Ятаган это что – Газоконвертор Ятаган - очистка воздуха для ресторанов и промышленных предприятий.

  • Home
  • Разное
  • Ятаган это что – Газоконвертор Ятаган — очистка воздуха для ресторанов и промышленных предприятий.

Содержание

Ятаган — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ятага́н (тур. yatağan[1]) — клинковое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком, имеющим двойной изгиб; нечто среднее между саблей и тесаком[2]. Форму клинка нельзя назвать уникальной, поскольку вогнутый клинок с заточкой на вогнутой стороне имели махайра, фальката, подсаадачный нож, кукри, тесак, но именно у ятагана клинок не расширяется к острию, а сохраняет одинаковую ширину, однако крайне редко встречались исключения. В частности, ятаган с расширением клинка к острию хранится в музее комплекса Золотые ворота в городе Владимир. Небольшой вес оружия (около 800 г) и достаточно длинный клинок (около 65 см) позволяет наносить рубяще-режущие и колющие удары. Форма рукояти не даёт оружию вырваться из руки при рубящем ударе. Металлический доспех высокой степени защиты ятаганом пробить проблематично, ввиду небольшого веса и конструктивных особенностей клинка.

История

Ятаган начал использоваться в XVI веке. Имеет клинок с односторонней заточкой на вогнутой стороне (так называемый обратный изгиб). Эфес ятагана лишён гарды, рукоять у оголовья имеет расширение для упора кисти руки. Клинок турецкого ятагана вблизи эфеса отклонялся под значительным углом вниз от рукоятки, затем был прямым, вблизи острия снова изламывался, но уже вверх. Таким образом, остриё оказывалось направлено параллельно рукояти и затачивалось с двух сторон, что позволяло более эффективно наносить колющие удары. Обратный излом клинка одновременно позволял наносить режущие удары от себя и увеличивал эффективность как рубящего, так и режущего удара. Прямая же форма клинка в среднем притяжении увеличивала его устойчивость к поперечному изгибу. Кроме того, замена плавного изгиба изломом позволяла достичь большей эффективной длины оружия.

Ятаган, как и любое оружие, при нанесении рубящих ударов под действием центробежной силы, стремится «вырваться» из руки. Поэтому, чтобы боец мог дольше наносить рубящие удары, даже в состоянии усталости, были приняты весьма изощрённые меры: рукоять полностью охватывала нижнюю часть ладони, образуя специфические расширения («уши»), а иногда продолжалась и упором под вторую руку, который располагался и вовсе перпендикулярно прямой части клинка. Клинок и рукоять имели разнообразные украшения — резьбу, насечки и гравировку. Ятаганы хранились в ножнах и носились за поясом как кинжалы.

В основном ятаган известен как специфическое оружие турецких янычар. По легенде, султан запретил янычарам носить в мирное время сабли. Янычары обошли этот запрет, заказывая боевые ножи длиной в руку. Так и появился турецкий ятаган. Некоторые ятаганы имеют двояковогнутый клинок (наподобие египетского хопеша) — обратный у основания клинка и сабельный у острия. Ятаган обычно имеет костяную или металлическую рукоять. Ножны ятагана деревянные, обтянуты кожей или облицованы металлом. Так как гарда отсутствует, клинок ятагана входит в ножны с частью рукояти. Общая длина ятагана — до 80 см, длина клинка около 65 см, масса без ножен — до 800 г, с ножнами — до 1200 г. Помимо Турции ятаган применялся в армиях стран Ближнего Востока, Балканского полуострова, Южного Закавказья и Крымского Ханства.

Ятаганы попадали к запорожцам, как трофеи после удачных походов. Во времена Задунайской Сечи они получили большее распространение среди задунайских запорожцев, которые состояли на военной службе у турецких султанов.

Ятаганы использовали пехотинцы (янычары именно и были гвардейской пехотой) в ближнем бою.

В XIX веке штыки-ятаганы использовались в ряде французских ружей и винтовок, в частности — системы Шасспо и Комблена. В примкнутом положении характерный изгиб штыка-ятагана не мешал заряжанию с дула. В отомкнутом положении оружие представляло собой полноценный ятаган.

Атакующие ударные действия ятагана выполняли преимущественно остриём и вогнутым лезвием. Конструктивные особенности этого лезвия позволяли мастеру наносить одновременно две раны во время выполнения рубяще-режущего удара. Защитные отбивы осуществляли как лезвием, так и не заострённой выпуклой стороной. При отбивании удара вогнутым лезвием обеспечивалось значительно более надёжное удержание вражеского клинка, но при этом терялась возможность за счёт скользящих отбивов, присущих сабле, наносить молниеносные контрудары. Таким образом ятаган имел как преимущества, так и недостатки. Казаки, как и подавляющее большинство тогдашних европейских воинов, отдавали преимущество выгнутым или прямым клинкам.

Ятаган как метательное оружие

Некоторые авторы указывают на возможность, кроме использования ятагана в ближнем бою, эффективного его применения в качестве метательного оружия, обеспечиваемую специфической формой его клинка и рукояти (оканчивающейся двумя «ушками», дополнительно стабилизирующими полёт). Детская военная энциклопедия указывает дальность метания ятагана, на которой он свободно вонзается остриём в деревянную мишень — около 30 метров

[3]. Однако это не соответствует действительности. Опыт метателей позволяет говорить о метании подобного оружия на 5-6 метров, не более.

