.
У реки росла рябина, (Из положения упор присев постепенное
выпрямление туловища, руки вперед вверх.)
А река текла, рябина. (Повороты вправо, влево с плавными движениями рук.)
Посредине глубина. (Наклоны вперед, руки прямые.)
Там гуляла ры-би-на. (Приседы.)
Эта рыба — рыбий царь (Прыжки.)
Называется — пескарь. (Ходьба на месте.)
Мы с вами, как настоящие художники, тоже создадим картину из пластилина. Это называется пластилинография. А вдохновлять нас будет наша веточка рябины. Наша картина будет называться «Кисть рябины».
Отщипнем немного коричневого пластилина и скатаем две тоненькие колбаски. Это будут веточки. Разместим их в центре нашего картона. Одну над другой. На верхней будут листочки, а на нижней – ягодки. Накатаем еще несколько мелких колбасок – это будут веточки самой грозди, на них висят ягодки. Обратите внимание, веточки грозди расходятся из одной точки.
Самостоятельная работа детей.
-Какой формы у нас ягоды?
-Правильно, круглые.
Отщипываем кусочки красного пластилина и круговыми движениями катаем маленькие шарики. Это наши ягодки. Приклеивая к картону, сильно не нажимаем. Ягодки должны быть выпуклые.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.
Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Листья берёзы, Вновь загибают пальчики, начиная с больших
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, «Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём. указательным пальцами обеих рук.
Продолжим.
-Теперь нам надо сделать листочки. Каким цветом они могут быть? (ответы)
— Конечно зеленые, желтые, оранжевые.
Отщипнем кусочек пластилина и скатаем короткую толстенькую колбаску. Это наш листочек. Приклеивая на картон, прилепим его посильнее, чтобы он сплющился. Листочки не выпуклые, а плоские. Обратите внимание, что один листочек находится напротив другого. И к концу черенка они уменьшаются. На конце по центру один листочек.
Рефлексия.
А теперь давайте сделаем выставку из наших работ.
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Пластилинография для детей старшей группы «Снегири на ветках рябины»
Пластилинография для детей старшей группы «Снегири на ветках рябины»
Задачи:
-продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.
-расширить представление детей о зимующих птицах.
— учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно – изобразительной деятельности посредством пластилинографии.
-развивать композиционные навыки.
— вызвать эмоциональный отклик на тему занятия.
Ход занятия:
Отгадайте загадку, какая птичка к нам прилетела:
Красногрудый, чернокрылый
любит зернышки клевать
с первым снегом на рябине
он появится опять.
Показать муляж снегиря.
Рассказ воспитателя о снегирях.
А кто-нибудь из вас знает, как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
А теперь послушайте рассказ о снегирях.
«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.
Снегирь – пухленькая красногрудая птичка, голова сверху, вокруг клюва и глаз — чёрная, крылья и хвост также черные, спина серая. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10 птичек, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.
Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».
Теперь вы знаете, какие снегири и где они живут.
Физминутка «Птичка»
Птичка крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо — влево,
Удивилась, что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой.
У вас на столах лежат нераскрашенные картинки. Что это за птица? Верно, это снегирь. Что ещё вы заметили на столах? (Пластилин).
Что мы можем сделать? (Придать цвет картинке при помощи пластилина).
Обследование снегиря.
Что есть у снегиря? (Туловище, голова, лапки, крылья, тело покрыто перьями, на голове есть клюв, глаза).
Какого цвета грудка у снегиря? А крыло?
Поэтапный показ и объяснение последовательности выполнения работы.
С техникой пластилинографии мы уже знакомы. Давайте вспомним, как пластилином раскрасить картинку? (Ответы детей). А сначала подготовим наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Сначала — «зовущие» движения пальцев, затем «режущие» движения одной ладони по другой.
Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга.
Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью, то же – левой рукой.
Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Смотрите очень внимательно, ещё раз для всех покажу. Беру в руки пластилин, отщипываю маленький кусочек, кладу его на левую ладонь, правой ладонью сверху накрываю и катаю шарик, затем я этот шарик прикладываю к картинке и большим пальцем правой руки прижимаю и растягиваю. Заметьте, начинаю снизу, ряд за рядом, чтобы было видно перья. Для изображения ягод рябины, я просто прижимаю шарик большим пальцем. Вот такая картинка у меня получилась.
Заключительная часть.
Педагог хвалит детей за красивое композиционное решение, отмечает тех ребят, которые внесли дополнение в свои работы (гроздья рябины, поверх веточек изобразили снежок). Напоминает о том, чтобы дети не забывали кормить птиц, поддерживали их в трудное время, за эту заботу птицы отплатят летом, уничтожая вредных насекомых.
