Отвал для снега на Ниву своими руками
В этой статье я хочу поделиться очередной самоделкой, речь пойдет об отвале на Ниву для уборки снега с придомовой территории и расчистки дорог на даче, а точнее в строящемся коттеджном поселке.
Нива покупалась на дачу вместо квадроцикла (по грибы по ягоды и за вениками в лес), сравнив цены на подержанные квадрики и на старенькие Нивы, с учетом того что квадрик это не всепогодный транспорт и его цена в два раза превышает стоимость подержанной Нивы, не говоря уже о стоимости запчастей. В общем все плюсы у Нивы.
Подробного процесса изготовления самодельного отвала в фотографиях нет, так как варил я его зимой по вечерам, и фотографии не получались, поэтому выложу то что уже есть, с размерами самого отвала в конце статьи.
Для изготовления отвала для Нивы мне понадобилось:
- Бочка 200 литровая — 1,2 шт
- Профильная труба 20х40 мм — около 6 пог.м.
- Трубка круглая 20 мм (но можно и профильную трубу 20х40 мм) — 2-3 метра
- Профильная труба 40х40 мм — 6 пог.м.
- Кровельные саморезы
- Саморезы по металлу (клопы)
- Реактивная тяга от копейки или от любой другой машины — 1 шт
- Рессора (я взял от ГАЗЕЛи) — 2 листа
- Транспортерная лента
Чтобы получить поверхность отвала, я отпилил у 200 литровой бочки крышку и дно, получился цилиндр, его я распилил вдоль, ровно пополам, получил 1/2 бочки — 2 штуки (на фото), их пришлось немного разогнуть что бы они легли на каркас отвала, примерив отвал к ниве, решил что ширины его не хватает, так как он ставится под углом к машине, что бы отбрасывать снег в сторону, добавил еще один от такой же бочки.

Распил бочки делался первым, для того что бы определить высоту каркаса отвала, она вытекает из длинны распиленных кусков бочки, конечно можно ее высчитать, измерив диаметр бочки. В общем определил длину вот этих ребер отвала (на фото №№1,2,3,4). Для того что бы придать отвалу закругленность, подпилил эти заготовки толстым кругом болгарки (на фото запилы указал синими стрелками), согнув как нужно, заварил их.
Процесс сварки отвала
На этой фотографии отвал еще короткий, не добавлена еще одна секция, ее я приварил позже.
Фото кликабельно (нажмите что бы увеличить)

Следующим шагом приварил рессоры (смотри фото ниже), в расчете на то, что они будут частично гасить удары отвала о твердые куски, камни и наледи, что бы не разбивать лонжероны на Ниве, для этого у нас еще будут реактивные тяги (о них позже). Зелеными галочками отметил где рессора приварена к отвалу, каждая из них крепится к рамке отвала только в двух местах.

Сверху, на отвал, рессоры 1 и 2, приварены через петлю на фото, элемент 3, это ухо от той же рессоры, понадобилось для того, что бы увеличить расстояние рессор от самого отвала, так как они легли слишком близко к нему.

Далее к рессорам была приварена профильная труба (1) 40х40 мм, в местах (2) и (3), к ней уже я приварил такие же трубки (4) и (5), по сути это тяги идущие к проушинам нивы, на этом фото, на левой трубе видно еще и обычную (круглую трубу), это результат ремонта отвала, о котором чуть позже.

Добавил дополнительную тягу/укосину/рейку (1), что бы зафиксировать предварительно примерное положение этих тяг к самой машине (Ниве). Стрелками показал дополнительные укосины, но их не стоит делать пока не будет все точно подогнано непосредственно на Ниве

Крепление отвала к НИВЕ
Теперь что бы закрепить отвал на машине, и при этом обезопасить лонжероны Нивы от разрушения, я использовал реактивную тягу от копейки, вот такую, распили ее пополам, и вставил в трубу 40х40 мм, немного подогнул ее молотком и обварил.

Вот так

Получилось вот так, на фото это уже ремонт отвала, поэтому одна труба заменена на круглую (2), и приварена к обломленной квадратной трубе, которая была изначально. Труба (1) осталась как была изначально. На фото отвал перевернут.

Первая примерка на машину
Подгоняем отвал непосредственно на ниве, тут еще нет укосин (нашел несколько фоток процесса изготовления), но крепления уже на месте. Еще нужно выдержать параллельность отвала, относительно капота, что бы лопата не стала на перекос.

Отвал должен быть в одном горизонте с Нивой, в общем его должны быть на одном уровне с колесами (как то так)

Теперь крепление отвала к Ниве в штатные проушины, их только нужно немного доработать, а точнее просверлить отверстие под болты, который будет держать всю конструкцию через сайлентблок, который стоит в реактивной тяге. Синяя стрелка обозначает отверстие. Я их для этого снимал, по случаю покрасил из балона.

Проушины Нивы, изначально изначально выглядят вот так, и крепятся на один болт, см фото (не мое), кто то меняет их на швелер, что бы закрепить отвал на нем, я просто приварил еще одно ухо, место сварки показано синими стрелками, красными линиями квадрат металла (на фото выше его видно), затем просверлил в них сквозное отверстие, что бы вставить болт.