Ятаган в литературе и кинематографе

  • В романе Далии Трускиновской «Шайтан-звезда» появляется в наименовании ханджар.
  • В русском переводе романа Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» ятаган является основным видом оружия ближнего боя у орков. Характерная деталь облика орочьих ятаганов — воронёные клинки. В оригинале орки вооружены скимитарами (то есть саблями восточного типа — это европейское произношение персидского термина «шамшер»). Стереотип об орочьих ятаганах широко распространился среди русскоязычных фэнтезийных авторов.
  • В романе Вадима Панова «Тайный город» оружие семьи Красных Шапок.
  • В трилогии «Хроники Сиалы», Алексея Пехова, ятаган основное оружие орков на протяжении истории мира Сиалы.
  • В фильмах «Мумия» и «Мумия возвращается» меджаи вооружены в основном ятаганами.
  • В игре Assassin’s Creed Revelations главный герой Эцио Аудиторе и турецкие янычары используют ятаган.

См. также

Примечания

  1. ↑ Существует попытка свести название к турецкому — «укладывающий спать», имеется в виду укладывающий спать вечным сном. Однако этимология данного слова более сложна, так как имеются родственные формы слова с той же корневой основой и в других языках. Анализ фонетики и структуры слов позволяет сделать вывод о том, что корневая основа не имеет отношения к глаголу «ложиться». Так татарское Чыда — «пика, вид колющего оружия», в том же значении уйгурское, чагатайское Чида, хакасское Чида, сибирско-татарское — Йыта, Йыда, старомонгольское Джида, османское (старотурецкое) Джида — «дротик». В кабардинское наречие адыгейского языка слово заимствовано в форме Джатэ — «сабля, пика».
  2. ↑ ГОСТ Р 51215-98: «Оружие холодное. Термины и определения»
  3. Волковский Н.Л. Детская военная энциклопедия. — 1-е изд. — Олма-Пресс, Полигон, 2001. — Т. 1. — С. 19. — 656 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-89173-104-5, 5-224-02008-5.

Литература

Ятаган (музыкальный инструмент) — Википедия

Ятаган (ятага; башк. ятаға, йатаған) — щипковый музыкальный инструмент.

Описывается фольклористом, исследователем народной музыки А. Л. Масловым в книге «Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве» (1909): «Ятага — музыкальный инструмент употребляемый Оренбургскими киргизами, состоит из длинного квадратного в сечении корпуса, выгибающегося на одну сторону слегка под тупым углом. Две боковые деки цельные, две другие составлены, каждая из двух частей, относящихся друг к другу как 9:25. На нижней деке проделаны 25 голосников, расположенных пятью звездами. На верхней, немного выпуклой деке, в перегибе прикреплена планка, в которую вставлены семь деревянных колков для привязывания струн, прикрепляющихся с другого конца за маленькие медные колечки. Струны медные, каждая подпирается у колечек особой подставкой. С концов нижней деки выступают небольшие гребешки, служащие не только украшениями, но и ножками инструмента. Общий вид ятаги очень напоминает столь большое японское кото. Дека ятаги выкрашена в желтую краску, остальные части, за исключением мелких, например, колков, выкрашенных в черный цвет, окрашены красной краской. Строй ятаги неизвестен. Размер следующий: наибольшая длина 102 см, наибольшая ширина 14 см, высота приблизительно такая же, но толщина резонатора почти вдвое меньше»

[1].

Предположительно, являлся аккомпанирующим инструментом при исполнении эпических сказаний, кубаиров, разных такмаков. В основном, такой инструмент могли иметь зажиточные башкиры[источник не указан 1460 дней]. В XX веке традиции исполнительства на ятагане были утеряны[2].

Аналогичные инструменты существовали в Древнем Китае, Японии, Корее, бытовали у многих тюркских народов. Так, например, у татар — ятаган/елтага

[3], казахов — жетыген, калмыков — ятха (ятка), монгол — ятага, хакасов — чатхан.

По форме напоминает лежачую, вытянутую арфу. Наиболее древний тип ятагана представлял собой ящик, выдолбленный из древесины (чаще сосны). Поверх натягивались длинные жильные струны, а также передвижные колки (подставки) из коленной косточки барана, разделяющие каждую струну надвое. Таким образом, каждая струна имеет две ноты, а посредством передвижения подставок настраивается инструмент для абсолютно разнохарактерного исполнения[источник не указан 1460 дней]. Традиционно играют сидя, положив один край ятагана на колени, другой — на пол, поджав ноги под себя

[источник не указан 1460 дней]. Также инструмент можно ставить на подставки-ножки для профессионального исполнения.

В Республике Башкортостан этот инструмент впервые был восстановлен профессором кафедры традиционного музыкального исполнительства Айратом Миниахметовичем Кубагушевым, руководящим проектом, совместно с мастером-изготовителем — Галимовой Гульнур Рашитовной, которые основательно подошли к воссозданию в 2007 году. Сегодня ятаган представляет собой деревянный корпус вытянутой коробочно-плоской формы с выпуклой декой. На нижней деке находятся резонаторные отверстия и, нередко, ножки. Длина ятагана около 1200 мм. Инструмент имеет 7 и более металлических либо жильных струн. На ятагане играют обеими руками. Преимущественно, аккомпанемент в правой руке. Левой выполняются такие приемы как вибрато, подтяжки, глиссандо.

Инструмент долгое время не использовался по разным причинам, и, впервые начал по-настоящему применяться мастером-исполнителем — Ильдаром Шакировым с 2013 года. Инструмент потерпел несколько реконструкций, и, теперь широко используется на профессиональной сцене.