Педагог читает детям стихотворение:
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Конспект занятия по пластилинографии «Ветка рябины»
Конспект занятия по пластилинографии «Ветка рябины»
Задачи: Развивать навыки и умения детей в технике «барельеф»: растирание пластилина по поверхности картона, передавать в композиции образность изображаемого: ветка рябины, развивать мелкую моторику руки, лепить всей кистью, обеими руками, знакомить детей с видами художественной лепки – барельеф, закрепить у детей понятие «барельеф», технику работы.
Закрепить прием раскатывания пластилина для создания ягод, веток, листьев рябины; закреплять умения использовать в работе стеку.
Закрепить прием «примазывания» элементов композиции-ягоды рябины с помощью стеки — прикрепление их к основе барельефа, воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы:
Ветка рябины с красными кистями ягод (в вазе, дощечки для лепки, салфетки, пластилин разных цветов, стеки по количеству детей, лист твердого картона небольшого формата. Аудиозапись, образцы пластин с барельефом.
Ход занятия
Воспитатель.
Воспитатель читает стихотворение В. Авдиенко под музыкальное сопровождение и презентацию «Осень в гости к нам пришла»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки,
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый-кленовый.
— О каком времени года идет речь? (Ответы детей)
— Правильно, наступила замечательная осенняя пора, все деревья оделись в красивые наряды, «Золотая осень в полном разгаре», всё радуется в природе!
— Отгадайте-ка ребятки, вы мои загадки:
1. Ягода красна,
Да не так вкусна,
А пришёл мороз
Сахару принёс.
2. Ягоды – не сладость,
Это глазу – радость.
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(ответы детей)
— А какие еще деревья вы знаете? (Ответы детей)
— Какие деревья растут в лесу? (лиственные)
Какие деревья растут в саду? (плодовые)
Воспитатель:
-А вы знаете когда созревает рябина (Осенью)
-Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе на моем столе. От какого дерева эта ветка?
Ответы детей.
Воспитатель.
Конечно же, от рябины. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считается осенними ягодами, потому-то созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Но из нее получается очень вкусное повидло, пастила. А еще ее любят зимой клевать снегири.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Воспитатель.
-На тех рябинках, что растут в лесу и у нас в парке, ягоды остаются до зимы, а и иногда и зимой сохраняются на ветках. Любят рябинкой полакомится не только снегири, но и белочки.
— Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточку рябины с кистью ягод. Но лепить мы будем не скульптуру, а барельеф- «Картину» из пластилина. Для этого нам понадобятся листы из картона. Сначала сделаем на них фон из пластилина, чтобы сделать фон нужно разогреть пластилин в ладошках, размять, а потом аккуратно размазать по пластине. Давайте подумаем, какой цвет фона лучше выбрать. Нужно, чтобы на нем хорошо была видна ветка рябины, красные ягоды.
— Значит, цвет фона должен контрастировать с красным цветом ягод, коричневым цветом веточки, зеленым цветом листьев.
— Каким же он может быть? Выберите из этих цветов — Желтым, синим, синим, голубым. Постарайтесь, чтобы пластилин лег на картон ровным слоем.
(Работа детей под аудиозапись)
Воспитатель.
-У всех получилось? А теперь приступаем к изображению рябины с ягодами. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой. Также поступаем с зеленым листом рябины. Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки.
— В работе используем стеку, делаем прорези на листьях, чтобы они получились резные.
-Как их лучше сделать? Ответы детей.
— Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы.
(Работа детей)
Воспитатель
— Теперь самая главная часть нашей картины – кисть ягод рябины. Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми.
(Работа детей под аудиозапись)
Воспитатель
— Посмотрите, какие выразительные картины у нас получились!
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять
За черникой, за малиной
За рябиной и калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Воспитатель
— Давайте попробуем представить, о чем думает рябина, когда ягоды ее созревают. Радуется ли она, когда посреди зимы на ее ветки слетаются птицы, чтобы полакомится красными ягодками. (Ответы детей)
— Что испытывает дерево, когда по его стволу и ветвям карабкается озорной мальчишка, желая нарвать побольше ягод, но настолько ягоды рвет, сколько ветки ломает? Делает он это не для чьей-то пользы, а для забавы и, наигравшись, тут же бросает сломанные ветки. (Ответы детей)
— Наверное, грустно и больно рябине, когда люди так поступают. Ребята берегите родную природу, заботьтесь о ней, чтобы вы помнили, что любое дерево, любое растение-тоже живое существо, которому бывает больно, плохо.
Воспитатель
— А мы возьмём наши картины и оформим выставку в группе.
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа): Конспект НОД по пластилинографии «Снегирь на рябине»
Конспект НОД по пластилинографии «Снегири на рябине» (старшая группа)
Подготовила Тукина В.П.
Цель: Учить изображать снегирей в технике пластилинография.
Задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах. Учить изображать снегирей при помощи пластилина. Побуждать заботится о птицах в зимний период.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, мы с вами часто наблюдаем за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц вы видели на участке детского сада? (Ответы детей). Зимой в кормушку прилетают синички, голуби, воробьи и другие птицы.
Воспитатель: давайте поиграем в игру: «Узнай голоса птиц»
Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
Кар – кар! (Ворона)
Чик – чирик, чив – чив (Воробей)
Ча – ча – ча (Сорока)
Курлы – курлы (Журавль)
Ку –ку (Кукушка)
Синь – синь – синь (Синица)
Рюм –рюм – рюм (дети не отгадали)
Воспитатель: А чтоб понять, что это за птица, отгадайте загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь)
Сегодня мы поговорим ещё об одной удивительно красивой птице. Она редко прилетает на наш участок, но не заметить её нельзя. Послушайте стихотворение А. Прокофьева:
Выбегай поскорей,
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный нос
Им рябинки принёс…
(Воспитатель приглашает детей к зимней панораме, на которой изображены заснеженные рябиновые ветки и сидящий на них снегирь.)
Воспитатель. Этих птиц всегда можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей – самцов ярко красная, а у самочек тёмно – серая. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете, что такое стайка? (Ответы детей). Стайка – это много птиц, которые летают вместе. Люди заметили: прилетят стайки снегирей, значит, скоро выпадет первый снег. Снегири почти не боятся человека, поэтому за ними можно наблюдать, расположившись неподалёку. По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже. Зимой снегири приближаются к жилью человека, с наступлением весны снова улетают в леса. Весной снегири строят гнёзда в лесу. Как вы думаете, из чего строят гнёзда птицы? (Ответы детей). Они строят гнёзда из веточек, а внутри выкладывают мягкими материалами – мхом, шерстью, волосом, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Гнёзда строят невысоко над землёй, примерно на высоте вашего роста.
(Педагог сопровождает рассказ показом видеофильма по телевизору продолжительностью 1 – 2 минуты).
Физкультминутка:
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик – он продрог,
Ветерок подуй слегка, осуши нам снегирька!
Воспитатель. Дети, в природе интересно наблюдать за птицами, но нужно быть очень осторожными, чтобы не спугнуть, иначе они улетят. Я предлагаю вам рассмотреть картинки, на которых изображены снегири. Какие цвета есть в оперении снегиря?
Обобщает ответы детей: «Снегирь – красивая птица, перья у него разных цветов. Грудка красная. У снегирей – самцов грудка ярко – красная, а у самочек тёмно – серая. Над хвостиком белое пятнышко, спинка голубовато – серая, голова, крылья и хвост – чёрные. А как вы думаете, чем питаются снегири?»
Обобщает ответы детей: «Снегири питаются семенами различных трав, деревьев, кустарников. Мы с вами видели на прогулке, что около рябины были разбросаны ягоды. Это снегири полакомились рябиной. Мякоть ягод снегирь не ест, а достаёт из ягоды только зёрнышки, поэтому вокруг рябины часто разбросано много мякоти от ягод».
Но наш снегирек совсем один, и думаю ему одиноко, давайте сделаем ему друзей снегирей? А делать мы их будем из пластилина. На ваших столах припасен пластилин черного, красного и белого , коричневого цвета. И картон голубого цвета. Сначала сделаем веточку для снегиря на которой он будет сидеть, затем скатаем шарик из красного цвета и сплющим его. Это грудка нашего снегирька. Затем возьмем пластилин черного цвета и из него скатаем колбаску длинную. И прикрепим ее сверху на нашу грудку, одновременно расплющивая ее. Делая головку с клювом, преходя в спинку и заканчивая хвостом. Затем сделаем ему лапки. И прикрепим крылышки скатав колбаску черного цвета и прикрепив к спинке. На веточках можно сделать любимое лакомство снегирей – рябинку. Для этого скатаем несколько маленьких колбасок из пластилина коричневого цвета и прикрепим к веточке. А затем скатаем шарики из красного пластилина и приделаем на эти веточки. Вот и готовы наши снегири.
Воспитатель. Ребята, что интересного вы сегодня узнали? Как нужно наблюдать за птичками? Нужно ли за ними ухаживать, подкармливать? Из чего вы научились делать снегирей?