Уши для крепления отвала к машине
Вот такая проушина для крепления отвала на Ниву получилась в итоге, выгнуть ее смог, поэтому оставил как есть.
- (1) — это заводская проушина
- (2) и (3) — я просверлил для болта
- (4) — приваренная дополнительная проушина
- (5) — болт который держит проушины, вкручивается уже в лонжерон Нивы

После примерки лопаты к машине, добавил еще несколько укосин из трубки, диаметром 20 мм, можно их сделать из той же профильной трубы, у меня трубка была в наличии. Синими стрелками указаны укосины, красными — куда они приварены. Следует отметить, что я старался их крепить к рессоре, ведь это амортизатор и гаситель ударов. Только самая дальня на фото, крепится к самой тяге, там не было возможности крепить к рессоре, а нагрузка там максимальная. без нее правый угол бы вывернуло об сугроб.

Первые испытания
В общем теперь все готово для первого выезда, смотрим фото.


К моменту завершения строительства отвала для Нивы, на дороге было не очень много снега, поэтому суровых испытаний сварных узлов сделать не получилось, но в дальнейшем погода нас порадовала, и снег валил каждую неделю. Отвал показал себя отлично, единственной не доработкой было, это возможность его поднимать в походное положение, если Нива забуксует с этим чудом при чистке дороге, случайно съехав в кювет, то выехать достаточно сложно, нужно поднимать отвал, что бы ни чего не мешало.
Первый вариант крепления для подъема отвала
По этому наспех была сделана доработка самой нивы, снят стоковый бампер (все равно силовые буду делать), и на его место воткнуто вот такая приспособа. Она позволяет подвешивать отвал в походное положение, правда пока в ручную приходится поднимать, но это требуется только для того что бы проехать непроезжаемое.
К сожалению фотографии с поднятой лопатой почему то нет.

Видео работы отвала
Ну и видео работы с отвалом, как видно отвал гребет достаточно много снега, и ограничивается лишь проходимостью Нивы, пока что шины стоят обычные, шоссейная шипованная резина, на ней Нива не очень проходима, но этого достаточно для уборки снега с дороги.
Дальнейшая эксплуатация отвала на Ниве
В общем свои функции выполняет на 100%, высота самой лопаты устраивает, ниже не нужно, потому что будет перебрасывать снег на машину, угол от машины тоже нормально, но можно немного увеличить, поставили еще дополнительно птф на крышу, потому что отвал перекрывает фары, и они становятся бесполезны.
Стоят 100 ватные галогенки, как светят есть отдельная тема, они светят поверх отвала на дорогу, одна поближе, вторая подальше.

Как нельзя делать
Теперь о том, почему отвал пришлось ремонтировать, этот нюанс стоит учитывать абсолютно всем кто хочет сделать отвал на Ниву своими руками, дело в том что при коротких тягах отвала к Ниве, вы рискуете получить вот такой конфуз


С машиной все нормально, немного помял юбку. но отвалу досталось, обломил длинную тягу. Разгон был на третьей передаче. на понижающем редукторе, хотел пробить слежавшуюся кучу снега, в общем страдал фигней. Получилось так потому что, тяга которая покороче (правая) после не большого ремонта (в этот же день) была немного укорочена.
Отвал успешно служил верой и правдой несколько месяцев, потом при ударе обломили эту левую тягу, и приварили буквально сантиметров на 5 ближе к машине, в итоге короткое плечо, и как следствие, отвал ушел под машину.

На фото сверху это минимальное плечо, его размер 60 см, но лучше сделать побольше, что бы быть уверенным что отвал не вывернет вниз, под машину, при сильном ударе.
Покраска отвала
Отвал восстановлен часа за три, и покрашен частично. В этом году снега больше не ждем, поэтому обратно на машину ставить не стали.


Размеры отвала на Ниву для уборки снега
Размеры отвала снял по факту, возможно кому то пригодятся, ширина отвала 2 метра, с учетом того что он ставится к машине под углом, что бы отгребать снег на право, если же будите делать прямой, что бы толкать снег просто вперед (например выталкивать из двора), то делайте по ширине Нивы

Вид отвала с размерами сбоку, он откидывает снег с дороги направо

Вид, если смотреть справа от машины, ближняя изогнутая трубка, размером 60 см, стала такой в результате поломки, ее так изогнуло, гнуть ее специально не нужно.

Ту размеры даны по ходу движения, по прямой.

Такие размеры отвала получились у меня, я ни делал ни каких чертежей перед изготовлением отвала, просто делал все на глаз, а потом просто обмерял, возможно кому то эти размеры помогут представить примерно что должен представлять отвал для Нивы собранный своими руками.
Обновление от 2016 года
Лопата используется уже вторую зиму. Были конечно поломки и ремонты, но в целом все отлично. Автоматику на подъем лопаты так и не сделал, но возможно скоро займусь этим вопросом.


Обновление от января 2018 года
После того как на ниву сварил силовой бампер, было переделано крепление и подвес лопаты для снега. К тому же поставили грязевую резину, ехать стала намного лучше.
Следующей доработкой для лопаты, будет установка лебедки для ее поднятия.
(Visited 14 287 times, 1 visits today)
samoblog.com
своими руками, лопата, чертежи, как сделать, снегоотвал, размеры
Вопрос о том, как сделать отвал для мотоблока своими руками, встает практически перед всеми владельцами земельных наделов с наступлением зимы. В специализированных и интернет-магазинах представлено множество приспособлений для уборки снега. Однако далеко не у каждого есть возможность купить мотоблок с отвалом заводского изготовления. Хороший и качественный снегоотвал заводского изготовления имеет внушительную стоимость. Сэкономить на дорогостоящей покупке можно, если проявить творчество и сделать отвал на мотоблок своими руками. Для такой работы нет необходимости приобретать специальное оборудование. Сделать самодельный отвал для мотоблока можно из того, что есть под руками.
Инструменты и материалы
Установить нож для уборки снега можно на раме любого мотокультиватора, который имеет мощность более 4 л.с. и вес не менее 50 кг.
Лопата для мотоблока своими руками делается с помощью таких приспособлений:
- рулетка;
- сварочный аппарат;
- болгарка с дисками для резки и шлифовки металла;
- электрическая дрель;
- набор гаечных ключей;
- отвертка;
- краска, малярная кисть.
После подготовки инструмента к работе необходимо определиться с материалом, из которого будет изготовлена лопата-отвал для мотоблока Нева. Сделать лопату можно из различных металлических изделий, которые имеют достаточный запас прочности.
Отвал на мотоблок Нева может собираться из таких материалов:
- Старого газового баллона. Толстые стенки баллона устойчивы к высоким механическим нагрузкам. Получив такой отвал, мотоблок будет способен справляться с утрамбованным снегом, равнять дороги, двигать песок и щебень.
- Бочки объемом 200 л. Следует учитывать, что стенки бочки сделаны из тонкой стали. Такая лопата для мотоблока Нева может быть использована только для уборки свежего снега, который не успел уплотниться и покрыться настом.
- Полосы металла. Для изготовления отвала для мотоблока хорошо подходят бамперы от грузовых машин или рифленая сталь, которой покрывают полы ангаров и складов.


Для того чтобы сделать поворотный механизм, потребуется сталь толщиной не менее 10 мм. Найти такой материал можно в пунктах приема металлолома. Изготовление крепления предполагает использование профильных стальных труб 20х40 мм.
При работе на рыхлом и глубоком снегу самодельная снегоуборочная техника может вязнуть. Решить эту проблему можно с помощью гусениц, устанавливаемых на полуось агрегата. Самодельный гусеничный снегоуборщик может работать в любых условиях, по продуктивности не уступая специальной технике.
Правила изготовления отвала
Главным правилом, которое нужно учитывать, составляя чертежи самоделки, является соответствие объема работ и мощности агрегата. Перегрузка может привести к усиленному износу узлов и механизмов, их поломке и выхода машины из строя.
Планируя изготовления отвала к мотоблоку своими руками, необходимо придерживаться таких критериев:
- Прочность. Нож должен иметь достаточный ресурс, чтобы отслужить не меньше 5 лет. Все его части и механизмы необходимо делать из расчета на предельно допустимую нагрузку и сильные удары.
- Размеры. Самодельная лопата не должна быть чрезмерно широкой и высокой. Оптимальными габаритами считаются ширина — 80-130 см и высота — 30-50 см.
- Наличие подъемного механизма. Отвал для мотоблока может подниматься гидравликой или рычагами. Такая опция позволяет вывозить снег со двора или использовать агрегат в качестве погрузчика в летнее время.
- Возможность монтажа поворотного шарнира. С помощью таких устройств можно управлять ножами, наклоняя их вверх или вниз, вправо или влево. Выбор угла атаки позволяет более качественно сгребать снег и мусор в сторону от дорожки.
- Обязательная установка амортизационной полосы из плотной резины на нижней части ковша. Это приспособление необходимо для того, чтобы предохранить мотоблок от ударов, ковш от деформации или поломки, а дорожное полотно от механических повреждений.
- Быстрота установки и снятия. Поскольку мотоблок является многофункциональным устройством, то все манипуляции по его оснастке должны проводиться оперативно и без использования сложного оборудования.
Схема размещения отвала предполагает его установку на передний кронштейн, под корпусом или сзади агрегата. Наиболее оптимальным является фронтальное расположение отвала. Такая позиция обеспечивает наиболее качественную очистку.
Сделанный ковш может иметь горизонтальную или вертикальную ориентацию. Второй вариант выбирается в тех случаях, когда приходится работать в стесненных условиях.
Изготовление отвала из бочки
Для ковша нужно подбирать бочку с толстыми стенками. Оптимальным вариантом является изделие из нержавеющей стали. При отсутствии крепкой бочки можно воспользоваться обычной.
Работа проводится в такой последовательности:
- На бочку наносится разметка. По днищу и бортам она делится на 3 одинаковых сектора по 120º. После этого объект разрезается болгаркой. Оставшиеся части днища подрезаются по хорде. Торцевые части нужны для придания ковшу жесткости.
- Если жесть тонкая, то 2 части складываются вместе и скрепляются. Детали целесообразно смазать горячим битумом перед соединением. Это предотвратит появление коррозии, увеличит вес ковша и снизит шум от удара металла о камни и бордюры. Фиксация деталей проводится клепками или болтами.
- Периметр полученного ковша укрепляется полосой из стали толщиной не менее 3 мм. Крепление проводится с помощью сварки, болтов или заклепок. Верхняя и нижняя части ковша усиливаются полукруглыми вставками из обрезков бочки.
- На нижнюю часть ковша крепится транспортерная лента. Ширина выступающей части должна быть в пределах 3-10 см в зависимости от условий, в которых планируется эксплуатировать снегоочиститель. Ленту следует делать съемной, чтобы использовать отвал для работы с сыпучими материалами.
- Готовое изделие очищается от ржавчины, наплывов и окалины. Проводится его обработка антикоррозионными средствами и покраска.
Аналогичным способом проводится изготовление ковша из газового баллона. Поскольку его стенки имеют достаточную прочность, то их дополнительное усиление не требуется.
Так как сталь на отвале будет постоянно истираться и истончаться, то целесообразно сразу изготовить сменный отвал. Как только закончится срок эксплуатации изделия первой очереди, на его место можно сразу установить замену.
Крепление ковша к мотоблоку
Как правило, на всех мотокультиваторах имеется штатный кронштейн для крепления навесного оборудования. Он вполне подойдет для присоединения фронтального отвала. При необходимости делается переходник, чтобы обеспечить возможность поворота ковша вправо или влево.
Крепление изготавливается таким способом:
- С тыльной части ковша приваривается профильная труба. Для обеспечения прочности фиксации целесообразно дублировать сварочный шов несколькими болтами.
- Выпиливается полукруг диаметром 20-25 см из листового металла толщиной 10 мм. Заготовка приваривается к профильной трубе. В ней по краю с интервалом 20 мм делаются отверстия для выставления угла ковша.
- Из трубы квадратного сечения изготавливается держатель в форме буквы «Г». Короткая сторона держателя закрепляется на поворотном секторе, второй конец жестко фиксируется на кронштейне мотоблока. Для регулировки высоты ножа используются болты, вкрученные в переходник.
Более простым способом соединения является система проушин и зажимов, изготовленных из толстой листовой стали.
specmahina.ru
виды и чертежи, отвал из газового баллона
В северных широтах высота снежного покрова достигает метровых высот. И не везде управляющие компании выпускают трактора для очистки подъездных дорог. С бедой борются по-разному. Кто чистит с помощью простой лопаты, а некоторые используют приспособления или навесное оборудование. Его можно купить или изготовить отвал для мотоблока своими руками из подручных материалов.
Самодельные отвалы
Сейчас многие предпочитают жить в собственных домах, и соответственно прилегающая территория занимает большую площадь. Для работы на приусадебном участке приобретаются мотокультиваторы, мотоблоки и мини-трактора.
Зимой уборка снега превращается в соревнование кто кого победит. И хозяева, обладающие моторизированной техникой, предпочитают убирать снег с ее помощью. Навесное оборудование на мотоблок стоит не дешево, поэтому умельцы предпочитают изготавливать его самостоятельно.
Широко распространен мотоблок отечественного производства «Нева». У него есть штатные места для навешивания приспособлений и резиновые колеса, которые приспособлены для езды по рыхлому снегу. Большинство самодельных отвалов изготавливались под Неву.
В интернете можно найти множество описаний и чертежи лопаты для мотоблока своими руками. Но перед изготовлением следует ознакомиться с характеристиками отвалов. Состав изделия:
- исполнительный (рабочий) орган;
- механизм поворота;
- кронштейн крепления.
Углы поворота:
- вправо на 30°;
- влево на 30°;
- прямо.
Поворот лопаты в сторону позволяет удалять снежную массу во время движения. Перейдя на сайты для мастеров-любителей, можно найти множество информации о том, как сделать отвал для мотоблока своими руками.
Отвал из баллона
Одним из подручных материалов для изготовления отвала считается газовый баллон. Его высота чуть больше метра, а рекомендованная ширина лопаты 1000 мм. Работы по изготовлению протекают в следующей последовательности:
С баллона стравить избыточное давление, если таковое было.
- Обрезать с обоих сторон крышки так, чтобы ширина получилась равной метру.
- Разрезать получившуюся трубу вдоль на две половины
- При помощи сварочного аппарата соединить эти две половины так, чтобы высота отвала получилась около 700 мм.
- Кронштейн для крепления изготавливается следующим образом. Из толстого металла вырезать косынку. В ней просверлить несколько отверстий, чтобы поворачивать лопату в разные стороны. К косынке приварить кусок трубы.
- Полученное устройство приварить к лопате на высоте расположения кронштейна на мотоблоке.
- Установка производится посредством толстого пальца.
Толщина баллона достаточная и усиления не требуется. Но можно нижнюю часть можно оборудовать плотной резиной, которая будет удалять рыхлый снег и не портить уплотненную дорогу. Для этого нужно взять жесткую резину от роторного конвейера.
Ширина резинового полотна 100−150 мм. В отвале электродрелью просверлить отверстия для закрепления резины. Чтобы надежно закрепить полотно необходима металлическая полоса 900х100х3 мм. В полосе и в полотне просверлить отверстия предварительно разметив по отвалу. Закрепить при помощи болтов.
Отвал из листовой стали
Некоторые мастера предпочитают пользоваться новым материалом, а не б/у элементами. Так можно изготовить самодельную отвальную лопату из стального листа толщиной 3 мм. Для усиления конструкции взять полосовую сталь толщиной не менее 5 мм.
Раскрой материала производится по чертежам. Полотно самой лопаты имеет четыре части: лобовая, нижняя и две боковые. Сваренная конструкция нуждается в усилении. Для этого в вертикальном направлении привариваются элементы, вырезанные из пятерки.
Далее, изготавливается поворотный механизм. Он представляет из себя ухо с отверстием для оси. Ухо приваривается к уголку, который крепится к отвалу. Ось закрепляется на одном конце трубы, а вторым концом фиксируется на мотоблоке. Требуемый угол поворота фиксируется пальцем (шкантом).
3 мм — толщина небольшая, поэтому требуется усиление. Вырезать из 3 мм листа полосу 850х100х3. Закрепить можно болтовым соединением, но придется сначала сверлить или прихватить полосу сваркой.
Как видно, для проведения работ понадобятся:
рабочий материал;
- болгарка с дисками;
- электродрель со сверлами;
- болты с гайками;
- сварочный аппарат с электродами;
- гаечные ключи;
- круглая или профильная труба.
Если вы имеете определенные навыки, работа не вызывает затруднений. А полученной конструкцией можно пользоваться не только зимой, но и летом. Выровнять площадку после строительных работ, разровнять место для детской песочницы и многое другое. Какую конструкцию выбрать — решать вам.
Самодельный плуг
Для мотоблоков среди навесного оборудования имеются плуги: конский для вспашки, оборотный для рыхления, окучивания и прочие. В последнее время стал набирать популярность плуг Зыкова, чертежи, размеры которого можно встретить только на специализированных ресурсах.
Главной его отличительной особенностью от массово выпускаемых являются тщательно высчитанные углы отвального лемеха для интенсивного перемешивания земли. Если сравнить его с обычными моделями, то видно, что предплужник на модели Зыкова располагается впереди на большем расстоянии, поэтому угол подъема проходит по дуге.
Крепление плуга к мотоблоку производится вертикально. Есть регулировка вылета ножа. Закрепление производится болтовым соединением. Чертежи плуга для минитрактора своими руками отличаются от тех, что предназначены для мотоблока.
pochini.guru
Отвал для мотоблока своими руками: чертежи и руководство
Многие владельцы частных домов сталкиваются с проблемой уборки большого количества снега зимой. Вручную это сделать бывает трудно, поэтому на помощь приходит техника, которую можно оснастить разными приспособлениями. Любому практичному хозяину можно сделать своими руками отвал для мотоблока.
Функции конструкции
Установочное оборудование позволяет выполнять целый спектр коммунальных и хозяйственных задач. С его помощью легко очищать территорию от сугробов, опавшей листвы и мусора, выравнивать земляные площадки, переносить грунт с одного места на другое, расчищать помещение для животных.

Отвал для мотоблока своими руками
Процесс изготовления отвала своими руками для мотоблока
Сконструировать отвал для мотоблока «Нева» или «Салют» под силу любому практичному хозяину. Для этого нужно запастись болгаркой, дрелью, сварочным аппаратом, рулеткой и необходимыми материалами.
Предлагаемый вариант изготовления устройства несложный. За основу берут стальную бочку объемом 200 л и разрезать ее на три части. Это будут элементы лопаты отвала для мотоблока согнутой формы. Если сварить между собой по контуру две детали, получится изделие толщиной 3 мм. Этой величины достаточно для обеспечения нужной жесткости отвала.

Мотоблок с отвалом — схема с размерами
Для изготовления инструмента можно использовать газовый баллон, однако важно помнить о мерах предосторожности. Во избежание воспламенения или взрыва баллон полностью заливают водой.
Снегоуборка мотоблоком предполагает использование ножа размером 3*100*850 мм. Для его изготовления понадобится пятимиллиметровая стальная полоса по длине отвала. В ноже делают отверстия диаметром 6 мм на расстоянии 10 см друг от друга, чтобы можно было закрепить защитную резиновую полосу.
Затем снегоочистительный отвал для мотоблока усиливают крепежной конструкцией: квадратной трубой размером 40*40 мм, которую приваривают к средней части скрепленных между собой сегментов бочки. После этого к середине трубы монтируют стальной полукруг с тремя отверстиями для фиксации поворотных углов лопаты.
Далее варят Г-образный держатель, концы которого соединяют болтами с полукругом и рамой мотоблока. Крепежные детали, находящиеся на сегменте профилированной квадратной трубы сцепного механизма, позволяют регулировать подъем лопаты отвала для мотоблока.

Из чего состоит отвал на мотоблок
Изготовление лопаты-отвала для мотоблока

Размеры отвала для мотоблока
Рабочий инструмент изготавливается из листового металлопроката толщиной 3 мм. Для ребер жесткости используют четырехмиллиметровые стойки, которые располагают внутри конструкции. Чтобы зафиксировать отвал к штангам, в них делают специальные отверстия. При этом важно добиться вертикального расположения оборудования касательно фронтальной части мини-трактора.
Размеры лопаты отвала для мотоблока составляют 850*220*450 мм. Для ее крепежа приспосабливают кронштейн, который монтируют с помощью болтов М10 на лапы мотоагрегата, где находится откидная передняя опора.
Оборудование укрепляют двумя регулировочными тягами. В нерабочем положении они обеспечивают кронштейну разгрузку. На нижнюю часть устройства с помощью болтов монтируют нож.
Для того чтобы снегоотвал не зарывался в землю, его дно дополнительно обшивают отожженной листовой сталью.
Варианты отвалов для уборки снега
Расчистка снега и грязи – трудоемкая работа, поэтому для ее облегчения широко применяется техника: внедорожник, квадроцикл, мотоблок. На рынке навесного оборудования есть разные варианты готовых конструкций снегоуборочного отвала. Чтобы минимизировать затраты на приобретение инструмента, его легко изготовить самостоятельно.
Снегоуборщики делятся на три группы.
Для внедорожника
Устройство можно устанавливать как на машину отечественного производства, так и на полноприводную иномарку. Удобно, когда отвал разбирается. В этом случае его легко демонтировать и размещать в багажном отделении автомобиля. Снегоочиститель комплектуется электролебедкой, которая обеспечивает управление инструментом непосредственно из кабины внедорожника. В зависимости от количества и плотности выпавших осадков лопата выставляется под определенным углом.

Отвал для снега на «Ниву»
Для квадроциклов
Выбор конструкции устройства для закрепления на раму зависит от модели транспортного средства.
Различают такие виды установочного оборудования:
- Фронтальный комплект, когда отвал сцепляется с фронтальной рамой, что характерно для машин с маленьким дорожным просветом.
- Центральный установочный комплект входит в структуру рамы квадроцикла и одновременно усиливает ее. Такая конструкция сохраняет высокий дорожный просвет и обеспечивает стабильность хода при проведении снегоуборочных работ.
Ширина лопаты зависит от мощности мотора, веса техники и может быть от 125 до 150 см.
Отвал для мотоблока

Отвал для мотоблока – чертеж
Самодельные лопаты отвала для мотоблока необязательно оснащать пружинным демпирующим механизмом для защиты от контакта с неровной поверхностью, так как мотоблок имеет низкую скорость передвижения. Кроме того, можно не использовать подъемно-поворотное устройство, что значительно снижает затраты на рабочий снегоуборочный комплект.
Снегоуборка мотоблоком производительная из-за того, что устройство занимает не только переднюю позицию, но и поворачивается влево-вправо под углом 300. Ширина захвата зависит от модели подъемно-поворотного ковша. Если используется металл толщиной 3 мм, стандартная величина равна одному метру.
Оснащая мотоблок снегоуборочным инвентарем, важно приобрести металлические грунтозацепы. Они облегчают снегоуборку и повышают ее качество.
Конструктивные особенности отвалов
Все снегоотвалы имеют общую конструкцию и принцип работы, хоть и существует множество модификаций этого инструмента. Всем им присуща высокая маневренность, благодаря которой можно расчищать рыхлый снег высотой 30 см.
Отвал для мотоблока имеет такое строение:
- рабочий орган: лопата-отвал или нож;
- механизм регулировки угла поворота;
- крепежный узел, обеспечивающий крепление лопаты на шасси силового агрегата.

Схема мотоблока с отвалом
Чтобы уменьшить вибрацию инструмента во время работы и защитить его от механических повреждений, некоторые модели оснащают пружинно-возвратным механизмом, а на нож устанавливают кордовую резиновую ленту.
Отвал для мотоблока может быть оснащен такими насадками:
- металлическими ножами для выравнивания грунта;
- резиновыми пластинами для расчистки сугробов.
Выбирая модификацию инструмента, важно убедиться в возможности его установки на механический тягач.

Резиновая пластина для отвала на мотоблок
Видео по теме: Отвал для мотоблока своими руками
specnavigator.ru
Отвал / снегоуборщик для мотоблока — изготовление своими руками
Нередко за несколько зимних дней выпадает такое количество снега, что убрать его при помощи одной только лопаты бывает достаточно затруднительно. В таком случае на помощь придет мотоблок, который можно оборудовать самодельным отвалом. Это поможет расчистить территорию, сэкономив свои силы и время.
Конструктивные особенности отвала
Отвал – это навесное оборудование в виде лопаты или ковша, устанавливаемого на мотоблок с целью расчистки придомовой территории от снежных масс и мусора, а также выравнивания почвы. Снегоуборщик для мотоблока значительно упрощает уборку, и может использоваться, как на придомовом участке, так и на территории общего пользования.
Конструктивно отвал на мотоблок состоит из трех основных элементов – лопаты, крепежного узла и механизма настройки углов поворота лопаты. Отвалы, представленные сегодня в магазинах сельскохозяйственной техники, оборудованы лопатами с отличающимися между собой модификациями. Разница между ними, в основном, заключается в устройстве и принципе их функционирования.
Как правило, снегоотбрасыватель для мотоблока работает в нескольких положениях:
- только вперед;
- с уклоном на 30 ° влево;
- с уклоном в 30 ° вправо.
Перед тем, как приступить непосредственно к изготовлению снежного отвала, следует подобрать оптимальный угол положения лопаты, и зафиксировать его на мотоблоке, воспользовавшись Г-образного креплением.
Как сделать отвал для мотоблока своими руками?
Лопата для мотоблока – это один из наиболее простых вариантов отвала, однако это не значит, что на ее изготовление потребуется 30 минут времени и минимум подручных материалов. Напротив, если вы хотите сделать лопату на мотоблок, вам потребуется тщательно подготовиться и заранее приобрести все необходимые инструменты и материалы.
Для того чтобы самодельный отвал получился как можно более качественным обязательно изучите чертежи. Они подскажут вам размеры и порядок крепления элементов приспособления для расчистки.
После детального изучения чертежей подготовьте все необходимое оборудование и материалы. Для работы вам понадобится:
- жестяные листы, толщиной не менее 3 мм. Размеры листов должны составлять 85 x 22 x 45 см;
- 1 металлическая стойка – для этого подойдет стальная труба;
- 4 ребра жесткости, толщиной около 4 мм;
- полоса из стали такой длины, чтобы ею можно было охватить отвал. Толщина полосы должна составлять не менее 5 мм;
- 2 проушины для крепления тяги отвала;
- набор шайб и гаек;
- квадратная труба, сечением 4×4 см и длиной 1 м;
- комплект сверл, диаметром 5–6 и 8–9 мм;
- плоский кусок резины;
- 2 штанги, длиной 52 см каждая;
- 1 лист стали, толщиной 10–12 мм с размерами 60 x 60 см;
- аппарат для сварки;
- болгарка с дисками для резки стали;
- перфоратор или электрическая дрель.
Имея под рукой все вышеперечисленные материалы и инструменты, вам будет проще изготовить навесной снегоуборщик для мотоблока. Правильный порядок действий выглядит следующим образом:
- В первую очередь сделайте заборный ковш. Для этого возьмите ребра жесткости и сварите с них каркас с тремя горизонтальными и четырьмя вертикальными направляющими .Далее нагрейте газовой горелкой стальные листы и аккуратно согните металл таким образом, чтобы он получил форму ковша. Готовый элемент приварите к каркасу из ребер жесткости. В итоге у вас должен получиться снежный отвал идентичный тому, что показано на фото;
- Далее сделайте нож для уборки снега – этот элемент должен измельчать слежавшийся снег и усилить снегоочиститель на мотоблок. Чтобы изготовить нож, возьмите стальную полоску и просверлите в ней 3 одинаковых отверстия, диаметр которых должен составлять 5–6 мм. Дистанция между ними не должна быть меньше 10 см. Далее закрепите нож болтами, положив между ним и ковшом резиновую прокладку;
- Следующим шагом станет изготовление и монтаж механизма крепления. Отрежьте кусок трубы, сечением 4×4 см и приварите его к тыльной стороне ковша примерно посередине элемента. В средней части трубки приварите деталь в форме полукруга – для этого возьмите толстый кусок стали. В полукруге проделайте 3 одинаковых отверстия, которые в дальнейшем понадобятся для вкручивания болтов;
- Далее возьмите такой же кусок трубы и сделайте из нее держатель, напоминающий по форме букву «Г». Один из концов держателя аккуратно вставьте в одно из отверстий в полукруге, а второй конец надежно закрепите на раме мотоблока;
- Регулировать высоту подъема ковша можно посредством двух болтов, вкрученных в поверхность имеющихся углублений в квадратной трубе. Более детально об изготовлении снегоуборочного отвала расскажет видео.
Сделав лопату на мотоблок для уборки снега нужно обязательно проверить работоспособность приспособление. В первую очередь протестируйте исправность механизма регулировки высоты отвала – это даст уверенность в том, что при уборке во дворе вы не повредите декоративное покрытие придомовой территории. Снегоуборочная приставка к мотоблоку не должна перевешивать сельскохозяйственную машину – если вы заметили, что центр тяжести агрегата и навесного оборудования нарушен, то обязательно закрепите в задней части мотоблока утяжелители.
Отвал из газового баллона – как сделать своими руками?
Один из наиболее распространенных вариантов – это изготовление отвала из бочки, объемом 200 л, или из газового баллона. Такая насадка для уборки снега успешно справиться с расчисткой придомовой территории от слежавшихся заледенелых снежных масс, и сэкономит ваше время и силы.
Как и в первом случае, вам понадобится детальная схема, в которой будут подробно описаны все размеры и место установки основных элементов снегоочистителя.
Далее чтобы сделать шнековый или роторный снегоуборщик потребуется подготовить те же материалы и инструменты, что и в первом случае. Стальные листы и ребра жесткости можно не покупать – вместо них будет использоваться баллон или бочка.
Снегоотвал для мотоблока изготавливается следующим образом:
- Разрежьте пустую бочку или баллон на 3 части – в итоге у вас должны остаться 3 криволинейных сегмента, из которых нужно сделать лопату;
- 2 сегмента из полученных трех приварите друг к другу по контуру. В результате вы получите изделие, толщиной 3 мм – этого вполне хватит для качественной уборки снега;
- Для усиления нижней части отвала установите прочный стальной нож. В ноже проделайте сверлом 3 отверстия с шагом 10 и диаметром 6 мм. При установке ножа на ковш положите между элементами резиновую прокладку;
- В средней части установленной трубы приварите полукруг, в котором заранее проделайте 3 отверстия – они будут использоваться для надежной фиксации поворотных углов ковша;
- Из другого куска трубы сделайте держатель Г-образной формы. Один из концов детали вставьте в одно из отверстий в полукруге, а второй – закрепите на раме мотоблока. Результат проделанной работы вы можете посмотреть на фото.
Готовая снеговая лопата поможет убрать большое количество свежевыпавшего и слежавшегося снега. Благодаря большой ширине ковша, вы сможете расчистить значительную полосу, сэкономив свое время и силы.
Для более качественной очистки придомовой территории на изготовленный отвал может быть установлена щетка подметальная. Она должна крепиться сразу позади ковша посредством болтов. Если вы желаете задействовать этот элемент, то при изготовлении отвала к боковым его частям нужно приварить 2 трубы, длиной не менее 1 м. К трубам перпендикулярно приваривается третья труба, а к ней – сама щетка.
Установка снегоуборщика на мотоблок – о монтаже в деталях
Крепление отвала к мотоблоку должно осуществляться посредством системы кронштейнов, которые следует приварить к несущей конструкции мотоблока. В качестве дополнительных фиксаторов воспользуйтесь двумя тягами, которые будут находиться в нерабочем состоянии. Тяги будут служить для того, чтобы снизить нагрузку на используемые кронштейны.
Использовать для крепления болты без кронштейнов не рекомендуется по ряду причин. Во-первых, они могут примерзнуть к конструкции, из-за чего вы не сможете снять отвал с мотоблока. Во-вторых, болты, даже анкерные, при эксплуатации мотоблока с отвалом будут поддаваться сильной вибрации, что приведет к их деформации или потере прямо во время уборки. В-третьих, болты не смогут удерживать ковш, полный снега. В результате этого крепежи рано или поздно сломаются.
Правила эксплуатации мотоблока с самодельным отвалом
Для того чтобы чистка снега прошла без неожиданных казусов, следует придерживаться определенных правил использования самодельного отвала. К ним относится:
- чтобы сэкономить ресурс двигателя используйте отвал для уборки снега, высотой не менее 5 см – в других случаях можно задействовать только подметальную щетку, подняв ковш;
- при использовании мотоблока с отвалом заранее наденьте на колеса агрегата специальные противоскользящие цепи – они предотвратят занос машины на гололеде;
- при регулярной уборке большого количества снега время от времени проверяйте двигатель мотоблока – при работе с навесным оборудованием он поддается повышенному нагреву и износу, что может привести к закипанию масла в моторе;
- регулярно проверяйте надежность крепежей – кронштейны, на которых появились трещины, немедленно замените;
- чтобы снегоуборочная приставка не треснула и не деформировалась, тщательно выставляйте высоту ее положения над покрытием придомовой территории;
- ни в коем случае не пытайтесь соскрести остатки снега с покрытия нижней частью ковша – для этого у вас есть подметальная щетка;
- постоянно следите за тем, чтобы снег и куски льда не попадали внутрь мотоблока сквозь решетку и отверстия в кузове – это может привести к поломке мотора, повреждению поршневой группы и карбюратора, а также короткому замыканию внутри проводки мотоблока. Для защиты агрегата все имеющиеся в его кузове отверстия закройте стальными щитками. При этом последние должны быть установлены так, чтобы задние их части были немного отогнуты от кузова. Таким образом, к двигателю будет попадать воздух, необходимый для его охлаждения;
- перед установкой и использованием отвала установите перед передними колесами мотоблока защитную пластину – она будет препятствовать попаданию на детали подвески агрегата льда и снежных масс, таяние которых приведет к образованию ржавчины на деталях;
- если при поднятии или опускании ковша вы обнаружили странные скрипы, издаваемый тягами отвала, обязательно смажьте болты и кронштейны солидолом;
- по окончанию зимнего сезона прежде, чем отнести отвал в гараж для хранения, тщательно очистите его от остатков снега и просушите. После этого поверхность ковша, тяги, крепежные кронштейны и болты обработайте средством против ржавчины;
Все перечисленные советы по изготовлению, установке и эксплуатации самодельного отвала подойдут для мотоблоков Салют, Агро, ОКА, Патриот, МТЗ, Агат, Каскад, а также Нева МБ-1 и МБ-2.
o-motoblokah.ru