По одноименному названию инструмента в 2014 году появляется первая и единственная фольклорная этно-группа в Башкортостане, которая начала широко применять ятаган в своих аранжировках. В настоящий момент этно-группа «Йатаган» использует 2 инструмента с расширенным диапазоном, с разными настройками: 9- и 13-струнные.

  • Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. — Уфа, 1996. — 105 с.
  • Кубагушев А. М. Традиционные башкирские народные инструменты. — Уфа, 1997.
  • Маслов А. Л. «Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве» (1909).

История ятагана и немного тактики турецких янычар

Материал идёт в пару к рассказу о стрелецкой тактике боя, опубликованного на днях.

Что такое ятаган?

На протяжении всей истории холодного оружия люди пытаются создать идеальный клинок. И у каждого народа, у каждой цивилизации есть свой вариант или даже несколько.

В природе существуют «да» и «нет», «чёрное» и «белое». В мире холодного оружия эти крайности называются «колющее» и «режущее». Между этими крайностями есть море интерпретаций. Считается, что колющий удар инстинктивно понятнее, проще, чем режущий/рубящий. Считается, что колющее движение практические не надо тренировать, что колющие клинки проще в изготовлении, потому что представляют из себя тот или иной вариант иглы. Наконец, даже есть мнение, что колющее оружие предпочтительно для пехоты, а рубящее — для кавалерии. Мыслители даже видят в европейских колющих клинках символ рационализма, а в восточных изогнутых, режущих — символ уважения к природе, обучения у неё.

На самом деле, всё это имеет место быть, но в клинках конкретного периода, конкретной армии конкретного народа играет первую роль тактика применения данного оружия: каким доспехом защищается противник, как действуют собственные воины (строй, передвижение, атака, оборона). Исходя из этого, плюс, вышеизложенного мастера-оружейники создают свои шедевры, хотя ещё никому не удалось сделать идеал. Вот о такой находке, о турецком ятагане и пойдёт сегодня речь.

Что же представляет из себя ятаган?

Ятаганный нож. Турция, XVII-XVIII век. Сталь, кость, серебро, чернь, чеканка, резьба, дерево, кожа.

Ятаган султана Баязида II (1447-1512), работы мастера Мустафы ибн Кемаля ал Акшери. Конец XV — начало XVI века. Один из первых известных образцов турецких ятаганов. Музей исламского искусства, Доха, Катар.

Ятаган султана Сулеймана I Великолепного (1494 — 1566), работы мастера Ахмеда Текелю. Датирован 933 годом хиджры (1526/27 год). Один из первых известных образцов турецких ятаганов. Музей Топ-Капу в Стамбуле. Длина клинка 66 см. Слоновая кость, булат, золотая насечка, резьба, чернь, золото, рубины.

Ятаган представляет из себя эдакий гибрид меча и сабли. Посмотрите, здесь есть черты обоих клинков: от рукояти и до средней части он почти прямо, лишь в верхней части имеет сабельный изгиб к низу. Таким образом можно и колоть, и рубить/резать, при этом изгиб увеличивает ход клинка при ударе. У ятагана нет гарды, потому что рубяще-режущий клинок мог застрять в одежде или доспехе противника. Благодаря вогнуто-выгнутой конструкции ятаган позволял наносить глубокие резаные раны без особых усилий — хватало небольшого «потяга» в ударе, даже кистью. Рукоять венчалась предохраняющими от соскальзывания выступами-«ушами». Они страховали кисть. Если же поменять хват на обратный, то большой палец удобно размещался между ними, и кисть снова плотно удерживала оружие.

Ятаган весил в среднем около 800 г (очень лёгкий), с ножнами 1200 г. Ковался целиком, вместе с рукоятью, на которую делались костяные, роговые или металлические накладки, крепившиеся заклёпками. Ножны изготовлялись из кожи или дерева, покрывались чеканными металлическими пластинами.

Носили ятанаг спереди, заткнув за широкий пояс-кушак, что позволяло легко выхватывать его как правой, так и левой рукой.

Турецкий ятаган XVIII века. На фото хорошо виден его колюще-рубяще-режущий клинок с двойным изгибом.

Рукоять турецкого ятагана с костяными накладками. На пяте клинка золотая насечка в виде растительного орнамента, характерного для мусульманского оружия.

Те самые «уши» на рукояти, предохранявшие от соскальзывания.

Ятаган с рукоятью и ножнами оправленными чеканным серебром. Левант, конец XVIII — начало XIX века.

Тонкая отделка, свидетельствующая о художественном мастерстве оружейника

Кроме самой Турции ятаганом пользовались во многих частях Османской империи, например, в Египте, на Ближнем Востоке, в Закавказье, в некоторых районах Северной Африки.

Не только янычары, но и арнауты отдавали предпочтение ятагану — субэтнос, выделившийся из албанского в XIV в., выполнявший в Османской империи роль наёмников. Или, к примеру, жестокие, свирепые башибузуки (башибузук в дословном переводе с турецкого — «с неисправной головой», а в более вольном — «больной на голову», «безбашенный» (baş — голова, bozuk — испорченный, неисправный. Вероятен также вариант перевода «неуправляемый, неорганизованный», учитывая то, что они комплектовали иррегулярные части).

Балканский ятаган второй половины XVIII века. Сталь, насечка серебром, золочение, кораллы, кость.

Египетский мамлюк (мамелюк) в полном вооружении. Конец XVIII века. В одной руке воина ятаган, в другой копье, на боку турецкая сабля «шамшир», в кобуре на поясе пара кремневых пистолетов, за поясом кинжал, к поясу подвешен щит. Художник Georg Moritz Ebers.

Наемник-арнаут в Каире. Египет, середина XIX века. Вооружен ятаганом, кремневым пистолетом и ружьем арнауткой. Художник Jean Léon Gerome.

Сербский воин. Вооружен ятаганом и кремневым пистолетом. Середина XIX века. Художник Павле Йованович.

Чернокожий башибузук из североафриканских владений Османской империи. Середина XIX века. На картине хорошо видно вооружение воина: в левой руке он держит кремневое ружье, за пояс заткнуты ятаган и кремневый пистолет. Художник Jean Léon Gerome.

Албанская пляска с ятаганами. Середина XIX века. Художник Павле Йованович.

В период подъема национально-освободительных движений балканских народов против османского ига, клинки ятаганов нередко оборачивались против самих турок. Картина Павле Йовановича «Второе сербское восстание против Османской империи в Таково, 1815».

Возвращение черногорцев после боя. 1888 год. Художник Павле Йованович. Черногорские воины изображенные на переднем плане вооружены ятаганами.

Мавританский воин. Худ. Уильям Меррит Чейз. Конец XIX века. Воин держит в руках ятаган, два ятагана стоят у изголовья кровати и еще два у стены на заднем плане.

Марокканский воин конца XIX века. Вооружен копьем-палицей, кремневым пистолетом, ятаганом, кинжалом ханджар. Из защитного вооружения у воина имеется шлем с кольчужной бармицей и наносником, налокотники, кольчужный доспех и металлический щит. Худ. Людвиг Дойч.

Нубийский воин конца XIX века.Вооружен кремневым пистолетом, ятаганом и… кавказским кинжалом кама.  Из защитного вооружения у воина шлем с кольчужной бармицей и наносником, кольчуга и металлический щит. Худ. Людвиг Дойч.

 

Техника боя ятаганом

Техника работы ятаганов базировалась на смене прямого и обратного хвата, при этом обратный хват, скорее всего, применялся чаще. Т.к. гарды не было, воин парировал удары обухом/спинкой клинка, острие берегли. При прямом хвате основными были скоростные удары от кисти, шедшие снизу вверх, в подбородок, в правое и левое подреберье, в руки и бёдра. Затачивали клинок очень остро, чтобы даже лёгкие кистевые удары наносили серьёзные раны.

Ятаган был эффективен против воинов в простых доспехах XVII-XVIII вв. (кожаные, либо стёганые) в соответствующих странах. Разрубались такие доспехи мощными рубящими ударами от локтя и от плеча.

Атака обратным хватом производилась восходящими, нисходящими и боковыми ударами от локтя, завершавшимися доворотом кисти. Такие удары были очень короткими и неудобными для парирования. Кроме того наносились колющие удары обратным хватом в шею сбоку (по линии плеч, с загребающе-рвущим движением на себя) и сверху в грудь врага.

Защита от колющих ударов осуществлялась отбивами вбок, а от рубящих закрывались клинком ятагана, направленным вдоль локтя обратным хватом. В бою с одним противником использовать старались прямой хват, а строевом бою — обратный. К тому же ятаган частенько брали вторым оружием к сабле, в левую руку, закрываясь в момент удара с опасных направлений.При этом пара сабля+ятаган представляла гораздо больше тонкостей и возможностей, чем их современники из Европы —  шпага+дага.

Турецкая сабля «килидж» — постоянная «напарница» ятагана (начало XVIII века).  Также являлась основным клинковым оружием янычар.

Янычар вооруженный саблей и ятаганом. Саблю воин держит прямым, а ятаган обратным хватом.

Другой постоянный «напарник» ятагана — турецкий кинжал ханджар. На фото турецкие ханджар и ятаган XVIII века. Сталь, серебро, рог, дерево, чеканка, резьба.

Некоторые графические источники указывают на то, что в Турции существовала практика ношения сразу двух ятаганов, которые в схватке, очевидно, также использовались в паре. Турецкий воин. Гравюра XVIII века.

«Игровое фехтование». Середина XIX века. Художник Павле Йованович. На самом деле, на картине изображено обучение сербского мальчика владению ятаганом. Причём его сразу учат действовать двумя руками.

Тактика боя янычар

Ударной силой турецкого войска была лёгкая и тяжёлая кавалерия (сипахи), которая позволила османам завоевать страны Ближнего Востока, Северной Африки и Закавказья. Однако, приоритетом с определённого периода стали являться европейские страны, в которых изобиловали крепости, поэтому султан Орхад (1324-1359) приступил к формированию качественной пехоты, способной на штурмовые действия, чтобы дополнить кавалерию. Первоначально янычары (тур. yeniçeri — новое войско) были лучниками, но с начала XVI в. лук постепенно заменяется тюфенгом — турецким аналогом европейского фитильного мушкета. Мушкет был способен пробивать кольчужные и даже латные доспехи, поэтому быстро был освоен янычарами, которые с успехом стали пользоваться огнестрельным оружием при осаде/обороне крепостей и в полевом бою. Правда, перезарядка мушкета была делом долгим и хлопотным, поэтому воинам нужно было холодное оружие для самозащиты. Европейские мушкетёры пользовались шпагами, а турки взяли себе на вооружение сабли и ятаганы, при том чаще всего одновременно. И если европейские мушкетёры вели стрелковый бой, а от угрозы ближнего боя уходили под защиту своих пикинёров, то янычары шли в рубку довольно охотно. При этом доспех постоянно упрощался, щиты уменьшались, а затем и вовсе исчезли, поэтому ятаган в левой руке выполнял защитную функцию.

Тут следует добавить, что в турецком войске было мало воинов, вооружённых пиками и протазанами (от силы 1000 на 10.000 янычар), поэтому чтобы защититься от кавалерии противника, позиции подбирались среди естественных преград, либо на оборудованных инженерных позициях (вагенбург, обозные телеги, частокол, валы, позже, окопы), что делает предположения о том, что Иван Грозный скопировал своих стрельцов с турецких янычар, довольно обоснованным. Янычары предпочитали тактику контратаки, разбивая ружейным огнём строй атакующей колонны пикинёров и мушкетёров, после чего выходили из-за укрытия и, орудуя саблей с ятаганом, избивали рассеянного врага.

Карта Османской империя  в XV — XVII веках.

Янычар конца XIV — начала XV веков. Вооружен саблей, луком и стрелами. Янычарский корпус был не только гвардией султана, но и военно-религиозным орденом. Поэтому странный головной убор воина, на самом деле, представляет собой ранний вариант традиционной янычарской шапки, которая, согласно преданию, символизировала стилизованный рукав одежды основателя ордена, дервиша Хаджи Бекташа

Богатые турецкие доспехи «зерцального» типа XV — XVI веков.  Подобные доспехи мог носить янычарский ага.

Кольчужно-пластинчатые доспехи янычар XV — XVI веков. Слева янычарский бердыш, использовавшийся и для «подсекания» ног вражеских лошадей и  как упор для мушкета.

Янычарский шлем начала XVI века.

Оружие янычар: короткий турецкий лук, покрытый золотой росписью и цветным лаком, ятаган, декоративная металлическая пластина на лицевую сторону налучья, украшенная резной позолоченной арабской вязью .

Оружие янычар: турецкая сабля «килидж» середина XVIII века.

Основное оружие янычар: тюфенги 1750-1800 гг.

Европейский мушкетер XVII века. Из защитных доспехов у воина есть только шлем кобасет.

Европейские (французские) пикинеры XVII века. Историческая реконструкция. Защитное вооружение воинов состоит из металлического шлема и кирасы. Руки и ноги остаются незащищенными и представляют прекрасную «мишень» для ударов саблей и ятаганом.

Янычары в сражении под Веной (1683).  На картине видно, что на них практически нет металлических защитных доспехов.

Тяжелая турецкая кавалерия (сипахи) в битве под Веной (1683). Всадники все еще облачены в шлемы и добротные кольчато-пластинчатые доспехи.

Символ подразделения

Интересно, что после войны сабли и тюфенги янычары сдавали в государственные арсеналы, а вот ятаган считался личным оружием и оставался при воинах. Если для европейского дворянина шпага была символом его чести и достоинства, то для турецкого янычара ятаган был предметом подразделения, янычарского корпуса.

Поэтому когда в 1826 году янычарский корпус был упразднён, то и выпуск ятаганов значительно сократился, а качество изготовления упало. Армия Османской империи стала организовываться по европейскому образцу, поэтому ятаган в конце 19 в. изготовлялся машинным способом, без декора.

Художник Якопо Лигоцци (1547-1627). Янычар и лев.  Аллегория картины вполне понятна.

Янычар называли «львами ислама». Их страшились в Европе, Азии и Африке. Они были яростными, жестокими, упорными и очень умелыми бойцами, составлявшими один из лучших видов регулярной пехоты.  Сами они величали себя «рукой и крылом Османской династии». Султаны холили их, превозносили, лично вникали в их обучение и нужды, использовали во всех войнах,  доверяли свою личную охрану и бросали на подавление мятежей. Однако, постепенно янычары превратились в орудие дворцовых переворотов и опору феодально-клерикальной реакции, что в конечном счете, вынудило султана Махмуда II (1785-1839) ликвидировать корпус.

Башибузуки, Стамбул. Фото датируется 1870 годом. Как видим, воины иррегулярных формирований все еще вооружены ятаганами.

Тестирование рубяще-режущих свойств ятагана в современных условиях:

Театральная постановка, в которой девушка использует бой саблей+ятаганом. Даёт некоторое представление о технике фехтования.

Бой двумя руками. На видео используются ножны, а янычары использовали ятаган

ятаган — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.ятага́нятага́ны
Р.ятага́наятага́нов
Д.ятага́нуятага́нам
В.ятага́нятага́ны
Тв.ятага́номятага́нами
Пр.ятага́неятага́нах

я·та-га́н

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ятаган- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. большой турецкий тесак или кинжал с двойным изгибом, отточенный с одной стороны ◆ В простенках меж окнами висели турецкие пистолеты, ятаганы, польские сабли и прочие домашние трофеи военных подвигов Ивана Алексеевича Асанова. М. Н. Загоскин, «Вечер на Хопре», 1834 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Янычары перерубали ятаганами древки казачьих пик, и обезоруженные казаки погибали сотнями. С. Т. Григорьев, «Александр Суворов», 1939 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. кинжал, оружие, холодное оружие
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от тур. yatağan «большой кривой турецкий кинжал, отточенный с одной стороны». Русск. ятаган — с начала XIX века.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

ятаган

Существительное, неодушевлённое, мужской род.

Корень: -ятаган-.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. ятаган (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от тур. yatağan «большой кривой турецкий кинжал, отточенный с одной стороны».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Ед.ятаган
Ед. об.ятагана
Ед. суб.ятаганът
Мн.ятагани
Мн. сов.ятаганите
Числ.ятагана
Зв.

ята-ган

Существительное, мужской род, склонение 7.

Корень: -ятаган-.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. ятаган (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. оръжие, меч
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от тур. yatağan «большой кривой турецкий кинжал, отточенный с одной стороны».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.ятага́нятага́ни
Р.ятага́наятага́нів
Д.ятага́нові, ятага́нуятага́нам
В.ятага́нятага́ни
Тв.ятага́номятага́нами
М.ятага́ніятага́нах
Зв.ятага́не*ятага́ни*

я·та-га́н

Существительное, неодушевлённое, мужской род, тип склонения 1a.

Корень: -ятаган-.

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. ятаган (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от тур. yatağan «большой кривой турецкий кинжал, отточенный с одной стороны».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Ятаган — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Османські ятагани (XIX століття).

Ятага́н (тур. yatağan) — османський меч-шабля XVI—XIX століття. Різновид клинкової колючо-рублячо-ріжучої зброї. Використовувався османськими військами, зокрема яничарами. Був поширений на території Османської імперії, а також суміжних з нею країнах та територіях, зокрема Балканах, Причорномор’ї, Приазов’ї, Кавказі, Близькому Сході.

Ятаган — загострений металевий, трохи вигнутий клинок без хрестовини і гарди. Відмінною рисою клинка є те, що лезо розташовано на його ввігнутій стороні. Руків’я має специфічну форму, що виявляється у розташуванні в її нижній та верхній частині розширень (вушка на горі), які виступають по боках. Клинок і руків’я мали різноманітні прикраси: різьблення, насічки та гравірування.

Ятагани зберігалися у піхвах і носилися за поясом, як кинджали.

Ятагани переважно були доволі легкі і, як правило, не перевищували у довжину 1 м.

Ятагани використовували піхотинці (яничари саме і були гвардійською піхотою) у ближньому бою.

Атакуючі ударні дії ятаганом виконували переважно вістрям і увігнутим лезом. Конструктивні особливості цього леза дозволяли майстру завдавати одночасно дві рани під час виконання рублячо-ріжучого удару. Захисні відбиви здійснювали як лезом, так і незагостреною випуклою стороною. При відбивах увігнутим лезом забезпечувалось значно надійніше утримання ворожого клинка, але при цьому втрачалась можливість за рахунок техніки ковзаючих відбивів, притаманних шаблі, завдавати блискавичних контрударів. Тобто, ятаган мав як свої переваги, так і недоліки.

Козаки, як і переважна більшість тогочасних європейських воїнів, віддавали перевагу вигнутим чи прямим клинкам. До запорожців ятагани потрапляли як трофеї після вдалих походів. За часів Задунайської Січі ятагани набули більшого поширення серед задунайських запорожців, що перебували на військовій службі у османських султанів.

Окремі зразки ятаганів зберігаються у музеях Запоріжжя, Києва та інших міст.

  • Вартовий гарему з ятаганом

  • Нубійський вартовий з ятаганом

  • Асмолов К. История холодного оружия. — М., 1993. — Ч. 1. — С. 213—214.

Ятаган — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ятага́н (тур. yatağan[1]) — клинковое колюще-режущее и рубяще-режущее холодное оружие с длинным однолезвийным клинком, имеющим двойной изгиб; нечто среднее между саблей и тесаком[2]. Форму клинка нельзя назвать уникальной, поскольку вогнутый клинок с заточкой на вогнутой стороне имели махайра, фальката, подсаадачный нож, кукри, тесак, но именно у ятагана клинок не расширяется к острию, а сохраняет одинаковую ширину, однако крайне редко встречались исключения. В частности, ятаган с расширением клинка к острию хранится в музее комплекса Золотые ворота в городе Владимир. Небольшой вес оружия (около 800 г) и достаточно длинный клинок (около 65 см) позволяет наносить рубяще-режущие и колющие удары. Форма рукояти не дает оружию вырваться из руки при рубящем ударе. Металлический доспех высокой степени защиты ятаганом пробить проблематично, ввиду небольшого веса и конструктивных особенностей клинка.

История

Ятаган начал использоваться в XVI веке. Имеет клинок с односторонней заточкой на вогнутой стороне (так называемый обратный изгиб). Эфес ятагана лишён гарды, рукоять у оголовья имеет расширение для упора кисти руки. Клинок турецкого ятагана вблизи эфеса отклонялся под значительным углом вниз от рукоятки, затем был прямым, вблизи острия снова изламывался, но уже вверх. Таким образом, острие оказывалось направлено параллельно рукояти и затачивалось с двух сторон, что позволяло более эффективно наносить колющие удары. Обратный излом клинка одновременно позволял наносить режущие удары от себя и увеличивал эффективность как рубящего, так и режущего удара. Прямая же форма клинка в среднем притяжении увеличивала его устойчивость к поперечному изгибу. Кроме того, замена плавного изгиба изломом позволяла достичь большей эффективной длины оружия.

Ятаган,как и любое оружие, при нанесении рубящих ударов под действием центробежной силы, стремится «вырваться» из руки. Поэтому, чтобы боец мог дольше наносить рубящие удары, даже в состоянии усталости, были приняты весьма изощрённые меры: рукоять полностью охватывала нижнюю часть ладони, образуя специфические расширения («уши»), а иногда продолжалась и упором под вторую руку, который располагался и вовсе перпендикулярно прямой части клинка. Клинок и рукоять имели разнообразные украшения — резьбу, насечки и гравировку. Ятаганы хранились в ножнах и носились за поясом как кинжалы.

В основном ятаган известен как специфическое оружие турецких янычар. По легенде, султан запретил янычарам носить в мирное время сабли. Янычары обошли этот запрет, заказывая боевые ножи длиной в руку. Так и появился турецкий ятаган. Некоторые ятаганы имеют двояковогнутый клинок (наподобие египетского хопеша) — обратный у основания клинка и сабельный у острия. Ятаган обычно имеет костяную или металлическую рукоять. Ножны ятагана деревянные, обтянуты кожей или облицованы металлом. Так как гарда отсутствует, клинок ятагана входит в ножны с частью рукояти. Общая длина ятагана — до 80 см, длина клинка около 65 см, масса без ножен — до 800 г, с ножнами — до 1200 г. Помимо Турции ятаган применялся в армиях стран Ближнего Востока, Балканского полуострова, Южного Закавказья и Крымского Ханства.

Ятаганы попадали к запорожцам как трофеи после удачных походов. Во времена Задунайской Сечи они получили большее распространение среди задунайских запорожцев, которые состояли на военной службе у турецких султанов.

Ятаганы использовали пехотинцы (янычары именно и были гвардейской пехотой) в ближнем бою.

Атакующие ударные действия ятагана выполняли преимущественно остриём и вогнутым лезвием. Конструктивные особенности этого лезвия позволяли мастеру наносить одновременно две раны во время выполнения рубяще-режущего удара. Защитные отбивы осуществляли как лезвием, так и не заострённой выпуклой стороной. При отбивании удара вогнутым лезвием обеспечивалось значительно более надёжное удержание вражеского клинка, но при этом терялась возможность за счёт скользящих отбивов, присущих сабле, наносить молниеносные контрудары. Таким образом ятаган имел как преимущества, так и недостатки. Казаки, как и подавляющее большинство тогдашних европейских воинов, отдавали преимущество выгнутым или прямым клинкам.

Ятаган как метательное оружие

Некоторые авторы указывают на возможность, кроме использования ятагана в ближнем бою, эффективного его применения в качестве метательного оружия, обеспечиваемую специфической формой его клинка и рукояти (оканчивающейся двумя «ушками», дополнительно стабилизирующими полёт). Детская военная энциклопедия указывает дальность метания ятагана, на которой он свободно вонзается остриём в деревянную мишень — около 30 метров[3]. Однако это не соответствует действительности. Опыт метателей позволяет говорить о метании подобного оружия на 5-6 метров, не более.

Ятаган в литературе

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
  • В романе Далии Трускиновской «Шайтан-звезда» появляется в наименовании ханджар.
  • В русском переводе романа Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» ятаган является основным видом оружия ближнего боя у орков. Характерная деталь облика орочьих ятаганов — воронёные клинки. В оригинале орки вооружены скимитарами (т.е. саблями восточного типа — это европейское произношение персидского термина «шамшер»).
  • В романе Вадима Панова «Тайный город» оружие семьи Красных Шапок.
  • В трилогии «Хроники Сиалы», Алексея Пехова, ятаган основное оружие орков на протяжении истории мира Сиалы.
  • В фильмах «Мумия» и «Мумия возвращается» меджаи вооружены в основном ятаганами.

См. также

  • Ятаган (танк)
  • Махайра (Копис)
  • Кхопеш
  • [www.ruslanka.ru/hist/turk/yatagan.php Ятаган Сулеймана Великолепного (1526-1527 г.)]
  • [www.gallipoli.ru/антикварное-холодное-оружие Ятаганы с мест боев Первой Мировой войны в Военном Музее Галлиполи (Gelibolu Savas Muzesi)]

Напишите отзыв о статье «Ятаган»

Примечания

  1. Существует попытка свести название к турецкому — «укладывающий спать», имеется в виду укладывающий спать вечным сном. Однако этимология данного слова более сложна, так как имеются родственные формы слова с той же корневой основой и в других языках. Анализ фонетики и структуры слов позволяет сделать вывод о том, что корневая основа не имеет отношения к глаголу «ложиться». Так татарское Чыда — «пика, вид колющего оружия», в том же значении уйгурское, чагатайское Чида, хакасское Чида, сибирско-татарское — Йыта, Йыда, старомонгольское Джида, османское (старотурецкое) Джида — «дротик». В кабардинское наречие адыгейского языка слово заимствовано в форме Джатэ — «сабля, пика».
  2. [libgost.ru/gost/26742-GOST_R_51215_98.html ГОСТ Р 51215-98: «Оружие холодное. Термины и определения»]
  3. Волковский Н.Л. Детская военная энциклопедия. — 1-е изд. — Олма-Пресс, Полигон, 2001. — Т. 1. — С. 19. — 656 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-89173-104-5, 5-224-02008-5.

Литература

Отрывок, характеризующий Ятаган

Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон , – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c’est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.
– Aline, – сказал он жене, – allez voir ce qu’ils font. [Алина, посмотри, что они делают.]
Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.
– Всё то же, – отвечала она мужу.
Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.
– Слава Богу! – сказал он. – Жена мне всё сказала! – Он обнял одной рукой Пьера, другой – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!…
Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его дурно пахучим ртом. Слезы, действительно, омочили его щеки.
– Княгиня, иди же сюда, – прокричал он.
Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
– Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.

Ятаган – ярость и коварство в металле

Исследователи до сих пор ведут дискуссии о том, что такое ятаган, как он использовался в армии, откуда идут его корни и, почему он для многих становится почти эксклюзивным видом оружия?

Что такое ятаган, особенности этого вида холодного оружия

В переводе с турецкого ятаган означает «укладывающий», то есть переводящий в мир иной. Ятаган оружие колющее и рубящее одновременно, связано это со строением его клинка. Сам клинок имеет так называемый двойной изгиб, поэтому представляет собой что-то среднее между кривой саблей и тесаком. Подобную форму клинка нельзя считать уникальной, поскольку похожий клинок был у других видов холодного оружия: махайры, кхукри, фалькаты, тесака и других. Но только у этого вида лезвие остается одинаковой ширины от рукояти до острия.

Данное оружие имеет совсем небольшой вес: от 0,8 до 1 кг. Правда с ножнами вес становится больше почти на полкилограмма, что критично для воинов со слабыми навыками ручного боя. Ранее ножны для лезвия изготавливались только из дерева, чуть позже деревянные плашки стали обтягивать кожей или закрывать металлическими пластинами. Довольно дорогими считаются ножны из серебра, но внутри они также отделываются деревянными плашками.

Гравировка на лезвии, чеканка, разнообразные насечки – все это украшения делают данный вид оружия самобытным и узнаваемым в среде знатоков. Фразы из Корана, клеймо мастера-оружейника, имя владельца – все это может быть на клинке. Ятаган, как и обычные кортики или кинжалы, носят за поясным ремнем.

Боевые возможности оружия

Почему-то часто пишется в исторических художественных произведениях, что ятаганы — это оружие конников, однако малый вес клинка и особенности его конструкции показывают малую эффективность данного оружия для конного боя, и уж точно металлические доспехи рыцаря лезвие пробить не сможет. Длинный клинок (от 60 до 80 см) позволят наносить колющие серьезные раны, поэтому ятаган столь грозен в бою, как одновременно колющее, режущее и рубящее оружие. Если же вражеские воины были в тяжелых обшитых металлом доспехах, то клинок такую мощь не пробивал из-за своего малого веса. Клинки всегда изготавливались стандартной толщины – 3 мм, поэтому тонкое и длинное лезвие позволяло пронзать противника клинком, как иглой.

Гарды, как у сабли или шпаги, у ятагана нет. Конструктивная особенность клинка приводила к тому, что при ударе оружие буквально вырывалось из руки. Чтобы рубящий удар не давал отдачу на руку, рукоять ятагана охватывала часть ладони к запястью, и затем расширялась, не давая клинку выскользнуть. Это расширение получило название «уши», и в ножны клинок прятался вместе с ними.

Первые упоминания о ятагане

Находки археологов доказали, что появление ятагана, как холодного оружия, используемого в боях, относится к 16 веку. Одним из самых знаменитых владельцев ятагана, упоминаемого в летописях, считается Сулейман Великолепный, правивший в середине 16 века. Массово производить ятаганы как вооружение янычар – турецкой военной элиты, начали только в 18 веке. В смутное время, когда мятежи и бунты следовали один за другим, требовались воины, которые могли бы держать страну «в руках» страха.

Янычары, первые упоминания о которых относятся еще к 14 веку, стали реальной силой, которая подавляла мятежников. Вооружение янычар, искусное владение разным оружием в последующем сделали их реальной военной силой наряду со спахами или ополчением. К тому же янычары были более покорными воинами, и преданность трону сделало янычарские подразделения именно элитными войсками султана.

Ятаганы стали популярны в оружейном обеспечении янычар еще по одной причине: в отсутствии военных действий все оружие, которое выдавалось регулярным войскам, сдавалось в арсенал. Заказать, а затем купить ятаган становилось делом чести, поскольку это именное оружие всегда было при себе и не было приказа сдавать его, как все остальное. Они не числились на основном вооружении и были лишь дополнением к обмундированию янычар, поэтому довольно часто в пылу конфликтов в мирное время клинки использовались по прямому назначению.

Ятаган также называли «меч ислама». Двойной изгиб лезвия наносил очень серьезные раны, поэтому в Европе такие клинки считали оружием коварным и неблагородным. Кроме Турции это оружие использовалось воинами на Ближнем Востоке, в районах Южного Закавказья и полуострова Крым.


Виды ятаганов

Поскольку это холодное оружие использовалось в самых разных и часто далеких друг от друга странах, то понятно, что есть различия в клинках из разных оружейных мастерских. Оружейные мастера ставили свое клеймо или клеймо мастерской, выбивали фразы из Корана или афоризмы.

До настоящего времени существуют разные виды ятаганов:

  • балканский подвид имеет украшения из коралла и серебра на рукояти, угловатые «уши», украшенное чеканкой лезвие;
  • малоазийский клинок имеет рукоять из кости или рога. Лезвие может быть прямым или изогнутым, как сабля.
  • стамбульский подвид оружия можно отличить от других видов клинков лишь по клейму, поскольку многие оружейники привозили с собой в Стамбул новые техники изготовления клинков;
  • восточно-анатолийский подвид имеет небольшие «уши», и это его основное отличие от всех других видов. Клинок прямой, изгиба почти нет.

Предшественники ятагана

Самым близким к ятагану по строению и по идее изготовления считается поясной нож – это нож с прямым лезвием, хорошо сделанными «ушами». Также, кинжалы подобного типа были распространены в средние века в Италии и Испании. Самые простые ятаганные ножи можно увидеть в коллекциях греческого вооружения. Ятаган, являясь оружием именным, сделанным по заказу, был подвержен моде. Некоторые экземпляры ятаганов можно отнести к данному виду холодного оружия с большим трудом.

Выбрать ятаган »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *