Лакировка матрешек своими руками – Сейчас буду рассказывать, как я лакирую свои расписные деревянные работы на примере 10-местной Эвенской матрешки. Очень…

  • Home
  • Своими руками
  • Лакировка матрешек своими руками – Сейчас буду рассказывать, как я лакирую свои расписные деревянные работы на примере 10-местной Эвенской матрешки. Очень…

Лакируем токарные изделия | Журнал Ярмарки Мастеров

Доброго времени суток всем!!!!

Как-то на одной выставке ко мне подошла девушка, взяв в руки мои пасхальные яйца, она крутила их, переминаясь с ноги на ногу… как будто хочет что-то спросить, но никак не может решится…Когда она, наконец, увидела, что я за ней наблюдаю, девушка представилась, сказала, что давно занимается росписью, но у нее никак не получается добится такой идеально-гладкой поверхности…….. После этого случая, я стала обращать внимание (на выставках, ярмарках…) на работы разных мастеров…. и действительно — гладкости нет почти ни у кого, под пальцами хорошо чувствовались всякие пупырышки, неровности….

Сегодня я расскажу, как качественно лакировать токарные изделия (яйца, матрёшки, неваляшки…) всего в 2 — 3 слоя!!! Сразу оговорюсь, что вся информация «вымучена » на собственном опыте, методом проб и ошибок!!! Расскажу только то, что знаю и пробовала сама. Предлагаемый способ не для экономных мастеров!

На просторах интернета достаточно много информации по лакировке, но большенство из них предлагают лакировать в 12 слоев и более с прошкуриванием изделий между делом…. Ужас… сколько же времени уйдет на лакировку? Месяц??? Согласитесь, нам это не подходит!!!!

В моем арсенале имеется три вида лака — это Пф (масляный), полиуретановый паркетный (матовый, глянцевый) и чуть-чуть акриловый

1.ПФ — Масляный лак. Прекрасный лак! Дает хороший глянец. Идеально подходит для способа лакировки, который описан ниже. Но есть свои минусы: а) Долго сохнет! б) Дает желтоватый оттенок, т.е. если Вы хотите сделать что-то белое — с этим лаком не получится!!! в) Сильный запах — лучше работать не дома!!!

У лаков ПФ есть цифровая маркировка, я рекомендую ПФ — 283 (разбавлять скипидаром!!!)

ВАЖНО!!! — Перед тем как покрывать изделие лаком ПФ, я рекомендую сперва покрыть готовое изделие акриловым (любым) лаком. Для чего это нужно? Большенство из нас помнят эту жудкую, темную вагонку, которая красуется на стенах и потолках дачных домиков наших родителей, бабушек… Думаете она всегда была такого цвета? Конечно нет! Просто древесина темнеет под масленым лаком и чем старше тем сильнее… Так что если вы не хотите, чтобы Ваша матрёшка старела вместе с Вами, не поленитесь и покройте сначала акриловым лаком!!! — особенно если есть открытые участки древесины (у меня это лица и ручки матрёшек) или изделие расписано «акварельно», если можно так выразится.

Изделия под этим лаком получаются очень теплыми, даже если они расписаны в холодных тонах, излишне яркие тона приглушаются… Мне очень нравится… если бы не минусы (смотреть выше)

Лак Пф купленный только что стоит разбавить скипидаром, т.к. для лакировки изделий он слишком густой (даже если на первый взгляд кажется, что он ничего…) Разбавив и перемешав, дайте лаку отстоятся сутки, чтобы он освободился от пузырьков!!!

2. Акриловый лак. Как я использую акриловый лак смотреть выше в пункте 1. И всё!!!

3. Полиуретановый (паркетный) лак. Минус один — сравнительно дорого стоит. Плюсы: не пахнет (можно работать дома), быстро сохнет, абсолютно прозрачный, влагостойкий и т.д…. список можно продолжать бесконечно! Бывает глянцевый, полуглянцевый и матовый. Полуглянцевый нам не подходит! Глянцевый — не смотрится тонким слоем (эффект «сопливости») даже если поверхность идеально гладкая, стоит сделать 1 -2 лишних слоя!!! Матовый — дает очень красивую бархотистую матовость!

Перейду ближе к делу На примере полиуретанового лака покажу как я лакирую изделия. Масляным лаком все точно также, только учтите то что ВАЖНО (см. выше)

Нам потребуется:

лак

булавки цельнометалические

скрепки канцелярские

кисть (любая)

тонкогубцы (нет на фото)

Место, куда будем подвешивать изделия для сушки.

Лакируем токарные изделия, фото № 1

1) Помните: — качественная подготовка (проклейка) — залог хорошей лачки!!!!!

В одном МК в интернете я видела, что некоторые рекомендуют для проклейки разбавлять ПВА в 10 раз, к чему это приводит — 3 слоя лака уходят в дерево, волокна древесины вздираются, вся поверхность становится, как ежик, приходится шкурить до умопомрачения… потом снова наносить 10 слоев….. Нам это не подходит!!! По-этому смотрим, как проклеивать заготовку здесь: http://www.livemaster.ru/topic/253621-pashalnoe-yajtso-matreshka-chast-1-podgotovka?vr=1&inside=1

Повторюсь, не ленитесь сделать качественную проклейку!!!!!!!!!!!! Это очень важный этап!!!!!!!!!!!!!!!!!!

2) Подготовим место для сушки. У меня над рабочим столом висит полка, и на нижней её части натянуты (чтобы не првисали под тяжестью) две веревочки…. Может это не очень эстетично, но меня не раздражает… На эти верёвочки подвешиваем разогнутые канцелярские скрепки, на них мы будем подвешивать изделия. На фото скрепки подвешаны на ниточки, которые привязаны к верёвочке — ниточки не обязательны, я это делаю для того, чтобы маленькое изделие висело по ниже. На стол стоит что-нибудь подстелить, клеенку, полиэтилен….

Лакируем токарные изделия, фото № 2

3) Полиуретановый лак тоже слишком густой. Я его разбавляю водой на 900 гр. ведерко примерно 100-150 мл. воды. Не забываем, разбавив и перемешав, дать лаку отстоятся сутки, чтобы он освободился от пузырьков!!!

4) Далее берём изделие, втыкаем в нижнюю часть булавку. И держа тонкогубцами за булавку, окунаем изделие в лак.

Лакируем токарные изделия, фото № 3

Теперь вынимаем и даем минутку, другую стечь лишнему лаку.

Когда лак стек (не пытайтесь дождатся последней капли… ждать нпридётся не менее 30 мин…), подвешиваем изделие за булавочное ушко на скрепку — крючёк….

Лакируем токарные изделия, фото № 4

Тепер, каждые 10 мин, смотрим не образовалась ли капля, если да, то убираем, осторожно, кистью….. Так же смотрим нет ли пузырьков, если есть, то как бы прокалываем их щетинной кистью.

Лакируем токарные изделия, фото № 5

Лакируем токарные изделия, фото № 6

5) Когда первый слой высох (для полиуретанового лака — 1,5 — 2 ч., для ПФ — от 6 ч.), берем изделие в руки и внимательно смотрим не вздыбились ли волокна древесины. Если проклейка была сделана качественно, то этого обычно не происходит! А если всё-таки явные, остреньки неровности появились, то вооружаемся мелко зернистой наждачкой и очень легко убираем.

Далее второй слой лака. Все повторяем, как описано выше.

Сушим и наслаждаемся идеально гладкой поверхностью!!!!!

Для более крупных изделий у меня есть ведра по-больше…. Так же если изделие полностью не помещается в емкость с лаком, можно окунуть на сколько позволяет глубина, а часть, которая осталась над поверхностью, как бы облить лаком. Я это делаю с помощью широкой щетинной кисти (нагребательными движениями ). Изделия, которые имеют донышко (напр. матрёшки) окунаются до уровня дна изделия, а само донышко покрыть кистью.

Таким способом я лакирую матрёшек, яйца, колокольчики и т.д….

Надеюсь информация кому-нибудь окажется полезной. Возможно кто-то со мной не согласится, но я перепробовав все способы, устав бороться с подтеками, считаю этот способ самым лучшим и качественным.

При данном способе лакировки, лак не успев закончится, становится не пригодным для работы. Так что прежде чем окунать изделие освободите его от пыли и прочих неприятностей, чтобы емкость с лаком служила Вам долго-долго….

Спасибо за внимание, если что-то не понятно, спрашивайте, не стесняйтесь

Далее ожидайте публикацию о лучших для росписи кистях…

Расписываем матрешку — Мастер-классы — Zen Designer

Сегодня мы будем расписывать комплект матрешек под кодовым названием «Чайку?»Нам понадобятся: деревянная заготовка (5 мест), клей ПВА, вода, акварель, темпера ПВА, золотой акрил, белая перламутровая гуашь, золотая гуашь, золотая гелевая ручка,кисти беличьи, кисти колонковые, чистая тряпочка, тряпочка для вытирания кистей, штыри для росписи (по возможности), лак ПФ.

Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer, поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

Для начала нам нужно подготовить формы. Для этого напильником сглаживаем места соединения формы, чтобы одна часть не выступала над другой (если присутствует такой дефект, формы не всегда хорошо выточены). Если есть дырки или сучки на формах — шпаклюем шпаклевкой по дереву.

Затем тщательно зачищаем мелкой наждачкой каждую форму. Бывает так, что формы не плотно приходятся друг к другу, спасет положение клей ПВА, просто капните несколько капель на место соединения формы и дождитесь высыхания, если получилось туго, то лишнее можно срезать.

Теперь формы нужно прогрунтовать. Нужно это для того, чтобы акварель не так сильно растекалась по дереву. Грунтуем ПВА разведенным с водой примерно в такой пропорции:

После того как формы подсохнут, наносим карандашный рисунок будущей матрешки. Карандаш с дерева вполне хорошо стирается ластиком. Если уже не получается ластиком, то в ход идет мелкая наждачка.

После того, как рисунок нанесен, приступаем к покраске. Для фона платков я смешала довольно жидко оранжевую акварель с золотой гуашью, для придания блеска. Быстро и аккуратно наносим краску по рисунку, потому как акварель быстро впитывается, и могут остаться некрасивые разводы. Наносим в один слой.

Красим дальше. Для рубашки я смешала белую перламутровую гуашь и голубую акварель в более густой пропорции и нанесла ее в несколько слоев.

Теперь нужно добавить объема на рукавах и подоле рубашки. проходимся голубой акварелью в тенях, выделяя складки. Затем лиссеровкой выделяем белилами светлые места.

С рубашкой покончили. Далее красим подол сарафана. Т. к. сарафан я задумала сделать черным, то подол будет отделан золотом. За одно с отделкой красим и самовар. Так же более темным цветом выделяем складки на платке. Я это делаю плоской беличьей кистью, один край которой окунут в краску.

Пришло время сарафана. Красим его черной темперой.

Не забываем покрасить более темным цветом внутреннюю часть складок на платке.

И так, переходим к лицам. Самая ответственная часть. Лица я пишу по сырому дереву акварелью. Как по сырой бумаге. Для начала светлой охрой намечаем темные части лица. Затем темной охрой углубляем тени. Все по сырому дереву. Затем коричневой прохожу самые темные места. Так же поступаем и с руками. Чем лучше прописаны лица и руки, тем выгоднее смотрится матрешка.

После нанесения теней, высветляем светлые участки лица. Белой темперой, очень жидко и опять же по сырому дереву. Не забываем про руки.

Теперь рисуем глаза, губы и брови. Глаза — темпера смешанная с акварелью. Губы — акварель, сверху жидко белая темпера. Так же обводим четче контур лица. Коричневой акварелью прорисовываем пальцы на руках.

Декорируем рубашку. Голубой акварелью рисуем цветочки и точки. Белой темперой обводим рукава, чтобы выделить их на темном фоне.

Затем красим остальные предметы чайные предметы и декорируем их. Самовару добавляем деталей.Чайник и чашку расписываем под гжель. Баранку делаем с маком. У самой маленькой в руках ничего не делаем (по желанию и остроте зрения). Она у нас радуется — «Вах, вах, вах, чай будем пить, чай будем пить».

С чайным набором почти закончили, позже вернемся к самовару. Продолжим с сарафаном. Золотой гуашью намечаю складки на сарафане.

Теперь декорируем платок. Для орнамента я мешала белую и желтую темперу для получения такого бледненького желтого цвета. Орнамент я рисую сразу, без карандашного рисунка. Вы можете предварительно наносить легкий карандашный рисунок.

После того как нарисовали орнамент желтым, пустые части закрашиваем аккуратно красной акварелью, чтобы через нее просвечивал блестящий фон платка.

Оставим пока платок и вернемся к сарафану. Берем золотую гелевую ручку и наносим на него орнамент.

Теперь берем белую темперу и завершаем орнамент на платке. Делаем окантовку платка белыми точками.Так же белыми точками декорируем подол сарафана. А-ля жемчуг.

Так же белой темперой ставим блики на глазах, носу, губах, подбородке. Не забываем про руки. Затем черным красим ободок, декорируем его гелевой ручкой. Рисуем волосы.

Самая маленькая.

Делаем блики белой темперой на самоваре.

Все, наша матрешка практически готова. Осталось ее покрыть лаком. Я использую лак ПФ-157 или ПФ-283. Для лакировки я использую деревянную планку с вбитыми в нее гвоздями — удобно лакироваь, удобно ставить на антресоли где я их сушу. Маленькие лакирую на штырях.

Наливаем лак из банки в небольшую емкость с крышкой и добавляем скипидар в пропорции 1 часть скипидара на 2 части лака, если лак слишком густой. Я использую исключительно скипидар. Уайт-спирит — это нефтепродукт и почти что бензин, потому его не использую, а также вам тоже рекомендую не использовать, ведь это почти то же самое, что использовать в качестве растворителя бензин. Другие растворители, а также растворители для нитро-лака (№646, №647 или им подобные) использовать нельзя категорически.

Первые два слоя уйдут в дерево. В среднем нужно где то слоев пять, чтобы матрешки были аки у кота… хм.. глаза.После третьего или четвертого слоя при необходимости обработать мелкой наждачкой. Потому как лак вздирает волокна дерева. Ну или пыль может попасть. Пыль и ворсинки можно вынуть из еще сырого лака иглой.

Лакировка закончена и вуаля — наши матрешки красавицы готовы!

Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer, поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

P.S. Последовательность покраски не имеет значения. Главное, чтобы вам было удобно. Забыла написать в начале — большие матрешки я расписываю держа их в чистой тряпке, потому как мне не удобно большие на штырях расписывать. Если нет возможности выточить штыри из дерева, то можно обойтись заточенными гвоздями воткнутыми в пробки от пластиковых бутылок.

Тэг: Изобразительное искусство

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком

Сейчас буду рассказывать, как я лакирую свои расписные деревянные работы на примере 10-местной Эвенской матрешки. Очень важный этап в лакировке – подготовительный, поэтому на нем я остановлюсь подробно. Расскажу все нюансы, и постараюсь написать по делу, не растекаясь мыслью…

Итак, если мы запланировали сегодня лакировать, то нам нужно правильно подготовиться. Лакировка – последний этап. Ею можно завершить работу красиво, а можно испортить. Но пессимизму не место здесь! Даже если подпортили вещь, все в наших руках. Все, что мы делаем вручную, можно исправить. Пока цела заготовка, ничего не потеряно 🙂

Что включает в себя подготовка.

  1. Выбираем день, когда мы никуда не спешим.
  2. Нужен хороший дневной свет и место у окна. Можно еще подсветить настольной лампой. Но основной свет – дневной.
  3. Погода не должна быть дождливой. Зимой проще, еще и отопление работает. Снег нам не помеха. А летом дождь дает сырость дома, и лак будет сохнуть дольше в 2 раза. За это время он насобирает на себя волосинок и пыли.
  4. Тщательная уборка всей квартиры/дома/комнаты. Пылесосим, моем, вытираем пыль. По возможности, убираем все тряпки из той комнаты, в которой будем лакировать. В этой комнате не должно быть коврового покрытия. Пусть это будет кухня. Самый пропылесошенный палас дает очень много волос в воздухе. Они потом сядут на работу обязательно.
  5. Своя одежда должна быть без ворса. Лучше всего много раз перестиранная домашняя.
  6. Если дома животные, не пускаем их в нашу комнату. И вообще, никого не пускаем. Во-первых, чтоб не поднимали пыль, во-вторых, чтобы нас не отвлекали и рука не дрогнула.

Теперь мы подготовим материалы.

Нам потребуются:

Клеенка застелить стол, кисть синтетическая с мягким волосом, лак алкидно-уретановый глянцевый, уайт-спирит и тряпка. Все банки протереть влажной тряпкой (от пыли).

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 1

Лак я использую алкидно-уретановый КИРИ (Тиккурила). Он снят с производства, но у меня еще есть. Он шикарный, супер-глянцевый и прочный. Можно применить яхтный Уника (Тиккурила). ПФ-283, в принципе, можно, но он желтит. Лучше всего брать импортные лаки. Они не желтеют со временем, слабее пахнут и легче в работе. Лично я финишный лак кладу всегда только алкидно-уретановый. Можно использовать глянцевый, можно полуматовый.

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 2

Кисточки нужны только с мягким волосом. У меня эти очень мягкие. Одна «Соннет» №20, а вторая китайская, очень мягкая. Если волос жесткий, будут видны бороздки от кисти на лаке, и они не успеют выровняться до высыхания. В идеале кисточка должна быть новая, только что из упаковки, тогда она без пылинок. Если она не новая, ее надо хранить в пакете, чтобы она не собирала пыль. А если она стояла в банке всем ветрам наружу, то ее надо тщательно промыть и высушить. Иначе пыль с нее перейдет на лак и испортит работу. А пыли там много, и она обязательно ляжет буграми на работу. Проверено 🙂

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 3

Лак в банке всегда слишком густой для первого слоя. Дело в том, что первый слой лака должен немного впитаться в краску. Его надо делать очень-очень тонким. Последующие слои – гуще. Первый слой я развожу на глаз, но не более 30%, а то останется один разбавитель. Последующие слои разбавляю совсем немного, только чтобы удобно было работать кисточкой.

Разбавленный лак отливаю в чистую жестяную банку. Разбавлять лак лучше вот таким уайт-спиритом. Это финский, Тиккурила. Он слабо пахнет пихтой, и он чище. Наш больше подходит для мытья кистей. Можно взять художественный пинен или очищенный скипидар из аптеки. Строительный скипидар уж очень сильный запах имеет, и может испортить лак.

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 4

Теперь можно приступить к лакировке.

Аккуратно, но ловкими движениями, не тянем время, но и не спешим излишне. Тут уже дело практики. Лак сохнет долго, но схватывается очень быстро. В идеале надо успеть покрыть лаком всю деталь, пока лак еще «живой». По сути, мы наливаем тонкий слой лака и разравниваем его по всей поверхности. Но очень тонким слоем! Будет 3-7 слоев, но не пытайтесь это сделать за один раз. Обязательно появятся наплывы. Вроде все размажешь ровно, работа постоит, а потом смотришь – стекла капля, вылез коварный наплыв. Что с ним делать, напишу ниже. Но если слой тонкий, наплывов не будет. Здесь надо смотреть и тренироваться и ничего не бояться.

Вот так я раскрываю мотрей, и каждую половинку лакирую отдельно.

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 5

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 6

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 7

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 8

Картонкой переношу половинку матрешки на стол. Руками ее взять уже никак не получится 🙂

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 9

Ку-ку

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 10

Самую маленькую надеваю на шило. Ее можно окунуть в лак, но мне больше нравится кисточкой. Не придется снимать лишний лак потом.

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 11

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 12

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 13

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 14

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 15

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 16

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 17

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 18

Лакируем роспись по дереву алкидным лаком, фото № 19

Ну вот и все. Стоят, хохочут на столе и сохнут. День солнечный, как и большинство дней во Владивостоке (вопреки мифам о «плохом климате»), очень сухой воздух, температура в помещении + 24. Идеально для лакировки!

Теперь нужно оставить матрешек так до вечера. Часов через 5 к ним можно будет аккуратной прикасаться. Поверхность лакового слоя превратится в пленку. Брать в руки можно только на следующий день. А пока пусть стоят.

Окно открывать нельзя, чтобы сквозняк не принес пыль на лак. У эвенок черные волосики. Каждая пылинка сразу видна. Уходим из комнаты. А если не уходим, то передвигаемся без ветропросвиста (слово И. Северянина :)) Я ушла по делам до вечера, а сейчас пишу этот мастер-класс. Теперь открываю форточку и проветриваю комнату. Тиккурильские лаки пахнут не очень сильно по сравнению с многими другими. Завтра я матрешек соберу и поставлю досушиваться. Всего я планирую сделать три слоя лака. Эту процедуру повторю через 4 дня.

Кисти моею в уайт-спирите/растворителе 646/ацетоне. Потом в мыльной воде.

P.S.

Что делать, если образовался наплыв. Если это первый слой лака по краске, то не ругаем себя, а спокойно высушиваем лак полностью (неделю). Наплыв высохнет, и его можно будет аккуратно снять наждачкой. Можно будет так же срезать лезвием и зашкурить это место. Шкурку надо брать автомобильную или для полировки ногтей, то есть очень мелкий абразив. Строительной такой не видела.

Если наплыв на втором слое лака, берем тряпку с уайт-спиритом и смываем полностью новый слой лака. Предыдущему ничего не будет, так как он уже высох. Главное, взять уайт-спирит, а не растворитель 646 / 647 или ацетон. А то всей росписи конец, смоется до дерева. Уайт-спирит – это разбавитель (не растворитель).

Если во время лакировки сел волос, его надо быстро снять иголкой или кисточкой. Если лак только-только положен, эта бороздка от волоса успеет затянуться. Если лак начал схватываться, то этот слой будем исправлять. Смотреть выше 🙂 Поэтому в день лакировки мы никуда не должны срочно бежать. Нужно заложить время на исправление косяков.

Лакировка – это отдельный непростой этап производства. Например, в Жостово, в Федоскино и на мебельных фабриках есть специальные комнаты и цеха для лакировки. Там пульверизаторы, камеры с парами разбавителя, печи, сушилки. А мы проводим его дома. В принципе, очень даже успешно получается 🙂

Прошу не обращать внимания на неокрашенные донышки матрешек. Это особенность моей последовательности работы. Я донышки крашу и лакирую потом, в самую последнюю очередь. Просто мне так нравится, чтобы еще можно было браться за дерево, не боясь испачкать во время всех манипуляций.

И в завершение. Ничего не надо бояться. У меня сколько раз последний слой оказывался не последним. То волосина сядет, то рукой задеваю и сдираю свежий лак, то уроню на брюки и соберу весь мусор. Ничего страшного, счищаем и мажем заново. Ну, или сушим, шкурим и делаем финишный слой. А если предыдущие подшкурены, то финиш ложится еще красивее. Если поставить цель красиво залакировать вещь, то это обязательно получится!

Расписываем матрешек | Журнал Ярмарки Мастеров

Нам понадобятся:

  1. Заготовка матрешки.
  2. Гуашь.
  3. Карандаш.
  4. Ластик.
  5. Кисточки № 0,2,3,5 (ну, тут у кого какие есть).
  6. Палитра (у меня обыкновенная тарелка).
  7. Мастихин (для размешивания красок).
  8. Чистая хлопчатобумажная тряпочка (для вытирания кисточек и мастихина).
  9. Чистые руки (на гуаши могут остаться следы от рук, жирные пятна).
  10. Клей ПВА.
  11. Лак (такой, как на моем фото, желательно не использовать — он желтит, нежные цвета становятся грязными, нужен глянцевый полиуретановый, вот тут очень хороший мастер-класс по лакировке).
  12. Булавочки, можно портновские (для подвешивания).
  13. Скрепки (для подвешивания).

Расписываем матрешек, фото № 1

Итак, поехали:

1. Зашкуривание и проклейка. Итак, заготовки нужно зашкурить сначала крупной наждачной бумагой, потом, после того как крупные неровности исчезли, нужно пройтись мелкой наждачкой, получаем почти зеркальную поверхность. После этого матрешку не рекомендуется раскрывать, потому что верхние и нижние части могут не совпасть.

Затем разводим клей ПВА в воде, можно один к трем.

Расписываем матрешек, фото № 2

Наносим клей на заготовки, оставляем на просушку, время — от получаса, в зависимости от температуры воздуха и его влажности. Затем нужно опять зашкурить мелкой наждачкой, потому что клей с водой поднимет мелкие волокна древесины (вот тут можно посмотреть про проклейку заготовки, хороший мастер класс, все подробно). При зашкуривании нужно особое внимание уделить шву соединения верхней и нижней части матрешки, потому что во время лакирования лак будет стекать, и может на этом шве образоваться валик из лака.

2. Рисунок карандашом. После такой подготовки можно приступать к нанесению рисунка карандашом.

Расписываем матрешек, фото № 3

Расписываем матрешек, фото № 4

Величину деталей (личико, ручки и других) выбираем произвольно, потому как мы делаем авторскую матрешку, где можно не придерживаться канонов.

3. После нанесения рисунка карандашом можно начинать работу красками.

Сразу же возникает вопрос: с чего начать? Конечно, у всех последовательность будет своя. У меня для этой матрешки сложилась такая: сначала букет, потом лицо, платок, рукава и самое последнее — юбка (потому что заготовку легче держать за нижнюю часть).

Расписываем матрешек, фото № 5

На этом фото почти готовы букет и лицо.

Расписываем матрешек, фото № 6

А здесь почти готовы рукава.

На нижнем фото готово всё, кроме юбки. Почти ура!

Расписываем матрешек, фото № 7

После окончания росписи я просушиваю матрешки хотя бы полдня.

4. Покрытие лаком и сушка. Потом матрешки накалываю на шило, окунаю в банку с лаком (целиком) и вешаю на веревочку для стекания и сушки. Вместо шил удобней подвешивать на булавочках, как в мастер-классе Викуловой Екатерины. От булавочек остается очень маленькая, практически незаметная дырочка!

Расписываем матрешек, фото № 8

На следующем фото сушка. Это очень ответственный момент, потому что тут можно всё испортить, нужно успевать собирать капельку лака с макушки матрешки, пока лак не застыл. Это займет несколько минут. После высыхания (5-8 часов, в зависимости от вида лака и температуры воздуха) окунаем их снова в банку с лаком. Все повторяется раза три. Если хороший лак (не густой и не желтит), то чем больше слоёв, тем лучше. Как говорится: «Кашу маслом не испортишь».

5. Открытие матрешки. После окончательной просушки (хотя бы сутки) нужно матрешки открыть. Только тут есть один очень важный момент: открывают их, ломая. Нужно подрезать канцелярским ножом противоположную от нас сторону разъединения нижней и верхней частей, иначе застывший лак в последний момент разъединения обязательно оторвётся на миллиметр ниже или выше линии соединения двух частей матрешки.

Расписываем матрешек, фото № 9

Когда эта матрешка была уже совсем закончена, я случайно купила краски с блестками, поэтому на фото уже готовой матрешки тюльпаны покрыты сверху блестками. Симпатично получилось!

Ну вот, вроде бы и всё! Матрешка готова!

Расписываем матрешек, фото № 10

поэтапное описание работы, мастер-класс и рекомендации :: SYL.ru

Кто не знает, что такое матрешка? Эти яркие расписные фигурки из дерева знамениты на весь мир. Эти сувениры имеют характерные черты, присущие русскому народному творчеству. Соблюдая технологию и проявляя аккуратность, роспись матрешки (мастер-класс по выполнению которой представлен в этой статье) можно сделать самостоятельно.

История возникновения

Матрешка издавна стала русской народной традицией, начало которой положил художник Сергей Малютин, убежденный последователь национального колорита и стиля. Кукла, выточенная из цельного дерева, стала самым ярким и узнаваемым символом нашего народа. А все потому, что искусно изображенная женщина в праздничном наряде смогла передать всю глубину русской души и этнографических традиций.

Оригинальная особенность в виде вкладывания одной матрешки в другую была придумана благодаря подсказке в виде японской разъемной игрушки «мудрец Фукурума». На сегодняшний день русская матрешка является всемирно известным сувениром, а набор игрушек, состоящий из 37 кукол, вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

роспись матрешек

Особенности русской красавицы

Матрешка представляет собой молодую женщину, которую нельзя вообразить без нарядного платочка и румяных щек. Кукла всегда имеет округлую форму.

Красный цвет является преимущественным, с его использованием получается яркая матрешка, роспись по дереву в данном случае (наряд игрушки) не обойдется без этого цвета.

роспись матрешек поэтапно

На переднике обязательно должны присутствовать крупные цветы, ведь матрешка является олицетворением не городской, а крестьянской девушки.

И хотя вышеперечисленные особенности делают их похожими друг на друга, будто бы их изготавливают с одного шаблона, однако виды и оттенки используемых красок зависят от отдельного региона и его традиций.

Разновидности

В каждом регионе России матрешек расписывают по-особенному. Существуют отдельные виды всемирно известного сувенира из России. Каждый из них уникален и отличается определенными признаками:

  • Семеновские матрешки характеризуются примитивным стилем, он доступен даже начинающим мастерам, у которых нет художественного образования. Еще один признак семеновской матрешки – это фартук с изображением огромной розы. Для росписи чаще всего используют желтую, красную и синюю краску.
  • Роспись матрешек в тверском стиле отличается своими сюжетами. В данном случае чаще всего изображают исторических персонажей. Также на фартуке могут красоваться пейзажи, цветы или шедевры русской архитектуры.
матрешка под роспись
  • Сергеевский стиль росписи матрешек считается одним из наиболее популярных. Зачастую фигурки имеют множество мелких деталей – это может быть сноп из колосьев, букет цветов или лукошко с ягодами.
  • Вятские матрешки обладают голубыми глазами и застенчивой улыбкой. Фигурки, выполненные в вятском стиле, считаются наиболее востребованными по всему миру. Уникальность изделий заключается в оформлении с использованием натуральной соломы.

Роспись матрешек

Процесс росписи происходит при использовании специальных техник, которые делятся на несколько этапов. Грунтовка, окрашивание и покрытие лаком требуют художественного подхода, поэтому новичку и любителю народного творчества справиться будет не так уж просто.

Подлинно художественный стиль предусматривает прорисовку каждой мелкой детали, вплоть до мимики куклы, от которой зависит выражение лица матрешки. Передать грусть или радость сможет лишь профессиональный художник. Только так роспись матрешек превращается в настоящее произведение искусства, и оно напрямую зависит от художественной подготовки мастера.

Из-за высокого спроса на эти изделия предприятия по изготовлению русских сувениров усиленно работают, повышая темпы производства, а это, к сожалению, негативно влияет на качество изготовляемой продукции.

Роспись матрешек поэтапно

Приступая к работе по росписи матрешки, первым делом необходимо определиться с внешним видом фигурки, выбрать узор и подходящие краски. Начинающим мастерам лучше всего не ставить перед собой сложных целей, изначально можно остановиться на простом незамысловатом рисунке. Нужно изготовить эскиз, желательно сделать проекцию передней и задней части.

Из материалов понадобятся деревянные фигурки, краски (акрил или гуашь), набор кистей, разных по размеру, акриловая грунтовка и лак. Перед началом окрашивания по поверхности фигурки проходятся мелкозернистой наждачной бумагой, все неровности будут сглажены, а части – подогнаны друг под друга. Матрешку не получится раскрасить красиво и аккуратно, если на ней будут даже маленькие неровности. Шероховатости лучше всего замаскировать специальной шпатлевкой для дерева.

После этого с деревянной фигурки нужно стряхнуть пыль и обработать ее грунтовкой. Для этой работы прекрасно подойдет акриловая. Если таковой нет, то можно использовать смесь из клея ПВА и воды (смешивают их примерно в равной пропорции). Ею покрывают внешнюю сторону заготовки.

Когда грунтовка высохнет, не стоит торопиться с красками. Первым делом все узоры необходимо прорисовать простым карандашом. Линии должны быть четкими и жирными. Только после этого шага начинается роспись матрешек красками. Чтобы работа проходила более легко, фигурку закрепляют на подставке с помощью шила или иглы. Покраску начинают с больших участков, а уж затем переходят к более мелким.

роспись матрешки мастер класс

Удобнее всего покрыть сначала верхнюю часть матрешки, а затем – нижнюю. Слои должны быть прозрачными, чтобы можно было увидеть разметку, выполненную карандашом. Однако краску следует наносить равномерно и без потеков. Кисточки должны подходить деталям по размеру. Мелкие узоры и блики лучше прорисовывать зубочисткой. Закончив роспись, матрешку оставляют до полного высыхания. В завершение фигурку нужно покрыть лаком (подойдет ПФ-283 или 157).

Советы

Начинающим мастерам не рекомендуют пользоваться акварелью: с ней совладает лишь умелый художник. Краска быстро сохнет, неумело выполненный мазок оставляет некрасивые разводы. Поэтому, если нет достаточной практики в выполнении народных росписей, лучше всего остановить свой выбор на более плотных красках.

Акриловый лак нельзя использовать в качестве финишного покрытия. Краска, нанесенная на поверхность матрешки, потечет, само покрытие получается матовым, а это не придаст матрешке презентабельного вида.

матрешка роспись по дереву

Деревянная заготовка – матрешка под роспись – удивительна, ведь мастер может ее оформить по своему желанию. Это могут быть классические образы в виде румяных дев в ярких платках, однако все может закончиться и оригинальными дизайнерскими экспериментами. Очень важно придумать хорошую идею, а остальному можно научиться.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли» | Журнал Ярмарки Мастеров

Для тематической недели, посвященной Мексике, я решила расписать матрешку-яйцо в виде женщины-уичоли. Меня давно заворожили бисерные узоры племени уичоли. Очень нравятся сочетания цветов (фото орнаментов есть в интернете). А еще мне просто захотелось рассказать-показать свой творческий процесс, который имеет некоторые своеобразия.

И так, я взяла следующие материалы:

1. Заготовку-яйцо, липовую. У меня высотой 10 см.

2. Шило (на него наколем яйцо).

3. Краски разные. Я взяла акрил (не очень люблю акрил, но в таких узорах его желеподобная консистенция не дает краске растекаться, и краска тянется за кисточкой), темперу, гуашь, акварель. Ориентировалась на наличие нужных оттенков. Для ярких узоров лучше брать готовые сложные оттенки (фиолетовый, оранжевый, бирюзовый), а не смешивать. Готовые краски ярче, смешивание же даст невнятную муляку.

4. Грунт акриловый белый.

5. Лупа с креплением на столе (узор мелкий, а под лупой его рисовать легко).

6. Транспортир, гнущаяся школьная линейка, сантиметр, карандаш, ластик, циркуль.

7. Кисточки. Я люблю синтетические. Размеры 00, 1. И побольше размером — для лакировки.

8. Алкидно-уретановый лак «Кири» (Тиккурила).

9. Аэрозольный лак Marabu Klarlack.

10. Наждачка нулевка и отрезанная полосочка резинового медицинского жгута.

11. Румяна (сухие без блеска для тонировки щечек).

12. Зубоврачебный инструмент (Не нашла ничего лучше для тычков 🙂 На косыночке будут).

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 1

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 2

Яйцо шкурим, накалываем на шило, берем карандаш и отрезанную полосочку жгута. Вот для чего жгут. Яйцо — самая сложная для росписи форма, поэтому ориентиры я нарисовала карандашом с помощью жгута. Можно взять и бельевую резинку. Вот так обвела карандашом полосочку, получился меридиан. И таких можно сделать сколько нужно. Горизонтальную линию провела с помощью сантиметра.Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 3

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 4

Потом я применила циркуль и гибкую линейку, и нарисовала личико. Я люблю пользоваться линейками, не доверяю глазомеру. Лучше перепроверить. С опытом легко будете на глаз определять полмиллиметра. Но я перестраховываюсь и перепроверяюсь.

Личико теперь надо повернуть в зеркало и посмотреть. То, что казалось идеально симметричным, в зеркале — кривулина. Мозг видит то, что хочет видеть. Поэтому добиваемся точности, насколько можем. Я всегда поворачиваю к зеркалу все, что рисую.

Потом я продолжила рисовать узоры на матрешке.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 5

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 6

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 7

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 8

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 9

Вид сзади:

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 10

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 11

Вид сбоку:

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 12

Не боимся начертить лишних линий, они потом легко убираются. Стираем вспомогательные линии ластиком. Если нагрязнили — «клячкой» или мякишем липкого черного хлеба. Можно и наждачкой. Нужные нам линии делаем яркими. А теперь это яйцо я покрыла очень разбавленным белым грунтом, в 3 слоя. Дерево прогрунтуется и не будет впитывать лишнюю краску. А еще матрешка станет белой, и краски лягут яркими. Через белесый фон должен просматриваться начерченный рисунок. Тогда и контур виден, и карандаш от рук не размажется, и из-под некроющей краски не будет просвечивать.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 13

Приступаем к росписи 🙂

Личико я люблю рисовать готовыми телесными оттенками. Они насыщеннее, и можно не бояться не попасть в тон, если надо подрисовать что-то попозже. У Plaid таких оттенков несколько. Для смуглости я добавила акварели «сиена натуральная».

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 14

Глазки рисовала темперой. Кисть № 00. Темпера позволяет провести линию намного тоньше, чем акрил. Рисовала под лупой.

Щечки затонировала румянами.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 15

Затем я сделала один финт, авторский кандибобер, ибо не всегда понимаю, откуда ж мои руки выросли. Я личико сбрызнула аэрозольным лаком Марабу. Делается отверстие в пакетике или салфетке, прикладывается так, чтобы закрыть все вокруг личика, и брызгается. Лак, судя по запаху, на ацетоне, сохнет мгновенно и можно прикасаться руками. Для того и брызгали. Матрешку еще сто раз придется взять руками, а если смажется краска… Ой будет. А еще надо закрепить румяна. Или не ляпнуть черной кисточкой по физиономии. А если ляпнем — легко стереть без следа. Забегая вперед, скажу, что узоры я лакировала уже алкидным лаком на ночь. С утра можно было брать в руки и рисовать дальше.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 16

Самой тонкой кисточкой рисуем сережки. Под лупой, естественно.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 17

Я сначала нарисовала украшения-узоры, потом только придумала цвет кофточки. Я так решила специально. Почему? А не знаю 🙂 Мне показалось, что орнамент сам подскажет, на какой одежде он будет смотреться. В общем, раскрасила цветом киноварь (темпера).

Рисую дальше… Я б даже сказала, раскрашиваю.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 18Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 19

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 20

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 21

Затем рисую накидку с обратной стороны, орнамент.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 22Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 23

Повернула матрешку со всех сторон и решила сделать фон головной накидки небесно-голубым. Краска так и называется (фирмы «Ладога»).

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 24

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 25

Тычки делала оранжевой темперой с помощью зубоврачебного инструмента.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 26

Фиксируем лаком места, которые могут быть нечаянно смазаны руками, и которые потом невозможно будет без слез нарисовать заново. Если расписываете только акрилом или темперой (то есть, краски после высыхания водой не растворяются), можно защищать картинку акриловым лаком. Я же всегда применяю гуашь и акварель, поэтому — только алкидные лаки.

Продолжаем рисовать-расписывать-красить 🙂

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 27Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 28

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 29

Сзади рисую:

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 30Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 31

Все элементы орнамента готовы. Покрутила матрешку… юбку решила делать бордовой.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 32

Краска акриловая — краплак красный. Пришлось положить много слоев, так как краплак — прозрачная краска.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 33Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 34

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 35

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 36

Верхняя половина по ходу росписи уже была покрыта лаком. Теперь лакирую всю матрешку.

Лак я использую фирмы «Тиккурила», называется KIRI. Можно ПФ-283 — классический отечественный.

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 37

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 38

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 39

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 40

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 41

Пестрая Мексика: расписываем матрешку-«уичоли», фото № 42

Лак сохнет сутки. Нам надо сделать 5-6 слоев. Значит, неделя уйдет только на лакировку. И это минимум. Лак должен «встать», то есть, полимеризоваться, он тогда станет крепким. Поэтому я бы не торопилась, и делала матрешечку 2 недели.

Спасибо за внимание!

Если желаете что-либо узнать еще, с удовольствием расскажу.

Народные стили росписи русских матрешек

Народные стили росписи русских матрешек

Изготовление и роспись деревянных кукол – увлекательное и полезное занятие для детей и взрослых. Если вы решили купить заготовки матрешек и попробовать себя в этом интересном деле, подумайте, как оформить деревянных красавиц. Отправным толчком для вашей фантазии могут стать сложившиеся традиции народного творчества.

Народные стили росписи русских матрешек, фото № 1

Какие стили росписи матрешек существуют?

  • Сергиев-Посадская (Загорская). Этот стиль зародился в Сергиевом Посаде, поэтому сильное влияние на него оказали иконописцы, уделявшие большое внимание человеческому лицу и фигуре. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
  • Семеновская. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее облика состоит в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального лакированного дерева.
  • Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей. Присущая только этому стилю черта – инкрустация ржаной соломкой.
  • Полховская. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод. Лицо нарисовано довольно схематично, зато тщательно выписан цветочный орнамент, характеризующийся разнообразием контрастных оттенков (малиновый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный).
  • Тверская. Эта кукла нередко украшается золотым или серебряным узором, ее глаза детально выписаны. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.

Любой из народных стилей послужит основой для создания вашего уникального изделия. У нас вы можете купить деревянные заготовки для творчества в широком ассортименте.

В настоящее время очень популярен портретный стиль росписи матрёшек, роспись производится по предоставленным фотографиям либо в классическом портретном исполнении, либо в шаржевом. Художники, которые сотрудничают с нашей мастерской работают в различных стилях и выполнят роспись, которая будет радовать и вас и человека, которому будет сделан такой подарок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.