Кукла своими руками в национальном костюме – Русский народный костюм для куклы - кукла в русском народном костюме - запись пользователя Екатерина (id2542449) в сообществе Рукоделие в категории Шитье одежды, выкройки, ремонт одежды, шторы, швейные машины (уже приобретенные)

  • Home
  • Своими руками
  • Кукла своими руками в национальном костюме – Русский народный костюм для куклы — кукла в русском народном костюме — запись пользователя Екатерина (id2542449) в сообществе Рукоделие в категории Шитье одежды, выкройки, ремонт одежды, шторы, швейные машины (уже приобретенные)

Шьем куколку в мордовском национальном костюме

Очень долго я собиралась, но всё-таки решила выставить свою работу на конкурс. В мастер-классах я ещё новичок. Очень трудно всё пришлось, но всё же… Сначала я хотела показать, как сшить один национальный костюм, но в итоге решила показать и то, как сшить куклу. И вот что у меня получилось. Не судите строго, но хочется узнать, какие ошибки я допустила в работе. Хотела показать, как вязать набедренную повязку и как сделать туфельки, но не хватает места. Панталончики и туфельки сделаю в следующем мастер-классе. Приятного просмотра

Спасибо. Начинаю.

Мордовский национальный костюм (Эрзя)

Материалы для изготовления:

  • Ситец
  • Бязь для туловища куклы
  • Атласные ленты
  • Кружева
  • Нитки
  • Пряжа «травка» для волос и чёрная для набедренного украшения (пулай)
  • Иглы
  • Ножницы
  • Линейка
  • Простой карандаш
  • Дермантин
  • Кож.заменитель
  • Синтепон
  • Крючок

1. Рубаха (2 детали) – 40х10 см.

2. Рукава (2 детали) – 9х10 см.

3. Ластовица (вставка под мышкой в рубашке) – 4х4 см.

4. Фартук (2 детали) – 10х9 см.

5. Задняя часть шапки (сорока) — 8х13 см. 4.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 1

Начинаю с пошива куклы.

Детали выкроек без припусков на швы

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 2

Выкраиваем детали, не забывайте делать выкройки по долевой нити.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 3

ШЬЁМ ТУЛОВИЩЕ И НОГИ

Прострачиваем детали, сложенные вдвое, обрезаем припуски. Надрезаем в углах на 2 мм, не доходя до швов. На деталях ног не прострачиваем низ

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 4

В детали ног вставляем стопу и прострачиваем, разрезаем в верхней части ноги одну деталь для выворачивания. Следите за тем, чтобы не разрезать обе детали с одной стороны.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 5

ШЬЁМ РУКИ

Выкраиваем детали рук по долевой.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 6

Прострачиваем швы. Можно оставить отверстия сбоку руки, для выворачивания, а можно прострочить всё, а потом так же как в ногах надрезать одну часть. Тоже нужно следить за тем, чтобы разрезы у каждой руки были с разных сторон.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 7

ШЬЁМ ГОЛОВУ

Сначала прострачиваем вытачки.

Затем совмещаем контуры затылка и прострачиваем ту сторону, которая обозначена штриховкой.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 8

Разворачиваем затылок, складываем детали переда и затылка, совмещая контуры, и прострачиваем, оставляяя внизу отверстие для выворачивания.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 9

Выворачиваем все детали куклы. Для этого пригодится палочка от суши.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 10

Набиваем куклу синтепоном или холофайбером.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 11

Зашиваем «потайным швом» отверстия на туловище, руках и ногах.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 12

Шею вставляем в голову кукле и тоже пришиваем «потайным швом», пришиваем руки и ноги. Я использовала для этого пуговицы (с ними кукла может сидеть). Можно и без них.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 13

Кукла готова.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 14

Приступаем к изготовлению костюма.

Выкройки шапки «Сороки», ластовицы и ботиночек.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 15

Мордовский национальный костюм.

Немного истории. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. У мордвы четко прослеживается геометрия вышивки — использование ромба, квадрата, прямоугольника. Основным элементом орнамента вышивки является ромб. Ромб является универсальным символом, который имеет несколько значений при сохранении главного смысла, как знак благоденствия, изобилия, плодородия. Самый удивительный знак — розетка. Солярный знак — символ солнца, имеет 4 части, точно указывает на стороны света.

Эрзя

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста перегнутых поперек. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 см. Края выреза скреплялись кольцевой застежкой — сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 см. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди.

Начинаем шить рубаху, вырезаем детали.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 16

На рукавах, с одной стороны (низ рукава) загибаем по 0,5 см. на лицевую сторону и пришиваем кружева.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 17

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 18

Совмещаем середину рубахи и рукавов и пристрачиваем рукава к одной и другой части рубахи.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 19

При сшивании двух сторон рубахи не зашиваем до конца верх и низ. Вырезаем горловину.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 20

Отмеряем по своему вкусу расстояния от краёв рубахи (но не слишком близко к краю) и пристрачиваем вдоль тесьму.

Пришиваем тесьму к горловине и снизу впереди рубахи. Пришиваем ластовицу.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 21

Складываем рубаху пополам и прострачиваем края рубах, не забывая о ластовице.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 22

Вот что у нас получается.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 23

Горловину обрабатываем тесьмой.

ШЬЁМ ПЕРЕДНИК (икельга паця)

Выкраиваем 2 детали 9 х10 см.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 24

К одной детали пришиваем тесьму.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 25

Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 26

Сшиваем с трёх сторон, верх остаётся не зашитым (извините, здесь машинка стала немного плохо шить).

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 27

Выворачиваем и по верху пришиваем косую бейку.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 28

ШЬЁМ ПАНТАЛОНЧИКИ

Выкраиваем две детали панталончиков (на выкройке дана половина детали).

Прикладываем выкройку к сгибу ткани. Разворачиваем и дорисовываем вторую сторону.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 29

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 30

Складываем детали вместе, лицевыми сторонами внутрь, совмещая контуры и прострачиваем бока, как показано на фото.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 31

Пришиваем снизу к каждой детали кружева.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 32

Растягиваем детали и прострачиваем ширинку.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 33

Обрабатываем края. Подгибаем верх на 1 см. (чтобы влезла резинка) и прострачиваем, оставляя отверстие для вставления резинки.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 34

Вставляем резинку. Панталончикки готовы.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 35

ШЬЁМ ШАПКУ «СОРОКА»

Выкраиваем две детали шапки (обратите внимание, что сгиб ткани снизу).

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 36

На одной детали пристрачиваем тесьму, кружева.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 37

Складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 38

Выворачиваем, зашиваем дырку и вставляем одну половинку шапки в другую.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 39

Делаем ещё одну деталь 12х6 см для позатыльника, пристрачиваем на одну часть так же ей тесьму снизу, затем складываем детали вместе, лицевой стороной внутрь, прострачиваем, оставляя отверстие там, где нет тесьмы.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 40

Выворачиваем и пришиваем к задней части шапки, украшаем её пумпонами, бисером, пайетками.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 41

ВЯЖЕМ НАБЕДРЕННОЕ УКРАШЕНИЕ (пулай), кто не умеет вязать, может сшить его из чёрной ткани.

1 ряд. Вяжем 20 воздушных петель.

2 ряд. Вяжем столбики с накидом, через 1 петлю, весь ряд.

3-5 ряд. Повторяем рисунок 2 ряда.

Привязываем шнурок сверху, украшаем пулай тесьмой, пайетками и бисером.

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 42

ОДЕВАЕМ НАШУ КУКЛУ

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 43

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 44

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 45

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 46

Шьем куколку в мордовском национальном костюме, фото № 47

Создание народного костюма для игровой куклы своими руками. Мастер класс

Мастер класс. Создание упрощенной версии (русского) народного костюма для игровой куклы своими руками 35-55см. Много букв и фото.

Доброго времени суток всем читателям!
Я часто шью для кукол, особенно детсадовских.
Один из последних «заказов» поначалу меня несколько озадачил.
— Нам нужна кукла в красном народном костюме с кокошником для уголка. Ну сшейте из каких-нибудь обрезков.

Конечно, я не удержалась и ввернула про медведя с балалайкой))) Медведя, сказали, не обязательно, а вот красное платье с кокошником — надо.

Понятно, что настоящие костюмы на народную куклу 45-50см не шьются из «кусочков», а один только кокошник можно вышивать месяцами… Поэтому задачу требовалось максимально упростить и удешевить. Бюджет — 0руб 00коп.

Мне была выдана будущая «русская красавица». Крепенькая советская куколка ростиком около 50-55см, с заигранной прической и без белья. Бельё в нашем саду не в почете вообще, даже будучи надетым на куклу, оно исчезает самым загадочным образом ровно через неделю. Я проверяла)))

Для начала куклу помыли, проленорили волосы и накрутили бигуди. Самые обыкновенные человеческие от известной сетевой компании)) Люблю их (эти бигуди) беззаветно, честно.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Куклу сфотографировала рядом со своей итальянкой (45см) просто из любопытства и на память.

Наш народный костюм будет состоять из нижнего платья (белой сорочки с вышивкой и оборками) и верхнего красного (как заказывали)). Кокошник делаем последним.

Начинаем с нижней сорочки. Это будет белое платье отрезное по линии талии.

Выкройки я чаще всего рисую сначала на бумаге. Самая важная деталь — верхняя часть сорочки (от шеи до пояса). Сначала чертим отдельно 1/2 детали полочки (переда) и 1/2 детали спинки. Затем детали полочки и спинки складываем друг к другу плечевыми швами и объединяем в одну общую деталь. Получилась половина верха готового изделия.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Мдямс… извиняюсь, но выкройку делала «одноразовую» на ненужной бумаге)))

Затем накладываем эту детальку на ткань и обводим, создавая уже на ткани один единый элемент.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Справа детальку уже обвели, затем перевернули бумажную выкройку и в зеркальном отражении обвели левую часть. Карандаш у меня исчезающий, поэтому на лишние линии (на фото совсем слева) внимания не обращаем)).

Вырезали детальку. Застежка будет сзади. Примеряем на куклу. Деталь единая, сшивать будем только боковые швы. Не сейчас!!!

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Корректируем посадку на фигуре перед стачиванием. Ничего пока не сшиваем!
Теперь занимаемся рукавами. В облегченном варианте — это просто прямоугольники. Размеры вычисляем «по кукле». Нам нужна длина рукава и ширина с учетом сборок. Можно разметить по линейке и вырезать.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Для предварительной оценки результата прокладываем на каждой детали рукава по верху машинные строчки для создания сборок. Стягиваем строчки, прикладываем заготовки рукавов к заготовке платья.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Если всё устраивает — можно проложить по деталям рукавов отделочные строчки на произвольной высоте и в произвольном количестве. Сразу же оформляется низ рукава — кружева, резиночка… всё, что подскажет фантазия.
Рукава притачиваются к проймам, срез обрабатываем. Затем совмещаем и стачиваем боковой шов сорочки и рукава одним швом. Обрабатываем срез. Можно оформить горловину. Самый простой способ — воротник-стойка из кружева.
Юбку делаем также, как и рукава — замеряем, вырезаем прямоугольник, декорируем низ (оборки, кружева, рюши), обрабатываем боковые срезы. Прикладываем к кукле.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Регулируем длину. Это нужно делать именно сейчас, т.к. низ юбки мы уже обработали. Соединяем нижнюю и верхнюю части нашего белого (нижнего) платья.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Теперь обрабатываем застежку. Она сзади. Варианты разные. Можно верхнюю часть сделать на пуговках, а половину юбки (начиная от нижнего края застрочить в единую деталь).

Красная часть наряда. Выбираем цветовую гамму украшений. В упрощенном варианте все украшения юбки можно свести к жаккардовой тесьме и паре декоративных строчек. Накладываем имеющиеся в наличии (и более-менее подходящие по цветовой гамме) тесёмочки и ленточки.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими рукамиСоздание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Делаем окончательный выбор. Декоративные строчки (если не шьёте часто и не уверены в результате) лучше порепетировать на кусочках ткани. В нашем случае ткань тонковата, шьём по бумаге. Результаты тренировки выглядят примерно так:

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Для максимального упрощения задачи я решила отказаться от традиционного исполнения верхнего платья в виде сарафана, заменив его юбкой. Юбку сшить проще и быстрее. На кукле такого размера это будет смотреться вполне «народно». Примеряем почти готовую юбку с обработанными нижними и боковыми срезами.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Регулируем длину. Опять «начисто», т.к. нижний край уже обработан. Делаем необходимые складочки/сборочки для хорошей посадки по фигуре. Притачиваем к верху юбки пояс. Я взяла готовую косую бейку подходящего цвета. Юбку сделала «с запАхом», т.е. она оборачивается вокруг талии (под грудью) и завязывается на бантик. Для образования «завязочек» пояс делается чуть длиннее полотна. Готовую юбку я почему-то не сфотографировала. Она будет ниже на кукле.

Переходим к кокошнику.

Форма рисуется произвольно от руки на бумаге, вырезается, примеряется к голове куклы, откладывается в сторону, рисуется новая… и так пока результат не понравится изготовителю))) Я сделала штук 5 вариантов, остановилась на наименее громоздком и простом в исполнении.
(Я в курсе, что головной убор девочек (а судя по телу, наша модель — девочка лет 7) на Руси выглядел иначе))) но мне чётко дали понять, что администрацию детского сада сей исторический факт не волнует ни разу. Поэтому у нас — кокошник)))

По одобренной нами же выкройке вырезаем заготовки из основной ткани (из которой шили платье). В количестве 2 штуки.

Заставить данную конструкцию держать форму можно разными способами. Самое простое — плотная ткань на клеевой основе (дублерин). Флизелин слишком тонкий, его не берем. Я дублировала только ту деталь кокошника, которая будет снаружи, задняя часть без усиления.
Затем на «лицевой» части нашего головного убора рисуем узор. Я не стала усложнять дело загонкой элемента под вышивальный аппарат. Поэтому просто от руки нарисовала финтифлюшку исчезающим мелом и вышила металлизированными нитками на обычной швейной машине одной из жирненьких декоративных строчек.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Не пугаемся обилия мела на лицевой стороне изделия. Мел исчезнет через 24 часа, он специальный)))
Самое сложное — соединить две детали нашего кокошника. В идеале нижняя часть должна быть чуть-чуть меньше верхней. Один из вариантов достижения данного результата — декатировать нижнюю часть уже после стачивания. Стачиваем, сложив лицевыми сторонами внутрь. Обрезаем края на разумную высоту, надсекаем лишнее в швах. Выворачиваем налицо и проглаживаем утюгом с паром (да, это и есть декатировка в домашних условиях, можно еще сбрызнуть водичкой)) Недублированная нижняя часть кокошника даёт усадку и мы получим тот самый нужный нам изгиб. Естественно, это сработает только в случае с новой полностью натуральной тонкой хлопковой тканью. Синтетика усадку почти не дает.
Нижний срез обрабатываем той же косой бейкой, которую использовали для завершения красной юбочки. Кокошник почти готов. Можно расшить его бусинками. Но быстрее всего наклеить стразы)))

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими рукамиСоздание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Наряжаем куклу.

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

«Красный народный костюм с кокошником» готов. Гладим себя по головке))) Мы выполнили главную поставленную задачу — сшили несложный недорогой наряд в рамках озвученного заказа. Забегая наперед, скажу — администрация осталась очень довольна, пообещала памятник попросила «из остатков» сшить такое же для другой группы. Услышав, что всё было сделано исключительно на личные средства, разочарованно потупила глазки…

Садик у нас муниципальный, непафосный, без поборов «на евроремонт и евромебеля», мы и наши дети его искренне любим и поэтому, сделайте вид, что нижеследующее фото вас не шокировало)))

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками

Надеюсь, что сий трактат вдохновит вас на более масштабные проекты, даст какие-то идеи для воплощения в совершенно других изделиях.

Огромное спасибо всем, кто осилил до конца или хотя бы посмотрел картинки)))

Создание (имитация) народного костюма для игровой куклы своими руками
Вы можете найти выкройки одежды для кукол в нашем разделе на Бэйбиках

Очарование народного костюма в кукольном творчестве

Для меня кукла в национальном костюме — это возможность заглянуть в прошлое и увидеть, как выглядели наши предки сотни лет назад. Кукла — это не манекен из музея. Это образ, в которую вложена любовь, тепло и душа мастера. Она, как будто живая, застыла на мгновение, чтобы сфотографироваться и пойти дальше.

Не много мастеров рождают таких кукол, но работами некоторых из них я хочу с вами поделиться.
Меня они очень вдохновляют.
Надеюсь, что и вам понравятся.

Куклы Земфиры Дзиовой — владикавказской мастерицы.

В осетинских нарядах.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 1

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 2

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 3

Кукла в свадебной адыгской одежде.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 4

Куклы Александры Кукиновой в русских традиционных нарядах.

Костюм Владимирской губернии.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 5

Девичий костюм Архангельской губернии.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 6

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 7

Кукла «Варенька» Лели Лоран.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 8

Куклы-казачки краснодарской мастерицы Ирины Балашенко.

Кукла «Галина».

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 9

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 10

«Сватовство»

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 11

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 12

Куклы Елены Ким в национальном хакасском костюме.

«Дочь кочевника»

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 13

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 14

Кукла Саяна.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 15

Куклы Зинаиды Инаркиевой в одежде ингушских женщин.

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 16

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 17

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 18

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 19

Очарование народного костюма в кукольном творчестве, фото № 20

Всем вдохновения и приятного творчества!

Размышления о куклах в русском костюме

Относительно недавно на Ярмарке Мастеров разгорелся спор насчет кукол в псевдорусских костюмах. Мнения о куклах разделились, причем обсуждалась недопустимость/возможность «клюквенных» (более современный термин «марсианских») образов. Как обычно в таких темах, страсти кипели нешуточные. В связи с этим родился маленький исторический обзор кукол в народных костюмах.

Как был организован игрушечный мир в древности, мы имеем очень смутное представление. Нет, то, что куклы были, известно достоверно, но как они выглядели, как в них играли, какие куклы предпочитала знать — остается загадкой. Источников, а тем более кукол, сохранилось очень мало. Вполне возможно, что в закрытый допетровский мир, может, и проникали заморские куклы, как «диковины». Но большинство жителей огромной страны играло игрушками, сделанными в традиции и в этнографически правильных костюмах.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 1

В основе многих авторских интерпретаций лежат традиционные приемы изготовления кукол

В XVIII в. ситуация изменилась, поскольку помимо традиционных кукол в салоны дворцов стали проникать знаменитые «пандоры» — куклы, демонстрирующие модные костюмные новинки. Стоимость и редкость таких манекенов делала их недоступными для шаловливых детских ручек. Да даже в XIX веке, когда появились фарфоровые красотки, французские подороже, немецкие чуть дешевле, — такая кукла часто ставилась на видное место. Для игр шли ляльки попроще, кустарные забавы были любимы не только в деревне, но и во дворцах. Даже в императорских семьях, могущих позволить дорогие игрушки наследникам, модные куклы часто стояли за стеклом. Кстати, в советское время дорогую куклу (чаще всего из ГДР) тоже могли посадить на видное место и на погибель игру не давать. Традиция 🙂 Но вернемся в прошлое.

С середины XIX в. в России, как и в других странах, набирал обороты «национальный стиль». Стиль «а ля рюс» проник и в кукольный мир. В начале ХХ в. интерес к кукле вырос неимоверно. Это было связано с эстетикой модерна (вообще очень интересная тема восприятия куклы в эпоху декаданса), а также с очередной волной интереса к народной культуре. И вот уже потомок француза и искренний поклонник стиля барокко Александр Бенуа за немалые деньги покупает народные игрушки. И рисует очень трогательные эскизы костюмов и декораций к балету «Петрушка».

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 2

Эскиз костюма Петрушки работа А. Бенуа

Пока энтузиасты вроде Бенуа собирали коллекцию кустарных игрушек, фабриканты, а также небольшие артели изготовляли кукол в русских костюмах. Их отличало прежде всего хорошее знание «матчасти», а именно особенностей русского национального костюма в разных регионах. Упрощенный, он все-таки сохранял все особенности, свойственные костюму определенной местности.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 3

Вторым популярным направлением было изготовление кукол в «боярской» одежде. Знаменитый русский бал, естественно, добрался и до кукольного царства, а невероятно зрелищные, богатые костюмы составляли успешную конкуренцию модному французскому силуэту. Были и попытки создания «псевдонародных кукол», например, кукол-цариц.

Трогательные тряпичные ляльки и французские дамы, одетые в русский костюм, простоватые, но без «клюквы» куклы от фабрики Дунаева ненадолго поселились в во дворцах и детских домов попроще. Ненадолго, потому что события 1917 г. разрушили хрупкий детский кукольный мир.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 4

Куклы фабрики Дунаева

Нет, куклы не исчезли совсем, но судьба кукольного дела разделилась. Эмигранты, покидавшие свои дома, меньше всего пеклись о судьбе боярышень из детских комнат. Но уже оказавшись за рубежом, пытались хотя бы дома создать островки «прежней России», на аукционах куклы в русском платье редки, но они есть. И практически за каждой из них — история невеселого прошлого хозяев.

Но русский стиль популяризировали и без эмигрантов. Знаменитые «дягилевские сезоны» создали уникальный псевдорусский стиль, подхваченный и на Западе, и в Америке. Под влиянием моды и вследствие экономических причин в Европе стала необычайно популярна текстильная кукла — так называемая «будуарная». Одетая по моде ревущих 20-х или в народный, ретроспективный костюм эта красотка стала остромодным аксессуаром, практически на грани фола.

Параллельно начала свое восхождение фирма «Ленчи», делавшая кукол из фетра по авторской технологии. Среди многочисленных коллекция «Ленчи» были и куклы в национальных костюмах, в том числе и русском. По соответствию национальному стилю эти куклы не выдерживают критики, сами костюмы в большей степени навеяны театральными экспериментами «русских сезонов». Сами куклы выполнены очень талантливо, яркие, с крупными акцентами костюмы очень подходят для детской игрушки.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 5

Знаменитые Ленчи

В Советской России будуарной кукле место, конечно, не было. Но в 20-е годы кукольная промышленность активно работала над созданием игрушек для советских детей и тряпичную куклу в народном костюме не отвергала. Правда, выглядела она не утонченной красоткой, а работницей, настоящей русской бабой. Что же касается костюма, то он по-прежнему копировал настоящую одежду русских крестьянок, упрощенную по крою и декору, но все равно узнаваемую.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 6

Только когда страна начала решительно бороться с отсталостью деревни и насаждать культ «советского» человека, оторванного от своих тульских, новгородских, архангельских корней, народные куклы сдали свои позиции.

Советская индустрия выработала свои подходы к созданию кукол в национальных костюмах. Во-первых, они были разработаны художниками с учетом детской аудитории и сильно стилизованы (те же принципы использовались в кинематографии). Во-вторых, костюм удешевляли, отказываясь от дорогих материалов, что, увы, сказывалось на внешнем виде кукол. В-третьих, формировалась линейка кукол на экспорт, в более дорогих и продуманных костюмах. В куклах появляются «марсианские» элементы, вызывающие сейчас такое раздражение у сторонников «чистого» национального искусства. Их внешний вид очень упрощен, но соответствует общей стилистике 50-80-х годов.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 7

Уже в XXI в. кукла в народном костюме вернула себе былую популярность. Правда, в новых формах. Дорогие коллекционные куклы, не предназначенные для игры, продолжают традицию кукол — предметов интерьера.

Размышления о куклах в русском костюме, фото № 8

Авторские куклы Е. Тарасовой

Куклы, сделанные по мотивам этнографических кукол, одеты с соблюдением традиций. В их основе — простейшие, но отнюдь не примитивные архаические конструкции. Самые спорные, но и самые популярные текстильные «обережные» куклы отпочковались от этнографических. Правда, они эксплуатируют весьма сомнительную магическую функцию, но зачастую выглядят очень притягательно, в них нет непонятной для большинства людей архаики (многим, например, вышитые в традиции лица кукол кажутся уродливыми), их стиль осовременен.

К сожалению, промышленное производство кукол оставило русский костюм за бортом. Отчасти эту лакуну заполняют авторские куклы. Но именно к ним больше всего претензий по стилю и формам. Это и набившие оскомину клише вроде хохломы в костюме, и непонятные или слишком примитивные решения костюма.

Что сказать в заключение? Кукла в народном костюме должна быть! Кукла не обязана копировать костюм с этнографической точностью, он вообще может быть фантазийным. Но гармонию, чувство стиля и меры при этом никто не отменял. Самое сложное — сделать игрушку, не плюнув на вековые традиции, а вдохновившись ими.

Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме / Традиционная народная кукла

Образ этой девочки я задумала давно. Такой могла бы стать моя первая Кругозоровская Нина, не стань она Золушкой. Но для той куклы Нины образ Золушки передолил. И как только я окончила работу над первой Ниной, сразу стала искать кандидатку на роль Снегурочки, и она вскоре нашлась в шопике у моей подруги Ирины (Talichanka).
Кукла в русском народном костюме.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Конечно же, она ждала именно меня, а я искала именно её. Спасибо Ирине, что она «пристраивает», (как она сама говорит), таких найдёнок! Приехала моя, уже Снегурочка, довольно быстро. Не откладывая, я взялась её мыть и чистить. В процессе мытья в ноге обнаружила иголку, виден был лишь небольшой кусочек… долго пыталась вытащить, но пластмасса твёрдая, всё-таки отогнула кончик, подцепила кусачками и вытащила… это оказался обломок медицинской иглы около сантиметра длиной… (подкожная инъекция!)…
Волосы удалила, на это потребовалось несколько часов, сломанный ржавый глазной механизм тоже выбросила. Уже имея опыт вклеивания глаз, на этот раз не боялась, — глаза почистила, немного отполировала и вклеила в глазницы вместе с новыми ресницами. Механизм, с помощью которого кукла ходила, исправить оказалось уже невозможно, да мне это и не нужно. Просто перетянула резинки, хоть и не очень туго, за отсутствием резинки для кукол, воспользовалась обычной бельевой резинкой. Куколка поселилась у меня в комнате, ожидая, когда же я сошью ей обещанный костюм. И потянулись томительные недели и месяцы. Когда я «созрела», костюм сшился всего за два дня.
Для начала, я расскажу, почему я назвала её Снегурочкой.
Снегурочкой она стала ещё тогда, когда её у меня не было. И костюм задумывался немного другой, но потом всё изменилось. Конечно, можно было назвать её иначе. Любым славянским именем. Но я уже привыкла звать её Снегурочкой и решила оставить это имя.
Моя Снегурочка никакого отношения к новогодним праздникам не имеет, – это просто девочка «из глубины веков»!
Мне очень хотелось, чтобы она была похожа на девушку с картины Игоря Ожиганова «Лель», собственно — поэтому я и назвала её так.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
И одновременно на девушку с картины Андрея Шишкина «Колыбельная», потому что, хоть она и качает колыбель, но костюм на ней девичий, видимо в колыбели брат или сестра.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Кстати, мне кажется, что именно эта вторая кукла Нина больше подходит на роль Снегурочки. Если сравнить Нину-Золушку и Нину-Снегурочку и посмотреть на них внимательно, то окажется, что каждая из них нашла свой единственный образ. Если им поменяться одеждой, то будет совсем не то…
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Итак, моя Снегурочка получила золотистые волосы, заплетённые в тугую косу. Традиционно девичья коса украшалась косником.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
«Косник или накосник, девичье украшение вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос.
Они получили большое распространение на всей территории, занятой русским населением и являлись одним из самых любимых и популярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма, имели самую разнообразную форму и выполнялись из различных материалов.
В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопчатобумажные ткани, из которых делалась основа косника, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной металлической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу
тесьма…» (Н. Соснина, И. Шангина «Русский традиционный костюм»)
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Косник я сделала из кусочков кожи, украсила подвесками из бусин.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Все мы читали в детстве рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Возможно, кто-то из вас читал книгу Василия Ивановича Белова «Лад», в которой есть целая глава, посвящённая льну — «Лён — спутник женской судьбы». Я не буду подробно описывать процесс выращивания и обработки льна, об этом огромное количество материалов в интернете.
Скажу лишь, что в крестьянском быту это был очень долгий и трудный процесс. Посев, прополка, уборка, сушка, молотьба, трёпка, мочение, расчёсывание — это только те процедуры, которые предшествовали прядению. И для каждой процедуры были свои орудия. Пряли девушки лён долгими зимними вечерами, иногда собираясь на посиделки. Напряденный лён несколько раз перематывали, используя разные инструменты. Затем сновали основу для тканья, заправляли стан и ткали льняное полотно. Вот из такого домотканого полотна я и сшила Снегурочке рубаху и запону. Чтобы получить нитки красного цвета в старину использовалась краска, получаемая из насекомых, так называемого «червеца». Отсюда произошло и слово «червлёный», то есть красный. Я, конечно же, при шитье использовала красную ткань из хлопка фабричного производства.
Рубаха льняная с прямыми поликами традиционного покроя. Рубаха всегда подпоясывалась.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Немного не хватило ткани на подол, и поэтому там небольшая вставка из лоскута. Вспомнила при этом слова из старинной книги «Домострой»:
«Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи. А добрая домовитая жена благоразумным своим помыслом, и мужним наказанием, и добрым подвигом своих трудов с слушками полотен и усчин, и холъстов наделано да на што пригоже ино окрашено на летники и на кавтаны и на сарафаны, и то у неи на домашнеи обиход перекроено и перешито, а будет слишком за обиходом наделано, полотен или усчин или холстов или скатертеи или убрусов или ширинок, или иного чего ино и продаст ино што надобе купит, ино того у мужа не просит а рубашки красные мужьские и женьские и порты то все самои дати при себе кроити, и всякие остатки и обресъки камчатые и тафтяные и дарагие и дешевые и золотное и шелковое, и белое и красное и пух и оторочки и споръки и новые и ветшаное все бы было прибрано мелкое в мешечках а остатки сверчено и связано а все розбрано по чисълу и упрятано и как чево поделат ветшана или у новаго не достало а то все есть в запасе в торгу того не ищешь дал Бог, у доброго промысла у совершенаго разума все ся лучило дома».
Пояс, сплетён из шерстяных ниток. Тканые и плетеные пояса были, как правило, очень нарядными, особенно те, что предназначались для праздничного костюма. Их делали из ярких шерстяных нитей. Пояса ткали с узорами, в основном геометрическими.
Концы поясов декорировали кистями из цветной шерсти.
Поверх рубахи одевалась запона, — род фартука, которая имела очень много названий: запона, запонка, запон, передник, завеска, занавеска и др. Различались незначительно девичьи и женские запоны. Они могли быть различной формы, чаще это был прямоугольный кусок материи с вырезом для головы, который надевался поверх рубахи и подпоясывался. Но запоны имели множество разновидностей. Шились как с рукавами, так и без. Помните Билибинскую Василису? На ней запона с рукавами надета поверх сарафана.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Такая запона считалась традиционно девичьей. В некоторых местах вместо запоны носили шушку. Девушка в шушке изображена и на картине Бориса Ольшанского «Алеша Попович и Елена Краса»
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Шушку традиционно носили в некоторых деревнях рязанского края. Она отличалась от самой простой запоны тем, что имела короткие рукава и сшивалась по бокам, часто не до подола.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девушка древлянка.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Я сшила довольно простую запону, напоминающую музейные образцы.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме

Обувь могла быть различной. Кроме лаптей носили так называемые поршни, изготовленные из цельного куска кожи, которые подобно лаптям подвязывались завязками. Поршни, как и лапти, носили с онучами.
Я сделала кукле, как поршни, так и лапти.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Поршни (КАЛИШКИ, МОРШНИ, ПОСТОЛЫ, СТРУСНИ, УПАКИ, ЧУВЯКИ) Этим словом обозначалась обувь из кожи типа неглубоких мягких туфель. Ее шили из одного или двух кусков кожи без подметок и каблуков. В первом случае кусок кожи собирался на ремешок, продетый в отверстия, сделанные по его краю. Во втором
случае один кусок кожи образовывал подошву, бортики и задник, а другой нашивался на носок. Поршни надевали с суконными или холщовыми онучами и подвязывали к ноге кожаными оборами.
Обувь такого типа очень древняя. Восточным славянам она была известна еще в VII—VIII вв. под тем же названием, что и в XIX в. В Древней и Средневековой Руси поршни были обувью небогатых горожан. В XVIII—XIX вв. эта крестьянская обувь использовалась для работы на пашне, во время сенокоса, на жатве.
Я попыталась сделать поршни вот по этой выкройке.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Вот на этой фотографии кукла в поршнях.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
ЛАПТИ (ВЁРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) —обувь, плетенная из древесной коры и привязываемая к ноге оборами.
В XVIII—XIX вв. лапти были широко распространены среди крестьян Европейской России. Они встречались на всей ее территории, за исключением юго-восточных районов, населенных казачеством.
Лапти изготавливали из узких полос лыка, т. е. неокрепшего подкорья липы, ивы, реже вяза или можжевельника, а также из бересты специальным костяным или металлическим инструментом
— кочедыком. При плетении лаптей лычные полосы укладывали по-разному: перпендикулярно друг к другу — так называемая техника прямого плетения, под тупым или острым углом друг к другу — техника косого плетения.
Я связала подобие лаптей из льняной верёвки. Настоящие лапти ещё только предстоит выучиться плести…
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Головной убор – повязка с украшением.
Украшение – колты. Я пересмотрела множество иллюстраций с древнерусскими украшениями. А также книгу Светланы Рябцевой «Древнерусский ювелирный убор». То украшение, которое я сделала из дешевеньких серёг, вполне напоминает колты, найденные в кладах и погребениях древней Руси.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Вполне оправдано и ношение «шапочки» связанной в виде сеточки…
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Напоследок я сшила Снегурочке понёву и женский головной убор, ведь она уже девушка взрослая. А понёва надевалась обычно, когда девушки становились взрослыми и могли выйти замуж, хотя и считалась чисто женской одеждой. На Руси во многих местах существовал в старину и обряд «впрыгивания в понёву». Большинство исследователей считают, что девушки понёв не носили, существует также мнение, что понёва одевалась, когда девушка могла уже выйти замуж и носилась до конца жизни.
Например, в книге С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм» читаем: — «В отдельных местностях отмечено ношение понёвы девушками брачного возраста».
В разном возрасте женщины носили разные понёвы. Менялось количество клеток (если таковые были) и украс. Сами понёвы в разных местах шились по-разному, различались не только цветом, наличием клеток, были распашными и с прошвой. Исследователи русского народного костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды наряду с плахтой.
Я сшила понёву стилизованную. Причём из полосатой ткани, клетки пришлось прострочить…
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
По рисунку на понёве можно было узнать возраст женщины, её социальный статус и многое другое. Понёвы не имели пояса, носились на вздержке, которая в некоторых местах называлась гашником. Смысловое значение корня древнерусского слова «понёва» означает «покров низа». Понёва несла в себе семантическую идею тверди земной, Матери-сырой земли. Она служила покровом временного жилища зарождающейся новой жизни. В некоторых регионах Руси на понёвах устойчиво существовал знак коловрат, который имел множество разновидностей и названий: ярга, гуськи, вьюха и т.д. Как правило, понёва была синего или чёрного цвета часто в крупную клетку. Места соединения ткани обильно украшались символами плодородия и обереговым орнаментом.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Страница из книги Б.А. Куфтина «Материальная культура древней Мещеры» 1926 год.
Кстати Б.А Куфтин проводил свои исследования как раз в наших краях.
Головной убор женский — повойник сшит по образцу из книги Д.К. Зеленина «Женские головные уборы восточных (русских) славян» 1926-1927 г.г.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Когда Снегурочка спрашивает меня, откуда она появилась на свет, я рассказываю ей новую сказку о том, как я вышла во двор и слепила себе девочку, о которой мечтала. И Снегурочка верит. А ещё она верит, что с приходом Весны она не растает, и будет жить вечно.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Снегурочка девочка трудолюбивая, она сразу стала учиться прясть пряжу.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Прялка с колесом для неё очень большая и поэтому мы достали обыкновенную прялку с донцем и веретено.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
А ещё она учится ткать на ткацком станке.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
И вышивать крестиком.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме
Вот какая хозяюшка.
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме

Иногда она подходит к прялке и с улыбкой начинает крутить колесо, колесо крутится, жизнь продолжается!
Девочка из глубины веков. Кукла в русском народном костюме

Пусть будет Небо – сапфир.
Пусть жёлтое Солнце Мир
Ласкает светом своим
Оранжево-золотым!
Пусть будут ночи полны
Серебряным блеском Луны!
Пускай от звёзд и планет
Спускается тихий свет,
И Радуги окоём
Сияет счастливым огнём!
Пусть в небе мчатся ветра,
Пусть дождь напоит поля,
Пусть будет вечной Земля, — Родительница добра!..
(Л.Н. Гумилёв)

Национальные костюмы стран Азии на бумажных куклах

(взято из интернета)

Китайские девочки в национальных костюмах

Костюмы китайских девочек

Костюмы китайских девочек

Костюмы китайских девочек

Костюмы китайских девочек

Китайские мальчик и девочка

Китайские мальчик и девочка

Платья китайских девушек

Платья китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Костюмы китайских девушек

Платья китайских девушек

Платья китайских девушек

Корейские жених и невеста

Корейские жених и невеста

Платья корейских девушек

Платья корейских девушек

Платья корейских девушек

Платья корейских девушек

Платья корейских девушек

Платья корейских девушек

Корейские девушка и юноша

Корейские девушка и юноша

Корейские девушка и юноша

Корейские девушка и юноша

Корейские девушка и юноша

Кимоно японских девочек

Кимоно японских девочек

Гейши

Гейши

Гейши

Гейши

Кимоно японских девушек

Кимоно японских девушек

Кимоно японских девушек

Кимоно японских девушек

Кимоно японских девушек

Кимоно японских девушек

Японские мужчина и женщина

Японские мужчина и женщина

Японские мужчина и женщина

Индийские девушки

Индийские девушки

Индийские девушки

Индийские девушки

Индийские девушки в сари

Индийские девушки в сари

Индийские девушки

Индийские девушки

Индийские девушки в сари

Индийские девушки в сари

Индийские девушки

Индийские девушки

Индийские девушки

Индийские девушки

Индийские девушки в сари

Индийские девушки в сари

Индийские девушка и юноша

Индийские девушка и юноша

Филиппинские девушки в национальных костюмах

Филиппинские девушки в национальных костюмах

Тайские девушки в национальных костюмах

Тайские девушки в национальных костюмах

Тайские девушки в национальных костюмах

Тайские девушки в национальных костюмах

Вьетнамские девушки в национальных костюмах

Вьетнамские девушки в национальных костюмах

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма

Мои куколки в татарском костюме:

Пятая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 1
Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 2

Четвертая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 3

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 4

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 5

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 6

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 7

Третья:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 8

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 9

Вторая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 10

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 11

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 12

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 13

Первая:

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 14

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 15

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока.

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбитейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 16

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 17

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 18

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 19

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 20

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 21

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 22

Татарки — мои куклы, особенности татарского народного костюма, фото № 23

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *