Традиционное японское садоводство. Садовый фонарь.
Беседу про японское садоводство, пожалуй, уместно было бы продолжить рассказом про фонари и светильники в саду.
Собственно я планировал приурочить этот пост к установки фонаря в нашем саду, что бы проиллюстрировать пошаговыми снимками,
но из-за плохой погоды садовые работы у нас пока откладываются. Поэтому небольшой пост про наш фонарь я сделаю немного позже.
А пока расскажу обобщенно.
Традиционные фонари, общее название которых торо, пожалуй наиболее узнаваемый элемент японского сада.
Часто дизайнеры, создавая сад в азиатском стиле, прежде всего устанавливают такой фонарь, сразу придав композиции японский колорит.
Торо бываю бронзовыми, деревянными и каменными. Каменные известны более всего. Им отдают предпочтение, так как из всех материалов
камень лучше всего сочетается с другими элементами сада.
Эти фонари пришли в Японию из Китая вместе с Буддизмом. Первоначально светильники такого вида освещали пространство возле храмов.
В своей форме они повторяют очертания храмовой архитектуры. Став в монастырских садах одним из элементов дизайна, затем перекочевали
от туда в светскую культуру.
Деревянный фонарь
А это уже пластиковая имитация для бюджетного варианта
Бронзовый стоячий фонарь
Подвесные бронзовые фонари.
Каменные фонари.
Как я уже сказал выше, каменные фонари наиболее популярны. Они имеют много вариаций и о них следует рассказать подробней.
Все каменные фонари называются гата. Существует четыре основных типа этих фонарей.
Это тачи-гата, юкими-гата, икекоми-гата и оки-гата. В каждой группе так же есть свои вариации.
Тачи-гата — это светильники на высокой ножке-колонне.Такой фонарь устанавливается возле калитки, ведушей в чайный сад,
у порога дома. На развилке садовой дорожки или других узловых точках, обычно устанавливают тачи-гата на высоком ступенчатом пьедестале.
Фонарь катцуга похож на Тачи-гата, но обладает вычурностью резных украшений.
Он изготавливается из не менее чем четырех отдельно вырезанных деталей.
Юкими-гата — приземистые фонари с очень широкой плоской крышкой. Задача японского садовода — создать сад красивый в любое время года, в любую погоду,
в том числе зимой. Форма юкими-гата предназначено для собирания на себе шапок снега, эффектно подсвеченных спрятанным под ними огоньком.
Юкими-гата на двух опорах
Икекоми-гата — это невысокие фонари, предназначенные для освещения стоящих на земле каменных чаш цукубай
или же их могут установить для точечного освещения небольшого декоративного элемента, например статуи.
Фонарь на первом фото покрыт мхом. В японском саду очень ценится, когда вещи имеют на себе следы времени.
Предпочтение отдается не новым аксессуарам, а покрытые мхом и патиной. Часто фонари или другие малые формы искусственно состаривают.
Это созвучно с рассказом о мастере чайной церемонии Сэн Рикю, который никак не мог понять, что ему не нравится в каменном фонаре в его саду.
Наконец он понял, что форма фонаря слишком искусственна и не вписывается в природу.
Тогда он ударом молотка отбил край фонаря и, разрушив его идеальность, сделал его уместным в саду.
Самые маленькие из каменных фонарей — оки-гата. Они предназначены для установки на берегу водоема, что бы их свет отражался в воде.
В японском саду можно встретить фонари собранные из простых необработанных камней, подобранных по форме и размеру.
своей простотой и природностью, они отражают простоту идей Дзен.
Несколько слов о фонаре в виде пагоды. Они всегда в сечении квадратной формы и число ярусов обязательно будет нечетным.
Такую пагоду в саду можно увидеть на естественных возвышениях, на холме.
В следующий раз я расскажу роли камня в традициях японского садоводства.
ru-japan.livejournal.com
7 знаковых атрибутов сада в японском стиле
Характерная черта философии Японии — гармония во всем, но прежде всего — гармония человека и природы. Чтобы передать атмосферу этого единения, в Х веке в Стране восходящего солнца начали создавать сады весьма оригинального дизайна. Впоследствии они стали известны всему миру и не теряют популярности по сей день. Нашим дачникам тоже пришлись по душе японские сады.
Сад в японском стиле
Сразу стоит обратить внимание на то, что «скелет» японского сада — это камни, а «кровь» — это вода. Так считают сами японцы. Есть еще и третья важная составляющя — растения. Но поскольку воду, камни и растения можно встретить и в других садах, то особенность японского состоит в компоновке этих элементов и в применении знаковых атрибутов.
1. Цукубай
За этим загадочным словом скрывается традиционная чаша для омовения рук и лица перед чайной церемонией. Цукубай выполняется из цельных необработанных камней.
Традиционная чаша для омовения рук
Допустимо украшение иероглифами или символами, характерными для японской духовной культуры. Внешне цукубай напоминает небольшой колодец. Рядом с чашей должен лежать бамбуковый ковш.
2. Мостик
Для японцев мост — это символ жизненного пути. Поэтому он не должен быть прямым. Изогнутый мост показывает все этапы жизни человека: от детства (начало моста) к зрелости (самая высокая его точка) и до спуска (старость).Мост в японском саду должен быть изогнутым
Мосты обязательно должны выделяться на общем фоне, поэтому их окрашивают в яркие цвета и украшают традиционной символикой. В нашем случае совсем не обязательно делать мост как переправу через ручей или водоем, вполне можно ограничиться чисто декоративным вариантом с ведущими к нему дорожками и небольшими клумбами по краям.
3. Колокольчики
Чтобы послушать музыку ветра, развесьте на деревьях или крыше беседки колокольчики —Колокольчики из стекла
Интересно, что японские колокольчики считаются символом прохлады. Это связано с тем, что в этой стране лето очень душное из-за высокой влажности. Даже самое слабенькое дуновение ветра приносит облегчение. А звон колокольчика — верный признак долгожданного ветра.
4. Беседки-пагоды
Настоящий японский сад немыслим без беседок. Они, как правило, выполнены в виде пагод — культовых сооружений. Для таких беседок характерны загнутые углы, использование только натуральных материалов и украшение вьющимися растениями.Беседка в виде пагоды
Конечно, в Японии есть свои строгие правила строительства и расположения беседки. В дачном же варианте японского сада ими можно принебречь и установить беседку так, чтобы она не затеняла посадки и органично вписывалась в общую картину участка.
5. Бамбуковые изгороди
Японцы очень ревностно относятся к личному пространству. Сад — это место слияния с природой, со своими мыслями. В нем нет места для посторонних глаз. Но и заборов в привычном нам виде тоже нет. Есть только бамбуковые изгороди.Традиционная бамбуковая изгородь
Они могут быть разной высоты и частоты плетения. В традиционных варинтах никогда не используются гвозди. Такие изгороди могут как отделять части сада друг от друга, скрывать ненужные элементы (например, шланги), так и носить декоративный характер.
6. Скульптуры из камня
Скульптуры в настоящем японском саду никогда не расставляются где попало и как попало. Да и сама скульптура не может быть какой угодно. Каждая имеет свое значение. Будда — покой и умиротворение, дракон — сила, лев — защита, черепаха — долголетие, журавль — стремление познать истину и т. д.Скульптуры в японском саду. Фото с сайта iStock.com/PicturePartners Leiden, Netherlands
Если вы не погружены в буддийскую философию, то лучше не злоупотреблять такого рода символами и приобрести нечто нейтральное. Благо разного рода садовые скульптуры можно найти без особого труда. Одно «но» — для сада в японском стиле они должны быть максимально естественны и окрашены в один тон, никакого буйства красок.
7. Фонари
Какой же японский сад без фонарей? Обычно их располагают вдоль дорожек на пути к беседке, водоему или другому значимому объекту. Все фонари однотонные, цветных в японском саду не бывает. А вот варианты форм – есть:- Тачи-гата — это высокие каменные фонари, похожие на небольшие столбы. Их высота не должна превышать 3 метров. Тачи-гата могут осветить большую территорию;
- Катцуга — фонарь, который очень похож на тачи-гата, но отличается от него обилием вырезанных украшений;
- Икекоми-гата имеют форму столба. Они вкапываются в землю по краям дорожек;
- Оки-гата — самые компактные фонарики. Их цель — создать загадочный полумрак. Оки-гата можно расставить по берегам садового водоема, на камнях или среди растений;
- Юкими-гата, или «снежный фонарь» — приземистый фонарь с широкой крышей. Благодаря форме крыши он и назван снежным, т. к. в период снегопадов снег остается на ней и эффектно подсвечивается.
Японский фонарь тачи-гата
Конечно, в силу климатических особенностей и культурных отличий настоящий японский сад на дачном участке воссоздать не получится. Но можно максимально приблизиться к оригиналу благодаря этим элементам дизайна.
А как вы относитесь к садам в японском стиле?
7dach.ru
Японские каменные фонари
Огонь свечи внутри.
Мой сад ночной
С луной ведет беседу.
Смотрю и растворяюсь в сказке…
Создавая сад в японском стиле мы используем особые элементы, символы. Один из таких элементов — каменные фонари. Они имеют древнюю историю, различаются по видам, каждый из которых предназначен для строго определенного места. Фонарь состоит из нескольких частей: основание, опора, подставка под световую камеру, световая камера, крыша и навершие. У некоторых видов фонарей присутствуют не все эти части. Основные типы фонарей — касуга-торо, юкими-торо, ямадоро-торо, оки-торо, орибе-торо. В световую камеру помещают маленькую свечу, ее колышащийся свет создает в саду таинственную обстановку.
Касуга-торо — это самый нарядный и большой из фонарей. Он украшается богатой резьбой. Касуга-торо устанавливается на видном месте, рядом со входом. Два таких фонаря могут составлять симметричную пару.
Юкими-торо предназначен для любования снегом. Поэтому у него очень широкая плоская крыша. Часто устанавливается возле воды, чтобы он мог отражаться.
Ямадоро-торо устанавливается в тенистых местах, в дальних уголках сада. Этот фонарь делают из грубо обработанных камней. Со временем он обрастает зеленью.
Оки-торо — самый маленький из японских каменных фонарей. Он устанавливается у мелководья, в дзенских садах, у сухого ручья.
Орибе-торо устанавливается только вместе с цукубаи (чашей для омовения). Отличительная черта Орибе-торо — внизу его опоры всегда должно присутствовать изображение фигуры человека, что связано с древней легендой о происхождении фонаря. Легенда гласит, что Мастером чайной церемонии Орибе по вероисповеданию был не буддистом, а христианином (что преследовалось в Японии того времени). Чтобы можно было поклоняться своему Богу, мастер в самом низу опоры фонаря вырезал распятие и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. И никто не догадывался об этом. Поэтому цукубаи в саду ставится только в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого всегда должна быть закрыта растениями.
Помимо каменных фонарей в японских садах присутствуют пагоды как символ буддистского храма. Они состоят из 3, 5, 8 или 13 уровней, размер которых уменьшаются с высотой. Пагоды располагают так, чтобы их было видно из всех уголков сада, на высокой точке рельефа. А по размеру пагода должна быть выше самоко большого каменного фонаря.
В нашем японском саду мы тоже разместили пагоду и каменные фонари. Их для нас из инкерманского известняка изготовил скульптор Александр Болдырев. Каждый фонарь предназначен для конкретного места, что отмечено на плане. Пагода расположена на холме в центре сада. Сначала мы нашли подходящие предметы в японских садах, потом создали их чертежи и модели, а затем в мастерской изготовили фонари и пагоду.
Работать было очень интересно. Иногда мы придумывали какие-нибудь истории, связанные с нашими фонарями. Например, в резьбе касуга-торо изображены в символическом виде когти и чешуя дракона. А два фонаря ямадоро-торо похожи, как два брата-близнеца, но один из них живет в городе и изучает дзен-буддизм, а другой — в деревне и пьет саке…
Пагода и фонари простояли в саду уже год и за это время частично покрылись зеленью. Этот процесс должен продолжаться, и с каждым годом наши каменные элементы будут выглядеть все лучше. В Японии есть понятие
На фотографиях показана история наших каменных фонарей и пагоды.
www.landy-art.ru
Японский садовый фонарь — каменное искусство!: Вид и особенности применения.
В Японии существует много самых красивых и разнообразных садов, поражающих своими комбинациями и пропорциями выбранных компонентов. Японский сад можно обозначить маленьким ландшафтным участком Японии, и каждый элемент этой небольшой модели удивляет своим особенным видом.
Одно из главных мест в любом саду занимают разные садовые сооружения. Как правило, делают из таких материалов, как металл, бамбук, глина, дерево и камни.
Японские сады украшают такие предметы как: мостики, изгороди, скамейки и каменные садовые фонари (или каменные светильники). Однако это, безусловно, далеко не полный список декоративных элементов сада.
Японский садовый фонарь размещают в разных местах сада, в частности у водоемов, вдоль тропинок, которые пересекают территорию сада, рядом с мостами и мостиками; около традиционных построек — Цукубаи, представляющих собой каменные церемониальные чаши, наполненные водой.
Число и высота размещенных в саду японских садовых фонарей из камня зависит от размеров участка и от личного вкуса хозяина.
По такой причине их можно поделить на несколько типов:
≈ Первое место занимает фонарь, названный «Тачи-Гата», что переводится с японского как «пьедестальные». В самом слове и заключается предназначение — их применяют для освещения места, где владелец дома ведет разговоры с самыми почетными людьми.
От других видов каменных садовых фонарей «Тачи-Гата» выделяет его высота (от 1,5 -3 м), потому их устанавливают лишь в садах, с обширной территорией.
≈ Второй тип японский садовых фонарей — «Икекоми-гата». В Японии для этого вида фонарей часто отводится место рядом с Цукубаи. Однако этот тип фонарей некоторые японцы ставят и в других местах.
В Японии бытует легенда, согласно которой фонарь нужно расположить так, чтобы падающий на него луч света был непременно направлен в землю. Потому, как правило, для установки «Икекоми-гата» подбирают открытые для солнца садовые участки.
≈ Еще один фонарь – Катцуга. Он похож на модель Тачи-гата, но имеет более вычурные резные украшения. Его изготавливают не менее чем из четырех отдельно вырезанных элементов.
≈ Другая разновидность каменных фонарей называется «Якими-гата» или «Юкими-гата», значит — «кажущиеся покрытыми снегом». Достоинством таких фонариков являются крыши с квадратной или круглой формой. Основой служат подставки, которые делают из камня или бетона.
Еще одним достоинством, заслуживающего внимания в этом типе фонаря является матовое стекло, которое придает плавное свечение попадающему на него солнечному свету.
Именно благодаря матовому стеклу этот вид японских светильников и получил такое название — кажется, что камни покрыты снегом. Эти фонари обычно размещают у края водоемов.
≈ Пятый вид японских фонарей отличается от остальных своими миниатюрными размерами — и именно потому его назвали «Оки-гата», что значит «маленькие фонари».
Он отлично дополнит пейзаж японского сада, на участках расположенных недалеко от дорожки или на берегу пруда. А вот в небольшом садике такой фонарь сможет собой украсить внутренний двор дома.
Как вы уже догадались, отличительным свойством всех перечисленных видов каменных фонарей является их дизайн и высота, которая варьируется от 0,5 — 3 м. Но, если дополнить пейзаж посаженным за каменным светильником красивым деревом, вы этим лишь подчеркнете его размеры.
Например, для этого можно взять клен, который отлично вписывается в ландшафт, в особенности осенью, когда листья окрашиваются в несколько оттенков красного и желтого. И на фоне таких листьев, трава выглядит еще зеленее, а камни, как серые стражники сада.
Особенно прекрасны эти каменные фонари по ночам, когда они освещают окружающий вид светом свечей, расположенных внутри них. И сразу же все вокруг преображается и приобретает загадочный вид. Именно при свете таких фонарей японцы идут по дорожке в домик для чайных церемоний — Тясицу.
landscape-a.com
Японские фонарики для сада — описание, размножение, уход, посадка, фото, применение в саду, сорта и виды
Хотите украсить свой сад оригинальными фонариками? А что если позаимствовать их из японского стиля? Аккуратные, компактные, они могут очень интересно вписаться в дизайн.
В Японии такие фонарики прежде устанавливали для освещения дорожек, ведущих к храмам. Теперь их можно увидеть практически везде. И, конечно же, какой без них японский садик? Здесь они играют роль своеобразных маячков, указывающих путь к чайному павильону.
Существует несколько видов японских фонариков, различающихся по форме и высоте.
Одни из самых высоких называются «тачи-гата». В японских садиках их устанавливают в центральной части дорожки. Там они играют роль главной фигуры. Фонарики вытянуты, по виду напоминают столбики, высота их от 1,5 до 3 м.
«Икекоми-гата» — также в виде столбиков, но меньшего размера. Ими украшают берега водоемов или ручьев. У них нет широкой основы, их (как столбы) закапывают в землю.
«Оки-гата» — самые маленькие фонарики. Их место вдоль дорожек, среди растений и в маленьких двориках.
«Юкими-гата» (снежные) — самые популярные. Устанавливают их возле водоемов и водопадов. Снежными называют из-за довольно широкой крыши, на которой задерживается снег. Исходящий из-под крыши свет отражается в воде и делает путь к чайному павильону особенно живописным и завораживающим.
Иногда эти фонарики «ставят» на высокую изогнутую ногу, что позволяет максимально приблизить их к поверхности водоема и таким образом увеличивает эффект отражения света.
Можно ли сделать японские фонарики своими руками? Конечно, хотя дело это и непростое. У меня в саду есть два вида фонариков: тачи-гата (высотой 120 см) и юкими-гата (высота — 50 см).
Классически их изготавливают из металла и камня. Если выберете последний вариант, лучше взять мягкий камень, например, песчаник. Но лично я избрал более простой способ и использовал близкий по структуре к природному камню… газосиликатный блок.
Он легко поддается обработке, его можно пилить обычной пилой, а любую форму придать с помощью полотна по металлу.
Блок легко шлифовать как грубой, так и мелкой наждачной бумагой. Затем, когда фонарик будет готов, его нужно покрыть цементно-клеевым раствором, для того, чтобы газосиликат не впитывал влагу и не разваливался.
А уже после этого можно подобрать цвет акриловой краски и выкрасить фонарик в естественный цвет камня. Учтите: именно в естественный, потому что цветных фонариков в японском саду не бывает!
Источник: Журнал «Цветок»
elektro-sadovnik.ru
Японские фонарики своими руками для сада
Свой первый фонарик в японском стиле я «изваял» несколько лет назад. с тех пор не могу остановиться.
Теперь их количество на моем участке перевалило за десяток, но постоянно по-япляются нопыс идеи. Классический японский фонарик вытачивается из цельного камня, желательно мягкого. Это довольно трудоемкая и кропотливая работа. Я упростил этот процесс, внеся существенныс изменения.
Во-первых, в качестве исходного материала использую не камень, а хорошо высушенные блоки из пенобетона (фото 1). Они гораздо легче поддаются обработке.
Во-вторых, псе фонарики делаю не монолитными, а состоящими из 5 частей — основания, корпуса, крыши, купола и «шишака», т.е. шпиля. После придания нужной формы склеиваю их между собой с помощью наружной (фасадной) шпаклевки. Она практически по отличается по цвету, поэтому стыки не видны.
Работаю ножовкой и тремя самодельными «напильниками» из грубой наждачки (фото 2). Они нужны для вытесывания фигурных деталей. Эскизов и чертежей не делаю, руководствуюсь интуицией.
По окончании работы, которая обычно занимает 2 недели, покрываю фонарик белой акриловой краской, иногда выделяю отдельные фрагменты цветной.
Вот, собственно, и вся «технология».
В конце хочу развеять одно распространенное заблуждение. Считать, что фонарики служат для подсветки тропинок, темных уголков сада и прудов — слишком поверхностный взгляд. У японцев в ландшафтном дизайне есть понятие «скрытая красота». Иначе говоря, то, что красиво, не должно бросаться в глаза. А фонарики как раз и выполняют функцию маячков, благодаря которым гости обратят внимание на то. что важно хозяину — уютный уголок для отдыха, оригинальный роккарий, занимательную природную композицию и т.д. (фото 3-6).
В добавок к японским фонарикам можно добавить японский родничек.
Кстати
В японской традиции фонарики делают только из белого камня. При необходимости их раскрашивают.
Всем привет. Еще зима, а я уже готовлюсь к лету)) вернее к дачному сезону. Налепила в новогодние каникулы небольшую кучку из цемента. один из этой кучки — японский фонарик. хочу поставить его к своему прудику.
Если кому интересно как такой фонарь сделать, делюсь фотками.
Вот он еще не покрашенный. покраска для меня самое страшное)))
Каждая деталь фонаря делается отдельно, по форме. я сначала подобрала все формы, составила друг на друга, что то меняла, что то убирала, а потом начала лепить.
Сначала основание-ножки. Взяла форму, застелила пленкой (я люблю такую фактуру с прожилками, но если кому не нравится, то можно и без пленки, только предварительно смазать надо маслом форму) Цемент я беру 1:1 с песком и добавляю воду чтобы получилась густая масса как тесто и начинаю выкладывать сначала дно, а потом поднимаясь выше-ножки. и оставила на сутки высыхать.
Для следующего элемента я взяла тарелку, также застелила пленкой и просто наполнила тарелку цементом, и выравнила.
С этим элементом пришлось повозиться. так же сначала залепила дно и по кругу сделала стеночки, потом вдавила в стенки три крышки от бутылок, типа окна))
И дала подсохнуть. но не до конца. где то через часов 6 осторожно достала форму, цемент еще мягкий, но форму держит и не растекается и осторожно достала крышечки, помогала ножом. и оставила уже досыхать.
И крыша фонарика, к же сначала пакет и потом заполнила форму цементом, немного приподнимая в нужных местах. скатала шар и положила его в центр и тоже оставила сохнуть.
прошли сутки и стала доставать все детали фонаря. это основание.
еще одно основание))) то что из тарелки.
домик с окошками))) названия японские я не смогла запомнить))
поставила друг на друга. можно было в каждой детали по центру сделать отверстие и при сборке протянуть провод с лампочкой, тогда фонарь бы горел. но у меня прудик с стороне от дома, с электричеством напряг, поэтому так.
И еще раз фонарик покрашенный.
если понравился мой фонарик забегайте снова в гости, у меня еще много цементных работ и МК по ним.
Японские каменные фонари были впервые использованы в древних храмах и святынях, где они хранили огонь, зажженный по обету. Предназначение таких фонарей было не в освещении пространства, а в защите огня от воздействий окружающей среды, так как священный огонь символизировал Будду, знание и просветление. Лишь гораздо позднее, в шестнадцатом веке, они стали применяться с практической целью, для освещения территории частных садов, чайных домиков и помещений религиозного предназначения. От классических до современных, фонари компании Stone Forest заимствовали эту многовековую традицию.
Дизайнеры высекают из гранита традиционные японские фонари и оригинальные каменные светильники собственного дизайна уже в течение 20 лет. Если вы ищете интересный декор для сада в традиционном японском стиле, или хотите подобрать более современное украшение двора и дополнение к вашему пейзаж, то фонари высшего качества Stone Forest — прекрасное решение.
Традиционные японские фонари производятся в соответствии со строгими старинными спецификациями. Днем — это изящное украшение для декорирования сада, а вечером, со свечкой внутри, фонарь выполняет функцию освещения сада играющими огоньками, указывая путь к чайной беседке, пруду или дому. В ассортименте — все основные виды фонарей.
«Тачи-гата» (Tachi-gata) (в переводе с японского — «пьедестальные») — в определении уже заключается назначение таких фонарей. Их используют для освещения места в саду, где хозяин беседует с самыми почетными гостями. От других видов фонарей «тачи-гата» отличает большая высота — от 1,5 до 3 м, поэтому они органично смотрятся в садах, занимающих обширную территорию.
«Икекоми-гата» (Ikekomi-gata) — существует предание, согласно которому этот фонарик располагают так, чтобы падающий на него луч солнечного света обязательно был направлен на землю. Поэтому обычно для установки фонарей «икекоми-гата» выбирают открытые для солнца участки двора и сада.
«Юкими-гата» (Yukimi-gata) — в переводе «кажущиеся покрытыми снегом». Изюминка этих каменных фонарей — крыши квадратной или круглой формы, уберегающие огонь внутри от снега. Часто окошки фонаря закрыты матовым стеклом, которое придает мягкое свечение лучам солнца, попавшим на фонарь и свечи вечером.
«Оки-гата» (Oki-gata) отличаются своими небольшими размерами. Такие миниатюрные каменные фонари прекрасно будут смотреться в саду или внутреннем дворе дома небольшого размера, возле тропинок, клумб и цветников.
Компания также может вырезать любой узор и создать любой японский фонарик по вашему запросу. Ознакомиться более детально с продукцией можно на сайте StoneForest.
bymosque.ru
Японские фонари в саду
Японские фонари
Японские фонари — один из важнейших элементов сада в восточном стиле. Они символизируют собой тепло, озарение и служат не только для украшения, но и для освещения сада в темное время суток. Блики свечи, игра света и тени позволяют по-новому взглянуть на ночной сад.
В Японию каменные фонари попали из Китая и в своей эволюции прошли долгий путь от жертвенных котлов и сосудов для возжигания ароматных трав, до осветительных приборов и произведений искусства. Изначально они устанавливались только в чайных садах, но постепенно получили распространение и в других садах в восточном стиле.
Японский каменный фонарь, как правило, состоит из пяти основных частей с символическим значением. Основание символизирует землю, опора – воду, место для свечи – огонь, крыша – ветер, навершие (луковка) – небо. У некоторых фонарей отдельные части могут отсутствовать.
Японский фонарь можно поставить как на опорный камень, так и прямо на землю. Окошки камеры светильника должны быть обращены к зрителю.
Основной материал для производства японских фонарей – натуральный камень. Однако в некоторых садах Японии можно встретить деревянные и металлические образцы. А в наше время вместо натурального камня все чаще и вполне успешно используют искусственные заменители.
Никаких строгих правил регламентирующих количество каменных фонарей в саду нет. Для миниатюрных садов достаточного одного светильника. На больших площадях не обойтись несколькими фонарями.
Подходящим местом для установки японского фонаря может стать берег водоема, цукубай, обочина тропинки, открытый участок, входная зона сада и строений. Все зависит от вида фонаря.
Современные мастера японского сада выделяют несколько десятков видов каменных фонарей (по-японски: торо или гата), относящихся к четырем основным типам. Все эти фонари отличаются друг от друга размером, формой, наличием или отсутствием тех или иных элементов. Каждый из видов каменных фонарей имеет свой неповторимый облик, свою историю, свое оптимальное место в саду и назначение.
Тип первый. Пьедестальные фонари (Тати-гата).
Эти высокие фонари (1,5-1,8 м, некоторые более 3 м) на длинной ножке устанавливают в больших садах на самом видном месте при входе в дом, беседку, на развилках дорожек или на пустом месте в центре сада.
Касуга-торо – самый красивый из видов пьедестальных каменных фонарей. Для него характерна шестиугольная крыша с загнутыми углами и круглая украшенная орнаментом стойка. В Японии эти фонари можно встретить в большом количестве вдоль дороги к храму, для освещения которой они и были придуманы когда-то в древности.
Помимо касуга-торо к типу пьедестальных фонарей относятся: мокрая цапля (нурэсаги-торо), весеннее солнце (харухи-торо), храм добродетели (дзэндодзи-торо), западный дом (нисиноя-торо) и кислый апельсин (юноки-торо).
Тип второй. Скрытые фонари (Икэкоми-гата).
Фонари этого типа отличаются отсутствием опорного камня и средней высотой (около 1 м). Свет от них всегда падает вниз в землю. Лучшее место для их установки – открытый участок рядом с цукубаем.
К этому типу относятся такие виды как: корейский фонарь, ступня (асимото-торо), санскрит (сондзи-торо), сёкубу-торо, суйкэй-торо и самый популярный из видов орибе-торо.
Орибе-торо назван так в честь известного мастера чайной церемонии, жившего в 17-м веке, когда в Японии начались гонения на христиан. Орибе нанес изображение распятия на опору каменного фонаря, прикрыл листьями и в результате смог незаметно молиться Иисусу Христу прямо во время омовения рук. В дань памяти этой легенде опору орибе-торо украшают изображением человека и маскируют зеленью.
Тип третий. Установочные фонари (Оки-гата).
Это небольшие (до 1 м), легкие фонари, предназначенные для установки по берегам водоемов, вдоль дорожек и в маленьких внутренних японских садиках. К этому типу относятся: мыс (саки), прекрасная рука (тамадэ), оки-торо и ямадоро-торо.
Оки-торо – маленький (до 40 см) фонарь без опоры для установки на гальку вдоль берега пруда.
Ямадоро-торо – фонарь из грубо отесанных ассиметричных искусственно состаренных камней, предназначенный для самых укромных уголков сада.
Тип четвертый. Фонари для любования снегом (Юкими-гата, или Якими-гата).
Юкими-торо – самый распространенный вид японских фонарей. Они были придуманы в одноименной местности Японии, где зимой выпадает очень мало снега. Юкими-торо – небольшие каменные фонарики с тремя-четырьмя ножками и удерживающей снег большой круглой или шестигранной крышей устанавливают по берегам водоемов.
Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.
www.ozelenitel-stroy.ru